Социально психологические явления: Социально-психологические явления | это… Что такое Социально-психологические явления?

Содержание

Социально-психологические явления: определение, классификация

Социально-психологические явления сопровождают нас всю жизнь. К ним относятся восприятие, подражание, понимание, внушение, лидерство, убеждение, взаимоотношения и ещё многое другое. Всё это обычно проявляется в процессе общения, который, в свою очередь, в психологии принято считать центральным явлением. Впрочем, обо всём – по порядку.

Специфика

Первым делом следует отметить, что социально-психологические явления принято рассматривать на нескольких уровнях – на официально-формализованном, личностно-институциональном и межличностном. Да и вообще всё общение, в принципе, воспринимается как средство повышения качества обучения и труда, как особое явление. Ведь именно в его процессе формируется психолого-социальная структура отдельного человека, малых групп и целых коллективов.


Социальная среда

Социальная среда оставляет значительный отпечаток на личности каждого из нас. В принципе, человек. ..

Итак, в чём специфика заданной темы? В том, что все социально-психологические явления, кажущиеся нам привычными, принято рассматривать с нескольких точек зрения. Если быть точнее – их «раскладывают» на уровни.

На первом нечто социальное лишь выступает в роли корректора биологического и природного. На втором проявляется общечеловеческий фактор. Принимаются во внимание различия в возрасте, поле, учитывается преемственность поколений.

И, наконец, третий уровень. Он, если выражаться вкратце, включает в себя экономические и политические условия, которые являются немаловажными причинами социализации личности.

И центральным звеном во всём этом является концептуальный аппарат. То есть основные понятия, которые и выражают структуру малых групп, личности, а также массовидных явлений.

Классификация

Социально-психологические явления социальной психологии и их проявления зависят от многого. От общностей, малых и больших групп, в которых они возникают.

Также и от их типа. Общности бывают как организованными, так и неорганизованными. Явления, возникающие в них, называются массовидными (об этом будет рассказано ниже), а поведение – стихийным.

Имеет значение и класс психологических феноменов. Явления могут быть рационально осмысленными (мнение, убеждение, ценности), эмоционально упорядоченными (настроение, социальные чувства), функционирующими в определённых условиях (допустим, в экстремальных или же конфликтных ситуациях). И конечно же, они бывают как осознанными, так и неосознанными.

Об общественном мнении: определение

Теоретические знания полезны, однако стоит перейти к практике и рассмотреть социально-психологические явления непосредственно. Одним из них является форма массового сознания. То есть общественное мнение. Именно в нем проявляется отношение людей (порой даже целых групп) к определённым процессам. В определении уточняется – что к тем, которые затрагивают их потребности или интересы. Но действительность показывает, что современные люди высказывают своё мнение по отношению ко всему, даже если их это не касается.

Характеристика явления

Общественное мнение может формироваться по-разному – либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.

По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.

О сознательном подходе

Его можно выделить в отдельную краткую тему. Потому что сознательный подход в наше время не так «популярен», как выше упомянутый. Поскольку сам уклад жизни стихийный. Чтобы мнение было сознательным, люди (все или большинство) должны подходить к восприятию действительности субъективно. А это подразумевает способность мыслить самостоятельно, редко ориентируясь на что-то общепринятое и уже устоявшееся в обществе. Что, опять-таки, свойственно не всем.

Масштабность

Есть у общественного мнения одна особенность – оно оказывает влияние. Даже если сложилось в небольшом коллективе.

Пример: есть сравнительно небольшое предприятие, на котором работает 50 человек. Как и везде, там работает тот, кого принято называть изгоем. Почему о нём сложилось такое мнение? Возможно, он был не таким общительным, как все остальные, или всегда вёл себя тихо, не возражал никому. Если в коллективе трудятся нормальные люди, то этот человек не вызовет никаких обсуждений. Но нередко случается, что личности такого типа становятся «изгоями», «козлами отпущения» для сваливания на них никому не приятной работы. Об их нелюдимости строят догадки, плетут вокруг интриги. И вот, в один момент такой человек обретает окончательный, придуманный его «доброжелателями» образ.

И это лишь один пример. Что и говорить о влиянии общественного мнения, которое охватывает проблемы международной жизни и вопросы экономики.

Типы взаимодействий

Совместную деятельность тоже принято воспринимать как социально-психологическое явление. Почему? Потому что это – взаимосвязь с другими людьми, осуществляемая с какой-либо целью.

Она не может быть воплощена в действительность, если её участников ничто не связывает. Совместимость есть во всех случаях. Первый её вариант называется психофизиологическим. Она проявляется в тех случаях, когда совместная деятельность осуществляется похожими людьми. Их объединяет похожий характер, идентичные поведенческие реакции, аналогичные установки, возможно, даже мировоззрение. Всё это обуславливает согласованность между ними. А её наличие обязательно для достижения целей.

