История нашего кино: 2000-е
Десятилетие началось с фильмов на видеокассетах и DVD, торговых точек в кинотеатрах и массового увлечения сериалами. Снимать для телевидения стало выгоднее, чем для проката, и съёмки сериалов обходились недорого. В сохранившихся кинозалах показывали американские и европейские фильмы, которым российское кино долго не могло составить конкуренцию.
В позитивную сторону ситуация начала меняться в середине «нулевых» — стабилизировалась экономика, выросли доходы зрителей и финансовые возможности кинокомпаний. Если в начале десятилетия выходило около 60 фильмов в год, то к концу эта цифра возросла до 200. Система кинопроката стала трансформироваться под новые запросы — кинотеатры освободили от торговцев и объединили в несколько кинопрокатных сетей, начали отстраивать новые многозальные помещения, появились первые кинотеатры IMAХ. Старые кинотеатры, которые было невозможно реконструировать под новые требования, чаще всего просто закрывались…
«Прогулка», ТПО «Рок», 2003, реж.
Государство оказывало поддержку кинематографу, но производственным процессом управляли продюсерские компании. Ориентировались они исключительно на зрительский интерес или потенциальный успех на международных кинофестивалях, но к концу десятилетия заговорили о возвращении госзаказов. Государственная поддержка гарантировала высокие бюджеты и участие лучших режиссёров, но тема спускалась «сверху» — в первую очередь это касалось патриотического и духовного кино. Данные о госзаказах не разглашаются, но известно, что первой ласточкой стал приключенческий фильм Владимира Хотиненко «1612: Хроники смутного времени» про изгнание поляков из Москвы. Он был выпущен специально к новому государственному празднику — Дню народного единства. Впервые в российском кино поднимается религиозная тема покаяния и прощения — Павел Лунгин выпустил фильм «Остров», который консультировал иеромонах Донского монастыря.
«Остров», «Студия Павла Лунгина», 2006, реж. П. Лунгин
Не прошло и нескольких лет, как в кино начали обращаться к недавней эпохе 90-х. Громкая премьера сериала 2002 года «Бригада» про становление симпатичных криминальных авторитетов вызвала ожесточённые споры. Режиссёра Алексея Сидорова и актёров обвиняли в романтизации бандитизма, создании привлекательного образа криминала и негативном влиянии на детей, которые тут же начали играть в «бригаду». На следующий год режиссёр Пётр Буслов снял на ту же тему драму «Бумер», но споры уже звучали тише. Когда в 2005 году Алексей Балабанов выпустил криминальную комедию «Жмурки» со слоганом «Для тех, кто выжил в 90-е» — разговоров на эту тему уже не было…
«Бригада», к/с «Аватар Фильм», 2002, реж. А. Сидоров
«Бандитский Петербург», к/к «Киномост», 2000, реж. В. Бортко, В. Сергеев, В. Фурман, А. Бенкендорф
«Ликвидация», к/к «Дед Мороз», 2007, реж. С. Урсуляк
Выходили лирические фильмы в духе 60-х, в которых не было места криминалу и социальным вопросам — «Прогулка», «Питер FM», «Жара», «Связь». Самым модным писателем становится Борис Акунин — в начале десятилетия вышли сразу три экранизации его исторических детективов, и все пользовались большой популярностью. Беспрецедентным событием становятся первые экранизации запрещённых в советское время произведений — снимают «В круге первом» Александра Солженицына и «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.
«Жара», Art Pictures Group, 2006, реж. Р. Гигинеишвили
«Турецкий гамбит», студия «ТРИТЭ», АО «Первый канал», 2005, реж. Д. Файзиев
«Доктор Живаго», к/с «Курьер», 2005, реж. А. Прошкин
Следуя за тенденциями в обществе, на экранах появлялись новые типажи — олигархи и представители мира гламура. Модный журналист из драмы «В движении», миллионер из «Олигарха», владелец модельного агентства из «Глянца», тусовщик и сводник из драмы «Платон», адвокат и искусствовед из комедии «Любовь-морковь» и многие другие. В связи с этим стали очень востребованы актёры с почти что модельной внешностью, которая должна была подчеркивать благополучие героев… Количество и жанровое разнообразие снимаемых фильмов обеспечивало постоянный приток на экраны свежих лиц.
