Читать онлайн «Социальная технология в вопросах и ответах», Владимир Тарасов – Литрес
Автор благодарит сотрудников Таллиннской школы менеджеров Хелле Кельдер, Александру Чаплину и Дарию Тарасову за помощь в работе над этой книгой
Автор бестселлеров «Искусство управленческой борьбы» и «Технология жизни. Книга для героев»
Издательство «Добрая книга»
Для оптовых покупателей: (495) 650 44 41.
Адрес для переписки / e-mail: [email protected]
Адрес нашей веб-страницы: www.dkniga.ru
Книги и аудиокурсы Владимира Тарасова
Книги
Персоналтехнология: отбор и подготовка менеджеров
Технология жизни. Книга для героев
Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления
Внутрифирменные отношения в вопросах и ответах
Русские уроки японских коанов
Полководец
Управленческая элита: как мы ее отбираем и готовим
Философские рассказы для детей от шести до шестидесяти лет. Романтические истории. Опыт обычной жизни
Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни (с соавторами)
Социальная технология в вопросах и ответах
Аудиокниги
Технология жизни. Книга для героев
Полководец
Аудиокурсы
Персональное управленческое искусство
Восемь ступеней управленческого искусства
Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления
Управление по Макиавелли. Тонкости этики и технологии управления для руководителей (в двух частях)
Подробная информация о книгах и аудиосеминарах Владимира Тарасова на вебсайте издательства «Добрая книга» www.dkniga.ru
Предисловие
Социальная технология существует в двух видах.
Во-первых, в виде саморазвивающейся системы различных фрагментов повторяющегося поведения людей, животных и разного рода устройств, созданных человеком, в которой люди являются средством развития и самореализации этой системы.
Во-вторых, в виде научно-прикладной дисциплины, изучающей эту саморазвивающуюся систему и ее отдельные фрагменты, имеющей цель облегчить достижение людьми, владеющими этой дисциплиной, поставленных ими социальных целей.
Социальная технология в этом втором смысле есть проекция достижений всех существующих наук о человеке и обществе на ось рецептов. Она, как и всякая технология, отвечает на вопрос «Как?», а точнее, «Как достичь того или иного социального результата?»
Человек постигает социальную технологию, отвечая самому себе или вопрошающим его людям на возникающие вопросы, а также производя мысленные эксперименты, опирающиеся на его собственный жизненный опыт и на здравый смысл – в лучшем смысле этого слова.
Уровень владения социальной технологией у разных людей разный. В целом, этой технологией лучше владеют люди, усвоившие специальный способ мышления, а именно социально-технологический. Для людей с таким типом мышления характерен способ принятия решений не «потому, что…», а «для того, чтобы…».
Эта книга имеет целью помочь читателю ознакомиться и отчасти овладеть этим способом мышления и тем самым повысить его успешность в достижении разумных целей.
Форма изложения – вопросы и ответы на них. Такая форма позволяет читать эту книгу с любого места и в любом порядке. Главное – количество прочитанных вопросов и ответов. Чем их больше, тем лучше!
Наилучший способ освоения этого материала, а может быть, и единственный, который дает надежный результат, заключается в следующем. Прочитайте сначала только вопрос, не читая ответа. Закройте глаза и попытайтесь ответить сами на поставленный вопрос, проговорив его про себя. А потом прочитайте мой ответ.
Еще лучше – сначала записать свой ответ, а потом уже читать мой.
А еще лучше – читать эту книгу вдвоем. Один зачитывает вопрос, не подглядывая в ответ. Затем оба предлагают свои версии ответа. Затем обсуждают, чей ответ лучше. А уже потом зачитывают мой ответ.
Уже через пятьдесят-шестьдесят таких упражнений вы оба почувствуете, как приобретете новый полезный опыт социально-технологического мышления.
Итак, я начинаю отвечать на вопросы моих читателей и слушателей, а вам желаю успеха в нахождении своих и в понимании моих ответов!
Владимир Тарасов
1. Вы занимаетесь разработкой систем управления с 1970‑х годов. Как изменились подходы к управлению с тех времен?
Подходы изменились радикально.
В те годы любая управленческая деятельность была столь строго регламентирована, нормативно и идеологически, что даже руководители крупных предприятий были поставлены практически в те же рамки, в каких сегодня находятся руководители среднего звена. А о предпринимателях могла идти речь только в судах над представителями таковых.
Предшественники сегодняшних менеджеров назывались «организаторами производства», остальные управленческие функции были размазаны по ведомственным и партийным бюрократическим структурам. Под управлением же понималось прежде всего управление машинами и механизмами.
Слово «менеджмент» имело яркую негативную идеологическую окраску, под ним понималась деятельность, обеспечивающая эксплуатацию бедных рабочих безжалостными капиталистами. Прецедент избавления от этой несимпатичной окраски официально был создан Таллиннской школой менеджеров в 1985 году.
2. Какие качества должен воспитывать в себе управленец с приходом нового поколения людей, родившихся в 1980-х годах?
Он должен быть готов работать в условиях, когда подчиненные не знают слова «должен», а знают слово «хочу», и такой управленческий механизм, как администрирование, почти не работает, поэтому ставку приходится делать на другие управленческие механизмы – в первую очередь на лидерство, делегирование и информационное дистанцирование. Также необходимо осваивать совершенно новый управленческий механизм – «продажа», то есть научиться «продавать», как говорят американцы, подчиненным свои идеи, приказы и распоряжения с тем, чтобы эти идеи, приказы и распоряжения искренне принимались и выполнялись.
3. В сложной экономической ситуации управленцы чаще всего сокращают расходы за счет персонала: увольнения, сокращение премий и уменьшение зарплат. На чем все-таки не стоит экономить?
Прежде всего, не стоит экономить на собственных мозгах. Тогда не придется экономить расходы на персонале. За все годы существования Школы мы никогда не решали свои финансовые проблемы за счет персонала.
Кризис – шанс вырваться далеко вперед по сравнению с умственно ленивыми конкурентами, которые предпочитают «отжать» побольше у своих подчиненных, партнеров и клиентов, а если это им по зубам, то и у государства.
4. Как руководителю грамотно использовать навыки работников пожилого возраста?
На мой взгляд, имеет смысл создавать рабочие места «консультантов» и «наставников» с неполным рабочим днем. При этом, естественно, оформлять их надо по срочным трудовым договорам с последующей пролонгацией при согласии сторон.
Отставание старшего поколения от сегодняшних компьютерных технологий для многих руководителей очевидно. Но они упускают из виду, что старшее поколение имеет уникальный жизненный опыт, пережило немало социальных и экономических потрясений, оно мудрее, трудолюбивее и лояльнее молодых. Надо это просто правильно использовать.
5. Один из выходов в сложной экономической ситуации – делегирование полномочий руководителя. Как же найти золотую середину: не потерять контроль над ситуацией и использовать навыки сотрудников во благо?
Для этого надо овладеть искусством строить то, что я называю контрольными точками – это такие конечные результаты работы или поведения подчиненного, факт наличия которых виден невооруженным глазом и не требует какого-либо общения с самим подчиненным.
При контроле с помощью контрольных точек руководитель сам знает, на что обратить внимание, где надо посмотреть, или прочитать, не отвлекая контролируемого от дел, а уж тем более не выслушивая его объяснений.
Это похоже на проверку контролером билетов в поезде: вы можете, не отрывая глаз от планшета, просто молча протянуть билет. А то и вовсе держать билет на столике – контролер сам его возьмет, прокомпостирует и положит обратно.
6. Говорят, что кризис – время перемен, инноваций. Как не бояться экспериментировать в такое время? Слишком велик риск все потерять
Любой эксперимент, любая инновация или реорганизация требуют наличия того, что я называю реорганизационным ресурсом. Это означает, что прежде, чем начать реорганизацию или инновацию, надо накопить определенный запас времени, рабочей силы и денег. Этот реорганизационный ресурс расходуется не только на саму реорганизацию или инновацию, но и покрывает естественное падение производительности труда и доходов компании в период внедрения реорганизации или инновации. Если компания постоянно совершенствует свою работу, постоянно проводит всякие инновации, то этот ресурс не надо накапливать полностью каждый раз заново – когда он высвобождается после одной инновации, он тут же используется для другой.
Поэтому, чтобы снизить «риск все потерять», надо сперва «затянуть пояса потуже», накопить реорганизационный ресурс, а потом уже экспериментировать!
