Социальный конфликт примеры из истории: Социальные конфликты в России с примерами

Конфликт (Традиции — Словарь по политологии

КОНФЛИКТ (традиции) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания и преобразо­вания конфликтных отношений в контексте кон­кретных культурных образований, архетипических черт и системных качеств народной жизни. Иссле­дование особенностей протекания социальных кон­фликтов в исторических, национальных, политичес­ких условиях отдельных стран приводит к выводу о существовании тесной зависимости между общим состоянием социальной конфликтности и культур­ным наследием, историческими традициями народ­ного развития. Примеры такой зависимости можно найти и в истории русского народа. Русская история богата событиями, которые трудно разместить в одной плоскости, представить чередой закономерно сменяющих друг друга про­цессов. Вместе с тем в ней, как и во всякой дру­гой, есть типичные особенности, характерные чер­ты, составляющие основные свойства национальной самобытности. К ним, несомненно, относятся ти­пичные черты конфликтности российского общества. В мире нет страны, нет народа, которые не зна­ли бы смутных времен, раздора, войн и конфлик­тов. Но, если присмотреться повнимательней, их частота, общее количество, глубина и другие осо­бенности не являются величинами постоянными в истории каждого народа. Для русской истории ха­рактерно относительно небольшое число войн, в которых Россия выступала как бы в качестве агрессора или вела их на чужой территории. Крупные социальные конфликты на территории собственной страны также свидетельствуют об устойчивом нежеланию россиян стремиться к состоянию конфликта. Как правило» многочисленные социальные столкно­вения здесь заканчивались весьма оригинальной ситуацией, когда возникший конфликт не завершал­ся типичным для западных стран переговорным про­цессом и последующим сосуществованием победив­шей и побежденной страны, а сопровождался временным бегством одной из них, фактическим растворением конфликта в бескрайних просторах России. Огромные и относительно свободные про­странства страны позволяли потенциальным учас­тникам конфликта просто уклоняться от социаль­ного столкновения путем физического перемещения по территории. Какие архетипические качества на­родного характера формировались на основе этой исторической особенности? Прежде всего, долготерпение, стремление как можно дольше не вступать в открытое столкнове­ние. Россиянин склонен бесконечно долго терпеть нужду, лишения, притеснения, даже прямое наси­лие, хорошо осознавая их пагубное воздействие, но не находя в себе мужества до поры, до времени всту­пить с ними в открытое противоборство. Даже тог­да, когда притеснения становились невыносимыми, у россиянина оставалась возможность собрать свои пожитки и пуститься в бегство, надеясь в необжитых районах страны найти спасение от невзгод и насилия. Лишь загнанный окончательно в угол, он начинал ожесточенно сопротивляться, либо покор­но, без всяких условий подчинялся победителю. Во-вторых, крайние формы пребывания в кон­фликте, исходящие из расчета, во что бы то ни ста­ло одержать верх, добиться победы над противни­ком. Вяло текущий конфликт, позволяющий сторонам длительное время сохранять независимость, свободу выражения и отстаивания своих позиций, — большая редкость. Гораздо чаще ситуация выглядит как долготерпение одной из сторон, нежелание вступать в конфликт, переходящее за­тем в бунт, взрыв, ярко выраженное сопротивле­ние давлению противоположной стороны. Крайнос­ти этого поведения хорошо выражены поэтом, который говорил, что нет ничего страшнее русско­го бунта, «бессмысленного и беспощадного». В-третьих, ментальное неприятие конфликта, подсознательное отношение к нему как к тяжелей­шему бремени. Атмосфера конфликта непривычна и нежелательна для русской души. В Европе и дру­гих странах, где история приучила людей к состо­янию перманентного конфликта, у них сформиро­вались устойчивые особенности индивидуализма в качестве реакции на необходимость сохранить себя в постоянном поле конфликтного напряжения. В отличие от них, русский характер еще живет гре­зами братского единства, доверчивости, всеобщей любви, которые и по сей день питают идеи собор­ности, мессианства, особой роли и предназначения России к спасительному объединению всех народов во имя всеобщего мира и согласия на земле. Ряд особенностей российской конфликтности тес­но связан с элементами византийского влияния. Традиции и атрибуты государственности Восточной Римской империи после гибели Византии нашли благодатную почву в единоверной Руси. Она пере­няла н.5 только элементы внешней атрибутики го­сударственной власти, но и ряд важных содержа­тельных особенностей государственности. С этого времени берет свое начало российское самодержа­вие как устойчивая форма ярко выраженной цен­трализованной власти. Самодержавное строение го­сударства оказало значительное влияние на состояние социальной конфликтности общества. Когда централизованное государство прочно оброс­ло представительными органами на местах, госу­дарственный интерес стал решающим образом при­сутствовать на любом провинциальном уровне существования конфликта. «Вот приедет барин, барин нас рассудит», — устойчивый стереотип рос­сийского сознания в конфликтной ситуации. Византийское влияние сказывается и в отноше­нии идеологической зависимости российской конфликтности. С давних пор все более или менее круп­ные социальные конфликты в России чрезмерно идеологизированы. Сильная идеологическая составляющая россий­ской конфликтности также убеждает в отсутствии у россиян европейского опыта длительного пребы­вания в состоянии конфликта на основе свободного противостояния сторон, дополняя его отсутствием демократического опыта светского поведения в конфликте. Идеологическое чувство вины за пребы­вание в несанкционированном конфликте по-прежне­му довлеет над социальным менталитетом среднеста­тистического россиянина. Формы проявления социальной конфликтности во многом зависят от особенностей конкретной материальной и духовной культуры общества, исто­рических и политических традиции, существующих норм организации общественной и политической жизни. Предполагаемые наукой о конфликтах ме­тоды, приемы и способы предупреждения и регу­лирования социальных конфликтов дают соответ­ствующий эффект лишь в том случае, когда они учитывают самобытные особенности той общественной среды, в которой происходят конфликты.

