Социальные установки, как одна из основных социально-психологических характеристик личности
Социальные установки характеризуют личность с социально-психологической стороны. Это отношение субъекта к людям, социальным группам, событийному ряду, происходящему в обществе. Все исследователи единодушны в определении смысла данного термина.
Определение 1Социальные установки — это социально-психологический фактор в развитии личности.
Существует единое определение социальной установки личности как устойчивого отношения человека к социальным событиям, объектам и фактам. Однако этот термин в психологии имеет несколько значений с существенными различиями. Термин «attitude» в переводе на русский язык означает «пригодность», «соответствие».
Определение 2Первоначальное значение — готовность человека к решению определенной задачи.
Объектами социальных установок являются люди, группы разной социальной направленности, текущие события, предметы материальной и духовной культуры. Социальная установка является важнейшим элементом характеристики личности и объясняет ее поведенческие действия в общественном процессе.
По прошествии времени значение термина «социальная установка» менялось. Понятие стали рассматривать как устойчивое отношение человека или объединения людей к чему-либо или к кому-либо. Внимательно изучив социальную установку, ученые пришли к выводу, что это явление сложное, относящееся к разряду психических состояний.
Трехмерная структура социальной установки
Как психическое состояние социальная установка представляет собой готовность человека к социальным действиям. Ученый М.Смит разработал и описал трехмерную структуру социальной установки, выделив в ней три компонента:
- когнитивный;
аффективный;- поведенческий.
Когнитивный компонент — знание субъекта о том, к чему относится его социальная установка.
Определение 4Аффективный компонент — эмоции, переживания, связанные с объектом, событием, процессом.
Определение 5Поведенческий компонент социальной установки — реальные действия, действия, которые готов совершить человек, касающиеся рассматриваемого объекта.
Эти компоненты могут быть согласованы и не согласов
zaochnik.com
5. Социальные установки личности
Понятие установки в отечественной и зарубежной психологии.
Структура социальной установки личности.
Диспозиционная концепция социальной установки В.А. Ядова.
Проблема установки в социальной психологии занимает, действительно, важнейшее место, так как именно формирование многочисленных установок личности позволяет определить, как усвоенный в процессе социализации общественный опыт преломляется личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Именно через установку возможно решение вопроса о регуляции поведения и деятельности человека.
Становление понятия социальная установка следует рассматривать в развитии двух традиций: отечественной общей психологии и западной социальной психологии.
Дмитрий Николаевич Узнадзе и его ученики рассматривают установку как первичное целостное недифференцированное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. Отдельные акты поведения, вся психическая деятельность представляют собой явления вторичного происхождения. Установка — то опосредствующее образование между влиянием среды и психическими процессами, которое объясняет поведение человека, его эмоциональные и волевые процессы, т.е. выступает детерминантой любой активности организма.
Виды установок: диффузная, моторная, сенсорная, умственная, социальная — готовность к восприятию и к действию в определенном ключе.
В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского аттитюд. Для термина «установка» (в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н.Узнадзе) существует другое обозначение в английском языке – «set». Изучение аттитюдов есть совершенно самостоятельная линия исследований, идущих не в русле развития идей установки («set») и превратившихся в одну из самых разработанных областей социальной психологии. Современная ситуация в американских исследованиях по проблематике аттитюда характеризуется обилием мини-теорий
Термин «аттитюд», предложили в 1918 году американцы социолог и социальный психолог Уильям Айзек Томас и крупнейший социолог XX века Флориан Витольд Знанецкий. Позже было выработано множество определений этого понятия, уже через 10-12 лет их было более 100, но всеми исследователями понимание аттитюда включало следующее:
Аттитюд служит удовлетворению каких-то важных потребностей субъекта, но надо было установить, каких именно. Были выделены четыре функции аттитюдов:
1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.
Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой.
Позднее, в 1942 году Брюстер М. Смит находит в структуре аттитюда три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (конативный). По его мнению, социальная установка — не что иное, как осознание, оценка и готовность действовать.
Аффективный компонент установок – предрассудки. Суть предрассудков заключается в негативном предвзятом мнении о какой-либо группе и об ее отдельных представителях. Хотя в некоторых определениях предрассудков содержится также и упоминание о позитивной предвзятости, тем не менее, термин «предрассудки» практически всегда используется для обозначения негативных тенденций. Гордон Оллпорт в своем классическом труде «Природа предрассудков» назвал предрассудки «антипатией, основанной на ошибочном и негибком обобщении»
Наиболее основательно изучены расовые и гендерные предрассудки.