Ярким примером такого «затягивания поясов» был отзыв с фронта во время Гражданской войны в России боевых красных командиров и обучение их в Академии Генерального штаба РККА.
7. В предисловии «Книги для героев» Вы говорите, что она может изменить жизнь читателя так же, как изменила Вашу.
Как именно? Какие притчи или высказывания произвели на Вас наибольшее впечатление?Эта книга изменила мою жизнь не потому, что я прочитал какие-то притчи или чужие мысли перед тем, как использовать их в своей книге, а потому, что сама работа над книгой побудила меня пересмотреть весь свой жизненный опыт, произвести в нем генеральную ревизию. И изменила в ту сторону, что научила говорить себе правду, благодаря чему моя картина мира стала существенно более адекватной, и осталось просто эту адекватность поддерживать.
8. В 1980-х годах на создание Таллиннской школы менеджеров Вас вдохновили ошибки руководителей, которые Вы увидели. Интересно, сейчас, 30 лет спустя, руководители делают те же ошибки или их ошибки совершенно другие? Может, они вообще меньше ошибаются?
Какая-то часть ошибок точно изменилась.
Прежде много ошибок возникало оттого, что в частной жизни (в быту) и в жизни публичной (на работе) руководствовались различными картинами мира, в результате при принятии управленческих решений благозвучию их оправданий и объяснений придавалось гораздо большее значение, чем их эффективности и результативности.
«Потому, что…» господствовало над «Для того, чтобы…»
Сегодня же системообразующим фактором для управленческих ошибок является доминирование результативности над моралью, в результате чего тактическая результативность подминает под себя стратегическую. Корабль как-то более или менее успешно борется с волнами, но пункт назначения не планируется, а выясняется по факту. Древние греки определяли человека как «моральное животное». Теперь же это, в общем-то, неплохое прилагательное можно с уверенностью прикладывать ко все меньшему числу людей.
9. Какие изменения произошли в Вашей Школе менеджеров за время ее существования? Появились ли какие-то новые методы? Новые подходы? Или Ваша система была изначально оптимальной и актуальной для любого времени?
Конечно, многое изменилось, поскольку Школа много работает и постоянно развивается – как вширь (новые семинары и тренинги), так и вглубь (все более точные и результативные обучающие технологии). Всего не перечислишь. Из последних обучающих продуктов, конечно, следует упомянуть наш 10-месячный онлайн-курс «Персональное управленческое искусство» (www. premiummanagement.com). Этот курс, который я провожу более 20 лет, благодаря новому интерактивному онлайн-формату стал еще результативнее, и теперь доступен более широкому кругу слушателей.
Что касается актуальности нашего контента и обучающих технологий, их, так сказать, «вневременного» характера, то это правда. Года три назад в моем семинаре участвовали представители сразу трех поколений одной семьи – отец, сын и взрослый внук. Сначала, за годы до этого, у нас учился этот же самый отец, затем, позже, к нему присоединился сын, а теперь уже и внук – все три поколения! Участие же в одном семинаре представителей двух поколений – давно не редкость.
Во всяком случае, правнуки моих читателей едва ли доживут до тех времен, когда наши разработки потеряют актуальность… Это как раз и составляет специфику Таллиннской школы менеджеров, ее основное «конкурентное преимущество» с точки зрения тех, кого интересует конкуренция на рынке образования.
10. Для кого предназначены Ваши тренинги и книги? Есть ли смысл участвовать в Ваших тренингах людям состоявшимся? Может, они эффективны только для тех, у кого есть задатки лидера?
Если под «состоявшимися» людьми понимать самодовольных – довольных тем, чего они достигли в этой жизни, и тех, «над кем уже выросла трава», то, конечно, им не имеет смысла участвовать в наших тренингах и читать мои книги! Ну, а оставшемуся «меньшинству» я бы посоветовал делать это.
11. Чего не хватает современным состоявшимся руководителям? И что им может дать школа Тарасова?
У подавляющего большинства из них неправильный вектор личностного развития. Они ориентированы на деньги (большие) и успех (по возможности, большой) вместо того, чтобы стремиться стать положительными героями и принести пользу человечеству.
Они надеются заработать большие деньги, но не надеются создать нечто новое и ценное для человечества или, хотя бы, для собственного народа. Это неверие в собственные способности и силы, прикрываемое у одних фиговым листком чрезмерных амбиций и пустозвонства, а у других удовлетворенностью типа «жизнь удалась», мешает им по-настоящему реализовать себя, свой на самом деле большой жизненный потенциал. Наша Школа может помочь им правильно переориентировать вектор, но не оказаться при этом в проигравших.
Как емко и точно констатировал Генри Форд, все блага человечества создаются честным трудом, а все беды человечества возникают в результате попыток отклониться от этого понятного и ясного пути.
12. Чего не хватает рядовым работникам, чтобы стать лидерами? И каждому ли по плечу лидерство? Может, если ты никогда не был в первых рядах, то не стоит и стремиться?
Не каждому надо быть лидером. Тот, кто во всякой ситуации и в любой компании стремится занять лидерскую позицию, нередко бывает смешон. Но каждый должен уметь им быть, когда ситуация этого требует. Если ты не родился лидером, то этому следует научиться. Так, во всяком случае, в молодости я и поступил, решив научиться быть лидером.
Обнаружив, что мое социальное окружение не готово воспринимать меня как лидера, я переехал в другой город, решив не дружить ни с кем, кто не готов воспринимать меня как лидера. Сначала, но недолго, я жил в одиночестве, а потом люди начали «прилепляться». Так я научился «быть лидером», а потом научился «не быть лидером», чтобы выбор собственной роли оставался за мной.
13. Каждому ли человеку нужно персональное управленческое искусство? Не превратит ли оно в манипуляторов тех, кто успешно им овладеет? И не выйдет ли такой человек за рамки морали?
Все как раз наоборот! Если бы люди умели достигать своих целей моральным путем, подавляющее большинство из них так бы и поступало. Но часто они не видят этого пути, а соблазн велик. Тот, кто овладевает управленческим искусством, такие пути видит, и именно ими и пользуется, совершая несимпатичные поступки значительно реже, чем те, кто этим искусством не владеет.
14. Что Вы считаете своей главной заслугой перед человечеством?
Спросите у человечества! Лет эдак через…
15. Как Вы считаете, в каких-то аспектах управленческая школа России достигла западного уровня?
На мой взгляд, еще рано говорить о российской управленческой школе как о сложившейся и имеющей свои характерные черты. Скорее, можно наблюдать две различные тенденции:
• эпигонство, то есть копирование или небольшая адаптация к российским реалиям той или иной западной школы,
• доморощенные (в хорошем смысле) системы и методы управления, когда достаточно одаренный в управленческом плане руководитель (обычно он же и собственник) выстраивает систему управления «под себя», побуждая нижние этажи управленческой иерархии следовать его стилю и методам.
Дело в том, что если в западных странах лидерскую роль в формировании национальной управленческой школы берут на себя крупные самостоятельные корпорации, то в России крупные корпорации, в основном, не самостоятельны, а привязаны к государственным ресурсам, как теленок к корове, им «не до того». И государственному кораблю, не имеющему пункта назначения, тоже «не до того». Поэтому оказывается, что «свято место» все же иногда «бывает пусто».
16. Если посмотреть на названия Ваших книг, семинаров и тренингов, менеджмент получает достаточно интересные эпитеты: борьба, искусство, технология. А чего все-таки в управлении больше?
Слово «эпитеты» здесь не подходит, но вопрос понятен!
Есть технология борьбы и технология сотрудничества, когда мы имеем дело со знакомыми, повторяющимися, можно сказать, стандартными ситуациями. Собственно, именно благодаря повторяемости и складывается технология.
Когда же ситуации новые, нестандартные, то технология отсутствует, и здесь выручает управленческое искусство – разумеется, выручает в той мере, в которой человек им владеет.
А «чего больше», зависит от человека.
Есть люди-созидатели, и есть люди-разрушители. Один мальчик в песочнице построил замок, а другой лопаткой его разрушил. Мальчики выросли. Теперь один из них построил успешный бизнес, а другой его разрушил или себе присвоил. Понятно, что созидатели чаще используют технологии сотрудничества, чем борьбы, а разрушители – наоборот.
