Виды и формы 📙 социальной дезадаптации
- Понятие «социальная дезадаптация» в современной социальной психологии
- Типы социальной дезадаптации
- Ключевые формы социальной дезадаптации
Сегодня социальная дезадаптация считается часто встречающимся термином, применяемым социологами для определения потери способности образованию удачных и продуктивных социальных коммуникаций личности с прочими членами общества.
В таких научных направлениях деятельности как социология, психология и педагогика социальная дезадаптация считается исключительным фактом, и непосредственно данные науки дают разные определения данному понятию.
По мнению специалистов, социальная дезадаптация является полная либо частичная потерей индивидом способности адаптироваться к условиям окружающего социума. Социальная дезадаптация обозначает расстройство взаимосвязей человека с социальным окружением. Данное расстройство взаимосвязей квалифицируется отсутствием возможностей осуществлять индивидом в определенных микроскопических социальных условиях собственной положительной социальной роли, которая отвечает человеческим возможностям.
В ситуации, если индивид чувствует внутреннее дискомфортное состояние и теряет навыки адаптироваться в окружающей среде, тогда он не имеет эффективной возможности взаимодействия с иными индивидами. Это может привести к изолированию и формированию разных психологических отклонений, а также болезней нервной системы. В то же время, присутствует два направления развития поведенческих действий личности: первое – человек преднамеренно начинает уклоняться от общения и взаимосвязей из-за того, что он просто боится общаться, и второе – либо показывает проявление агрессии относительно окружающего социума.
Социальная дезадаптация имеет некоторое количество характерных ей свойств. К данным свойствам необходимо отнести обостренное раздражение, преднамеренное уклонение от коммуникаций с окружением, стремление вести одинокий образ жизни, не поддерживая отношения даже с близкими родственниками. Вместе с этим, индивид так сильно отгораживается от окружения, что больше не в состоянии воспринять других людей и допустить, что присутствует отличительная позиция по многим вопросам, а также услышать другого человека.
Диагностику дезадаптации возможно осуществить в то время, когда индивид начинает не видеть важнейшие события и процессы, которые протекают в обществе и в государстве. Ко всему прочему, индивид осуществляет перемещение в выдуманную им же самим действительность, отчасти производя ее подмену взаимоотношениями с некоторыми людьми. В данной ситуации, человек теряет не лишь возможности к полновесным коммуникациям, но и к своему индивидуальному развитию личности, поскольку отгораживаясь от общества, он утрачивает все направления для поиска воодушевления, новых навыков, а также познаний.
Дезадаптация является целостным процессом. Это обозначает, что данный процесс имеет возможность распада на некоторое количество типов, с учетом от расширения и затруднительности диагностирования. К примеру, некоторые специалисты осуществляют выделение следующих типов:
- Физическая дезадаптации. Данная дезадаптация взаимосвязана с врожденными либо обретенными физическими особенностями человека, которые уменьшают дееспособность, усложняют перемещение, самостоятельное обслуживание и так далее. Ключевыми факторами, которые определяют состояние физической дезадаптации считаются: понижение всеобщего физического состояния здоровья, увеличение степени возможности заболеть, уменьшение физической, функциональной подготовки, а также мотивирования к занятиям спортом.
- Психологическая дезадаптация. При развитии психологической дезадаптации поведенческие действия индивида начинают не отвечать жизненным обстоятельствам. Специфика данных действий состоит в выражении ситуативности либо зависимости от некоторых условий. Например, на производстве, среди сотрудников индивид ощущает себя в дискомфортном состоянии. Однако в домашних условиях с его психологическими и эмоциональными условиями все в норме. Или человека уютно исключительно в той ситуации, когда вокруг отсутствуют люди.
- Экономическая дезадаптация. Она проявляется в отсутствии способности индивида либо группы индивидов, к примеру, семьи, удовлетворить собственные потребности в еде, жилище, одежде, а также иных экономических потребностях.