«Олигарх», к/с «Мосфильм», к/с «Скарабей Филмз», 2002, реж. П. Лунгин
Первым блокбастером российского кино стала экранизация фантастического романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Затраты на фильм отчасти компенсировались за счёт обильного продакт-плейсмента, который стал заметен ещё в 90-х. «Ночной дозор» установил рекорд кассовых сборов для начала «нулевых» — при затратах в два миллиона долларов он заработал в прокате более тридцати! На следующий год вышел ещё более дорогой «Дневной дозор» и побил кассовый рекорд первой части фильма.
«Ночной Дозор», к/к «Табакк», АО «Первый канал», 2004, реж. Т. Бекмамбетов
Вторым фильмом, который называли «прорывом российского кино», стала драма Фёдора Бондарчука «9 рота» о войне в Афганистане. Вообще в 2000-х резко возрос интерес к военной теме — этому способствовали и политика, и появившаяся возможность снимать масштабные батальные сцены, и зрительский запрос на драматические сюжеты. Один за другим вышли камерная драма Гарика Сукачёва «Праздник», фильм Михаила Пташука «В августе 44-го…», трагикомедия Александра Рогожкина «Кукушка», боевик Николая Лебедева «Звезда», фантастический фильм «Мы из будущего» — все они были объединены темой Великой Отечественной войны. «Война» Алексея Балабанова, «Живой» Александра Велединского и «Дом дураков» Егора Кончаловского были реакцией на идущую вторую чеченскую кампанию…
«9 рота», т/к СТС, Art Pictures Group, 2005, реж.
В 2000-х в строй вернулось авторское кино, так как в предыдущее десятилетие грань между арт-хаусом и массовым кино была почти незаметна. Появилась новая волна молодых «фестивальных» режиссёров — Николай Хомерики, Андрей Звягинцев, Валерия Гай-Германика, продолжал исследовать тёмные стороны Алексей Балабанов. Их фильмы не собирали прокатную кассу, но стабильно получали призы национальных и международных фестивалей. Одним из самых популярных режиссёров авторского кино был Роман Качанов — автор культовых у молодой аудитории комедий «ДМБ» и «Даун хаус».
«Даун Хаус», к/к Film Studio.ru, 2001, реж. Р. Качанов
Что пострадало от перемен, так это детское кино — до советских объёмов ему оказалось очень далеко, а детские кинотеатры исчезли как класс. Фильмов для детей стало в разы меньше, но зато начала активно развиваться российская анимация! «Смешарики», «Приключения Лунтика и его друзей», цикл про трёх богатырей, проект «Гора самоцветов» — все они стали прибыльными проектами с международным прокатом и популярностью во многих странах.
«Три богатыря и Шамаханская царица», а/с «Мельница», к/к «СТВ», 2010, реж. С. Глезин
Спецпроект «История нашего кино» посвящён Дню российского кино, который отмечается 27 августа. Читайте интересные факты и голосуйте за главные фильмы и лица эпохи на странице нашего проекта!
Общее состояние российского кинематографа и социально значимое кино: запрос аудитории и перспективы развития
Общее состояние российского кинематографа и социально значимое кино: запрос аудитории и перспективы развития
ЦСП «Платформа» представляет проведенное в партнерстве с Национальной Медиа Группой исследование отношения аудитории к современному российскому кинематографу, а также влияния российских фильмов на социальную среду. В рамках исследования рассмотрены особенности и проблемы быстрорастущего сегмента социально значимого кино.
В мировой практике социальное влияние кинематографа уже стало третьим критерием оценки продукции, наравне с общепринятыми метриками — кассовыми сборами и наградами. Производство social impact content (контента, оказывающее целенаправленное влияние на общество) уже занимает значимую долю кинорынка на Западе, но в России пока сталкивается с системными проблемами.
Ключевые цифры социологического исследования
Наблюдается позитивная динамика отношения аудитории к российскому кино: 37% опрошенных считают, что качество российских фильмов становится лучше, 39% за последние два-три года стали смотреть российские фильмы чаще.
55% опрошенных считают, что кино как искусство должно воспитывать, влиять на взгляды и ценности аудитории. Молодежь выделяет запрос на экологическую тематику, ценности свободы, независимости, разнообразия, гражданские ценности. Старшее поколение – запрос на формирование патриотизма и традиционные ценности: в первую очередь, укрепление семьи. Молодежи в кино ближе дискуссия на остросоциальную тематику. Зрелой аудитории – позитивная повестка, создание образцов для подражания.
46% среди опрошенных сказали, что под влиянием кинематографа задумывались над социальными проблемами, хотели изменить свою жизнь, совершить позитивный поступок. «Я – волонтер», «Доктор Лиза», «257 причин чтобы жить» — российские фильмы, наиболее сильно повлиявшие на свою аудиторию.
