Социогенные потребности: Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа потребностей связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потребность как «потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребностей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности, или компетентности, и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе отпечаток культурных традиции. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответственно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию иерархии потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют средства массовой информации (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Например, на основе любознательности ребенка можно формировать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно историческую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу информации от одного человека к другому. Но затем (с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о целой группе потребностей. Вовторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какойто группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идеологии большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социальнотипические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуальносвоеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не только для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 637.

3. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси,  1974. С. 118120.
4. Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностноинформационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.
5. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т 1.С. 12—55.

Социогенные потребности — это… Что такое Социогенные потребности? 
Социогенные потребности
— потребности, порождаемые жизнью человека в социуме.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Социальный статус
  • Спонтанная («гастрическая») улыбка

Смотреть что такое «Социогенные потребности» в других словарях:

  • потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Компетентность коммуникативная — сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психол. знания в области О., свойства личности, психол. состояния, сопровождающие процесс О. В совр. зарубеж. психологии выделяется ряд подходов к изучению… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ПОТРЕБНОСТЬ — состояние недостатка в ч. л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия …   Российская социологическая энциклопедия

  • Трудности в общении — Из многочисл. терминов, обозначающих Т. в О. и имеющих хождение в обиходном и науч. языке, можно назвать следующие: коммуникативные и психол. барьеры, нарушения, дефекты, сбои, расстройства, помехи и собственно трудности. В целях… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

4. Что такое социогенные потребности и как они формируются?

Большинством психологов потребность определяется как пе­реживаемая или осознаваемая человеком необходимость в ка­ком-нибудь жизненном благе. Потребности принято разде­лять на две большие группы. Первая группа потребностей свя­зана с благами, обеспечивающими жизнь и существование че­ловека, они называются биологическими, или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности. Вторая группа потребностей по­рождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальными, или социогенными и включа­ют в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, тру­дом). Ш.Н. Чхартишвили определяет социогенную потреб­ность как «потребность в социальных взаимодействиях кон­кретного содержания».

Существуют более развернутые классификации потребнос­тей. Так, П.Н. Симонов в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам выделяет три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности «для себя», которые воспринимаются субъектом как права, потребности «для. других» (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и другие подобные потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженнос­ти, или компетентности, и потребность в преодолении пре­пятствий на пути к цели. Первую из них П.Н. Симонов рассмат­ривает как стремление к мастерству, к развитию способнос­тей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду, а вторую связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой дея­тельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопо­ставлять друг другу, поскольку первые также несут на себе от­печаток культурных традиции. Это видно на примере даже та­кой простой витальной потребности, как потребность в пище, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыс­лами и иногда превращается в целый ритуал, В то же время со­циогенные потребности качественно отличаются от витальных. Например, социогенные потребности, как правило, явля­ются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксиро­вать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное от­личие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации и они не могут возникнуть у него сами по себе без влияния окружающих его людей. По мнению X. Хекхаузена, мотив является не чем иным, как гипо­тетическим конструктом, которым люди пользуются для объ­яснения своего или чужого поведения, Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, до описания А. Адлером комплекса не­полноценности никто не мог сказать, что он испытывает по­требность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведе­ния людей прошедших эпох в терминах современности.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым закладывая систему его ценностных ориентации и соответст­венно иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ве­дут беседу на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», и ко­свенной: через личный пример, через создание условий, бла­гоприятствующих развитию иерархии потребности. Напри­мер, для развития познавательной потребности у ребенка не­обходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вме­сто дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо ро­дителей и воспитателей большую роль в формировании систе­мы ценностей человека играют средства массовой информа­ции (телевидение, радио, книги, газеты и пр.). По мнению П.Н. Симонова, воздействие на сферу потребностей развиваю­щейся личности имеет следующую закономерность: сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально ценных способах удовлетворения социогенных потребнос­тей, которая приведет его к соответствующим видам деятель­ности; тогда на втором этапе происходит возвышение, одухо­творенность потребностей, сформировавшихся ранее. Напри­мер, на основе любознательности ребенка можно формиро­вать у него устойчивую потребность в познании, на основе стремления его к участию в делах других людей — альтруисти­ческую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историче­скую природу и могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, возможно изменение способов удовлетворения потребности, Это можно проследить на при­мере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена через непосредственную передачу ин­формации от одного человека к другому. Но затем (с развити­ем письменности, изобретением радио и телевидения, созда­нием компьютерных сетей) способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной, а о це­лой группе потребностей. Во-вторых, потребность может ме­нять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерар­хия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Так, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистские потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В настоящее время в связи с изменением идео­логии большее значение начинают приобретать мотивы лич­ностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типические особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индиви­дуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспита­ния, литературой, которую он читал, влиянием авторитетных лиц. Соотношение этих двух составляющих может быть очень различающимся у разных людей: от типичной структуры мо­тивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности представляют интерес не толь­ко для психологов, но и социологов, культурологов, психоисториков, так как, изучая их, можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. С. 8— 20. 2.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983. С. 6-37.

