Социальный возраст это: ВОЗРАСТ СОЦИАЛЬНЫЙ | это… Что такое ВОЗРАСТ СОЦИАЛЬНЫЙ?

Основные структурные компоненты возраста

Основные структурные компоненты возраста

   В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.

    Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

    Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.

Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

   Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования.

Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

   Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте — мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д. — и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

   Понятием возраста объединяются два ряда развития, которые Л. С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

    Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст — с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст — с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

 

    По мере развития науки каждое из этих понятий все больше дифференцируется. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых характеристик, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст; брачный возраст; возраст гражданского совершеннолетия и т.

п., имеют явно социальное происхождение и смысл.

    При этом необходимо также различать нормативные и фактические критерии возраста. Так, например, юридический брачный возраст, т.е. минимальный возраст, по достижении которого индивид по биологическим и социальным показателям имеет законное право вступать в брак, — совсем не то же самое, что демографические показатели брачности (вероятность вступления в брак в определенном возрастном интервале, средний возраст вступления в брак и т.д.). Соотношение их также исторично. В современном индустриальном обществе большинство людей вступают в брак значительно позже, чем это допускается законом, тогда как в средневековой Европе или в Индии недавнего прошлого дело обстояло наоборот: браки нередко заключались до наступления юридического брачного возраста и даже до полового созревания (так называемые детские браки).

     Еще более многообразны индикаторы психического возраста. Наряду с общепсихологическими нормативами такими как, умственный возраст, психологи используют множество частных индикаторов, например степень нравственной зрелости человека, рекреационный возраст (насколько досуг подростка соответствует тому, что статистически типично для его возраста), психосексуальный возраст и т. д.

    Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохроппостью (асинхронией) протекания возрастных процессов.

    Неравномерность темпа развития обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение.

    Гетерохронность (меж- и внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида. Это обусловливает явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и др.

     Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Категория развития. психическое развитие

Категория развития

   Почти все исследователи сходятся на том, что развитие можно определить как изменение во времени. Понятие развития по Ю.Н. Карандышеву сводится к совокупности нескольких вариантов:

1. Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе и т.п. Это значит, что: 1) рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.

2. Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.

3. Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике, и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой выступает некая «совершенная», т.е. лучшая, образцовая, идеальная форма развития. В этом случае много вопросов вызывает сам критерий «совершенства»: кто его задает и почему оно должно быть лучшей формой развития?

4. Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, т. к.: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.

5. Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.

6. Развитие как количественно-качественное изменение.

7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения. В данном определении развитием следует считать только такие изменения, которые влекут за собой новые изменения («лавина изменений»)

Изменения, происходящие в развитии, могут быть:

1. Количественными и качественными.

2. Непрерывными и дискретными, скачкообразными.

3. Универсальными и индивидуальными.

4. Обратимыми и необратимыми.

5. Целенаправленными и ненаправленными.

6. Изолированными и интегрированными.

7. Прогрессивными (эволюционными) и регрессивными (инволюционными).

 

 

 

Психическое развитие

   Психическое развитие — это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.

    В возрастной психологии, психическое развитие — это закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущие за собой новые изменения, и связанные с этим факты и явления психической жизни (Е.Е. Сапогова, 2002).

   Современными исследованиями доказано, что психика человека — это не результат или прямое продолжение развития простейших форм психической жизни животных, а прижизненное формирование психических функций, путем увоения человеком социального опыта, что само по себе уже является специфической формой психического развития, свойственной лишь человеку

   Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубинштейн, 1988).

   Факторы психического развития личности — это то объективно существующее, что определяет ее  жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.

   Все многообразие факторов психического развития в возрастной психологии можно условно разделить на три группы:

1. Собственно возрастные факторы психического развития — связаны с сензитивностью и с периодизацией психического развития. Психическое развитие всегда подчиняется закону сензитивности, т.е. каждый период психического развития является сензитивным.

