Социометрический тест для младших школьников: Социометрия для школьников (образец)

Тест «Два домика» | Psylist.net

Психологический практикум ↓

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Тест «Способность к генерированию идей»
  • Тревожно-педантический тип
  • Методика «интеллектуальный портрет» для педагогов
  • Тест-опросник удовлетворенности браком (В.
    В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Методика «Определения уровня саморегуляции»
  • Методика исследования волевой организации личности
  • Формирующие методы
  • Методика «Оценка оперативной слуховой памяти»
  • Интровертированный тип

Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством танцевальной терапии — Информио

Общение – понятие широкое: общение с людьми, общение с природой, общение с искусством – это те виды общения, которые преобладают в младшем школьном возрасте, обогащая детскую натуру, расширяя восприятие, а также проявляя чувства, чтобы ярче воспринимать окружающий мир. Как это ни удивительно, но общение присутствует и в танце. Танец – способ эмоционального самовыражения, социальной адаптации, гармонизации физической и духовной сущности, способ коммуникации. Общение детей в хореографическом коллективе возникаем между собой в процессе трудовой или творческой деятельности.

Процесс общения в хореографическом коллективе способствует формированию личности ребенка, так как эффективность этого процесса во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная «дружеская» атмосфера в хореографическом коллективе не только продуктивно влияет на результаты творчества всех участников коллектива, но и перестраивает ребенка, помогает в проявлении потенциальных возможностей и формировании новых.

Поддержание благоприятного социально-психологического климата в хореографическом коллективе является одним из важнейших условий личностного формирования ребенка со стороны взрослого человека. Благодаря тому, что высок авторитет взрослого, в частности педагога как носителя норм и ценностей, ребёнок чувствует уверенность и успех в общении со сверстниками при грамотно выстроенной работе педагога. Также в данном возрасте высока значимость учёбы и игры, слабо выражено разграничение отношений на деловые и межличностные, поэтому данный возраст благоприятен для развития коммуникативных способностей в коллективе.

Одним из эффективных методов развития коммуникативных навыков считается танцевальная терапия. Танцевальная терапия – это новая форма организации работы с детьми, которая может служить средством психоэмоциональной разгрузки и средством развития творческих способностей детей. Танцевальная терапия в игровой форме помогает сплочению коллектива, развитию коммуникации детей разного возраста.

На современном этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития и воспитания подрастающего поколения. Но практика воспитательной работы показывает, что взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний. Частая ошибка педагогов в работе с детьми заключается в том, что они уделяют много времени одной деятельности – отработке хореографических навыков, а на развитие коммуникативного навыка отводят недостаточно времени.

Таким образом, использование метода танцевальной терапии позволит не только развивать творческие способности у детей младшего школьного возраста на занятиях в хореографическом коллективе, но и в определенной мере улучшать их коммуникативные навыки.

С целью выявления уровня коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста проведено диагностическое исследование, включающее в себя социометрический опрос, тест на коммуникабельность и тест на знание правил поведения в обществе.

Социометрический опрос включал в себя три вопроса на выявление межличностных отношений на основе определённых данных детей в хореографическом коллективе.

  1. С кем бы Вы хотели быть в паре в танце (один-три человека из группы)?
  2. Кого бы Вы позвали из своей танцевальной группы к себе на день рождение (один-три человека из группы)?
  3. Кому из своей танцевальной группы Вы бы могли доверить свой секрет (один-три человека из группы)?

В опросе приняло участие 14 детей младшего школьного возраста (1-2 класс) хореографического коллектива г. Кирова. Анализ результатов показал, что среди опрошенных детей имеют высокий уровень общения 4 детей – 29%, 8 человек средний уровень – 57% и 2 человека низкий уровень – 14%. Изгоев в данной группе нет, звезд в общении – 3.

