Приложение 3. Варианты социометрических карточек
В настоящее время распространено большое количество различающихся по оформлению социометрических карточек1.
1. Образец карточки с ранжированными критериями, ограниченными по количеству
Уважаемые ___________!
С целью выработки рекомендаций для тренера по комплектованию основного состава команды для игр на первенство города просим вас ответить на следующие вопросы.
Прочтите список членов вашей группы, которых вы выбираете или отвергаете. ваши ответы будут использованы только в научных целях и обсуждению в коллективе не подлежат.
I. С кем бы вы желали вместе играть в команде в играх на первенство города?
В первую очередь ____________
Во вторую __________________
В третью____________________
2. Образец карточки, построенной в виде социометрической шкалы,
позволяющей испытуемому ранжировать всех членов группы
Фамилии коллектива | В качестве кого вы хотели бы видеть своих товарищей | ||||
в качеств | в качестве | в качестве | в качестве | в качестве | |
А…. | |||||
Б….. | |||||
С……. | |||||
…… | |||||
Шкальная оценка | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 |
Социометрическая карточка 3
Уважаемый студент механико-математического факультета МГУ!
Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова проводит исследование внутри вашей группы. Мы просим вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты, приведенные ниже.
Цели данного исследования – исключительно учебные; вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать. Поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.
Заранее благодарим за участие!
Для ответов на нижеследующие вопросы вы должны назвать кого-либо из ребят, занимающих вместе с вами в группе, и вписать их имена и фамилии в отведенные для этого строки. Вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашего коллектива.
1. Если бы у вас была шоколадка, с кем бы вы ею поделились?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
2. Кому бы вы никогда не доверили получить за вас деньги в банке?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
3. Как вы думаете, кто бы захотел пригласить вас на чашечку кофе или чая в кафе?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
4. А кто бы никогда не стал пить с вами кофе или чай?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
5. Предположим, что студентам мехмата и соцфака необходимо провести переговоры. Кого бы вы взяли с собой на это задание?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
6. А кого бы вы точно не стали брать?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
7. Как вы думаете, кто бы никогда не захотел оказаться с вами в одной лодке во время шторма?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
8. Если бы вам дали возможность помочь хорошему человеку, кому бы вы помогли?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
9. Представьте, что вы превратились в животного и живете в джунглях. Кто был бы львом/львицей – королем/королевой зверей?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
10. С кем бы вы хотели поехать в «Буревестник» этим летом?
В первую очередь,
Во вторую очередь,
В третью очередь,
Укажите, пожалуйста, ваши фамилию и имя
Социологический факультет благодарит вас за участие в социометрическом исследовании!
Спасибо J
1) Тебе нравится учиться в твоем классе? (ОБВЕДИ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ)
1. Да, очень нравится
2. Скорее нравится.
3. Затрудняюсь ответить.
4. Скорее не нравится.
5. Совсем не нравится.
2) Как бы ты охарактеризовал свой класс? (ОБВЕДИ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ)
1. Дружный, сплоченный, хорошо организованный
2. Довольно дружный, сплоченный и хорошо организованный, но существуют некоторые проблемы
3. Не дружный, не сплоченный, плохо организованный, часто происходят ссоры, неприятности
3) Кого бы ты пригласил на празднование своего дня рождения?
4) Кто, по твоему мнению, сел бы с тобой в школьной столовой во время обеда/завтрака?
5) С кем бы ты никогда не пошел(ла) бы в кино?
6) Если бы твой класс делили на группы, с кем бы ты хотел быть в одной группе?
1) в первую очередь, потому что
2) во вторую очередь, потому что
3) в третью очередь, потому что
7) С кем бы ты хотел(а) готовиться к предстоящей контрольной работе?
8) Кто для тебя пример в учебе?
9) Если бы твой класс поехал на экскурсию по городу, с кем из одноклассников ты бы хотел(а) сидеть в автобусе?
10) Как ты думаешь, у кого из твоего класса больше всего друзей?
11) Кто, по твоему мнению, поделился бы с тобой личным секретом?
12) В каких отношениях ты находишься со своими одноклассниками?
Близкий друг | Приятель | Нет ничего общего | Неприязнь |
Социометрическая карточка 5.
Уважаемый респондент!
Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова проводит исследование внутри вашей танцевальной группы. Мы просим вас принять участие в этом исследовании и ответить на вопросы анкеты, приведенные ниже.
Цели данного исследования – исключительно учебные; вся информация, полученная в ходе исследования, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваше имя не будет нигде фигурировать, поэтому просим вас отвечать на вопросы анкеты искренне.
Заранее благодарим за участие!
Для ответов на нижеследующие вопросы Вы должны назвать кого-либо из членов вашей группы, и вписать их имена и фамилии в отведенные для этого строки. Вы можете выбирать ТОЛЬКО учащихся вашей группы.