- Профессиональная дезадаптация. Данная дезадаптация выражается в отсутствии трудовой деятельности, отклонении между степенью подготовленности и осуществляемой трудовой деятельностью, постоянной раздраженностью профессиональной деятельностью, а также в недоброжелательном влиянии профессиональной деятельности, а также не существовании в трудовой зоне требуемых условий выполнения собственных обязанностей.
Также эта дезадаптация проявляется в стойких нарушения активного процесса адаптации человека к условиям профессиональной деятельности, которые вызваны отсутствием возможности реализации цели своей деятельности.
- Социально-бытовая дезадаптация. Она обозначает отсутствие способности индивида реализовывать полновесную жизнедеятельность в обществе, а также осуществлять обслуживание себя в плане быта. Присутствие данной дезадаптации у индивида, в большинстве случаев, обозначает присутствие инвалидности либо военных действий на территории проживания человека.
К примеру, в итоге военных действий индивид обретает статус беженца, находясь в лагерь для беженцев, становиться полностью неадаптированным к условиям жизнедеятельности в лагере. Когда индивид теряет способность самостоятельно обслуживать себя, а также вести социальную жизнедеятельность и не может трудиться, тогда на государственные структуры возлагаются обязанности по его финансовому содержанию. Индивидам, которые утратили возможность к самостоятельному обслуживанию, потребуется социальное поддержание со стороны родственников и государства.
- Правовая дезадаптация. Данная дезадаптация выражается в отсутствии определенности, неприспособленности к социальной среде из-за различия целей и ценностных ориентаций группы, выраженных в правовых нормах, либо потере общественного правового статуса. В данной ситуации индивид не имеет возможности реализации собственных прав, а также отсутствуют государственные гарантии получения социальных благ.
У человека в силу определенных причин отсутствует возможность либо он не умеет полностью или частично усвоить правовые нормы и культуру, а также принять социальные роли. К примеру, человек без определенного местожительства, потерявший свой паспорт, утрачивает собственный статус гражданина.
- Ситуационно-ролевая дезадаптация. Она выражается в не состоянии индивида либо группы удачно управляться с конкретной социальной ролью, требуемой в сложившейся ситуации. Ситуационно-ролевая дезадаптация проявляется, когда человек внутренне не согласен со сложившейся определенной социальной ролью. К примеру, после потери работы индивид обретает необычный для него статус безработного.
В то же время, индивид утрачивает и некоторую степень финансового обеспечения, а стереотип покупки дорогой продукции остается. Через некоторое время возникает внутренняя конфликтная ситуация между потребностями и возможностью их удовлетворять.
- Социокультурная дезадаптация. Данная дезадаптация определяется отсутствием способности либо готовности, в том числе, отсутствием желания индивида социализации освоить требуемый масштаб познаний, ценностей и социокультурных норм, общепринятых в социуме.
К примеру, девушка сочетается браком с иностранцем, и, переезжая в другую страну, оказывается в совершенно незнакомой для нее социальной обстановке. Плохие познания иностранной речи, местных обычаев и норм выстраивания взаимных отношений на данной территории, как правило, вызывает социальное изолирование, общекультурное потрясение. В том числе, происходит зарождение неполноценности жизненных ориентиров, в духовности, а также проявляется социокультурная дезадаптация.
- Патогенная дезадаптация. Она устанавливается не лишь как явление, но и как итог разнообразных половых и возрастных преобразований, ощущаемые человеком. Ко всему прочему, на патогенную дезадаптацию воздействует индивидуальная специфика человека, отрицательные демонстрации эмоциональной и волевой области, мыслительную и интеллектуальную степень развитие, а также их специфика.
Патогенная дезадаптация проявляется отступлениями в психологическом формировании и его патологиях, включая нервно-психические болезни.
- Психосоциальная дезадаптация взаимосвязана с половой, возрастной, индивидуальной и психологической спецификой индивида. Данная специфика выражается в конкретной поведенческой неординарности индивида в обстоятельствах социальных взаимосвязей. Требуются персональные методики по работе с данными особенностями, а в определенных ситуациях – специфические коррекции.