Созидание требует гораздо больше времени и сил, чем разрушение или присвоение чужого. И поскольку разрушать или присваивать чужое менее затратно, то наверху социальной пирамиды чаще оказываются разрушители. Если общество строится именно так, то в этом обществе борьба доминирует над сотрудничеством, забирая силы народа от созидания, и нация оказывается на периферии прогресса.
17. Широко известен принцип Таллиннской школы менеджеров «Управлять можно всем и в любой ситуации, просто методы управления – разные». Не могли бы Вы проиллюстрировать этот принцип практическими примерами?
Самый распространенный способ управления из любой точки – это построение сценария, в котором главными действующими лицами являются не авторы сценария, а наиболее подходящие для этого исполнители. Исполнители могут иногда знать весь сценарий, а иногда – лишь небольшую его часть.
Однажды жители гетто в одной из западных столиц никак не могли добиться, чтобы городские коммунальные службы выполняли свои обязательства (вывоз мусора, ремонт канализации и прочее). На их жалобы муниципалитет не обращал внимания. Тогда один добрый человек решил помочь им и «поуправлял из любой точки». Он просто подарил им совет, а по существу, сценарий.
Он сказал: пойдите в мэрию и скажите, что если они не выполнят вашу просьбу, то в воскресенье вы все отправитесь в национальный аэропорт и займете там очереди во все общественные туалеты. И никто из гостей столицы не сможет после полета попасть в туалет. Имеете право! На самом деле, вам не придется этого делать. Вы просто огласите в мэрии этот сценарий, и они поспешат всё для вас сделать!
Так и случилось.
Расскажу и один из моих собственных случаев.
Лет пятнадцать назад, во время деловой игры в бизнес-лагере в Балаково один из игроков обещал участнице из чужой команды расплатиться после игры по своим обязательствам, а потом со смешком и в грубой форме категорически отказался это сделать. Женщина расплакалась, поскольку, ранее поверив ему, она теперь поневоле крупно подвела свою команду, в которую входили, помимо нее, еще три участника. Это были весьма крепкие мужчины, и они оказались настолько возмущены ситуацией, что решили «зажать» обидчика в темном углу и поговорить с ним «по-мужски». Однако, понимая, что такие действия могут быть мною, как руководителем бизнес-лагеря, «не одобрены», решили прежде «поставить меня в известность», но потом так и поступить с обидчиком.
У меня был выбор – поуправлять этой ситуацией из своей административной позиции или «из любой точки». Я предпочитаю второе, и поэтому предложил им сценарий. Я спросил, знают ли они, что такое дацзыбао[1]. Они не знали, и я им рассказал. И предложил сказать обидчику, что если он не вернет их коллеге игровые деньги, то они развесят по всему бизнес-лагерю дацзыбао с рассказом о его подлости. Когда они поделились с ним этим сценарием, он сказал: «Да что вы, ребята, я же пошутил!» и тут же вернул деньги. То, что это был мой сценарий, не имеет значения, его мог предложить кто угодно!
Образование как социальная технология
В условиях динамических социальных изменений в мировой практике современности все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация. При этом справедливо будет утвердить, согласившись с позицией Патрушева В.И. и Иванова В.Н., что социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, применение в современной практике которого, позволяет достичь нескольких целевых ориентиров:
- изучить и предсказать разновекторные и разнокачественные перемены социального характера;
- оказывать активное влияние на практическую жизнь как отдельного индивидуума, так и общества в целом;
- получать эффективный прогнозируемый социальный результат [1].
Сказанное выше детерминирует необходимость рассмотрение сущности понятия «социальная технология». В виду обозначенной темы, то есть контекста современного образования, для нас интересна позиция эксперта Ткаченко В. В., который дефинирует термин «социальная технология», как «алгоритм, процедуру осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве» [5, с. 46].
Таким образом, приведенная характеристика позволяет утвердить, что социальные технологии — это ничто иное как элемент культуры общества, продукт спонтанного эволюционного развития или преднамеренной разработки.
Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика.
В современной теории, источниками которой выступают материалы научной литературы, в качестве одной из социальных технологий рассматривается образование. Данной позиции, например, придерживается Мухамеджанова Н. М., к воззрениям которой мы обратимся немного позже. Таким образом, образование (как социальная технология) рассматривается в качестве средства подготовки определенного типа личности, который нужен конкретному обществу для его успешного функционирования и развития.
Доказывая данный тезис можно сказать, что им детерминирован тот факт, что социальный престиж молодежи и образования в модернизирующемся обществе выше, чем в традиционном. Как подчеркивает К. Мангейм, «молодежь — это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» [3, с. 443-444].
Традиционные общества опираются на опыт старших поколений и сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Следовательно, можно смело высказывать мнение о том, что в традиционном обществе образование концентрирует свое внимание на передаче норма, традиции; при этом ведущими методами обучения являются воспроизведение и повторение.
Современные общества, ориентированные на развитие и совершенствование, опираются на сотрудничество с молодежью. Таким образом, целевым ориентиром современного образования выступает личностный рост, так как именно способность личности к развитию — это реальный и объективно достижимый залог ее приспособления к регулярно трансформирующимся жизненным обстоятельствам.
Сказанное выше, демонстрирует необходимость повышенного внимания со стороны экспертов — представителей научного сообщества к вопросам и проблемам модернизации, а так же развития образования. Подобные теоретические разработки позволят использовать весь потенциал образования, как технологического инструментария социальной направленности, а следовательно, достичь максимального социального эффекта.
Так же, представленные выше факты, с позиции практики, позволяют заключить, что в новых социально-экономических реалиях использование социальных технологий (в том числе образования) невозможно без учета и соблюдения следующих условий:
- управления качеством образования;
- управления рисками;
- нормативного финансирования;
- управления с опорой на гибкие динамичные стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы;
- социально-экономического прогнозирования развития образования и стратегического планирования;
- социального партнерства с регионами;
- новых информационных технологий;
- рациональной расстановки кадров надлежащей квалификации, распределения обязанностей;
- установления связей между подсистемами и управления этими связями;
всестороннего анализа и контроля с целью принятия оперативных решений, направленных на корректировку (ликвидацию) имеющихся недостатков. [2]
Подводя итог и обобщая сказанное можно заключить, что в современной практике одной из социальных технологий (как элемента культуры общества) является образование. Оно, выступая социальной технологией выступает средством подготовки определенного типа личности, который нужен конкретному обществу для его успешного функционирования и развития. Таким образом, справедлив вывод о том, что рассмотрение образования как социальной технологии является актуальным ответом на запрос со стороны практиков и теоретиков педагогической науки.
Социальные технологии. Это отрывок из черновика моего… | Само Бурья
Это отрывок из черновика моей будущей книги о теории великого основателя. Первоначально он был опубликован на SamoBurja.com. Вы можете получить доступ к оригиналу здесь.
Хотя люди относительно осведомлены о материальных технологиях, которые питают их жизнь, они менее осведомлены о нематериальных технологиях, которые на них влияют, а именно о социальных технологиях. Точно так же, как HTTP — это рабочий протокол для Интернета, вежливость — это рабочий протокол для наших социальных взаимодействий. Следование протоколу приведет к предсказуемым и желаемым результатам. Нарушение протокола приведет к недоступным веб-сайтам или, возможно, к нежелательной социальной неловкости. Вежливость, как и HTTP, можно задокументировать и научить.
Когда мы говорим о «социальных технологиях», мы не имеем в виду платформы социальных сетей, такие как Facebook или Reddit, которые в действительности представляют собой материальные технологии, ставшие возможными благодаря правильному расположению бытовой электроники, ферм серверов и компьютерных сетей. Мы имеем в виду что-то аналогичное идее социальной инженерии, концепции, появившейся в конце 19-го века и относящейся к преднамеренному проектированию конкретных социальных механизмов и способов работы. Платформа Reddit сама по себе не является социальной технологией, но использование модераторов является таковым. Facebook — это не социальная технология, но ожидание того, что вы будете регулярно публиковать в Facebook красивые фотографии для мамы, оправдано. Точно так же самолеты — это не социальная технология, а люди, обычно соглашающиеся привязать вас к вашему месту, если вы продолжаете пытаться открыть служебные двери во время полета. Социальные и материальные технологии часто действуют симбиотически, но функционально они различны.
