Социализация включает в себя: Ошибка 403 — доступ запрещён

1.1. Понятие социализации | Электронная библиотека

Социальная работа / Социальная работа с молодёжью / 1.1. Понятие социализации

Термин «социализация» означает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация — процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий  самовоспроизводство  общественной жизни.

Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Общество с целью воспроизводства социальной системы и сохранения своих социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и другие), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в  социальную среду, систему существующих социальных связей.

Социализация – это процесс адаптации и интеграции человека в общество путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную среду, в ходе которой происходит её приспособление, сложилось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Понятие адаптации означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно означает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Различают следующие

уровни адаптации:

— целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать, как вести себя, но, соглашаясь с требованиями социальной среды, он продолжает придерживаться своей системы ценностей;

— взаимная терпимость, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

— аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, которая возникает на основе терпимости и проявляется во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных характеристик человека;

— ассимиляция или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Социализацию Т. Парсонс определяет как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами социентальной общности и устанавливают определенный социальный статус»[1]. 


[1] Цит. по: Громов И.А. Западная теоретическая социология / И.А.


Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. — 1996. — С.173.

Большой вклад в разработку концепции социализации внес известный американский социолог Р. Мертон. Он предложил типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основе типологии – соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Предложенный подход позволил выделить 5 типов личности.   

Оптимальным для общества типом личности является тот, который признает и социальные  ценности, и идеалы, и нормы их достижения. Такую личность Р. Мертон определил как конформистскую.   

Экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей дает второй тип личности – инновационный

.    

Экспериментирование в области социальных целей (отказ от традиционных целей и ценностей и выдвижение новых) при сохранении верности традиционным нормам социального поведения дает третий тип личности — ритуализированный.  

Изоляционистский тип личности характеризуется неприятием социальных целей и средств их достижения, при этом человек уходит в свой собственный мир, стремясь не соприкасаться с обществом вообще.  

Пятый тип, «мятежник», или бунтующий человек, напротив, при отрицании социальных ценностей и идеалов, а также при отрицании социально одобряемых средств достижения этих ценностей стремится активно им противостоять, выдвигая и утверждая инновационные идеалы и нормы поведения.  

Рассмотрение данной типологии показывает, что от результата социализации и сложившегося типа личности, зависит  степень интегрированности общества и уровень его стабильности. Идеальным вариантом социализации личности  является первый тип, отвечающий культуре общества и адаптированный в ней.

Таким образом, социализация рассматривается через понятие «адаптация», как процесс приспособления к культурным, психологическим и социальным факторам среды.

Однако социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия (влияния) социальной среды на личность. Историческое развитие характеризуется нарастающей тенденцией автономизации  личности. Этот процесс связан не столько с приспособлением к среде, сколько с саморазвитием и самореализацией личности.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. С содержательной стороны для личности социализация является продуктом пересечения действия трех факторов:

— врожденных механизмов,

— социальных условий,

— сознательного, направленного образования, обучения и воспитания.

Диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Этот процесс распадается на различные этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап не может наступить.

Понятие социализации в социологии

7.09.2020

Социализация включает в себя структурированный в социальном пространстве и времени процесс активно-избирательного освоения, использования и созидания индивидами социального опыта. С другой стороны, это процесс интеграции человека в общественную жизнь, в ходе которого индивиды становятся членами социальных групп, субъектами деятельности, личностями, способными выполнять и выполняющими определенные социальные роли. Социализация — это процесс взаимодействия индивида и социальной среды, основное содержание которого состоит в передаче и освоении социального опыта, становлении общественного человека и в конечном счете — воспроизводстве самого общества.

Продукт социализации представляет собой совокупность четырех составляющих: нового поколения людей определенных социальных типов; личности как живого носителя макро- и микроусловий, в которых и посредством которых индивид реализует свою социальную сущность; человека как субъекта деятельности; индивидуальности во всём богатстве ее проявления.

В процессе социализации выделяются две составляющие. Первая — явная социализация, дифференцированная по признаку осознания целей воздействия на личность. Иначе говоря, это целенаправленные воздействия на формирующуюся личность (объект социализации), которые производятся различными социальными институтами, организациями, коллективами и отдельными лицами, т. е. агентами социализации.

В свою очередь, в процессе явной социализации можно вычленить две стороны. Одна представлена собственно воспитанием, обладающим педагогической целью, необходимыми условиями воспитания, самими воспитанником и воспитателем, а также средствами воспитания. Педагогическая деятельность направлена на нивелирование, уменьшение противоречий между субъективными характеристиками воспитуемого и требованиями, предъявляемыми к нему обществом. В процессе воспитания (как целенаправленного воздействия на воспитуемого) должно происходить и в той или иной мере происходит их приближение к господствующим в данном обществе нормам и образцам поведения, формам деятельности, идеалам, ценностям.