  1. Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 118-120.

  2. Симонов ПН. Междисциплинарная концепция человека: потребностно-информационный подход // Человек в системе наук. М., 1989. С. 58—73.

5.ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т- 1.С. 12—55.

Читать онлайн Потребности человека, их классификация и количество страница 51

В труде задействованы все функциональные возможности организма, включая органические. Они отражены своими «автономными» потребностями. Перечислим их.

Автономные.

1.Мышечные потребности (мышцы рук, ног, речевые мышцы, мимические).

2. Автономные потребности органов чувств.

3. Потребность в мышлении.

4. Потребность в воображении.

5. Потребность в памяти (запоминание, воспроизведение, забывание).

6. Эстетические потребности.

Социогенные.

1. Потребность в создании предметов потребления, в обслуживании и так далее.

2. Потребность в получении материального вознаграждения.

3. Потребность в общении, если работаете в коллективе.

4. Потребность в долге.

5. Потребность в социальном самоутверждении.

6. Потребность в нужности другим людям, обществу.

7. Потребность в подражании другим.

Функциональные автономные способности. Здесь видны задатки человека (мышление, или физические возможности, уровень зрения и так далее). В филогенезе наследственных свойств они сконцентрировались в определенных профессиях. Здесь происходит разделение труда на умственный и физический, или средний между ними. В основном человек выбирает профессию по своим психофизическим способностям. Потребности автономных функций предопределяют успешность в работе и составляют основу внутривидовой конкуренции между членами общества (соревнование). Ради выполнения социогенных потребностей мы развиваем мышление, зрение, мышцы в сензитивные периоды жизни (детство, юность). Именно в это время у детей особенно сильно проявляются потребности в «превосходстве мышления, физической силы, органов восприятия, моральных качеств», которые удовлетворяются в игровой, учебной деятельности. Конечно, их итоговое развитие влияет на дальнейшую конкуренцию в труде.

Социогенные потребности.

В перечисленных потребностях, каждый из нас удовлетворяет свои доминантные смысловые потребности. Они определяют социальную пользу индивида, его нужность обществу.

Выполняя работу, мы реализуем те способности, которые наиболее развиты в генотипе. Выбирая ту, или иную работу надо опираться на эти способности, так как при дисгармонии ваших возможностей с требованиями работы возникнет быстрая утомляемость. Например, некоторые не могут выбрать сидячую работу, у них превалирует потребность мышечного движения. Деньги – это промежуточные предметы удовлетворения, получая которые человек реализует другие функции. Часто ради них человек может работать, получая только негативные эмоции. Хорошая мать (отец) ради потребности в любви к детям работает на плохой работе, чтобы их содержать материально. Это, так сказать промежуточная деятельность для другой, более важной, но есть люди, которые могут работать не за деньги, которые уже имеются у него, а просто, чтобы быть полезным членом общества, или, чтобы его функции не увядали. Опасность денежных знаков в том, что они могут использоваться на рецессивные потребности (наркотики, наемники-убийцы).

Перечислим основные виды профессий, сформированных по доминантным потребностям и предметной направленностью.

А). Человек — человек (врачи, педагоги, продавцы, юристы, политработники, парикмахеры, работники правоохранительных органов, военные).

Б). Человек-техника (водители, инженеры, слесари, обслуживающие технику).

В). Человек-природа (ветеринары, ихтиологи, егеря, работники зоопарков, фермеры).

Г). Человек-знаковая система (операторы, переводчики, дикторы, игроки казино).

Д). Человек — мышечная, физическая система (спортсмены, спасатели, грузчики, уборщики, экстремалы).

Ж). Человек — мыслительная система (ученые, исследователи, научные работники).

З). Человек — художественный образ (художники, архитекторы, музейные работники, артисты, писатели, поэты).

В каждой группе профессий удовлетворяются свои комплексы потребностей.

В группе «человек-человек» доминируют такие, как в общении, эмпатии, справедливости, помощи. Они, в свою очередь объединены в суммарную потребность «любовь к людям». Здесь происходит обслуживание населения в различных областях. Военные имеют потребность в защите людей от нападения извне, хотя имеется другая важная потребность в управлении техникой.

В группе «Человек-техника» доминируют потребности при работе на технике, в ее обслуживании.

В группе «Г» доминируют такие потребности, как потребность в «памяти на знаки и символы». Они выражены в словах, знаках, текстах (связисты, программисты, переводчики).

Но если мы видим учителя по иностранному языку, то эта профессия относится к группе «человек-человек», так как доминирует потребность в воспитании.

В группе «человек — мыслительная система» доминирует потребность в мышлении логического свойства. Предметом удовлетворения является новое открытие, изобретение, научная работа. Хотя они и пишут книги, но не печатают их в массовых тиражах.

В группе «Д» превалируют потребности в мышечных нагрузках. Здесь потребность в мышлении связана с управлением мышцами, которые сильно развиты. Часто люди этой группы испытывают свой организм на прочность, поднимаясь в горы, прыгая с парашютом. Они любят физическую работу в любых отраслях. Если есть добавочная потребность в превосходстве своих физических сил, то они становятся спортсменами.

При такой классификации мы выделяем доминантные потребности, затем сопутствующие, хотя иногда трудно определить даже самому человеку, что для него считается главным при выборе той, или иной профессии. Не всегда денежная стимуляция, как материальный эквивалент удовлетворения будущих потребностей, может повысить производительность труда. Это объясняется тем, что в труде удовлетворение морально-эстетических потребностей часто важнее других. Есть мнение, что художник должен быть бедным.

При устройстве на работу важно установить доминантные потребности будущего сотрудника, его приоритеты. И зная это, предопределить, как будет он работать. Например, если доминанта у определенного работника — это «любовь» к девушке, чтобы быть с ней рядом, то юноша будет работать, удовлетворяя это чувство. При этом будет отвлекаться от своих прямых обязанностей, и допускать ошибки.

Для успешной работы важно удовлетворять чувство любви к данному виду деятельности. Если доминанта — это деньги, то это будет отрицательно влиять на качество работы. Если работник признается, что любит разговаривать, а на работе это мешает другим, значит, его не следует трудоустраивать. Главное, разобраться какие потребности активизируют деятельность, либо доминируют в системе потребностей.

В контексте данной работы, необходимо опираться на функциональные способности индивида, которые и детерминируют выбор определенного труда. Значит, выполнение привычных операций будет выполняться более легко, так как эти способности адекватно резонируют с предметами деятельности, и утомление не наступит. Усталость, как тормозная реакция физических и психических потенций — есть следствие несовпадения личных качеств с видом выполняемой деятельности. Проще говоря, чем меньше человек испытывает затруднений в работе, тем эта работа соответствует его внутренним задаткам, тем дольше он может работать, не испытывая усталости. Данная закономерность просматривается и в межличностных отношениях при выборе друзей. С одними нам легко, с другими трудно.

Когда мы ставим цель — добиться больших результатов в труде, надо учитывать два момента:

А) совпадение психофизических способностей с видом труда,

Б) определить доминантные потребности работника, на которые надо опираться.

Замечено, что трудоголики, добивающиеся выдающихся результатов, не сильно нуждаются в деньгах, которые нужны для удовлетворения других потребностей. А других потребностей в силу занятости любимым делом, у них мало. Очевидно, поэтому многие великие открытия, дела, шедевры искусства создавались людьми не богатыми, даже не признанными современниками. Для трудоголиков важна реализация своих психофизических способностей в труде, признание обществом. Поэтому в советское «безденежное» время процветало искусство, наука, образование. В наше время, когда на многих предприятиях людей заменили машины, роботы, возникла безработица, морально ударившая по многим потребностям, которые уже не могут реализоваться в трудовом коллективе. Происходит передоминирование энергий на спорт, на военные специальности, на криминал, на эмпатийный беспредел фанатов-болельщиков. При отсутствии физического труда атрофируется мышечная и иммунная системы, возникают болезни.

Динамический стереотип. Проявляется в быстроте реакций, выносливости нервной системы. Это самые врожденные свойства человека, почти не изменяемые сознательно.

13. Деятельность во сне.

VII. ПОТРЕБНОСТИ: ВРОЖДЕННЫЕ — ПРИРОДНЫЕ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ -СОЦИОГЕННЫЕ, СЕКСУАЛЬНЫЕ. Залог возможности существования

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОТРЕБНОСТЬ, ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ, УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТЬ

Фундаментальным свойством живой материи являются тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и приспособлению себя к среде и среды к себе, то есть к развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ. Потребность оказывается свойством живых существ, производным от специфической для живой материи тенденции активно сохранять и воспроизводить себя как обособившуюся цельность в условиях породившей и формирующей ее среды, свойством, проявляющимся их (живых существ) взаимодействием со средой, способствующим самосохранению, самовоспроизведению и развитию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Потребность человека свойство, делающее его зависимым от наличия тех или иных определенных, породивших и формировавших его природных и общественных условий (объектов потребности), временный недостаток которых побуждает человека к деятельности по их приобретению, а постоянное отсутствие приводит к его собственному изменению, заключающемуся в утрате этого свойства или гибели, когда такая утрата не совместима для него с жизнью.

Сокращенно это определение выглядело бы так.

Потребность — производное фундаментального свойства живой материи — тенденции к самосохранению, самовоспроизведению и развитию, проявляющееся полезным для жизни взаимодействием живых существ со средой.

Человеческая потребность — свойство человека, выражающееся зависимостью от сформировавших его конкретных условий среды, временное отсутствие которых побуждает его к деятельности по их приобретению, а постоянное, приводит либо к изменению человека утратой этого свойства, либо оказывается причиной его гибели.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ. Условия биологической и общественной среды, породившей и сформировавшей человека таким, какой он есть в данный конкретный момент, без которых его существование, как такой, а не иной цельности, невозможно являются объектом потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Овладение человеком достаточным количеством объектов потребности есть удовлетворение потребности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ. Недостаток у человека объектов потребности является неудовлетворением потребности и соответственно может быть большим или меньшим.

Неудовлетворение потребности вызывает состояние, называемое напряженностью.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НАПРЯЖЕННОСТЬ. Напряженность -состояние, вызываемое неудовлетворением потребности.

Напряженность может реализоваться деятельностью человека по поиску, добыванию, созданию и использованию объектов потребности, то есть деятельностью по ее удовлетворению — полезной деятельностью.

С удовлетворением потребности исчезает и напряженность.

ОТКАЗ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ. НЕПОЛНЫЙ ОТКАЗ. “ТРУДНОЕ СОСТОЯНИЕ”. Человек может по тем или иным причинам отказаться от деятельности по удовлетворению потребности. Напряженность может не реализоваться полезной деятельностью.

Не реализованная, в случае полной утраты перспективы реализоваться, эта напряженность сохраняется, пока сохраняется потребность и становится ‘Трудным состоянием” (И.П. Павлов).

Это “трудное состояние” либо оказывается процессом нервно-соматической перестройки, приводящей к утрате потребности, либо приводит к гибели, если утрата потребности не совместима с жизнью.

Если утрата перспективы реализовать потребность не полная, то утраты потребности не происходит. “Трудное состояние” остается нервно-соматическим процессом, разрушительным для человека.

Как ясно из определения, потребности человека формируются в процессе его филогенетического и онтогенетического развития в природной и общественной среде.

Потребность значит возможность! Для нас очень важно, что биологическая потребность возникла вследствие наличия в среде ее объекта — вещества, из которого строил, или средства при помощи которого строил, сохранял и воспроизводил себя организм человека и его предков.

Понятно, что биологическая потребность бывает только в том, что в природе есть, и биологической потребности в том, чего в природе нет, быть не может.

Для нас очень важно, что и приобретенные, в том числе социогенные (сформированные в процессе жизни среди людей, в обществе), специфически человеческие по их объекту или способу реализации (удовлетворения) потребности, складываясь под влиянием уже до их становления существующих условий. Это значит, что и приобретенные, социогенные потребности могут быть потребностями только в реально существующих условиях, или в условиях, которые в обществе реально существовали.

Подлинная потребность — это всегда потребность в возможных или бывших возможными и потому переживаемых возможными условиях. Это — очень важно. Это и обнадеживает, и вооружает.

Важно понять, что потребностей, объектов которых не существовало, просто не бывает.

Существенно сразу отметить, что и биологические, и социогенные потребности формируются только после того, как их объект в филогенезе, онтогенезе, в жизни человека уже использовался. Поэтому, как только потребность сформирована, ее неудовлетворенность оказывается сигналом удовлетворения.

Неудовлетворенность — сигнал удовлетворения. Этот сигнал вызывает соответствующую сигнализируемому явлению активность. Подготовительную активность организма, нервную, вегетативную, гуморальную, двигательную. Поведенческую деятельность человека по добыванию объекта потребности, при наличии соответствующего навыка, если объект самостоятельно использовался при жизни.

ПРИМЕР № 51. ПРЕЖДЕ ХЛЕБ, ПОТОМ ГОЛОД. Потребность в кальции — результат того, что кальций был в природе и стал необходимой частью нашего тела. Недостаток в нас кальция вызывает врожденную, безусловную, нервную активность, протекающую по путям, сформированным до рождения. Эта активность вызвана раздражением соответствующих рецепторов кровью, “голодной кальцием”. Врожденно сигнализируемая реакция организма подготавливает к его (кальция) получению. Иными словами недостаток кальция сигнализирует его получение.

Тогда ребенок, все сующий в рот, “инстинктивно”, методом проб и ошибок находит кальций, ковыряя стенку, съедая мел, уголь.

Только Чебурашка ищет друзей, едва вылезши из ящика с апельсинами. Мы же прежде привыкаем к материнскому теплу, научаемся общаться со сверстниками в ясельной группе, приобретаем друзей в детском саду, находим друга в учительнице начальных классов, а только потом, по тем или иным причинам оторванные от друзей, начинаем искать их.

Имея друзей, мы приобрели потребность. Разлученные -испытываем неудовлетворенность, сигнализирующую нам возможность удовлетворения. И теперь ищем друга, в качестве объекта сформированной в обществе потребности.

Именно поэтому я писал, что, в соответствии с нашим опытом, с нашей сигнальной деятельностью, пока у нас есть потребность, для нас есть и возможность ее удовлетворения.

Утрата потребностиинструмент жизни. Если объективно возможности удовлетворения в сложившихся неизбежных для нас условиях нет, то только в поиске путей удовлетворения потребности мы приобретаем достаточный опыт “отказов”, боли, обнаруживающий нам объективную, практически затверженную, невозможность удовлетворения.

Только боль отказов, перевесив на весах наших чувств жажду, обнаруживает нам невозможность достижения нужного.

Тогда неудовлетворенность перестает быть сигналом удовлетворения. Перестает вызывать соответствующую данной потребности активность. Сама потребность перестает существовать как свойство, делающее существование без ее объекта невозможным и побуждающим к активности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УТРАТА ПОТРЕБНОСТИ. Утрата потребности — состояние человека, при котором существование без объекта потребности перестает быть невозможным, неудовлетворенность потребности перестает быть сигналом удовлетворения, перестает вызывать напряженность и соответствующую данной потребности активность.

Если утрата потребности совместима с жизнью, то мы становимся в человеческом плане несколько иной цельностью, изменяемся.

Отмирание потребности болезненно. Словами не производится. Его нельзя сыграть. До него приходится дожить. Но, когда потребность утрачена, утрачена и неудовлетворенность.

Освоенная практически невозможность — есть смерть потребности. Только со смертью потребности для нас пропадает возможность ее удовлетворить. Но это и конец страданию, вызывавшемуся ее неудовлетворенностью.

Так как объективные условия существования человека меняются и он меняет свои условия, то случается, что действительность диктует необходимость утраты той или иной потребности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

группы, разновидности и примеры, классификации психологов

Существование человечества немыслимо вне общества, в котором формируется и развивается полноценная личность. Помимо биологических потребностей у любого индивида также существуют желания или нужды, направленные на жизнь в социуме. Чтобы узнать, что представляют собой социальные потребности человека, необходимо дать определение основным терминам и ознакомиться с мнениями известных психологов и социологов.

Социальные потребности человека:

Первичные и вторичные нужды

Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:

Потребности человека

  1. Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
  2. Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
  3. Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
  4. Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.

Сюда же можно отнести полноценный отдых и релаксацию, нахождение в комфортной природной среде. Важным первичным аспектом также является потребность в свободе, называемая пространственным комфортом.

К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.

Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.

Основные разновидности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

Эгоистические нужды

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Огромное значение в жизни личности играет творчество, благодаря которому человек не только имеет возможность выражать своё внутреннее состояние посредством той или иной формы (к примеру, в виде музыки или танца), но и может полноценно взаимодействовать с другими людьми. Хоть эти желания называют вторичными (по времени их появления), по важности они практически не уступают биологическим потребностям, так как именно они придают смысл человеческой жизни.

Различные классификации

На сегодняшний день существует множество работ социологов и психологов, цель которых — определить наиважнейшие человеческие потребности, а также составить схему базовых нужд человека от ключевых до второстепенных. Некоторые теории используются по сей день с небольшими поправками и дополнениями. Чтобы понять важность удовлетворения социальных потребностей, будет полезно ознакомиться с наиболее известными точками зрения.

Пирамида Маслоу

Американский психолог и социолог Абрахам Маслоу создал теорию иерархии потребностей, в соответствии с которой каждое жизненно важное желание располагается по мере возрастания. В первом варианте пирамиды подразумевалось, что ступень, находящаяся вверху, не может быть достигнута до тех пор, пока не будут преодолены, то есть удовлетворены, все нижестоящие уровни. Впоследствии Маслоу изменил своё мнение. В доступном виде это может выглядеть так (первый пункт является основанием треугольника, седьмой — его вершиной):

Чувство защищённости

Пирамида Маслоу

  1. Физиологические желания и нужды — жажда, голод, сон, половое влечение.
  2. Потребность в безопасности — чувство защищённости. Сюда некоторые исследователи добавляют отсутствие страхов и тревоги.
  3. Нужда быть принятым в обществе, желание любви и комфортных взаимоотношений с окружающими людьми.
  4. Стремление к уважению, славе и почитанию — достижение профессионального успеха и известности.
  5. Познание мира и его исследование — освоение новых профессий, получение знаний.
  6. Потребности эстетического характера — красота, гармония и порядок. Сюда может относиться интерес к искусству и созерцанию прекрасных ландшафтов мира (иначе говоря — тяга к путешествиям).
  7. Духовные нужды и желания — самоактуализация, личностный рост, нравственное развитие. На этом уровне интерес человека переходит с него на других людей. Здесь начинает реализовываться золотой принцип этики «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Несмотря на широкую популярность этой пирамиды, существует множество материалов и исследований, которые критикуют либо даже открыто опровергают некоторые её положения. В частности, теория Маслоу не может объяснить, почему некоторые ступени пирамиды продолжают играть огромную мотивирующую роль в жизни человека даже после их удовлетворения. Любопытно, что сам социолог и основатель теории считал, что только 2% людей имеют в своей жизни возможность достичь седьмой ступени пирамиды.

Социальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 1

Пирамида Маслоу
Watch this video on YouTube

Теория Херцберга

Исследователь мотивации труда Фредерик Херцберг был убеждён, что бо́льшую часть социальных потребностей (примеры которых можно прекрасно наблюдать в стандартном рабочем коллективе) можно разделить на 2 основных типа — мотивация и гигиена. Первый пункт иллюстрирует важность финансового вознаграждения, статуса и престижности работы, а также возможность продвижения по карьерной лестнице (не формальное, на бумаге, а реально наблюдаемое среди коллег).

Мотивация по Херцбергу является фактором, который действует длительное время. Второй пункт — так называемая гигиена — представляет собой взаимоотношения в коллективе, общую психологическую обстановку, условия работы, методы управления.

Теория Херцберга

Социолог отмечал, что гигиена зачастую оказывает решающее воздействие на получение удовлетворения от деятельности. Для большинства людей важней оказаться в дружелюбном коллективе с плохой работой и не самой лучшей зарплатой, чем попасть в престижную компанию на перспективную должность, но при этом находиться в состоянии перманентной войны с коллегами.

В отношении общих социальных потребностей этот факт играет значительную роль, так как он лишний раз подтверждает важность взаимодействия человека в обществе. Это объясняется тем, что психологический комфорт является производным от чувства защищённости, которое, в свою очередь, считается базовой потребностью человека.

Мнение Эриха Фромма

Прославленный немецкий психолог и социолог полагал, что важнейшим фактором для формирования и последующего удовлетворения человеческих нужд является ориентир — некий эталон, позволяющий личности сравнивать и оценивать свои действия. Таким маяком для людей служат, как правило, религиозные и философские идеи, культура и искусство, а также национальные традиции. Современные последователи Фромма к ориентирам добавили медиапространство, включающее в себя телевизор и интернет.

Фромм также выделял значимость самосознания (то есть желание отличаться от окружающих) и самоутверждения. При этом под последним термином психолог понимал стремление стать полезным для других людей. К другим социальным потребностям человека Фромм причислял:

Мнение Эриха Фромма

  1. Укоренённость. Естественное стремление человека привязаться к миру и людям выражается в виде желания создать семью, длительное время работать на одной работе вне зависимости от степени удовлетворённости ею и т. д.
  2. Трансценденция. Потребность личности в преодолении своих животных инстинктов. Психолог был уверен, что это наивысшая социальная потребность, доступная человеку. Интересно, что Фромм считал разум и сознание тяжёлой ношей, которую по силам нести лишь небольшому количеству людей. Остальных тяготит человечность, поэтому они стремятся вернуться к животному началу.
  3. Несмотря на зависимость от общества, человек, который успел сформироваться как взрослая личность и уже не нуждается в опеке родителей или иных людей, может реализовываться, практически не находясь в социуме. Имеется в виду, что индивид способен удовлетворять свои потребности общения в малой группе без острой необходимости искать себе новых знакомых, другое место работы и т. д.

Согласно мнению Фромма, все чисто человеческие потребности стоит назвать врождёнными, а в течение жизни они могут лишь разным способом видоизменяться. Большое значение для формирования характера человека и его поведения имеет общественное устройство, в котором он живёт.

Пирамида Потребностей Маслоу. Мотивация и демотивация НЛП за 10 минут #18

Мнение Эриха Фромма
Watch this video on YouTube

Позиция Дэвида МакКлелланда

Совершенно иного вида классификацию предлагает американский исследователь, изучавший человеческие побуждения и особенности мотивации. Он считал, что потребности находятся в строгой зависимости от типа личности. Это значит, что у каждого человека они будут разные, хоть люди, казалось бы, живут в одном социуме. МакКлелланд выделял 3 основных потребности:

Достижение успеха

  1. Достижение успеха. Активность взрослого человека во многом зависит от того, что он стремится успешно завершить каждое действие и получить чувство удовлетворения.
  2. Стремление к власти. Все люди так или иначе пытаются управлять другими, стараются усилить своё влияние на мир либо сохранить уже имеющиеся позиции.
  3. Симбиоз. Многие проблемы невозможно решить в одиночку, поэтому у людей имеется врождённая способность помогать другим, чтобы впоследствии иметь право воспользоваться их помощью.

Психолог отмечал, что в случае неудовлетворения какой-либо из этих трех потребностей у индивида возникает чувство недовольства своей жизнью, способное в итоге стать основой для невроза или депрессии. При этом потребности не должны удовлетворяться в ущерб другим людям, так как это в итоге причиняет вред всем окружающим. В этом случае нет никакой гарантии, что с таким эгоистом не будут поступать подобным образом.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОПОДЧИНЕНИЯ АКТИВНОСТЕЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Мы разобрали принципиальный физиологический механизм, благодаря которому приобретенные, социогенные, специфические человеческие потребности, вернее, активности, вызванные их неудовлетворенностью, подчиняют себе активности, вызванные неудовлетворенностью врожденных потребностей.

Теперь надо сказать, что, когда достижение объекта одной из приобретенных потребностей создает условия, без которых невозможно удовлетворение другой приобретенной, то активности, реализующие эти различные социогенные потребности, соподчиняются так же.

Например, и потребность в заботе о другом (отдать другому, а нередко и взять у другого, для его, а не только своей пользы), и потребность использовать другого являются социогенными, приобретенными в обществе. Но забота о другом оказывается залогом возможности использовать при острой необходимости помощь другого.

Люди, имеющие достаточно адекватно сформированные для жизни среди людей потребности, не пренебрегая предлагаемой им помощью, никогда не злоупотребляют ею, не претендуют на нее («мне никто ничего не должен!») и предпочитают все-таки заботиться о других, прежде, чем принимать заботу о себе.

Забота о других в качестве объекта потребности подчиняет себе активность по осуществлению потребности использовать другого.

ПРИМЕР № 86. БЕРЕГИ ЖЕНУ — ПОЛЮБИШЬ ТЕЩУ! Должно быть вы тоже обратили внимание на то, что, сделав другому что-то хорошее, мы чувствуем к нему большую симпатию, нам кажется, что он лучше к нам относится. Сделав дурное, начинаем хуже относиться к человеку, “чувствуем” его отрицательное отношение к нам. При этом он может быть ни нашего дурного, ни хорошего не заметил. Может быть, не знает, что мы к этому дурному или хорошему причастны. Может быть вовсе своего отношения к нам не менял.

Чем больше хорошего вы делаете супругу, тем лучше относитесь к его родителям. Чем больше портите его жизнь, тем больше не любите его родителей. Правило это в обратную сторону, как и все правила, силы не имеет. Нелюбовь к родителям супруга или любовь к ним не значит, что вы плохо или хорошо относитесь к супругу.

Собираясь сделать другому приятное, мы начинаем чувствовать его доброжелательство. Едва замыслив плохое — испытываем его неприязнь, хотя в нем еще ничего не изменилось.

Это примеры соподчинения активностей по удовлетворению приобретенных при жизни потребностей.

Теперь надо напомнить, что вся жизнедеятельность человека есть конкуренция мотивационных и условнорефлекторных активностей. Конкуренция за воспринимающие аппараты, за проводящие, тонизирующие и эффекторные нервные пути, за влияние на внутренние органы и двигательные комплексы, за управление поведением.

Доминирующая активность может подчинить себе весь организм и все поведение человека, и своей активностью не допускать формирования скрытых доминант. Но она же может овладеть только тем или иным комплексом эффек-торных или других структур и образованию скрытых доминант не препятствовать. Тогда последние, потенцируя реализуемую доминанту, могут до времени обусловливать извращенное реагирование на сигналы, требующие осуществления скрытой доминанты.

Именно такое по физиологическому механизму происхождение имеют истерические выпадения функций: афония, парезы конечностей, истерические параличи, выпадение из памяти целых пластов событий, связанных общим, индивидуально значимым содержанием — истерическая амнезия. Таково происхождение псевдодеменции, истерического пу-эрилизма, таков механизм формирования негативных симптомов при шизофрении.

ПРИМЕР №87. СОВПАДЕНИЕ ИЛИ ТОРМОЖЕНИЕ ТОРМОЗЯЩЕЙ МОТИВАЦИИ? У меня есть ничем не проверенная догадка, построенная на результатах анкетирования (опросником Леонгарда), результатах анализа поведения и анамнестического расспроса страдающих рассеянным склерозом, что в основе этого заболевания, вероятно наряду с другими, мне неизвестными, лежит тот же физиологический механизм, приводящий к глубокому внутреннему торможению иногда даже жизненно важных функций.

Все, страдающие рассеянным склерозом обнаруживали достоверную значительную акцентуацию по демонстративности, в их поведении бросались в глаза истерические черты, в анамнезе нередки были типичные для истерика, вытекающие из эгоцентризма конфликты и истерические способы их разрешения.

Исследование не носило специального систематического характера, и, к сожалению, от него не сохранилось ничего, кроме выводов или впечатления.

Эта догадка запечатлелась еще и потому, что, дважды мне, тогда начинающему психиатру с дремучей бородой и легендарной в сельском районе, где я работал, репутацией “гипнозера”, пришлось лечить женщин, страдающих рассеянным склерозом, инвалидов 2-й группы.

После общеобнадеживающего однократного сеанса гипноза я назначил им курс никотиновой кислоты. Одной -в порошках по 0,1 х 3 раза в день, в течение месяца. Другой — внутривенно (5% раствор никотината натрия) по 1,0 с глюкозой через день, 10 инъекций. И обе почувствовали себя «совершенно здоровыми», хотя до того из-за множественных порезов не вставали с постели. Одна из них слегла вновь через год. С другой я больше не встречался, но знаю, что она была клинически здорова и через два года, когда я из этого района уехал.

Я ли им помог? Чем? Может быть это было совпадение? Я не знаю.

Никотиновая кислота была, как мне представлялось, в обоих этих случаях средством, скорее впечатляющим сосудистой реакцией на нее, то есть опосредующим косвенное внушение, а не вызывающим положительных соматических сдвигов непосредственно.

Все стало бы понятным, если допустить, что я лечил истериков или что здесь действует тот же механизм.

