Социометрический метод морено: Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

Социометрия Джорджа Морено для определения взаимоотношений в коллективе с помощью тестов

Часто люди для работы, учебы или просто общения поставлены в условия существования в рамках определенной группы. Их отношения между собой создают некую психологическую и социальную структуру, показатели которой определяют характеристики группы, меру свободы поведения каждого человека, его душевное состояние и выявляет совместимость отдельных индивидуумов.

Социальный психолог Дж. Морено, являющийся известным психиатром в Америке, положил начало методу социометрической техники для диагностики и исследования отношений между отдельными личностями и существующими группировками с целью усовершенствования и улучшения морального климата в коллективе.

  • Задачи социометрии
  • Проведение социометрического теста
    • Подготовительные работы
    • Порядок проведения социометрии по рекомендациям Дж. Морено
    • Примеры вопросов
  • Формы проведения социометрии
    • Непараметрический вид опроса
    • Параметрическая система проверки
  • Социометрическая карточка
  • Получение результатов и обработка данных социометрии Дж. Морено
    • Метод составления таблиц (социоматрица)
    • Социограмма
    • Применение социометрических индексов
    • Основные социологические персональные индексы

Задачи социометрии

Тест социометрии разработан для изучения эмоциональных отношений между отдельными личностями в коллективе и решения следующих вопросов:

  • определения степени разобщенности или сплоченности между членами выбранной группы;
  • выявление авторитарности отдельных членов коллектива с учетом признаков антипатии или симпатии, определение в группе
    звезд
    , лидеров и отвергнутых, которых можно морить всем остальным участникам;
  • обнаружение сплоченных подгрупп, которые возглавляют неформальные лидеры.

Метод позволяет изучить и проанализировать динамику отношений в группе с целью использования полученных данных для перестройки коллектива, повышения эффективности общего дела, сплочения действующей группы. Социометрия Морено осуществляется по групповому способу, процедура требует немного времени и является полезной процедурой для улучшения отношений между отдельными членами.

Нельзя придавать социометрическим исследованиям большое значение с целью моментального разрешения возникших психологических проблем, источниками которых являются не антипатии и симпатии членов коллектива, а независимые глубокие проблемы.

В настоящее время разработанный Дж. Морено метод социометрии претерпел ряд изменений и у него появились ответвляющие модификации. Над внедрением его в исследованиях советских ученых активно трудились в свое время известные психологи Я. Л. Коломинский, И. П. Волкова, Е. С. Кузьмина, В. А. Ядова.

Проведение социометрического теста

Подготовительные работы

Для изучения выбирается группа лиц разного возраста, состоящая из членов детских, школьных и взрослых коллективов, внутри которой наблюдается определенное психологическое общение и социальное взаимодействие. Критерии социометрического выбора, в результате которого индивидуум определяет лидера или жертву, определяются в зависимости от возраста членов группы и задач, поставленных в начале исследования.

Результаты определяются после проведения опроса в виде социометрического теста. Критерии могут выступать в виде неформального или формального содержания. Формальное исследование имеет целью выявить межличностные отношения в рамках общей деятельности группы, для которой она создавалась. Неформальное содержание проявляет эмоциональные связи, возникающие для проведения досуга, но не влияющие на основную совместную работу.

Инструктор перед началом социометрического опроса проводит разъяснение по вопросам цели изучения отношений, подчеркивая важность правдивости полученных данных, показывает пример выполнения работы, дает гарантию тайны проявления симпатий или антипатий к другим членам общества. Для наиболее полного отбора критериев проведения опроса программа диктует обязательное предварительное ознакомление со специфическими чертами групповой деятельности.