Важно отметить, что все, кроме самых простых социальных технологий, разработаны. Хотя многие из наших важнейших социальных технологий сегодня кажутся естественными составляющими реальности, так было не всегда. В какой-то момент они потребовали преднамеренной конструкции и принятия. Многие социальные технологии, которые мы считаем само собой разумеющимися, в том числе сама идея существования таких важнейших систем, как валюта, закон и правительство, были рождены в результате согласованной человеческой деятельности. Именно по этой причине мы называем это социальной технологией 9.0004, а не социальные «нормы», или принять более широкий антропологический или философский подход. Подобно материальным технологиям, социальные технологии разрабатываются, внедряются и масштабируются. Это процедурно и документально.
Социальные технологии — это инструмент, побуждающий людей сознательно или неосознанно совершать определенные действия, и при этом он способен формировать чрезвычайно широкий спектр человеческих действий. Его можно использовать для снижения затрат на координацию между людьми, заставляя их работать вместе более эффективно для достижения цели, но его также можно использовать для ограничения сотрудничества и действий.
Чтобы правильно понять социальные технологии, мы можем изучить их на индивидуальном, институциональном и общественном уровне.
На индивидуальном уровне
Социальные технологии позволяют людям действовать в своей среде. В конце концов, мы социальные существа и полагаемся на других людей даже в вопросах выживания. Если есть большие затраты на согласование, все в жизни становится тяжелее. Какой была бы жизнь, например, если бы вы не могли верить, что люди будут выполнять контракты? На что была бы похожа жизнь, если бы не было четких последствий причинения физического вреда другим? Без механизмов координации, обеспечивающих соблюдение этих требований, люди несут значительные психологические и материально-технические издержки.
Важно заметить существование социальных технологий и понять, как они приносят пользу, но в то же время контролируют вас и других людей — осознание того, как вы подвергаетесь влиянию, является предпосылкой для социального самосознания и свободы действий. Мы постоянно находимся под влиянием социальных технологий и поэтому часто не осознаем этого. Трудно понять социальную технологию, когда она передается по наследству или когда ее назначение намеренно скрывается. Возможно, лучший способ преодолеть эту трудность — это беззаботная полевая работа. Кроме того, очень важно иметь возможность создавать социальные технологии — если вы сможете управлять действиями людей, вы будете иметь гораздо большее влияние на мир.
Когда вы работаете в учреждении, будь то школа, офис или что-то еще более ужасное, например, тюрьма, найдите время, чтобы внимательно понаблюдать за теми, кто вас окружает. Определите общепринятые нормы поведения, которые настолько повсеместно практикуются, что они считаются само собой разумеющимися: документы сдаются вовремя, соблюдается неформальный дресс-код и т. д. Затем подумайте: что произошло бы, если бы знание этих норм приходилось изучать с нуля каждому? нового студента или работника, или даже заново изобретать с учреждением каждого нового учреждения? Излишне говорить, что было бы трудно вообще что-либо сделать. Но ни одна из этих автоматизированных социальных практик не существовала вечно, и когда-то они были совершенно новыми.
Кроме того, организация людей очень сильна — если вы сможете управлять действиями людей, вы будете иметь гораздо большее влияние на мир. Создание новых социальных технологий меняет то, как вы и другие можете организоваться, предоставляя не только — иногда решающее — преимущество, но и, возможно, очень долгоживущее наследие.
На институциональном уровне
Социальные технологии облегчают масштабирование институтов. Чем более продвинуты ваши социальные технологии и чем больше вы можете сократить затраты на координацию, тем эффективнее становится ваше учреждение. Если вы строите целевую организацию — , то есть учреждение, которое не является социальным клубом, — , тогда вам понадобятся передовые социальные технологии, чтобы ваши сотрудники действительно достигли цели. Подумайте вот о чем: если вы собираете команду, чтобы реформировать городское правительство или строить космические корабли, которые смогут доставить людей на Марс, должны ли вы мотивировать их, платя им много денег и наказывая их, если они не появляются? Или вам следует разработать способы поиска людей, которые уже мотивированы на достижение этих целей, и вооружить их навыками, необходимыми им для того, чтобы понять, что делать? Что эффективнее заставляет людей работать над достижением цели?
На социальном уровне
Социальные технологии необходимы для существования общества: мы рождаемся беспомощными в этом мире и должны полагаться на других для выживания. Нам нужны общие семьи, чтобы воспитывать нас, общий язык для общения, общие племена или государства для поддержания мира, в котором мы можем жить, и так далее. Если нет социальной технологии и, следовательно, никакой координации, вы никогда не будете знать, чего ожидать от других, и поэтому должны защищать себя — иногда причиняя другим боль. Общество без какой-либо социальной технологии — это общество, в котором не существует институтов, где не существует групп, где семейства не существует. Общество без социальных технологий — это общество, в котором единственными возможными достижениями являются индивидуальные достижения, ограниченные психологическими и логистическими издержками индивидуума, защищающего себя от вреда.
Какое нам дело до того, что все мы живем в обществах, регулируемых социальными технологиями? Это важно, потому что делает некоторые критические замечания недействительными. Например, нет смысла говорить, что определенные нормы на Ближнем Востоке, которые могут показаться нам отсталыми, разрушают мирное состояние по умолчанию. В конце концов, состояние по умолчанию не мирное. Вместо этого имеет смысл понимать эти нормы как очень дорогостоящие способы решения реальных проблем — проблем, с которыми нам, возможно, не придется иметь дело, потому что мы живем в обществе, где существует более или более эффективная социальная технология. Это означает, что когда мы замечаем, что кто-то демонстрирует чрезвычайно затратное социальное поведение, мы должны спросить: какие затраты на координацию это помогает снизить?
Мы должны знать о симбиотических отношениях между социальными и материальными технологиями. То есть провал социальной технологии может привести к провалу материальной технологии, и наоборот. Это связано с тем, что если социальная технология дает сбой, из-за чего люди не могут координировать свои действия, то люди могут быть не в состоянии координировать свои действия достаточно эффективно для производства материальных технологий. Неудача социальной технологии может привести к технологическим темным векам. Примером тому может служить древнеримская архитектура. Короче говоря: римское государство потеряло налоговые поступления; крупномасштабное строительство прекращено; такая архитектура вышла из употребления; инженеры стали хуже, и поэтому технологические знания (например, как построить арку) были потеряны.
Важно отметить, что социальные технологии требуют затрат. В процессе выстраивания механизмов координации вы также можете случайно или намеренно уменьшить другие вещи, такие как разнообразие и свобода мысли. Скандинавия является примером очень однородного общества, и это отчасти из-за используемых там социальных технологий, таких как Закон Янте, набор норм, препятствующих индивидуальным достижениям и несоответствию.
Затем социальные технологии формируют большую часть всего, от простейшей логистики нашей жизни в домашнем хозяйстве до сложнейших человеческих механизмов, опосредованных рынками и государствами. Ниже я рассмотрю несколько примеров того, как социальные технологии окружают нас в самых разных сферах. как политика, религия и личная жизнь:
Правительство
Правительство, которое представляет собой всего лишь группу людей, к которым общество согласилось прислушаться, — это социальная технология. Это непосредственный актор — его многочисленные бюрократии и союзники могут организовывать и финансировать строительные работы, поддерживать тыловое обеспечение наступающей армии, проводить научные исследования, принуждать или запрещать передвижение целых групп населения и так далее. Правительства могут в дальнейшем изменять и вводить законы, и такие законы напрямую изменяют общество. Это также косвенный актор, чья сфера деятельности выходит за рамки законов: он может делать публичные заявления о том, что является желательным, а что нежелательным; он может создавать дополнительные институты и напрямую инвестировать в предприятия. Правительство может придать легитимность специальным действиям. Он также может просто действовать незаконными способами.
Политическая теория
Политическая теория представляет собой инженерные принципы, используемые для создания правительства. Итак, политическая теория — это социальная технология, которая позволяет людям создавать, контролировать и исправлять правительство — и организации, функционирующие аналогичным образом. Существует тонкая грань между созданием стран и созданием компаний). Политическая теория также может функционировать как идеология (см. раздел ниже).