Тогда и моя борода, и репутация, и сеанс гипноза, и реакция на никотиновую кислоту, и все, что вместе называют надеждой, выступая в качестве сигнала возможности удовлетворения всех жизненно важных нужд, формируя мощную доминирующую мотивационную функциональную систему, затормозили какую-то тормозящую мотивацию и так оказали растормаживающее влияние на какую-то неизвестную мне мотивацию. (Я тогда этого не понимал, и вел себя интуитивно.)

Благодаря этому растормаживанию прежде ставшие вытормаживающими, ведшие к выпадению функций раздражители вновь приобрели (у одной временно, у другой — не знаю) свое первое сигнальное значение. Они перестали вызывать и усиливать выпадение сигнализируемых функций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

социогенных — это … Что такое социогенных?

  • sociogenic — ēō | jenik прилагательное Этимология: социально + генная: создается или определяется обществом или социальными силами. Социальные факторы психического здоровья * * * / soh see oh jen ik, soh shee /, прил. вызванные или находящиеся под влиянием общества или социальных факторов: социогенные проблемы… Полезный словарь английского языка

  • социогенный — / soh see oh jen ik, soh shee /, прил. вызванные или под влиянием общества или социальных факторов: социогенные проблемы.[1965 70; SOCIO + GENIC] * * *… Универсалум

  • социогенный — так: · · · · · · · · ((((((((so ((so so so ((se (o ar)))), возникающие или навязываемые обществом… Медицинский словарь 9 000 6 9 0007

  • социогенный — прил. Происходящий от социальных факторов … Английский современный словарь

  • социогенный — т. Д. · С · о · генерал · я… английские слоги

  • Социогенное заболевание — (или массовое социогенное заболевание) — это термин, который используется для описания медицинского состояния, которое распространяется в социальной группе, но, похоже, не имеет общей органической причины.Социогенные болезни могут быть психосоматическими по своей природе, напоминающими массу… Википедия

  • Массовая психогенная болезнь — (MPI), также называемая массовой социогенной болезнью, [1] — это «быстрое распространение признаков и симптомов болезни, затрагивающих членов сплоченной группы, происходящих из нарушения нервной системы, включая возбуждение, потерю или изменение» функции, в результате чего … … Википедия

  • Массовая истерия — другие названия включают коллективную истерию, групповую истерию или коллективное навязчивое поведение, являющееся проявлением одних и тех же или сходных истерических симптомов более чем одним человеком.[1] [2] Распространенное проявление массовой истерии происходит, когда группа … Википедия

  • Nocebo — комикс WikiWorld об эффекте Nocebo, основанный на статьях Placebo и Nocebo. В медицине реакция или ответ nocebo относится к вредным, неприятным или нежелательным эффектам, которые субъект проявляет после получения инертного пустышки или плацебо… Википедия

  • Коллективная депрессия — это одно из многих коллективных психических состояний, таких как коллективный восторг, коллективная паранойя, коллективная травма или коллективное горе, которые могут затронуть группу, сообщество или целую нацию.Он характеризуется преобладающим и, казалось бы, постоянным … Википедия

  • Список тем психологии — Эта страница предназначена для перечисления всех тем, связанных с психологией. Это сделано для того, чтобы заинтересованные лица могли отслеживать изменения на страницах, щелкнув Связанные изменения на боковой панели. Это также увидеть пробелы в освещении Википедии … … Википедии

  • ,

    sociogenic — определение — английский

    Примеры предложений с «sociogenic», память переводов

    WikiMatrixDemetrius L. Eudell, «Давай, малыш, давай разберемся»: социогенный принцип и бытие чёрного / человека. « WikiMatrix« Массовая социогенная болезнь ». WikiMatrix« Протеанская природа массовых социогенных болезней ». Спрингер Социогенные неврозы и психозы нередко описаны в литературе. пост вакцинации головокружение и обмороки поступало. Спрингер Трудно отличить социогенную эпидемию от химического отравления или инфекционного заболевания. Однако, тем не менее, мы рекомендуем рассмотреть возможность возникновения социогенной эпидемии на ранней стадии инцидента, поскольку этот подход довольно сильно отличается от химических или биологических рутин. WikiMatrixBartholomew и Wesseley заявляют, что «кажется очевидным, что нет особой предрасположенности к массовым социогенным болезням, и это поведенческая реакция, которую каждый может проявить в правильных обстоятельствах.Спрингер Полученные данные сравнивались с ограниченным числом возможных причин возникновения острой эпидемии, то есть химических токсидромов, острых инфекционных заболеваний и массовых социогенных заболеваний. WikiMatrix Помимо трудностей, общих для всех исследований, связанных с социальными науками, включая отсутствие Возможность контролируемых экспериментов, массовых социогенных заболеваний представляет особые трудности для исследователей в этой области ted2019 Во-вторых, наша социогенная или вторая натура, которая связана с культурными и социальными аспектами нашей жизни. OpenSubtitles2018.v3 Это массовая социогенная болезнь.

    Показаны страницы 1. Найдено 13 предложения с фразой sociogenic.Найдено за 3 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.

    Добавить комментарий