Благодаря мобильности людей и миграционным процессам, которыми были отмечены два последних столетия, расы, населяющие мир, перемешались, и их взаимоотношения порой бывают враждебными, а порой — дружескими. Однако опросы и сегодня выявляют людей, не лишенных предрассудков. Согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду чувствовать себя неловко, танцуя с чернокожим кавалером (с чернокожей дамой) в общественном месте» дает более верное представление о расовых установках белого человека, чем согласие или несогласие с утверждением «Я, скорее всего, буду испытывать неловкость, если вместе со мной в автобусе окажется чернокожий (чернокожая)». Многие люди, вполне благосклонно относящиеся к «национальному разнообразию» на работе или в учебном заведении, тем не менее, проводят свободное время в обществе людей своей расы, среди них выбирают себе возлюбленных и спутников жизни. Это помогает понять, почему, по данным опроса студентов 390 колледжей и университетов, 53% афроамериканцев ощущают себя исключенными из «социальных контактов». (Об этом сообщили 24% американцев азиатского происхождения, 16% американцев мексиканского происхождения и 6% американцев европейского происхождения.) И проблема этих отношений большинства и меньшинства не только в том, что большинство — белые, а меньшинство — цветные. В баскетбольных командах НБА белые игроки (а в данном случае именно они и составляют меньшинство) ощущают аналогичную оторванность от своих товарищей по команде.
Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрытыми за какими-нибудь другими мотивами. Во Франции, Великобритании, Германии, Австралии и в Нидерландах на смену вульгарному расизму приходят замаскированные расовые предрассудки в виде преувеличения этнических различий, менее благожелательного отношения к эмигрантам — представителям национальных меньшинств и их дискриминации по соображениям якобы нерасового характера. Некоторые исследователи называют этот скрытый расизм «современным расизмом», или «культурным расизмом».
Когнитивный компонент установок представляют стереотипы. Термин взят из полиграфии – стереотип дословно означает отпечаток. Выдающийся журналист УолтерЛипманн, который в 1922 году первым вел термин стереотип и описал различие между реальностью стереотипами, называл их «маленькими картинками, которые мы носим в своих головах».
Стереотипы могут быть и позитивными и негативными, более того, люди часто придерживаются позитивных стереотипов относительно групп, против которых они имеют негативные предубеждения. Например, люди, которым не нравятся сограждане азиатского происхождения, могут, тем не менее, считать их умными и хорошо воспитанными.
Причинами возникновения стереотипов обычно является недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Стереотипы — это обобщенные представления о группе людей и что как таковые они могут быть верными, ложными и излишне обобщенными по сравнению с содержащимся в них «рациональным зерном». Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений.
Согласно гендерным стереотипам мужчины и женщины различаются своими социально-психологическими характеристиками. Большинство людей придерживаются того мнения, что мужчинам присущи такие качества, как независимость, самостоятельность, эмоциональная сдержанность, деловитость и профессионализм, а женщинам — мягкость, эмоциональность, нерешительность, беспомощность, зависимость. Оценка всех этих качеств, входящих в тендерные стереотипы, неоднозначна и зависит от мировоззренческих и установочных позиций человека.
Действительно, среднестатистические мужчина и женщина несколько отличаются друг от друга по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Однако индивидуальные различия между мужчинами и женщинами варьируются в широких пределах, и нередки случаи, когда стереотипы вообще используются «не по адресу». Более того, гендерные стереотипы нередко преувеличивают различия, которые на самом деле незначительны;
Менее заметным, но, возможно, не менее сильным является эффект осознания человеком того, что другие придерживаются негативных предубеждений и стереотипов относительно группы, к которой он или она принадлежит. Клод Стил и Джошуа Аронсон выдвинули гипотезу, что угроза стереотипа— страх подтвердить негативные стереотипы других затрудняет для человека выполнение задачи на уровне своих настоящих возможностей. В серии экспериментов, предпринятых для проверки этой идеи, студентам предлагали ответить на трудные вопросы, взятые из устного раздела выпускного экзамена. Чернокожие студенты справлялись с задачей хуже, чем позволяли им их способности, но только если их расовая принадлежность делалась хорошо заметной и они были убеждены, что плохой ответ подтвердит культурный стереотип о более низком интеллекте людей черной расы по сравнению с белыми.
Поведенческий компонент установки проявляется в дискриминации. Под дискриминацией обычно называют несправедливое обращение с другими людьми, основанное на их принадлежности к группе. Предубеждение и дискриминация — это процессы, которые происходят на индивидуальном уровне. Когда схожие процессы происходят на групповом или организационном уровне, их называют различными «-измами» и институциональной дискриминацией.
