Социальная психология
Оставьте комментарий
1 Социальная психология1.1 Объектом социальной психологии
1.2 Предметом социальной психологии
1.3 Задачи социальной психологии
1.4 Функции социальной психологии как науки
1.5 Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания
1.6 Похожие темы:
– это наука о закономерностях возникновения и функционирования общественно-психологических явлений.
Объектом социальной психологииявляются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди).
Предметом социальной психологиивыступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
Задачи социальной психологииотражаются основными направлениями ее исследования, а также теми целями, которые она ставит перед собой. Задачи включают: исследование наиболее значимых особенностей социально-психологических явлений, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях; социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей; изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях; исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.
Функции социальной психологии как наукиво-первых, определяются спецификой ее объекта и предмета познания; во-вторых, вытекают из ее особой роли среди других областей обществознания в исследовании явлений духовной жизни общества и формирования общественного сознания людей; в-третьих, отражают ее роль и значение в раскрытии законов и закономерностей проявления психики и поведения людей и их групп, их влияния на жизнь и деятельность общества.
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, предопределили также возникновение и развитие ее конкретных отраслей: этническая психология, психология религии, политическая психология, психология управления, психология межгруппового и межличностного влияния, психология общения, психология семьи (семейных отношений, психология конфликтных отношений (конфликтология.)
Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знанияначала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. в связи с появлением работ У. Мак Дугалла и Э. Росса. Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в. , когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.
Первый этап – становление социальной психологии как науки (с середины XIX в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.
Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики. Исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.
Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план.
Социально-психологические процессы и их влияние на закон
Изучение социально-психологических процессов предполагает изучение того, как люди воспринимают, взаимодействуют и реагируют на социальные контексты. В частности, социальная психология опирается на понимание того, как на убеждения и поведение людей влияют другие люди. В последние годы эта структура была применена к изучению права, и растет объем исследований того, как социальные контексты пересекаются с правовыми институтами, юридическими взаимодействиями и принятием решений. Действительно, Взгляд на социальную психологию в правовом контексте не только говорит нам о том, как социальные контексты могут влиять на закон, правовые институты и правовых акторов, но и как закон может учиться у общества, его норм и восприятия его членов. Таким образом, интерактивные отношения между правом и социальной психологией можно рассматривать как «улицу с двусторонним движением».
Хотя исследования на стыке социальной психологии и права в последние годы стали набирать обороты, эмпирические и теоретические работы в этой области все еще недостаточно изучены. Эта тема исследования не только надеется предоставить платформу для общих исследований в этой области, но также предоставит пространство для работы над вопросами в различных областях права, начиная от взаимодействия с правоохранительными органами и заканчивая изучением процесса принятия решений в судах и изучением того, как закон должен и работает в различных сообществах во многих странах и юрисдикциях. Действительно, эта тема исследования надеется предоставить обширный и всесторонний отчет о широко распространенных способах взаимодействия права и социальной психологии по всему миру.
Мы приветствуем эмпирические, обзорные и теоретические материалы по различным дисциплинам, включая, помимо прочего, психологию, социологию, криминологию, антропологию и право, из любой страны или юрисдикции. Эмпирическая работа может использовать как качественные, так и количественные методы. Материалы (в том числе оригинальные исследования, систематические обзоры, краткие отчеты об исследованиях и отчеты о случаях) могут касаться любой темы, которая способствует пониманию отношений между социальной психологией и правом в широком смысле. Примеры тем могут включать:
· Влияние различных социальных контекстов на принятие юридических решений;
· Роль дискриминации и предвзятости в уголовном и гражданском праве;
· Как различные социально-психологические процессы влияют на взгляды на наказание и различные правовые практики;
· Проблемы с идентификацией очевидцев, связанные с расой, полом или другими социальными характеристиками;
· Роль социальной психологии в разработке и оценке правовых норм.
Важное примечание : Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
Социальная психология: определение, история, методы, приложения
Что такое социальная психология?
Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других (Allport 1998). По этому определению научный относится к эмпирическому методу исследования. Термины «мысли», «чувства» и «поведение» включают все психологические переменные, которые можно измерить у человека. Утверждение, что другие могут быть воображаемыми или подразумеваемыми, предполагает, что мы склонны к социальному влиянию, даже когда нет других людей, например, когда мы смотрим телевизор или следуем интернализированным культурным нормам.