Порядок проведения социометрии по рекомендациям Дж. Морено

Стандартная схема проведения опроса заключается в следующем:

  • главные положения и гипотезы опроса отдельных участников формируются после определения исследовательских задач и выбора объектной группы для изучения;
  • полная анонимность рассматривается, как критерий, тянущий исследование по пути малой эффективности;
  • требование инструктора публично проявить свои антипатии и симпатии нередко приводит к затруднениям с ответами и нежеланию некоторых участников продолжать социометрический опрос;
  • выбранные критерии и вопросы заносят в карточку, разработаны также варианты устного ответа в виде интервью;
  • участвующая в социометрии личность обязана отвечать на вопросы, выбирая тех, кого бы она могла считать лидером или морить отверженного неадекватным поведением.

Примеры вопросов

Члены изучаемого коллектива отвечают на вопросы, проявляющие их антипатии и симпатии друг к другу или к формальным или неформальным лидерам:

  • нужно написать на листке под первым номером данные лидера, которого бы участник видел в руководстве в первую очередь;
  • на вопрос под цифрой два указать ответ, кого бы испытуемый сделал лидером в случае отсутствия человека под цифрой один;
  • под цифрой три указывается фамилия человека, кого бы член коллектива видел в руководстве при отсутствии первого и второго кандидатов.

Вопросы о личных отношениях в группе задаются в том же порядке. Если имеются сомнения в правильности ответов, или исследование не выявляет социометрических данных, то опрос проводится в коллективе несколько раз до получения достоверной информации, при этом вопросы задаются другие, например:

  • кого бы из своих сотрудников участник попросит о помощи в первую очередь?
  • кого из них член коллектива никогда не попросит о помощи?
  • с которым из членов группы он бы поехал в долгую командировку?
  • с кем бы участник отказался работать в командировке?
  • кого бы член коллектива сделал руководителем?
  • кого он не видит в руководящей должности, а, наоборот, изводит плохим отношением?

Формы проведения социометрии

Процедура проводится в двух видах:

  • непараметрическая форма;
  • параметрическая форма.

Непараметрический вид опроса

В этом случае количество выбранных кандидатов для ответа на вопрос не ограничивается. Например, если число членов группы 10, то участник опроса может выбрать 9 человек, исключая только самого себя. Так, число теоретически выбранных кандидатов при ответе будет равно количеству участников коллектива без одного. Число выборов, осуществленных одним членом группы также будет равно этому количеству. В процессе непараметрического варианта эта константа становится одинаковой для участника, отвечающего в рамках социометрии, и любого члена группы, явившегося объектом выбора.

Достоинством такого вида опроса является то, что относительно достоверно выявляется эмоциональная характеристика каждого члена группы и определяется структура межличностных отношений. О недостатках можно начинать говорить, если размеры коллектива начинают превышать 12 человек и проследить полученные параметры можно только с применением вычислительной техники.

Еще одним недостатком является вероятность получения в показателях случайного выбора, если участники процесса социометрии указывают в ответах

«выбираю всех». Это означает два варианта:

  • опрашиваемый человек имеет такие недифференцированные связи со всеми участниками группы, что не всегда отвечает действительности;
  • индивидуум дает неправильный ответ, стараясь показать расширенную лояльность к членам коллектива или инструктору.

Параметрическая система проверки

Некоторые исследователи пытаются изменить параметры опроса для снижения вероятности случайных ответов и устанавливают ограничение на число выборов. Этот метод эффективен для групп с большим количеством человек. Испытуемому предлагается выбрать лишь несколько вариантов. Число разрешенных ответов называется социометрическим ограничением или лимитом на выборы. По мнению многих экспертов это повышает надежность и достоверность полученных результатов.

Участник опроса при установлении лимита старается более внимательно выбирать ответы и оценивать коллег по их лидерским качествам. Если в первом случае в результат теста могли попасть члены, которых все стараются морить в коллективе, то во втором случае роли распределяются более ответственно.

К недостаткам параметрического варианта социометрии Дж. Морено относится невозможность проследить все психологические зависимости в коллективе, проявляются только те связи, которые имеют наибольшее значение. Введение ограничений на число ответов не позволяет воссоздать полную эмоциональную окраску отношений между членами коллектива.