Сензитивный период — период наивысшей психической чувствительности к развитию определенных психических функций.

Сензитивные периоды:

для развития речи — от 1 года до 3 лет;

для освоения иностранных языков — 4 -5 лет;

для усвоения этических представлений и норм — дошкольный возраст;

для формирования самооценки — от 3 до 9 лет;

для усвоения основ наук — младший школьный возраст.

    При упущении сензитивного периода — восстановление психических функций осуществляется по принципу компенсации и гиперкомпенсации.

   Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Значение воспитания и образования для психического развития — не упустить сензитивный период, важный для развития тех или иных функций, так как в другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными.

 

2. Внутренние факторы психического развития — биологические факторы (генотип) и индивидуальные особенности личности.

   Биологические факторы развития — включают в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуется, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей.

   Биологические факторы, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка (токсикозы, лекарства, болезни матери) и сам процесс рождения (родовые травмы, асфиксия и др. ).

     Индивидуальные особенности — это особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным, т.е. отличают данную личность ото всех других. На их формирование оказывают существенное влияние: природные свойства человека, направленность личности, характер, взаимоотношения различных свойств и качеств.

    3. Внешние факторы психического развития — включает в себя все то биологическое и социальное, которое образует так называемый биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

    Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы.

   Социальная среда — это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. Кроме того, это и ближайшее социальное окружение: родители и другие члены семьи, позже — воспитатели и учителя, позже — сверстники и социальные группы.

    Значение социальной среды на психическое развитие наглядно показывают случаи с детьми «Маугли». Их участь, как правило, — заведения для умственно отсталых, т.к. если ребенок был изолирован от людей и жил среди зверей с младенчества более трех лет, он практически не может освоить человеческую речь, и познавательные процессы его очень затруднены.

 

 

—————————————————————————————————————————————-

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастная стратификация Райли. Большая российская энциклопедия

Научные теории, концепции, гипотезы, модели

Возрастна́я стратифика́ция Ра́йли, функционалистская модель, объясняющая социальный возраст как результат пересечения опыта взросления индивидов с соответствующими их возрасту ролевыми позициями в социальной структуре. Эта модель оказала большое влияние на социологию старения и социологию возраста в целом.

Была разработана в 1960–1970-х гг. исследовательской группой во главе с крупнейшей американской исследовательницей в области социологии старения М. Райли. Многие из положений данной модели уже стали практически общим местом в современной социологии и в целом скорее относятся к проблематике социологии возраста, а не старости как таковой, хотя обнаружить и раскрыть их удалось именно в геронтологическом проблемном поле.

Согласно этой модели, возраст встроен в ролевую структуру общества, если он является критерием для выполнения (или отказа от) определённых ролей. Для некоторых случаев требуемые возрастные характеристики зафиксированы законодательно (возраст обучения в школе, право вступать в брак, трудовую деятельность, употреблять алкоголь, водить машину, голосовать, выходить на пенсию и т. п.), однако во многих других случаях существуют неформальные возрастные нормы, за соблюдением которых общество следит с большей или меньшей строгостью (разница в возрасте между брачными партнёрами, возраст обучения в вузе, смены профессии и т.  п.), в последние десятилетия прогрессивно снижающейся. Кроме того, возраст может определять, как именно индивиды должны выполнять свои роли: соответствующее поведение в роли и вознаграждение/наказание за результативность могут варьироваться в зависимости от возраста занимающего эту роль. Как и всякие другие, возрастные нормы иногда нарушаются и могут со временем меняться.

Индивиды конкретного возрастного слоя наделяются соответствующими возрастными ролями через процессы распределения, механикой которых могут управлять назначенные для этой цели администраторы (когда речь идёт о поступлении в школу, трудоустройстве и т. п.), или политики (если предполагаются стратегические решения, например установление возраста выхода на пенсию), или, в менее жёстких вариантах (если роль не привязана строго к возрасту), общественное мнение. При переходе в другую возрастную группу роли соответствующим образом перераспределяются.