Ваше имя ______________
Список группы:
1. Андреев Андрей
2. Алхименко Анастасия
3. Балабанов Виктор
4. Балабанов Владимир
5. Буланов Иван
6. Гордина Наталья
7. Дубровинский Владислав
8. Евстратова Екатерина
9. Кармановский Анатолий
10. Клименко Дарья
11. Лебидь Елена
12. Лебидь Елизавета
13. Михеева Дарья
14. Пак Артур
15. Петухова Анастасия
16. Романов Сергей
17. Шаталова Наталья
18. Яшин Сергей
1. Если бы вам предоставлялась возможность свободного выбора партнера, кого из членов группы вы бы предпочли?
2. Кто, по вашему мнению, выбрал бы вас в качестве партнера?
3. Кого из членов группы вы считаете быть достойным солистом коллектива?
4. Кого из членов группы вы считаете быть достойной солисткой коллектива?
5. Кого бы вы назначили старостой коллектива?
6. Кого бы вы точно не назначили старостой коллектива?
7. Если бы у вас были контрамарки на балет Игоря Моисеева, кого бы вы взяли с собой?
8. Кто, по вашему мнению, взял бы на балет вас?
9. Вашей группе предстоит поездка на фестиваль в г. Воскресенск. С кем из членов группы вы предпочтете сесть в автобусе?
10. Кто, как вы считаете, предпочел бы сесть с вами?
11. Как, по вашему мнению, должны быть сформированы пары, и на каком месте они должны стоять?
12. В каких отношениях вы состоите с членами группы?
Тесная | Хорошие | Танцуем | Связывают | Лучше его\ее не знать | |
Андреев Андрей | |||||
Алхименко Анастасия | |||||
Балабанов Виктор | |||||
Балабанов Владимир | |||||
Буланов Иван | |||||
Гордина Наталья | |||||
Дубровинский Владислав | |||||
Евстратова Екатерина | |||||
Кармановский Анатолий | |||||
Клименко Дарья | |||||
Лебидь Елена | |||||
Лебидь Елизавета | |||||
Михеева Дарья | |||||
Пак Артур | |||||
Петухова Анастасия | |||||
Романов Сергей | |||||
Шаталова Наталья | |||||
Яшин Сергей |
Социометрическая карточка 6.
Фамилия, имя
1. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? Напиши три варианта:
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
2. Кто, по твоему мнению, выберет тебя соседом за партой?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
3. Кому из своих одноклассников ты подаришь открытку (или другой подарок) на Новый год?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
4. Кто, как ты думаешь, поздравит с Новым годом тебя?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
5. К кому из своих одноклассников ты обратился бы за советом в трудной жизненной ситуации?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
6. Если бы ваш класс отправился в экскурсионную поездку в другой город и надо было бы ехать на поезде, с кем из своих одноклассников ты хотел бы оказаться в одном купе?
В первую очередь _______
Во вторую очередь _______
В третью очередь _______
7. Как ты думаешь, у кого из твоих одноклассников меньше всего друзей в классе? Напиши одно имя. ________________________
8. В каких отношениях ты находишься с одноклассниками? Кого бы ты мог назвать своим близким другом, кого – хорошим приятелем, а с кем у тебя нет общих интересов? Напиши по три имени в каждом столбце.
Близкий друг | Хороший приятель | Нет общих интересов |
1 В Приложении приведены примеры социометрических карточек, составленных студентами социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова при проведении ими самостоятельного социометрического исследования в рамках изучения курса по социометрии под руководством автора учебного пособия.
Социометрическая карточка
№ | Тип | Критерии | Выборы | |||
1 | Работа | а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром? | ||||
2 | Досуг | Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года? |
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Число членов групп | Социометрическое ограничение d | Вероятность случайного выбора Р (А) |
5-7 | 1 | 0,20-0,14 |
8-11 | 2 | 0,25-0,18 |
12-16 | 3 | 0,25-0,19 |
17-21 | 4 | 0,23-0,19 |
22-26 | 5 | 0,22-0,19 |
27-31 | 6 | 0,22-0,10 |
32-36 | 7 | 0,21-0,19 |
СОЦИОМАТРИЦА
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Пример социоматрицы для группы, численностью N членов
№ | Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены | i-члены: кого выбирают | Сделанные выборы | Всего ∑ | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | … | … | N | + | — | |||
1 2 3 4 5 6 … … N | А-ов В-ов Г-ев П-ов С-ов … … … … | + + + + . . . . | + + — . . . . | + + — . . . . | — — + . . . . | — — — . . . . | . . . . . . . . . | . . . . . . . . . | . . . . . . . . . | 2 2 2 1 2 … … … … | 2 2 0 1 2 … … … … | 4 4 2 2 4 … … … … |
Полученные∑(+) выборы ∑ (-) | 4 0 | 2 1 | 2 1 | 1 2 | 0 3 | 9 | 7 | |||||
Всего | 16 |
Примечание: + положительный выбор; – отрицательный выбор
СОЦИОГРАММА
Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).
