Социальные роли в школе: Мои социальные роли в школе и дома

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их мо­жете разрешить?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные социальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сы­ном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т. д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигае­мыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, ста­тус учителя и т.д. С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответст­вующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть 

социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, кото­рый ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей денного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (на­пример, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведения, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, человек обладает не одной, а несколькими социальными ро­лями. Совокупность таких социальных ролей называется ролевой системой. Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В каче­стве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обязан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выполняет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной межролевых конфликтов. Например, тя­жело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не имеет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социаль­ных ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно при­менять свои способности.

Билет №28

1.

Человек и его ближайшее окружение.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на 

большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит, прежде всего, от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей — от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни. Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет 
сплоченность
 группы. По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т. д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) и неформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда и т.д.). Неформальные

группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д. Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека.

И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобраз­ными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я».

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый — внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй — конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы — сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

Эмоциональный интеллект и социальные роли как важный аспект становления успешной личности обучающихся начальной школы

Возраст обучающегося начальной школы интересен тем, что ребенок начинает интересоваться устройством мира. В этом возрасте дети интересуются несравнимо больше собой, своим окружением, они осознают себя, они размещают себя в пространстве, они пытаются понять, что они любят, что не любят. Это возраст накопления ресурсов для подростковой жизни. В этот период дети учатся преодолению: испытанию воли, подготовка себя к новой роли в пятом классе.

Именно в этот возрастной период школьной жизни, а особенно в эффективной начальной школе, когда ребенок находится в режиме многозадачности, повышенного когнитивного развития, переживания возрастных кризисов, ребенок подвержен эмоциональным всплескам. Чаще всего, негативным: нежелание учиться, обидчивость, непослушание. Главная задача: научить ребенка выходить из этого состояния с наименьшими эмоциональными затратами. Поэтому в нашей школе, мы стараемся наравне с когнитивными навыками развивать и эмоциональные.

Эмоциональный интеллект (EQ) – это врожденная способность. Способности есть врожденные и приобретенные, наработанные в течение жизни. Ребенок начинает безошибочно определять эмоции своей матери еще внутриутробно. Рождаясь на свет, ребенок еще не умеет говорить, ходить, но у него уже есть навык влияния на эмоции своих родителей.

Младенец намеренно влияет на эмоции своих близких, заставляя их совершать определенные действия. Это навык, который способствует нашему видовому выживанию.

 Познавательные навыки (IQ) развиваются активно в первой трети жизни, а потом этот процесс замедляется. Совокупность навыков, относящихся к области эмоционального интеллекта, мы развиваем всю жизнь.

Итак, главные навыки и главные компетенции эмоционального интеллекта.

  • Распознавать эмоции других и распознавать свои эмоции.
  • Способность корректировать, управлять своими эмоциями. А также корректировать эмоциональное состояние другого человека, влияя на него.
  • Способность вызывать эмоции, создавать комфортную атмосферу, в которой хотелось бы находиться.

Умение определять состояние человека и строить стратегию коммуникации с человеком, исходя из его состояния, а не из своего, вот, что определяет нашу коммуникативную успешность. Имея эти знания, мы получаем ключ для построения развивающих и развивающихся отношений с семьей, детьми, родителями, друзьями, коллегами.

Например, страх. В состоянии страха трудно завязать шнурки, выучить уроки, сделать все хорошо и красиво. В страхе хочется исчезнуть, замереть.

Гнев – сложная эмоция, в гневе человек не может слышать и договариваться, в гневе копится целый спектр эмоций: страх, стыд, обида. Необходимо перевести гнев в ресурсное состояние, например, в раздражение, когда человек конструктивен.

Мотивация включает 3 компонента: «Радость – Гордость – Интерес». Если отсутствует один из этих компонентов, теряется мотивация, самооценка снижается. Мотивация формируется в семье. Ребенок до 14 лет учится не для себя, а для значимого взрослого. Ребенок в начальных классах преуспевает по тем предметам, по которым у него природная предрасположенность, а в старших, по тем, где учитель умеет заинтересовать, привлечь. Очень важно, чтобы ребенок находился в среде сверстников. Так он учится обижаться и выходить из состояния обиды, обижать и выводить из состояния обиды. Он соотносит свою реакцию и действия других людей, учится понимать себя и других.

Эмоции можно разделить и представить по четырем стихиям – «Огонь, Воздух, Вода, Земля».

На рисунке 1 вы видите по матрицу «Настроение, Эмоции и Энергия» со шкалой настроений от 0 до 10, где 0 – это полное отсутствие эмоций и энергии и 10 – самый накал.

«Огонь» — высокая энергия и накал эмоций, как положительных, так и отрицательных, например, в спорте, спортивный азарт. В состоянии «огонь» можно находиться на уроке физкультуры, спортивных соревнованиях.

Рис. 1. Матрица «Настроение, Эмоции и Энергия»

Ребенок может активно начать работать, выделять много энергии как положительной, так и отрицательной, но потом быстро устанет, уровень энергии быстро падает, и он переходит в состояние «Земля» (уровень энергии низкий, настроение уравновешенное, хорошо подходит для восприятия материала, например, урок математики – подумать, поразмышлять, где цифры, построить график, шахматы).