Право
Право является особенно ярким примером социальной технологии. Его можно использовать для урегулирования споров, определения обязанностей и установления ожиданий и процедурных бюрократических действий. Различные правовые системы могут поощрять самые разные виды поведения и, в свою очередь, изменять общество. Сравните древнеримское и древнекитайское семейное и наследственное право. В обоих случаях ваша семья имеет значительные права на вас. Однако в римской системе родители должны сами обеспечивать соблюдение этих законов, а в китайской системе родители помогают родителям обеспечивать их соблюдение. Различные стимулы приводят к тому, что одни и те же законы применяются в разных обстоятельствах и в разных условиях. Например, обедневший или опозоренный родитель не обязательно имел бы средства для обеспечения соблюдения своих требований в римской системе.
В современных государствах мы молчаливо предполагаем, что правительство непосредственно обеспечивает соблюдение закона, но закон может применяться и другими способами. В средневековой Исландии законы интерпретировались наследственными священниками, но правоприменение оставалось на усмотрение отдельных лиц; тем временем на континенте католическая церковь время от времени заключала в тюрьму, освобождала или защищала людей своей собственной властью, независимой от короны. В Британии раннего Нового времени и ее колониях награды иногда применялись для выслеживания преступников, а в Древнем Риме — частных лиц.0025 — откупщики — собирали причитающиеся налоги на прибыль и сохраняли долю в качестве компенсации. В соответствии с институционализированными кодексами законов законы обеспечиваются посредством наказания со стороны центрального учреждения. Согласно распределенным кодексам законов, законы обеспечиваются посредством наказания элементами общества в целом.
Социальные нормы
Социальные нормы часто являются невидимой формой социальной технологии. Это результат социальных норм, согласно которым мы носим одежду в общественных местах, моем руки и проводим время с семьей. Это результат социальных норм, согласно которым у нас есть определенные ожидания относительно того, каким должно быть наше разделение между работой и личной жизнью и как должны действовать члены каждого социального класса. Даже понятие «профессионализм» или «профессионализм» является социальной нормой.
Дипломатия
Дипломатия – это практика отношений между суверенными государствами, имеющая как формализованные, так и обычные измерения. Правители государства посылают дипломатов представлять их правителям других государств. Это дипломатическое представительство называется «посольством» и до нового времени состояло из свиты путешествующего посла; сегодня посольство – это «постоянное представительство» в иностранной столице. Хотя некоторые правила дипломатии кодифицированы, большая часть дипломатии регулируется надлежащим протоколом и манерами, а также обязательными правилами. Сложности дипломатического протокола могут показаться загадочными — например, требование, чтобы государство, принимающее главу иностранного государства, выстрелило из пушек 21 раз в честь прибывшего иностранного сановника. Эта практика возникла еще в те дни, когда такое количество выстрелов с корабля было сигналом об эффективном разоружении, но она продолжается и сегодня как знак уважения и доброй воли. Дипломатический протокол позволяет лидерам разных культур встречаться на взаимно понятной основе. Это может помешать культурным различиям препятствовать практическим аспектам международных отношений, если не мешать предметным переговорам.
Идеология
Идеология может принимать разные формы — религия, общественное движение, политическая теория. Если люди верят в идеологию, она будет определять их действия. Если религия требует, чтобы семьи, например, сами читали слово Божие, то приверженцы этой религии должны научиться читать. Таким образом, идеологии оказывают заметное влияние на общество, независимо от того, верны они или нет. Макс Вебер отмечает, что протестантские общества имеют более высокий уровень грамотности, чем католические.
Стратегия
Если люди знают стратегию, они могут знать, полезны ли действия для плана, и принять решение о выполнении этих действий. Следовательно, обучение людей конкретным стратегиям может снизить затраты на координацию. Мы можем ожидать, например, что страна, обучающая свой народ эффективной военной и деловой стратегии, превзойдет другие страны в военном и экономическом плане.
Образование
Образование в широком смысле (т. е. системы, спонсируемые государством и иным образом) — это социальная технология. Передавая знания другим людям, вы можете снизить затраты на координацию или изменить систему ценностей людей, что затем уменьшит затраты на координацию.
Полномочия
Полномочия — это искусственные отметки, которые позволяют людям идентифицировать экспертов и сортировать других. Примером этого является диплом колледжа. Диплом — это то, что позволяет вам получить работу, на которую иначе вы бы не попали. Это социальная конструкция, которая иногда превращается в юридическую конструкцию; например, может быть незаконным заниматься архитектурой, юриспруденцией или медициной без соответствующей степени.
Города
Города являются одним из самых долгоживущих социальных образований человека. Город Сиань в Китае был постоянно заселен на протяжении более 3000 лет, начиная с бронзового века и заканчивая ядерным веком. Он пережил несколько династий и правящих режимов. Города часто обеспечивают благодатную почву для множества различных институтов на протяжении всей их жизни. Римская империя поднималась и падала в течение долгого тысячелетия, но затем сменилась подъемом и — возможно — падение папства, не связанного с ним института, который снова поднял Рим на его вершины в 16 веке. Города позволяют усилить координацию и создать общий рынок рабочей силы и других ресурсов. Города также приучают своих жителей — через де-факто инициации или «дедовщины» — к определенной культуре и мировоззрению. Это позволяет городам иметь более общую культуру, чем даже у большинства стран.
Здравоохранение
Учреждение здравоохранения существует для поддержания индивидуального здоровья в ограниченной и специализированной медицинской среде, снимая бремя здравоохранения с общества в целом. Это обеспечивает четкое и социально согласованное решение проблемы физического здоровья.
Жертвоприношение
Коллективное подношение ценного объекта высшей силе может оказать сильное влияние на координацию группового поведения. Возможно, жертвоприношение зародилось как форма священного насилия, когда сообщество выбирало козла отпущения, который действовал как громоотвод для коллективного насилия, чтобы предотвратить обращение этого насилия внутрь и разрушение группы, при этом жертва освящалась после факт. Мы можем видеть много примеров этого в истории, например, человеческие жертвоприношения, продемонстрированные карфагенянами, приносящими в жертву младенцев, или ацтекские жертвоприношения захваченных пленников, или жертвоприношения животных, как это практиковалось древними греками и евреями до разрушения Второго Храма. . Некоторые теоретизируют, что современная христианская практика причащения — вкушения крови и тела Христа — является сублимированной формой исторического жертвоприношения.
Ритуал
Ритуал в самом широком смысле — это способ систематизации и стандартизации механических действий человека, а в групповой обстановке он может действовать как мощный имитационно-координирующий механизм. Уже давно бушуют споры о фактической социальной пользе ритуала — см. древнекитайские моисты, осуждающие государство за растрату скудных ресурсов на роскошные погребальные обряды, и конфуцианцы, возражающие, что такие ритуалы, в их упаковке и передаче абстрактных систем значений, необходимы для социального порядка — но, тем не менее, межпоколенческая привязанность ритуала доказывает его неоспоримую важность в человеческих делах.
Психотерапия
Психотерапия — это новейшая социальная технология, которая позволяет людям находиться в длительном контакте с терапевтами, обычно один на один, с целью применения психологических методов для улучшения психического здоровья пациента. Обычно это делается ближе к концу, чтобы помочь людям лучше договориться о социальной жизни. Это вызывает естественное сравнение с преимуществами католического обряда исповеди.
Награды
Практика вручения наград и почестей позволяет отдельным лицам, таким как король, или учреждению, такому как Академия кинематографических искусств и наук, регулировать статус в обществе, организации или отрасли. Вместо того, чтобы регулировать все поведение всех людей в любое время, награда устанавливает планку того, что является поведением или достижением с самым высоким статусом, и, в силу своего публичного характера, позволяет всем остальным самим решить, как они должны стремиться вести себя как хорошо.
Маркетинг
Вы можете создать лучший продукт на рынке, но это не имеет значения, если о нем никто не узнает. Практика маркетинга является ключом к подбору потребителей и покупателей нужных продуктов и продавцов наиболее эффективным способом. Передовые методы маркетинга, возможно, даже достаточно хороши, чтобы продавать потребителям продукты, которые им не нужны, или которые продают не только продукт, но и идеологию. Без маркетинга было бы невозможно быстро масштабировать новое предприятие и выяснить, жизнеспособно оно или нет. Темп инноваций будет намного медленнее.
Брак
Брак формализует отношения между людьми и предписывает роли, соответствующие определенному набору социальных ожиданий. Исторически брак, как моногамный, так и полигамный, служил социальной технологией для управления многими формами человеческой организации, от воспитания детей и разделения труда до права собственности и романтической любви.