Джейн Элиот — американская педагог и антирасист, стала всемирно известной после изобретенного ею психологического эксперимента, показывающего беспочвенность и полную необоснованность расовой дискриминации. 5 апреля 1968 года она начала урок с того, что спросила детей, что они думают о неграх. Дети начали отвечать, в основном приводя различные расовые стереотипы, вроде того, что все негры умственно отсталые, или что они не в состоянии выполнять какую бы то ни было работу. Тогда Джейн спросила детей, хотят ли они узнать, каково это — быть негром и они согласились. Элиот разделила учеников на две группы — детей со светлыми, голубыми глазами поместила в привилегированную группу, а детей с темными, карими глазами сделала притесняемой кастой. В день эксперимента голубоглазым разрешалось играть в новом гимнастическом зале, на ланч они могли получить вторую порцию, перемена для них была увеличена на пять минут, Элиот хвалила их за усердие и хорошие ответы на уроках. Другая группа, напротив, была всех этих привилегий лишена и, кроме того, Элиот повязала всем кареглазым ученикам на шею ленты. В первый же день результаты эксперимента были ошеломляющими — голубоглазые начали вести себя заносчиво и высокомерно, пренебрежительно обращаясь с представителями другой группы. Оценки у голубоглазых улучшились, даже у тех учеников, кто раньше проявлял себя хуже. С кареглазыми ситуация была совершенно обратной — они стали тихими и подчиненными, даже те, кто ранее проявлял доминирующие позиции в классе. Они не справлялись с простыми заданиями, которые раньше не вызывали никаких затруднений. На следующий день Джейн провела этот же эксперимент, но поменяв группы ролями. И снова повторилась та же ситуация — ранее раболепные и тихие кареглазые стали теперь едко и насмешливо относиться к голубоглазым, а те в свою очередь уже не проявляли то высокомерие, которое выказывали днем раньше, сделавшись приниженными и подавленными. В 14:30 Джейн прекратила эксперимент — позволила голубоглазым снять с шеи ленты и дети бросились с плачем в объятья друг друга.
Далее Джейн провела еще серию подобных экспериментов в последующих годах с другими детьми. Ее опыты вызвали бурные споры среди педагогов и психологов и вывели понимание расовой проблемы на новый уровень. Эксперимент показал, что отсталость, неуспешность и другие неблагоприятные особенности темнокожих расовых групп вызваны не изначальным происхождением, а притеснением их со стороны доминирующей расы.
Расизм, сексизм, эйджизм — вот лишь несколько примеров из множества предвзятых мыслей и чувств, которых большие группы людей могут таить по отношению к другим группам, основываясь на их биологических, социологических или психологических характеристиках
Институциональная дискриминация — это дискриминация, которая имеет место на уровне большой группы, общества, организации или института. Это неравные или несправедливые модели поведения или предпочтительное отношение к людям со стороны большой группы или организации исключительно на основании принадлежности к группе. Данные паттерны могут быть или не быть сознательными и преднамеренными. Мы ежедневно встречаемся с сообщениями о подобной институциональной дискриминации, происходящей в системе образования, коммерческих и производственных организациях, правовой и судебной системах, профессиональном спорте.
Три компонента были выявлены в многочисленных экспериментальных исследованиях. Хотя они дали интересные результаты, многие проблемы так и остались нерешенными. Еще одно затруднение возникло по поводу связи аттитюда с реальным поведением. Это затруднение было обнаружено после осуществления известного эксперимента Ричарда Лапьера в 1934 г.
Лапьер с двумя студентами-китайцами путешествовал по США. Они посетили 252 отеля и почти во всех случаях (за исключением одного) встретили в них нормальный прием, соответствующий стандартам сервиса. Никакого различия в обслуживании самого Лапьера и его студентов-китайцев обнаружено не было. После завершения путешествия (спустя два года) Лапьер обратился в 251 отель с письмами, в которых содержалась просьба ответить, может ли он надеяться вновь на гостеприимство, если посетит отель в сопровождении тех же двух китайцев, теперь уже его сотрудников. Ответ пришел из 128 отелей, причем только в одном содержалось согласие, в 52% был отказ, в остальных уклончивые формулировки. Лапьер интерпретировал эти данные так, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением хозяев отелей существует расхождение. Из ответов на письма можно было заключить о наличии негативного аттитюда, в то время как в реальном поведении он не был проявлен, напротив, поведение было организовано так, как если бы совершалось на основании позитивного аттитюда.