Такое развитие личности воспитуемого делает его способным к самостоятельной реализации в качестве полноценного члена общества.

Другая сторона процесса явной социализации представлена внешними воздействиями на формирующуюся личность со стороны различных агентов (исключая сферу собственно воспитательных воздействий), таких как сверстники, друзья, соседи и т. п. В результате подобных воздействий может происходить социализация, приводящая как к позитивным, так и к негативным, осуждаемым, иногда преступным образцам поведения.

Вторая составляющая целостного процесса социализации — это латентная социализация. По сути, это совокупность различных влияний, которые испытывает формирующаяся личность, вступая во взаимодействие с объективно существующей системой отношений между людьми, отношений людей с окружающим социальным и предметным миром, т. е. всем тем, что в некоторый момент неподвластно людям, не осознается ими, но объективно является фактором развития личности.

Процесс социализации, с любой точки зрения — со стороны общества или личности, — включает в себя как стихийные, так и сознательные моменты. Понятия явной и латентной социализации призваны конкретизировать вопрос о соотношении стихийного и сознательного в этом процессе.

Ключевые слова: Социализация

Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.

Материалы по теме

Когнитивная и социальная зрелость личности

Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012

Социологическая теория Эмиля Дюркгейма

Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства

Потребительская социализация

И.А. Арташина.. Поведение потребителей

Факторы социализации

Горбунова М. Ю., Социальная психология

Признаки социального института

Фролов С.С., Основы социологии

Социализация: смысл термина и назначение

Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных…

Cоциализация и ее институты, их история

Кон И.С. — Психология ранней юности

Социализация юношества

Обозов Н.Н., Возрастная психология

[Решено] Социализация включает культурную передачу и

Этот вопрос ранее задавался в

CTET Июль 2013 г. Документ — 2 Математика и естественные науки (L — I/II: хинди/английский/санскрит)

Попытка онлайн

Просмотреть все CTET Papers >

  1. препятствует бунту.
  2. развитие индивидуальной личности.
  3. вмещает детей в этикетки.
  4. обеспечивает эмоциональную поддержку.

Вариант 2: развитие личности.

Бесплатно

CTET Paper 1 – 16 декабря 2021 г. (англ./хин/санс/бен/март/тел.)

1,7 миллиона пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Социализация  известна как процесс включения человека в социальный мир. Это процесс, посредством которого человека от рождения до смерти учат нормам, обычаям, ценностям и ролям общества, в котором он живет. Это средства, с помощью которых человеческие младенцы начинают приобретать навыки, необходимые для выполнения функций членами своего общества.

Ключевые моменты   Роль социализации:

  • Социализация готовит людей к социальной жизни, обучая их общим нормам, ценностям, убеждениям и поведению группы.
  • Роль социализации заключается в ознакомлении людей с нормами данной социальной группы или общества. Он готовит людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы.

Цели социализации:

  • Во-первых, социализация учит контролировать импульсы и помогает людям развивать совесть.
  • Во-вторых, социализация учит людей, как подготовиться и выполнять определенные социальные роли — профессиональные роли, гендерные роли и роли таких институтов, как брак и родительство.
  • В-третьих, социализация культивирует общие источники смысла и ценности. Благодаря социализации люди учатся определять, что важно и ценно в рамках конкретной культуры.

Заключение:  Термин «социализация» относится к общему процессу, но социализация всегда происходит в определенных контекстах. Социализация культурно специфична: люди в разных культурах социализируются по-разному, придерживаются разных убеждений и ценностей и ведут себя по-разному. Цели социализации состоят в том, чтобы научить нас контролировать биологические импульсы в детстве, развить совесть, соответствующую нормам общества, научить и развить смысл социальной жизни (то, что важно и ценно), а также подготовить нас к различным социальным роли и как мы будем их исполнять. Итак, отсюда мы делаем вывод, что социализация способствует формированию и личности личности. Следовательно, вариант (2) правильный.

Скачать решение PDF

Поделиться в WhatsApp

Последние обновления СТЕТ

Последнее обновление: 1 апреля 2023 г.

Выпущено уведомление CTET 2023. Заявки на CTET июля 2023 года можно подавать в период с 27 апреля 2023 года по 26 мая 2023 года. Экзамен проводится для определения права кандидатов на преподавательские должности в государственных школах по всей стране. Письменный CTET состоит из двух статей. Кандидаты могут быть представлены для работы 1 (для учителей 1–5 классов), работы 2 (для учителей 6–8 классов) или обоих. Кандидаты должны практиковать вопросы с помощью пробных тестов CTET и документов CTET за предыдущий год, чтобы понять тенденцию вопросов, поступающих на экзамен.