Усыновление
Семейные отношения почти всегда являются одними из самых важных отношений в жизни. Быть частью семьи — это биологический факт, но он также дает вам доступ к полному стеку социальных технологий, которые будут регулировать вашу жизнь от рождения до смерти, тесно связанные с биологической реальностью.
Усыновление узаконивает и делает разборчивым вступление в семью дополнительного лица, обычно ребенка, под опеку глав этой семьи. Это позволяет усыновленному брать на себя социальную роль ребенка, а усыновителю (усыновителям) брать на себя социальную роль родителя, тем самым сглаживая социальные различия между приемной семьей и биологической семьей и позволяя приемной семье беспрепятственно интегрироваться. во внешнее общество.
Будь то современная практика усыновления ребенка или древняя римская практика усыновления взрослых для обеспечения наследования, прием, основанный на подавлении биологии социальными технологиями, очень полезен.
Династии
Ключевая сила династий заключается в передаче как формальных, так и неформальных связей. Вступать в должность, будь то в политике или бизнесе, без правильных личных связей и полагаться исключительно на полномочия офиса, почти бессильно. Ребенка, рожденного влиятельными родителями, можно с самого рождения приучать следовать по стопам своих родителей. Семья также является одной из немногих социальных технологий, где социальный кредит передается от человека к человеку. Дорогая дружба с отцом или матерью человека может легко перейти в близость к их ребенку. Способность передавать родство между поколениями позволяет семьям накапливать социальный капитал власти. Хотя внутри влиятельных семей часто возникают конфликты — будь то османские султаны или современный дом Саудов — династии также в значительной степени согласовывают семейные мотивы. Внешнее ожидание семейной верности — с высокими социальными издержками предательства или дезертирства — также подкрепляет сотрудничество.
Узнайте больше от Samo Burja здесь.
9 главных тенденций социальных технологий в 2023 году
Индустрия социальных технологий применяет цифровые достижения для решения самых насущных социальных и экологических проблем в мире. Технологии для общественного блага играют решающую роль в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций (ООН). Он также обеспечивает быстрое и экономичное соединение с труднодоступными регионами без доступа в Интернет. Вместе с автоматизацией социальные технологии поддерживают борьбу с неравенством, бедностью и голодом. Это также демократизирует доступ к энергии, информации, занятости, образованию и здравоохранению. Более того, социальные технологии сочетают в себе искусственный интеллект (ИИ), аналитику данных, блокчейн и облачные вычисления, чтобы сделать финансовые услуги более инклюзивными и устойчивыми. Наконец, социальные инновации делают Интернет более ответственным и подотчетным в борьбе с дезинформацией, травлей в Интернете и кибернасилием.
На карте инноваций представлены 9 основных тенденций в области социальных технологий и 18 многообещающих стартапов
Для этого углубленного исследования основных тенденций и стартапов в области социальных технологий мы проанализировали выборку из 1 452 мировых стартапов и масштабируемых компаний. Результатом этого исследования является инновационная аналитика на основе данных, которая улучшает процесс принятия стратегических решений, предоставляя вам обзор новых технологий и стартапов в секторе социальных технологий. Эти идеи получены в результате работы с нашей платформой StartUs Insights Discovery Platform на основе больших данных и искусственного интеллекта, охватывающей более 2 500 000 стартапов и масштабируемых компаний по всему миру. Являясь крупнейшим в мире ресурсом данных о развивающихся компаниях, платформа SaaS позволяет быстро и исчерпывающе выявлять соответствующие стартапы, новые технологии и будущие отраслевые тенденции.
На приведенной ниже карте инноваций представлен обзор 9 основных тенденций и инноваций в области социальных технологий, которые влияют на социальные технологические компании по всему миру. Кроме того, Карта инноваций в области социальных технологий показывает 18 тщательно отобранных стартапов, все из которых работают над новыми технологиями, продвигающими свою область.
9 главных тенденций социальных технологий в 2023 году
- Зеленые города
- Расширение прав и возможностей сообществ
- Инклюзивный финтех
- Доступное здравоохранение
- Инновации в сфере занятости
- Digital Justice
- Responsible Data
- Climate-positive Food
- Equitable EdTech
Нажмите, чтобы загрузить
Древовидная карта показывает влияние 9 основных тенденций социальных технологий
Древовидная карта ниже иллюстрирует влияние 9 основных тенденций социальных технологий.
Нажмите, чтобы загрузить
Глобальная тепловая карта стартапов охватывает 1 452 стартапа в области социальных технологий и масштабирование
Глобальная тепловая карта стартапов, приведенная ниже, показывает глобальное распределение более 1 400 образцовых стартапов и масштабируемых проектов, которые мы проанализировали для этого исследования. Тепловая карта, созданная с помощью платформы StartUs Insights Discovery, показывает, что большая часть активности стартапов сосредоточена в Западной Европе и США.
Ниже вы познакомитесь с 18 из этих 1 452 многообещающих стартапов и масштабируемых компаний, а также с решениями, которые они разрабатывают. Эти стартапы социальных технологий отбираются вручную на основе таких критериев, как год основания, местоположение, привлеченное финансирование и многое другое. В зависимости от ваших конкретных потребностей ваши лучшие варианты могут выглядеть совершенно по-разному.
Нажмите, чтобы загрузить
Хотите узнать обо всех 1 400+ стартапах и масштабах, связанных с социальными технологиями?
Запланируйте демонстрацию платформы!
9 главных тенденций социальных технологий в 2023 году
1.
Зеленые городаТенденция зеленых городов использует технологии для создания пригодной для жизни и устойчивой среды. Социальные технологии обеспечивают ответственное потребление, цикличность ресурсов и сокращение потерь в умных городах. Например, высокочувствительные датчики IoT улучшают управление водой и отходами. ИИ и аналитика данных улучшают мониторинг исчезающих видов и предотвращение лесных пожаров. Цифровые платформы побуждают граждан использовать возобновляемые источники энергии. Для этого стартапы объединяют машинное обучение и психологию, которые меняют неустойчивое поведение. Они предоставляют учебные материалы и рекомендации, которые интуитивно легко применять в повседневной жизни. Таким образом, резкий рост городов и городских центров уважительно относится к окружающей среде.
Rebo Smart Bottle позволяет перерабатывать пластик
Rebo Smart Bottle — это швейцарский стартап, который производит бутылки из переработанных материалов, чтобы уменьшить количество пластика в океанах. Умная бутылка оснащена датчиками IoT, которые определяют объем выпитой воды, чтобы напомнить пользователям о необходимости избежать обезвоживания. Кроме того, стартап призывает людей использовать меньше пластиковых бутылок и поддерживает инициативы по очистке океана. У умной бутылки есть мобильное приложение, которое подсчитывает количество сэкономленных пластиковых бутылок. Кроме того, зарегистрированные сбережения конвертируются в кредиты для финансирования очистки океана. Таким образом, умная бутылка Rebo помогает не только оптимизировать гидратацию, но и оказывает положительное воздействие на окружающую среду.
Wildlife.ai продвигает охрану дикой природы на основе ИИ
Wildlife.ai — это новозеландская организация, которая продвигает охрану дикой природы на основе ИИ. Стартап включает в себя различные технологические кампании по защите окружающей среды и образованию. Используя искусственный интеллект, исследователи отслеживают закономерности лесных пожаров и прогнозируют исчезновение исчезающих видов животных. Например, проекты внедряют машинное обучение для идентификации рыбы в подводных видеороликах с наживкой. В другом проекте умные камеры используются для наблюдения за герпетофауной и беспозвоночными. Кроме того, Wildlife.ai проводит занятия по программированию для внедрения ИИ в сохранение биоразнообразия.
Одним из наиболее распространенных применений социальных технологий является расширение прав и возможностей сообщества. Социальные инновации борются с дискриминацией и неравенством по признаку этнической принадлежности, религии, сексуальной ориентации и инвалидности. Например, стартапы разрабатывают инструменты для тестирования веб-доступности. Система подсказывает, как исправить ошибки сайта, имитируя людей с ограниченными возможностями. Кроме того, платформы на основе ИИ предлагают расширенную аналитику для поддержки активистов в социальных сетях. В настоящее время охват аудитории является дорогостоящим и трудоемким. Платформы цифрового участия, напротив, связывают сообщества с властями и законодателями. Таким образом, граждане получают консультации по местным темам и принимают участие в принятии важных решений.
