Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис.1).
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо он дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений, сложившихся в группе. Для получения более наглядного их описания прибегают к социограммам. На конвенциональной социограмме индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора. Конвенциональная социограмма, Если, например, два индивида, А и Г, выбрали друг друга в первую очередь, то расстояние между изображающими их кружочками на рисунке должно быть минимальным; если индивид Д выбрал А в третью очередь, то длина стрелки, соединяющей А и Д, должна быть примерно в три раза больше, чем длина стрелки, соединяющей А и Г. Социограмма-мишень, изображающая взаимоотношения в группе из 11 человек Второй тип групповой социограммы – социограмма-мишень – представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.). Дифференциальная социограмма Существует еще один вариант социограммы-мишени, учитывающий статистическую значимость количества полученных выборов. Испытуемые, получившие достоверно большее, чем у других, количество выборов, располагаются в центре социограммы – «звезды». Индивиды, количество выборов которых не достигает верхней границы, находятся во второй окружности – «предпочитаемые»; если количество выборов равно или меньше нижней границы, – в третьей окружности – «игнорируемые»; если выборы отсутствуют, то – «изолированные» – располагаются в пределах самой большой окружности. Для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе нередко строят индивидуальные социограммы, которые изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы. Полезной для анализа взаимоотношений в группе будет социометрическая карта-монограмма, изображающая отношения каждого члена группы с остальными ее участниками. Карта-монограмма содержит количество ячеек, численно равное количеству членов группы. Все ячейки нумеруются в нижнем левом углу, в них заносятся фамилии индивидов. В каждой ячейке, закрепленной за конкретным индивидом, изображаются выборы, которые сделаны им и адресованы ему. Карта-монограмма Социометрические данные можно представить в виде индексов. Простейшим индексом является среднее число выборов или отклонений, полученных индивидом в группе. Полезную информацию о социометрическом статусе индивида можно получить вычитанием количества полученных им отклонений из числа полученных им выборов или делением количества выборов на количество отклонений. Всесторонний анализ статуса индивида в группе можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = °/3 = 0. Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена; объема интенсивности и концентрации взаимодействия Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где Ci – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы (+, –).
где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.
где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Почитайте начало статьи Метод социометрических измерений (социометрия)
|
Приложение 4.
Варианты изображения социограммВ настоящее время используются социограммы самого различного вида 1.
Социограмма – это схематическое изображение реакций испытуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.
1. Символика социограмм
Схема вариантов неформальных связей двух лиц
1. Односторонне-положительная диада, активен А:
2. Взаимно-положительная диада, активны оба:
3. Односторонне отрицательная диада, активен В:
4. Взаимно-отрицательная диада, активны оба:
А | В | Положительный выбор, совершенный А | |
А | В | Отрицательный выбор, совершенный B | |
А | В | Взаимная положительная связь А и B | |
А | В | Взаимная отрицательная связь А и B |
2. Наиболее характерные для социограмм структуры
Виды взаимосвязи в малой группе:
а — диада, б — триада, в — тетрада, г — «цепочка», д — «звезда»
3. Взаимодействие индивидов в триаде
4. Социограмма по типу «мишень»
5. Социограмма локограммного вида, в которых схема расположения членов группы является моделью их действительного расположения во время работы либо во время социометрического опроса.
6. Социограммы свободного вида
Коммуникативный взаимооценочный критерий:
Кто, по вашему мнению, может быть достойным стать солистом (солисткой) коллектива?
Коммуникативный ролевой
Кого бы вы назначили старостой коллектива?
Коммуникативный неформальный отрицательный критерий
У кого, по твоему мнению, меньше всего друзей в классе?
Коммуникативный неформальный положительный критерий
У кого, по твоему мнению, больше всего друзей в классе?
Коммуникативный неформальный положительный критерий
Кому из одноклассников ты бы доверил уход за своим домашним питомцем на месяц, пока ты в отъезде?
Гностический критерий
Кто, по твоему мнению, выберет тебя соседом за партой?
Гностически критерий
Кто, как ты думаешь, поздравит с Новым годом тебя?
Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие наибольшее количество выборов
Неформально-коммуникативный критерий
К кому из своих одноклассников ты обратился (лась) бы за советом в трудной жизненной ситуации?
Восьмиконечной звездой обозначены респонденты, получившие
наибольшее количество выборов, овалом – наименьшее
Неформально-коммуникативный критерий
Как ты думаешь, у кого из твоих одноклассников меньше всего друзей в классе?
Стрелки на социограмме обозначают отрицательные выборы.
→ негативный односторонний выбор
Свободная социограмма
Формально-коммуникативный критерий с требованием ранжирования. Кого среди своих одногруппников вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?
Неформально-коммуникативный отрицательный критерий с требованием ранжирования.
Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы вы не хотели продолжать совместно учиться в новом коллективе?
Неформально-коммуникативный положительный критерий.
Представьте, что Вы выиграли четыре билета на кинопремьеру. Кого из своих одногруппников Вы позовёте с собой?
Неформально-коммуникативный положительный критерий
Вы плывете на круизном лайнере, который терпит крушение. У вас есть всего одна шлюпка на четверых человек. Кого из одноклассников вы возьмете с собой.
1 В Приложении приведены примеры социограмм, составленных студентами социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова при проведении ими социометрического анализа полученных данных в рамках изучения курса по социометрии под руководством автора учебного пособия.
Классная социограмма… – Лучшая миссис Б.
Миссис Б. объясняет классную социограмму
В старших начальных классах я обнаружил, что выполнение социограммы класса в первую неделю школы дает много ценной информации. Социограммы не являются чем-то новым. На самом деле, именно учитель, который давно вышел на пенсию, впервые познакомил меня с этим понятием.
По определению, социограмма — это «графическое представление социальных связей, которые есть у человека. Это графический рисунок, отображающий структуру межличностных отношений в групповой ситуации». При использовании в классе социограмма — это гораздо больше. Это простой в использовании инструмент, который дает учителю представление о «внутренней работе» или динамике учащихся в классе.
Так как же это работает? Сначала я даю каждому ученику лист разлинованной бумаги и прошу их написать свое имя сверху. Затем я прошу их поставить номера от 1 до 3. Когда эти шаги выполнены, я задаю вопрос… например: «Кто ваши трое лучших друзей в этом классе?» или «С кем из трех одноклассников вы больше всего хотели бы поработать над проектом?» или «Если бы у вас возникла проблема, с кем из трех одноклассников вам было бы удобнее поговорить о ней?»
Вопрос, который я выбираю, зависит от того, о какой динамике я пытаюсь узнать больше. Мой первый вопрос выше будет посвящен популярности. Второй сосредоточится на лидерских/академических способностях. В-третьих, сострадание и характер. Несколько лет я задавал более одного вопроса, потому что хотел получить больше информации.
После того, как учащиеся перечислили свой выбор, они сдают свои работы. Помните, что это делается незаметно и никому не разглашается.
Когда у меня есть все бумаги, я начинаю систематизировать данные.
Используя чистый лист бумаги, я рисую круг для каждого ученика. Я пишу их имена в кружках (по одному имени в кружочке).
Затем, используя предоставленные ими данные, я провожу линию от ученика до каждого из трех выбранных им одноклассников. В конце линии, которую я рисую, я ставлю стрелку на конце, чтобы показать, кто кого выбрал. Если студенты выбирают друг друга, я просто ставлю стрелку на обоих концах линии, чтобы показать, что они выбрали друг друга. Когда все линии нарисованы, я подсчитываю, сколько раз был выбран каждый ученик, и записываю число в кружок. Я также использую цветовое кодирование, чтобы указать, кто был выбран 5 или более раз, какие ученики выбрали друг друга, а кого не выбрал ни один из их сверстников.
Так что же именно показывает социограмма? Честно говоря, удивительно все, чему может научиться учитель. На слайдах ниже описана вся информация, которую вы можете найти о своих учениках.
Что показывает социограмма
Когда все данные зафиксированы, выявляется динамика…
«Звезды»
Ученик, которого выбирает наибольшее количество одноклассников.
«Изолированные»
Ученик, которого не выбрал ни один из одноклассников.
«Взаимные»
Студенты, которые выбирают друг друга.
«Односторонние»
Студенты, выбравшие кого-то, но не получившие взаимности.
«Клики»
Группа из трех или более учеников в классе, которые выбирают друг друга.
Предыдущий
Следующий
Я использую данные в течение всего года, чтобы помочь мне в составлении схем рассадки, групп/пар проектов и т. д. Но самое главное, это дает мне представление о том, у кого проблемы с взаимодействием со сверстниками. Это, в свою очередь, позволяет мне создавать возможности для позитивного взаимодействия со сверстниками. Я повторяю эту деятельность в середине и в конце года. Это позволяет мне следить за прогрессом и отмечать изменения в динамике.
бесплатных редактируемых примеров социограмм | EdrawMax Онлайн
1. Что такое социограмма?
Это диаграмма, которая объясняет отношения между разными людьми, присутствующими в группе. Он представляет собой связи, присутствующие между людьми, присутствующими в организации или установке. Эти данные полезны для компаний и крупных организаций. Чтобы сделать социограмму , построение ссылок очень важно. Члены команды отмечают двух человек по своему усмотрению, а затем на основе этого руководитель группы может составить диаграмму данных. Независимо от их действия или задачи динамика отношений между людьми остается более или менее неизменной.
2. Примеры социограмм
В зависимости от компонентов социограммы могут быть нескольких типов. Пользователь может получить четкое представление о модели отношений и социограмме, если проверит несколько примеров. Вот несколько примеров социограмм , которые могут служить ссылками для пользователей.
Гражданская война в Сирии | Студенческая социограмма Морено | Межличностные отношения |
Социограмма участников интервью | Социограмма межличностных отношений детей | Социограмма офисных отношений |
Социограмма динамики группы сверстников | Социограмма за помощь в дружбе | Социограмма индивидуальных отношений |
Пример 1: Социограмма гражданской войны в Сирии
Социограмма может объяснить как положительные, так и отрицательные отношения на определенном основании. Он анализирует динамику отношений между различными компонентами, присутствующими в настройке. Вот пример социограммы, показывающей отношения между разными странами и их вооруженными силами во время гражданской войны в Сирии. Социограмма показывает как отрицательную, так и положительную взаимосвязь между силами при определении ключевых игроков и поставщиков денег.
Источник: EdrawMax OnlineПример 2: студенческая социограмма Морено
В классе учащиеся должны иметь дружеские отношения друг с другом. Социограмма может показать взаимосвязь между ними. В данном примере студенческой социограммы пользователь может увидеть отношения между студентами. Каждый ученик может выбрать двух человек, которые будут сидеть в классе, в зависимости от своего выбора. Образуется структура сообщества.
Источник: EdrawMax OnlineПример 3: Социограмма межличностных отношений
Пользователь может воспользоваться блок-схемой настройки программы SDL, чтобы показать настройку передачи. Социограмма облегчает пользователю понимание процедуры блок-схемы. Различные символы, такие как ромбы, стрелки, параллелограммы и другие формы, показывают поток действий на социограмме. Пользователи могут использовать этот тип социограммы и изменять ее по своему выбору.
Источник: EdrawMax OnlineПример 4: Социограмма участников интервью
Социограмма может установить отношения между людьми из разных условий и оснований. Например, люди, проходящие собеседование на ту или иную должность, могут иметь между собой связи, а с другой стороны, они могут едва знать друг друга. Также может случиться так, что в социограмме пользователь установил установку с лицами, не имеющими связи с другим человеком. Пользователь может использовать данный пример социограммы, чтобы проверить динамику отношений между респондентами.
Источник: EdrawMax OnlineПример 5: Социограмма межличностных отношений детей
Социограмма также может помочь в моделировании подробной структуры процедуры. На диаграмме показаны конкретная начальная точка и конкретная конечная точка. Эти диаграммы помогают понять этапы процедуры. Вот пример социограммы, в которой используются различные символы и формы для изображения правильной социограммы. Пользователи могут редактировать эти примеры и использовать их по своему усмотрению.
Источник: EdrawMax OnlineПример 6: Социограмма офисных отношений
Социограмма может помочь показать, как работает модель RLC. Символы, присутствующие на схеме, также могут показывать взаимосвязь различных компонентов, присутствующих в системе электрической цепи. Когда пользователи работают над своей социограммой, они могут учитывать взаимосвязь между компонентами своей электрической цепи. Вот пример социограммы, которую пользователь может взять за основу. Они могут редактировать социограмму и изменять ее в соответствии со своими требованиями.
Источник: EdrawMax OnlineПример 7: Социограмма динамики групп сверстников
Учитель может легко судить о коммуникативных привычках ученика на основе социограммы динамики группы сверстников. В классе некоторые ученики дружат друг с другом. Поскольку учащиеся проводят большую часть своего времени со своими сверстниками, могут быть индивидуальные предпочтения учащихся. Учителя могут использовать данный пример социограммы для справки.
Источник: EdrawMax OnlineПример 8: Социограмма помощи в поиске друзей
Социограмма показывает, трудно ли ребенку заводить друзей. Ребенка могут ценить как партнера по игре, или он может предпочесть изолировать себя от других. Это показывает, есть ли у них замкнутый характер или им трудно заводить друзей. Вот пример социограммы, показывающей, как группа сверстников воспринимает их в группе.
Источник: EdrawMax OnlineПример 9: Социограмма индивидуальных отношений
Многие различные факторы могут повлиять на коммуникативные привычки ребенка и сделать его предпочтительным в качестве друга. Их частота общения, инициация общения и способность к разговору делают их подходящими для социальной группы. Социограмма помогает учителю проанализировать, приживается ли ребенок в группе или нет. Пользователи могут ознакомиться с примером социограммы в качестве руководства.
Источник: EdrawMax Online3. Онлайн-конструктор социограмм
Поскольку социограмма обсуждает сложный термин отношений, многим пользователям может быть сложно создать социограмму вручную. Вот несколько онлайн-инструментов, которые могут помочь пользователю работать с социограммой без особых хлопот. Для достижения наилучших результатов пользователь может выбрать EdrawMax, который поможет ему в создании социограмм. Инструмент предлагает шаблоны и символы, облегчающие пользователю работу над своими проектами. Они также могут изменять эти шаблоны в соответствии со своими требованиями. Группа ресурсов инструмента также может помочь пользователям, если у них возникнут проблемы с инструментом.
EdrawMax Online — это не просто онлайн-конструктор социограмм. Используйте EdrawMax онлайн, чтобы создавать свои социограммы без усилий, просто возьмите шаблон или выберите один из шаблонов социограммы из галереи шаблонов EdrawMax и сохраните настройки по своему усмотрению.