Второй вариант совместимости является социально-психологическим. Его принято считать наиболее оптимальным. Поскольку он подразумевает сочетание типов поведения людей в определённой группе и общность их установок, интересов и ценностей.

Сплочение и достижение результатов

Это – то, что подразумевает совместная деятельность. Сплочением называется процесс, в ходе которого формируется специфическая связь между людьми, за счёт которой они объединяются в «единый организм». Всё, опять-таки, делается ради достижения определённых целей и результатов. Каждый из участников группы в этом заинтересован.

Принято выделять уровни сплочённости. И на первом обычно происходит развитие эмоциональных контактов – проявление симпатии и расположенности людей друг к другу, например. Второй уровень подразумевает процесс убеждения каждого человек в том, что его система ценностей совпадает с другими. И на третьем осуществляется разделение общей цели.

Всё это влияет на образование так называемого социально-психологического климата в коллективе, способствующего поддержанию общего настроения, достойного уровня работоспособности и самочувствия.

Явления в массах

Общество – это форма объединения людей. Соответственно, такое понятие, как массовидная психика, касается обсуждаемой темы напрямую. Из него вытекают и другие термины. Массовое сознание, например. Оно является одним из наиболее часто встречающихся. Или массовое настроение. Все мы хоть раз, да слышали эти понятия.

Вот, например, массовидные явления психики. Так называются определённые феномены, которые возникают, существуют и развиваются в довольно-таки больших социальных группах. Таковыми являются массовые настроения. Это – психические состояния, которые охватывают большое количество людей. Предпосылками их возникновения, обычно, являются события политического, социального, экономического и даже духовного характера. Естественно, чаще всего наиболее ярко проявляются отрицательные массовые настроения. Которые способны разрушить социально-политические системы, устоявшиеся в обществе и опостылевшие ему. Бурные события «девяностых» показали, насколько настроения могут быть влиятельными.

Индивидуальность

Она тоже имеет место быть в теме социально-психологических явлений. Поскольку нередко они относятся не к обществу, а к одной-единственной личности. Имеются в виду те феномены, которые обусловлены особенностями, поведением и действиями определённого человека. Это может быть социальный статус, роль личности, её позиция, ценности, установки. Нередко бывает такое, что из-за одного лишь человека в какой-либо группе (в том же рабочем коллективе) происходят такие явления, которые без него не имеют места быть. Если, допустим, офисом управляет злой начальник, постоянно и по любому поводу срывающийся на сотрудниках – то каждый раз, как он там присутствует, у большинства работников будет напряженное состояние. Потому что каждый будет предчувствовать «бурю», и воспринимать себя, как потенциальную жертву. И, опять-таки, это лишь один из примеров.

Что представляет собой закон подражания

Ответ на этот вопрос в своё время дал французский социолог Габриэль Тард. Точнее, он его сформулировал.

Тард утверждал, что подражанием является основная движущая сила общественного развития – это подражание. И все сходства, которые только могут быть в нашем мире, обусловлены обычным повторением.

Социолог выделил логические законы подражания – те, которые основаны на средстве распространения определенной инновации или расчёте цели. В качестве отдельной категории обозначались нововведения.

Но самое главное в законе – то, что подражание идёт к внешнему от внутреннего. Иными словами говоря, разум всегда опережается чувствами. Идеи появляются раньше смысла. А цели – раньше средств. И конечно же, желание подражать у людей вызывает только всё самое престижное. Потому что иерархия имеет немаловажное значение.

Функции социальных групп и деление на них

Оно всегда было. Социально-психологические группы существуют столько же, сколько и человечество. С течением времени менялись лишь их названия. Но вообще всегда были объединения людей, имеющих какой-то единый социальный признак.

Есть самые разные подходы, касающиеся определения классификации функций таких групп. Принято выделять несколько в качестве основных.

Первая функция – социализация. Считается, что человек лишь в группе может обеспечить своё полноценное существование и выживание .

Вторая функция – инструментальная. Подразумевает совместное осуществление группой той или иной деятельности (о взаимодействии выше уже говорилось).

Третья функция – экспрессивная. Сюда включается всё, что касается психологии. Это взаимное одобрение людей, уважение, доверие, дружба, чувства, эмоции и многое другое.

И, наконец, четвёртая функция – поддерживающая. Её суть заключается в том, что все люди стремятся объединиться в сложных ситуациях. Таковы их социально-психологические особенности. Вместе справиться с чем-то легче (как физически, так и морально), чем одному.

О проблемах

Тему, касающуюся их, также следует отметить вниманием. Социально-психологические проблемы касаются сегодня всех.

Взять, к примеру, такую малую группу, как семья. В наше время далеко не каждый союз заканчивает своё существование естественным путём – то есть уходом в другой мир одного из супругов. Всё чаще браки распадаются. Около 80%, если верить статистике! И практически всегда причинами являются возникшие и неразрешенные психологические проблемы.

Или, например, пожилые люди. У них тоже есть масса проблем социально-психологического характера. Одна из немногих заключается в резком снижении их статуса в обществе. Они перестают так же успешно функционировать, как личности, что нередко приводит к срывам.