Индивидуальные интересы/ожидания от общества и государства так или иначе связаны с возрастом: пожилые люди в большей степени заинтересованы в вопросах пенсионного обеспечения и здравоохранения, молодёжь – в доступности образования и ухода за детьми. Это может привести к конкуренции (и потенциально конфликту) между возрастными стратами, однако на практике такое случается довольно редко из-за возрастной мобильности – каждый возрастной статус оказывается временным и обретается/оставляется «естественным» порядком, по мере взросления. Кроме того, межпоколенческому конфликту противостоит межпоколенческая солидарность – даже не будучи встроенным в семейные отношения и не имея детей/родителей, человек сам был ребёнком и станет стариком и потому склонен в определённой степени к межпоколенческой справедливости.

Основная идея Райли (взаимовлияние хронологического возраста и соответствующих ролевых позиций) раскрывается в понятиях когортного потока, структурного отставания и возрастной сегрегации.

Когортный поток

Как правило, возрастная структура ролей является относительно статичной – сами роли «не стареют», в отличие от их исполнителей, и для объяснения специфики и проблем движения возрастных групп через ригидную структуру ролей Райли вводит термин «когортный поток» (cohort flow). Это позволяет показать социальную обусловленность взросления/старения, связывая когорты с уникальной исторической ситуацией.

Игнорирование двойственной природы когортного потока приводит к неверным интерпретациям, и Райли указывает на два возможных типа ошибок в анализе – «ошибку жизненного пути» (life course fallacy) и «ошибку поколений» (generational fallacy). В первом, наиболее типичном случае предполагается, что возрастные различия объясняются только возрастными изменениями, т. е. без учёта исторического контекста. Во втором объяснения строятся через отсылку к истории конкретных когорт, игнорируя прочие факторы: люди в первую очередь продукт своей эпохи и таковы именно потому, что родились и выросли, например, в 1980-х гг.; здесь игнорируются собственно возрастные изменения (Riley. 1973). Важными аналитическими характеристиками когорт, кроме укоренённости в конкретном историческом времени, являются также относительный размер, состав и т. п.

Структурное отставание

Согласно парадоксу Истерлина, члены относительно многочисленных когорт будут испытывать бо́льшую конкуренцию за ограниченное число важных возрастных ролей в каждом возрастном слое (например, места в университетах, первое место работы и т.  п.), оказываясь тем самым в менее выгодном положении (иногда пожизненно – вплоть до размеров пенсионных выплат и медицинского/социального обслуживания в поздних возрастах жизни), чем члены меньших по размеру когорт.

Неэластичность структуры возрастных ролей в ситуации, когда движущийся через неё когортный поток не совпадает с её возможностями, Райли назвала «структурным отставанием» (structural lag). В отличие от индивидов социальные структуры развиваются по своим закономерностям, связанным не с биологией взросления/старения, а с политическими, социально-экономическими и прочими изменениями. Несоответствие между потребностями когорты и доступными для неё условиями в социальных структурах может привести к социальному напряжению, межпоколенческим конфликтам и, в итоге, изменению возрастных норм (Age and structural lag … 1994). Однако и индивиды могут отставать от структурных изменений [Лоутон назвал это «индивидуальным отставанием» (Lawton. 1998)], что, по всей видимости, чаще будет относиться именно к представителям старших возрастных групп – например, отсутствие навыков работы с современными технологиями не даёт возможности трудоустройства даже при наличии вакансий.

Возрастная сегрегация

Возрастная сегрегация существует как на структурном (вследствие институционального определения некоторых ролей как имеющих возрастные требования), так и на индивидуальном уровне (поскольку для современных обществ характерно ограниченное межпоколенческое взаимодействие в повседневной жизни, если не считать родственные контакты). Два этих вида сегрегации усиливают друг друга. Сегрегированный жизненный путь – относительно недавний эффект работы специфических социальных институтов индустриального общества, создавших высокую степень сегрегации на структурном и индивидуальном уровнях.