Социальная психология — это эмпирическая наука, которая пытается ответить на множество вопросов о человеческом поведении, проверяя гипотезы как в лаборатории, так и в полевых условиях. Такой подход к области фокусируется на человеке и пытается объяснить, как на мысли, чувства и поведение людей влияют другие люди.
Относительно новая область, социальная психология, тем не менее, оказала значительное влияние не только на академический мир психологии, социологии и социальных наук в целом, но также повлияла на общественное понимание и ожидания человеческого социального поведения. Изучая, как люди ведут себя под экстремальными социальными влияниями или в их отсутствие, были достигнуты большие успехи в понимании человеческой природы. Люди по своей сути являются социальными существами, и поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для здоровья каждого человека. Благодаря изучению факторов, влияющих на социальную жизнь, и того, как социальные взаимодействия влияют на индивидуальное психологическое развитие и психическое здоровье, появляется более глубокое понимание того, как человечество в целом может жить вместе в гармонии.
Узнайте больше о теориях социальной психологии.
Связи между социальной психологией и социологией
Социальная психология — это отрасль психологии, изучающая когнитивные, аффективные и поведенческие процессы людей под влиянием их принадлежности к группе и взаимодействий, а также других факторов, влияющих на социальную жизнь, таких как социальный статус, роль и социальный класс. Социальная психология исследует влияние социальных контактов на развитие отношений, стереотипов, дискриминации, групповой динамики, соответствия, социального познания и влияния, самооценки, убеждения, межличностного восприятия и влечения, когнитивного диссонанса и человеческих отношений.
Значительное число социальных психологов являются социологами. Их работа больше сосредоточена на поведении группы и, таким образом, исследует такие явления, как взаимодействия и социальные обмены на микроуровне, а также групповую динамику и психологию толпы на макроуровне. Социологов интересует личность, но прежде всего в контексте социальных структур и процессов, таких как социальные роли, раса и класс, социализация. Они склонны использовать как качественные, так и количественные исследования. Социологов в этой области интересуют разнообразные демографические, социальные и культурные явления. Некоторыми из их основных областей исследований являются социальное неравенство, групповая динамика, социальные изменения, социализация, социальная идентичность и символический интеракционизм.
Социальная психология связывает интерес психологии (с ее акцентом на индивидуума) с социологией (с ее акцентом на социальные структуры). Большинство социальных психологов обучаются в рамках дисциплины психологии. Психологически ориентированные исследователи уделяют большое внимание непосредственной социальной ситуации и взаимодействию между личностью и переменными ситуации. Их исследования, как правило, носят эмпирический характер и часто сосредоточены вокруг лабораторных экспериментов. Психологи, изучающие социальную психологию, интересуются такими темами, как отношения, социальное познание, когнитивный диссонанс, социальное влияние и межличностное поведение. Двумя влиятельными журналами для публикации исследований в этой области являются «Журнал личности и социальной психологии» и «Журнал экспериментальной социальной психологии». Узнайте больше о Социологической социальной психологии.
История социальной психологии
Социальная психология возникла в США на заре двадцатого века. Первым опубликованным исследованием в этой области был эксперимент Нормана Триплетта (1898 г.) по феномену социальной фасилитации. В 1930-е годы многие гештальт-психологи, особенно Курт Левин, бежали в США из нацистской Германии. Они сыграли важную роль в развитии этой области как чего-то отдельного от поведенческих и психоаналитических школ, которые доминировали в то время, и социальная психология всегда сохраняла наследие их интересов в восприятии и познании. Отношения и различные явления малых групп были наиболее часто изучаемыми темами в эту эпоху.
Во время Второй мировой войны социальные психологи изучали убеждение и пропаганду для вооруженных сил США. После войны исследователей стали интересовать самые разные социальные проблемы, в том числе гендерные вопросы и расовые предрассудки. В 1960-х годах рос интерес к множеству новых тем, таких как когнитивный диссонанс, вмешательство свидетелей и агрессия. Однако к 1970-м годам социальная психология в Америке достигла кризиса. Были жаркие споры об этике лабораторных экспериментов, о том, действительно ли установки предсказывают поведение, и о том, сколько науки можно сделать в культурном контексте (Gergen 19).73). Это было также время, когда радикальный ситуационистский подход поставил под сомнение значимость самости и личности в психологии.