Состояние «Воздух» — эмоции положительные и энергетика высокая. Казалось бы, это самое лучшее настроение. Но подходит оно только для праздника, для дня рождения или приятной встречи. Для усвоения каких-то знаний состояние не самое лучшее. В состоянии «Воздух» трудно сосредоточиться на чем-то долго, в нем хорошо танцевать, петь, заниматься приятными физическими упражнениями, например, урок музыки, танцы).

Состояние «Вода» – настроение положительное, но энергетика ниже среднего (ровное, приятное, лирическое состояние) тоже подходит для усвоения информации, для творчества, для чтения стихов, произведений. Но в состоянии «Огонь» и «Воздух» находиться долго не рекомендуется, много энергии, быстро сгорают силы, продуктивность работы падает.

Мы учим обучающихся понимать и принимать свое эмоциональное состояние, называть его, проживать его, учим искать пути выхода из разных ситуаций.

Практическим применением эмоционального интеллекта в повседневной жизни является грамотное распределение и обучение социальным ролям. Младший школьный возраст, особенно вторая его часть – это период позитивных изменений и преобразований.

Коллектив и школа – явления социальные.

Цель их – дать детям знания, умения и навыки, а также снабдить информацией об универсальных действиях, необходимых для успешной взрослой жизни.

Одна из главных миссий школы — это формирование и становление личности ребенка. Как известно из психологии и педагогики, эти процессы невозможны без социализации подрастающего человека. Ведь он как один цветок в поле цветов.

Процесс социализации начинается с момента рождения и идет всю жизнь, так как мы постоянно взаимодействуем с социумом, влияя на него и испытывая его влияние на себе.

Только в коллективе или в команде может произойти процесс успешной социализации младшего школьника; процесс успешного овладения социальными ролями.

Наиболее активно усвоение социальных ролей начинается в начальной школе. Именно там ребёнок принимает новую для себя роль – ученик, друг, товарищ, помощник, лидер. А также становится членом коллектива, т.е. командным игроком.

Коллектив или команда – это группа людей, объединенных общей целью, во многом соответствующей личным целям каждого.

Доктор Рэймонд Белбин на протяжении многих лет занимался социологией и исследованием командной и групповой работы.

Белбин обозначил командные роли как «склонность вести себя, принимать участие и взаимодействовать с другими определенным образом» и выделил девять таких ролей, лежащих в основе успеха каждой команды.

Белбин выделил девять командных ролей, выполняемых людьми, и распределил их по трём группам: нацеленные на действие, социальные и интеллектуальные. Каждая из этих ролей соотносится с характерным для неё поведением и сильными сторонами личности.

Рис. 2. Что педагогу нужно учитывать при выборе социальной роли

При выборе для обучающегося социальной роли педагогу важно учитывать целый спектр условий, а также опыт и качества личности конкретного обучающегося. Эти условия представлены на рисунке 2.

Педагог первоначально определяет социальную роль обучающегося. Для этого есть разные способы: можно выбрать лидера и ему доверить распределить социальные роли между обучающимися. А можно подбирать социальные роли, меняя каждые две недели участников ролями. В какой роли обучающемуся наиболее комфортно, в той роли он и остается. Нужно поддерживать доброжелательную атмосферу, которая будет активно способствовать сплочению коллектива.

На рисунке 3 представлены этапы развития ученического коллектива.

На психологических занятиях дети нашей школы более глубоко знакомятся с различными социальными ролями, учатся их применять, пробуют менять и находить именно свою, комфортную для себя, роль или несколько ролей. Для этого педагогом-психологом разработаны и применяются авторские упражнения, подключая к этой работе обучающихся педагогических классов.

Все задания составлены таким образом, что применять их могут не только психологи, но и классные руководители, наставники, педагоги при формировании ученического коллектива.

Например, упражнение «Я реальный – Я идеальный» (метод Арт – терапии).

Рис. 3. Этапы развития ученического коллектива по А. Н. Лутошкину

Нужно попросить детей разделить лист на две половинки. На одной части нарисовать себя реального, на другой – себя идеального!

Попросить детей ответить на вопросы к каждой части:

  1. «Какой Я?» на каждой части рисунка. Напиши 5 эпитетов.
  2. Хочешь ли ты стать собой идеальным? Да, нет, почему? Напиши развернутый ответ.
  3. Что и кто мешает тебе стать собой идеальным? Напиши 5 качеств.
  4. Что и кто может помочь тебе стать собой идеальным? Напиши развернутый ответ.
  5. Кто больше обрадуется, если ты станешь собой идеальным? Напиши развернутый ответ.

Упражнение помогает детям помочь понять свои сильные и слабые стороны и ответить на вопросы:

  • Где найти ресурсы для развития?
  • Что я могу прямо сейчас?
  • Какие качества личности нужны именно мне?

Список вопросов можно продолжить в зависимости от цели педагога.

Также упражнение помогает развивать навыки самопрезентации, если попросить обучающихся в конце упражнения рассказать о полученном результате всему классу.

Упражнение «Я – герой сказки» может быть некоторым метафорическим продолжением предыдущего упражнения. Поможет и педагогу, и обучающимся увидеть, каких качеств личности и черт характера ребенку не хватает прямо сейчас, действительно ли эти качества необходимы и какие пути достижения желаемого есть (мотивированное рисование).