А молодёжь? Многим кажется, что вот у кого, а у них уж точно быть проблем не должно. Но это не более чем предвзятость и стереотипы. Поиск своего места в жизни, попытки «влиться» в общество и в те или иные коллективы, конкуренция во всех её проявлениях. Да, у всех проблем разная социально-психологическая характеристика. Но сопровождают они нас всегда, в любом возрасте. И одних, разве что, чаще, других реже. Можно ли их избежать совсем? Да, безусловно. Если жить вне общества. Что, впрочем, сложно достижимо.

Социально-психологические явления

КАТЕГОРИИ:

Главная
Случайная страница
Познавательное
Новые статьи
Контакты


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

12345678910Следующая ⇒

Предмт социальной психологии.

Социальная психология — самостоятельная область научного знания, имеющая свой предмет, структуру, сложившуюся систему понятий.

Соц.псих.изучает соц-псих явл. и их закономерности, исследует соц-псих аспект любых реальных явлений жизни и деятельности людей практически во всех сферах. Предметом соц.псих.явл.закономерности психической деятельности, поведения и взаимодействия людей как представителей социальных групп, психологические хар-ки самих этих групп и психологические аспекты любых иных явлений социальной жизни. Объектом исследований в соц.псих.могут выступать личность, социальная группа, их поведение и деятельность, процессы развития личности и конкретной группы, процессы межличностного и межгруппового взаимодействия.

Предмет социальной психологии – социально-психологические явления (СПЯ).

Парыгин:Соц-псих явл.возникают в результате взд субъектов(индивиды, общности) в определённых условиях, отражают их в различных формах, выражают отношения к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями и переживаниями, и способствуют соц.

полезной или преступной деят-ти. 3 осн. классификации СПЯ:1.) По субъекту возникновения: межличностные, групповые, межгрупповые, массовые.2.) По степени осознанности: осознаваемые, неосознаваемые.3.) По степени устойчивости: динамичные, динамико-статичные, статичные.

 

Предмет социальной психологии – социально-психологические явления (СПЯ).

СПЯ возникают в результате взаимодействия субъектов (индивидов и общностей) в определённых условиях, отражают их в различных формах, выражают отношение к ним, побуждают и регулируют поведение людей, осуществляют обмен сообщениями и переживаниями, и способствуют организации социально полезной или преступной деятельности. (Парыгин)

3 осн. классификации СПЯ:1.) По субъекту возникновения: межличностные, групповые, межгрупповые, массовые.2.) По степени осознанности: осознаваемые, неосознаваемые.3.) По степени устойчивости: динамичные, динамико-статичные, статичные.

Социально-психологические явления — закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Люди живут и трудятся, вступают во взаимодействие и общение друг с другом, проявляют определенные чувства, конкретным образом относятся к себе и окружающему миру. Все это — общественная жизнь, отражающаяся в их сознании как психологическая реальность. Социальная психология как наука изучает эту реальность, выражая ее в виде системы социально-психологического знания, которая включает в себя: — научные представления о многочисленных и разнообразных социально-психологические явлениях и процессах, условиях, закономерностях и механизмах их возникновения и функционирования, а также отраслях социальной психологии;— наиболее общие взгляды на направления развития социальной психологии и использования накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов ее исследований. Первоначально возникающими (базовыми) общественно-психологическими явлениями выступают взаимодействие, межгрупповые и межличностные отношения, общение и взаимное восприятие людей.

По сравнению с ними все остальные социально-психологические явления и процессы (например, настроения и чувства людей, психологический климат в различных социальных группах и т.д.) вторичны.Социально-психологические закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости, определяющие характер возникновения и динамику функционирования социально-психологических явлений и процессов. Социально-психологических механизмы — это превращения, посредством которых проявляются закономерности их функционирования и осуществляется социально-психологическая системность. Под общими механизмами в социальной психологии обычно понимаются подражание, заражение, идентификация и проявление социальных установок. К частным, как правило, относят конформизм, эмпатию, аттракцию, атрибуцию, рефлексию и др., проявление которых характеризует лишь определенные социально-психологические явления.

3.Первый этап развития социальной психологии: накопление социально-психологических знаний в сфере философии

Потребность осознать и понять социально-психологические явления появилась на заре человеческой истории. Совместная деятельность людей предполагала определённые формы взаимодействия и вызывала стремления познать другого человека как партнёра по общению и деятельности. Из истории первобытного общества известно, что нравственными регуляторами были обряды,табу,которые передавались из поколения в поколение. Определённые секреты воздействия на публику знали и древние ораторы. Всё это свидетельствует о том, что люди пытались осознать и использовать соц-псих явления в своей жизни и деятельности.Однако соц псих как наука появилась гораздо позже-к 20м годам 20века. Подобно тому,как оформлению психологии в науку предшествовали 2этапа-накопление психологических знаний в границах философии и выделение описательной психологии,-развёртывалась и история соц псих-и. Мы рассмотрим первый этап-накопление социально-психологических знаний в рамках философии и общей психологии(6 в до н.э-середина 19в).Уже древние философы выдвигали важные соц-псих проблемы. В Античной Греции и Древнем Риме были разработаны различные обоснования типологии людей.