К примеру, после насильственных действий, психологических травм, стрессовых ситуаций и так далее. Для противостояния сложившимся ситуациям потребуется профессионал, так как лишь он предоставит возможность индивиду взглянуть вглубь себя, воспринять собственные страхи и превозмочь их посредством психотерапии.
- Социальная дезадаптация. Она выражается в некотором количестве ключевых типов. Прежде всего, это разрушение моральных норм, замена ключевых восприятий ценностей и поведенческих норм в общественной жизнедеятельности.
Далее, это антиобщественные поведенческие формы, поведенческие проявления у определенных людей либо социальных групп, которые не соответствуют нормам общественной системы, причиняющим ущерб не лишь окружению, но и непосредственно человеку.
Еще один тип социальной дезадаптации заключается в деформировании структуры внутреннего регулирования человека, искривление восприятия референтных и ценностных ориентиров. Ко всему прочему, через данную дезадаптацию осуществляется деформирование общественной настроенности. Индивид утрачивает чувство мотивировки к осуществлению любого функционирования, он не понимает смысла в собственной последующей деятельности и своем совершенствовании.
Социальная дезадаптация обладает некоторым количеством форм, которые, одновременно обладают некоторыми особенностями, характерными любой из них: все типы либо формы дезадаптивного поведения выступают за пределы естественных поведенческих действий. Ко всему прочему, присутствуют такие человеческие состояния, которые вызывают появление не лишь серьезных болезней, но и стремление закончить собственную жизнедеятельность (склонности к суициду).
В некоторой литературе по психологии и социальной психологии осуществляется описание таких форм социальной дезадаптации:
- Реагирование на страх. Реагируя на страх, индивид чувствует собственное дискомфортное состояние на психологическом уровне. И непосредственно увеличение данного чувства осуществляется непосредственно в состоянии увеличенной тревоги. Все люди противостоят тревоге и страху различными путями.
Некоторые люди осуществляют употребление алкогольных напитков либо наркотических средств. Это на определенный промежуток времени убирает напряженности и тревогу. Однако это только самообман и заблуждение, так как употребление алкоголя либо наркотиков вызывает иные отрицательные последствия.
- Воспринимаемое чувство принужденности является обсессивно-компульсивным расстройством. Это непростая психическая болезнь, которое состоит из двух состояний: обсессии (страхи либо назойливые размышления) и компульсии (возобновляющиеся действия). Проще говоря, индивида всегда либо эпизодически осуществляют преследования возобновляющихся мыслей, заставляющие его осуществлять некоторые действия. Данное состояние может быть хроническим, периодическим либо усиливающимся.
Невзирая на то, что индивид понимает собственную проблематичность, он ощущает чувство, что просто должен пить спиртное, принимать излишнюю пищу, наркотические средства, в том числе осуществлять некоторые действия. Данному индивиду непросто остановиться в осуществлении этих действий, так как это постепенно переходит в постоянную зависимость. В этом случае исключительно эксперты могут предоставить помощь определенному индивиду, и преодолеть компульсивное состояние.
В том числе, конфликт является одной из форм социальной дезадаптации. Недостаток социальных взаимосвязей, обособленность и скрытность в себе приводит к агрессии в семейных отношениях, а также по отношению к друзьям, сотрудникам либо к посторонним людям.
Учитывая то, что огромную роль в жизнедеятельности индивида на сегодняшний день играет веб-пространство, любой человек имеет возможность вбрасывать собственную агрессивность в соцсети, комментируя различную информацию. В то же время, данный индивид пользуется безнаказанностью, так как навряд ли кто-то будет разыскивать данную личность из социальной сети в реальности.
По данной причине, этот человек имеет безнаказанную возможность осуществлять угрозы, производить вымогание денежных средств, а также упорно осуществлять навязывание собственного мнения и угнетать волю прочих сограждан.
В этой ситуации, как правило, данной личности потребуется помощь эксперта для поиска ключевых причин данных поведенческих действий, и для их искоренения.
Также, психологи осуществляют выделение следующих обусловленных форм социальной дезадаптации:
- «Не умеющие» формы. Это обозначает отсутствие умений для осуществления различного функционирования, удовлетворенности основных потребностей либо обустройства на работу.
- Формы «саморазрушения». Они являются непосредственной либо косвенной аутоагрессией, проявленной нестабильной самооценкой.
- «Инертные» формы, что является излишней податливостью постороннему взгляду на определенные вещи.
- Формы «конформисты». Способность моментально осуществить смену свои принципов, а также убеждений в необычной ситуации.
- Формы «разрушители». Они представляют наклонность к агрессивности и насильственности.
- Формы «смирившиеся». Данные формы имеют устойчивый эмоционально-волевой дефект, а люди страдают апатией.
- Формы «себялюбцы». Это индивиды, имеющие завышенную самооценку, и желающие предоставить Вселенной собственное «Я» всеми методами.
- «Демонстративные» формы. Демонстрируют разлад в самооценке и во взаимных отношениях практически со всеми людьми.
- «Заблуждающиеся» формы. Индивиды, которые не в состоянии правильно осуществлять оценивание собственных действий.
- «Стремящиеся» формы. Представляют способность к признанию пагубности собственных действий, а также интенсивное стремление интегрирования с социальным обществом.
В большинстве случаев, различные формы интегрируются друг с другом. Их верное определение предоставляет возможность специалисту осуществить выбор оптимального метода психологической коррекции в процессе групповых, а также личностных занятий.
Риски дезадаптации в пожилом возрасте
ID: 2018-05-1151-A-18607
Оригинальная статья (свободная структура)
Акимова О. В.
Научный руководитель: д.c.н., профессор, Андриянова Е. А.
аспирантка 1 года обучения ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Резюме
Пожилые люди являются социально уязвимыми, поэтому они относятся к группе риска возникновения дезадаптации: социальной, психологической и психической. Старение является кризисным периодам развития, происходит переход в систему новых социальных ролей. В статье рассмотрены факторы дезадаптации в пожилом возрасте в контексте рисков социального поведения.
Ключевые слова
пожилой возраст, дезадаптация, социальная уязвимость
Статья
Актуальность. Пожилые люди в разные временные периоды занимали разное положение в обществе и оказывали на него определенное влияние. При этом ряд ученых отмечает, что постепенно положение пожилого человека в обществе становится все неопределеннее. Если прошедшие столетия характеризовались уважением к старости, старость ассоциировалась с мудростью, то на данном историческом этапе – старость становиться чем-то презренным [1]. Старость как определенный этап жизни характеризуется возрастными изменениями в организме каждого человека, изменениями его функциональных возможностей, потребностей, роли в семье и обществе, а это протекает достаточно болезненно как для самого человека, так и для его окружения [2]. Пожилые люди становятся социально невостребованными [3;4], что в свою очередь приводит к социальной изоляции и дезадаптации. Пожилые люди в современном обществе намного чаще остаются один на один с такими экзистенциальными проблемами как одиночество и страх смерти. Эта одна из причин того, что лиц пожилого возраста можно отнести к группе риска суицидального поведения. По данным ВОЗ каждый год в России добровольно уходят из жизни 40-45 пенсионеров из ста тысяч [5].
Таким образом, цель данного исследования – рассмотреть факторы дезадаптации в пожилом возрасте в контексте рисков социального поведения.
Старение — это кризисный период развития, в который происходит переход в систему новых социальных ролей. Возникновение новых групповых и межличностных отношений – это, что необходимо, для успешного процесса адаптации [6]. Изменения на физиологическом уровне в сочетании с переживанием кризисного периода существенно снижают адаптационные возможности пожилого человека. Еще одним фактором снижения адаптационного потенциала лиц, пожилого возраста является ригидность мышления. Процессы мышления затормаживаются, что приводит к трудностям адаптации к новому положению, новому статусу, новой жизни[7].
Адаптация согласно психологическому словарю определяется как «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям» [8]. В качестве внешних условий можно рассматривать, например, изменение социального статуса пожилого человека. С выходом на пенсию, наступает кризис, который и обуславливается утратой одного социального статуса («работающий человек»), и появлением другого («пенсионер»). При этом рядом ученых доказано, что в среднем данный кризис труднее переживается лицами мужского, нежели женского пола. Большое влияние в протекании данного кризисного периода играет возможность сохранения, пусть и видоизменённой, трудовой деятельности. К внутренним условиям можно отнести наступающие с возрастом физиологические изменения, в частности снижение уровня активности, обострения хронических и появление новых заболеваний, ухудшение протекания психических процессов. Многие пожилые люди достаточно болезненно воспринимают данные проявления старости, не желают признавать наличие у себя проблем со здоровьем, что в свою очередь может привести к ухудшению соматического состояния.
Понятие «дезадаптация» включает в себя множество различных аспектов, здесь можно говорить о социальной, психологической и психической её видах, которые могут встречаться у лиц пожилого возраста.
Социальная дезадаптация пожилых характеризуется нарушением взаимодействия с социальной средой. Сужение круга контактов, отсутствие желания общаться, наличие большого количества конфликтов (с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми, представителями социальных служб и т. д.) — все это является проявлениями социальной дезадаптации [9].
Психологическая дезадаптация возникает вследствие личностной деформации. Наблюдаются значительные изменения в структуре «Я-концепции» (возникновение негативного отношения к себе) [10], изменяется направленность личности, заостряются личностные особенности, изменяются особенности протекания психических процессов. Изменение «Я – концепции» лиц пожилого возраста во многом явление, обусловленное существующими в современном обществе негативными стереотипами в отношении старости [11]. Изменение направленности личности в пожилом возрасте во многом обуславливается изменением баланса между физиологическими (расширение) и социальными (сужение) потребностями. Таким образом, определяющими поведение становятся физиологические потребности.
Психическая дезадаптация является признаком возникновения заболевания. К наиболее часто встречающимся и важным психическим расстройствам в пожилом возрасте следует относить различные формы деменции (прежде всего деменции при болезни Альцгеймера и сосудистые деменции), депрессии, тревожные и соматизированные расстройства [12]. Возникающая психическая дезадаптация затрудняет взаимодействие пожилых людей с медицинским персоналам. Зачастую пожилые больные со скрытой депрессией, тревожным и соматизированным расстройствами, ипохондрией попадают на прием к врачам, которые не выявляют у них соматического заболевания. В данной ситуации пациенты могут вести себя достаточно агрессивно, обвинять врача в некомпетентности, жаловаться и т.д. [13]
Стоит отметить, что перечисленные виды дезадаптации имеют между собой двухсторонние связи.
Таким образом, дезадаптация пожилых людей имеет социальные, психологические и психические проявления. Окружающие и близкие люди должны стремиться адаптировать пожилых людей к жизненным переменам, поскольку механизм адаптации с возрастом сильно ослабевает. Сильным мотиватором для пожилого человека может быть осознание полезности и значимости для близких людей.
Литература
Литература:
- Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М.: Наука, 2003. — 255с.
- Денисова Е. А., Фатхуллина Е. В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Концепт. 2015. №S28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-psihologicheskoy… (дата обращения: 29.03.2018).
- Пожилые люди в современном обществе: модернизация региональной политики. Саратов, 2010. С. 39-40.
- Чернышкова Е. В., Андриянова Е. А. Потребление медицинских услуг пожилыми людьми в контексте социального неравенства (на примере Саратовской области) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. №1. С. 138-141
- Предотвращение самоубийств. Глобальный императив. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/257606/9789241564779_ru.pdf
- Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии. // Мир психологии, 1999, №2, с. 96-106.
- Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. – Владивосток, 2003. – 257 с.
- Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь// Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко –– СПб, 2004. – 672 с.
- Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Машанов А.А. Социальная дезадаптация личности как объект философского анализа //Фундаментальные исследования. – 2014. –№ 9 (часть 12) – С. 2806-2812
- Станиславская И. Г., Селиверстова Н. С. Я-концепция в пожилом возрасте // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №10 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ya-kontseptsiya-v-pozhilom-vozraste (дата обращения: 17.03.2018).
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.Н. Реана. СПб: Прайм-Еврознак, 2001.
- Петрюк П. Т. Психические расстройства в пожилом возрасте // Возрастная нейропсихология и нейропсихиатрия: Материалы научно-практической конференции с международным участием. — Киев, 2007. — С. 77–78.
- Боженкова К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста // Приволжский научный вестник. 2016. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lyudey-po… (дата обращения: 27.03.2018).
Файл
2018-05-1151-A-18607.pdf
Об адаптивных и дезадаптивных паттернах
Источник: Фото Джереми Бишопа на Unsplash
В чем суть психотерапии? Я задаюсь этим вопросом с начала 1990-х годов, когда я впервые познакомился со многими различными взглядами психотерапевтов на состояние человека, страдания и то, как терапия может помочь людям измениться.
Если и существует центральная точка консенсуса, в которой сходятся все различные психотерапии, то я считаю, что она находится в концепции адаптации. На самом базовом описательном уровне адаптация относится к тому, как люди приспосабливаются и реагируют на окружающую среду. В частности, это относится к тому, как отдельные лица и группы вкладывают средства в деятельность и ищут возможности и пути, которые, как они надеются, будут питательными и помогут им расти, а также пытаются избежать стрессоров, травм, рисков и разрушительных затрат.
По мере развития процессов обучения и развития появляются модели адаптации. Положительный адаптивный паттерн — это когда человек приспосабливается к ситуации таким образом, что это приводит к ценным результатам, например, он питается, растет и чувствует себя здоровым и счастливым. Неадаптивные паттерны противоположны.
Краткосрочная выгода, долгосрочные проблемы
Неадаптивная модель возникает, когда типичный способ реагирования приводит к краткосрочной выгоде, но к долгосрочным проблемам. Рассмотрим, например, то, что мы называем «тревожными расстройствами», обычно характеризуется паттернами стрессовых событий, которые вызывают тревожные чувства и угрожающие интерпретации, за которыми затем следуют паттерны избегания.
Например, рассмотрим человека с социальной тревожностью, которого приглашают участвовать в деятельности с другими людьми, которых он плохо знает. У него возникает образ угрозы, за которым следуют негативные чувства, а затем негативные реакции на то и другое. Это чувство угрозы заставляет его желать безопасности, и он возвращается в свою спальню и чувствует некоторое облегчение, что означает, что его избегание усилилось в краткосрочной перспективе. К сожалению, конечным следствием является то, что его система адаптации усвоила, что это опасный мир, и лучше всего не рисковать. Скорее всего, это не приведет к формированию паттернов роста компетентности, мастерства или связей, но заставит его чувствовать себя истощенным, находящимся под угрозой и у него будет мало путей для подпитывающих инвестиций.
Неадаптивные паттерны укореняются
Поскольку они часто усиливают, неадаптивные паттерны могут закрепляться. И такие укоренившиеся дезадаптивные паттерны развиваются не только в наших действиях или привычных способах реагирования, но и в наших паттернах чувств, мышления и отношений с другими.
Учтите, что у многих людей развивается «фобия аффекта», то есть страх отрицательных эмоций. В результате они стараются избегать чувств и страшных образов, которые давят на их сердце, и живут в состоянии хронической уязвимости. В своей прекрасной книге Терапевтическое общение , Пол Вахтел определяет, как центральная тревога и паттерны избегания являются трудностями здоровой психологической адаптации: сложности. В значительной степени люди обращаются за психотерапией, потому что они стали бояться аспектов мира или аспектов своего собственного опыта, которые большинству людей кажутся относительно безобидными. Задача психотерапевта в значительной степени состоит в том, чтобы помочь им преодолеть эти страхи и жить более полно, свободно и радостно.
Адаптация — это в значительной степени процесс отношений
Конечно, как подчеркивает реляционная модель циклической психодинамики Вахтеля, не все неадаптивные паттерны связаны с тем, как мы справляемся с помощью действий или защищаемся от чувств. Скорее, как давно отмечали он и другие теоретики и терапевты межличностных и семейных систем, адаптация — это в значительной степени процесс отношений.
Теоретики привязанности ясно показывают, как лица, осуществляющие уход, и младенцы «совместно регулируют» эмоции в танце привязанности. Семьи будут пытаться достичь привычного гомеостаза, обеспечивающего предсказуемость и ясность ролей и границ, чтобы адаптация происходила на системном уровне. И, как отмечает брачный терапевт Джон Готтман, оптимальное или проблемное функционирование обнаруживается в паттернах общения и взаимоотношений. Он использует метафору четырех всадников апокалипсиса, чтобы описать, как способы, которыми люди пытаются заставить друг друга вести себя желаемым образом, часто приводят к отгораживанию, обвинению, защите или даже презрению. Когда появляются эти стратегии реляционной адаптации, следствием обычно являются порочные неадекватные циклы травм и фрустраций.
Жесткие нарративы создают проблемные циклы
Идея неадаптивных паттернов также является центральной для более склонных к познанию терапевтов, которые исследуют интерпретации, объяснения и атрибуции, которые делают люди. Жесткие, упрощенные, чрезмерно обобщенные и экстремальные нарративы о себе, другом и мире приводят к чувствам и действиям, которые загоняют людей в ловушку проблемных циклов.
Когнитивные терапевты, нарративные терапевты и те, кто делает упор на психологическую внимательность, помогают людям понять, как жесткое мышление или критические внутренние голоса приводят к неадекватным результатам. Они помогают людям реконструировать новые нарративы или разработать рефлексивные стратегии, которые позволяют им выйти за пределы потока проблемного мышления.
Психотерапия помогает изменить дезадаптивные паттерны
Психотерапия — это сложный процесс, который имеет дело с некоторыми глубокими вопросами, относящимися к человеческому состоянию, страданиям и изменениям. Тем не менее, кажется, существует полезный способ определить ядро предприятия, разделяемое многими точками зрения. По своей фундаментальной основе психотерапия может рассматриваться как направленная на развитие способов понимания и оценки неадекватных паттернов мышления, чувств, действий и отношений, а также на укрепление здоровых, безопасных, исцеляющих отношений, которые позволяют пациентам развивать более адаптивные способы существования.
Согласны ли вы с тем, что психотерапия фокусируется на том, чтобы помочь дезадаптивным паттернам стать адаптивными?
Чтобы найти терапевта, посетите справочник Psychology Today Therapy.
Передовая статья: Этиология, патогенез и последствия неадекватных привычек
Неадекватные привычки представляют собой поведенческие модели негибкого поведения, которые отражают плохой самоконтроль и возникают, несмотря на их вредные последствия. Такое поведение приводит к нежелательным результатам в широком диапазоне жизненных областей человека. Важно отметить, что неадекватные привычки, хотя и распространены, не всегда являются симптомом расстройства. Дезадаптивные привычки развиваются как при психических/неврологических расстройствах, так и при неклинических проявлениях; и отражать неспособность к самоконтролю в зависимости от контекста. Существует множество объяснений этиологии, патогенеза и последствий дезадаптивных привычек. Тем не менее, необходимы дополнительные исследования для понимания нейробиологических и психологических механизмов, поддерживающих формирование и поддержание неадаптивных привычек.
Изучение неадаптивных привычек особенно актуально, поскольку соблазнительное поведение в Интернете еще никогда не было так легкодоступно и просто. В частности, нынешний легкий доступ к компьютерам, планшетам и смартфонам позволяет людям получать повторяющиеся и непрерывные вознаграждения, просто нажимая кнопка (например, «нравится», «купить», «ставить», «сопоставить», «смотреть», «пойти», «сопоставить» и т. д.). Более того, из-за большого количества сигналов (например, уведомлений о новых сообщениях и мыслей о захватывающем опыте других) становится все труднее сопротивляться искушению участвовать в таких действиях.