Социометрическая карточка

Социометрическая карточка делается в заключительном этапе исследования. Она нужна для определения мнения каждого члена группы по конкретным критериям, например, о работе плечом к плечу, проведении развлекательных мероприятий, корпоративов и др. Участники опроса отвечают на вопросы, которые составлены в зависимости от разработанной программы проводимого исследования и вида коллектива, участвующего в изучении. Это может быть производственный участок, объединения для проведения досуга, временные коллективы, стабильные группы.

Если такой социометрический вопрос по Дж. Морено проводится без существенных ограничений, то после вопроса в карточке выделяется достаточно пространства для полных ответов. В условиях ограничения ставят количество граф, разрешаемое к ответу участнику социометрии.

Получение результатов и обработка данных социометрии Дж. Морено

После сбора информации путем заполнения карточек, начинается их обработка математическим способом. Для выбора варианта переработки данных определены несколько способов:

  • с помощью таблиц;
  • графический;
  • индексологический.

Метод составления таблиц (социоматрица)

Вначале вычерчивают простейшую таблицу, называемую социоматрицей, в которую заносят результаты опроса с применением условных обозначений. Графы таблицы заполняются отдельно результатами по отношениям личного и делового характера. Проанализировав результаты из социоматрицы, выводят точную картину эмоциональных и психологических отношений в проверяемом коллективе.

Для более точного определения есть опыт построения суммарных таблиц, в которых картина опроса представлена по нескольким критериям или данных выборов между группами. К достоинствам табличной обработки результатов можно отнести возможность получения итогов выборов в числовом эквиваленте, что позволяет разделить членов объединения в зависимости от числа выборов, полученных участником и предоставленных им на рассмотрение.

Такая обработка результатов социометрии позволяет рассмотреть все имеющиеся варианты влияния в коллективе, на основе полученных данных строится следующая показательная социограмма.

Социограмма

Такая графическая диаграмма в виде круглой мишени позволяет наглядно, а не в виде математических показателей, получить распределение ролей среди участников группы. Каждой окружности в графике отдается определенное значение:

  • внутренний круг обозначает группу лидеров или звезд, которым отдано наибольшее количество голосов среди участников;
  • во втором круге собраны имена предпочитаемых лидеров, которые набрали наибольшее количество выборов, являющееся по значению выше средних показателей;
  • в третьей оболочке находятся имена тех, которыми пренебрегают остальные участники и они набрали число голосов ниже среднего показателя;
  • четвертая окружность характеризует тех, кто не получил ни одного голоса, которых не то, что избрать – будут морить психологическими уловками.

Правильно построенная социограмма на основе достоверных данных исследования позволит определить наличие различных группировок в формировании и установит границы социологических и психологических контактов. Схематическое изображение достаточно четко изобразит в визуальном плане реакции испытуемых членов группировки при построении ответов выбранного социометрического критерия.

Социограмма является выгодным дополнением к табличному способу в изучении социометрического материала, так как дает возможность более качественно и глубоко описать в наглядном представлении происходящие оптимистические и негативные проявления взаимосвязанных процессов в группировке.

Анализировать социограмму обычно начинают с отыскания наиболее влиятельных членов коллектива и тех, кто их поддерживает, затем определяют взаимные группы, иногда неформальные, и неконфликтные пары. Группировки в графике представлены теми лицами, которых стремятся выбирать в своем кругу. Очень показательно, что наиболее часто такие группировки состоят из 2–3 участников коллектива, более редко встречается число 4 и больше.

Применение социометрических индексов

Для более полного получения информации социометрические индексы подразделяют на виды:

  • персональные социометрические, показывающие индивидуальные психологические и социальные проявления личности при общении в коллективе;
  • групповые, дают количественные характеристики подгруппы или конфигурации при проведении социометрии.