Платон,например,исходил из преобладания различных частей души у разных людей,сословностей.народностей. Аристотель определял чел-ка как политическое,общественное животное. Эта идея Аристотеля составляет сердцевину соц-псих подхода к личности. Глубокая портретная типология людей по нравственным качествам, намеченная Теофрастом в древности, вскрывала социальные типы того времени. Гераклит,например,разделял всех людей на два класса:тех,кто руководствуется логосом,разумом и умеет управлять своими потребностями и тех, кто подчинён своим прихотям-потребностям,мало отличающихся от потребностей животных. Древние философы обращали внимание на то,что общение осуществляется не только через речь,но и через подражание, «истечение атомов»(Демокрит).Следовательно,проблема общения,кот явл-ся центральной для современной соц псих,была намечена уже в древности, а затем разрабатывалась в философии нового времени в работах Т.Гоббса, Дж.Локка,М.Ломоносова. Особого внимания заслуживают постановка и решение антропологических и психологических вопросов во французской философии, вт рудах русских революционных демократов 19века.
Но это уже следующий этап в развитии соц псих-и.

Эмпирические предпосылки социальной психологии(Парыгин): -Стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определённых практических результатов. -Ораторское искусство Др. Греции, сформировавшее приёмы и технику управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием малых и средних групп. -Опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ориентаций. -Опыт использования искусства в формировании эмоционального поля религиозных действ. -Опыт действ жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приёмы субъективного воздействия (внушения) на аудиторию.

12345678910Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 13844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Смысл как социально-психологический феномен

Исследовательская статья Абстрактный PDF  

Сергей Фадюшин 1 , Аннета Каяк 2  Елена Верещагина 3

1 Доцент Дальневосточный федеральный Университет, г. Владивосток, остров Русский, Россия

2 Профессор Морского гос. адмирала Невельского Университет, Владивосток, Россия.

3 Доцент, Морской государственный университет им. адмирала Невельского, Владивосток, Россия.

Автор, ответственный за переписку: Сергей Фадюшин, доцент, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, остров Русский, Россия, Тел: +7423245-76-87; E- Почта: [email защищен] Дата получения:  10 сентября 2018 г. Дата принятия:  5 октября 2018 г. Дата публикации:  09 октября 2018 г. Copyright  © 2018 Фадюшин С. Образец цитирования:  Фадюшин С., Каяк А., Верещагина Е. (2018). Смысл как социально-психологический феномен. Мэтьюз Дж. Психиатрия, психическое здоровье. 3(1): 019.

АННОТАЦИЯ

Содержание статьи относится к области междисциплинарных научных исследований, лежащих на стыке теории информации, психологии и социальных наук. Материал статьи сформирован на основе предыдущих авторских публикаций и представляет собой тематический отчет авторов об исследовании проблемы смысла.

Актуальность Проблема смысла актуальна во многих научных областях. Но, в первую очередь, эта проблема актуальна в психологии и психиатрии. Смысл, как и бессмыслица человеческой речи или текстов, являются индикаторами психических расстройств. Цель: Теоретическое обоснование вероятностного подхода к оценке смысла, содержащегося в речи или текстовом сообщении человека.

Задача:  Теоретическое обоснование вероятностного подхода к оценке смысла, заключенного в речи или текстовом сообщении человека.

Методы: Теоретический анализ вероятностно-деятельностного подхода к проблеме смысла в психологии; метод расчета количества информации, предложенный К. Шенноном; методика сопоставительного анализа исходного текста с его вероятностным представлением, разработанная авторами.

Результаты :Дано обоснование вероятностного характера смысла; предложен психометрический критерий количественной оценки смысла; предложена шкала вероятностной оценки смысла, которую можно использовать при диагностике психических расстройств в психиатрии и психологии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Смысл; Информация; Энтропия; Несвязность речи; Шизофазия.

ВВЕДЕНИЕ

Смысл — междисциплинарное понятие, которое изучается преимущественно в гуманитарных науках: лингвистике, философии и психологии. Но, в языкознании и философии значение слова «смысл», как правило, носит производный от этого понятия характер, например, «смысл текста», «смысл мировоззрения человека». В психологии значение слова «смысл» отражает одушевление деятельности человека, направленной на достижение определенной цели. По мнению некоторых психологов, понятие смысла «…может претендовать на новый, более высокий методологический статус, на роль центрального понятия в новой, неклассической или постмодернистской психологии» [1, с. 4].

Таким образом, предметом исследования является смысл как одно из основных понятий психологии. Смысл есть отражение мыслительной деятельности человека. Одной из форм существования мысли является речь или – на письме – текст. Поэтому объектом данного исследования является текст как результат целенаправленной творческой деятельности человека (автора текста).