Рис.1
– объект связей в группе (i-член)
– субъект связей в группе (j-член)
– совмещение объекта и субъекта в поведении одной личности (ij-член)
– положительный выбор, совершенный А-членом
– отрицательный выбор, совершенный В-членом
– взаимная положительная связь А- и В-членов
– взаимная отрицательная связь А- и В-членов
– уровень связи (член А выбран в первую очередь, член С – во вторую)
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2,3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).
Рис.2
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными ПСИ являются:
– индекс социометрического статуса i-члена;
– индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
– индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.
Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i – выбираемый, j – выбирающий, ij – совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
где C i – социометрический статус i-члена, Ri – полученные i-членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы.
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры – это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Ci + – положительного и Ci+ – отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
где Ej – эмоциональная экспансивность j-члена, R – сделанные j-членом выборы ( +, – ).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются:
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag – экспансивность группы, N – число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).
Индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:
где Gg – взаимность в группе по результатам положительных выборов, Aij+ – число положительных взаимных связей в группе, N – число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА
TSM Шесть структур действий безопасности Американское общество психодрамы, социометрии и групповой психотерапии – Модель терапевтической спирали International
Шесть структур действий безопасности TSM были разработаны и использованы для конкретизации спонтанности и обеспечения сдерживания и групповой сплоченности для всех моделей терапевтической спирали (TSM). группы уже несколько десятилетий (Hudgins & Toscani, 2013). Оригинал статьи об этих конструкциях безопасности (Cox, 2001) доступен на моем веб-сайте по адресу www. drkatehudgins.com. Этот раздаточный материал представляет собой расширение первоначального использования структур с примерами того, как их можно использовать в индивидуальной, парной, групповой и семейной терапии, а также в сообществах и организациях. На семинаре они представлены в действии точно так же, как они будут использоваться для запуска группы TSM в любой из вышеперечисленных настроек.
Роль наблюдающего эго
Роль наблюдающего эго (РЭ) — это первая роль, конкретизированная для создания когнитивного контейнера и места, где протагонисты могут поменяться ролями в случае, если они будут перегружены слишком сильным аффектом. во время эмпирической работы, тем самым предотвращая повторную травматизацию мозга у переживших травму. Это описывается как роль, которая наблюдает за собой нейтрально и без суждений — просто собирает факты без стыда или упрека, чтобы изменения были возможны. Это роль, которая помогает удерживать людей здесь и сейчас, чтобы они могли быть спонтанными и начали видеть, что является возможной новой реакцией на старый шаблон травмы или адекватной реакцией на новую ситуацию (Moreno & Moreno, 19). 69).
Часто называемый Орлом-наблюдателем из-за многих коренных народов, с которыми мы работали в Канаде, это первая роль, которую каждый должен освоить во взрослой жизни, если он хочет научиться оставаться в состоянии спонтанного обучения. Подобно орлу, его можно представить парящим над вашей жизнью, цепляющимся за все происходящее зоркими, как бритва, глазами и знающим, когда есть безопасность, а когда нужно нырнуть с неба для защиты или отпугнуть хищника или съесть добычу животного.
Роль OE устанавливается путем выкладывания на сцену набора вдохновляющих карточек и просьбы членов группы выбрать одну или несколько карточек, которые, по их мнению, помогут им увидеть себя без осуждения. Затем их просят рассказать, почему они выбрали их парами, чтобы создать групповую сплоченность и плавно перейти от слов к действию. Директор может задавать дополнительные вопросы и продолжать построение социометрии в разных парах или формировать пары в небольшие группы по 4 или 6 человек. кто-то смущается или перегружается. Если человек не используется во время драмы или семинара, в конце сеанса человека можно поменять местами, чтобы увидеть, что карта OE засвидетельствовала о его или ее изменении, чтобы закрепить это обратно в словах.
Выбор типа вдохновляющих карточек зависит от того, хотите ли вы воздействовать на творческое правое полушарие с помощью визуальных образов или на левое полушарие с помощью карточек, на которых в основном есть слова. Как вы можете видеть из сегодняшних карточек животных TSM, мы используем изображения и простые слова, чтобы начать новую группу, надеясь активировать оба полушария мозга для полной спонтанности.
Демонстрация обучающей структуры Марио Коссы по ОЭ помогает людям, перенесшим травму и легко срабатывающим во время активной работы, четко увидеть разницу между ОЭ и триггером. Теперь это продемонстрировано в действии.
Круг безопасности
Когда люди входят в комнату на семинар TSM, их встречает куча богато текстурированных и цветных шарфов в центре комнаты с карточками OE вокруг них с красивыми и вдохновляющими картинками. и слова.
После того, как вы выбрали карту для OE и прикрепили ее скотчем где-нибудь на стене, в действие вступает 2-я Структура Действия Безопасности, Круг Безопасности. Здесь людей просят определить свои собственные и чужие сильные стороны — интрапсихические, межличностные и трансперсональные, чтобы они могли приблизиться к состоянию спонтанного обучения с наличием сильных сторон. Раскладывая шарфы по кругу, вы сразу же создаете сцену, а также место для людей, которые могут быть более наблюдательными зрителями. Он также служит визуальным контейнером, показывающим, что симптомы посттравматического стрессового расстройства, такие как телесные воспоминания, воспоминания и диссоциированный аффект, можно сдержать.