Выводы исследования
Как аудитория оценивает современное российское кино?
Улучшения в оценках качества кино эксперты связывают с приходом нового поколения продюсеров и авторов, конкуренцией между онлайн-кинотеатрами. При оценке общего качества российского кинематографа чаще улучшения видят те, кто комбинирует телесмотрение с использованием онлайн-платформ, создающих более нишевый, ориентированный на интересы разных сегментов зрителей, продукт.
Важнейший водораздел между аудиториями проходит по поколенческому признаку. Молодые зрители, которые также чаще являются аудиторией онлайн-сервисов, настроены в отношении современного кино лучше, чем старшее поколение.
Насколько подходят современному российскому кино следующие характеристики? (сумма % тех, кто в качестве ответа выбрал варианты «Полностью подходит» и «Скорее, подходит» в разрезе самого младшего и самого старшего поколений зрителей)
Ценностный запрос
В ценностном запросе к искусству также виден поколенческий разрыв: молодежи ближе индивидуалистические ценности (свобода, независимость, принятие разнообразия), экологическая и остросоциальная проблематика, например, касающаяся школьного насилия. Старшему поколению ближе традиционные ценности семьи, патриотизм, запрос на демонстрацию лучшего в обществе и человеке.
Какие идеи, смыслы, на Ваш взгляд, нужны в современном кино? (% от опрошенных, до трех вариантов ответа, топ-10 вариантов ответа)
Анализ контента, повлиявшего на зрителей, демонстрирует тенденцию: наиболее сильный (по самооценкам опрошенных) эффект имеют фильмы с не самым высоким охватом аудитории, например, фильмы «Я – волонтер. Истории неравнодушных», «257 причин, чтобы жить» и др. Наиболее массовые картины обладают средним эффектом социального воздействия. Лишь один фильм отличают одновременно относительно высокий охват и влияние на аудиторию – «Доктор Лиза».
Проблемы создания фильмов, которые влияют на аудиторию
Любое искусство влияет на аудиторию. Но наиболее последовательно задачу трансляции ценностей выполняют специализированные работы, снимаемые для решения социальной проблемы – social impact content. Запрос на этот сегмент растет, однако сталкивается с серьёзными барьерами.
Среди сдерживающих причин развития социального кино в России – дефицит финансирования и дистрибуции, навыков, кадров и взаимодействия между стейкхолдерами.
Исследование включает перечень мер, предлагаемых ведущими экспертами сферы кинопроизводства, по преодолению проблемы развития импакт-контента в России. Эксперты видят возможность системных изменений при условии реализации комплексного подхода: просветительской работы внутри киносообщества, развития коммуникаций между всеми заинтересованными сторонами (НКО, создатели фильмов, государство), обучения основам социального проектирования, создания института экспертизы.
Информация об исследовании
Период проведения: июнь – июль 2021 года.
Используемые данные: онлайн-опрос на базе панели OMI — 1327 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 000 человек и более, смотревших российское кино или сериал хотя бы 1 раз за последний год.
Онлайн-опрос экспертов: 100 респондентов, чьи профессии связаны с кинопроизводством.
7 интервью с ведущими экспертами отрасли.
С полными результатами исследования можно ознакомиться в отчете:
Соцреалистическое кино в США
В 1940-х годах был краткий момент, когда США были заодно с Россией или, как тогда называли, Советским Союзом. Во время Второй мировой войны Америка вступила в войну на одной стороне с Советским Союзом против нацистской Германии, а Голливуд сплотился ради победы над фашизмом.
В этой статье я рассмотрю кино, снятое в Соединенных Штатах в поддержку союзников во время Второй мировой войны, в данном случае Советского Союза. После войны политический климат изменился, и HUAC (Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности) внес в черный список актеров, режиссеров и сценаристов, участвовавших в создании таких фильмов, несмотря на то, что на протяжении 1930-е годы многие фильмы были сняты в стиле, симпатизирующем американскому рабочему классу, реалистическом стиле, известном как соцреализм. Поэтому просоветские фильмы были в основном сменой локации и акцента, но никак не кардинальным изменением содержания. Я рассмотрю примеры этих соцреалистических фильмов, снятых в Голливуде в 1930-х годах, фильмов, которые далеки от современного голливудского производства тем, что изображают повседневную борьбу обычных людей за выживание.