По мнению Райли, современному обществу необходима возрастная интеграция, что даст возможность составления более гибкого индивидуального жизненного плана, чередуя в необходимой последовательности образование (через принятие концепции его непрерывности), работу (через гибкий рабочий график и поощрение трудовой деятельности после выхода на пенсию) и отдых. Межпоколенческое социальное взаимодействие приведёт к взаимовыгодной социализации, лучше раскроет потенциал пожилых через наставничество и поможет повысить чувствительность к проблемам людей с отличными от наших жизненными обстоятельствами (Riley. 2000).

Критика

Использование Райли термина «стратификация» вызвало упрёки, поскольку её «возрастная» версия принципиально отличается от классовой и иных традиционных видов стратификации (в результате она в 1990-х гг. переименовала свой подход в «перспективу старения и общества»). Хотя Райли и уделяла внимание вопросам гендерного дисбаланса в возрастной структуре, в целом её мало интересовал вопрос невозрастных принципов стратификации (гендер, раса), в то время как их пересечение с возрастом могло открыть новые перспективы анализа. Ещё одна критическая претензия к модели Райли связана с ограничениями функционализма, не предполагающего критического рассмотрения властных отношений, лежащих в основе социального устройства.

Однако исследования Райли 1990-х гг. по структурному отставанию и особенно возрастной интеграции, разоблачающей возраст как инструмент дискриминации, очевидно выходят за пределы функционалистской парадигмы, а идеи об устранении возрастных барьеров в образовании, досуге и трудовой деятельности по сути аналогичны призывам к разрушению расовых или гендерных барьеров (On the shoulders of a giant. 2005. –  S. 301).

Именно Райли заложила основы современного социологического дискурса о проблемах позднего возраста; результатом признания её вклада стало избрание её президентом Американской социологической ассоциации 1986 г. Многие идеи возрастной стратификации Райли были творчески переосмыслены в рамках институциональной перспективы жизненного пути и других направлениях современной социологии возраста.

Смолькин Антон Александрович Дата публикации:  1 июня 2022 г. в 07:09 (GMT+3)

6.1 Концепция и опыт старения

Цели обучения

  1. Дать определение социальной геронтологии.
  2. Различают биологическое старение, психологическое старение и социальное старение.

Поскольку все мы хотим дожить до старости, изучение возраста и старения помогает нам кое-что понять о себе и о той стадии жизненного пути, которую мы все надеемся достичь.

Вот почему вам следует знать о старении и проблемах пожилых людей: Когда-нибудь вы состаритесь . По крайней мере, вы будете старыми, если не умрете преждевременно от несчастного случая, рака, сердечного приступа, какой-либо другой медицинской проблемы, убийства или самоубийства. Хотя мы не часто думаем о старении, когда нам поздний подростковый возраст и чуть больше двадцати, одна из наших главных целей в жизни — стать старыми. Изучая возраст и старение и знакомясь с некоторыми проблемами, с которыми пожилые люди столкнутся сейчас и в будущем, мы на самом деле узнаем что-то о самих себе и о том этапе жизненного пути, которого все мы надеемся достичь.

Изучение старения настолько важно и популярно, что у него есть собственное название — геронтология. Социальная геронтология — это изучение социальных аспектов старения (Novak, 2012). Ученые, изучающие старение, называются геронтологами . Люди, которых они изучают, носят несколько имен, чаще всего «пожилые люди», «старейшины» и «пожилые люди». Последний термин обычно зарезервирован для лиц в возрасте 65 лет и старше, в то время как «пожилые люди» и «пожилые люди» часто включают людей в возрасте от 50 до 60 лет и старше.