В небольших группах людей можно попросить определить свои сильные стороны (западный способ), распознать сильные стороны других (азиатский способ) или разыграть небольшие сценки из народных сказок, мифов или позитивных семейных сцен в больших группах. Тем не менее, это сделано, группа заканчивается Кругом, который четко определяет область сцены и напоминает всем о множестве сильных сторон, доступных для борьбы с травмой, которая медленно проявляется в группе.
Хорошим примером использования Круга безопасности в индивидуальной практике является помощь клиенту в сдерживании воспоминаний. Когда кто-то начинает разогреваться до воспоминаний и теряет спонтанность, Директор может попросить клиента встать и найти 3-6 шарфов сильных сторон, которые могут создать круг перед его или ее стулом, где-нибудь в комнате, показывает место, где можно поместить воспоминание в этот Круг Безопасности и не придется постоянно переживать его снова. Директор также добавляет шарфы, чтобы помочь укрепить круг, привнеся в сеанс свои сильные стороны. Затем, спроецировав воспоминание в круг, клиент может сделать несколько глубоких вдохов, успокоить тело, а затем начать исследовать воспоминание на предмет информации о прошлом, перенося его в сдерживание настоящего момента, окруженного сильными сторонами.
Другим вариантом использования семейных пар является то, что каждый человек определяет свой собственный Круг безопасности и сильные стороны, которые он привнесет в сеанс. Затем они могут разместить их исключительно вокруг себя, накладываясь на других, или совместно создать отдельный круг, предназначенный для отношений. Всегда интересно, как это простое упражнение может показать всевозможные запутанности, созависимости, защиты, а также здоровые телесные связи.
Спектрограммы
Спектрограммы представляют собой социометрический инструмент для оценки поведения в настоящий момент на воображаемой линии с двумя точками в диапазоне от 1 до 10. Как третья структура действий по обеспечению безопасности в TSM, она позволяет группе следующий шаг к действию и групповой сплоченности, обеспечивающий безопасность, необходимую для полной спонтанности. Вопросы задаются в формате сильных сторон, защит, травм и чувств и, наконец, трансформации, поэтому путь к спонтанности предсказуем.
Спектрограмму можно использовать несколькими творческими способами. Мы всегда начинаем с того, что два вспомогательных члена Команды Исцеления Действия показывают воображаемую линию, имитируя разматывание клубка веревки, а затем натягивание его между ними двумя и игру, например, с прыжками со скакалкой, перетягиванием каната и другими невербальными сигналами. Это помогает правому полушарию снова начать визуально видеть линию с точки зрения цвета, энергии и спонтанной игры, помогая им участвовать в деятельности как в развлечении. Затем вы можете попросить людей на линии говорить один за другим, говорить в парах или общаться в группах с кем-то, сообщающим о теме каждой группы. Чтобы повысить спонтанность, режиссер может добавить звук и движение, чтобы без слов показать, где находятся люди на линии. Мой любимый способ привести людей к спонтанности — создать звуковую волну, когда люди довольно равномерно распределены по критерию.
Когда я работал в Китае с врачами, медсестрами, психологами, социальными работниками и учителями, которые оказывали первую помощь во время землетрясения 2008 года, я просил людей расположить себя на воображаемой линии по критерию:
0—-У меня есть нет никакой надежды помочь людям, которые так много потеряли от землетрясения до 10 человек — я очень надеюсь, что смогу помочь людям исцелиться от этой ужасной травмы. Люди были довольно даже разнесены от 1 до 10. Итак, я спросил первую треть, у которой было мало надежды издать звук, который, как вы можете себе представить, был грустным, скорбным и хныкающим. Средняя группа издала звук, в котором была некоторая привлекательность, но также он был наполнен колебаниями и движениями вперед и назад. Наконец, группа, которая стояла между 8-10, издала звуки и громко закричала о надежде, силе, помощи и сдерживании боли друг друга. После того, как они все исполнили звук один раз в каждой группе, я создал Звуковую Волну, попросив их сделать 1, 2, 3 от горестных страхов до высоких ожиданий надежды. Затем снова от 10 до 1 и, наконец, в третий раз обратно до конца на конец больших ожиданий. В совокупности это дало людям возможность спонтанно выражать свои чувства, не вдаваясь во множество подробностей о том, почему они чувствовали себя безнадежными или обнадеживающими, и объединило людей, показав, что люди, которые в настоящее время находятся в состоянии силы и спонтанности, не подавлены ужас землетрясения.
