Социально активный: социально активный — это… Что такое социально активный?

Содержание

социально активный — это… Что такое социально активный?

социально активный
социально активный

прил., кол-во синонимов: 1


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • социализм
  • социально защищенный

Смотреть что такое «социально активный» в других словарях:

  • социально активный — социально активный …   Орфографический словарь-справочник

  • социально активный — соци ально акт ивный …   Русский орфографический словарь

  • социально активный — …   Орфографический словарь русского языка

  • социально активный — социа/льно акти/вный …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • активный — деятельный, энергичный, энергический, инициативный, предприимчивый, оживленный, живой, бойкий, динамичный, жаркий, бурный, кипучий, неистовый, крутежный, динамичный, боевой, боевитый, темпераментный, контокоррентный, действующий, развивающийся,… …   Словарь синонимов

  • Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII в. — Сельское хозяйство. Положение крестьян Крепостническое землевладение, как и в допетровское время, продолжало расширяться за счет царских пожалований. Только с 1682 по 1710 г. были розданы из дворцового фонда 273 волости с более чем 43 тыс.… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ФАКТОР ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

    — наиболее широкое и общеупотребительное обозначение всей совокупности свойств работника как соц. категории (квалификация, мотивы поведения, интересы, сознание, культура и др.). Употребляется в сопоставлении с технич., экономич. факторами… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ДУГЛАС Майкл — ДУГЛАС (Douglas) Майкл (р. 25 сентября 1944), американский актер, продюсер. Учился в военной академии, на факультете драмы в Калифорнийском университете. Был ассистентом режиссера. Снимался в телесериалах (наиболее популярен «Улицы Сан Франциско» …   Энциклопедия кино

  • Рио Райзер — Полное имя Ralph Christian Möbius Дата рождения 9 января 1950(1950 01 09) Место рождения Берлин Дата см …   Википедия

  • Меня здесь нет (фильм) — Меня там нет I m Not There Жанр биографический фильм Режиссёр Тодд Хейнс Продюсер Кристин Вашон Автор сценария Тодд Хейнс В  …   Википедия

Книги

  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772 — 1881 гг., Исраэль Барталь. Книга профессора Еврейского университета в Иерусалиме Исраэля Барталя посвящена истории восточноевропейского еврейства в период от разделов Польши в конце XVIII столетия и до волны погромов,… Подробнее  Купить за 560 руб
  • От общины к нации: евреи Восточной Европы в 1772-1881 гг., Исраэль Барталь. Книга профессора Еврейского университета в Иерусалиме Исраэля Барталя посвящена истории восточноевропейского еврейства в период от разделов Польши в конце XVIII столетия и до волны погромов,… Подробнее  Купить за 449 руб
  • А. И. Куприн. Рассказы, А. И. Куприн. В этом сборнике нет популярных, широко известных повестей Александра Ивановича Куприна, нет таких социально острых произведений большой разоблачительной силы, как «Молох», «Поединок»,… Подробнее  Купить за 170 руб
Другие книги по запросу «социально активный» >>

«Социально значимый» и другие слова с «социально»: как правильно пишется

Если вы сомневаетесь, нужно писать раздельно или через дефис слова типа «социально значимый», «социально опасный», «социально незащищенный», «социально активный», то теперь у вас будет где подсмотреть. 🙂

Вот что фиксирует орфографический словарь:

социально активный
социально защищенный
социально значимый
социально направленный
социально незащищенный
социально обусловленный
социально опасный
социально ориентированный
социально успешный
социально уязвимый

Раздельное написание справочник «Орфографическое комментирование русского словаря» объясняет двумя правилами:

  1. пишется раздельно в сочетании со второй частью — качественным прилагательным, например: социально активный, социально значимый, социально нетипичный, социально однородный, социально полезный, социально опасный, социально разнородный, социально успешный, социально чуждый
    ;
  2. пишется раздельно с прилагательным-причастием, например: социально закрепленный, социально незащищенный, социально обусловленный, социально окрашенный, социально осознанный, социально ориентированный.

📌 Если вашего слова в приведенных перечнях нет, прибегайте к аналогии. Например, «социально важная тема» или «социально ответственный бизнес»: «важный» и «ответственный» — это качественные прилагательные, близки к «значимый». Следовательно, пишем раздельно.

«Социально незащищенный» — почему «не» пишется слитно

Нас интересует орфографический аспект: почему «незащищенный» в таком сочетании пишется слитно? Ведь похоже на причастие с зависимым словом (

не защищенный как? социально), а такие по правилам пишутся раздельно.

Но орфографический словарь фиксирует: «социально незащищенный», а справочник «Орфографическое комментирование русского словаря» поясняет:

«социально» пишется раздельно с прилагательным-причастием, напр.: социально закрепленный, социально незащищенный…

В справке «Грамоты.ру» встречаем:

незащищенный — прилагательное, возникшее на базе соответствующего причастия (оно уже не имеет значения признака по действию).

А на прилагательные условие с зависимыми словами не распространяется.

Проверим ваш текст

Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.

Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».

запрос времени? • Дорога к дому

 

Что такое активная жизненная позиция, социально активная личность? На этот, казалось бы, простой вопрос простого ответа нет. Эти выражения вбирают в себя много разных смыслов. Поэтому и ответы могут быть разными — в зависимости от позиции, сферы деятельности, опыта отвечающего.

Первым нашим собеседником стал учитель одной из череповецких школ с двадцатилетним педагогическим стажем (по просьбе нашего собеседника его имя называть не станем).

— Активная жизненная позиция — это то, о чем все говорят, но что трудно сформулировать. Нам бы хотелось, чтобы это была всегда позитивная активность, принимающая форму коллективизма, товарищества, способности дружить и быть верным своим друзьям. Может быть, такая социальная активность — это просто и есть доброта, сострадание, человечность. Значит, это мы и должны все вместе воспитывать у наших детей.

Но говорить о доброте и человечности в рамках школьной программы не так-то просто. Ведь, как правило, практически единственный традиционный школьный курс, где вопросы нравственности, гуманизма обсуждаются впрямую и в системе, это курс литературы. А вот с ним-то как раз все время и пытаются разделаться реформаторы образования, то норовят все сократить, то упростить…

Еще нужно учесть контекст: телевидение и Интернет, компьютерные игры и социальные сети. Сами по себе они замечательны и полезны. Но ведь не можем же мы всерьез говорить, что именно человечность прививают компьютерные «стрелялки» и  «бродилки»? Мир вокруг предстает жестким, порой жестоким. Готовит ли такой мир к реальным сложностям жизни подростка? Огромный вопрос. Поэтому нам нужны совместные усилия по гуманизации нашего образования, по усилению роли и места тех немногих гуманитарных предметов, которые способны дать образцы поведения или, по крайней мере, заставить задуматься над вечными вопросами добра и зла, ответственности и любви.

Человек, воспринимающий мир сквозь призму этих вопросов, и есть социально активный человек, человек сочувствующий и  сопереживающий.

Что же дальше? За стенами школы для большинства нынешних выпускников — вузовские аудитории. Студент — категория особая, в общественном мнении самая активная. Так ли это, спрашиваем мы у нашего следующего собеседника, директора гуманитарного института ЧГУ профессора Александра Чернова.

— Попробую все же сузить проблему. Вероятно, нас интересует не юношеская физиология, рождающая множество активностей, в том числе социальных… Про нее сказать, в целом, нечего. Кроме пожалуй, одного: есть мнение социологов, согласно которому мы живем в эпоху, когда детство вновь исчезает… Не было до XVIII века детства как такового, и ребенка не было, был маленький взрослый, к которому в разных культурах и разных конфессиях относились по-разному. А детство придумали просветители.

Сегодня детство исчезает в другую сторону — оно не хочет прекращаться, и развивается, с одной стороны, социальный инфантилизм, с другой — целые субкультуры, вроде взрослых людей, которые сознательно не хотят взрослеть.

Есть важнейший фактор. Вся современная глобальная индустрия смыслов и знаков направлена на борьбу с возрастом. Потребительской культуре нужны активные потребители с ненасытностью юности и с плотным кошельком и пластиковыми картами людей возрастных.

Университет — это особое место, где как раз переплетаются самые актуальные тренды и нарождающиеся тенденции. Почему о взрослости и детскости? Потому что, на мой взгляд, активная жизненная позиция имеет только одно надежное основание — самостоятельность  и самостояние. Самостоятельность — всегда ответственность. Готовность к риску и отказ от излишней опеки. Увлеченные творчеством, хобби, первым своим делом, любовью, свободой и отсутствием школьного родительского контроля, чувством взрослости, наконец, готовы ли ребята сами справляться с тем, что они, пользуясь слэнгом, «накосячили»?

Радует то, что тех, кто готов, — все больше и больше. И полученная пара на госэкзамене оборачивается не «потерянным годом», а успешной карьерой в торговой сети и успешной сдачей госа через год. Или увлеченность профессией заставляет начинать и бросать одну за другой программы и специальности. Но через три-четыре «перепоступления» талантливый парень сумел внутренне  дисциплинироваться и успешно совмещать учебу и работу. Это и есть пример позитивной жизненной активности: ответственность за себя, свою судьбу.