Попросить детей представить себя в волшебном лесу. «Ты можешь превратиться себя мысленно в героя сказки. Нарисуй, пожалуйста, в кого ты превратишься?»

После рисования попросить детей ответить на вопросы:

  1. В какого героя ты бы превратился?
  2. Почему ты выбрал именно этого героя? Напиши развернутый ответ.
  3. Какие качества характера в герое тебя привлекают? Напиши развернутый ответ.
  4. Что и кто может помочь тебе иметь такие качества? Напиши развернутый ответ.
  5. Как тебе помогут в жизни эти новые качества? А могут ли помешать? Напиши развернутый ответ.

Упражнение помогает детям понять не только свои сильные и слабые стороны, но и найти ресурсы для развития личности.

Также ребенок видит, что для собственного развития надо прилагать усилия, стараться.

Упражнение «Волшебный предмет» поможет обучающимся найти те черты своего характера и качества личности, которые помогут ему чувствовать себя комфортно в желаемой социальной роли. И провести анализ выбранного волшебного предмета (какой, зачем, почему)?

Ресурсное рисование.

Попросить детей подумать о своих качествах личности, об известных ему социальных ролях. Мысленно представить себя идеального, свою самую лучшую социальную роль. Ответить на вопрос: «Какой волшебный предмет может помочь тебе преодолеть твои трудности и добиться желаемого?»

После рисования попросить детей ответить на вопросы:

  1. Ответь на вопрос: «Какую социальную роль ты себе представил и хотел бы ее добиться?»
  2. Что или кто тебе мешает добиться желаемой социальной роли?
  3. Какой волшебный предмет ты выбрал и почему? Напиши развернутый ответ.
  4. Как именно этот предмет поможет тебе добиться желаемого?
  5. Какие качества характера тебя привлекают в других учениках? Есть ли рядом с тобой ребята, которые обладают такими качествами? Напиши развернутый ответ.
  6. Какие качества характера тебя привлекают во взрослых? Есть ли рядом с тобой взрослые, которые обладают такими качествами? Напиши развернутый ответ.
  7. Чего ты сможешь достичь, если будешь обладать желаемыми качествами личности и социальной ролью? Как тебе помогут в жизни эти новые качества? А могут ли помешать? Напиши развернутый ответ.

Упражнение помогает детям найти ресурсы для развития необходимых качеств личности.

Упражнение «Буква Я»

Обучающиеся заполняют букву Я, которая символизирует личность, самым важным для себя – собственными чертами характера, качествами личности, эмоциями, любимыми делами. Это хороший способ выразить себя и понять, чего именно тебе не хватает для достижения успеха.

Просмотр мультфильмов, фильмов, сказок, литературных произведений.

Их анализ нацелен на правильное понимание социальных ролей других людей и успешный выбор своей социальной роли:

  • Мультфильм «Мадагаскар»
  • Мультфильм «Шрек»
  • Мультфильм Головоломка»
  • Мультфильм «Зверополис»
  • Мультфильм «Душа»

Просмотр мультфильма и ответы на вопросы после просмотра.

  1. Назови главных героев мультфильма?
  2. Какие они, опиши?
  3. Чего смогли добиться?
  4. Кто им помогал? Почему?
  5. Какая социальная роль была в начале мультфильма?
  6. Какая социальная роль в конце мультфильма?
  7. В чем отличие? Объясни, почему?
  8. Какова была главная цель героя? Ты поддерживаешь его? Почему?

Например, герой мультфильма «Душа» узнает о том, что герой по имени «22» не может попасть на нашу планету и жить полноценной жизнью, пока не узнает свое предназначение. Он помогает «22» понять самое главное – любая личность уже является самоценной и может с успехом реализоваться! Вместе они проходят сложный путь, в конце которого находят не только предназначение маленького героя, что помогает ему отправиться в успешное путешествие по жизни, но и цель жизни главного героя-музыканта.

Вот так и мы, педагоги, ведем обучающихся к успеху! Мы работаем не только над тем, чтобы дети хорошо писали, читали и считали, что, безусловно, очень важно!

Для достижения успеха особенно важно уметь работать в команде, поэтому для современного ребенка важно развитие эмоционального интеллекта, контроль над своими эмоциями, понимание социальных ролей других людей, подбор своей роли. Также в развитии эмоционального интеллекта помогает такая методика, как правополушарное рисование.

Актуальность правополушарного рисования на данном этапе развития социума нельзя недооценить, ведь в нынешних реалиях все большую значимость приобретает умение развивать и пользоваться собственными творческими способностями.

К примеру: многие, желая научиться рисовать, сталкиваются с очевидной проблемой – боязнью не получить ожидаемого результата, ведь с детства всем нам даются установки – хорошо можно сделать только то, на что потратишь больше времени, без труда не выловить и рыбку из пруда. Считается, что рисование – один из тех навыков, который люди развивают годами в художественных школах.

Техника ППР отличается от академического рисования. Для того, чтобы научиться рисовать быстро – достаточно научиться пользоваться методами правополушарного рисования, которые раскрывают творческие способности и интуицию человека

Техника и методика. Чтобы понять принцип работы методики – необходимо в общих чертах знать, как устроены наш мозг и мышление. Мозг разделен глубокой бороздой на два больших полушарие – левое и правое.

Левая часть – это логика и все, с ней связанно. Это то, что позволяет нам вести диалог, писать, запоминать.