Этот вывод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения аттитюда. Оказалось, реальное поведение не строится в соответствии с аттитюдом. Упадок интереса к аттитюдам в значительной мере был связан с обнаружением этого эффекта.
Таким образом, установка является психологическим механизмом регуляции как бессознательной, так и осознанной активности субъекта, она “обслуживает” и простейшие, и сложнейшие формы социального поведения. Механизм “срабатывания” социальной установки зависит не только от потребностей, ситуации, их удовлетворения, но и мотивации совершения конкретного поступка личностью или группой людей. Это зависит от так называемой диспозиции, в которой оказывается субъект деятельности.
Ленинградский социолог В.А. Ядов, разработал свою оригинальную диспозиционную концепцию социальной установки.
Диспозиция (или предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности. В персоналистской психологии (В. Штерн) диспозиция обозначает причинно не обусловленную склонность к действиям, в теории личности Г. Олпорта — многочисленные черты личности (от 18 до 5 тысяч), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду. В отечественной психологии термин «диспозиция» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом.
В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена. Смена и закрепление (фиксирование) социальной установки также обусловлены соответствующими отношениями между потребностями и ситуациями, в которых они удовлетворяются.
Следовательно, общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <— С,
где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.
И потребности, и ситуации деятельности, и сами диспозиции образуют иерархические системы. Что касается потребностей, то выделение в них потребностей первого (низшего) уровня как психофизиологических или витальных, а также более возвышенных, социальных — общепринято.
В.А. Ядов в рамках своей концепции структурировал потребности по уровням включения личности в различные сферы социального общения, социальной деятельности. Эти уровни включения человека в различные сферы социального общения можно обозначить как
первичное включение в ближайшее семейное окружение,
в многочисленные так называемые контактные коллективы или малые группы,
в ту или иную сферу трудовой деятельности,
включение через все эти каналы, а также и многие другие в целостную социально-классовую систему через освоение идеологических и культурных ценностей общества.
Основанием классификации служит здесь как бы последовательное расширение границ активности личности, потребность или нужда в определенных и расширяющихся условиях полноценной жизнедеятельности человека.
Условия деятельности или ситуации, в которых могут быть реализованы те или иные потребности личности, также образуют некоторую иерархическую структуру.
За основание структуризации принимается длительность времени, в течение которого сохраняется основные характеристики данных условий, (т.е. ситуацию деятельности можно принять как устойчивую или неизменную).
Низший уровень такой структуры образуют предметные ситуации, особенность которых в том, что они создаются конкретной и быстро изменяющейся предметной средой. В течение краткого промежутка времени человек переходит из одной такой «предметной ситуации» в другую.
Следующий уровень — условия группового общения. Длительность подобных ситуаций деятельности несравненно больше. В течение значительного времени основные особенности группы, в которой протекает деятельность человека, сохраняются неизменными.
Еще более устойчивы условия деятельности в той или иной социальной сфере — в сферах труда, досуга, семейной жизни (в быту).
Наконец, максимальная устойчивость во временном отношении (и по сравнению с указанными выше) свойственна общим социальным условиям жизнедеятельности человека, которые составляют основные особенности (экономические, политические, культурные) социальной «ситуации» его активности.
Иными словами, социальная обстановка претерпевает существенные изменения в рамках «исторического» времени; условия деятельности в той или иной социальной сфере (например, в сфере труда) могут изменяться несколько раз в течение жизни человека; условия групповой ситуации изменяются в течение лет или месяцев, а предметная среда — в считанные минуты.
Обратимся теперь к центральному члену нашей схемы П —> Д <— С, т.е. к диспозициям личности, эти диспозиционные образования также формируются в некоторую иерархию.
1. К низшему ее уровню относятся, по-видимому, элементарные фиксированныеустановки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки как закрепленная предшествующим опытом готовность к действию лишены модальности (переживание «за» или «против») и неосознаваемы (отсутствуют когнитивные компоненты). Согласно Д.Н. Узнадзе, сознание участвует в выработке установки, когда привычное действие наталкивается на преграду и человек объективирует собственное поведение, осмысливает его, когда акт поведения становится предметом осмысления. Не являясь содержанием сознания, установка «лежит в основе этих сознательных процессов».
2. Второй уровень диспозиционной структуры — социальные фиксированные установки, точнее — система социальных установок. В отличие от элементарных поведенческих готовностей социальная установка обладает сложной структурой. Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный и собственно поведенческий. Иными словами, это «аттитюд» или «отношение». Социальные установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (или их свойств).