Первая красная тревога
Первоначально большевистская революция в России вызвала первую красную панику в Соединенных Штатах. Массовые забастовки и расовые беспорядки усилили страх перед коммунизмом в Америке. Были сняты фильмы, в которых забастовки и бомбардировки почтовых отправлений изображались как дело рук большевистских активистов, как внешние угрозы демократической нации, т. е. Добродетельные люди (1919), Опасные часы (1919) и Великая тень (1920). Мировая коммунистическая революция не состоялась, и процветание XIX в.20-х годов в США поубавилась критика капиталистической системы. После Великой катастрофы 1929 года Голливуд снял карикатурные фильмы о Советском Союзе, такие как « Проблемы в раю » (1932) и « Ниночка» (1939).
Постер к фильму Ниночка
Однако вскоре с началом Второй мировой войны все изменилось. По словам Андрея Койока:
Отношение Соединенных Штатов к Советскому Союзу изменилось 22 июня 1941-го, когда Гитлер начал посылать свои танки к Москве, и после декабря 41-го союз между двумя противоборствующими системами стал необходимостью. Таким образом, представление американцев о Советском Союзе должно было сформироваться в одночасье, чтобы Рузвельт мог получить народную поддержку для вступления в войну на стороне Советского Союза.
OWI (Управление военной информации) было создано указом президента от 12 июня 1942 года и отвечало за «консультирование Голливуда по поводу средств поддержки военных действий». Ряд руководящих принципов был сформулирован в «Руководстве для киноиндустрии», например:
В подробной третьей главе справочника, озаглавленной «Кто наши союзники», «Городу мишуры» рекомендуется узнать больше об их бывшем враге, Советском Союзе: Мы должны €бороться с ложью единства о России (.. ), подчеркнуть мощь и героизм, победу русских. Самым удивительным образом мы обнаруживаем, что «мы, американцы, отвергаем коммунизм, но не отвергаем нашего русского союзника» (США, 1942 г.).
Постер к фильму Песня о России
После этого почти все крупные студии снимали просоветские фильмы, такие как:
Полярная звезда (1943) (Сэмюэл Голдвин) [Смотреть онлайн]. Фильм о сопротивлении жителей украинских сел, партизанским путем, немецким захватчикам Украинской ССР.
Песня о России (1943) (MGM). Американский дирижер Джон Мередит (Роберт Тейлор) и его менеджер Хэнк Хиггинс (Роберт Бенчли) отправляются в Советский Союз незадолго до вторжения в страну Германии. Мередит влюбляется в прекрасную советскую пианистку Надю Степанову (Сьюзан Питерс), пока они путешествуют по стране с туром по 40 городам. Их счастье разрушено немецким вторжением.
Три русские девушки (1943) (United Artists). В фильме рассказывается о жизни группы медсестер-добровольцев Красного Креста в 1941 году.
Миссия в Москву (1943) (Warner) [Смотреть онлайн]. В фильме рассказывается о впечатлениях посла Дэвиса от Советского Союза, его встречах со Сталиным и его общем мнении о Советском Союзе и его связях с Соединенными Штатами.
Дни славы (1944) (РКО). Рассказывает историю группы советских партизан, отбивавшихся во время 19-го века.41 Вторжение нацистов в Россию.
Мальчик из Сталинграда (1943) (Колумбия). Пять русских юношей и английский мальчик образуют партизанский отряд, который преследует немцев, дислоцированных в их деревне.
Постер к фильму «Полярная звезда»
В ходе своего исследования я обнаружил 11 американских просоветских фильмов. Кроме вышеперечисленных фильмов есть еще:
Counter Attack (1945) [Смотреть онлайн]. Двое русских оказались в ловушке в разрушенном здании вместе с семью вражескими немецкими солдатами во время Второй мировой войны.
Битва за Россию (1943) [Смотреть онлайн]. Документальный фильм Фрэнка Капры
Фильм начинается с обзора предыдущих неудачных попыток завоевать Россию. Затем описываются огромные природные ресурсы Советского Союза и показывается, почему земля — такая горячая добыча для завоевателей. Затем фильм рассказывает о завоеваниях немцами Балкан и заканчивается блокадой Ленинграда и Сталинградской битвой.
Мисс V из Москвы (1942) [Смотреть онлайн]
Мисс V в названии — Вера Марова, советская шпионка, посланная в Париж, чтобы выдать себя за своего двойника, немецкого шпиона, недавно ликвидированного французским Сопротивлением.