А  значит, настоящая взрослость. Молодые люди должны иметь право на некоторые ошибки, на самостоятельные решения, на свой собственный свободный выбор. Это их право, и это нормально.  Можно ли этому научить? Вряд ли. Но вот содействовать формированию социальной нормы, готовить и помогать, на мой взгляд, система образования просто обязана.

А что же о проблеме социальной активности думают профессиональные социологи? За ответом обратимся к авторитетному исследователю социальных проблем региона, заведующей кафедрой социологии и социальных технологий гуманитарного института ЧГУ Альбине  Меховой.

— Активная жизненная позиция значит неравнодушное отношение к тому, что происходит вокруг. То есть не просто принятие, но и активное участие в решении тех проблем, которые возникают не только у себя, а именно в обществе, в окружающем мире. Все начинается с семьи. Но и общество, как макросреда, тоже должно формировать активную  жизненную позицию или влиять на ее формирование. То есть должны стимулироваться, поощряться именно те поступки, которые можно обозначить как активную жизненную позицию: проявлять инициативу, не отмалчиваться, не проходить равнодушно мимо социально опасных случаев.

Сейчас приветствуется  индивидуальная стилистика жизни. Но эту индивидуальность, внутренний мир необходимо направлять на исправление общества. Необходимы кардинальные изменения: включение молодежи в решение насущных вопросов, не только  собственных, а таких как коммунальные проблемы, проблемы образования, то есть речь идет о том, чем они живут, во что включены.

Еще мне хочется отметить такую вещь: школа должна играть в этом вопросе большую роль не только с точки зрении знания, но и с точки зрения создания той среды, где ребенок видит примеры неравнодушия.

К какому же итогу мы приходим? Социальная активность и активная жизненная позиция — признак взросления. Но чтоб они формировались и развивались, нужны условия, нужна позиция общества… Поиск молодого человека должен встречать понимание. Естественно, если он не опасен для окружающих. Здорово, когда есть множество вариантов самореализации. Сложность в том, что формирование это происходит в реальной жизни, среди реальных людей. Но тут уж ничего не  поделаешь: ведь на берегу плавать не научишься.

 

                                                                                                                             Александр Валентинов

 

Социально активный блогер

RSS
  • О Центре
    • Руководство
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты г. Москвы
    • Уставные документы Центра
    • СОУТ
  • Проекты
    • Именные стипендиаты Правительства Москвы
    • Спецкор
    • Студенческие парламентские клубы
    • Первое студенческое агентство
    • Город героев
    • Москва в движении
    • Клуб выпускников
    • Мосдонор
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
  • Участники проектов Центра
    • Вузы
  • Партнеры
    • Межведомственные партнеры
    • Инфопартнеры
  • Электронная приемная
  • Контакты
  • Конкурсы и тендеры

Главная//Социально активный блогер// Text here.ри.2015.4.15

Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития)

В. А. Ситаров (Московский гуманитарный университет), В. Г. Маралов (Череповецкий государственный университет)

Социальная активность выступает в качестве одного из системообразующих факторов личности и характеризует человека с позиций ценности его для общества, других людей. Через социальную активность проявляется жизненная позиция человека, его стремление внести свой вклад в развитие общества, реализовать себя в деятельности как личность. Социальная активность не возникает самопроизвольно, она зарождается и сосуществует с социальной реактивностью, ориентированной в большей степени на ситуацию, наличную мотивацию. В статье показано, что как социальная активность, так и социальная реактивность могут находиться на различных уровнях: нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом.

Единицами анализа социальной активности являются инициативность и исполнительность. Рассмотрены качественно-количественные показатели социальной инициативы: мотивацион-ный компонент проявления инициативы, качество и общественная ценность инициативы, направленность инициатив, определенность-неопределенность инициативы, меры принятия ответственности за инициативу, устойчивость инициатив, частота инициатив, уровень инициативы. Исполнительность оценивается по следующим параметрам: принятие цели, задачи, ответственность исполнения, последовательность исполнения, выбор адекватных способов исполнения, устойчивость исполнения, интенсивность и напряженность исполнения, результативность исполнения, уровень исполнительности.

Проблема управления процессом формирования социальной активности личности является одной из сложных в современной педагогической науке. В статье показаны некоторые возможные пути ее развития: реализация рефлексивного управления социальной активностью личности; использование проблемных ситуаций в процессе формирования социальной активности.

Ключевые слова: социальная активность; социальная реактивность; инициативность; исполнительность; управление социальной активностью

ВВЕДЕНИЕ

Аля анализа взаимодействия человека с окружающей социальной действительностью, в которой он проявляет различные формы активности, исследователями рассматривается обобщенная система «человек — общество». Считается, что человек может реализовать свою социальную активность только в процессе преобразующей деятельности, которая перестраивает сами общественные отношения, создает условия для оптимального проявления сил, способностей и талантов.

Взаимодействие человека с обществом задает своеобразную систему оценок для анализа социальной активности личности. Она может рассматриваться со стороны направленности и целей общественного развития в целом. Ставя и достигая эти цели, человек перестраивает общественные отношения, преобразует их, выступая тем самым творцом истории. Конкретным «носителем» социальной активности является деятельность человека, имеющая продуктивный, сознательный, социальный, субъект-объектный характер. Важно, чтобы деятельность приобретала характер самодеятельности, т. е. такие черты, посредством которых индивид реализует свою инициативу, возлагая на себя ответственность перед обществом (Ситаров, Романюк, Луговой, 2007).

Социальная активность не возникает самопроизвольно, она зарождается и сосуществует с социальной реактивностью, ориентированной в большей степени на ситуацию, наличную мотивацию. В данной статье мы покажем, что как социальная активность, так и социальная реактивность могут находиться на различных уровнях.

АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ

В психологии признание активности психического отражения, деятельности человека выступает в роли важнейшего методологического принципа, находящегося в оппозиции по отношению к принципу реактивности. Это дает возможность рассматривать все акты жизнедеятельности не только как приспособительные, но и как преобразующие действительность. Применение указанного принципа дает возможность вскрыть творческую, преобразующую природу социальной активности, рассматривая ее в системе «человек — общество». В то же время данный принцип не отрицает реактивности как психического явления: здесь важно только правильно определить специфику активности и реактивности. Последние могут описывать динамические особенности психики, ее содержательные стороны, наконец, качество результатов, достигаемых человеком. В каждом случае активность и реактивность будут приобретать своеобразие и через это характеризовать психику человека как сложное, многоуровневое образование.

Чем выше уровень организации человека как личности, тем в большей мере его поведение приобретает не приспособительный характер, основанный на реактивности, а творческий — преобразующий в соответствии с целями, задачами, намерениями, требованиями общества, т. е. ведущую роль начинает играть не реактивность, а активность как системообразующее качество личности и ее деятельности.

Активность и реактивность выступают как формально динамические характеристики поведения, не зависящие от содержания самой деятельности, ее мотивов и ценностей. Реактивность выполняет в основном приспособительную, адаптивную функцию, активность так или иначе направлена на приспособление ситуации, подчинение ее индивиду (Маралов, Ситаров, 1990).

Активность и реактивность в значительной степени обусловлены нейродинамиче-скими свойствами организма человека.

С содержательной стороны активность и реактивность наиболее адекватно могут быть описаны через анализ мотивов поведения, интегрирующихся в систему отношений, смыслов, ценностных ориентаций, а также через изучение количественно-качественных особенностей протекания самой деятельности. Они характеризуют в этом случае человека и как социального индивида, и как личность.

Мотивы, отношения, личностные смыслы задают ориентацию и своеобразие «выходам» активности и реактивности. Непосредственно же их составляющими являются действия человека, их качество, интенсивность, устойчивость и т. п.

Реактивность обусловливается системой установок, опытом выполнения прошлых деятельностей, она ориентирована на прошлое. Активность, наоборот, ориентирована в будущее, субъект расширяет ситуацию, формулирует мотивы, избыточные по отношению к ней, проявляет способность к своеобразному риску.

Активность и реактивность представляют собой своеобразный сплав мотиваций и действий, направленных на достижение принятых или самостоятельно поставленных целей. Эти действия характеризуются качественными особенностями осуществления и силовыми параметрами (напряженность, интенсивность и др.). Активность

и реактивность проявляются как на уровне социального индивида, так и на уровне личности.

Реактивность чаще принимает форму ответа на тот или иной раздражитель, представленный в виде задачи, которую необходимо решить, в большей мере обусловлена установками, реализуется в системе привычных, стереотипных действий, мотивация не всегда осознается в достаточной степени. Для реактивности характерны ситуатив-ность, волевой компонент слабо выражен.

Активность чаще принимает форму обращения, самостоятельного формулирования целей, мотивация либо адекватна и достаточна для решения задач, либо избыточна по отношению к ней, в итоге осуществляется выход за пределы ситуации, требований. Совершаемые действия более осознанны, личность способна абстрагироваться от установок, поведение носит произвольный, целенаправленный характер, выражен волевой компонент.

УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Социальную активность и реактивность социального индивида наиболее адекватно описывает нормативный уровень. Доля активности и реактивности здесь примерно одинаковы.

Социальная активность характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм и правил поведения, общения. Индивид осознает стоящие перед ним цели, а также мотивы, способы решения задачи, достигает положительных результатов. Например, школьник или студент осваивает различные формы учебной, трудовой, общественной деятельности; рабочий овладевает трудовыми навыками, нормами взаимоотношений с руководством и коллегами.