Правая часть – отвечает за абстракции, что позволяет видеть информацию целиком, не складывая ее из составных фрагментов, что позволяет фантазировать, интуитивно решая поставленные задачи.

Главная цель – научиться видеть целостность, снять внутренние зажимы, избавиться от стресса, фиксация на успехе, избавится от излишней самокритики и от страха перед чистым листом.

Метод правополушарного рисования позволяет. Снять контроль над собственными движениями, телесные зажимы. Отключить анализ результатов, научиться получать удовольствие от процесса. Раскрыть свои творческие способности.

Теория правополушарного рисования. Интуитивное рисование отрицает возможность использования четких схем. Оно спонтанное, построенное на копировании не просто деталей, а натуры в целом. Здесь никогда не будет четких правил – можно начинать с любого места, придерживаясь лишь схожести.

Уровень эмоциональной, социальной, психологической грамотности требует развития. Окружение зачастую не способно разглядеть и поддержать проявляющееся стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничиваясь традиционным развитием частных творческих способностей на бытовом уровне.

Данная методика правополушарного рисования была основана художницей и педагогом Бетти Эдвардс, на основании исследований лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри.

С чего же следует начать?

  1. Самое главное правило данной техники – нет никаких правил. Не обдумывайте результат будущей работы, просто вдох – выдох и начинайте, идите за рукой, идите за своими чувствами. Рисуйте любыми кисточками и красками, можно использовать руки, начинайте с любого элемента и выходите за пределы холста – не думайте о процессе, наслаждайтесь им!
  2. Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета.
  3. Вверх ногами. Подберите несложное изображение (лучше попросить это сделать кого-то за вас, дабы не успеть рассмотреть и запомнить). Поставьте рисунок перед собой, предварительно перевернув, для большей эффективности прикройте часть картинки бумагой. Вам нужно перерисовать то, что вы видите, не пытаясь догадаться – что же это такое.
  4. Контуры. Для выполнения упражнения приготовьте лист с изображением контура желаемого объекта, чистый лист, карандаш и липкую ленту. Чистый лист зафиксируйте скотчем на столе. На протяжении 5-10 минут (можно поставить таймер) смотрите на картинку и повторяйте все линии на чистом листе бумаги, но на процесс не подглядывайте. Здесь важен не результат, а синхронизации зрения и движения рабочей руки.

Настоящая проблема заключается не в неумении держать кисточку или в неправильных движениях рук, а всего лишь в том, что мы разучились видеть вещи образно, так, как умеют видеть их художники.

Несмотря на то, что правое полушарие отвечает за творчество – оно не умеет лгать, поэтому, развивая его, мы сможем не только научиться реалистично изображать объекты, но и получить гармонию внутри себя.

Мы всегда помним о том, что стать гармоничной успешной личностью ребенок сможет, только развиваясь всесторонне!

16.2 Социологические взгляды на образование – Социология

Цели обучения

  1. Перечислите основные функции образования.
  2. Объясните проблемы, которые теория конфликта видит в образовании.
  3. Опишите, как символический интеракционизм понимает образование.

Основные социологические взгляды на образование прекрасно вписываются в функциональный, конфликтный и символический интеракционистские подходы (Ballantine & Hammack, 2009). В таблице 16.1 «Снимок теории» обобщается то, что говорят эти подходы.

Таблица 16.1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения
Функционализм Образование выполняет несколько функций для общества. К ним относятся (а) социализация, (б) социальная интеграция, (в) социальное положение и (г) социальные и культурные инновации. Скрытые функции включают уход за детьми, установление отношений со сверстниками и снижение безработицы за счет удержания старшеклассников от участия в постоянной рабочей силе.
Теория конфликта Образование способствует социальному неравенству за счет использования отслеживания и стандартизированного тестирования, а также воздействия его «скрытой учебной программы». Школы сильно различаются по своему финансированию и условиям обучения, и этот тип неравенства приводит к неравенству в обучении, которое усиливает социальное неравенство.
Символический интеракционизм Эта перспектива фокусируется на социальном взаимодействии в классе, на игровой площадке и в других школьных местах. Конкретные исследования показывают, что социальное взаимодействие в школах влияет на развитие гендерных ролей и что ожидания учителей в отношении интеллектуальных способностей учеников влияют на то, насколько ученики учатся.

Функции образования

Функциональная теория делает акцент на функциях, которые образование выполняет при удовлетворении различных потребностей общества. Пожалуй, самой важной функцией образования является социализация . Если детям необходимо усвоить нормы, ценности и навыки, необходимые им для функционирования в обществе, то образование является основным средством такого обучения. Как мы все знаем, в школах учат трем Р, но они также учат многим общественным нормам и ценностям. В Соединенных Штатах эти нормы и ценности включают уважение к власти, патриотизм (помните клятву верности?), пунктуальность, индивидуализм и соревновательность. Что касается этих двух последних ценностей, американские школьники с раннего возраста соревнуются как личности за оценки и другие награды. Ситуация прямо противоположная в Японии, где, как мы видели в главе 4 «Социализация», дети усваивают традиционные японские ценности гармонии и групповой принадлежности в школе (Schneider & Silverman, 2010). Они учатся ценить свое членство в классе, или куми , и оцениваются больше по результатам их куми , чем по их индивидуальным результатам. То, насколько хорошо куми японского ребенка справляется, важнее, чем то, насколько хорошо ребенок работает как личность.