Destin AI улучшает процесс обработки иммиграционных документов
Destin AI — это стартап из Канады, который совершенствует иммиграционные процессы, направляя заявителей с помощью ИИ. Чат-бот улучшает процесс подачи заявки, проверяя право на получение визы. Кроме того, платформа на основе искусственного интеллекта просматривает документы и надежно хранит их в одном месте. Таким образом, у студентов и соискателей больше шансов достичь своих иммиграционных целей.
Голосующий новичок создает платформу цифровой демократии
Vote Rookie — немецкий стартап, разрабатывающий платформу цифровой демократии. Платформа фокусируется на политическом участии недостаточно представленных сообществ. Веб-приложение стартапа сочетает в себе цифровые инструменты, гражданское образование и геймификацию, чтобы привлечь больше молодых людей и женщин. Он также позволяет пользователям запускать, контролировать и управлять гражданскими инициативами. Более того, он позволяет пользователям напрямую взаимодействовать с политиками и избранными властями.
3. Инклюзивные финансовые технологии
Развитие децентрализованных систем блокчейна улучшает доступность финансовых услуг. Финтехи объединяют недорогие мгновенные транзакции, микрострахование, платежи IoT и глобальный мультивалютный обмен. Стартапы используют блокчейн, искусственный интеллект и облачные вычисления, чтобы помочь бездомным и не имеющим доступа к банковским услугам людям. Эти технологии восстанавливают доверие населения к банковской инфраструктуре. Кроме того, беженцы и мигранты переводят деньги семьям проверенным способом на основе блокчейна. Более того, стратегии, основанные на данных, меняют то, как люди инвестируют. Такие решения автоматизируют сбор средств и анализируют социальное влияние компаний.
Daylight предлагает дружественные к квирам банковские услуги
Daylight — это стартап из США, который предоставляет цифровую банковскую платформу для ЛГБТК+ сообщества. Daylight позволяет использовать предпочтительные имена на карточках для трансгендерных клиентов. Он также координирует финансовые консультации для пользователей, проходящих дорогостоящее гормональное лечение. Кроме того, Daylight применяет аналитику для оценки компаний с учетом гендерного фактора. Это делает компании, дружественные к квирам, более заметными и поддерживающими ценности сообщества.
Uulala предлагает финтех на основе блокчейна
Американский стартап Uulala способствует финансовой интеграции людей, не имеющих и не имеющих доступа к банковским услугам. Платформа предоставляет услуги с поддержкой блокчейна для получения кредита, перевода денег и участия в электронной коммерции. Технология Blockchain также обеспечивает банковские услуги низкими ежемесячными комиссиями и возвратом денежных средств. Таким образом, Уулала устраняет барьеры на пути к финансовым услугам для недостаточно обслуживаемых сообществ.
4. Доступное здравоохранение
Цифровизация делает медицинские услуги доступными для уязвимых групп. Решения в области электронного здравоохранения предоставляют легкодоступные приложения с бесплатной информацией, которые повышают цифровую грамотность в развивающихся странах. Также онлайн-консультации открывают доступ к качественной помощи людям из разных уголков мира. Это помогает уменьшить экономическое и социальное неравенство в здравоохранении. Например, чат-боты на базе ИИ предоставляют малообеспеченным людям профессиональные консультации по вопросам репродуктивного и психического здоровья по доступным ценам. Более того, дополненная и виртуальная реальность (AR/VR) вместе с геймификацией улучшают физическую активность людей с ограниченными возможностями.
Tech Care for All обеспечивает удаленный мониторинг здоровья.
Tech Care for All — это бельгийский стартап, который демократизирует доступ к здравоохранению. Для этого стартап предоставляет удаленный мониторинг и диагностику с помощью простых в использовании мобильных электронных медицинских карт (EHR). Например, платформа iDeliver позволяет акушеркам работать в условиях ограниченных ресурсов. Еще одно телемедицинское решение ReMeDi позволяет проводить онлайн-консультации в труднодоступных местах. Кроме того, Healtcube предлагает интеллектуальную диагностику различных заболеваний с использованием датчиков, устройств, подключенных по Bluetooth, и анализа данных. Кроме того, Tech Care for All устраняет пробелы в навыках обучения, создавая доступный центр онлайн-обучения для медицинских работников.
Rise Mechanics 357 создает мобильных роботов
Болгарский стартап Rise Mechanics 357 производит мобильные роботизированные устройства для людей с ограниченными возможностями нижних конечностей. Omnibot Verticalizator стартапа представляет собой легкую мобильную систему, которая позволяет человеческому телу оставаться в вертикальном положении. Кресло-коляска имеет электрическую трансмиссию с осевым перемещением для максимальной маневренности. Таким образом, вертикальное размещение людей с ограниченными физическими возможностями решает хронические проблемы со здоровьем, такие как мышечные спазмы, тромбоз глубоких вен, остеопороз, нарушения дыхания и другие. Таким образом, стартап способствует социальной интеграции и безбарьерному передвижению людей с ограниченными возможностями.
Ищете конкретные стартапы и технологии в области социальных технологий?
Закажите звонок сегодня!
5. Инновации в сфере занятости
Социальные инновации в сфере занятости способствуют равным возможностям трудоустройства, справедливой системе вознаграждения и здоровой трудовой этике. Технологии также помогают трудоустройству на местах, стимулируют саморазвитие и поддерживают здоровье сотрудников. Например, платформы искусственного интеллекта собирают знания компании, чтобы помочь людям активно осваивать новые навыки. Стартапы также создают новые возможности трудоустройства для беженцев, мигрантов и членов принимающего сообщества, продвигая фриланс на дому, микроработу и цифровое предпринимательство. Эти цифровые инструменты также создают специальное рабочее пространство для людей с ограниченными возможностями, отвечающее всем их потребностям. Кроме того, машинное обучение выявляет расхождения в оплате труда в зависимости от пола, этнической принадлежности, инвалидности или любых других характеристик, чтобы закрыть разрывы в оплате труда и устранить предвзятость при приеме на работу.
Inboarding создает инклюзивные возможности трудоустройства
Бразильский стартап Inboarding делает работу разнообразной и инклюзивной. Технические решения Inboarding состоят из цифровой платформы и чат-бота на базе искусственного интеллекта. Платформа проводит опросы, отслеживает успехи сотрудников и использует аналитику ИИ для создания инклюзивного опыта. Кроме того, виртуальный помощник Эллы предоставляет персонализированные учебные материалы, которые формируют поведение работников для создания более гуманной рабочей этики.
Spktral предлагает отчетность о разрыве в оплате труда
Британский стартап Spktral упрощает отчетность о разрыве в оплате труда в зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности и инвалидности. Облачная платформа стартапа анализирует необработанные данные, чтобы получить полезную информацию о финансовом неравенстве. Возможности платформы включают соответствие действующему законодательству, интерактивные статистические модули, сценарные эксперименты и настраиваемые сводные отчеты. Таким образом, стартап продвигает более инклюзивное принятие решений в области человеческих ресурсов (HR).
6. Цифровое правосудие
Повсеместное распространение социальных сетей и цифровых технологий подвергает уязвимых людей дезинформации, насилию и социальной несправедливости. Таким образом, государственные регулирующие органы предписывают корпоративной онлайн-ответственности. Алгоритмы ИИ обнаруживают и блокируют вредоносный контент, такой как онлайн-экстремизм и разжигание ненависти. Программные инструменты позволяют пользователям сообщать о сексуальных домогательствах в Интернете и находить подходящую юридическую помощь. Еще одна проблема — широко распространенная киберзапугивание, которое сложно отследить и отреагировать. Таким образом, стартапы разрабатывают методы машинного обучения для оценки проблемной активности в социальных сетях и шаблонов слов с «почти человеческой» точностью.
She’s A Crowd позволяет сообщать о гендерном насилии
Австралийский стартап She’s A Crowd применяет основанный на данных подход к борьбе с гендерным насилием. Многие женщины из уязвимых групп, особенно ЛГБТИК-сообщество, женщины из числа коренных народов и женщины с ограниченными возможностями, испытывают проблемы с отчетностью. Чтобы решить эту проблему, стартап использует платформу цифрового повествования на основе искусственного интеллекта. Платформа собирает истории безопасным и анонимным способом, к которым добавляются геотеги и временные метки с помощью инструментов аналитики. Агрегированные данные дают важную информацию для правительств, университетов и неправительственных организаций, чтобы сделать города более безопасными для женщин и представителей разных полов.