Социальная реактивность характеризуется недостаточным осознанием цели и смысла выполняемых действий, обусловлена прошлым опытом, установками. В результате это может привести к неправильному или некачественному решению поставленной задачи. Например, школьник решает задачу, как решал в классе, по стереотипу, в результате может ее и не решить, но «подогнать» под ответ; взрослый пытается выйти из конфликтной ситуации, не понимая причин и смысла конфликта.

Нормативно-личностный уровень позволяет также охарактеризовать человека одновременно и как социального индивида, и как личность. Здесь наблюдается снижение доли реактивности и возрастание активности.

Социальная активность проявляется в способности субъекта осознанно относиться к тому, что и как он делает, что и как познает. В итоге осуществляется выход за пределы требуемого, возникают инициирующие действия, направленные на оптимальное решение задачи или ее постановку. Человек как бы «включает» свой личностный смысл в то, что ему предлагается делать. Например, школьник, готовясь к уроку, не удовлетворяется учебником, ищет дополнительную литературу, пытается самостоятельно осмыслить материал; рабочий стремится улучшить свой труд, находя наиболее рациональные способы деятельности.

Социальная реактивность проявляется в том случае, если субъект, пытаясь самостоятельно осмыслить ситуацию, найти свое решение задачи, недостаточно учитывает обстоятельства и в результате приходит к неверным результатам, способам деятельности. Проявляется она и тогда, когда человек своими действиями не решает задачу, а желает самоутвердиться, показать свои способности, «оригинальничает».

Личностно-продуктивный уровень адекватно отражает поведение человека как личности. Для него характерно значительное снижение доли реактивности и повышение активности.

Социальная активность здесь выступает как способность человека достигать высоких общественно значимых результатов в деятельности, дать что-то новое к общественному развитию. Например, студент по-новому решил какую-либо проблему в своей дипломной работе, что позволило получить высокий экономический или социальный эффект. На этом уровне деятельность понимается не только как значимая, но и как сфера самореализации, когда личностью осознаются недостатки в той или иной области, возникает общественно ценная мотивация, желание внести что-то свое, новое.

О социальной реактивности на этом уровне можно говорить в тех случаях, когда человек, проявляя массу усилий, выдержки, старания, тем не менее изобретает «колесо», т. е. ценность его труда невелика, при этом личность нередко не видит этого, всеми силами отстаивает то, что уже известно, или то, что не представляет ценности.

Продуктивно-творческий уровень отпочковывается при благоприятных условиях из личностно-продуктивного, когда сама личность становится и достоянием, и гордостью общества.

Социальная активность характеризуется с позиции повышенной ценности деятельности человека для общества. Личность осознает необходимость создания чего-то принципиально нового, в результате в корне преобразует саму деятельность. Например, педагог разработал свою оригинальную методическую систему, которая в корне перестраивает на обучение и воспитание; ученый сделал открытие и т. д.

Социальная реактивность имеет место тогда, когда изобретение, открытие и т. п. являлись очень интересными, иногда «гениальными», но все-таки заблуждениями.

Рассмотренные уровни иерархически организованы. Отдельного человека в разных видах деятельности могут характеризовать разные уровни проявления активности. В то же время какой-то из них может стать доминирующим, определять стиль поведения личности, отношения к действительности, в конечном счете внутреннюю позицию. Нельзя ожидать от личности продуктивной или творческий активности, если она «не прошла» нормативного уровня, в противном случае ее деятельность будет характеризоваться социальной реактивностью. Ясно также, что и в онтогенезе указанные уровни невозможно формировать одновременно. В младшем школьном возрасте необходимо научить ребенка способам деятельности, нормам и правилам поведения, т. е. основное внимание должно быть уделено формированию нормативной активности с элементами нормативно-личностной. В подростковом возрасте и в период ранней юности больше внимания следует обращать на развитие нормативно-личностной социальной активности с элементами личностно-продуктивной. У взрослого человека важно стимулировать личностно-продуктивный уровень с элементами продуктивно-творческого.

Итак, на основе отмеченных особенностей под социальной активностью следует понимать действия и способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью. В результате осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного «Я» личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге личность принимает на себя оп-

ределенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов. По мере «восхождения» от социального индивида к личности возрастают роль инициирующих действий, качество и общественная значимость результатов.

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Первостепенное значение приобретает вопрос о выделении критериев, на основе которых активность в каком-либо виде деятельности приобретает статус активности социальной. Покажем эти критерии на примере познавательной активности. Таковыми являются следующие.

Избирательность познавательной активности, которая может быть описана через социальную значимость целей деятельности. Субъективно это проявляется в осознании личностного смысла познаваемого, соотнесении его с требованиями общества, что определяет в конечном счете систему интересов человека.

Осознанность познавательной активности. Имеется в виду способность личности соотносить познавательную деятельность с жизненными планами и перспективами, умение выйти за пределы непосредственной наличной ситуации. Мера социальности здесь проявляется в умении субъекта оценить то, что он познает для своего собственного развития; в способности спроектировать перспективы познаваемого для будущей деятельности; в оценке объективной значимости изучаемого для науки, практики и т. п.

Результативность проявлений социальной активности. Для общества важна не столько процессуальная сторона познавательной активности, реализуемая соответствующими действиями индивида, сколько конечный результат, который получает человек в результате познания: какие знания приобретает личность, какими навыками и умениями она овладевает, как это отражается на ее развитии и практической деятельности.

Репродуктивный или творческий характер познавательной активности на социальном уровне интерпретируется как исполнительность и инициативность. И та, и другая стороны познания важны, но длительное преобладание репродуктивной активности вне зависимости от своеобразия решаемых задач приводит к формализму, стремлению следовать известным образцам, стереотипам. И наоборот, доминирование только творческих начал в познавательной активности придает ей мощный мотивацион-ный потенциал, но он нередко бывает оторван от реальной жизни, конкретных условий деятельности. Поэтому познавательная активность как форма проявления активности социальной должна характеризоваться оптимальным сочетанием репродуктивного и творческого уровней.

Под социальной реактивностью в детском возрасте понимаются способы поведения, действия, возникающие в ответ на воздействие социальных раздражителей и ограниченные конкретной ситуацией. Поведение ребенка отсюда ситуативно характеризуется узостью осознания целей, временной ограниченностью побуждений, слабым соотнесением собственных возможностей с целями и мотивами деятельности.

Что касается социальной активности, то ее следует понимать как способность ребенка включаться в специфические для его возраста виды деятельности, которые способствовали бы получению результатов, значимых для других и для себя (в плане становления социальных значимых черт личности). В содержательном плане она про-

является в исполнительности и элементах инициативы, когда ребенок включается в решение тех или иных задач, которые могут быть оценены с точки зрения ценности для общества, а главным образом для становления качеств личности, знаний и умений самого ребенка.

Критерием перехода социальной реактивности в социальную активность является ответственность, характеризующаяся соответствующими уровнями сознательности и самостоятельности.

ИНИЦИАТИВА И ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ КАК ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Сущность социальной активности достаточно убедительно описывается через понятия инициативы и исполнительности, поскольку они несут в себе основные ее признаки.

Инициатива и исполнительность как единицы анализа социальной активности позволяют проникнуть в микроструктуру ее строения, исследование которой дает возможность получить ценную информацию. В таком анализе, кроме того, кроются определенные резервы и для понимания педагогических проблем управления процессом формирования социальной активности личности.

Под общим термином «инициатива» понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, в котором он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник ее в жизнь. Расширяя это определение, следует указать, что инициатива может выходить за пределы требуемого, и личность берет на себя определенную меру ответственности при решении общественных задач, обладающих просоциальными ценностями. В этом заключается отличительная особенность социальной инициативы от инициативы как психологического явления, которая может проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не несут общественно значимых ценностей.

Рассмотрим качественно-количественные показатели социальной инициативы.

Мотивационный компонент проявления инициативы. О нем делаются выводы на основе анализа конкретных мотивов, побуждающих человека проявлять инициативу.

Качество и общественная ценность инициативы. Данный параметр характеризует те решения общественных задач, в которые предпочитает включаться личность, насколько это способствует достижению социально значимых целей.

Направленность инициатив. Характеризуется с двух позиций: с точки зрения тех сфер, в которых человек преимущественно проявляет свои инициативы, и с точки зрения вида инициативы и ее конкретной ориентированности.

Определенность — неопределенность инициативы. Четкость, аргументированность формулировок инициатив.

Меры принятия ответственности за инициативу. Характеризуется долженствованием, а также подключением общественной задачи к смысловой сфере личности.

Устойчивость инициатив. Способность человека утверждать инициативу, отстаивать собственную позицию.

Частота инициатив. Данный показатель указывает на общую способность индивида проявлять инициативы в различных видах деятельности.

Уровень инициативы. Определяется по мере включенности личностного в проявляемые инициативы.

Исполнительность проявляется в способности индивида выполнять ту или иную деятельность на высоком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она также характеризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнительность отличается от исполнительности вообще как психологического качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.

Исполнительность можно оценить по следующим параметрам.

Принятие цели, задачи. Об этом показателе судят, под влиянием каких мотивов человек включается в деятельность, в решение каких вопросов предпочитает включаться.