Словарь по политологии

КОНФЛИКТ И ОБЩЕСТВО

— совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тысячами ни­тей связан с теми общественными структурами, в … Читай дальше

КОНФЛИКТ

(лат. conflictus – столкновение) – способ взаимодействия людей, при котором преобладает тенденция противоборства, вражды, разрушения достигнутого единства, согласия и сотрудничества. В состоянии конфликта могут находиться отдельные люди, социальные общности и … Читай дальше

КОНФЛИКТ (теории)

— совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направле­ний исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту, в различных его проявлениях. Ученые разных стран много сделали для того, чтобы раскрыть . .. Читай дальше

ВОЙНА И ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

это формы разрешения политических противоречий путём вооружённого насилия, различающиеся степенью его применения. Война и вооружённый конфликт — это не прекращение прежней политики, а продолжение её другими, т.е. насильственными средствами (К. … Читай дальше

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные теоретические и практические вопросы: от границ применения ин­ститута посредничества до требований, предъявля­емых к личности самого … Читай дальше

Социальные конфликты в России XVII—XVIII веков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 20—22 мая 2004 г.)

Описание

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Правительства Республики Мордовия

 

Ответственный редактор — В. А. Юрченков

 

Редакционная коллегия:

В. А. Юрченков (председатель), А. С. Ахиезер, Е. В. Глазкова,

Т. М. Гусева, Н. В. Заварюхин, А. Г. Иванов, Ю. Ф. Кожурин,

Г. А. Куршева, В. А. Ломшин, Л. И. Никонова, Ю. И. Сальников,

Е. Г. Скворцова, Ю. Н. Смирнов, А. В. Чернов, А. М. Шаронов, В. В. Шмидт

 

Социальные конфликты в России XVII—XVIII веков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Саранск, 20—22 мая 2004 г.) / Отв. ред. В. А. Юрченков; НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. — Саранск, 2005. — 544 с.

В сборнике рассмотрены социальные конфликты раннего Нового времени, проблемы методологии их исследования, историографии и источниковедения; жизнедеятельность и наследие Патриарха Московского и Всея Руси Никона, сыгравшего начительную роль в событиях той эпохи; влияние социальных движений XVII—XVIII вв. на политику Российского государства и их отражение в устно-поэтическом народном творчестве.

Адресован ученым-историкам, аспирантам и всем, интересующимся проблемами исторического наследия страны.

© НИИГН при Правительстве Республики Мордовия, 2005

Содержание

Пленарное заседание

Ахиезер А. С. Социокультурные конфликты в России в XVII —XVIII вв.: опыт цивилизационного осмысления

Шмидт В. В. Никон — милостью Божьей Патриарх: от господствующей идеологии к историческому наследию 

Смирнов Ю. Н. Современные проблемы истории народного движения 1773—1775 гг. 

Юрченков В. А. Социальные конфликты в XVII — XVIII вв. в Среднем Поволжье и формирование имперского социума: опыт западной русистики

Иванов А. Г. Православное духовенство и марийское крестьянство Среднего Поволжья накануне и в годы пугачевского движения 

С е к ц и я 1. Социальные конфликты в России XVII—XVIII вв.: проблемы методологии исследования, историографии и источниковедения

Кожурин Ю. Ф. О некоторых аспектах цивилизационного измерения социальных конфликтов

Сабурова Т. А. Проблема конфликта в исследовательском поле социокультурной истории России 

Морозова Л. Е. Проблема методологии исследования народных движений в Поволжье в начале XVII в.

Макарьева Н. В. Причины и характер Смуты начала XVII в. 

Суворов Д. В. Российская модернизация XVII—XVIII вв.: философско-культурологические аспекты 

Артамонова Л. М. Отражение социальных конфликтов в наказах государственных крестьян Поволжья в Уложенную комиссию 1767—1768 гг. 

