Социограмма класса пример: Социометрия для школьников (образец)

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис.1).

 

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис.2).

Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограммам.
Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповая социограмма имеет два варианта: конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.
На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

Конвенциональная социограмма,
изображающая отношения в группе из 11 человек

Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г.

Социограмма-мишень,

изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек

Второй тип групповой социограммы – социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Дифференциальная социограмма

Существует еще один вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности. Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет социометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему.

Карта-монограмма
В карте-монограмме дается социометрический срез группы в индивидуально-детализированном виде. Типичные социометрические связи.
1. Взаимные:
а) парные – когда индивид находится во взаимных отношениях не более чем с одним членом группы;
б) групповые – включающие взаимные выборы с двумя и более членами группы.
2. Односторонние:
а) изолированные – сам индивид выбирает других, а его не выбирает никто;
б) блуждающие – индивида выбирают одни члены группы, а сам он выбирает совершенно других;

в) обособленные – индивиду отдают предпочтение, а сам он никого не выбирает.
Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную информацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:


Куд =

число взаимных выборов

число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = °/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.


Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена; объема интенсивности и концентрации взаимодействия
ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i – выбираемый, j – он же выбирающий, ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:


Ci =

N

(Ri+ + Ri)

i = 1

N 1

где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко – либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Ci+ – положительного и Ci – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:


Ej =

N

(Rj+ + Rj)

j = 1

N 1

где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, –).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из Г.С.И. наиболее важными являются:
Индекс эмоциональной экспансивности группы. Высчитывается по формуле:


Ag =

N

(

N

Rj(+,–))

j = 1

j = 1

N

где Agэкспансивность группы, N – число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:


Gg =

N

(

N

Aij+)

ij = 1

ij = 1

½N (N – 1)

где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях; особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Почитайте начало статьи Метод социометрических измерений (социометрия)

 

Приложение 4.

Варианты изображения социограмм

В настоящее время используются социограммы самого различного вида 1.

Социограмма – это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

1. Символика социограмм

Схема вариантов неформальных связей двух лиц

1. Односторонне-положительная диада, активен А:

2. Взаимно-положительная диада, активны оба:

3. Односторонне отрицательная диада, активен В:

4. Взаимно-отрицательная диада, активны оба:

А

В

Положительный выбор, совершенный А

А

В

Отрицательный выбор, совершенный B

А

В

Взаимная положительная связь А и B

А

В

Взаимная отрицательная связь А и B

2. Наиболее характерные для социограмм структуры

Виды взаимосвязи в малой группе:

а — диада, б — триада, в — тетрада, г — «цепочка», д — «звезда»

3. Взаимодействие индивидов в триаде

4. Социограмма по типу «мишень»

5. Социограмма локограммного вида, в которых схема расположения членов группы является моделью их действительного расположения во время работы либо во время социо­метрического опроса.

6. Социограммы свободного вида

Коммуникативный взаимооценочный критерий:

Кто, по вашему мнению, может быть достойным стать солистом (солисткой) коллектива?

Коммуникативный ролевой

Кого бы вы назначили старостой коллектива?

Коммуникативный неформальный отрицательный критерий

У кого, по твоему мнению, меньше всего друзей в классе?

Коммуникативный неформальный положительный критерий

У кого, по твоему мнению, больше всего друзей в классе?

Коммуникативный неформальный положительный критерий

Кому из одноклассников ты бы доверил уход за своим домашним питомцем на месяц, пока ты в отъезде?

Гностический критерий

Кто, по твоему мнению, выберет тебя соседом за партой?

Гностически критерий

Кто, как ты думаешь, поздравит с Новым годом тебя?

Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие наибольшее количество выборов

Неформально-коммуникативный критерий

К кому из своих одноклассников ты обратился (лась) бы за советом в трудной жизненной ситуации?

Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие
наибольшее количество выборов, овалом – наименьшее

Неформально-коммуникативный критерий

Как ты думаешь, у кого из твоих одноклассников меньше всего друзей в классе?

Стрелки на социограмме обозначают отрицательные выборы.