Затем был проведен тест «Какой я в общении?» на выявление коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов показал, что большинство детей – 73% – имеют высокий уровень коммуникативных способностей, то есть они общительны, испытывающие большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми, также они интересны в общении, чаще всего являются «душой общества», друзья и знакомые ценят их за умение выслушать, понять, дать совет. Из опрошенных 4 человека – 27% – имеют средний уровень, что показывает, что они в меру общительные, но в общении испытывают некоторые затруднения, друзей у них мало, со знакомыми не всегда могут найти общий язык. Иногда в разговоре бывают несдержанными, неуравновешенными. С низким уровнем коммуникативных способностей детей выявлено не было.

Третий тест «Правила этикета при поведении в обществе» проводился с целью детей было проверить знания детей основных правил этикета общения в обществе.

Анализ результатов показал, что половина опрошенных (7 детей – 50%) набрали 8 баллов, то есть имеют высокий уровень, то есть хорошо владеют правилами этикета общения в обществе. Другая половина детей (7 детей – 50%) показали средний уровень, то есть они недостаточно владеют правилами этикета общения в обществе. На это стоит обратить внимание.

Таким образом, данное диагностическое исследование показало, что группа опрошенных детей младшего школьного возраста на начальном уровне обладает хорошим потенциалом для развития коммуникативных навыков. Необходимо обратить внимание на взаимосвязи в группе, на выполнение правил этикета общения в обществе и повышения у некоторых коммуникативных способностей.

Учитывая результаты диагностического исследования начального уровня развития коммуникативных навыков младших школьников, было подготовлено и проведено 21 апреля 2021 года занятие с этой группой детей на развитие коммуникативных навыков посредством танцевальной терапии.

Занятие включало три упражнения на знакомство, целью которых было знакомство участников, создание в группе доверительной атмосферы для настроя на дальнейшую эффективную работу.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста посредством танцевальной терапии

Тест отношения, личностный тест, проективная техника и социометрическая техника доктора Неха Део

Тест отношения, личностный тест, проективная техника и социометрическая техника доктора Неха Део

Реклама

1 из 20

Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения в автономном режиме

Образование

В любом исследовании в области образования или социальной сферы для сбора данных требуются различные инструменты и методы. В этой презентации кратко обсуждаются тесты отношения, личностные тесты, проективная техника и социометрическая техника.

Реклама

Реклама

Реклама

Тест отношения, личностный тест, проективная техника и социометрическая техника доктора Неха Део