Наш Русский Фронт (1942 г.). Документальный фильм
Уолтер Хьюстон рассказывает документальный фильм о Второй мировой войне, призванный укрепить поддержку Соединенными Штатами военных усилий СССР. Созданный с использованием кадров с фронта, снятых российскими военными операторами, и архивных кадров Аверелла Гарримана, Иосифа Сталина и Семена Тимошенко, фильм был смонтирован в США.
Русская рапсодия (1944) [Смотреть онлайн] (мультфильм «Веселые мелодии»)
Разъяренный постоянными неудачами своих солдат, фюрер Адольф Гитлер объявляет по радио на митинге «Новый запах» о своем решении, что он лично будет летать на тяжелом бомбардировщик для атаки русских. По пути в Москву русские «гремлины из Кремля» пробираются в летящий самолет и незаметно для Гитлера начинают его разбирать.
Общей темой повествовательных фильмов является изображение русских как похожих на американцев. Деревни могли бы быть деревнями в Америке с их независимой жизнерадостностью и прогрессом, и увенчанными русским акцентом и русскими именами. Основная тема заключается в том, что, как пишет Кожок, «уменьшая различия между двумя культурами, можно увидеть, что обе они борются за одни и те же цели», борются за человечество, как можно меньше ссылаясь на коммунистическое правительство. Некоторые из фильмов пользовались особой популярностью, 9 0011 Полярная звезда , например, номинирована на шесть премий Оскар. Их критиковали как пропагандистские фильмы, что, конечно, так и было. Все стороны войны снимали пропагандистские фильмы. Они были сделаны для продвижения взглядов союзников на войну, и некоторые из них были успешными и популярными.
Были сняты документальные фильмы, чтобы объяснить, почему страна, которую высмеивали и увольняли, теперь стала союзником. Битва за Россию (1943), пятый фильм из документального сериала Фрэнка Капры « Почему мы сражаемся », является самым длинным фильмом серии и состоит из двух частей. Первоначально сериал был создан, чтобы объяснить американским солдатам, почему они участвовали в войне, но впоследствии был показан и публике. Стиль Капры заключался в том, чтобы кадры говорили сами за себя, поэтому он использовал много найденных или захваченных кадров противника. Он был номинирован на премию Американской киноакадемии за лучший документальный фильм и даже был популярен в самом Советском Союзе.
Хотя может показаться невероятным, что Голливуд снимал такие фильмы о русских в начале 1940-х годов, упор на ценности и солидарность рабочего класса не был чем-то новым. В 1930-е годы Голливуд уже снимал фильмы в стиле социального реализма, ориентированные на рабочий класс. Не составило труда снять фильмы с похожей идеологией, но с русским акцентом, действие которых происходит в России.
Однако, учитывая шумиху вокруг красной паники эпохи «маккартизма» [1950-1954], эти примеры американского соцреалистического кино действительно редки, если принять во внимание, что, по оценкам, Голливуд заработал около 9838 фильмов 1930-х годов и около 7900 фильмов 1940-х годов.
Социальный реализм
Социальный реализм был популярным художественным движением между двумя войнами, особенно как реакция на трудности, с которыми простые люди столкнулись в результате Великой катастрофы в 1929 году. Это был стиль, восходящий к реализму. французских художников, таких как Оноре Домье, Гюстав Курбе и Жан-Франсуа Милле в 19 веке. В США соцреализм прочно утвердился в конце 19 века благодаря группе художников под названием «Ашканская школа».го и начала 20 века. Их не впечатлял импрессионизм, и они хотели создавать искусство, более связанное с жизнью. Их картины были основаны на рабочем классе и реалиях городской жизни. Темы включали: беспризорников, проституток, алкоголиков, метро, многолюдные многоквартирные дома, вывешенное для сушки белье, театры и борцов.
Ashcan School: George Bellows, Cliff Dwellers, 1913, , холст, масло. Музей искусств округа Лос-Анджелес
После Великого краха президент Франклин Д. Рузвельт инициировал ряд программ, проектов общественных работ, финансовых реформ и правил в период с 1933 по 1939 год. В искусстве «художественные программы Нового курса подчеркивали регионализм, социальный реализм, классовый конфликт, пролетарские интерпретации и участие публики. Излюбленной темой были непреодолимые коллективные силы простого человека, контрастирующие с несостоятельностью индивидуализма». Как и художники-ашканы, в фильмах соцреализма изображались реалистичные персонажи и места с общими темами: социальной несправедливостью, расовой несправедливостью, экономическими трудностями и рабочим классом как героями.