Ответственность исполнения. Ответственность характеризует мотивацию исполнения со стороны социальности. Она дает возможность оценить человека с позиций ее зрелости, насколько он осознает необходимость решения общественной задачи, испытывает чувство долга, предвидит результаты и последствия своих действий и поступков. Так же как и инициативность, ответственность исполнения можно описать через уровень сознательности и самостоятельности.

Последовательность исполнения. Об этом параметре судят по структуре действий, следующих друг за другом. Их последовательность дает представление о временной развертке исполнения и о его качестве.

Выбор адекватных способов исполнения. Данный показатель непосредственно связан с предыдущим и определяется по тому, насколько индивид способен отобрать и использовать рациональные приемы и способы деятельности.

Устойчивость исполнения. Это качество индивида определяется как по результатам действия (заканчивает ли человек работу или прерывает ее на определенном этапе), так и по тому, как действие совершается (отвлекается ли человек при работе или нет).

Интенсивность и напряженность исполнения. Данные показатели тесно связаны с устойчивостью и характеризуют качественную (напряженность) и количественную (интенсивность) стороны осуществляемой деятельности. Напряженность описывается через способность личности мобилизоваться для достижения поставленной цели и выражает определенный предел активности. Интенсивность — это количество действий, осуществляемых в единицу времени. Данные параметры следует рассматривать в единстве, как так проявление напряженности тесно связано с проявлениями интенсивности, и наоборот.

Результативность исполнения. Этот показатель характеризуется конечным результатом деятельности. Конкретная оценка результативности зависит от общественной задачи и тех требований, которые предъявлялись к исполнителю.

Уровень исполнительности. Этот показатель определяется по полноте включения личностного в процессе исполнения. Здесь можно выделить нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий уровни.

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАКТИВНОСТИ

Единицами социальной активности выступают инициатива и исполнительность, сочетание или преобладание которых дают представление о типических особенностях социальной активности. При анализе социальной реактивности были выделены социальная импульсивность и социальная пассивность, которые также могут харак-

теризовать типические особенности поведения и деятельности людей при включении их в решение общественных задач. В результате были выделены следующие типы социальной активности и социальной реактивности.

Люди с одинаково высоким уровнем инициативы и исполнительности в процессе решения общественных задач. На нормативном уровне люди этого типа, принимая и решая задачу, следуют определенным требованиям и правилам, но проявляют инициативу по аналогии с закрепившимися в обществе социальными образцами. На нормативно-личностном — вносят свое понимание общественной задачи, проявляют инициативу, связанную с ее переформулированием, ищут наиболее оптимальные способы решения, возлагают на себя ответственность за инициативу и исполнение. На лично-стно-продуктивном уровне инициативы направлены на такую организацию деятельности, которая приводит к получению высоко оцениваемого обществом результата. Исполнение также начинает приобретать все в большей мере творческий характер. Человек в полной мере принимает на себя ответственность за то, что он предлагает, и за то, что он делает. На продуктивно-творческом уровне инициативы связаны с переосмыслением круга общественных задач в целом, внедрением их в сознание других людей. Исполнительность носит творческий характер. Становясь субъектом ответственности, личность несет ее не только перед определенной группой людей, но и перед обществом в целом.

Люди с преобладанием инициативности. Для данного типа характерна способность людей проявлять качественные инициативы в разнообразных видах деятельности, но не всегда они ощущают себя ответственными за их исполнение. Для инициативы характерны все признаки, описанные для людей предыдущего типа. Исполнительность же не всегда отвечает по критерию качества, она либо не развита, либо достигает нормативного, реже нормативно-личностного уровня.

Люди с преобладанием исполнительности. Люди данного типа редко сами выдвигают инициативы, предпочитая принимать, хорошо и ответственно исполнять инициативы других. Исполнительность можно описать через признаки первого типа. Инициатива либо не проявляется, либо осуществляется на нормативном уровне.

Люди с преобладанием социальной импульсивности. Данная категория людей предпочитает не возлагать на себя ответственность либо делает это формально. Они могут демонстрировать свою сопричастность к решению общественных задач, внутренне чаще всего их не принимая. Исполнительность у таких людей развита слабо, однако внешне они могут выглядеть активными. На нормативном уровне, подражая инициативе других, тем не менее, они не способны сами реализовать ее в деятельности. На нормативно-личностном уровне демонстрируют свое «Я», доказывают, что очень многое могут, но выдвигаемые ими инициативы не способствуют улучшению организации деятельности. На личностно-продуктивном — стараются продемонстрировать всем, что они добились чего-то существенного в решении задачи, но реально это не так. На продуктивно-творческом уровне мнят себя творцами, создателями чего-то принципиально нового, отстаивают свою позицию, реально же такая «творческая инициатива» не улучшает дело, а вредит ему.

Социально пассивные люди. Для лиц этого типа характерно безразличное отношение к общественной задаче, они довольствуются малым, ориентируются только на свои личные, а не на общественные проблемы. Инициатив стараются не выдвигать, исполнительность страдает некачественностью. В обществе привыкли занимать подчиненное положение (опять-таки с точки зрения общественного, а не личного).

Из приведенной типологии понятно, что первые три типа характеризуют социальную активность, последние два — социальную реактивность. Разумеется, данные типы не отражают всей совокупности социально активного и социально реактивного поведения. Они фиксируют крайние точки. Каждый человек лишь с известной долей условности может быть отнесен к той или иной группе. Кроме того, в различных видах деятельности могут проявляться и различные типы активности и реактивности.

Приведенная типология может быть использована как при характеристике социальной активности личности в конкретных видах деятельности, так и при анализе его социальной активности в целом. В последнем случае возможно выделение еще одного типа — неопределенного (люди, у которых не сложилось стиля активности и реактивности).

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

В реальной практике наблюдается рассогласование в целях обучения и воспитания, задаваемых в педагогических ситуациях. Это касается и способов достижения целей, структуры самой педагогической ситуации. Все это и порождает в известной мере существование субъект-объектных связей, формализма построения всего педагогического процесса.

С точки зрения оптимизации процесса формирования личности, ее активности важную роль играет процесс согласования элементов педагогической ситуации. Такое согласование возможно при наличии механизма рефлексивного управления становления личности и ее активности.

Важнейшими компонентами рефлексивного управления выступают следующие:

1) способность учителя вставать на позицию ученика, спрогнозировать цели и средства ее достижения;

2) использование педагогических приемов актуализации рефлексивного анализа ученика в качестве важнейшего мотивирующего фактора;

3) рефлексия собственно профессионально-педагогической деятельности и личности.

Обратимся к первому компоненту.

С точки зрения формирования основ социальной активности указанная способность приобретает свою специфику, а именно она выступает как умение учителя спрогнозировать мотивационный аспект учебной и любой другой деятельности. Другими словами, учитель должен предусмотреть, будет ли ученик в той или иной ситуации проявлять определенный уровень инициативы и исполнительности. Исходя из этого, он должен спроектировать характер педагогической ситуации (ситуации задачи или проблемной ситуации), конкретные методы включения ребенка в решение общественной задачи, приемы стимулирования инициативных форм поведения, к которым мы относим методы, стимулирующие познавательные вопросы детей; методы, стимулирующие самостоятельное проявление инициативы; методы, стимулирующие инициативы, выдвигаемые в ходе осуществления деятельности; методы, стимулирующие инициативы по организации совместной деятельности.

Обратимся ко второму аспекту, а именно созданию учителем базы для актуализации рефлексивного анализа самого ученика. Благоприятные возможности для этого предоставляют такие виды деятельности, в которых необходимо планировать достижение результатов и анализировать итоги деятельности. В психологии в большей степени изучен второй аспект, который получил название процесса актуализации ретро-

спективной самооценки младшего школьника. Ретроспективная самооценка — это оценка ребенком особенностей своей деятельности, процесса решения задачи, которые уже осуществлены. Важнейшими приемами актуализации ретроспективной самооценки с педагогической точки зрения являются такие, как совместный с учителем анализ путей и способов решения задачи, проявленной активности ребенка, подключение мнения коллектива к анализу деятельности отдельного ученика, формирование мотивов самооценивания, проведение индивидуальных бесед с детьми, которые активизировали бы стремление (за счет правильно заданных вопросов), способность младшего школьника к анализу осуществленной деятельности (предметно-операциональная рефлексия) и форм проявления активности, меры включенности «Я» в решение общественной задачи (личностная рефлексия). Ценным, на наш взгляд, является также такой метод, когда педагог учит ученика вставать на свою позицию (как бы решил эту задачу учитель? как бы он себя вел?). В младшем школьном возрасте это лучше всего проводить в виде мини-тренингов, когда ребенок в игровой ситуации выполняет те или иные функции учителя.

С точки зрения эффективности осуществления рефлексивного управления важную роль играет его третий компонент, т. е. способность самого учителя к осуществлению рефлексий собственной педагогической деятельности и собственной активности.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЕТОДОМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Методы создания проблемных ситуаций дают возможность стимулировать личностные инициативы. Рассмотрим условия, при которых проблемное обучение будет решать задачу не только развития интеллектуальной сферы учащихся, их познавательной активности, но и социальной активности в целом (Ситаров, 2009). В качестве основных из них можно выделить следующие.

Прежде всего, познавательная активность — психологическая категория, она может иметь социальную направленность. Чтобы приобрести собственно статус активности социальной, она должна обрести соответствующую направленность и избирательность, ценность конечных результатов проявления активности для общества, перспективность как способность личности выйти за пределы наличной ситуации, умение соотнести продукты собственной активности со своими жизненными планами и целями.

Обеспечение предпосылок для осознания учеником значимости результатов учебной деятельности. Такое осознание может осуществляться через насыщение учебного материала современным содержанием. Например, на уроках математики следует предлагать детям задачи, развивающие не только мыслительные операции, но и стимулирующие общественно полезный труд людей, воспитывающие взаимопомощь, бережливость и многое другое. Кроме того, приобретенные знания и умения на одних уроках должны находить применение на других, а также в повседневной жизни. Это приведет детей к пониманию нужности изучаемого материала для реальной деятельности, будет стимулировать интерес, желание применять приобретенные знания и умения на практике.

Обеспечение возможностей для проявления инициативности в учебной деятельности и переноса ее в другие сферы жизнедеятельности. Хороший результат здесь дают различного рода творческие задания, например составить математическую задачу с определенным содержанием, написать небольшое сочинение на свободную те-

му, сконструировать что-либо по собственному желанию. Другими словами, следует обеспечить в максимальной степени, насколько это позволяет программа, возможность личностного выбора, дифференцированного выполнения задания каждым учащимся, чтобы ребенок не чувствовал себя скованным жесткими рамками учебного процесса.

Развитие ответственности детей за свою учебу. Важно добиваться, чтобы учащиеся понимали необходимость своей деятельности для будущего, чувствовали свою ответственность перед взрослыми и особенно перед сверстниками. Поэтому, создавая проблемные ситуации, педагог должен обеспечивать предпосылки для коллективного и группового решения поставленных задач.

Особо следует отметить важность взаимоотношений между учителем и учащимися. Учебная деятельность и общение, осуществляемое в ее рамках, должны строиться на гуманных началах (Ситаров, Романюк, Онищенко, 2004).

Каковы же методы создания проблемных ситуаций, дающие возможность стимулировать личностные инициативы в учебной деятельности (Ситаров, 2014)?

Имея общее представление о видах инициатив, которые необходимо возбуждать у учащихся, и определившись в выборе и насыщении социальным содержанием материала, можно выделить ряд методов создания проблемных ситуаций. Учитывая тот факт, что метод — это динамическая категория и выступает как форма движения содержания, определяемая целевыми установками, можно говорить о некоторых методах и приемах, составляющих группы, различающиеся по признаку целевых установок. Это позволяет выделить методы и обозначить их в зависимости от целей. Исходя из приведенных соображений, мы выделяем следующие группы методов и приемов создания проблемных ситуаций как особого класса учебных ситуаций, в которых реализуются различного рода инициативы учащихся.

Методы, стимулирующие познавательные вопросы младших школьников. Например, метод неожиданных решений. Учитель предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, противоречащее сложившимся представлениям школьников. Последние, включаясь в интеллектуально и эмоционально значимую ситуацию, вынуждены задавать вопросы типа: «почему», «каким образом» была решена данная задача? Другой разновидностью этой группы методов является предъявление учащимся заданий с неопределенным окончанием, что заставляет учащихся задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации.

Методы, стимулирующие проявление самостоятельности инициативы. Сюда относятся приемы самостоятельного составления аналогичных заданий на измененном содержании, а также поиск аналогов в повседневной жизни.

Методы, стимулирующие инициативы, выдвигаемые в ходе осуществления деятельности. Сюда относятся прием намеренных ошибок, когда дети должны обнаружить ошибку, допущенную учителем в ходе деятельности, и исправить ее; прием совместного поиска решения, когда учитель намеренно избирает неверный путь достижения цели, дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи, перестройки осуществляемой деятельности; прием «лабиринта», когда учащимся предлагается пять-шесть готовых решений, и они должны проявлять инициативы, связанные с нахождением оптимального решения; прием решения практических задач, когда педагог создает социально значимую (например, поход) ситуацию, а школьники должны проявить инициативы, направленные на хорошую подготовку к предстоящей деятельности.

Методы, стимулирующие коллективные инициативы и инициативы по организации совместной деятельности. В качестве конкретных приемов здесь могут выступать создание ситуаций, требующих проявления инициатив помощи как в учебной, так и во вне учебной деятельности. Другой разновидностью данной группы методов является создание ситуаций для проявления инициатив-критики. Так, на уроке учитель может намеренно не замечать промахов ученика, но эти промахи замечаются другими детьми и в силу индифферентности самого учителя, они вынуждены самостоятельно проявлять указанный вид инициатив. Еще большую значимость стимулирования такого рода инициатив имеет нравственная ситуация, когда учитель намеренно не замечает социально неодобряемых форм поведения ребенка, вызывая тем самым законное возмущение других, а через это проявление инициатив-критики, и, наконец, наиболее распространенными ситуациями как в учебной, так и во вне учебной деятельности являются ситуации, порождающие инициативу-предложение, когда ребенок предлагает себя в качестве исполнителя. При этом важно создавать подобного рода ситуации таким образом, чтобы дети учились соотносить свои желания с желаниями других, с одной стороны, и, кроме того, умели предложить в качестве исполнителей своих товарищей — с другой стороны. Это дает возможность придать названной инициативе статус ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что наиболее благоприятным возрастом для формирования социальной активности личности является младший школьный возраст, поскольку именно здесь создаются благоприятные предпосылки для интенсивного развития инициативы и исполнительности, преодолеваются проявления социальной импульсивности и социальной пассивности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Маралов, В. Г., Ситаров, В. А. (1990) Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник — младший школьник). М. : Прометей. 220 с.

Ситаров, В. А. (2009) Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 148-157.

Ситаров, В. А. (2014) Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров. М. : Юрайт. 447 с.

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Луговой М. В. (2007) Жизнеспособность «Концепция воспитания жизнеспособных поколений» // Сибирский педагогический журнал. №1. С. 134-137.

Ситаров, В. А., Романюк, Л. В., Онищенко, Э. В. (2004) Гуманистические интенции отечественного историко-педагогического наследия // Сибирский педагогический журнал. №1. С. 176-185.

Дата поступления: 13.08.2015 г.

A PERSON’S SOCIAL ACTIVITY (LEVELS, CRITERIA, TYPES AND WAYS OF DEVELOPMENT)

V. A. Sitarov (Moscow University for the Humanities), V. G. Maralov (Cherepovets State University)

Social activity is one of the systemic factors describing a person from the perspective of their value for others and society as a whole. By means of social activity, people reveal their views oflife and actu-

alize their desire to make a contribution to the society’s development and to implement their own capabilities. Social activity does not arise spontaneously, but is born together with social reactivity, and they exist side by side. Social reactivity, in its turn, is rather focused on the current situation and the motivation present. Our article shows that both social activity and reactivity can exist at various levels: normative, normative-personal, personal-productive or productive-creative.

Proactiveness and duty performance are the units of analyzing social activity. We have examined the qualitative and quantitative indicators of the social proactivity: its motivational component, the quality and social value of the initiative, its direction, certainty / uncertainty, accepting responsibility for the initiative, its viability, frequency and level. Duty performance can be assessed according to the following parameters: acceptance of goal or objective, order and accuracy of executing a task, choosing adequate methods, viability of the outcome, intensity, efficiency and level of performance.

Control over the shaping of social activity is a crucial and most complex issue in contemporary scholarship. We sketch several possible solutions, such as implementing reflexive management of social activity of a person, or the use of problem cases in the course of shaping social activity.

Keywords: social activity; social reactivity; proactiveness; duty performance; managing social activity

REFERENCES

Maralov, V. G., Sitarov, V. A. (1990) Formirovanie osnov sotsial’noi aktivnosti lichnosti v det-skom vozraste (Doshkol’nik — mladshii shkol’nik) [Laying down the foundations of social activity in childhood (pre-schoolers and primary school students)]. Moscow, Prometei Publ. 220 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A. (2009) Problemnoe obuchenie kak odno iz napravlenii sovremennykh tekhnologii obucheniia [Education through problem solving as a trend in modern educational technologies]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 148-157. (In Russ.).

Sitarov, V. A. (2014) Teoriia obucheniia. Teoriia i praktika [Theory of tuition. Theory and practice] : An undergraduate textbook. Moscow, Iurait Publ. 447 p. (In Russ.).

Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Lugovoi, M. V. (2007) Zhiznesposobnost’ «Kontseptsii vospi-taniia zhiznesposobnykh pokolenii» [The viability of the «Bringing Up a Viable Generation» concept paper]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 134-137. (In Russ.).

Sitarov, V. A., Romaniuk, L. V. and Onishchenko, E. V. (2004) Gumanisticheskie intentsii ote-chestvennogo istoriko-pedagogicheskogo naslediia [Humanist intentions of the heritage of Russian history and pedagogy]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 1, pp. 176-185. (In Russ.).

Submission date: 13.08.2015.

Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (495) 374-74-59. Эл. адрес: sitarov@ mail.ru

Маралов Владимир Георгиевич — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Череповецкого государственного университета. Адрес: 162600, Россия, Вологодская область, г. Череповец, пр-т Луначарского, д. 5. Тел.: +7 (921) 252-40-57. Эл. адрес: vgmaralov@ yandex.ru

Sitarov Viacheslav Alekseevich, Doctor of Pedagogy, Professor and Chair, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 374-74-59. E-mail: [email protected]

Maralov Vladimir Georgievich, Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Cherepovets State University. Postal address: 5 Lunacharsky Prospekt, 162600 Cherepovets, Vologda Oblast, Russian Federation. Tel.: +7 (921) 252-40-57. E-mail: [email protected]

Модно или необходимо сегодня быть социально активным человеком?

Не так давно я, как родитель, побывала на классном часе у старшего сына. И меня порадовало подрастающее поколение! Тема урока – «Модно или необходимо сегодня быть социально активным человеком?» Один из школьников задал весьма интересный вопрос: «Социальная активность имеет революционный или эволюционный характер?» Когда наши ребята задают такие вопросы, за будущее не стоит беспокоиться. Они всё сделают правильно, потому что думают, осмысливают происходящее. Что касается ответа, то думаю, что здесь всё зависит от идеи, поданной активистом. От ее смысла и характера. Если активный человек призывает нас очистить двор от мусора или помочь детскому дому, то здесь скорее эволюционный характер. А вот если нас призывают выселить пенсионеров из города или совершить переворот, то эти идеи, на мой взгляд, носят революционный характер. И вот здесь встаёт еще один вопрос. А надо ли в таком случае в ответ быть социально активным (в положительную или отрицательную сторону)? Если позволяет возраст и возможности, то, конечно, социальную активность проявить можно и нужно. А вот если ты школьник и тебя зовут на митинг в поддержку революционной идеи, то тут стоит занять позицию социально неактивного человека – опять же на мой личный взгляд. Чувствуете, какая сложная и многогранная тема? И как тяжело за один урок рассмотреть её с разных сторон. Но наши детки не сдаются, они думают, прощупывают поданный материал со всех сторон. Задают интересные и даже философские вопросы. Они выхватывают самую суть и показывают проблему с другой стороны. В итоге приходишь к выводу, что социальная активность не всегда несёт положительный момент. Она может и разрушать. Поэтому в каждом случае надо разбираться отдельно. Где-то полезным будет проявить положительную активность, где-то отрицательную, а где-то вообще ничего не проявить. А вот что думает на тему социальной активности молодёжи заместитель начальника управления по социальной политике аппарата правительства Курганской области Иван Хлебников: – В силу возрастных особенностей молодежь – самая активная часть населения – всегда что-то пробует, над чем-то экспериментирует. Особенность современного поколения – всё это делается только в случае личного интереса или моды. Как только мы начинаем современную молодежь куда-то направлять, она включает свою «протестную функцию». Поэтому направлять молодежь не нужно, просто необходимо создавать или поддерживать проекты, которые будут давать возможности для самостоятельного выбора: спортивные дела, общественные начинания, просветительские акции или учебно-исследовательская деятельность. Поэтому основная задача современных педагогов и специалистов по работе с молодежью – представлять многообразие вариантов для развития, досуга, свободного времяпрепровождения молодых людей. Если эти варианты не представят родители или педагогическое сообщество, то за них это сделает улица, Интернет или негативные формирования. Дети наши подрастают, становятся всё более социально активными, стремятся участвовать в общественных делах. Наша же задача – помочь им отличить хорошее дело от плохого и ненавязчиво направить неугомонную силу молодости в доброе русло.

Наталья Менщикова.

Меры поддержки занятости граждан предпенсионного возраста

Меры поддержки занятости граждан предпенсионного возраста

Предпенсионный возраст – это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Человек имеет возможность вести полноценную, интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственный возраст как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни. Граждане предпенсионного возраста, обратившиеся в органы службы занятости населения Тюменской области за оказанием государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, и признанные в установленном законодательством о занятости порядке безработными вправе получить следующие государственные услуги:

Меры поддержки занятости граждан предпенсионного возраста
Предпенсионный возраст – это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Человек имеет возможность вести полноценную, интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственный возраст как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни.
Граждане предпенсионного возраста, обратившиеся в органы службы занятости населения Тюменской области за оказанием государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, и признанные в установленном законодательством о занятости порядке безработными вправе получить следующие государственные услуги:
  • информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости), вступившие в силу с 01.01.2019.
Значительная часть внесенных изменений касается граждан предпенсионного возраста. При этом, к категории граждан предпенсионного возраста, согласно Закона о занятости, относятся граждане за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
 

Обучение персонала социальных сетей — социальная активность

В рамках этой интерактивной обучающей программы мы научим вашу команду, как стать «социально активным» в сфере продаж и бизнеса. Они развивают четкое понимание силы личного брендинга. Они узнают, какие ключевые компоненты должен иметь каждый профиль в социальных сетях, чтобы выглядеть профессионально, надежно и ориентированно на клиента. Они сосредоточатся на своих рабочих целях при использовании социальных сетей и четко определят, кто уже входит в их аудиторию, а кто должен быть! Они будут ознакомлены с проверенными отраслевыми мероприятиями в социальных сетях, которые помогут им развивать более глубокие отношения с клиентами и коллегами, привлекать новых потенциальных клиентов, прислушиваться к возможностям, точно знать, что публиковать на постоянной основе, и делиться своим опытом, становясь гордыми и лояльными. Защитники бренда сотрудников.

Программа доступна в трех форматах
90-минутный семинар в стиле
Полдня Аналитический центр по брендингу сотрудников и профильный семинар LinkedIn
Комплексная программа обучения (Включает личные и живые виртуальные семинары и 1: 1 коучинг)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СЕССИИ

90-минутная сессия (ПОЛУЧИТЕ СВОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ)
К концу 90-минутной сессии каждый член вашей команды создаст свой собственный список дел для личного плана действий по бренду, чтобы они точно знали, над чем им нужно работать чтобы улучшить свой личный бренд в Интернете, иметь четкое представление о том, что можно и чего нельзя делать в Интернете, а также ключевые советы и сетевые стратегии, которые помогут им стать более социальными для бизнеса

Полдневный аналитический центр по вопросам брендинга и профильный семинар (ПОЛУЧИТЕ БРЕНДИНГ!)
На нашем полдневном семинаре по созданию бренда мы углубимся в процесс персонального брендинга в Интернете.Мы используем серию практических упражнений, чтобы помочь вашей команде развивать свои личные бренды в Интернете. К концу занятия они уйдут со своим личным планом действий по развитию бренда. Click Magnet Profile Workbook, полное руководство по здравому смыслу, которое поможет им продвигать свой собственный бренд. Во время семинара ваша команда:

5 причин оставаться социально активными

Важность социальной активности

| 22.08.18


Физическая активность считается ключом к долгой и здоровой жизни.Нашему телу выгодно оставаться активным и вовлеченным, что увеличивает наши шансы оставаться подвижным и бодрым с возрастом. Хотя физические упражнения важны для вашего общего здоровья, оставаться социально активным может быть не менее важным.

С возрастом пожилым людям становится все труднее оставаться такими же социально активными, как раньше. Из-за того, что друзья и семья уезжают, или из-за того, что из-за проблем со здоровьем становится меньше мобильности, поиск способов оставаться социально активными может стать проблемой. При меньшем социальном взаимодействии пожилые люди часто впадают в изоляцию и одиночество.И изоляция, и одиночество связаны с длинным списком состояний здоровья, включая депрессию, болезни сердца и даже слабоумие.

Несмотря на то, что обстоятельства и отношения меняются, сохранение социальной активности должно оставаться приоритетом в вашей жизни. Вовлечение себя в отношения с другими людьми сохраняет занятость вашего ума и способствует более позитивному взгляду на жизнь.

5 преимуществ социального взаимодействия

Пожилые люди, которые остаются социально активными, поддерживая и участвуя в социальных отношениях, как известно, испытывают различные преимущества для здоровья, в том числе:

Яркие духи

Проведение времени с теми, кого мы любим и любим было показано, что это улучшает наше настроение.Установление связей с другими людьми помогает нам чувствовать себя более вовлеченными в окружающий нас мир, уменьшая чувство изоляции и усиливая чувство позитива.

Улучшение физического здоровья

Когда мы проводим время с друзьями, мы, как правило, занимаемся деятельностью, которая способствует нашему физическому здоровью. Общение с другими также увеличивает наше желание быть физически здоровым, потому что вы хотите быть в курсе своих сверстников.

Усиленная иммунная система

Известно, что те, кто активно взаимодействует с другими, имеют более высокий уровень функционирования иммунной системы.Это означает, что общение может сдерживать вредных для иммунитета насекомых, таких как грипп и простуда.

Обостренный ум

Умственная активность и стимуляция, обеспечиваемые социальной активностью, могут улучшить когнитивные функции и навыки памяти. Сохранение активного ума — важный фактор в предотвращении или замедлении развития болезни Альцгеймера и других форм деменции.

Крепкий сон

Социальная изоляция может вызывать беспокойство, вызывая беспокойные ночи. Исследования показали, что те, кто поддерживает полноценные отношения, с большей вероятностью будут отдыхать спокойно и просыпаться отдохнувшими.

Лучшие виды деятельности для поддержания социальной активности

Сохранение социальной активности не должно быть трудным. Найдите способы поощрять отношения с другими, думая о вещах, в которых вам нравится участвовать, и исследуя способы чаще получать от них удовольствие с другими. Если у вас есть страсть к садоводству, присоединитесь к общественному саду. Или, если вы любите печь, поделитесь своими вкусными угощениями с соседями или местным пожарным. Другие способы избежать изоляции и найти радость в компании других включают:

Волонтерство

Поиск дела, от которого вы можете отстать, и использование своего времени и талантов на это дело может быть одним из самых полезных способов потратить свое время. время.Волонтерство в местном приюте для животных или помощь в местной детской больнице может помочь вам наладить отношения не только со своими сверстниками, но и с представителями разных поколений и слоев общества. Эти отношения могут предложить новый взгляд или перспективу.

Вступление в клуб или посещение курса

Найдите группу людей, которым нравятся те же занятия, что и вы, или запишитесь на занятия по тому, чему вы всегда хотели научиться. Каждое из этих занятий по-разному задействует наш разум, будь то новые приключения в обучении или формирование новых отношений с другими.

Получение работы на неполный рабочий день

Получение работы на неполный рабочий день дает двоякие преимущества: вы поощряете новые отношения и зарабатываете немного дополнительных денег на стороне. Хотя повторный выход на работу может быть пугающим, вам понравится этот шанс познакомиться с новыми людьми и завязать новые дружеские отношения.

Сделайте социальное пребывание простым в Meadow Lakes

Оставаться социальным легко в нашем оживленном сообществе пенсионеров непрерывного ухода в Восточном Виндзоре, штат Нью-Джерси.Наслаждайтесь увлекательным образом жизни, в основе которого лежит высочайший уровень благополучия. Благодаря активному социальному календарю, множеству удобств и услуг в соответствии с вашими потребностями и соседям, которые так же взволнованы жизнью, как и вы, вы обязательно будете расти и формировать прочные дружеские отношения.

Готовы узнать больше? Ознакомьтесь с нашими вариантами проживания или свяжитесь с нами, чтобы запланировать личный тур сегодня!

5 причин оставаться социально активными

Дом> Пять причин оставаться социально активными в возрасте

Неудивительно, что физическая активность приносит пользу нашему организму.Упражнения повышают частоту сердечных сокращений и улучшают баланс, силу и общую подвижность. Однако знаете ли вы, что общение с другими так же важно для вашего здоровья в целом, как и ваш возраст? К сожалению, некоторым пожилым людям может быть сложно общаться с другими из-за того, что друзья и семья уезжают, или, возможно, ограниченная мобильность затрудняет выход из дома.

Это может привести к изоляции и одиночеству, что может пагубно сказаться на вашем физическом, психическом и эмоциональном здоровье.Другими словами, социальное благополучие, одно из восьми измерений благополучия, является ключом к здоровому старению.

Преимущества социальной активности для пожилых людей

Оставаясь на связи с другими людьми с возрастом, вы получите ряд преимуществ, в том числе:

  1. Улучшение вашего психического здоровья: Постоянный контакт с друзьями может помочь поддерживать хорошие эмоциональные настроения. здоровье, что означает снижение стресса и снижение риска депрессии. Это также может снизить риск деменции.Социальная деятельность даже улучшает когнитивные функции мозга.
  2. Улучшение физического здоровья: Постоянная социализация может снизить кровяное давление, укрепить иммунную систему и уменьшить физическую боль. Социальные отношения могут естественным образом привести к большей физической активности. Вы можете собираться вместе с напарником, гулять или присоединяться к друзьям на поле для гольфа.
  3. Привычки к лучшему питанию и сну: Пожилые люди могут быть уязвимы к недоеданию, но исследования показывают, что они часто едят больше еды и едят более здоровые блюда, когда обедают с другими.Кроме того, люди с хорошими отношениями в жизни обычно спят лучше, чем те, у кого их нет.
  4. Обеспечивает чувство принадлежности: Социальная деятельность не только помогает вам оставаться на связи с теми, кто вам больше всего нравится, но и дает вам чувство принадлежности. Поиск интересных способов проводить время с другими позволяет вам создать систему поддержки. Кроме того, эти отношения придают вашим дням смысл.
  5. Увеличение продолжительности жизни: Некоторые исследования показали, что те, кто связан с другими людьми, даже живут более долгой и счастливой жизнью.Это связано с тем, что друзья могут помочь вам справиться с жизненными стрессами, а также могут побудить вас вести более здоровый образ жизни.

Стать более социальным

Общение с людьми может быть непосильным, когда вы не знаете, с чего начать. Некоторые из этих занятий могут быть именно тем, что вам нужно для нахождения новых отношений.

  • Займитесь упражнениями
  • Выпейте кофе с другом
  • Примите участие в социальных сетях
  • Займите свой мозг головоломками и играми
  • Присоединитесь к клубу, который занимается чтением, садоводством или другой деятельностью, которая вас интересует
  • Оставайтесь с семьей
  • Найдите работу волонтером
  • Посещайте церковь

Общайтесь с другими в Peabody Retirement Community

Если вы один или готовы к сокращению, это может быть подходящее время, чтобы начать жить среди людей с вашими же интересами.Сообщество пожилых людей может быть лучшим местом для борьбы с изоляцией с помощью календаря мероприятий и способом собраться с другими за обедом. Благодаря множеству вариантов жизни, доступных в Peabody Retirement Community, вы можете найти отношения, необходимые для улучшения общего состояния здоровья во всех восьми измерениях. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше или запланировать индивидуальный тур.

6 преимуществ сохранения социальной активности

Вы хотите знать, почему вам нужно оставаться социально активным? Дело не всегда в том, что вы одиноки и нуждаетесь в ком-то в своей жизни, но дело не только в этом.

Социально активный образ жизни охватывает множество аспектов, в том числе здоровье. Это не только поможет вам избавиться от одиночества в вашей жизни, но и поможет вам сохранить хорошее здоровье.

Почему так важно оставаться социально активным?

Не имеет значения, нравится ли вам мирная встреча или энергичная вечеринка, мы все ждем, чтобы наши друзья и семьи получили удовольствие и делились воспоминаниями. Общение само по себе является большим подспорьем в борьбе с одиночеством и депрессией.

Но не все это понимают.Причина в том, что эти люди не знают о бесчисленных преимуществах социализации, как физических, так и умственных. Социализация превозносится как ключ к долгой здоровой жизни.

«В одиночку мы можем делать мусор; вместе мы сможем добиться большего ».
1. Попрощайтесь с депрессией:
«Притворяться утомительно, особенно когда вы делаете это по 8-10 часов в день».

Вы в депрессии? Что-то внутри заставляет вас притвориться счастливым человеком? Зачем поступать так с собой? Почему бы не побороть депрессию простым способом? Да, это возможно!

Вам не нужно принимать лекарства; поверьте мне, никто не может вам помочь, кроме вас.Никакие лекарства не работают, если вы не хотите менять свое душевное состояние.

Однако иногда, когда вы чувствуете себя подавленным, лучшее, что вы можете сделать, — это пойти погулять с друзьями. Да, это позволяет вам общаться с людьми, выслушивать их проблемы и чувствовать себя счастливыми за все, что у вас есть.

2. Социализация помогает справиться с бессонницей:

Вы страдаете бессонницей? Самой большой причиной этого состояния может быть депрессия, а депрессия возникает, когда мы отрезаем себя от внешнего мира.Это было доказано исследованиями; Те, кто любит оставаться в изоляции, чаще страдают от нарушения сна. Единственный вариант — взаимодействие. Да, встречи с людьми помогают справиться с бессонницей. Взаимодействие с людьми позволяет наслаждаться крепким здоровьем.

3. Повысьте производительность труда:

Вы будете удивлены, узнав, как социализация помогает вам повысить продуктивность на работе. Когда вы начинаете становиться дружелюбными и общаетесь с другими, вы понимаете, что это положительно влияет на ваше здоровье.

Вы сидите вместе, едите вместе и разделяете радостные моменты; это помогает вам разорвать круг негатива вокруг вас. Поэтому рекомендуется проводить свободное время с коллегами во время обеденного перерыва и посмотреть, как это повлияет на вашу продуктивность.

4. Поддерживайте чувство собственного достоинства:

Самоуважение может быть подорвано из-за нежелательных событий в жизни. Но обязательно вернуть уверенность. Одна из причин, по которой люди чувствуют себя особенными и важными, заключается в том, что у них есть хорошие друзья и они принадлежат к социальным группам, которые считают их ценными.

Так что вы всегда должны стараться присоединиться к желаемым социальным группам и проводить время, чтобы поговорить с друзьями. Это может помочь вам восстановить испорченную самооценку, и вскоре вы начнете положительно относиться к себе.

5. Сохраняйте четкость памяти:

Если вы избегаете общения или общения, у вас могут возникнуть проблемы с памятью. Да, вы не ослышались! Одним из преимуществ социальной жизни является то, что вы сохраняете ясность в памяти, потому что вы отвлекаете свой мозг от негативных мыслей и переживаете счастливые моменты с другими.

6. Гарантированно долгий срок службы:

Вы хотите прожить долгую здоровую жизнь? Все это возможно с помощью здоровых занятий, и социализация — одно из них. Различные исследования доказали, что люди, живущие в хорошей компании, с большей вероятностью проживут долгую здоровую жизнь, чем те, кто любит жить в одиночестве.

Так почему бы не пообщаться? Иногда разговор с кем-то дает вам облегчение, которого вы не можете получить, слушая свой iPod и лежа в постели.

Как оставаться социально активным при социальном дистанцировании

Распространение нового коронавируса выдвинуло стратегию социального дистанцирования для предотвращения передачи болезней в центр внимания всего мира. Однако для тех, кто сталкивается с раком, идея социального дистанцирования всегда была важным аспектом лечения рака, поскольку многие пациенты испытывают ослабленную иммунную систему в результате лечения рака. Хотя жизненно важно практиковать безопасное социальное дистанцирование для предотвращения распространения COVID-19, также важно, чтобы мы продолжали заботиться о собственном физическом и психическом здоровье в эти тяжелые времена.Важной частью поддержания здорового образа жизни является здоровое социальное и эмоциональное взаимодействие. Со всеми технологиями, доступными нам сегодня, безопасное социальное дистанцирование не означает, что мы должны оставаться в социальной изоляции.

Ниже приводится ряд полезных советов, которые мы собрали, чтобы помочь поддерживать здоровую социальную жизнь, сохраняя при этом безопасное социальное дистанцирование!

Поделитесь виртуальной едой:

Существует большое количество мобильных и веб-приложений, которые позволяют использовать видеочат.Ниже мы перечислили некоторые из самых популярных и преимущества каждого из них. Выберите свой любимый и поделитесь едой с друзьями в любой точке мира!

Skype : к Skype можно получить доступ через любую платформу и может принять до 50 человек за один видеозвонок

Facetime : если у вас есть устройство Apple, в настоящее время вы можете использовать Facetime, чтобы звонить 32 людям одновременно. Пространство на экране, выделяемое каждому пользователю, увеличивается по мере того, как он говорит.

Google Hangouts : доступ к Google Hangouts можно получить с любой платформы, и в нем можно провести видеозвонок для 150 пользователей.Видеовстречи Google автоматически увеличивают экран того, кто в данный момент разговаривает по телефону, что является приятным

.

Zoom : Вы можете использовать Zoom с любой платформы, чтобы настроить групповой вызов до 100 участников. Однако продолжительность звонка для бесплатного приложения ограничена максимум 40 минутами.

HouseParty : мобильное и веб-приложение с одинаково разделенным экраном, позволяющее общаться в чате до 8 пользователей одновременно.

Проведите ночь в кино с Netflix Party

Теперь вы можете смотреть телевизор и фильмы вместе с друзьями, практикуя безопасное социальное дистанцирование от собственного дома.Новое приложение Netflix Party в Google Chrome позволяет пользователям смотреть что угодно на Netflix вместе с чатом в реальном времени. Всем пользователям необходимо добавить расширение в свой веб-браузер Chrome, и хост поделится ссылкой, позволяющей друзьям присоединяться, смотреть и общаться.

Смотрите виртуальный концерт вместе

Поскольку живые концерты по всему миру были отменены, ряд артистов отправились в Интернет, чтобы продолжить свой тур. Среди недавних виртуальных исполнителей — Джон Легенд и Крис Мартин из Coldplay.Поищите в социальных сетях теги #togetherathome и #solidaritysessions, чтобы найти эти концерты сразу после их анонса!

Проведите виртуальную ночь игр с друзьями

Доступен ряд виртуальных игровых сервисов, которые позволяют вам присоединиться к друзьям из любой точки мира, чтобы вместе играть в игры. Вы можете сделать современный поворот с помощью сетевых приложений для групповых игр, таких как Jackbox или Exploding Kittens, или выбрать более классический подход с настольными онлайн-играми, такими как Yahtzee или Monopoly.Объедините эти платформы с видеозвонком, чтобы получить еще больше удовольствия от общения!

Держите своих друзей и семью в курсе и участвуйте с MyLifeLine

MyLifeLine была создана, чтобы соединить больных раком и лиц, осуществляющих уход, с их семьей, друзьями и другими подобными им людьми для социальной и эмоциональной поддержки. Сегодня, более чем когда-либо, мы осознаем, насколько важным может быть сообщество, и MyLifeLine — это фантастический способ оставаться на связи с близкими на одной централизованной платформе, даже если вы не сможете увидеть их лично.

Столкновение с новой проблемой со здоровьем всегда является причиной повышенного стресса и беспокойства в жизни, но неспособность физически быть с теми, кого мы любим, не должна мешать нам оставаться на связи в эти тяжелые времена. Независимо от того, используете ли вы эти ресурсы для планирования тщательно продуманного ужина и игрового вечера или просто для того, чтобы быстро наверстать упущенное, мы надеемся, что вы найдете некоторый комфорт, используя эти новые творческие способы поддерживать связь с людьми, которые важны в вашей жизни.

Сохраняйте умственную и социальную активность

Придерживайтесь привычек образа жизни, которые улучшают ваше общее состояние здоровья, таких как упражнения, питательная диета и сохранение когнитивной и социальной активности.Наука предполагает, что они также могут поддерживать здоровье мозга. Никогда не поздно внести изменения для достижения более здорового образа жизни — или рано начать.

  • Умственная деятельность
  • Общественная деятельность

Умственная деятельность

Умственно сложные действия, такие как освоение нового навыка, принятие нового хобби или участие в формальном образовании, могут иметь краткосрочные и долгосрочные выгоды для вашего мозга. Чтобы поддерживать свой ум активным, важно участвовать в занятиях, которые открывают для вас новые темы.

Испытайте себя в играх со стратегией или материалами для чтения высокого уровня или определите, как подойти к знакомой задаче более эффективно. Выбор занятий, которые вам нравятся, увеличит вероятность того, что вы продолжите ими заниматься с течением времени.

Еще один способ оставаться умственно активным — получить как можно больше формального образования в любой момент жизни. Формальное образование — это обучение в классе, проводимое профессионально подготовленными учителями. Такое обучение поможет сохранить здоровье вашего мозга и защитит его от развития деменции.Это может включать занятия в местном колледже или общественном центре, где обучают новой теме, навыкам или хобби (например, изучению языка или игре на музыкальном инструменте).

Общественная деятельность

Социальная активность связана со снижением уровня инвалидности и смертности, а также может снизить риск депрессии. Сохранение социальной активности может поддерживать здоровье мозга и, возможно, отсрочить наступление деменции. Есть много способов оставаться социально активными в вашем сообществе, и эти занятия обеспечат наилучшую связь с другими.

Участие в клубах, волонтерская деятельность и другие общественные мероприятия могут быть полезны для поддержания вашего общего здоровья. Многие из этих социальных мероприятий являются недорогими или бесплатными, например, посещение прогулочной группы или книжного клуба в вашем районе. Чтобы оставаться социально активным, нужно регулярно общаться с друзьями и семьей.

Занимайтесь значимой для вас общественной деятельностью. Например, если вы любите животных, подумайте о том, чтобы стать волонтером в местном приюте или в группе спасателей.Или примите участие в нашем деле по искоренению болезни Альцгеймера, став волонтером или защитником, или участвуя в общественном мероприятии.

15 отличных способов для пожилых людей оставаться социально активными

С возрастом оставаться социально активным так же важно, как и оставаться физически активным. Поиск путей для пожилых людей оставаться социально активными улучшает качество жизни, предотвращает депрессию и одиночество, поднимает настроение, помогает предотвратить или замедлить болезнь Альцгеймера и другие формы возрастного снижения когнитивных функций, а также способствует лучшему здоровью и большему счастью.

Но пожилые люди, живущие самостоятельно, слишком часто становятся все более изолированными. Это происходит по множеству причин. Вот лишь несколько примеров: выход на пенсию отстраняет их от работы, физические проблемы могут мешать выбраться из дома, социальные круги сужаются по мере того, как люди перемещаются и уходят, а фиксированный доход иногда не позволяет тратить много времени на досуг.

Если вы пожилой человек и живете один или у вас есть близкий человек, который подходит под это описание, посмотрите, как пожилые люди могут оставаться социально активными, которые перечислены ниже.Не все из них будут практичными для всех, но каждый должен иметь возможность воспользоваться некоторыми идеями.

Как оставаться социально вовлеченными в старшие годы
  1. Найдите возможности для волонтерской работы на местном уровне и примите участие в значимом деле, встречаясь с людьми с похожими проблемами и ценностями.
  1. Проверьте онлайн, чтобы узнать о встречах или клубах, посвященных хобби или интересам.
  1. Сходите на мероприятия или возьмите уроки в местном общественном центре или центре для пожилых людей.Обычно это бесплатно или дешево.
  1. Узнайте, что происходит в местной публичной библиотеке. Это еще одно место, где можно найти бесплатные или недорогие занятия, чтения и другие мероприятия.
  1. Проведите аудит одного или двух классов в местном общественном колледже или университете по интересующим предметам.
  1. Поднимите трубку и поговорите с друзьями или членами семьи, особенно с теми, с кем вы не часто видитеся. Или попробуйте Skype, FaceTime или аналогичные инструменты для видеочата.
  1. Используйте социальные сети, чтобы быть в курсе событий с друзьями и семьей, общаться и смотреть их фотографии.
  1. Найдите работу на неполный рабочий день или станьте волонтером в местном некоммерческом или религиозном центре.

Добавить комментарий