Второй функцией образования является социальная интеграция . Чтобы общество работало, говорят функционалисты, люди должны придерживаться общего набора убеждений и ценностей. Как мы видели, развитие таких общих взглядов было целью системы бесплатного обязательного образования, сложившейся в XIX в.век. Тысячи детей иммигрантов в Соединенных Штатах сегодня изучают английский язык, историю США и другие предметы, которые помогают подготовить их к работе и интегрировать в американскую жизнь. Такая интеграция является основной целью движения только на английском языке, сторонники которого говорят, что только английский должен использоваться для обучения детей, чей родной язык испанский, вьетнамский или любой другой язык, на котором их родители говорят дома. Критики этого движения говорят, что оно замедляет образование этих детей и ослабляет их этническую идентичность (Schildkraut, 2005).

Третьей функцией образования является социальное трудоустройство . Начиная с начальной школы, учителя и другие школьные чиновники определяют учащихся либо как способных и целеустремленных, либо как менее способных и даже с трудностями в учебе. В зависимости от того, как они идентифицируются, детей обучают на том уровне, который считается наиболее подходящим для них. Таким образом, они подготавливаются наиболее подходящим образом к их более позднему положению в жизни. Работает ли этот процесс так, как должен, — важный вопрос, и мы рассмотрим его подробнее, когда вскоре обсудим отслеживание школ.

Социальные и культурные инновации – четвертая функция образования. Наши ученые не могут совершать важных научных открытий, а наши художники и мыслители не могут создавать великие произведения искусства, поэзии и прозы, если они предварительно не получили образование во многих предметах, которые им необходимо знать для избранного ими пути.

Рисунок 16.1 Функции образования

Школы идеально выполняют многие важные функции в современном обществе. К ним относятся социализация, социальная интеграция, социальное размещение и социальные и культурные инновации.

Образование также включает в себя несколько скрытых функций, которые являются побочным продуктом посещения школы и получения образования, а не прямым следствием самого образования. Одним из них является детский сад . Как только ребенок пойдет в детский сад, а затем в первый класс, в течение нескольких часов в день за ребенком присматривают бесплатно. Установление отношений со сверстниками является еще одной скрытой функцией школьного обучения. Большинство из нас познакомились со многими из наших друзей, когда учились в школе в любом классе, и некоторые из этих дружеских отношений сохраняются на всю оставшуюся жизнь. Последняя латентная функция образования состоит в том, что оно лишает миллионы старшеклассников возможности работать полный рабочий день . Этот факт удерживает уровень безработицы ниже, чем он был бы, если бы они были в составе рабочей силы.

Образование и неравенство

Теория конфликта не оспаривает большинство только что описанных функций. Тем не менее, он придает некоторым из них другой оттенок и говорит о различных способах, которыми образование увековечивает социальное неравенство (Hill, Macrine, & Gabbard, 2010; Liston, 1990). Один из примеров включает функцию социального размещения. Поскольку большинство школ отслеживают своих учеников, начиная с начальной школы, учащиеся, которых учителя считают способными, помещаются на более быстрые ступени (особенно в чтении и арифметике), а более медленные учащиеся помещаются на более медленные ступени; в старшей школе есть три общих направления: колледж, профессиональный курс и общий курс.

Такое отслеживание имеет свои преимущества; это помогает гарантировать, что способные ученики узнают столько, сколько позволяют их способности, и помогает гарантировать, что более медленные ученики не будут учиться над их головами. Но, как говорят теоретики конфликтов, отслеживание также помогает увековечить социальное неравенство, поскольку запирают студентов на более быстрые и низкие уровни. Что еще хуже, несколько исследований показывают, что социальный класс, раса и этническая принадлежность учащихся влияют на то, на какой путь они будут направлены, хотя их интеллектуальные способности и потенциал должны быть единственными факторами, которые имеют значение: белые учащиеся из среднего класса с большей вероятностью будут отслеживаются «наверху», в то время как более бедные учащиеся и цветные учащиеся с большей вероятностью будут выслеживаться «вниз». Как только они отслеживаются, учащиеся узнают больше, если их отслеживают, и меньше, если их отслеживают. Последние, как правило, теряют чувство собственного достоинства и начинают думать, что у них мало академических способностей, и поэтому они хуже учатся в школе, потому что их выслеживают. Таким образом, считается, что отслеживание хорошо для тех, кого выследили, и плохо для тех, кого выследили. Таким образом, теоретики конфликта говорят, что отслеживание увековечивает социальное неравенство, основанное на социальном классе, расе и этнической принадлежности (Ansalone, 2006; Oakes, 2005).

Социальное неравенство также закрепляется за счет широкого использования стандартизированных тестов. Критики говорят, что эти тесты по-прежнему имеют культурную предвзятость, поскольку они включают вопросы, ответы на которые, скорее всего, известны белым ученикам из среднего класса, чье прошлое дало им различный опыт, который помогает им отвечать на вопросы. Они также говорят, что баллы по стандартизированным тестам отражают социально-экономический статус и опыт учащихся в дополнение к их академическим способностям. В той мере, в какой эта критика верна, стандартизированные тесты увековечивают социальное неравенство (Grodsky, Warren, & Felts, 2008).