Основные социологические персональные индексы

К ним относят:

  • социометрические индексы статуса i-члена;
  • эмоционально экспансивные индексы j-члена;
  • концентрационные, интенсивные и объемные индексы ij-члена.

Для удобства указанные символы имеют определения, которые указывают на роль участника в социометрии, например, i-обозначает выбираемого члена, j приписывают тем, кто выбирает, а совместные символы рядом говорят о совмещении функций.

Социометрический статус выражает свойство индивидуума быть элементом группового образования или формирования, что накладывает на него обязанность представлять выбранную позицию в пространстве ограниченного социума. Помимо этого, он тем или иным образом вступает в социальные и психологические отношения с другими членами коллектива.

Именно способность определять себя в группе членов формирования развита неравномерно, поэтому для более полного представления применяется числовое значение – социометрический индекс статуса человека. В группе элементами взаимодействия являются члены группы, которые в зависимости от характера и силы личности взаимодействуют с другими индивидуумами, обменивается знаниями, информацией, общается.

Одновременно индивидуальное поведение каждого участника группы оказывает действие на коллектив в целом, что проявляется посредством влияния на других с точки зрения психологического и социального общения. Чтобы подойти к субъективному определению количественного взаимодействия индивидуума на положение в группе, было введено понятие социометрического статуса.

Но член коллектива может влиять на других участников с хорошей и негативной точки зрения, поэтому при определении статуса к нему приписывается характеристика в виде положительного или отрицательного определения. Статус также говорит о возможности человека стать или не стать лидером. Для расчета величины социометрического статуса берут показатели из таблицы социоматрицы.

Социметрия Дж. Морено

сущность, особенности реализации, область применения — Студопедия

Поделись  

Социометрические методы были предложены в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено (1892-1974) в рамках развиваемой им теории социометрии – метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами.

Социометрия в трактовке Морено – проект социальной науки в целом. Основная идея – малая группа – модель общества: для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмоциональных (неформальных) отношений, которую возможно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения человека зависят от его положения во внутренней, неформальной структуре отношений в малой группе; недостаток симпатий порождает жизненные трудности.

Эмоциональные привязанности в группах распределяются неравномерно и это неустранимо. Структура неформальных групповых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур порождает конфликты, ведет к появлению людей, лишенных богатства эмоциональных связей. А значит, все проблемы современного общества могут быть разрешены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, т.к. социометрические процедуры позволяют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы.

Социометрический метод – метод исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Назначение социометрической процедуры:

а) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказывается лидер группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Основная цель – превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и преобразование групп, чтобы формальная поверхностная структура соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

В узком смысле социометрические методы – это способы изучения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

Правило адекватной мотивации участников: процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых.

Триединая система Морено включает в себя три группы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию).

Критерии (по Золотовицкому):

1. Социометрия должна быть добровольна, а не анонимна.

2. Критерий выбора должен быть событие, а не вопрос, очевидное и понятное всем. Самый надежный способ, оказаться всем в одном и том же событии – это социодрама.

3. Экспериментов должно быть столько, сколько человек в группе.

4. Результатом будет не знание, а определение и оптимизация меры общения.

5. Культурный запрет на отрицательные выборы и на перенос выбора на человека.

Возможности социометрического метода:

1. изучение межличностных отношений в малых группах.

2. изучение социометрического статуса членов малой группы,

3. выявление уровня сплоченности группы, представление о групповых ценностях,

4. возможная коррекция взаимоотношений людей в группах.

Ограничения метода:

1. данный метод можно реализовывать только при наличии всех или почти всех членов группы,

2. исследование можно проводить только в коллективах имеющих опыт в 6 месяцев,

3. полученные данные нельзя рассматривать как полноценную картину внутригрупповых отношениях, надо проводить еще другие методы,

4. ситуация в группах быстро меняется, она динамична. Изменяются социометрические статусы и роли,

5. социометрическая карточка не является анонимной.