Измерения старения

Возраст и старение имеют четыре измерения. Измерение, о котором думает большинство из нас, — это хронологический возраст, определяемый как количество лет, прошедших с момента рождения человека. Второе измерение — это биологическое старение, которое относится к физическим изменениям, которые «замедляют нас», когда мы достигаем среднего и старшего возраста. Например, наши артерии могут закупориться, или проблемы с легкими могут затруднить нам дыхание. Третье измерение, психологическое старение, относится к психологическим изменениям, в том числе связанным с психическим функционированием и личностью, которые происходят с возрастом. Геронтологи подчеркивают, что хронологический возраст не всегда совпадает с биологическим или психологическим возрастом. Например, некоторые люди в возрасте 65 лет могут выглядеть и вести себя намного моложе, чем те, кому 50.

Четвертое измерение старения — социальное. Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека как в кругу его родственников и друзей, так и в формальных организациях, таких как рабочее место и молитвенные дома. Хотя социальное старение может отличаться от одного человека к другому, на него также сильно влияет восприятие старения, которое является частью культуры общества. Если общество положительно относится к старению, социальное старение, переживаемое людьми в этом обществе, будет более позитивным и приятным, чем в обществе, которое относится к старению негативно. Однако, как мы увидим, восприятие старения в Соединенных Штатах не очень позитивно, что имеет важные последствия для наших пожилых граждан.

Ключевые выводы

  • Изучение пожилых людей и старения помогает нам понять проблемы на жизненном пути, которого мы все надеемся достичь.
  • Биологическое старение относится к физическим изменениям, сопровождающим процесс старения, а психологическое старение относится к происходящим психологическим изменениям.
  • Социальное старение относится к изменениям ролей и отношений человека по мере старения человека.

Ссылки

Новак, М. (2012). Проблемы старения (3-е изд.). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Пирсон.

Взгляд за пределы хронологического возраста пациента

Этой статье больше 5 лет . Информация может быть уже не актуальной.

Функциональные, психологические и социальные факторы вызывают старение людей с разной скоростью.

Выпуск: октябрь 2012 г.

Альфред А. Розенблюм мл., OD, MA, DOS, FAAO

Вы успешно добавили оповещения. Вы получите электронное письмо, когда будет опубликован новый контент.

Щелкните здесь, чтобы управлять оповещениями по электронной почте

Нам не удалось обработать ваш запрос. Пожалуйста, повторите попытку позже. Если у вас по-прежнему возникает эта проблема, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Старение — универсальное явление, связанное со значительными сенсорными, моторными и когнитивными изменениями в ответ на наше старение. Однако не все мы стареем с одинаковой скоростью. Некоторые люди испытывают относительно быстрое снижение физиологических и психологических функций по мере взросления, в то время как другие со временем претерпевают значительно менее выраженные изменения.

Геронтологические исследования сосредоточены на углублении нашего понимания факторов, ответственных за индивидуальные различия в скорости и степени нашего старения. Хотя наследственные факторы, играющие важную роль в старении человека, в значительной степени находятся вне нашего контроля, геронтологи часто шутят, что единственный лучший способ обеспечить долголетие и здоровую старость — это мудро выбирать родителей. Однако в дополнение к генетическим факторам, влияющим на старение человека, в настоящее время имеются убедительные доказательства того, что многие аспекты процесса старения связаны с факторами окружающей среды, такими как питание, стресс, курение и физическая активность (Бакови и Блэр).

Растущая доля пожилых людей в современном обществе очевидна для практикующего оптометриста. Если в 1900 году люди старше 65 лет составляли всего 4% населения, то сейчас они составляют более 12,5% населения.

Alfred A. Rosenbloom Jr.

Сегодня около 39 миллионов человек старше 65 лет, а к 2020 г. , 1990). Еще более примечательно увеличение числа старейших членов нашего общества, называемых «старыми-старыми». Ожидается, что к 2030 году более 8 миллионов американцев будут в возрасте 85 лет и старше. Действительно, эта группа растет более чем в четыре раза быстрее, чем любой другой сегмент населения (Фоулз).