MediaVax борется с дезинформацией
MediaVax — это стартап из США, который борется с дезинформацией с помощью ИИ. MediaVax разрабатывает инструменты на основе искусственного интеллекта для выявления, мониторинга и измерения влияния недостоверных историй в социальных сетях. Для этого он анализирует и сообщает о вредоносных онлайн-сообщениях в режиме реального времени, используя мобильные инструменты, API и облачное программное обеспечение. Тем самым платформа выявляет и прогнозирует распространение дезинформации, фейковых новостей и пропаганды.
7. Ответственные данные
Гуманитарные организации собирают, обрабатывают и используют большие объемы конфиденциальных персональных данных. Поскольку цифровые технологии сопряжены с риском утечки данных, кибератак и взлома, стартапы разрабатывают ответственные механизмы обработки данных для защиты социально уязвимых сообществ. Для этого они автоматизируют соблюдение конфиденциальности данных, чтобы соответствовать нормативным требованиям и укреплять доверие между пользователями. Например, стартапы по умолчанию встраивают необходимые меры конфиденциальности и безопасности. Кроме того, децентрализованный блокчейн защищает цифровую личность беженцев. Самостоятельные удостоверения позволяют пользователям вернуть право собственности на данные от третьих лиц и правительств. В результате социальные технологии помогают нуждающимся людям безопасно получать гуманитарную помощь.
unCHAINed предлагает цифровые удостоверения личности
unCHAINed — это стартап с глобальным децентрализованным расположением, который создает цифровые удостоверения личности для беженцев и перемещенных лиц с использованием технологии блокчейна и биометрии. Система цифровой идентификации и распределения ресурсов (DIRAS) использует протоколы Ethereum для подключения кошельков цифровых токенов и смарт-контрактов к глобальной системе идентификации. Между тем, сканер отпечатков пальцев React Native защищает личность с помощью подтверждения биометрических данных. Кроме того, система также способствует более быстрому и эффективному распределению гуманитарной помощи. Давая перемещенным лицам возможность самостоятельно распоряжаться данными, цифровая идентификация помогает найти работу, обратиться за помощью и ассимилироваться в обществе.
Data for Good обеспечивает мониторинг достижения ЦУР
Data for Good — это голландский стартап, который применяет подход, основанный на данных, для ускорения реализации программы устойчивого развития. Платформа стартапа измеряет и визуализирует ход развития ЦУР по различным критериям, таким как тип страны, организация, миссия или проект. Демонстрируя легко понятные данные, Data for Good способствует прозрачности и подотчетности действий властей для экологически безопасного будущего. Кроме того, корпорации и предприятия укрепляют доверие клиентов за счет добровольного и публичного обмена информацией о своих экологических показателях.
8. Климат-положительные продукты питания
Климатически-положительные пищевые решения сокращают отходы и выбросы углерода, сокращая при этом отсутствие продовольственной безопасности и бедность. Социальное фермерство дает фермерам с низким доходом возможность участвовать в устойчивом и прибыльном производстве продуктов питания. Он способствует распространению знаний об окружающей среде и сокращает разрыв с городскими рынками с помощью онлайн-платформ и электронной коммерции. Более того, цифровые технологии, такие как ИИ, Интернет вещей и дистанционное зондирование с использованием спутников, повышают продуктивность сельского хозяйства. Растущая доступность точного земледелия делает его доступным для мелких землевладельцев. Кроме того, стартапы выращивают экологически чистые продукты, такие как съедобные водоросли, на солнечных батареях, чтобы производить полезные ингредиенты и сокращать выбросы CO2.
Anadhanam создает платформу перераспределения продуктов питания
Индийский стартап Anadhanam предоставляет цифровую платформу перераспределения продуктов питания. Платформа усиливает усилия государственных органов и НПО, связывая их с сетью поставщиков и волонтеров. Он также наносит на карту очаги голода и зоны за чертой бедности (BPL) для точного решения проблем. Кроме того, мобильное приложение отслеживает действия и предоставляет статистику проверки качества продуктов питания, обеспечивая более эффективное управление избыточной пищей. Кроме того, цифровая платформа поддерживает целенаправленные кампании по распространению информации и сбору средств. Таким образом, Анадханам снижает выбросы углерода, предотвращая пищевые отходы.
Agrorite разрабатывает цифровую сельскохозяйственную сеть
Нигерийский стартап Agrorite разрабатывает цифровую сельскохозяйственную сеть для повышения уровня жизни мелких фермеров. Платформа предоставляет фермерам с небольшим доходом инвестиции в социальную сферу, решения для интеллектуального ведения сельского хозяйства и доступ к прибыльным рынкам. Agrorite повышает производительность сельского хозяйства с помощью спутниковых изображений, систем дистанционного зондирования и интерактивных голосовых ответов (IVR). Также стартап обеспечивает безопасность членов команды через «Agrorite Bookie» технология, сводящая к минимуму физический контакт между заинтересованными сторонами. Следовательно, Agrorite автоматизирует процесс ведения сельского хозяйства, что приводит к увеличению количества экологически чистых продуктов питания и доходов фермеров.
9. Equitable EdTech
Несмотря на технический прогресс, большая часть населения сельских и отдаленных районов имеет ограниченный доступ в Интернет или вообще не имеет его. Чтобы решить эту проблему, машинное обучение и дополненная реальность создают качественные учебные ресурсы, которыми можно делиться с помощью текста при низкой пропускной способности. Еще одно направление — персонализированное обучение слабоуспевающих учащихся из развивающихся стран. Например, социальные технологии улучшают образование и профессиональную подготовку людей с ограниченными возможностями с помощью искусственного интеллекта и смешанных реальностей. Дальнейшие социальные инновации позволяют мигрантам с разным уровнем образования адаптироваться к изменяющимся требованиям глобализованного общества. Таким образом, беженцы осваивают навыки цифровой грамотности, что делает их более востребованными в большинстве отраслей.
SpecialVR создает когнитивные игры на основе виртуальной реальности
Канадский стартап SpecialVR разрабатывает когнитивные игры и симуляторы на основе виртуальной реальности для детей с широким спектром особых потребностей. Решения предлагают расслабляющую виртуальную мультисенсорную среду, 3D-рисунки и вестибулярную терапию с имитацией света. Симуляции стартапа улучшают концентрацию и внимание. Создавая VR-пространства, SpecialVR обеспечивает недорогой и качественный доступ к обучению для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.
SpEd@home предлагает платформу мультисенсорного обучения
SpEd@home — индийский стартап, предлагающий платформу мультисенсорного обучения для детей с особыми потребностями. Смешанный подход стартапа помогает экспертам и специальным педагогам с помощью иммерсивных адаптивных технологий. Программы электронного обучения предусматривают интерактивные мероприятия, включая исправление, трудотерапию, логопедию и социально-эмоциональный коучинг. Более того, платформа использует ИИ, чтобы понять уровень знаний ребенка. Исходя из этого, он предоставляет персонализированные рекомендации по обучению для улучшения навыков чтения, письма и математики.
Откройте для себя все тренды, технологии и стартапы в социальных технологиях
Новые тренды в социальных технологиях существенно меняют самые разные сферы: от образования и здравоохранения до занятости. Инновационные комбинации 5G, периферийных устройств, спутников и других технологий с облаком обладают трансформационным потенциалом. Отрасль способствует прогрессу в демократизации данных и децентрализации политического контроля для создания значимых изменений в гражданском обществе. Ответственный сбор данных и безопасный блокчейн подталкивают цифровые этические механизмы к защите конфиденциальной информации. Кроме того, облачные технологии, Интернет вещей, дроны, роботы и беспроводные технологии находят применение в производстве продуктов питания, водосбережении и устойчивых цепочках поставок.
Тенденции и стартапы в области социальных технологий, описанные в этом отчете, — это лишь малая часть тенденций, которые мы выявили в ходе нашего процесса поиска инноваций и стартапов, основанного на данных. Среди прочего, децентрализованные данные, опреснение и необанкинг изменят сектор, каким мы его знаем сегодня. Выявление новых возможностей и новых технологий для внедрения в ваш бизнес имеет большое значение для получения конкурентного преимущества.