3. Следующий диспозиционный уровень — общая направленность интересов личности в ту или иную сферу социальной активности, или базовые социальные установки. С некоторым упрощением можно полагать, что данные установки формируются на основе сложных социальных потребностей приобщения к определенной сфере деятельности и включения в эту сферу. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности, в сферу досуга, на семью (основные интересы концентрированы на семейной жизни, воспитании детей, создании домашнего уюта и т.п.). Предполагается, что социальные установки этого уровня также содержат три компонента: когнитивный, эмоциональный (оценочный) и поведенческий. Притом когнитивные образования таких диспозиций намного сложнее, чем образования низшего уровня. Вместе с тем общая направленность личности более устойчива, чем установки на отдельные социальные объекты или ситуации.
4. Высший уровень диспозиционной иерархии образует система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Система ценностных ориентации является идеологической по своей сущности. Она формируется на основе высших социальных потребностей личности (потребность включения в данную социальную среду в широком смысле как интернализацияобщесоциальных, социально-классовых условий жизнедеятельности) и в соответствии с общесоциальными условиями, которые дают возможности реализации определенных социальных и индивидуальных ценностей.
Целесообразность включения в регуляцию деятельности определенного диспозиционного образования, фиксированного в прошлом опыте, непосредственно зависит
от потребностей соответствующего витального или социального уровня и
от уровня ситуации или условий деятельности.
Для регуляции поведения на уровне элементарного поведенческого акта в некоторой предметной ситуации может оказаться адекватной та или иная элементарная фиксированная установка; для регуляции социально значимого поступка в данных обстоятельствах ведущие диспозиции скорее всего извлекаются из системы фиксированных социальных установок; в случае регуляции деятельности в определенной социальной сфере «ответственность» за общую готовность несут базовые социальные установки, направленность интересов личности, а в регуляции социальной деятельности личности в целом доминирующее значение приобретают ее ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной иерархии.
Однако в определенных условиях относительно элементарный поведенческий акт может регулироваться диспозицией более высокого уровня, как это имеет место в случае, если данному поступку в силу сложившихся обстоятельств придается необычное социальное значение.
Исходя из представлений о диспозиционной регуляции поведения, когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, отражающие основные свойства диспозиционной структуры, образуют как бы относительно самостоятельные подсистемы в рамках общей диспозиционной иерархии. Основанием к такому предположению служат экспериментальные данные исследований «аттитюд».
Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей определенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей системы деятельности личности.
Теперь, с точки зрения диспозиционной регуляции поведения легко объясняется парадокс Лапьера: случаи несоответствия между той или иной социальной установкой и наблюдаемым поступком можно объяснить тем, что ведущая роль в регуляции поведения принадлежала диспозиции иного уровня. Так, ценностная ориентация на престиж заведения диктовала отрицательный ответ относительно обслуживания цветных. И та же самая ориентация предполагает соблюдение принятых правил обслуживания, если клиент, что называется, «стоит на пороге».
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании.
studfile.net
Социальная установка | Блог 4brain
В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.
Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.
Социальная установка выполняет четыре основные функции:
- Функция защиты: способствует разрешению внутренних конфликтов.
- Функция выражения: аттитюд выступает как средство освобождения человека от внутреннего напряжения, а также выражения себя как личности.
- Функция знания: социальная установка дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
- Адаптивная: направляет человека к тем объектам, которые служат достижению его целей.
Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.
Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.
Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.
В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.
Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.
Формирование социальных установок
Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
- Положительного подкрепления (когда определенное поведение вознаграждается тем или иным образом, появляется социальная установка).
- Наблюдения человека за поведением других людей и последствиями их действий.
- Формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками (к примеру, любители теории заговора придерживаются сходных взглядов и во многих других областях).
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
- Теория ожидаемых преимуществ: формирование социальных установок происходит при помощи оценивания человеком максимальной пользы от принятия или непринятия новой установки.
- Теория когнитивного реагирования: формирование происходит в результате позитивного или негативного реагирования человека на новую установку.
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
- Интеллектуальными способностями
- Врожденными различиями темперамента
- Биохимическими реакциями
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Структура социальной установки
В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:
- Поведенческий компонент (поведение по отношению к объекту).
- Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта).
- Когнитивный компонент (осознание объекта аттитюда).
Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.
Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».
Можно ли изменить социальные установки?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.
Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.
Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.
Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.
И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:
- Почему я поступаю именно так, а не иначе?
- Почему я мыслю именно так, а не иначе?
- Почему я чувствую себя в этой ситуации так, а не иначе?
Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
4brain.ru
Социализация и социальные установки личности
метки: Социализация, Личность, Процесс, Человек, Социально, Деятельность, Система, СпособностьСанкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Центр повышения квалификации специалистов
со средним медицинским образованием № 1″
Учебное пособие
по дисциплине _
Социализация и социальные установки личности
Для всех категорий слушателей
Контингент: специалисты со средним медицинским образованием.
Автор: _Конюков А.В._
1. Социализация
Личность является объектом изучения множества наук, прежде всего философии, психологии, социологии. Философы рассматривают личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания
и творчества. Психологи изучают личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход служит для выделения в личности социально-типического. Особенность социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что за основу берется тот ее аспект, который обнаруживается в психических свойствах, способностях и формах деятельности человека, составляющих потенциал его влияния на других людей, и проявляется в первую очередь в общении. Одним из основных понятий социально-психологического подхода к личности является социализация.
Социализация — это активное взаимодействие личности с социальной средой активное вхождение человека в систему социальных связей.
Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в
25 стр., 12357 слов
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни у старших школьников средствами социально-культурной деятельности
… ребенка, создавать благоприятную атмосферу для развития личности. Социально-культурная деятельность может стать ключевой в системе взросления … своего здоровья – это прежде всего процесс социализации. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, … состояния, для которого характерен баланс между различными аспектами личности человека ( Р. Ассаджиоли), баланс между потребностями индивида и …
социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.
Социализированность — соответствие человека социальным требованиям,
предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.
В отличии от социализированности социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Последнее качество, если его операционализировать, подразумевает:
— способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
— избирательное отношение к социальным воздействиям;
— низкую социальную ригидность;
— сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации [Волович А. С., 1990].
Социализация и воспитание:
Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, либо процесс воспитания приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе понимание тождественно понятию социализации.
Воздействие биологических и культурных факторов на социализацию:
а) Сложные виды поведения у человека скорее всего генетически не запрограммированы. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, они вообще медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. Но именно длительная зависимость ребенка от взрослого дает возможность усваивать навыки, которые намного сложнее, чем навыки любых других животных.
18 стр., 8756 слов
Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости
… гендерную идентичности мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости. Задачи: 1. В процессе теоретического исследования подобрать и … . Социальная несвобода усугублялась глобальной феминизацией институтов социализации и персонифицировалась в доминантных женских образах. … а семейную — жене. Но при любом раскладе люди испытывают неудовлетворенность. Проблема «феминизации мужчин» и «маскулинизации …
б) Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше в данной конкретной культуре. То что мы называем культурными ценностями лежат в основе социальных норм. Нормами называю ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах и такие законы являются социальными нормами и нарушители их подвергаются наказанию. Определенные нормы являются более важными чем другие. Однако большинство норм вообще не представлено в законах. На повседневное поведение человека воздействует множество ожиданий (правила поведения в обществе) и эти ожидания люди предъявляют своим детям.
На поведение людей так же огромное влияние оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Противоречивые идеалы могут сосуществовать. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация — двухсторонний разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а так же между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.
Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительную приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование и преодоление биологических факторов.
Стадии социализации
Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979).
В системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны временные рамки процесса социализации расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на психоанализ, школы социальной психологии делают особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.
5 стр., 2192 слов
Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой
… социализация» Сущность социализации Этапы социализации Агенты социализации Средства социализации Механизмы социализации Литература Введение Россия конца XX столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека … с социально-педагогической точки зрения. Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество …
Так же в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. В этом случае выделяют три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
— Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании: это все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения.
— Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека. Это весь период трудовой деятельности человека. Личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение этой стадии.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой сложный вопрос. Увеличение продолжительности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается удельный вес пожилого возраста. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры.
16 стр., 7628 слов
Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии
… Л., Денисенко Н.Н. Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии. Формирование установок толерантного сознания и проблемы … и коррекции работоспособности и гармонизации функциональных систем организма человека // Статья. Известия Пензенского государственного педагогического университета … опубликованные в разные годы по вопросам развития личности и общества в современном мире. Статья N …
В социальной психологии проблема социализации пожилых представлена двумя полярными позициями:
— В первом случае само понятие социализации бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения период пожилого возраста вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации.
— Другая позиция, напротив, настаивает на новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта.
Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения уровня их развития.
Агенты социализации
Агенты социализации — это институты, люди и группы, которые способствуют социализации.
Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли первые нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
2 стр., 953 слов
Социализация личности — содержание, стадии и факторы
Оглавление Введение 3 1. Понятие о социализации 6 2. Стадии социализации личности 14 3. Факторы социализации личности 18 Заключение 25 Список литературы 27 Введение В человеке в … сочинения в 2Т. М., 1979 Т2. 10. Возрастные особенности психического развития детей / Под. ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997. 11. Выготский Л …
Детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.
Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь.
Сверстники. Устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа.
Сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят
средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации
(родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.
2. Теории развития личности:
Личность формируется в процессе интеракции между людьми. На характер этих взаимодействий оказывают влияние множество факторов: возраст, пол, вес, интеллектуальный уровень. Окружающая среда также может воздействовать на личность. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего индивидуального опыта. Другим важным аспектом формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей, сверстников и т. д.
7 стр., 3114 слов
Личность подчиненного как объект управления
… . Говоря о менеджменте, всегда важно помнить, что объектом управления является, в первую очередь, человек, личность. Ранее во многих пособиях по менеджменту, книгах по … предметной деятельности (способов профессионального выполнения работы). В ходе второй стадии социально-психологическая адаптация призвана привести кформированию социально и профессионально …
Теория Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид Теория множества взаимодействий.
Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе взаимодействия люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов:
1. Из того, как по нашему мнению, нас воспринимают другие.
2. Из того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят.
3. Из того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других.
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.
По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии:
1. Имитация — дети копируют поведение взрослых, не понимая его.
2. Игра — дети понимают поведение как исполнение определенных ролей. В процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой предают им другие члены общества.
По мнению Мида, «Я» состоит из двух частей:
1) «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом.
2) «Я — меня» — это сознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей.
«Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня»так же как и воздействия других людей.
Обмениваясь ролями во время игры дети постепенно вырабатывают своё «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе.
3) Стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Эти установки и ожидания создают образ некого «другого» — близкого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают своё поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности.
Теория Фрейда Психоаналитическая теория:
Эта теория в какой то мере противоположна теории Мида. Она основывается на том убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этой стихии.
Теория Фрейда выделяет три составные части в психической структуре личности:
1. Оно (ид) — источник энергии, направленной на получение удовольствия. Это первобытное и животное начало. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает удовольствие.
2. Я (эго) — эта часть личности контролирует поведение человека. «Я» руководствуется главным образом принципом реальности. «Я» регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность связанную с «Оно».
3. Сверх -Я (супер эго) — это идеальный родитель, осуществляющий нравственную или оценочную функцию. С-я регулирует поведение и стремиться усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.
Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору бессознательного. Они должны так же подчинятся моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующемся сверх сознанием. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказуемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает или чувство гордости или чувство вины.
Стадии сексуального развития:
Процесс формирования личности проходит четыре стадии каждая из которых связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными родителями и Суперэго.
— Оральная стадия. Эрогенная зона — рот. Вся энергия младенца направлена на получение удовольствия через рот. Это не только прием пищи, но и сам процесс сосания как таковой.
— Анальная стадия. Эрогенная зона — анус. В это время дети стремятся к самостоятельности. Приучение к горшку. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции.
— Фаллическая стадия. Эрогенная зона — пенис или клитор. Начинают проявляться половые различия. Мальчики вступают в так называемую «Эдипову стадию» — подсознательное мечтание о занятии места отца рядом с матерью. Девочки осознают, что у ник нет пениса, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками.
— Генитальная стадия. Главным источником удовольствия является половое сношение с представителями противоположного пола.
Теория Пиаже Теория когнитивного развития:
Когнитивное развитие или процесс обучения мышлению.
На каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, но не обязательно с одинаковой скоростью и результатами.
1. до 2-х лет — Сенсомоторная стадия.
Формируется спо
forpsy.ru
36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.
Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен (Узнадзе).
Аттитюд в ХХ в. (1918 г.) предложили Томас и Знанецкий. Психологическое переживание человеком ценностей, значения, смысла социальных объектов. Способность обобщенно оценивать окружающий мир.
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».
Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».
Аттитюд понимался всеми как:
— определенное состояние сознания и НС;
— выражающее готовность к реакции;
— организованное;
— на основе предшествующего опыта;
— оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
Функции аттитюдов:
Приспособительная (утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
Функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
Функция выражения (ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
Функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.
Через усвоение установок происходит социализация.
Выделяют:
Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.
Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.
В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:
Когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
Эмоциональный. компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
Поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки.
Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.
А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.
37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
Промышленное производство.
История исследования психологических проблем промышленного производства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Доктрина «человеческих отношений».
Проблемы формирования производственного коллектива. Значение межличностных отношений в производственном коллективе. Социально-психологические аспекты производственных конфликтов.