Что такое социометрия? | Мичиганский центр психодрамы

Дж. Л. Морено был психиатром, родившимся в 1889 году в Румынии. Ему приписывают развитие групповой терапии, социодрамы и психодрамы. Одним из его основных вкладов является социометрия. Социометрия — это измерение социального выбора, то есть решений, как сознательных, так и бессознательных, которые принимаются в отношении межличностной принадлежности. Эти инструменты измерения могут быть использованы для облегчения изменений. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). На самом базовом уровне социометрия рассматривает различные аспекты человеческих отношений. Мы постоянно выбираем, с кем нам сотрудничать. Социометрия — это метод, который можно использовать для конкретизации и изучения этих вариантов. По словам Тиана Дейтона, тренера-преподавателя и практикующего психодраму, «ощущение себя избранным, неизбранным, отвергнутым, невидимым, изолированным или обладающим звездным статусом — это проблемы, которые естественным образом возникают в группах и в ходе социометрического исследования. Таким образом, социометрия предлагает способ изучения групп в их конкретной форме». (Дейтон, 2005, стр. 73).

Разрабатывая социометрию, Морено стремился создать научную методологию и набор инструментов вмешательства, которые можно было бы использовать для изучения и изменения основных человеческих чувств, таких как принятие и неприятие, особенно применительно к групповому процессу. Кроме того, изучать и, при необходимости, вмешиваться в способы организации групп с использованием различных социометрических показателей, таких как пары, кластеры, треугольники, расщепления и другие групповые образования. Это включает в себя оценку тех, к кому нас тянет, и тех, кто нас отталкивает. Мореноо хотел создать метод для изучения этого. (Дейтон, 2005, стр. 75).

Социометрия полезна при рассмотрении и измерении выбора, сделанного группой, а также отдельным человеком. Рассматривая социометрию, можно рассматривать ее с точки зрения группы или отдельного человека. «При использовании социометрии в группе выделяют четыре основные позиции, которые занимают индивидуумы: положительная звезда, звезда отторжения, изоляция и звезда несоответствия. Все эти должности имеют преимущества и обязательства». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Индивидов, которые проходят тщательный отбор, то есть получают наибольший выбор, называют «социометрическими звездами». Поскольку выбор может быть как положительным, так и отрицательным, так же как и социометрический титул, положительная социометрическая звезда логически получает наиболее положительный выбор, в то время как социометрическая звезда отказа — это человек, получивший наибольшее количество отрицательных выборов. (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

Легко заметить привлекательность популярности, то есть положительной звезды, а не непопулярности, то есть отказной звезды. При дальнейшем рассмотрении становится ясно, что высокая избранность за положительное качество, навык или поведение также сопряжена с определенными потерями. Каждый положительный выбор несет в себе предполагаемую потребность ответить взаимностью или предпринять какое-либо другое действие, так как наличие такого количества положительных вариантов может стать бременем.

Звезда отторжения — противоположное. Этот человек не нуждается во взаимности, и ему не вменяется никакой ответственности. «Она также свободна от норм, правил и ожиданий группы. Было сказано, что положительный старт принадлежит группе, а звезда отказа принадлежит ему или ей самой». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166). Тем не менее, быть звездой отказа несет в себе свое потенциальное бремя. Когда это продолжается слишком долго или слишком экстремально, группа может начать запугивать или делать из негативной звезды козлов отпущения.

«Человек может находиться в изоляции, если он или она не выбирает и не выбирается на основании определенных критериев. Те, кто упорно выбирает изоляцию и кого упорно не выбирают, являются настоящими изолятами. Звезда несоответствия — это человек, который получает наибольшее количество несоответствующих решений». (Гарсия и Бьюкенен, 2000, стр. 166).

Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.