  1. Отношение Тесты (отзывы) Другие тесты Личность Проективная техника Социометрическая техника &
  2. Отношение…… Говорят…..  Ваше отношение, а не способности, будет определять высота. …  Позитивный настрой действительно может воплотить мечты в реальность — это для меня. …  Совершенство — это не навык, это отношение. …  Наше отношение в начале трудной задачи, больше всего на свете повлияет на его успешный исход.  Отношение — это мелочь, которая имеет большое значение.  Время играет очень важную роль почти в каждом  решение и некоторые решения определяют ваше отношение к  время.
  3. Отношение-Значение  Отношение – это степень положительного или отрицательного аффекта связанный с каким-либо психологическим объектом, каким-либо учреждение, идеал, символ, фраза, лозунг, работа или идея по отношению к которым люди могут различаться в отношении положительного или негативное влияние.  Отношение – это сумма склонностей и чувств человека, предрассудки и/или предубеждения, предвзятые представления, идеи, угрозы и убеждения о любых конкретная тема.
  4. Отношение – Значение  Отношение можно определить как приобретенное эмоциональное набор ответов за или против чего-либо. — Барр, Дэвид и Джонсон  Отношение – это устоявшийся способ думать или чувствовать что-нибудь  Чувство или мнение о чем-то или о ком-то, способ поведения, который вызвано этим. продолжение
  5. Как измерить отношение?  По прямому запросу – в устной или письменной форме – техника дознания.  Попросив проверить заявления.  Спросив степень согласия.  Использование проективной техники.
  6. 1.Техника Терстоуна  Утверждения, демонстрирующие положительное или отрицательное отношение, подготовлено – количество заявлений более 20.  Их отправляют в судейскую коллегию для проверки и категории.  Экспертов просят разделить их на 11 групп – рейтинг от крайне отрицательного до крайне положительного.  Заявления, на основании которых эксперты противоречивое суждение, они отбрасываются.
  7. Техника Терстоуна  По каждому утверждению определяется медианное значение (согласно номер группы в соответствии с классификацией различных экспертов.) e.g.a бригада из 7 судей присвоила следующие категории двум заявления. St one 1,2,1,3,2,4,2—1,1,2,2,2,3,4 —- среднее значение равно 2 St two 7,8,6,8,9,10,9—6,7,8,8,9,9,10—-среднее значение равно 8  Теперь окончательный список подготовлен и передан испытуемые/респонденты.  Испытуемых просят выбрать утверждения, к которым они соглашаясь.  Отношение представляет собой сумму медианных значений утверждения, выбранные субъектом. Продолжение.
  8. 2. Метод Лайкерта  Ряд утверждений (включая как положительные, так и отрицательные) –подготовлены –относительно того, какое отношение должно быть измерено.  Обычно количество положительных и отрицательных утверждений одинаковый.  Испытуемым дается испытание.  В шкале сохраняются только те утверждения, которые хорошая корреляция с общим тестом.  Каждому утверждению дана пятибалльная шкала. т. е. полностью согласен, согласен, безразлично, не согласен, полностью не согласен.
  9. Метод Лайкерта  Если имеется 30 утверждений, то  30×5= 150 — очень позитивный настрой.  30×3=90 Безразлично.  30×1=30=Сильно негативное отношение.  от 30 до 59 — отрицательный  от 60 до 89 — средний  90 и выше — положительный. Продолжение.
  10. Ограничения проверки ориентации-  Даются социально приемлемые ответы.  респонденты могут выбрать неверный вариант.  Расстояние между пятибалльной шкалой может не остается такой же.  Все утверждения могут иметь разное значение.  Соответствие фактической ситуации может отсутствовать.  Респонденты всегда выбирают вариантов, ожидаемых обществом.
  11. Личность — значение и определения  Различные качества характера человека, которые сделать его/ее непохожим на других людей..  Качество сильного, интересного и привлекательный характер.  По словам Тракслера, личность – это совокупность индивидуальных поведение в социальных ситуациях
  12. Личность – значение и определения  Личность, характерный образ мыслей, чувств, и поведение. Личность охватывает настроения, отношения, мнения и наиболее ярко выражена в взаимодействия с другими людьми. Он включает в себя поведенческие качества, как врожденные, так и приобретенные, отличить одного человека от другого, и это может быть наблюдается в отношении людей к окружающему миру и к социальной группе.
  13. 1. Allport определяет личность как динамичную организацию внутри человека этих психофизических систем которые определяют его уникальное приспособление к своему среда. 2. По М. К. Даугалл, личность представляет собой синтетическое единство. всех психических особенностей и функций в их врожденном взаимодействие. 3.Левин определяет личность как динамическую совокупность системы, присутствующие в человеке. Личность-значение и определения-
  14. 4. Личность – это организованная совокупность физических, психических аль и эмоциональные черты, которые уникальны и намик и который позволяет приспособиться к своему среда. 5. По мнению Кейтелла, личность — это то, что позволяет предсказание того, что человек будет делать в данный момент ситуация. Значение и определение личности
  15. Тестирование личности  Личностные тесты являются инструментами измерение эмоционального, мотивационного, межличностные и поведенческие характеристики как отличается от способностей.  Тесты личности бывают разных типов.  Они могут быть типа бумажного карандаша или активности. тесты или проективная техника также могут использоваться для измерения личности.
  16. Проверка личности  MMPI-Миннесота Многофазная личность Инвентарь  CPI-California Personality Inventory  Проективные техники.  Проблемные запасы
  17. Проективная техника  Завершение предложения  Завершение истории  Чтение картинок  Кукольная игра  Ведение дневника  Написание эссе.  Тест чернильных пятен Роршаха  ТАТ Во всех этих техниках внутренние мысли, эмоции, идеи, чувства проецируются на какой-то другой внешний объект.
  18.  В социометрической методике поведение человека в социальной группе выяснено..Эти методы очень полезны для школьных занятий дети. Благодаря этим методам учащиеся с социальными навыками и качества можно узнать. например лидерство, сотрудничество и т. Из этого также могут быть обнаружены их проблемы, связанные с настройкой. вне. Чтобы выяснить социальное поведение, используются два метода. 1. Угадай, кто? — учитель просит всех учащихся в группе идентифицировать учащегося с указанными характеристиками. Тот, кто всегда готов помочь другим…….угадайте кто? Социометрическая техника.
  19. 2. Техника номинации. Респондентов просят выбрать идеальную студент, монитор или выбрать партнера для завершения проекта или назначение. Из этих данных можно построить социограмму. можно найти из разных групп в классе. Студент, который больше всего нравится другим, также можно узнать. Тот, кто не выбранные другими студентами, которые также могут быть обнаружены. А я М г ЧАС С Д Б К Дж Н л Ф Е Социометрическая техника.