Фрэнк Капра снял серию таких фильмов в 1930-х и 1940-х годах, которые имели большой успех, например: Пост должен получить историю о последней выходке плейбоя Майкла Шайлера. Он женится на богатой Энн Шайлер, но затем понимает, что больше не принадлежит ему.
Американское безумие (1932)
Директора Union National Bank обеспокоены тем, что они думают, что президент банка Том Диксон ссудил слишком много денег людям, которые в эпоху Великой депрессии подвергались большому риску, и они угрожают заменить его .
Мистер Смит едет в Вашингтон (1939)
Фильм рассказывает о недавно назначенном сенаторе Соединенных Штатов, который борется с коррумпированной политической системой.
Знакомьтесь, Джон Доу (1941)
Фильм рассказывает о «массовой» политической кампании, невольно созданной обозревателем газеты с участием наемного бездомного и преследуемой богатым владельцем газеты.
Это прекрасная жизнь (1946)
Джордж Бейли, человек, который отказался от своих личных мечтаний, чтобы помочь другим в своем сообществе, и чьи мысли о самоубийстве в канун Рождества вызывают вмешательство его ангела-хранителя Кларенса. Одбоди.
Плакат фильма для Грех Нора Морана
Другие примеры социальных реалистических фильмов того времени были:
Грех Нора Моран (1933)
Мораны, молода тяжелое и трагическое прошлое, приговорена к смерти за убийство, которого она не совершала. Она легко могла бы раскрыть правду и спасти собственную жизнь, лишь бы это не навредило жизни, карьере и репутации тех, кого она любит.
Успех любой ценой (1934)
Джо, аморальный капиталист и бойфренд Сары Грисволд, устраивается клерком в рекламное агентство Нью-Йорка и начинает свой путь к вершине.
Риффраф (1936)
Рыбак Датч Мюллер вместе со своими товарищами-головорезами, включая красивую, но крутую Хэтти Таттл, организует забастовку против владельцев консервного завода по производству тунца.
Тайна президента (1936)
В фильме рассматривается «проблема, представленная г-ном Рузвельтом … возможно ли человеку, уставшему от неверных друзей и потраченной впустую жизни, превратить состояние в 5 000 000 долларов в наличные, исчезнуть и начать заново в каком-нибудь стоящем деле».
Генерал умер на рассвете (1936)
Рассказ о наемнике, который встречает красивую девушку, пытаясь удержать оружие от жестокого военачальника в раздираемом войной Китае.
Marked Woman (1937)
История женщины, которая осмеливается противостоять одному из самых могущественных гангстеров города.
Блокада (1938)
Во время гражданской войны в Испании фермер берется за оружие, чтобы сражаться на стороне республиканцев.
Пыль Будь моей судьбой (1939)
Джо Белл (Джон Гарфилд) становится озлобленным после того, как его посадили в тюрьму на 16 месяцев за то, чего он не делал. Он вырос бездомным, которого судят за убийство и который меняет отношение судов к бродягам-бродягам.
Мужчина, за которого я вышла замуж (альтернативное название Я вышла замуж за нациста ) (1940)
Успешная, но наивная американка, искусствовед Кэрол Кэбботт (Джоан Беннетт), замужем за немцем Эриком Хоффманом (Фрэнсис Ледерер). который оказывается активным и восторженным нацистом.
We Who Are Young (1940)
Два молодых офисных работника, работающих в одной крупной фирме, тайно женятся и бросают вызов политике своего работодателя против братания коллег. Когда брак обнаруживается, Марджи (Тернер) увольняют. Из-за этого молодожены сталкиваются с серьезными финансовыми трудностями, и Билл (Шелтон) предпринимает отчаянные, возможно, даже незаконные меры, чтобы свести концы с концами.
Том, Дик и Гарри (1941)
Джени (Джинджер Роджерс) — телефонистка и мечтательница. Ее самое заветное желание — найти богатого мужа. Она обручается с тремя мужчинами из разных социально-экономических слоев и должна сделать выбор, за кого выйти замуж.
Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC)
К концу 1940-х годов ситуация резко изменилась, и Комитет Палаты представителей по антиамериканской деятельности (HUAC), созданный в 1938 году Палатой представителей Соединенных Штатов, начал расследовать предполагаемую нелояльность и подрывную деятельность со стороны частных лиц. В 1947 году комитет:
провел девять дней слушаний по поводу предполагаемой коммунистической пропаганды и влияния на голливудскую киноиндустрию. После осуждения по обвинению в неуважении к Конгрессу за отказ отвечать на некоторые вопросы, заданные членами комитета, «Голливудская десятка» была занесена в черный список индустрией. В конце концов студии бойкотировали более 300 артистов, включая режиссеров, радиокомментаторов, актеров и особенно сценаристов. Некоторые, такие как Чарли Чаплин, Орсон Уэллс, Алан Ломакс, Пол Робсон и Ип Харбург, покинули США или ушли в подполье в поисках работы. Другие, как Далтон Трамбо, писали под псевдонимами или именами коллег.