Полная информация о значении и средствах социализации | Введение в социологию |

Социализация

Человеческий младенец появляется на свет как биологический организм с животными потребностями. Он постепенно превращается в социальное существо и учится социальным способам действия и чувства. Без этого процесса формирования ни общество не могло бы продолжаться, ни культура не могла бы существовать, ни индивидуум не мог бы стать личностью. Этот процесс формирования называется «социализацией».

Каждый человек пытается приспособиться к условиям и среде, преимущественно определяемым обществом, членом которого он является. Если он этого не делает, он становится социальным непокорным и возвращается в строй благодаря усилиям группы, членом которой он является. Этот процесс приспособления можно назвать социализацией.

Разные социологи по-разному определяют социализацию.

По данным Е.С. Богардус «Социализация — это процесс совместной работы, развития групповой ответственности или руководства потребностями благополучия других»,

В.Ф. Огберн определяет: «Социализация — это процесс, посредством которого человек учится соответствовать нормам группы».

Лундберг говорит, что «социализация состоит из сложных процессов взаимодействия, посредством которых человек усваивает привычки, убеждения, навыки и стандарты суждений, необходимые для его эффективного участия в социальных группах и сообществах».

Согласно H.T. Маджумдара «Социализация как процесс, посредством которого изначальная природа превращается в человеческую природу, а индивидуум — в личность».

А.В. Грин полагает: «Социализация — это процесс, посредством которого ребенок приобретает культурное содержание, наряду с самостью и личностью».

Согласно Хортону и Ханту «Социализация — это процесс, посредством которого человек усваивает нормы своих групп, так что возникает отчетливое «я», уникальное для этого человека».

Питер Уорсли объясняет: «Социализация как процесс передачи культуры процесс, посредством которого люди усваивают правила и обычаи социальных групп.

Агентства социализации:

Процесс социализации протекает не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Это процесс, который начинается с рождения и продолжается непрерывно до самой смерти человека. Это непрекращающийся процесс. Раньше термин «социализация» не применялся к опыту обучения взрослых, а ограничивался детьми. Однако в последнее время концепция социализации была расширена и теперь включает аспекты поведения взрослых. Теперь это рассматривается «как процесс взаимодействия, посредством которого поведение человека модифицируется, чтобы соответствовать ожиданиям членов групп, к которым он принадлежит».

Мыслители описывают этот процесс со ссылкой на детей только потому, что они вводятся, когда человек осознает себя, а другие отсутствуют. Когда человек начинает читать книги, слушать сказки и получает возможность представить себе идеальное общество, становится трудно отделить субъективные факторы от объективных и оценить их соответствующий вклад в социализацию ребенка.

Поскольку социализация является важным делом для общества, нежелательно, чтобы социализация ребенка была оставлена ​​на волю случая, а контролировалась через институциональные каналы. То, каким будет ребенок, важнее, чем то, кем он является. Именно социализация превращает ребенка в полезного члена общества и придает ему социальную зрелость. Поэтому очень важно знать, кто социализирует ребенка.

Существует два источника социализации ребенка. К первым относятся те, кто имеет над ним власть; вторыми являются те, кто равен ему по власти. К первой категории могут относиться родители, учителя и пожилые люди. Во вторую входят товарищи по играм, друзья и товарищи по клубу. Его обучение различается по содержанию и значению в зависимости от того, получено ли оно из того или иного источника. В одну категорию входят отношения принуждения, в другую — отношения сотрудничества.

Отношения принуждения основаны на одностороннем уважении к авторитетному лицу, а отношения сотрудничества основаны на взаимопонимании между равными. Правила поведения первой категории ощущаются как высшие, абсолютные и внешние, но правила второй категории сами по себе не имеют превосходства или абсолютности, а просто являются действующими принципами ассоциации. Лица, имеющие власть над ребенком, обычно старше его, в то время как лица, разделяющие с ним равные права, могут быть одного возраста.

Есть причины, по которым социализация должна проходить авторитарными способами. Образцы поведения, ожидаемые в культуре, являются врожденными; иногда они даже противоречат биологической склонности. Поэтому совершенно необходимо, чтобы лицам, ответственным за социализацию ребенка, была дана власть требовать послушания. Эта сила может быть дана только пожилым людям, потому что, когда начинается процесс социализации, у младенца нет ни младших, ни способности общаться с равными.