В свете сегодняшней высокой доступности готовых к употреблению вознаграждений целью этой темы исследования было объединить вклад, касающийся понимания, оценки, этиологии и последствий различных типов неадаптивных привычек. В сборник вошли десять статей, посвященных таким темам.
Рассматривая оценку импульсивного поведения, эта тема исследования включает исследование, представляющее адаптацию инструментов оценки, таких как краткая версия UPPS-P, к бразильскому населению (Pompeia et al. ). В этой статье авторы обнаружили, что психометрические свойства бразильской краткой версии UPPS-P поддерживают использование единой и общей оценки импульсивности для этой шкалы.
В двух статьях рассматривались вопросы импульсивности и неадекватного поведения в неклинических исследованиях. Жикель и др. обсудили роль факторов окружающей среды и человека (некоторые из них связаны с привычками), имеющих отношение к дорожно-транспортным происшествиям среди молодежи, и предложили стратегии их предотвращения. Желиховский и др. исследовали взаимосвязь между когнитивной импульсивностью и принятием решений у профессионалов и студентов из области управления. Они обнаружили, что когнитивная импульсивность, связанная с иммедиатизмом, ухудшает принятие сложных решений, оцениваемых с помощью теста когнитивных размышлений. Вместе эти два исследования подчеркивают актуальность рассмотрения соблазнительного и импульсивного поведения в неклинических выборках.
В рамках психических расстройств были представлены и обсуждены последствия импульсивности и неадекватных привычек в отношении суицидального поведения (Lima et al. ), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (Coutinho et al.), накопительного поведения (Novara et al. .; Vilaverde et al.), чрезмерное использование смартфонов (Khoury et al.) и расстройства питания и пищевого поведения (Strangio et al.). В этих статьях авторы представляют несколько паттернов затрудненного контроля импульсов у лиц с признаками психического здоровья, страдающих психическими расстройствами, в том числе среди их родственников. В совокупности эти исследования подтверждают взаимосвязь между привычками, импульсивностью и дефицитом сдерживающего контроля в широком диапазоне неадекватных исходов.
Наконец, нейробиологическая точка зрения на понимание этиологии и поддержания неадекватных привычек была принята в исследовании, изучающем взаимосвязь между дофаминергической системой и памятью о вознаграждении при зависимости (Richter et al.). В этой статье авторы обращаются к связи между генетическим полиморфизмом, связанным с экспрессией DRD2 (полиморфизм C957T), и памятью о вознаграждении, связанном с аддиктивным поведением.
В целом, разнообразие вопросов и областей знаний, которые внесли свой вклад в эту тему, дает недвусмысленные доказательства того, что неадаптивные привычки представляют собой широко распространенную модель поведения с нежелательными результатами в самых разных условиях. В более широком смысле эта тема исследования предлагает соответствующую основу для дальнейшего понимания многофакторной основы дезадаптивных привычек и их связи с неблагоприятными исходами на протяжении всей жизни и во всех областях жизни, как в клинических, так и в неклинических выборках. Поэтому мы призываем к дополнительным исследованиям по этой теме.
Вклад авторов
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Ключевые слова: привычки, импульсивность, зависимость, тормозные способности контроля, импульсивные расстройства (патология)
Образец цитирования: Маллой-Диниз Л.Ф., Бреверс Д. и Турел О. (2019) От редакции: Этиология, патогенез и последствия неадекватных привычек. Фронт. Психол. 10:2613. doi: 10.3389/fpsyg.2019.02613
Поступила в редакцию: 13 октября 2019 г.; Принято: 05 ноября 2019 г.;
Опубликовано: 12 декабря 2019 г.
Отредактировал и рецензировал: Эрик Лоран, Бургундский университет Франш-Конте, Франция
Copyright © 2019 Malloy-Diniz, Brevers and Turel. Это статья с открытым доступом, распространяемая на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания оригинального автора(ов) и владельца(ей) авторских прав и при условии цитирования оригинальной публикации в этом журнале в соответствии с общепринятой академической практикой.