Как мы увидим, школы в Соединенных Штатах также сильно различаются по своим ресурсам, условиям обучения и другим аспектам, которые влияют на то, сколько учеников могут в них выучить. Проще говоря, школы неравны, и само их неравенство помогает увековечить неравенство в обществе в целом. Дети, посещающие худшие школы в городских районах, сталкиваются с гораздо большими препятствиями в своем обучении, чем дети, посещающие хорошо финансируемые школы в пригородных районах. Отсутствие у них знаний помогает им оставаться в ловушке бедности и связанных с ней проблем.

Теоретики конфликта также говорят, что школьное обучение учит скрытому учебному плану, под которым они понимают набор ценностей и убеждений, поддерживающих статус-кво, включая существующую социальную иерархию (Booher-Jennings, 2008) (см. главу 4 «Социализация»). Хотя за закрытыми дверями об этом никто не замышляет, патриотическим ценностям и уважению к власти наши школьники учатся из прочитанных книг и различных занятий в классе.

Символический интеракционизм и школьное поведение

Символические интеракционистские исследования образования изучают социальное взаимодействие в классе, на игровой площадке и в других школьных местах. Эти исследования помогают нам понять, что происходит в самих школах, но они также помогают нам понять, какое отношение происходящее в школе имеет к обществу в целом. Некоторые исследования, например, показывают, как занятия на детской площадке усиливают гендерно-ролевую социализацию. Девочки, как правило, больше участвуют в совместных играх, а мальчики — в спортивных состязаниях (Торн, 19 лет).93) (см. главу 11 «Гендер и гендерное неравенство»).

Другое исследование показывает, что отношение учителей к учащимся может влиять на то, как много они узнают. Когда учителя считают учеников умными, они, как правило, проводят с ними больше времени, обращаются к ним и хвалят их, когда они дают правильный ответ. Неудивительно, что эти ученики узнают больше благодаря поведению своих учителей. Но когда учителя думают, что ученики менее умны, они, как правило, проводят с ними меньше времени и ведут себя так, что ученики усваивают меньше. Одно из первых исследований, обнаруживших этот пример самоисполняющегося пророчества, было проведено Робертом Розенталем и Ленор Джейкобсон (1968). Они проверили группу учеников в начале учебного года и сказали своим учителям, какие ученики были способными, а какие нет. Они снова проверили учеников в конце учебного года; неудивительно, что способные ученики за год узнали больше, чем менее способные. Но оказалось, что исследователи случайным образом решили, какие ученики будут отмечены способными, а какие менее способными. Поскольку «одаренные» ученики узнали больше в течение учебного года, но в действительности не были более способными в начале, причиной, должно быть, было поведение их учителей. На самом деле учителя проводили с ними больше времени и хвалили их чаще, чем «менее способных» учеников. В той мере, в какой происходит этот тип самоисполняющегося пророчества, это помогает нам понять, почему отслеживание вредно для разыскиваемых учеников.

Другое исследование посвящено тому, как учителя обращаются с девочками и мальчиками. Несколько исследований, проведенных с 1970-х по 1990-е годы, показали, что учителя чаще навещают мальчиков и чаще их хвалят (Американская ассоциация университетских женщин, образовательный фонд, 1998; Jones & Dindia, 2004). Учителя не делали этого сознательно, но их поведение, тем не менее, посылало девочкам неявный сигнал о том, что математика и естественные науки не для девочек и что они не подходят для того, чтобы хорошо успевать по этим предметам. Это исследование стимулировало усилия по информированию учителей о том, как они могут невольно посылать эти сообщения, и о стратегиях, которые они могли бы использовать для повышения интереса и достижений девочек в математике и естественных науках (Бэтти, Кафаи, Никсон и Као, 2007 г.) .

Ключевые выводы

  • С функциональной точки зрения образование помогает социализировать детей и подготовить их к их возможному вхождению в более широкое общество во взрослом возрасте.
  • Конфликтная перспектива подчеркивает, что образование усиливает неравенство в обществе в целом.
  • Перспектива символического интеракционизма фокусируется на социальном взаимодействии в классе, на школьных игровых площадках и в других связанных со школой местах. Социальное взаимодействие способствует гендерно-ролевой социализации, и ожидания учителей могут влиять на успеваемость их учеников.

Ссылки

Образовательный фонд Американской ассоциации университетских женщин. (1998). Гендерный разрыв: где школы до сих пор не справляются с нашими детьми . Вашингтон, округ Колумбия: Образовательный фонд Американской ассоциации университетских женщин.

Ансалоне, Г. (2006). Отслеживание: возвращение к Джиму Кроу. Раса, пол и класс, 13 , 1–2.

Баллантайн, Дж. Х., и Хаммак, Ф. М. (2009). Социология образования: системный анализ (6-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Батти, Д., Кафаи, Ю., Никсон, А.С., и Као, Л.Л. (2007). Профессиональное развитие учителей по гендерному равенству в естественных науках: начало разговора. Отчет педагогического колледжа, 109 (1), 221–243.

Бухер-Дженнингс, Дж. (2008). Учимся маркировать: социализация, пол и скрытая программа тестирования с высокими ставками. Британский журнал социологии образования, 29 , 149–160.