Таким образом, родители являются первыми людьми, которые социализируют ребенка. Они не только тесно связаны с ним в семейной системе, но и физически ближе к ребенку, чем другие. Мать является первой из родителей, кто осуществляет процесс социализации. Именно от нее исходят самые ранние социальные раздражители, которым подвергается ребенок. Он реагирует на эти стимулы, имитируя их. При большом возрастном и опытном промежутке, отделяющем ребенка от родителей, он не может в полной мере понять логику и характер всего того, что они ему передают.

В случае, если ребенок не следует правилам, его могут принуждать, потому что с социальной точки зрения существенно не то, чтобы ребенок был «освобожден» от табу, чтобы выразить свою личность. Но чтобы его научили народным обычаям и нравам и оберегали от самого себя в период его ребячества.

Следовательно, то, что ребенок усваивает в первую очередь, является в основном моралью или сдержанностью. Общество передает, не рискуя, наиболее ценные части своего наследия. Таким образом, социальная мораль — это вопрос не рационального понимания, а чувства долга.

Ребенок приобретает что-то от себе подобных, чего он не может получить от лиц, наделенных властью. От них он усваивает мораль сотрудничества и некоторые неформальные аспекты культуры, такие как маленькие народные обычаи, причуды и увлечения, тайные способы удовлетворения и запретное знание. Знание таких вещей необходимо с социальной точки зрения.

Например, знание половых отношений считается в нашем обществе чем-то нежелательным для юноши, пока он не женится. Если такие знания строго запрещены до брака, выполнение многочисленных функций половой жизни может быть затруднено после брака. Так что знание секса не исключается полностью, хотя формально считается нежелательным. Это знание, которое ребенок приобрел в эгалитарной группе, хотя ребенок не может получить столько знаний от другого ребенка того же возраста, что и он, получить от другого ребенка, который учится в эгалитарной группе понимать правила как часть совместных усилий. , поскольку он учится отстаивать свои права без защиты авторитета или беспредметной зависимости, он приобретает то, что очень трудно, если вообще возможно, получить в отношениях авторитарного типа.

Таким образом, как авторитарные, так и уравнительные отношения способствуют социализации ребенка. Вещи, требующие дисциплины и ответственности в передаче, отдаются авторитарным отношениям, простые вещи — уравнительным отношениям.

Кратко упомянутые главные органы социализации следующие.

1. Семья:

Родители или семьи первыми социализируют ребенка. Они не только тесно связаны с ребенком, но и физически ближе к нему, чем другие. От родителей он учится своей речи и языку. Его учат общественной морали. Он учится уважению к лицам, облеченным властью. В семье он учится ряду гражданских добродетелей.

Семью по праву называют колыбелью общественных добродетелей. Первые уроки ребенок получает в сотрудничестве, терпимости, самопожертвовании, любви и привязанности в семье. Окружение семьи влияет на развитие ребенка. Психологи показали, что человек такой, каким он становится в семье.

В плохой семье ребенок усваивает дурные привычки, а в хорошей семье — хорошие. Важной причиной преступности несовершеннолетних является неблагоприятное семейное окружение. Во время выбора партнера родители также пытаются узнать семейную историю мальчика и девочки, чтобы узнать их хорошие и плохие стороны.

Отношения между родителями и ребенком носят сдерживающий характер. Родители старше его и имеют право требовать послушания. Если ребенок не следует правилам, его могут принудить. Из родителей именно мать первой начинает процесс социализации. Семья продолжает оказывать влияние на всю жизнь. Существует обширная литература о семье, описывающая ее роль в обществе.

2. Школа:

Школа является вторым агентством социализации. В школе ребенок получает образование, которое формирует его представления и взгляды. Хорошее образование может сделать ребенка хорошим гражданином, а плохое образование может превратить его в преступника. Большое значение в социализации имеет образование. Хорошо спланированное образование может произвести социализированных людей.

3. Товарищи или друзья:

Товарищи по играм и друзья также являются важным средством социализации. Отношения между ребенком и его товарищами по играм носят равноправный характер. Он основан на сотрудничестве и взаимопонимании. В основном они одного возраста. Ребенок приобретает что-то от своих друзей и товарищей по играм, чего он не может получить от родителей. От них он усваивает мораль сотрудничества и некоторые неформальные аспекты культуры, такие как мода, причуды, увлечения, способы удовлетворения и запретное знание. Знание таких вещей необходимо с социальной точки зрения. Например, знание половых отношений считается в нашем обществе чем-то нежелательным для юноши, пока он не женится. Если такие знания строго запрещены до вступления в брак, выполнение многочисленных функций сексуальной жизни может быть затруднено в более позднем браке. Эти знания ребенок получает от своих друзей и товарищей по играм.

4.

Добавить комментарий