В первые годы после Второй мировой войны психологи и социологи часто сотрудничали (Sewell, 1989). Однако в последние годы эти две дисциплины становятся все более специализированными и изолированными друг от друга, при этом социологи в гораздо большей степени сосредотачиваются на макропеременных (таких как социальная структура). Тем не менее социологические подходы к социальной психологии остаются важным аналогом психологических исследований в этой области.
Социальная психология достигла зрелости как в теории, так и в методах в 1980-х и 1990-х годах. В настоящее время научные исследования регулируются тщательными этическими стандартами, и появились более широкие плюрализм и многокультурные перспективы. Современных исследователей интересуют самые разные явления, но атрибуция, социальное познание и самооценка, пожалуй, являются самыми большими областями для роста. Социальные психологи также сохранили свои прикладные интересы, внеся вклад в психологию здоровья и окружающей среды, а также в психологию правовой системы.
Социальная психология изучает влияние социальных условий на людей. Ученые в этой области обычно либо психологи, либо социологи, хотя все социальные психологи используют как индивида, так и группу в качестве единиц анализа. Несмотря на сходство, дисциплины, как правило, различаются по своим целям, подходам, методам и терминологии. Они также отдают предпочтение отдельным академическим журналам и профессиональным обществам.
Подробнее об истории социальной психологии.
Социальная психология Эксперименты
В своей простейшей форме экспериментирование представляет собой метод определения наличия или отсутствия причинно-следственной связи между двумя переменными путем систематического манипулирования одной переменной (называемой независимой переменной) и оценки ее влияния на другую переменную (называемую зависимой переменной).
Некоторые ученые ставят под сомнение полезность экспериментов, отмечая, что эксперименты, которые планируют исследователи, иногда не похожи на обстоятельства, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Однако эксперимент — единственный метод исследования, позволяющий окончательно установить наличие причинно-следственной связи между двумя и более переменными.
Узнайте больше об экспериментах в области социальной психологии.
Методы исследования социальной психологии
Социальные психологи обычно объясняют человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. В книге Курта Левина (1951) эвристическое поведение можно рассматривать как функцию человека и окружающей среды, B = f(P,E). Экспериментальные методы предполагают, что исследователь изменяет переменную в окружающей среде и измеряет влияние на другую переменную. Примером может служить разрешение двум группам детей играть в насильственные или ненасильственные видеоигры, а затем наблюдение за их последующим уровнем агрессии в течение периода свободной игры. Действительный эксперимент контролируется и использует случайное назначение.
Корреляционные методы исследуют статистическую связь между двумя естественными переменными. Например, можно соотнести количество жестоких телепередач, которые дети смотрят дома, с количеством инцидентов с насилием, в которых дети участвуют в школе. Обратите внимание, что это исследование не доказывает, что жестокое телевидение вызывает агрессию у детей. Вполне возможно, что агрессивные дети предпочитают смотреть более жестокие телепередачи.
Методы наблюдения носят чисто описательный характер и включают натуралистическое наблюдение, искусственное наблюдение, включенное наблюдение и архивный анализ. Они менее распространены в социальной психологии, но иногда используются при первом исследовании явления. Примером может быть ненавязчивое наблюдение за детьми на игровой площадке (возможно, с видеокамерой) и запись количества и типов проявляемых агрессивных действий.
Когда это возможно, социальные психологи полагаются на контролируемые эксперименты. Контролируемые эксперименты требуют манипулирования одной или несколькими независимыми переменными, чтобы исследовать влияние на зависимую переменную. Эксперименты полезны в социальной психологии, потому что они обладают высокой внутренней достоверностью, а это означает, что они свободны от влияния искажающих или посторонних переменных и поэтому с большей вероятностью точно указывают на причинно-следственную связь. Однако небольшие выборки, используемые в контролируемых экспериментах, обычно имеют низкую внешнюю валидность или степень, в которой результаты могут быть обобщены на большую совокупность. Обычно существует компромисс между экспериментальным контролем (внутренняя валидность) и возможностью обобщения на популяцию (внешняя валидность).
Поскольку обычно невозможно протестировать всех, исследования, как правило, проводятся на выборке лиц из более широкой популяции. Социальные психологи часто используют опросные исследования, когда их интересуют результаты с высокой внешней достоверностью. В опросах используются различные формы случайной выборки для получения выборки респондентов, репрезентативной для населения. Этот тип исследования обычно носит описательный или корреляционный характер, поскольку нет экспериментального контроля над переменными. Однако новые статистические методы, такие как моделирование структурными уравнениями, используются для проверки потенциальных причинно-следственных связей в этом типе данных.
Независимо от того, какой метод используется, важно оценить гипотезу исследования в свете результатов, подтверждающих или отвергающих первоначальный прогноз. Социальные психологи используют статистику и вероятностные тесты для оценки своих результатов, которые определяют значимое открытие как вероятность менее 5% случайности. Репликации важны для обеспечения достоверности результата, а не случайности или какой-либо особенности конкретного образца.
Узнайте больше о методах исследования социальной психологии.
Социальная психология Этика
Цель социальной психологии состоит в том, чтобы понять познание и поведение, поскольку они естественно происходят в социальном контексте, но сам акт наблюдения за людьми может влиять на их поведение и изменять его. По этой причине во многих экспериментах по социальной психологии используется обман, чтобы скрыть или исказить определенные аспекты исследования. Обман может включать ложные прикрытия, ложные участники (известные как сообщники или марионетки), ложные отзывы, данные участникам, и так далее.
Некоторые психологи оспаривают практику обмана, утверждая, что обман при любых обстоятельствах неэтичен и что вместо него следует использовать другие исследовательские стратегии (например, ролевые игры). К сожалению, исследования показали, что исследования ролевых игр не дают таких же результатов, как исследования обмана, и это ставит под сомнение их достоверность. Помимо обмана, экспериментаторы иногда ставили людей в потенциально неудобные или смущающие ситуации (например, эксперименты Милгрэма «Послушание властям», эксперимент Зимбардо в Стэнфордской тюрьме), и это также подвергалось критике по этическим соображениям.
Чтобы защитить права и благополучие участников исследования и в то же время получить значимые результаты и понимание человеческого поведения, практически все исследования в области социальной психологии должны пройти процесс этической проверки. В большинстве колледжей и университетов этим занимается комитет по этике или институциональный наблюдательный совет. Эта группа изучает предлагаемое исследование, чтобы убедиться, что участникам не будет причинен вред, а польза от исследования перевешивает любые возможные риски или неудобства для людей, принимающих участие в исследовании.
Кроме того, часто используется процесс информированного согласия, чтобы убедиться, что добровольцы знают, что произойдет в эксперименте, и понимают, что им разрешено выйти из эксперимента в любое время. По завершении эксперимента обычно проводится подведение итогов, чтобы выявить любые использованные обманы и в целом убедиться, что процедуры не причинили вреда участникам. Сегодня большинство исследований в области социальной психологии связаны с не большим риском причинения вреда, чем можно ожидать от обычного психологического тестирования или обычной повседневной деятельности.
Ссылки по социальной психологии:
- Adler, L.
- Allport, GW (1998). Исторические предпосылки социальной психологии. В Г. Линдзи и Э. Аронсон (ред.), Справочник по социальной психологии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Амбади, Н., и Розенталь, Р. (1992). Тонкие срезы экспрессивного поведения как предикторы межличностных последствий: метаанализ. Психологический бюллетень, 111, 256–274.
- Аш, SE (1955). Мнения и социальное давление. Scientific American, 193, 31–35.
- Бандура, А., Росс, Д., и Росс, С.А. (1961). Передача агрессии через подражание агрессивным моделям. Журнал ненормальной и социальной психологии, 63, 575–582.
- Batson, CD (1998). Альтруизм и просоциальное поведение. В Д. Т. Гилберте, С. Т. Фиске и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Бем, Д. (1970). Убеждения, взгляды и человеческие дела. Бельмонт: Брукс/Коул.