Руки на плечах
Четвертая структура действий по обеспечению безопасности — еще один социометрический инструмент, который помогает людям стать более спонтанными и укрепляет групповую сплоченность. Прося людей сделать социометрический выбор за других, это помогает во многих отношениях. Во-первых, он учит людей, как делать выбор за других, чтобы играть роли в драме, что является хорошей разминкой, когда они являются главными героями. Во-вторых, это позволяет людям чувствовать себя избранными звездой по критериям, диадой, изолированным или невыбранным членом. Это также позволяет директору или команде оценить, на какие роли люди выбраны, а на какие нет, и помочь максимизировать групповой выбор, выбирая различные критерии. Как и в случае со спектрограммами, руки на плечах также следуют классической структуре TSM, состоящей из сильных сторон, ролей, основанных на травмах, и трансформирующих ролей по мере необходимости. Наконец, это упражнение можно использовать, чтобы найти, где в группе есть теле, проекции и перенос, делающие их явными, а не скрытыми, и, таким образом, намного более безопасными.
Когда я работал с небольшим предприятием, где между 20 работающими там людьми было много конфликтов, я взялся за плечи и задал следующие вопросы.
- Кого бы вы выбрали на роль храбреца в этой группе?
- Кого бы вы выбрали на роль кого-то в вашей жизни за пределами группы, чтобы вы могли рассказать им, как вам иногда тяжело на работе?
- Кого бы вы выбрали, чтобы сказать то, что вы хотели сказать? (Может быть положительным или проблематичным)
- Кого бы вы выбрали, чтобы рассказать им что-то сложное о том, как они влияют на вас на работе?
- Кого бы вы выбрали в качестве человека, на которого можно положиться на работе?
Несмотря на то, что это простые, но, возможно, сложные вопросы, структура «руки на плечах» удерживала людей от их сильных сторон, как личных, так и межличностных вне группы, в качестве начала, помогая им оставаться в настоящем и быть спонтанными в течение следующих нескольких настоящие здесь и сейчас вопросы. Кроме того, структура возложения руки на кого-то, с кем у них возникли трудности, позволяла им смотреть на этого человека и, при необходимости, при поддержке Содержащего Двойника (Hudgins & Toscani, 2013), сказать то, что они были слишком напуганы, чтобы говорить. о без структуры, чтобы остаться спонтанным и творческим.
Сходство кругов или Шаг в социометрии
То, что изначально было Пятой структурой безопасности, чаще всего переносится на следующий день семинара TSM Trauma, чтобы завершить начальный вечер акцентом на сильных сторонах а не травма, но во многих ситуациях все еще может использоваться для создания групповой сплоченности и обозначения как сильных сторон, так и трудностей, с которыми люди столкнулись на сеансе, семинаре или тренинге. Как и два других социометрических вмешательства, «Сходство кругов» начинается с вопросов о том, как действовать по критерию, основанному на силе, затем делится травмами и, наконец, возвращается к трансформации. Это позволяет группе выразить словами травмы или трудности, которые они разделяют, чтобы они чувствовали связь с другими в группе, противодействуя чувству одиночества с травмирующим опытом. Это также позволяет директору или группе исцеления действием оценить потребности людей, чтобы они не впадали в диссоциацию или неконтролируемую регрессию, прежде чем они действительно начнут действовать, связанные с травмой.
На типичном семинаре TSM Trauma (под разными названиями) команда начинает каждый набор вопросов, а затем просит членов группы спонтанно назвать то, что они хотят знать о групповом «стиле попкорна», как учила нас Конни Лоуренс в семинар для женщин-ветеранов войны в Ираке во время исследовательского проекта в августе 2013 года.
Ниже приведены несколько примеров из каждого набора вопросов, которые показывают, как начать с сильных сторон, осторожно перейти к травмам и вернуться к трансформации. .
Контрольные вопросы
- Вмешайтесь, если вы старший (средний, только младший) ребенок.
- Вмешайтесь, если у вас есть питомец. Двигайтесь так, как двигается ваш питомец.
- Заходите, если вы чувствуете волнение по поводу мастерской, даже если вы напуганы.
Вопросы защиты
- Вмешайтесь, если ваша любимая защита — рационализация и минимизация.
- Вмешайтесь, если ваш частый дефолт — диссоциация, даже когда вы находитесь в безопасности здесь и сейчас.
- Вступив в нее, вы обнаружите, что проецируете гнев и вину на других, чтобы обезопасить себя.
- Вмешайтесь, если у вас была или есть зависимость или расстройство пищевого поведения.
Вопросы о травмах
- Вмешайтесь, если в детстве у вас были трудности с родителями.
- Вмешайтесь, если вы подверглись словесным оскорблениям или критике до такой степени, что это задело вашу самооценку.
- Вмешайтесь, если вы подверглись сексуальному насилию.
- Вмешайтесь, если вы не считаете свою травму такой же серьезной, как другие.
Вопросы трансформации
- Вмешайтесь, если вы рассказали хотя бы одному человеку в своей жизни большую часть своей полной истории травмы.
- Вмешайтесь, если вы получили поддержку от друга, которому вы рассказали о своем опыте.
- Вмешайтесь, если вы верите в высшую силу, которая помогла или, как вы верите, может помочь вам в вашем исцелении.
