Социально психологические характеристики личности: Основные социально-психологические свойства личности

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т. д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т. д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

1. 3. Социально-психологические особенности личности

Понятие личности.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся прежде всего в процессе производства и потребления материальных благ.

Личность находится в сфере политических отношений. От того, свободна ли она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать или быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.

Личность находится в сфере действия идеологических отношений. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки.

На психологию личности вместе с тем влияют и отношения людей в группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения люди взаимно воздействуют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. активное звено. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Таким образом, личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней и занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Развитие личности обусловлено разными факторами. К ним обычно относят: своеобразие физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности, окружающую среду и общество, общественно-полезную деятельность. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Особенности физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т.д.

Анатомо-физиологические особенности личности — это такие ее характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей.

Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.

В основе анатомо-физиологических особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные анатомофизиологические характеристики организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А, следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.

Важнейшими факторами формирования личности выступают окружающая среда и общество. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. человека создает природа, а формирует его общество.

Обычно, прежде всего выделяют природно-географическую среду, которая оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правилъно относиться к тому, чему их обучают.

Природные особенности индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность личности выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлении себя, силе и быстроте протекания психических процессов, двигательных реакций, т.е. выступает как социальная характеристика деятельности человека и может изменяться от большой энергии, стремительности в движениях, труде и речи до вялости в поведении, пассивности психической деятельности, речи и жестикуляции. Эмоциональность проявляется в различной степени нервной возбудимости индивида, динамике его эмоций и чувств, характеризующих его отношение к окружающему миру.

Макросреда, т.е. общество в совокупности всех его проявлений, оказывает большое влияние на формирование личности. Например, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан иначе, чем представитель демократического государства.

Микросреда, т.е. группа, микрогруппа, семья и т.д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность, т.е. труд, общение с другими людьми, в условиях которого развивается человек, воспитание и самовоспитание также формируют его важнейшие личностные качества.

Факторы формирования личности и особенности действий и поступков личности в обществе позволяют составить ее социально-психологическую характеристику, т. е. описать всю полноту ее содержания и показать специфику взаимовлияния индивидуальных и социальных ее качеств, проявляющуюся в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений с людьми.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет свою структуру:

1. Индивидуально-психологическая сторона личности — отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований (достаточно подробно изучили по курсу «Основы общей психологиия».

2. Мировоззренческая сторона личности — связана с общественно значимыми качествами и особенностями, позволяющими занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности определяет ее важнейшие жизненные цели и интересы, отношения, позиции. Моральный облик личности — это система представлений о морали, отражающая наличие твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности — это устойчивая система взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

2. Социально-психологическая сторона личности — выявляет ее основные качества и характеристики, позволяющие играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Входящие в нее отношения к другим людям представляют собой совокупность проявлений индивидуальных и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Общий вывод: Личность по своей природе социальна, поскольку развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несет за свое поведение, действия и поступки ответственность.

4.13: Область социальной психологии и психологии личности

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    59835
  • Цели обучения
    • Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности

    Социальная психология

    Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.

    Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.

    Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.

    Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.

    Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

    Есть много интересных примеров социально-психологических исследований, и вы прочитаете о многих из них позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.

    Как вы прочтете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в в данном случае мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

    Психология личности

    Еще одной важной областью изучения в социальной и личностной областях, конечно же, является психология личности . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на

    • построении целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
    • исследование индивидуальных психологических различий.
    • исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми.

    Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).

    Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении личностных черт , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

    Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

    Попробуйте

    Запрос \(\PageIndex{1}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{2}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{3}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{4}\)

     

    Запрос \(\PageIndex{5}\)

     

    Глоссарий 33 психология личности:

    изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным

    личностная черта:  последовательная модель мышления и поведения

    Лицензии и атрибуции

    Лицензионный контент CC, оригинальный

    • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

    Контент с лицензией CC, опубликованный ранее

    • Современная психология. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : http://cnx.org/contents/[email protected]:tEHxTRok@5/Contemporary-Psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу http://cnx.org/contents/4abf04bf-93a…[email protected]
    • Дополнительный контент по социальной психологии и психологии личности. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/introduction-to-psychology-1/theoretical-perspectives-in-modern-psychology-23/social-psychology-476. -16741/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Программа OER или Publisher
        Люмен
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Область социальной психологии и психологии личности – общая психология

      Перейти к содержанию

      Психологические основы

      Цели обучения

      • Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности

      Социальная психология

      Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.

      Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.

      Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.

      Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.

      Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.

      Есть много интересных примеров социально-психологических исследований, и вы прочитаете о многих из них позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую ​​необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.

      Как вы прочтете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в этом случай, мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.

      Психология личности

      Другой крупной областью изучения социальной и личностной сферы является, конечно же, . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на

      • построение целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
      • исследование индивидуальных психологических различий.
      • исследование человеческой природы и психологического сходства между людьми.

      Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с его или ее заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).

      Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19).99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).

      Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.

      Попробуй

      Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

      Контент с лицензией CC, оригинал

      • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

      Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

      • Современная психология. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-3-contemporary-psychology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Загрузите бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
      • Дополнительный контент по социальной психологии и психологии личности. Предоставлено : Безгранично. Расположен по адресу : https://www.boundless.com/psychology/textbooks/boundless-psychology-textbook/introduction-to-psychology-1/theoretical-perspectives-in-modern-psychology-23/social-psychology-476. -16741/. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

      License

      General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.

      Добавить комментарий