Хронологический возраст

Старение обычно определяется как хронологический возраст, который представляет собой количество лет, месяцев или дней, прошедших с момента рождения. Многие геронтологи считают определения старения, которые сосредоточены исключительно на календарном времени, неполны, поскольку они не зависят от физиологических, психологических и социокультурных факторов. Они также считают, что для расширения нашего понимания старения необходимы другие меры старения, предназначенные для дифференциации людей одного и того же хронологического возраста. Эти меры часто описываются как показатели функционального возраста, которые включают физиологический, психологический и социальный возраст.

Биологический возраст
 

Источник: Всемирная организация здравоохранения

Исследования биологического возраста обычно фокусируются на старческих изменениях и биологических или физиологических процессах и их последующем влиянии на поведение. Общая цель используется для определения относительного возраста или степени, в которой человек стареет быстрее или медленнее, чем средний человек того же хронологического возраста. Например, человек, который успешно стареет и регулярно занимается спортом, может иметь биологический возраст на 10 лет моложе своего хронологического возраста. И наоборот, человек, испытывающий множественные медицинские проблемы в пожилом возрасте, может быть биологически старше, чем хронологически.

Физиологический возраст

При физиологическом старении в большинстве систем наблюдаются структурные и функциональные нарушения. Эти нарушения целостности клетки, в свою очередь, являются предшественниками более грубых морфологических изменений, таких как снижение эластичности и податливости, демиелинизация и неопластический рост. Как и ожидалось, эти структурные изменения почти всегда связаны с глубокими поведенческими последствиями.

Психологический возраст

Психологический возраст относится к способностям человека по ряду аспектов умственного или когнитивного функционирования, включая самооценку и самоэффективность, а также обучение, память и восприятие (Биррен, Шрутс и Биррен). Концепция психологического возраста и его взаимосвязь с качеством жизни в настоящее время является важной областью исследований в области физических упражнений.

Признавая важность регулярной физической активности для психологического, социального и физиологического здоровья пожилых людей, Всемирная организация здравоохранения опубликовала в 1997 г. «Руководство по пропаганде физической активности среди пожилых людей» (см. таблицу).

РАЗРЫВ СТРАНИЦЫ

Социальный возраст относится к концепции, согласно которой общество часто имеет довольно жесткие ожидания относительно того, что является и не является подходящим поведением для человека определенного возраста (МакГрат и Келли). Влияние социальных ролей и ожиданий на образ жизни пожилых людей представляет значительный интерес для экспериментальной геронтологии.

Функциональный образ преклонного возраста — возрастающая зависимость и изоляция, с уменьшением финансовых ресурсов для поддержания достойной независимой жизни на фоне физического и психического ухудшения. Дело в том, что старость – это не время одиночества и печали для подавляющего большинства людей. Для большинства это даже не время хронических тяжелых заболеваний, несмотря на несомненную тенденцию к накоплению с годами множества патологических состояний.

Система здравоохранения в Америке, как и во многих других странах западного мира, плохо реагирует на особые потребности пожилого населения. Пожилые люди составляли всего 4,1% населения в начале 20 века. Одна треть и половина профессионального времени многих врачей первичной медико-санитарной помощи, включая оптометристов, в настоящее время занимают уход за пациентами в возрасте 65 лет и старше. Тем не менее, до недавнего времени реакция в плане медицинского образования, предоставления всесторонней медицинской помощи и профилактических ресурсов была ограниченной.

Система здравоохранения отражает отношение общества и врачей. Такое отношение также подкрепляется системой оплаты, которая, как правило, делает упор на острое заболевание и его лечение, а не на профилактику, скрининг, раннюю диагностику и хроническую помощь, в которой нуждаются как здоровые, так и больные пожилые пациенты. В целом, мы сталкиваемся с перспективой того, что все большее число пожилых людей будет обслуживаться системой здравоохранения, которая не была специально для этого предназначена, а многие поставщики медицинских услуг недостаточно подготовлены для удовлетворения их особых потребностей.

Добавить комментарий