Ангуммунистический тракт с 1950 -х годов, осуждая «красные голливудские и бродвейские»
Авраам Полонский, сценарист и режиссер Body and Soul (1947), сила зла (с Ира. ) (1948) (также режиссер), Я могу достать это для вас оптом (с Верой Каспари) (1951), Скажи им, мальчик Вилли здесь (1969) (также режиссер), был занесен в черный список после июня 1950 года. интервью в Red Hollywood он заявил:
Не было сюжета для размещения социального контента в картинках. Сюжет был интеллектуальным. Социальный контент — это то, о чем фотографии. Нельзя составить картину о человеческой жизни без социального содержания, а социальное содержание означало, собственно, социальное содержание этих людей: как был поделен мир, как он устроен экономически, социально, нравственно и так далее. Вы должны показать, что богатые дерьмовые, а бедные красивые, важно, чтобы вы показали, что любой, кто работает, эксплуатируется: это общие профессиональные идеи, которые распространены среди наименее образованных среди радикалов. Но есть социальное содержание, которое исходит из общего философского отношения к миру, обществу. Вот что важно.
В общей схеме эти фильмы составляли крошечный процент от общей голливудской продукции того времени. Кроме того, их содержание, как правило, вращалось вокруг проблем рабочего класса и борьбы с социальной и экономической несправедливостью, т. е. типичного содержания соцреализма, в отличие от прямого просоциалистического и революционного содержания социалистического реализма.
Борьба за соцреализм в кино постигла та же участь, что и ашканскую художественную школу XIX в. 10 с. «Появление модернизма в Соединенных Штатах положило конец провокационной репутации ашканской школы. С Оружейной выставкой 1913 года и открытием новых галерей в 1910-х годах, продвигающих работы кубистов, фовистов и экспрессионистов, радикальный социальный реализм ашканской школы был затоплен романтизмом (в форме модернизма) и другим критическим движением. статус-кво был уничтожен.
В конечном счете, соцреалистические фильмы 1930-х и 1940-х годов служат образцом кинематографа, который с достоинством относился к людям и пропагандировал солидарность во время войны и мира, что делает их такими же смотрибельными сегодня, как и во времена, когда они были созданы.
Примечания
Фильмы о Голливуде по испытанию:
1/ The Hollywood Ten (1950)
2/ Голливуд на суде (1976)
3/ Blacklist: Hollywood (1995). (Документальный фильм АМС)
4/ Красный Голливуд (1996)
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КИНО
Официальный релиз 12. 01.11 . 00:00 | Обновлять : 13.02.18 . 09:38 утра
Делиться
BY JOEL CHAPRON *
Первый российский игровой фильм « Стенька Разин » Дранькова датируется 1908 годом. К 1913 году в России уже было 1400 кинотеатров и было снято около сотни фильмов. с 1914 января царский режим начал снимать пропагандистские фильмы. Протазанов, Гардин и Мозжухин сделали замечательную карьеру в годы конфликта.
Революция 1917 года принесла смятение в киноиндустрию. Многие кинематографисты эмигрировали (Ермольев, Мозжухин, Протазанов, которые потом вернулись). В 1919 году киноиндустрия была национализирована и создана первая в мире киношкола (ВГИК). Кино стало основным вектором коммуникации, образования и пропаганды. В 1922 году Ленин ослабил свою хватку и восстановил частную киноиндустрию, которая должна была дать жизнь Барнету, Протазанову и Пудовкину. Государственный кинотеатр произвел Эйзенштейн Страйк . От Eisenstein s Броненосец Потемкин до Abram Room s Кровать и диван , авангардные и документальные фильмы (Вертов) производились наряду с более традиционными фильмами на исторические темы или посвященными повседневным темам. жизнь. Великие теории редактирования были разработаны в этот период.
S трайк под руководством Эйзенштейна | Кровать и S ofa режиссер Абрам Комната |
Броненосец Потемкин режиссер Сергей Эйзенштейн
С конца 1920-х годов на киноиндустрию повлияло ужесточение сталинского идеологического контроля и авангардного кино) был осужден как «элитарист». В 1932-1934 годах кинопроизводство подчинялось догме соцреализма, хотя голливудская модель вызывала восхищение. 1930-е годы отмечены мюзиклами (Александров, Пырьев), «психологическими» фильмами (Донской), фильмами о повседневной жизни (Трауберг и Козинцев), былинами. После великих сталинских репрессий в киноиндустрии возродились фильмы об исторических личностях, возвеличивающие патриотизм («9 Петрова»).0011 Петр Великий , Эйзенштейн Александр Невский , Пудовкин Суворов ) перед лицом нарастающей волны различных форм фашизма. Однако война возродила документальные фильмы (Донской, Вертов, Довженко). Послевоенный период свернул в сторону культа сталинизма («» Чиаурели «Падение Берлина »), а количество фильмов сокращалось.
Александр Невский режиссёр Эйзенштейн
С наступлением «оттепели» (1955-1956 гг.), когда ограничения были сняты и в центре внимания кинематографистов вновь оказался человек ‘ заботы. По возвращении с войны Чухрай (Баллада о солдате), Бондарчук ( Судьба человека ) и Озеров (Освобождение) изображали пережитые невзгоды. В 1958 году Калатозов получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах за фильм «Летят журавли ». Несмотря на идеологические преграды — с санкциями от вызова в Кремль (Хуциев за Мне двадцать ) до запрета кинопроизводства (Аскольдов за Комиссар ), а также переделок, вырезок, изменений в диалогах , отсрочки релизов, запрет фестивалей, цензура титров и пр. — Тарковский, Кончаловский, Параджанов, Герман, Муратова, Чепитько, Океев, Михалков, Климов, Панфилов, Иоселиани, Хамраев и Норштейн — все заслужили места в пантеон 19 века60-х и 1970-х (хотя некоторые из их фильмов были обнаружены только после Перестройки). На рубеже 1970-х увеличился разрыв между представлением советского кино о своем кино (как популярном виде искусства) и его восприятием западным миром (как требовательным жанром). На зарубежных кинофестивалях предпочтение отдавалось советским фильмам режиссеров, у которых возникли проблемы с цензурой, отражающие деградацию имиджа СССР. Даже сегодня современное российское кино все еще страдает от этого дуализма.
Баллада о S старичок режиссер Чухрай
изменила всю картину В 1986 году Союз кинематографистов оттеснил старую гвардию и уступил место реформаторам. Пичул ( Маленькая Вера), Подниек (Легко ли быть молодым?), Абуладзе (Покаяние), Сокуров (Одинокий голос человека) и Шахназаров (Нулевой город) показывал ранее запрещенные образы и обращался к темам, долгое время находившимся под табу (наркотики, секс, ГУЛАГ, нищета, сталинизм, вульгарность и т. д.), придавая российскому кинематографу новый облик. В 1990-1991 (с распадом СССР) Лунгин (Такси Блюз), Каневский ( Замри, Умри, Оживи ), и Боброва (Эй, гуси) отражали социальный коллапс. 1990-е годы были глубоко укоренены в этой тенденции, несмотря на изобилие «фильмов об отмывании денег». Однако дезорганизация системы помешала публичному показу этих кинематографистов. Благодаря копродукции (в основном с Францией) такие режиссеры, как Михалков ( Утомленные солнцем ), Герман (Хрусталев, Моя тачка!), Дыховичный (Москва Парад), Тодоровский (Катя Исмаилова) все же успел (Русский Арк 9012 и Сокуров 9012 и Сокуров 9012 снимать фильмы.
подпись Никиты Михалкова
Возрождение датируется 2004 годом, с выходом первого блокбастера, «Ночной дозор» (Бекмамбетов), продвигаемый по телевидению. С тех пор комедии и боевики занимают на национальном рынке от 15% до 25%, в то время как авторских фильмов продолжают отмечаться на фестивалях, особенно после того, как Звягинцев унес Золотой лев за Возвращение ( Венеция, 2003 г.).
ЧИТАТЬ >>> КАННЫ И РОССИЯ: С ЛЮБОВЬЮ ИЛИ БЕЗ
> СКАЧАТЬ PDF-ВЕРСИЮ
* Джоэл Шапрон работает русским переводчиком и иностранным корреспондентом на Каннском фестивале. Он отвечает за страны Центральной и Восточной Европы в Unifrance, доцент Авиньонского университета, автор многочисленных статей о восточноевропейском кино и редактор нового издания Словаря кино (Larousse).