Гродский, Э., Уоррен, Дж. Р., и Фелтс, Э. (2008). Тестирование и социальная стратификация в американском образовании. Ежегодный обзор социологии, 34 (1), 385–404.

Хилл Д., Макрин С. и Габбард Д. (ред.). (2010). Капиталистическое образование: Глобализация и политика неравенства . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж; Листон, Д. П. (1990). Капиталистические школы: объяснение и этика в радикальных исследованиях школьного образования . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Джонс, С. М., и Диндиа, К. (2004). Метааналитический взгляд на равенство полов в классе. Review of Educational Research, 74 , 443–471.

Оукс, Дж. (2005). Отслеживание: как школы структурируют неравенство (2-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.

Розенталь Р. и Якобсон Л. (1968). Пигмалион в классе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Холт.

Шильдкраут, Д. Дж. (2005). Нажмите «один» для английского языка: языковая политика, общественное мнение и американская идентичность . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Шнайдер, Л., и Сильверман, А. (2010). Глобальная социология: введение в пять современных обществ (5-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Торн, Б. (1993). Гендерная игра: девочки и мальчики в школе . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.

функций школ | Практические основы и принципы обучения

Школы учат нас гораздо большему, чем просто чтению, письму и арифметике. Они также приучают нас к культурным нормам и ожиданиям.
С момента рождения ребенка начинается его образование. Сначала обучение представляет собой неформальный процесс, в ходе которого младенец наблюдает за другими и подражает им. По мере того, как младенец превращается в маленького ребенка, процесс образования становится более формальным посредством игр и дошкольного образования. Поступив в начальную школу, академические уроки становятся центром образования по мере того, как ребенок продвигается по школьной системе. Но даже в этом случае образование — это гораздо больше, чем просто изучение фактов.

Наша система образования также социализирует нас в нашем обществе. Мы изучаем культурные ожидания и нормы, которые подкрепляются нашими учителями, нашими учебниками и нашими одноклассниками. (Для учащихся, не принадлежащих к доминирующей культуре, этот аспект системы образования может представлять значительные трудности.) Возможно, вы помните, как изучали таблицу умножения во втором классе, а также изучали социальные правила по очереди кататься на качелях на переменах. Возможно, вы помните, как изучали Конституцию США на курсе американского правительства, а также узнавали, когда и как говорить в классе.

Культурная передача

Культурная передача относится к тому, как люди узнают ценности, убеждения и социальные нормы своей культуры. Как неформальное, так и формальное образование включает культурную передачу. Например, студент узнает о культурных аспектах современной истории в классе истории США. В том же классе ученик может усвоить культурную норму приглашения одноклассника на свидание через записки и разговоры шепотом.

Школы также могут быть агентами перемен, обучая людей мыслить вне семейных норм, в которых они родились. Образовательная среда может расширить горизонты и даже помочь разорвать циклы бедности и расизма.

Конечно, американские школы часто критикуют — за неудовлетворительные результаты тестов или за то, что некоторые дети упускают из виду.

Хотя ясно, что образование играет неотъемлемую роль в жизни отдельных людей, а также общества в целом, социологи рассматривают эту роль с самых разных точек зрения. Функционалисты считают, что образование дает людям возможность выполнять различные функциональные роли в обществе. Теоретики конфликта рассматривают образование как средство увеличения разрыва в социальном неравенстве. Феминистские теоретики указывают на доказательства того, что сексизм в образовании по-прежнему мешает женщинам достичь полного социального равенства. Символические интеракционисты изучают динамику в классе, взаимодействие между учениками и учителями и то, как они влияют на повседневную жизнь. В этом разделе вы узнаете о каждой из этих точек зрения.

Функционализм

Функционалисты рассматривают образование как один из наиболее важных социальных институтов в обществе. Они утверждают, что образование выполняет два вида функций: явные (или первичные) функции, которые являются предполагаемыми и видимыми функциями образования; и латентные (или вторичные) функции, которые являются скрытыми и непреднамеренными функциями.

Функции манифеста

Существует несколько основных функций манифеста, связанных с образованием. Во-первых, это социализация. Начиная с дошкольного и детского сада, учащихся учат отрабатывать различные социальные роли. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1819 гг.17), который создал академическую дисциплину социологию, охарактеризовал школы как «органы социализации, которые учат детей ладить с другими и готовят их к взрослым экономическим ролям» (Durkheim 1898). Действительно, кажется, что школы взяли на себя эту ответственность в полной мере.

Эта социализация также включает в себя изучение правил и норм общества в целом. В первые дни обязательного образования учащиеся изучали доминирующую культуру. Сегодня, поскольку культура Соединенных Штатов становится все более разнообразной, учащиеся могут изучать различные культурные нормы, а не только нормы доминирующей культуры.

Школьные системы в Соединенных Штатах также передают основные ценности нации через явные функции, такие как социальный контроль. Одна из ролей школы состоит в том, чтобы научить учащихся соблюдению закона и уважению к власти. Очевидно, такое уважение к учителям и администраторам поможет ученику ориентироваться в школьной среде. Эта функция также подготавливает учащихся к выходу на работу и в мир в целом, где они будут по-прежнему подчиняться людям, имеющим над ними власть. Выполнение этой функции возлагается в первую очередь на классных руководителей и инструкторов, которые весь день находятся со студентами.