Реклама

Важность и польза метода социометрического опроса в исследованиях физической культуры Текст научной работы на тему «Экономика и бизнес»

Доступно на сайте www. sciencedirect.com

ScienceDirect

Procedia — Social and Behavioral Sciences 117 (2014) 185 — 192

ICSPEK 2013

Важность и полезность метода социометрического опроса в

исследованиях физического воспитания

Сопа Иоан Сабина, Санислав Михаиб, Помохачи Марсела, b*

Национальный университет физического воспитания и спорта, 140 C-tin Noica Street, Bucharest 060057, Румыния Университет «Lucian Blaga», Victoriei Bvd. №10, Сибиу, 550024, Румыния

Abstract

Социометрия — это способ измерения отношений между людьми. Социометрические тесты могут обнаруживать, описывать и оценивать социальный статус и структуру, а также измерять принятие или неприятие между спортивными группами. Субъектов в спортивной группе обычно просят выбрать членов, которые им нравятся или с которыми они предпочитают работать, или выбрать своего лидера, или другие переменные в зависимости от контекста.

Настоящее исследование оценивает связи внутри школьной спортивной команды и выявляет сходство, взаимный выбор или неприятие между учащимися. Эти отношения могут выявить динамику школьной группы, а также структуру и иерархию учащихся в спортивной группе. Проанализировав эти факторы, мы можем определить лидера группы, маргинализированных лиц, групповую сплоченность и статус каждого члена в команде. Выводы, которые мы можем сделать, применяя наш метод опроса и социометрический тест, могут помочь нам определить групповую сплоченность (объединена группа или разделена), групповые предпочтения в отношении капитана команды или другие социальные проблемы в группе, которую мы хотим исследовать. Анализируя родство, мы можем обнаружить и улучшить групповую сплоченность, а также стимулировать позитивные отношения, которые могут повлиять на эволюцию и результаты команды. Если мы хотим быть успешными в соревновательной деятельности, которую мы организуем в нашей школе, поэтому мы должны сначала познакомиться с отношениями внутри группы, проблемами адаптации, интеграции и социализации учащихся в группе, что отражено в данном исследовании. .

© 2013 Авторы. Опубликовано ElsevierLtd.

Отбор и рецензирование под ответственность ICPESK2013.

Ключевые слова: социологическое исследование, групповая сплоченность, спортивная группа, лидер;

1. Введение

Использование метода опроса при анализе нашего школьного коллектива помогло нам решить психосоциологические проблемы или вопросы, такие как взаимоотношения между учащимися, групповая сплоченность, выбор лидера коллектива и т. д. С помощью этого метода мы

* Автор, ответственный за переписку : Тел.: 0040 0742682226. Адрес электронной почты: [email protected]

1877-0428 © 2013 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Отбор и рецензирование под ответственность ICPESK 2013. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.02.199

исследовали взгляды и мнения испытуемых, восприятие, мысли, намерения, эмоции, впечатления, и получили узнать, как студенты понимали вещи и в какой степени они были мобилизованы во время нашей деятельности. Методы социологического опроса обычно используются для анализа личности (темперамент, характер, навыки, интересы, мотивы и мнения).