В словарях смысл часто определяется как синоним слова «смысл». В русском языке понятия «смысл» и «значение» обозначают разными этимологиями. Русское «чувство» означает «с мыслью», то, что является результатом мыслительной деятельности человека. В данной публикации авторы рассматривают феномен смысла в этом контексте.

Смысл также относится к воображаемой или реальной цели любых вещей, слов, понятий или действий, заложенной конкретным человеком или сообществом. Смысл может означать целеполагание, а также результат какого-либо действия. Противоположностью смысла является бессмыслица, то есть отсутствие конкретной цели. В психиатрии примерами бреда являются речевые расстройства, такие как бессвязность речи и шизофазия.

Разделение понятий «значение» и «смысл» было введено Ф. Л. Г. Фреге в работе «Смысл и денотат» [2]. В этой работе Фреге исследует родственную фразу «значение-смысл». По его словам, денотат (значение) знака (слова) есть определенная вещь в самом широком смысле, которую обозначает знак; смысл – это способ представления денотата, связывающий знаки в единое целое (осмысленный текст).

Тема смысла, помимо цитируемых публикаций, представлена ​​обширными ссылками, например, [3-12] и публикациями других авторов. Настоящая статья является результатом обобщения исследований авторов на тему смысла, которые опубликованы в Mathews Journal of Psychiatry and Mental Health [13-15], а также в других журналах: [16-19].

Основная гипотеза данного исследования феномена смысла может быть сформулирована следующим образом. Смысл – это мысль человека, закодированная определенными языковыми знаками или сигналами о каких-то событиях и явлениях в процессе его целенаправленной специальной деятельности. Знаки и сигналы образуют цепь смысловых (смысловых) звеньев — код, кодирующий соответственно мысль и смысл. Смысл несет информацию о своем денотате и имеет вероятностный характер. С точки зрения теории информации задача состоит в том, чтобы расшифровать код цепочки смысловых звеньев. Информация, полученная при декодировании, будет иметь смысл, описанный в этой статье.

В качестве ключа к решению поставленной задачи был использован следующий набор допущений

  1. Смысл и смысл и суть два разных понятия.
  2. Смысл – это информация, которую несет знак о своем значении.
  3. Слова речи человека или текстового сообщения образуют цепочку смысловых связей.
  4. Цепочка смысловых звеньев представляет собой код, содержащий смысл.
  5. Смысл имеет вероятностный характер.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Методика оценки ценности смысла основана на следующей посылке: поскольку целенаправленная деятельность человека носит вероятностный характер, то и смысл ее должен носить вероятностный характер. Целенаправленность означает осознание этой деятельности, т. е. текст как результат целенаправленной творческой деятельности человека (автора) должен априори содержать смысл.

Исходя из этого положения, основные положения методики вероятностной оценки смысла формулируются следующим образом. В процессе составления текста (произношения речи) подбор автором подходящих по смыслу слов является случайным событием. Последовательная совокупность этих случайных событий образует цепочку родственных слов: «цепь смысловых звеньев» [1]. Для раскрытия смысла необходимо установить количественную меру этих смысловых связей. В качестве такой меры авторы предложили энтропию Шеннона (H) [20]. После вычисления энтропии каждого отдельного слова находится разность энтропии (?H) между двумя соседними словами по всему тексту. В результате этого действия выявляется значение двух соседних слов и выделяется смысл, который будет содержаться в остатке. Поскольку выбор слов является случайным процессом, то ?H также является случайной величиной.

Для количественной оценки смысла исходного текста необходимо иметь справочный текст. В качестве эталонного текста служит тот же исходный текст, приведенный к вероятностному виду путем случайного распределения в нем слов. Вероятностный текст – это текст без смысла. На самом деле это бред, или, говоря языком психиатрии, словесное проявление бреда. Разность между энтропиями двух соседних слов рассчитывается как для исходного, так и для вероятностного текстов.

Гистограмма разности энтропий показывает, что ΔH как случайная величина имеет экспоненциальную зависимость распределения. Поэтому для оценки значения смысла удобно использовать такой параметр этого распределения, как дифференциальная энтропия H(ΔH). Сравнительный анализ исходных и вероятностных текстов по H(ΔH) позволил установить следующую закономерность: чем больше H(ΔH), тем больше смысл и наоборот. Выявленная закономерность дает основание использовать дифференциальную энтропию H(ΔH) для количественной оценки смысла в качестве психометрического критерия M: M = H(ΔH).

При вероятностной оценке смысла сравнивают и анализируют значения критериев оценки смыслов исходного Мс и вероятностного Мп текстов: если M s > M p , то, скорее всего, исходный текст содержит смысл; если M s  = M p , то, скорее всего, исходный текст не содержит смысла.

При сравнении исходных текстов друг с другом значение ΔMs можно использовать по смыслу: ΔMs = Ms — Mp. Чем больше значение ΔMs, тем больше смысла в исходном тексте и наоборот.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Психометрический критерий М позволяет произвести вероятностную оценку смысла, содержащегося в тексте или речи человека, по специальной шкале (рис. 1). Пороговыми значениями оценочной шкалы являются несвязность речи и шизофазия как аномалии речемыслительной деятельности человека.

Рис. 1: Шкала оценки смысла речевой деятельности человека.

Несвязность речи – это расстройство речи, при котором грамматические связи нарушены и речь состоит из беспорядочного набора слов. Грамматический строй полностью нарушен. Ответы неадекватны вопросам, а в предложении невозможно понять даже отдаленную связь. Вершина речевой бессвязности («словесный салат») — набор слов или даже бессмысленных неологизмов.

Шизофазия, или речевой разрыв, — симптом психических расстройств, выражающийся в нарушении структуры речи, при котором, в отличие от речевой бессвязности, фразы строятся правильно, но не несут никакой смысловой нагрузки.

При несвязности речи речь человека подобна введенному авторами в рассмотрение вероятностному тексту. В этом случае критерий оценки М будет стремиться к минимальному значению и свидетельствовать об отсутствии смысла. При шизофазии критерий М будет стремиться к максимальному значению и также указывать на отсутствие, точнее, на «переизбыток» смысла. Следует иметь в виду, что минимальное и максимальное значения критерия М соответствуют несвязности речи и шизофазии, но не являются их симптомами. Эти понятия психиатрии используются для обозначения пороговых значений оценочной шкалы смысла.

Для проверки адекватности разработанной авторами теории вероятностной оценки смысла реальных практических примеров было проанализировано более 50 текстов. По степени повышения эмоционально-психического состояния их авторов все тексты были разделены на следующие группы:

  • Новости;
  • комментариев по текущим общественным вопросам;
  • текстов при психических расстройствах.

Результаты расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1:  Результаты смысловой оценки контрольных текстов.

Текстовая группа М с М р ΔM с
Комментарии по текущим публичным вопросам 1.11915 1.04545 0,07369
Новости 1.08868 1.02043 0,06825
Тексты при психических расстройствах 1. 08186 1.05241 0,02945

Расчетные данные табл. 1, представленные по уровню снижения смысла, показывают, что наибольшая чувственность текстов соответствует наиболее эмоциональной группе их авторов. Это авторы комментариев по текущим общественным вопросам. Меньше всего смысла содержится в текстах при психических расстройствах. Новостные тексты, характерные для их авторов в состоянии нейтральных эмоций, занимают промежуточное положение по уровню чувственности

Таким образом, результаты расчетов, представленные в таблице 1, подтверждают основную гипотезу проведенного исследования: смысл закодирован в цепи смысловых (смысловых) звеньев целенаправленной сознательной деятельности человека и имеет вероятностный характер.

ВЫВОДЫ

Основные результаты исследования:

  • Дано обоснование вероятностного характера смысла;
  • Предложен психометрический критерий М для количественной оценки смысла;
  • Разработан метод вероятностной оценки смысла

Несмотря на полученные результаты, следует отметить, что проблема смысла остается нерешенной. Используя популярную в последнее время метафору, можно сказать: «Сам смысл имеет природу Протея — он изменчив, текуч, многогранен, не закреплен в своих границах» [1]. В этом особенность и трудность изучения смысла как социально-психологического феномена.

Полученные результаты при соответствующей модификации могут представлять теоретический интерес для психиатров, психологов и разработчиков искусственного интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтьев Д.А. (2007). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 3-е изд. Москва: Смысл.
  2. Фреге Г. (1997). Избранные работы. Москва: Дом интеллектуальной книги.
  3. Лободенко А.С., Миляева Е.Е. (2015). Психологическая коррекция негативного поведения человека на основе энтропии смысловых текстовых конструкций. В кн.: Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1348/7195 (Дата обращения: 09. 03.2018).
  4. Карли К.М. (1997). Извлечение ментальных моделей команды с помощью текстового анализа. Журнал организационного поведения. 18(С1) 533-538.
  5. Охотник на скворцов. (2014). Новый метод анализа сетевого текста. Открытый журнал современной лингвистики. 4: 350-366.
  6. Тейлор В. и Ван Дж.З. (2007). Концептуальный лес: новый метод измерения сходства текстовых документов с помощью онтологий. Опубликовано: Международная конференция ACM по веб-разведке, 2007 г., Фремонт. 395-401.
  7. Терни П.Д. и Пантель П. (2010). От частоты к смыслу: модели векторного пространства семантики. Журнал исследований искусственного интеллекта. 37. 141-188.
  8. Wissner-Gross AD и Freer CE. (2013). Свободнее Причинные энтропийные силы. Письма о физическом обзоре. 110. 168702.
  9. Сюн К.Г. и Тиан Х. (2010). Улучшенная модель подобия текста на основе значения рейтинга страницы. Технология и применение сетевой безопасности. 30. 23-25.
  10. Ин Се, Шоунин Цюй и Хуаньхуань Сун. (2014). Исследование и внедрение системы подобия текста на основе анализа спектра мощности. Журнал компьютеров и коммуникаций. 2(6): 7-17.
  11. Чжан М.М., Цюй С.Н. и Ду Т. (2013). Автоматическое построение тематического тезауруса на основе энтропии многодоменного распределения. Журнал вычислительных информационных систем. 9(9): 3485-3492.
  12. Ву К и Чжоу XZ. (2010). Алгоритм семантического сходства понятий, основанный на байесовской оценке. Журнал китайской информации. 24, 52-57.
  13. Фадюшин С. (2016). Слово, информация, человек как понятия когнитивной психологии. Мэтьюз Журнал психиатрии и психического здоровья. 1(1): 003.
  14. Фадюшин С., Владимиров Л., Елсукова Е., Красюк Л. и соавт. (2017). Оценка смысла информационного сообщения и речемыслительной деятельности человека. Мэтьюз Журнал психиатрии и психического здоровья. 2(1): 011.
  15. Фадюшин С., Верещагина Е., Цыганова Г. и др. (2018). Интернет-зависимость в аспекте информационных технологий. Мэтьюз Журнал психиатрии и психического здоровья. 3(1): 018.
  16. Фадюшин С.Г., Лободенко А.С. и Миляева С.Е. (2014). Влияние энтропии текста на эмоциональное состояние человека. Журнал наук о жизни (Life Sci J). 11(10): 289-291.
  17. Фадюшин С.Г., Лободенко А.С. и Миляева С.Е. (2015). Энтропия слова как фактор коррекции аддиктивного поведения человека. Procedia — Социальные и поведенческие науки. 214 797-804.
  18. Фадюшин С.Г., Владимиров Л.Г., Верещагина Е.А., и соавт. (2017). Смысловая оценка речевой и мыслительной деятельности человека. Человек в Индии. 97(16): 95-106.
  19. Фадюшин С.Г. (2018). Вероятностная оценка смысла. Психологический вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1: 37-54.
  20. Шеннон СЕ. (1948). Математическая теория коммуникации. Технический журнал Bell System. 27: 379-423, 623-656.

Социальная психология для начинающих: понимание социально-психологических обстоятельств — 25 легко объяснимых социально-психологических явлений Леннарта Прёсса — Электронная книга

Электронная книга92 страницы1 час

Рейтинг: 0 из 5 звезд

()

Об этой электронной книге

Социальная психология для начинающих: понимание социально-психологических обстоятельств

25 Легкообъяснимые социально-психологические явления<

Интересуетесь социальной психологией?

Хотите знать, как наши мысли могут ввести нас в заблуждение?

Знаете ли вы, когда и почему мы частично иррациональны?

Узнайте больше о наших действиях и мыслях из удивительного опыта социальной психологии

«В социальной психологии существуют самые разнообразные эффекты, с которыми мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни. Некоторые из них можно использовать положительно , в то время как другие представляют опасность, которая может существенно повлиять на собственные действия. Чтобы иметь возможность реагировать на соответствующие обстоятельства наилучшим образом, рекомендуется детально разобраться с эффектами. Таким образом, вы не только научитесь их понимать, но даже сможете контролировать и использовать их позже для себя или предотвращать их, если они представляют опасность негативного воздействия.»

можно узнать…

… когда наши Humanity может быть отложена на

… Почему слово », потому что« настолько мощный

Опасные ошибки мышления , которые мы не сознаваем.

… если расизм у детей можно предотвратить

… почему мы воспринимаем информацию иначе

… почему мы не помогаем

… и многое другое!

Получите шанс сегодня и узнайте, как работает человеческая психика в социальных ситуациях, с помощью 25 социально-психологических экспериментов

Пропустить карусель

ЯзыкАнглийский

ИздательLennart Pröss

Дата выпуска 27 августа 2019 г. 02 Пропустить карусель

Связанные категории

Пропустить карусель

Обзоры социальной психологии для начинающих

Рейтинг: 0 из 5 звезд

0 оценок

0 оценок0 отзывов

    Предварительный просмотр книги

    Социальная психология для начинающих — Леннарт Пресс

    Социальная психология для начинающих
    Понимание социально-психологических обстоятельств
    25 Легкообъяснимые социально-психологические явления 90 396

    ––––––––

    Lennart Pröss

    Таблица Содержание

    Предисловие

    1. Дегуманизация – как четко определенная роль влияет на послушание

    2. Обоснование Эффект и значение слова , потому что

    3. Эффект хамелеона

    4. Эффект ложного консенсуса

    5. Эффект ореола

    6. Эффект Хоторна как нарушение в социально-психологических экспериментах

    7. Влияние группового мнения

    8. Эксперимент Милгрэма по подчинению авторитетам

    9. Эксперимент Милгрэма с потерянным письмом

    10. Социально-когнитивная теория обучения – как образцы для подражания влияют на ваше собственное поведение

    9 0002 11. Эксперимент Фестингера по когнитивному диссонансу

    12. Эксперимент Asch Conformity — возникновение давления со стороны сверстников

    13. Опасные мыслительные ошибки — почему ошибка подтверждения может вызвать у нас проблемы

    14. Можно ли предотвратить расизм у детей?