Социально-психологический климат промышленного предприятия. Основные «составляющие» социально-психологического климата. Методики его исследования. Проблема адаптации нового члена производственного коллектива. Отношение к труду и исследование структуры мотивов трудовой деятельности.
Управление.
Традиции социальной психологии в анализе проблем управления. Качества руководителя, подбор персонала, его аттестация.
Соотношение стиля руководства и эффективности групповой деятельности. Проблема разрешения конфликтов в сфере управления. Выявление роли «обратной связи» для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.
Методы исследования психологии управления. Групповые дискуссии. Ролевые игры. Видеотренинг.
Развитие организации.
Относительная новизна блока проблем, связанных с организационным развитием, и их большая популярность в современных условиях.
Роль психолога в создании «культуры организации»: оптимального использования технологий, развития сетей коммуникаций, разрешения конфликтов, повышения возможностей организации в адаптации к изменяющимся условиям.
Работа с персоналом организации: умножение возможностей каждого члена организации в принятии решения.
Психолог в организации «как агент изменений».
Школа.
Сотрудничество социального психолога со специалистами по возрастной и педагогической психологии при исследовании проблем школы.
Задачи школьного психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психодиагностика, психокоррекция. Работа с различным контингентом: учащимися, учителями, родителями. Акцент на профилактику неблагополучного поведения. Контроль над переломными моментами процессов социализации. Сочетание индивидуального и группового консультирования.
Массовая коммуникация и реклама.
Понятие массовая коммуникация. Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации и ее эффективность.
Исследование основных компонентов процессов массовой коммуникации. Отношение коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок в восприятии аудиторией сообщения, переданного через средства массовой коммуникации. Психологические механизмы, обеспечивающие избирательность восприятия, внимания, запоминания материала и его интерпретации. Методы анализа содержания массовой коммуникации.
Изучение и оценка пропагандистского воздействия средств массовой коммуникации. Специфика социально-психологических исследований пропаганды и рекламы.
Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией. Использование исследовательских методов и научных рекомендаций социальной психологии в организации психологического воздействия.
Борьба с противоправным поведением.
Проблемы сотрудничества социальной психологии и криминологии.
Понятие личности преступника. Значение исследований личности преступника для раскрытия преступления и для определения наказания.
Использование понятия референтной группы в анализе противоправного поведения. Роль групповых норм в освоении личностью социальных ценностей. Проблема конфликта групповых норм и норм общества. Значение исследования конкретных жизненных ситуаций для понимания выбора преступником линии поведения.
Специфика постановки вопроса о социальном контроле в связи с противоправным поведением. Социально-психологическая обусловленность уголовного закона и его обратного влияния на сознание и поведение людей.
Служба семьи.
Специфика семьи как малой группы. Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений. Проблема семейных ролей и их изменения в ходе общественного развития. Значение эмоциональных характеристик во внутрисемейных отношениях. Факторы удовлетворенности браком. Психологические причины разводов.
Необходимость подготовки молодежи к вступлению в брак. Роль социальной психологии в программах семейного воспитания. Психологические предпосылки организации службы содействия одиноким людям для вступления в брак. Функции службы знакомств.
Основное содержание семейного консультирования. Способы оптимизации внутрисемейных отношений между супругами, между родителями и детьми в целях преодоления внутрисемейных конфликтов, формирование сходных установок по важнейшим проблемам функционирования семьи и т. д. Психологические аспекты проблемы репродуктивного поведения. Этическая сторона прикладных исследований в области психологии семьи.
Наука.
Специфика развития науки на современном этапе. Научный коллектив как особый тип трудового коллектива. Особенности совместной творческой деятельности. Роль общения в научном коллективе. Многообразие индивидуальных вкладов в совместную творческую деятельность. Специфика конфликтов в научном коллективе.
Программно-ролевой подход к изучению социальной психологии научного коллектива (М.Г. Ярошевский). Понятие «научная роль» и ее основные виды. Оптимальная комбинация научных ролей как фактор повышения эффективности деятельности научного коллектива. Значение и типы научно-исследовательских программ, их влияние на характер межличностных отношений в научном коллективе.
Политика.
Особенности прикладных исследований в области политической психологии. Условия успешной деятельности психолога-практика в сфере политики: желание и возможности клиента для организации психологического консультирования, его готовность принять данные научных исследований о состоянии общественного мнения и осуществить корректировку своего поведения. Роль психолога-практика в период избирательных кампаний: роль в качестве «имиджмейкера», создание психологических портретов оппонентов и др.
studfile.net