Во время каждого из этих критериев Директор решает, должны ли люди делиться словами, показывать звук или движение или просто входить и выходить. Как уже упоминалось, после того, как команда выполнила несколько из этих критериев, всегда те, о которых они могут рассказать сами, чтобы уменьшить чувство стыда за других, затем группа открывается, чтобы узнать, есть ли у них вопросы, которые они хотели бы знать о других.
Художественный проект
Шестая и последняя Структура действий по обеспечению безопасности TSM была разработана Франческой Тоскани в первые дни разработки модели, чтобы помочь людям иметь внешний контейнер для своих сильных сторон, травм и трансформации. Она говорит, что это также способ показать бессознательное как нить в течение выходных, и большинство людей, кажется, действительно находят это забавным и расслабляющим способом завершить день каждого дня семинара TSM.
Мы сделали лотки с песком, коллажи, ловцы снов, контейнеры, маски для лица и карты души, чтобы назвать несколько, но вы действительно можете выбрать любой арт-проект, который люди могут сделать индивидуально или в группе. Просто не забудьте следовать структуре TSM, сначала добавляя сильные стороны проекта, затем добавляя защиты и травмы и, наконец, наблюдая за трансформацией, которая произошла к концу семинара, когда новые объекты завершают проект. Затем они представляются группе либо путем простого обмена, либо путем смены ролей и передачи сообщения отдельному лицу или группе.
Заключение
Хотя это всего лишь короткая статья о шести структурах действий по обеспечению безопасности TSM, есть еще много примеров, которые можно привести или которые вы можете создать самостоятельно. Знание того, какова клиническая причина для каждой структуры, поможет вам узнать, как адаптировать ее к своему собственному использованию в индивидуальном, парном, семейном, групповом, образовательном или общественном и организационном окружении.
В конце концов, будучи завершенными в качестве начала группы или семинара, эти структуры конкретизируют спонтанность через «здесь и сейчас» ОЕ, сильные стороны Круга безопасности и социометрические упражнения для создания групповой сплоченности и выявления травмы. прежде чем приступить к дальнейшим действиям, что всегда гарантирует безопасность и сдерживание.
Ссылки
Хаджинс, М.К. & Toscani, F. (eds) (2013. Исцеление мировой травмы с помощью модели терапевтической спирали: истории с передовой. Лондон: публикации Джессики Кингсли.
Морено, Дж. Л. и Морено, З. Т. (1969) . Нью-Йорк: Beacon House
Социометрия Морено в практике тренировки элитных баскетболисток
С. Ю. Алькова , доцент, к.т.н.
А.С. Снигирев , доцент, к.т.н.
А.В. Вехова
Сургутский государственный университет, г. Сургут
Ключевые слова: спортивная команда , тимбилдинг, социометрия Морено, социометрический метод, социометрическое исследование.
Введение . Сегодня в управлении организациями популярен метод тимбилдинга (англ. team building — создание команды), который основан на практическом использовании социометрических методик. Термин используется в бизнес-контексте и применяется к широкому кругу действий, направленных на создание команды и повышение ее эффективности. В нашем случае интересно использовать этот метод в командных видах спорта, в частности в элитной женской баскетбольной команде.
Объект и методы исследования . С помощью социометрических методов определяли эффективность групповой тренировочной работы, проводимой в предсезонный период в женской баскетбольной команде «Университет-Югра» (г. Сургут).
Исследование проводилось в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла элитных баскетболисток на первом этапе (тренировочный сбор) и втором (тренировочный сбор, посвященный специальной физической и технической подготовке). Перед сборами состав был на 60% новым. Отсюда актуальность изучения межличностных отношений внутри баскетбольной команды, так как взаимопонимание и поддержка внутри команды являются одними из ключевых факторов спортивного результата.
В ходе исследования были выявлены социометрические критерии, сформулированные в виде вопросов, решение которых послужило основой для выявления внутригрупповых отношений.
Формальные критерии были выбраны для изучения отношений в определяющей деятельности, а неформальные — для изучения неформальных отношений.
Параметрическая процедура была выбрана в исследовании, направленном на снижение вероятности случайного выбора. Суть процедуры заключалась в ограничении количества выборов для каждого из участников (обычно минимальное значение «социометрического ограничения» для групп из 22-25 человек необходимо определять в пределах 4-5 выборов). Значение ограничения «d» называется «социометрическим ограничением» или «пределом выбора». Внешние условия выбора в группах разного размера можно стандартизировать, введя это значение. Для этого значение d следует определять исходя из равной для всех групп вероятности случайного выбора. Формула для определения этой вероятности представлена Дж. Морено и Э. Дженнингсом.
d = P(A) x (N — 1)
где P(A): вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбираемого в диапазоне [0,2-0,3];
N: количество членов группы.
Далее была разработана социометрическая карта, которая использовалась при проведении социометрии.
Процедура создания карточки была следующей:
1) составлен список участников команды;
2) каждому члену группы был присвоен номер, который стал его идентификационным номером;
3 вертикальные таблицы справа от каждого члена команды в списке карточек соответствовали выборам, которые якобы были разрешены для этой группы.
Определение количества выборов для разных по номеру групп, но с заданным значением Р(А) в диапазоне 0,14-0,25, можно произвести с помощью специальной таблицы (табл. 1). Фрагмент ее представлен ниже.
Таблица 1. Предельные значения социометрических выборов (фрагмент)
Количество членов команды | Социометрическое ограничение d | Вероятность случайного выбора P(A) |
5 8-11 12-16 | 1 2 3 | 0,20-0,14 0,25-0,18 0,25-0,19 |
Социометрия проводилась следующим образом: В каждом микроцикле для организации досуга игроков команды в выходные дни проводились командообразующие тренировки, включающие специальные упражнения и игровые задания, в которых участвовали все Члены команды. Выбранные методы были доступны, просты в исполнении и не предъявляли особых требований к материально-технической базе и кадровому обеспечению. Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.
Пример. Упражнение «Сороконожка». Исходные условия: участники стоят в ряд. Ведущий связывает нитками ноги двух стоящих рядом игроков (на уровне щиколоток). Задача: пройти 20 метров по веревке, не порвав нить.
Уровень развития отношений в группе, влияющих на сплоченность коллектива, измерялся:
1) на начальном этапе кондиционно-тренировочных сборов;
2) на втором этапе учебно-тренировочных сборов – на развитие технических навыков и специальной физической подготовки;
3) на заключительном этапе предсезонных сборов.
Для нужд социометрии тренер давал устные инструкции, а затем раздавал социометрические карточки (табл. 2).
Таблица 2. Индивидуальная социометрическая карта
№ | Критерии | Выбор | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | ||
А. К. | Г.А. | Д.П. | К.Ю. | К.А. | К.Ю. | К.А. | К.А. | Н.Н. | О.М. | П.Ю. | ПК | У.В. | ФЭ | ||
1 | Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При заполнении карт применялись следующие правила:
- каждая девушка заполняла свой список сама, ни с кем не обсуждая и не думая вслух при выборе ответов;
- при заполнении списка учитывались все члены команды, а не только присутствующие в этот момент;
- каждая девушка могла сделать до двух вариантов.
Кроме того, на данном этапе были выбраны методы количественной обработки данных: табличный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).
В заключительной части исследования индексы групповой сплоченности (С) рассчитывались по следующей формуле:
Результаты и обсуждение. Анализ социоматрицы (матрицы отношений) по каждому критерию дает достаточно четкую картину межличностных отношений внутри группы: главное ее преимущество — возможность представления выбора в числовом виде, поэтому порядок эффектов в группе можно ранжировать (табл. 3-5).
Таблица 3. Социоматрица на начальном этапе кондиционно-тренировочного сбора
Вопрос № 1 | Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А. К. | Г.А. | Д.П. | К.Ю. | К.А. | К.Ю. | К.А. | К.А. | Н.Н. | О.М. | П.Ю. | ПК | О.В. | ФЭ | |
Количество вариантов | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Взаимный выбор | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Вопрос № 2 | Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А. | Д.П. | К.Ю. | К.А. | К.Ю. | К.А. | К.А. | Н.Н. | О.М. | П.Ю. | ПК | О.В. | ФЭ | |
Количество вариантов | 5 | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 |
Взаимный выбор | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
Вопрос № 3 | Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время. | |||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А.К. | Г.А. | Д.П. | К.Ю. | К.А. | К.Ю. | К.А. | К.А. | Н.Н. | О.М. | П.Ю. | ПК | О.В. | ФЭ | |
Количество вариантов | 1 | 2 | 0 | 5 | 1 | 2 | 5 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 3 |
Взаимный выбор | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 |
Таблица 4. Социоматрица на втором этапе учебно-тренировочных сборов, посвященных технической подготовке и специальной физической подготовке
Вопрос № 1 | Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А | Д.П. | К.Ю | К.А | К.Я | К.А | К.А | Н.Н. | О. М. | П.Я | ПК | У.В. | FE | |
Количество вариантов | 2 | 1 | 1 | 4 | 2 | 2 | 0 | 0 | 1 | 3 | 5 | 1 | 2 | 2 |
Взаимный выбор | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Вопрос № 2 | Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А | Д.П. | К.Ю | К.А | К.Я | К.А | К.А | Н.Н. | О.М. | П.Я | ПК | У.В. | FE | |
Количество вариантов | 4 | 0 | 1 | 1 | 4 | 0 | 9 | 0 | 0 | 0 | 4 | 0 | 1 | 1 |
Взаимный выбор | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Вопрос № 3 | Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А | Д.П. | К.Ю | К.А | К.Я | К.А | К.А | Н.Н. | О.М. | П.Я | ПК | Оу.В | FE | |
Количество вариантов | 1 | 1 | 3 | 4 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 1 | 4 | 5 |
Взаимный выбор | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Таблица 5. Социоматрица на завершающем этапе предсезонных сборов.
Вопрос № 1 | Назови девушку, с которой ты хотел бы отправиться в тренировочный лагерь. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А. | Д.П. | К.Ю. | К.А. | К.Я. | К.А. | К.А. | Н.Н. | О.М. | П.Я. | ПК | У. В. | ФЭ | |
Количество вариантов | 2 | 1 | 2 | 3 | 2 | 0 | 3 | 0 | 2 | 0 | 4 | 0 | 3 | 2 |
Взаимный выбор | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
Вопрос № 2 | Назови девушку, с которой ты хотел бы участвовать в важных соревнованиях. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А. К. | Г.А | Д.П. | К.Ю | К.А | К.Я | К.А | К.А | Н.Н. | О.М. | П.Я | ПК | У.В. | FE | |
Количество вариантов | 3 | 0 | 1 | 0 | 4 | 1 | 5 | 0 | 1 | 0 | 8 | 0 | 0 | 1 |
Взаимный выбор | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 |
Вопрос № 3 | Назови девушку, с которой ты хотел бы провести свободное время. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
А.К. | Г.А | Д.П. | К.Ю | К.А | К.Я | К.А | К.А | Н.Н. | О.М. | П.Я | ПК | Оу.В | FE | |
Количество вариантов | 1 | 3 | 1 | 4 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 2 | 4 |
Взаимный выбор | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 |
На основе социоматрицы была разработана социограмма (схематическое изображение реакции респондентов друг на друга при ответе). С помощью этой социограммы проведен сравнительный анализ пространственной структуры межличностных отношений в группе на определенной плоскости («щите»).
С помощью групповой социограммы рассматривались общие межличностные отношения в группе. Групповая социограмма была представлена в виде условной социограммы, где игроки изображены в виде кружков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или расхождения (рис. 1-3).
Рис. 1. Социограмма исходного сбора ЭРАП — по физической подготовке
Рис. Рис. 3. Социограмма на завершающем этапе предсезонных сборов. Анализ социоматриц и социограмм отчетливо демонстрирует сдвиг предпочтений, проявляющийся при переходе от одного числа к другому, например от 1, 4, 5, 7, 13 к 7, 11, 14. Готовность совместной деятельности членов команды проявляется в следующем: микрогруппа 2-5-13 трансформировалась в микрогруппу 2-5-11-13 и микрогруппу 4-9-14 в 4-7-9-14 соответственно. Человеческие связи в коллективе распределялись неравномерно: на первом этапе исследования номер 11 имел общее количество 5 выборов и сумму 2 взаимных, тогда как на третьем этапе он стал лидером: 15 и 5. , соответственно. Наоборот, номера ведущего первой фазы (номер 7), т.е. 13 выборов и 5 взаимных, изменились на 11 и 1 соответственно на третьей фазе. Следует отметить, что по окончании сборов и при избрании капитана команды (по результатам тайного голосования) уверенное первое место занял номер 11 (11 голосов из 14). Что касается выбора капитана, то мнение команды совпало с мнением тренеров. Если рассматривать социограмму визуально, то становится очевидным, что «нить», символизирующая социометрические выборы, к концу сборов стала более закрепленной. Закрепление «нити» свидетельствует о том, что учебная работа способствовала сплочению коллектива. Если проанализировать расхождение выбора, то можно прийти к следующему выводу: № 8 практически игнорировалась группой, так как она шла по индивидуальному режиму тренировок и не участвовала в общей подготовке команды. Заслуживающая должного внимания ситуация в межличностных отношениях с остальной командой наблюдалась в случаях 10 и 12. Тренеру необходимо разобраться в причинах этого и продумать пути выхода из этой неблагоприятной ситуации. При расчете показателей групповой сплоченности (С) были получены следующие результаты (табл. 6). Таблица 6. Результаты показателей групповой сплоченности На начальном этапе подготовки в тренировочном лагере Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 0,53 0,32 0,32 На втором этапе учебно-тренировочных сборов по технической и специальной физической подготовке Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 0,32 0,28 0,35 На заключительном этапе предсезонных сборов Вопрос № 1 Вопрос № 2 Вопрос № 3 0,14 0,14 0,42 Анализируя данные первого вопроса, можно предположить, что резкое снижение индекса с 0,53 до 0,14 вовсе не свидетельствует об ухудшении межличностных отношений в коллективе. Наоборот, результат указывает на пересмотр выбора каждого члена команды. Если в начале сбора девушки делали выбор по первому впечатлению или только исходя из характера и уровня физической подготовки конкретных игроков, то к концу сбора каждая спортсменка уже показала свои возможности. Следовательно, полученный результат свидетельствует об объективности собственной оценки игроками «рабочего состояния». То же самое можно сказать и об интерпретации результатов второго вопроса. Ответ на третий вопрос, вероятно, указывает на постепенное улучшение сплоченности команды. Иными словами, зная все положительные и отрицательные стороны в уровне физической подготовки, игроки все равно готовы взаимодействовать, сотрудничать и общаться друг с другом. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной командообразующей тренинговой работы (прирост индекса групповой сплоченности на 0,10). Социометрический метод Джейкоба Морено может быть использован для изучения структуры межличностных отношений в коллективе и динамики их развития, что полезно в игровых видах спорта.