    15. Можно ли изучать выученную беспомощность?

    16. Эффект прайминга

    17. Самообман

    18. Избирательное восприятие – поэтому мы воспринимаем информацию по-разному

    19. Мы сильнее в группе или ослаблен командной работой?

    20. Стереотипы как палачи общества?

    21. Слепота выбора

    22. Почему мы решили не помогать

    23. Причина, по которой мы боимся рисковать

    24. Когда внешние стимулы снижают собственную мотивацию — эффект коррупции

    25. Эффект зрителя — почему мы смотрим, а не помогаем

    Заключение

    Предисловие

    В социальной психологии существуют самые разнообразные эффекты, с которыми мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни. Некоторые из них можно использовать положительно, в то время как другие представляют опасность, которая может существенно повлиять на собственные действия. Чтобы иметь возможность реагировать на соответствующие обстоятельства наилучшим образом, рекомендуется детально разобраться с последствиями. Таким образом, вы не только научитесь их понимать, но даже сможете контролировать и использовать их позже для себя или предотвращать их, если они представляют опасность негативного воздействия.

    Далее вам будут представлены 25 захватывающих социально-психологических эффектов, которым вы подвергаетесь в своей повседневной деятельности, даже если вы отчасти не подозреваете о них.

    1. Дегуманизация – как четко определенная роль влияет на послушание

    Среди важнейших социально-психологических экспериментов можно назвать так называемый Стэнфордско-Тюремный эксперимент американского психолога Филипа Зимбардо, который был проведенный в Стэнфордском университете в 1971. Необходимо изучить поведение человека в неволе. Первоначально эксперимент был запланирован на две недели; однако Зимбардо пришлось отменить его всего через шесть дней из-за быстрых изменений в поведении охранников и заключенных. Тем не менее, эксперимент в Стэнфордской тюрьме в конечном итоге дал важные сведения о социальной психологии.

    Чтобы найти субъектов для эксперимента, Зимбардо и его исследовательская группа разместили объявления в региональных газетах. В конечном итоге из более чем 70 студентов для участия в эксперименте были отобраны 24 человека.

    Решающими факторами для отбора были различные личностные тесты, которые должны были пройти студенты. Из эксперимента исключались кандидаты с экстремальными чертами характера и свойствами.

    Таким образом Зимбардо позаботился о том, чтобы участники были максимально средними. Чтобы принять участие в исследовании, испытуемые должны были зарегистрироваться, чтобы отказаться от основных прав, таких как свобода или физическая неприкосновенность, на время эксперимента.

    После того, как все кандидаты были отобраны, они разделились на два лагеря. Некоторых субъектов предполагалось использовать в качестве охранников, а других — в качестве заключенных. Чтобы создать как можно более реальную ситуацию, «заключенных» через несколько дней после разделения арестовали настоящие сотрудники милиции и доставили в местное отделение милиции; их обвинили в грабеже. Из полицейского участка заключенным завязали глаза и доставили в Стэнфордский институт с искусственной тюрьмой, устроенной в его подвале. Он состоял из трех камер и коридора, служившего тюремным двором. Весь комплекс был оборудован камерами для постоянного наблюдения за поведением заключенных и охранников.

    Для проведения эксперимента в максимально приближенных к реальным условиях охранники были экипированы униформой, а также солнцезащитными очками и резиновыми дубинками. Первоначально собирались личные данные и обезвреживались заключенные. Кроме того, они должны были надеть нейлоновые щиколотки и колготки на голову и надеть тюремную форму. С другой стороны, нижнее белье было запрещено на протяжении всего эксперимента. Вместо именных жетонов каждому заключенному присваивался номер, который был хорошо виден на форме. Заключенных размещали небольшими группами по три человека. Они были настолько малы, что в них поместились только три шезлонга. Туалеты, напротив, располагались за пределами камер, и их нельзя было посещать без разрешения охранников.

    Тюремные правила не установлены, кроме туалета. Вместо этого охранникам было поручено самостоятельно устанавливать тюремные правила. Таким образом, им предоставлялась неограниченная свобода действий. Охранникам также сообщили, что эксперимент считается неудачным, когда заключенных заставили сбежать.

    Вскоре после начала эксперимента атмосфера в тюрьме оставалась нормальной. Первоначально оба лагеря проверяли, как далеко они могут зайти. Было заметно, что у охранников быстро развилась склонность проявлять свою власть. Несколько раз за ночь раздавались призывы продемонстрировать заключенным указанную силу.

Добавить комментарий