→ негативный односторонний выбор

Свободная социограмма

Формально-коммуникативный критерий с требованием ранжирования. Кого среди своих одногруппников вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?

Неформально-коммуникативный отрицательный критерий с требованием ранжирования.

Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы не хотели продолжать совместно учиться в новом коллективе?

Неформально-коммуникативный положительный критерий.

Представьте, что Вы выиграли четыре билета на кинопремьеру. Кого из своих одногруппников Вы позовёте с собой?

Неформально-коммуникативный положительный критерий

Вы плывете на круизном лайнере, который терпит крушение. У вас есть всего одна шлюпка на четверых человек. Кого из одноклассников вы возьмете с собой.


1 В Приложении приведены примеры социограмм, составленных студентами социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова при проведении ими социометрического анализа полученных данных в рамках изучения курса по социометрии под руководством автора учебного пособия.

Классная социограмма… – Лучшая миссис Б.

Миссис Б. объясняет классную социограмму

В старших начальных классах я обнаружил, что выполнение социограммы класса в первую неделю школы дает много ценной информации. Социограммы не являются чем-то новым. На самом деле, именно учитель, который давно вышел на пенсию, впервые познакомил меня с этим понятием.

По определению, социограмма — это «графическое представление социальных связей, которые есть у человека. Это графический рисунок, отображающий структуру межличностных отношений в групповой ситуации». При использовании в классе социограмма — это гораздо больше. Это простой в использовании инструмент, который дает учителю представление о «внутренней работе» или динамике учащихся в классе.

Так как же это работает? Сначала я даю каждому ученику лист разлинованной бумаги и прошу их написать свое имя сверху. Затем я прошу их поставить номера от 1 до 3. Когда эти шаги выполнены, я задаю вопрос… например: «Кто ваши трое лучших друзей в этом классе?» или «С кем из трех одноклассников вы больше всего хотели бы поработать над проектом?» или «Если бы у вас возникла проблема, с кем из трех одноклассников вам было бы удобнее поговорить о ней?»

Вопрос, который я выбираю, зависит от того, о какой динамике я пытаюсь узнать больше. Мой первый вопрос выше будет посвящен популярности. Второй сосредоточится на лидерских/академических способностях. В-третьих, сострадание и характер. Несколько лет я задавал более одного вопроса, потому что хотел получить больше информации.

После того, как учащиеся перечислили свой выбор, они сдают свои работы.  Помните, что это делается незаметно и никому не разглашается.

Когда у меня есть все бумаги, я начинаю систематизировать данные.

Используя чистый лист бумаги, я рисую круг для каждого ученика. Я пишу их имена в кружках (по одному имени в кружочке).

Затем, используя предоставленные ими данные, я провожу линию от ученика до каждого из трех выбранных им одноклассников. В конце линии, которую я рисую, я ставлю стрелку на конце, чтобы показать, кто кого выбрал. Если студенты выбирают друг друга, я просто ставлю стрелку на обоих концах линии, чтобы показать, что они выбрали друг друга. Когда все линии нарисованы, я подсчитываю, сколько раз был выбран каждый ученик, и записываю число в кружок. Я также использую цветовое кодирование, чтобы указать, кто был выбран 5 или более раз, какие ученики выбрали друг друга, а кого не выбрал ни один из их сверстников.

Так что же именно показывает социограмма? Честно говоря, удивительно все, чему может научиться учитель. На слайдах ниже описана вся информация, которую вы можете найти о своих учениках.

Что показывает социограмма

Когда все данные зафиксированы, выявляется динамика…

«Звезды»

Ученик, которого выбирает наибольшее количество одноклассников.

«Изолированные»

Ученик, которого не выбрал ни один из одноклассников.

«Взаимные»

Студенты, которые выбирают друг друга.

«Односторонние»

Студенты, выбравшие кого-то, но не получившие взаимности.

«Клики»

Группа из трех или более учеников в классе, которые выбирают друг друга.

Гражданская война в Сирии Студенческая социограмма Морено Межличностные отношения
Социограмма участников интервью Социограмма межличностных отношений детей Социограмма офисных отношений
Социограмма динамики группы сверстников Социограмма за помощь в дружбе Социограмма индивидуальных отношений