Образование также является одним из основных методов, используемых людьми для повышения социальной мобильности. Эта функция называется социальным размещением . Колледжи и аспирантуры рассматриваются как средство приближения студентов к карьере, которая даст им финансовую свободу и безопасность, к которым они стремятся. В результате студенты колледжей часто более заинтересованы в изучении областей, которые, по их мнению, будут выгодны на социальной лестнице. Студентка может предпочесть бизнес-курсы урокам викторианской поэзии, потому что считает бизнес-класс более сильным средством достижения финансового успеха.

Скрытые функции

Образование также выполняет скрытые функции. Как вы хорошо знаете, в школе происходит многое, что имеет мало общего с формальным образованием. Например, вы можете заметить привлекательного сокурсника, когда он дает особенно интересный ответ в классе — догнать его и назначить свидание говорит о скрытой функции ухаживания, выполняемой через знакомство с группой сверстников в образовательной среде.

Образовательная среда знакомит учащихся с социальными сетями, которые могут существовать годами и могут помочь людям найти работу после окончания учебы. Конечно, с такими социальными сетями, как Facebook и LinkedIn, поддерживать эти сети проще, чем когда-либо. Еще одна латентная функция — это способность работать с другими в небольших группах, навык, который можно перенести на рабочее место и которому нельзя научиться в условиях домашнего обучения.

Система образования, особенно в университетских кампусах, традиционно предоставляла студентам возможность узнать о различных социальных проблемах. Есть широкие возможности для социальной и политической защиты, а также способность развивать терпимость ко многим взглядам, представленным в кампусе. В 2011 году движение «Захвати Уолл-стрит» охватило кампусы колледжей по всей территории Соединенных Штатов, что привело к демонстрациям, в которых различные группы студентов объединились с целью изменить политический климат в стране.

Явные и латентные функции образования Согласно теории функционализма, образование имеет как явные, так и латентные функции.
Манифестные функции: открыто заявленные функции с намеченными целями Скрытые функции: скрытые, неуказанные функции с иногда непредвиденными последствиями
Социализация Ухаживание
Передача культуры Социальные сети
Социальный контроль Работа в группах
Социальное размещение Создание разрыва поколений
Культурные инновации Политическая и социальная интеграция

Функционалисты признают другие способы обучения и приобщения учащихся к культуре в школах. Одной из самых важных американских ценностей, которую изучают учащиеся в Соединенных Штатах, является индивидуализм — ценность личности выше ценности группы или общества в целом. В таких странах, как Япония и Китай, где благо группы ценится выше прав личности, учащиеся не узнают, как в Соединенных Штатах, что самые высокие награды получают «лучшие» личности в учебе, а также в легкая атлетика. Одна из ролей школ в Соединенных Штатах — воспитание чувства собственного достоинства; и наоборот, школы в Японии сосредотачиваются на воспитании общественного уважения — почитании группы над личностью.

В Соединенных Штатах школы также выполняют роль подготовки учащихся к соревнованиям в жизни. Очевидно, что легкая атлетика способствует соревновательному характеру, но даже в классе студенты соревнуются друг с другом в учебе. Школы также выполняют роль обучения патриотизму. Каждое утро учащиеся произносят Клятву верности и посещают уроки истории, где узнают о национальных героях и прошлом нации.

Другая роль школ, согласно теории функционализма, состоит в том, что они сортировка или классификация студентов на основе академических достижений или потенциала. Наиболее способные учащиеся выявляются еще в школе посредством тестирования и успеваемости в классе. Таких студентов помещают на ускоренные программы в ожидании успешной учебы в колледже.

Функционалисты также утверждают, что школа, особенно в последние годы, берет на себя некоторые функции, которые традиционно выполняла семья. Общество полагается на то, что школы обучают человеческой сексуальности, а также базовым навыкам, таким как составление бюджета и заявления о приеме на работу — темы, которыми когда-то занималась семья.

Резюме

Основные социологические теории дают представление о том, как мы понимаем образование. Функционалисты рассматривают образование как важный социальный институт, выполняющий как явные, так и латентные функции. Функционалисты рассматривают образование как служение потребностям общества путем подготовки учащихся к более поздним ролям или функциям в обществе.

Ссылки

Неделя образования. 2004. «Отслеживание». Education Week , 4 августа. Проверено 24 февраля 2012 г. Нажмите здесь, чтобы перейти к этой статье
Годофски, Джессика, Клифф Зукин и Карл Ван Хорн. 2011. Несбывшиеся ожидания: недавние выпускники колледжей борются с неблагополучной экономикой. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Университет Рутгерса.
Айверсон, Джереми. 2006. Конфиденциально для средней школы. Нью-Йорк: Атриа.
Лауэн, Дуглас Ли и Кэролин Тайсон. 2008. «Перспективы дисциплин: социологический вклад в исследования и дебаты по образовательной политике». AREA Справочник по исследованиям политики в области образования. Проверено 24 февраля 2012 г.
Национальное общественное радио. 2004 г. «Принстон предпринимает шаги для борьбы с «инфляцией оценок». Изо дня в день , 28 апреля.
Мэнсфилд, Харви С. 2001 г. «Инфляция оценок: пора признать факты». Хроника высшего образования 47(30): B24.
Мертон, Роберт К. . 1968. Социальная теория и социальная структура . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Добавить комментарий