По мнению Челси (2005), «социометрический метод гораздо ближе к исследовательским методам, основанным на анкетной методике, так называемом социометрическом тесте, используемом для определения степени групповой сплоченности, взаимоотношений между членами одной группы, групповая структура, иерархия членов и т. д. Основным средством, используемым для выявления групповых характеристик, является изучение предпочтительных отношений». Поэтому мы применили социометрический тест, чтобы определить лидера группы и измерить сходство, неприязнь и чувство безразличия между людьми.

1.1. Цель

Исходя из предположения, что в группах, где мы находим положительные отношения (взаимная близость, симпатии, дружба, сотрудничество), работа более эффективна, мы применили социометрический метод, целью которого было изучение предпочтительных отношений в нашей футбольной школьной команде, чтобы определяют уровень групповой сплоченности и психосоциологические элементы, на которых она основана.

1.2. Гипотеза

Исследование началось с гипотезы о том, что, используя методы опроса и другие специальные методы исследования, используемые в физическом воспитании и спорте, мы сможем предоставить полный и всесторонний массив информации о нашей школьной группе, о таких элементах, как группа сплоченность, лидер группы, маргинализированные студенты или другие проблемы, которые могут повлиять на эволюцию нашей группы.

1.3. Область исследования и методы:

Образцом для данного исследования послужила футбольная команда начальной школы «Октавиан Гога» в Расинари. В группу вошли 10 учащихся начальных классов в возрасте от 7 до 11 лет. Тест включает в себя несколько шагов, которым мы следовали, учащиеся должны были заполнить анкету, в которой они должны были выбрать три лучших и три последних варианта лидера группы в своем классе. мнение. Затем мы проанализировали ответы и рассчитали индексы групповой сплоченности, социального статуса и предпочтительного статуса, а затем построили социоматрицу. Методы: социологический опрос, социометрический тест, анамнезное интервью, интервью.

2. Содержание эксперимента

Мы применили социометрический метод к нашей исследовательской группе, включающей учащихся в возрасте от 7 до 11 лет, и попытались соблюсти условия и шаги для правильного проведения теста (Chelcea, 1975):

• первый шаг заключалась в том, чтобы члены группы очень хорошо знали друг друга, чтобы они могли высказать свои настоящие предпочтения, а не случайное мнение. Таким образом, наши ученики прошли несколько сеансов социализации и вводного опыта.

• мы должны были убедиться, что их ответы будут честными, заверив студентов, что их ответы не будут раскрыты коллегам;

• мы должны были убедиться, что предпочтения будут выражены иерархически.

В ходе нашего исследования мы попытались изучить предпочтения каждого учащегося, который хотел бы принять участие в каком-либо мероприятии, либо в отношении человека, который, по их мнению, мог бы быть капитаном команды, либо в отношении их участия в образовательных и развлекательных мероприятиях.

Мы сформулировали вопросы следующим образом:

• «Перечислите трех (или пятерых) лучших коллег, с которыми вы бы предпочли (название мероприятия)…» Нашей целью было выявить лидеров и маргинализированных учащихся в нашей группе. Мы присвоили 3 балла за первое место, 2 за второе и 1 за третье место. Затем мы перешли к обработке ответов, чтобы определить количественные предпочтительные отношения. Мы искали социальные показатели, такие как социальный статус, предпочтительный статус, групповая сплоченность.

Согласно Chelcea et al., (1993), индексы социометрического теста Значение Iss и Isp предоставляют информацию о классификации людей в соответствии с тем, как они принимаются, отвергаются или изолируются в группе:

• Индекс социального статуса of A:

I = N (A) = X(A) Где Iss e [0,1], N (A) — количество испытуемых, выбравших A, N — количество испытуемых (1)

ss N- 1 N -1

• индекс предпочтительного статуса A:

, -ZAzXR Где Isp e [-1,1], A — номер, выбравший A, R — номер, отказавший A. (2)

SP N -1

• Индекс групповой сплоченности:

j = Ns(A) Где Ns(A) — количество испытуемых, выбравших А (3)

eaf N-1

• Коэффициент групповой сплоченности:

C = 2*Z AR Где Cc e [0,1] (4)

C N (N -1)

• Индекс групповой сплоченности:

j= 2*(X ar-X Rr ), где Ic e [-1,1] (5)

C N (N -1)

Затем мы обработали ответы на нашу социометрическую анкету и построили социометрическую матрицу на основе сводной таблицы. В эту таблицу мы включили предметы, поданные голоса и их предпочтительный порядок, набранные баллы и рейтинг. На основании данных социометрической матрицы мы рассчитали статистические показатели, а затем построили социограмму. Это обеспечивает общий обзор структуры группы, иллюстрирующий групповую сплоченность и положение членов в группе.

Мы построили социограмму, поместив испытуемого, набравшего наибольшее количество баллов (с наивысшим индексом социального статуса), в центр нескольких концентрических кругов, а затем поместили субъекта на каждый круг в порядке убывания количества баллов забил гол. Мы также отметили на графике односторонние и взаимные предпочтения (выборы или отказы).

Примененный нами метод носит характер коллективного опроса, ответы испытуемых (студентов, спортсменов) заключаются в выстраивании иерархии коллег по соответствующим критериям выбора лидера (Chelcea, Patru, 2000).

Мы попросили наших учеников написать трех лучших и последних трех своих коллег, которых они выбрали бы на должность капитана команды. Таким образом, полезность метода двойная: развивать у испытуемых способность оценивать психоповеденческие характеристики своих коллег и в то же время предоставлять исследователю значимую информацию, которую было бы труднее получить другими способами.

3. Социометрический тест, разработанный и примененный к спортивной группе

Социометрический тест, разработанный и реализованный в нашей группе, имел следующий вид:

1. Дата; 2. Количество человек: 10; 3. Максимальный балл: + 3; 4. Минимальный балл: — 3; 5. Тип теста: предпочтения

Вопросы:

1. Перечислите по порядку трех товарищей по команде, которых вы бы предпочли на должности капитана команды:

1………….. ………………………(+3)

2…………….. …………………………..(+2)

3……… ………………….(+1)

2. Перечислите по порядку первых 3 товарищей по команде, которых вы бы отвергли на должность капитана команды:

1…………………. ………………….(-3)

2. …………….. …………………………..(-2)

3……… ………………………………..(-1)

Тесту предшествовал 5-минутное обучение, включающее информацию о следующих элементах:

1. Конфиденциальность теста

2. Необходимость ограничить количество предпочтений и отказов до 3

3. Запрет на любое общение или обмен взглядами между испытуемыми

4. После заполнения анкеты запрет на общение с выбранными или отвергнутыми коллегами

4. Результаты

Следующим шагом в нашем исследовании была централизация ответы наших студентов и построить социоматрицу. В таблице 1 мы перечисляли испытуемых с их инициалами в первом столбце и присваивали им номера по порядку, затем отмечали их предпочтения. В табл. 2 мы построили социоматрицу, отражающую все отклонения и выборы в виде матрицы.

Таблица 1. Таблица выборов и отклонений

Испытуемые +3 +2 +1 -1 -2 -3

АВ (1) 6 10 7 4 3 5

БД (2) 8 10 7 5 4 3

CN (3) 6 9 1 8 4 5

DV (4) 6 7 5 9 10 8

PN (5) 8 10 6 9 3 1

PP (6) 2 10 7 3 9 5

90 002 РА (7) 6 4 9 2 10 8

SB (8) 6 2 7 5 3 4

SG (9) 8 2 6 5 4 3

TI(10) 8 6 2 5 3 9

Сопа Йоан Са мусорное ведро и другие. /Процедиа — Социальные и поведенческие науки 117 (2014) 185 — 192 Таблица 2. Социоматрица

Под. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

1 -2 -1 -3 +3 +1 +2

2 -3 -2 -1 +1 +3 +2

3 +1 -2 -3 +3 -1 +2

4 +1 +3 +2 -3 -1 -2

5 -3 -2 +1 +3 -1 +2

6 +3 -1 -3 +1 -2 +2

7 -1 +2 +3 -3 +1 -2

8 +2 -2 -3 -1 +3 +1

9 +2 -3 -2 — 1 +1 +3

10 +1 -2 -1 +2 +3 -3

Затем были рассчитаны индексы социального статуса и предпочтительного статуса:

Таблица 3. Индексы социального статуса и льготного статуса

Показатели/ Студенты АВ(1) БД(2) КН(3) ДВ(4) КН(5) ПП(6) РА(7) СБ(8) СГ( 9) ТИ(10)

Исс 1/9 4/9 0 1/9 1/9 8/9 5/9 4/9 2/9 4/9

0,11 0,44 0,11 0,11 0,88 0,55 0,44 0,22 0,44 900 03

Исп 0 3/9 -7/9 -4/9 -6/9 8/9 5/9 1/9 -2/9 2/9

0,33 -0,77 -0,44 -0,66 0,88 0,55 0,11 -0,22 0,22

• Индекс социального статуса:

I = NA) = X (A)

SS N -1 N -1

• Индекс предпочтительного статуса A:

I X A-X *

Isp N-1

• Расчет индекса сплоченности группы:

Ar = 5 2 — 8 2 — 10 4 — 7 Rr = 6 1 — 5 3 — 5 3 — 8

6 — 7 4 — 8

6 — 10

4 — 9 5 — 9

Ar — взаимные выборы Rr — взаимные отклонения

(8) (9)

• Коэффициент групповой сплоченности:

2*X Ар = 2 *5 = N(N -1) 90 • Индекс групповой сплоченности:

2*d Ar -x Rr ) =

ic =■

2*(5 — 6) = 2*(-1) = — 2 =

N (N -1)

= = — 0.02

Социограммы

Социограммы выборов и взаимного отклонения: Тип социограммы: Цель

Используемые векторы: — отвергать друг друга — выбирать друг друга 4 »

Рис 1 2. Социограмма одностороннего отклонения

отклонения

Рис.3. Социограмма односторонних выборов

5. Выводы

Проведение данного исследования выявило важность метода опроса в научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Метод предполагал, главным образом, анализ психологических, социологических или педагогических особенностей проблем полевых данных.

Группа представляет собой основную психосоциальную реальность спортивной деятельности, ее сплоченность и возможности в значительной степени зависят от результативности и удовлетворенности спортсменов. Общеизвестные групповые ситуации можно охарактеризовать как «объединенные», «разделенные», «запутанные» или работающие над приобретением личности (Golu, 1988).

В качестве исследовательской выборки использовалась футбольная команда нашей школы, а в качестве основного инструмента исследования использовался социометрический опрос. Проведя анализ и интерпретацию результатов, можно сделать следующие выводы:

• Мы считаем использование метода опроса очень полезным в наших спортивных исследованиях для анализа психологических и социологических проблем, таких как выбор лидера команды или капитана. Мы определили студента П.П. как лидера нашей группы, так как он был наиболее часто выбираемым остальными, с хорошим социальным статусом (рис. 1) и социальным индексом 0,88 (табл. 3). С другой стороны, у студента CN было меньше всего шансов стать капитаном команды, так как он получил много отказов и получил социальный индекс -0,77 (таблица 3).

• Социометрический тест позволил выявить любимых людей с лучшим социальным индексом. Первое место занял потенциальный капитан П.П. (рис. 3) с социальным индексом 0,88 (6) (7). RA (рис. 3) занял второе место с 0,55 (6) (7) и третье место BD (рис. 3) с 0,33 (6) (7). Наиболее отвергнутыми студентами, которые вряд ли станут капитанами и лидерами команд, были: КН (рис. 2) с социальным индексом -0,77, ЧН (рис. 2) с -0,66 и ДВ (рис. 2) с -0,44. Выявлен также уровень межличностного сотрудничества: пять взаимных выборов (8) и шесть взаимных отторжений (9).), поэтому мы могли установить групповую иерархию, которая помогла нам оптимизировать взаимодействие между отношениями предпочтения и функциональными отношениями внутри группы для целей взаимного приспособления.

Добавить комментарий