- Боркенау, П., и Либлер, А. (1992). Выводы о чертах характера: источники достоверности при нулевом знакомстве. Журнал личности и социальной психологии, 62, 645–647.
- Чалдини, Р. Б. (2000). Влияние: Наука и практика. Бостон: Аллин и Бэкон.
- Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2002). Дилемма полицейского: использование этнической принадлежности для устранения неоднозначности потенциально угрожающих лиц. Журнал личности и социальной психологии, 83, 1314–1329..
- Кот, Дж. Э., и Левин, К. Г. (2002). Формирование идентичности, деятельность и культура. Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Кронбах, LJ (1955). Процессы, влияющие на оценки «понимания других» и «предполагаемого сходства». Психологический бюллетень, 52, 177–193.
- Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- Фестингер, Л., и Карлсмит, Дж. М. (1959). Когнитивные последствия принудительного подчинения.
- Фундер, округ Колумбия (1995). О точности суждения о личности: реалистичный подход. Психологический обзор, 102, 652–670.
- Герген, К. Дж. (1973). Социальная психология как история. Журнал личности и социальной психологии, 26, 309–320.
- Гилен, UP, и Адлер, LL (ред.). (1992). Психология в международной перспективе: 50 лет Международному совету психологов. Лиссе, Нидерланды: Swets & Zeitlinger.
- Гладуэлл, М. (2005). Блинк: сила мышления без размышлений. Бостон: Литтл, Браун.
- Гузевич, Т. Д., и Такушян, Х. (1992). Разработка краткой шкалы отношения населения к бездомности. Журнал социального бедствия и бездомных, 1 (1), 67–79.
- Хейни, К., Бэнкс, В.К., и Зимбардо, П.Г. (1973). Межличностная динамика в смоделированной тюрьме. Международный журнал криминологии и пенологии, 1, 69–97.
- Янис, И.Л. (1972). Жертвы группового мышления. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Келли, С. П., и Вичинштайн, С.Д.С. (2007). Введение в теорию DIRP: распутывание моделей межвидового воспроизводства. Представлено на ежегодной конференции ISAA.
- Кенни, Д. А. (1994). Межличностное восприятие: анализ социальных отношений. Нью-Йорк: Гилфорд.
- Латане, Б. (1981). Психология социального воздействия. Американский психолог, 36, 343–356.
- Левин, К. (1951). Теория поля в социальных науках: Избранные теоретические статьи. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Месуди, А. (2007). Использование методов экспериментальной социальной психологии для изучения культурной эволюции. Журнал социальной, эволюционной и культурной психологии, 1 (2), 35–58.
- Милграм, С. ([1975] 2004). Подчинение власти. Нью-Йорк: Harper & Bros.
- Перлофф, Р. М. (2007). Динамика убеждения. Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Рибер Р.В., Такушян Х. и Иглесиас Х. (2002). Случай Сивиллы в преподавании психологии. Журнал социального бедствия и бездомных, 11 (4), 355–360.
- Шаллер, М. , Симпсон, Дж. А., и Кенрик, Д. Т. (2006). Эволюция и социальная психология (рубежи социальной психологии). Нью-Йорк: Психология Пресс.
- Сьюэлл, WH (1989). Некоторые размышления о золотом веке междисциплинарной социальной психологии. Ежегодный обзор социологии, 15, 1–17.
- Шериф, М. (1954). Эксперименты в групповом конфликте. Scientific American, 195, 54–58.
- Штернберг, Р. Дж. (1986). Треугольная теория любви. Психологический обзор, 93, 119–135.
- Тайфель, Х., и Тернер, Дж. К. (1986). Теория социальной идентичности межгруппового поведения. В S. Worchel & WG Austin (Eds.), Психология межгрупповых отношений. Чикаго: Нельсон-Холл.
- Такушян, Х. (2000). Как Стэнли Милгрэм учил послушанию и социальному влиянию. В Т. Бласс (ред.), Повиновение авторитету (стр. 9–24). Махва: Лоуренс Эрлбаум.
- Такушян, Х. (2005a). Обзор 100-летней межнациональной работы в области разведки. Психологическая критика, 50 (12).
- Такушян, Х. (ред.