  • Биография
  • Последние сообщения

Патрик Т. Бароне – адвокат по уголовным делам в Мичигане и соучредитель Мичиганского центра психодрамы. Он является сертифицированным тренером, преподавателем и практиком психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Он также является сертифицированным тренером по психодраме. Патрик применил свои психодраматические навыки в своей уголовно-правовой практике, а также при обучении юриспруденции и навыкам судебного разбирательства. Он также использовал социодраму, дополнительную форму психодрамы в деловой среде и библиодраму в религиозной среде. Он является автором главы под названием «Оживление Писания с помощью библиодрамы» для книги Адама Блатнера «Исследования действием: использование психодраматических методов в нетерапевтических условиях» (Paralax Productions, 23 февраля 2019 г.).). В качестве бизнес-консультанта г-н Бароне работал с владельцами и руководителями предприятий любого размера по всему Мичигану. Кроме того, г-н Бароне продолжает заниматься юридической практикой и является партнером-основателем и генеральным директором Barone Defense Firm.

Социометрия | AANZPA

Социометрия — это методология стимулирования, исследования и измерения межличностных отношений, изобретенная доктором Дж. Л. Морено (1889–1974). Цель социометрии состоит в том, чтобы повысить эффективность групповых задач и удовлетворение участников за счет повышения степени взаимности между людьми и большей подлинности в отношениях. Морено заметил, что группы и сообщества функционируют, когда людей привлекают или отталкивают от других, а также создаются последующие сети и модели взаимодействия. Он обнаружил, что когда люди выбирают, с кем они взаимодействуют, более высокий уровень удовлетворения от того, что они вместе, большее чувство сопричастности, достижение своей цели.

Долгосрочное исследование Морено

Раннее долгосрочное исследование Морено в Гудзонской школе для девочек в Нью-Йорке дало важные результаты. Частые побеги заставляли домашних искать инновационные решения. Морено пригласили поработать с девушками и персоналом. Он приступил к делу и предложил каждой девушке выбрать, с кем она предпочитает сидеть за трапезой. Их выбор был нанесен на карту и реализован. Уровень побегов резко снизился.

Социометрические методы

Социометрические методы разрабатывались с течением времени, исходя из принципа, что исследователь является активным членом группы. Материал, созданный группой, принадлежит членам группы. Не отнимается у исследователя и менеджеров принятие решений о группе. Социометрические вмешательства привносят гибкость в системы и группы, исследуя выбор людей, которые его делают, и отображая модели отношений, созданные этим выбором. Вдохновленные этой информацией, члены группы создают для себя новые шаблоны и укрепляют подлинное товарищество и большую взаимность в группе.

Сложные сети

Все группы имеют сложные сети, основанные как на ежеминутных социально-эмоциональных выборах, так и на долгосрочных психосоциальных сетях, которые сохраняются с течением времени. Идентифицируемые модели взаимодействия становятся очевидными. Эти сети отражают союзы, скрытые планы, подсистемы, подгруппы и изоляты, собирающиеся вокруг идентифицируемых лиц, их ценностей, убеждений и опыта. Некоторые связи закрепляются, а другие разыгрываются момент за моментом. Для того чтобы понять, что движет группой, необходима оценка сильных сторон и качеств отношений в группе. Людям любопытно узнать, в каком они положении по отношению к другим; в своей семье, с друзьями, со своим начальством, сверстниками и коллегами, а также интересуются отношениями других людей. Кто близок к маме, их менеджер, кто с кем не ладит. Кто будет выбран в проектные команды и на каком основании? К кому вы пойдете, чтобы узнать, что здесь происходит на самом деле?

Сопутствующая мера

Социометрия означает «сопутствующая мера». Морено разработал его как меру, новую науку. Он хотел создать общество, в котором все люди реализуют свой потенциал любить, делиться и смотреть правде в глаза. Он надеялся, что делая выбор открытым и активным, люди будут более спонтанными, аутентичными, а организации и групповые структуры станут свежими, ясными и живыми.

Добавить комментарий