Балаев С. Г. Освещение проблем гражданской войны 1773—1775 гг. в отечественной историографии

Ксенофонтова А. А. Мордва в социальных конфликтах XVII — XVIII вв. глазами русских исследователей

Юрченков В. А. Мемуары Д. Б. Мертваго как источник по истории социального конфликта на периферии Российской империи

Максимов И. С. Менталитет сословий России конца XVII — начала XIX в.

С е к ц и я 2. Патриарх Никон и Новое время: история, традиции, современность

Осипенко М. В. «Духовные наставления христианину (Царю)» святейшего патриарха Никона

Моргачев В. О. Патриарх Никон и византийско-русский идеал симфонии священства и царства 

Савченко В. Н. Патриарх Никон и церковная реформа 

Воробьева Н. В. Знаковые события жизни патриарха Никона в свидетельствах его современников 

Дымченко М. Е. Начало Нового времени и русское религиозное искусство

Васильева Е. Е. «…Рукопись замечательная»

Васильева Е. Е. Никоновская (Новоиерусалимская) школа песнотворчества: история, контекст, значение (К постановке проблемы)

Кручинина А. Н. Головщик иеродьякон Григорий Жернов: история его книг и деяний 

Бондарева О. Н. Об идейной сущности строительной деятельности святейшего патриарха Никона

Худяков В. А. Патриарх Никон и Новое время

Симорот С. Ю. О проблеме соотношения светской и духовной властей и ее месте в политико-правовом поле России первой половины ХVII в. 

С е к ц и я 3. Социальные, национальные и культурные конфликты раннего Нового времени: традиции и новое осмысление

Кадерова Т. Н. Служилые люди «по прибору» в мордовском крае и их участие в гражданской войне 1670 — 1671 гг. 

Рогатых Л. Ф. Социально-экономические конфликты XVII в. и их влияние на формирование таможенного права

Васильев В. А. Дворянская усадьба и крестьянское подворье XVIII в. — культурный конфликт?

Богатырев Э. Д. Рост социальной напряженности среди приписанных к Починковской поташной конторе крестьян (20 —40-е гг. XVIII в.) 

Персидская Н. Ю. Сопротивление крестьян помещичьему закрепощению на территории Мордовии в XVIII в. 

Заварюхин Н. В. Быт и хозяйство помещика села Никольского Темниковского уезда А. Девлеткильдеева по описи его имущества, разграбленного пугачевцами в 1774 г.  

Балаев С. Г. События гражданской войны 1773—1775 гг. в мордовском крае (на примере Инсарского уезда)

Щукин Д. С. Крестьянское восстание 1800 г. в Чеберчинской вотчине Н. П. Румянцева

Бессонова Т. В. Борьба казанских суконщиков как отражение мелкобуржуазных настроений работных людей 

С е к ц и я 4. Влияние социальных движений XVII—XVIII вв. на политику Российского государства: унификация жизни и укрепление централистского начала

Шкердина Н. О. Российское государство и народы Среднего Поволжья в оценках иностранных авторов XVI — XVIII вв. 

Феклина Л. А. К истории просвещения народов Среднего Поволжья в XVII — XVIII вв. 

Дубман Э. Л. Закамская экспедиция и начало строительства оборонительной линии в Заволжье (1731 г.) 

Смирнова В. Б. Монастырь и социальные конфликты: к проблеме взаимоотношений Саровской пустыни с крестьянским миром

Щербаков А. С. Роль социальных движений XVII—XVIII вв. в формировании этнотерриториальной группы мордвы Башкортостана

Никонова Л. И., Вдовина Е. Е. Из истории охраны здоровья крестьян Среднего Поволжья в XVIII — XIX вв. 

Арсентьев В. М. «Рабочая история» России второй половины XVIII — первой половины XIX в.: к проблеме социальных конфликтов (по материалам Среднего Поволжья) 

Григорьева Г. И. Роль уездных предводителей дворянства в смягчении социальных конфликтов между помещиками и крестьянами в дореформенный период

С е к ц и я 5. Отражение социальных движений XVII—XVIII вв. в устно-поэтическом народном творчестве

Чумакова Т. В. Образ человека в русской книжности конца XVI — XVII вв.

Юрченкова Н. Г. Такой многоликий герой

Шаронов А. М. Русско-мордовские фольклорные отношения в песнях о полоне 

Федосеева Е. А. Мотив полона в эпосе «Масторава». Кастуша

Ефимова М. Ф. Отражение социальных движений XVIII в. в исторических песнях мордвы 

Беляков В. П. Историческая действительность XVII—XVIII вв. в фольклоре пензенской мордвы

Волостнова Т. И. Образ Е. И. Пугачева в русских и мордовских исторических песнях

Рогачев В. И. Социальные движения и интегративные процессы в Нижегородском крае (На примере региональных особенностей свадебной обрядности и фольклора мордвы и русских) 

Лобанова О. В. Социальный статус мордовской женщины в традиционной культуре

Гудкова С. П. Фольклорно-мифологическая основа историко-героических поэм Э. Симдяновой «Вечный огонь» и В. Юшкина «Мурза Акайка»

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройти курс написания эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий