Социометрии: Раздел 4. Инструменты и процедуры социометрии

Социометрия

В системе социальных наук особое место как объект исследования занимает малая группа. Внутри малой группы часто можно встретиться с конфликтными ситуациями и разногласиями, которые необходимо урегулировать. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является социометрия.

Как теоретическая система и как система практических методов, социометрия связана с жизнью и творчеством известного социолога, психиатра, социального психолога Джекоба Л. Морено. Он считается основателем социометрии. Термин был предложен ученым в 30-е годы XX века. Важными работами Л. Морено в этой области являются такие как «Социометрическая статистика социальных конфигураций» (1937), «Социометрия в действии» (1942), «Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе» (1951) и многие другие.

Л. Морено оказал большое влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Методы социометрии, получив широкое распространение, используются во многих странах мира.

В нашей стране внедрение этого метода связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова и др.

Диагностируя межличностные взаимоотношения в малой группе метод социометрии, позволяет выявить:

  • Особенности систем неформальных отношений в малой группе;
  • Степень психологической совместимости людей, входящих в группу;
  • Внутригрупповые статусы участников процедуры;
  • Качество психологической атмосферы группы.

Достоинством этого метода является то, что внутригрупповые отношения конкретно выражены в виде таблиц, графиков, схем, числовых величин. Недостаток заключается в том, что социометрия не дает возможности установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Отсюда следует, что полное изучение малой группы должно проходить в комплексе с другими методиками.

Социометрия в настоящее время активно используется психологами, социологами, педагогами, конфликтологами, социальными работниками.

Социометрические тезисы Морено

Люди родились из общения, и влияют друг на друга. Превратить старое социальное устройство в новое, является целью социометрического эксперимента и Дж. Морено выдвигает свои социометрические тезисы:

  • Между собой все люди связаны, а человечество представляет собой органическое единство со своей собственной структурой. Социометрическая структура определяет все остальные – социальную, экономическую, психологическую, политическую и др. В социометрической структуре заключена самая мощная энергетика всех изменений человеческой реальности. Напряженность общества в той ли иной ситуации будет тем сильнее, чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество;
  • Социальная реальность складывается из субъективных реальностей человека, её нельзя исследовать объективно и кому-то преподнести. Экспериментатор, работающий с группой, должен на это время становиться частью этой группы;
  • Социометрический метод работает с уникальной и неповторимой ситуацией, поэтому его нельзя считать ни психологическим, ни социологическим.
    Социометрический метод:
  1. Ищет наиболее актуальную реальность для конкретной группы, т.е. проводит диагностику группы;
  2. Любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию её участниками, проверяет на реальность;
  3. Очерчивает границы ситуации, границы контракта.
  • В любой группе и в каждой ситуации нельзя устранить неравномерность выборов.
  • Каждая ситуация имеет свою социодинамику, т.е. своих «звезд» и своих отверженных. В каждой группировке есть свои лидеры. Такие отверженные есть у всех народов и во все времена, Морено называет их «социометрический пролетариат». В своем обществе, в конечном итоге, он и страдает от экономической, расовой, политической, религиозной, психологической нищеты;

  • Социометрия – это возможность совместного действия, а не просто ответ на вопрос – почему люди действуют так, а не иначе, выбирают тех, а не других. Социометрия Морена погружается во все отношения всех участников;
  • Развитие социальных структур идет социогенетически. Социометрические методы дают возможность увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формацией и будущей. Действуют они одновременно и могут сопротивляться не только изменениям, но и консервации. Социометрия может это увидеть и повлиять на дальнейшее развитие. Между тем, социометрия не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает их. Она может просто помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на других со стороны. Она не призывает – «Давайте жить дружно» и не примеряет людей ради самого мира. Социометрия делает отношения реалистичными и открытыми. В конечном счете, результаты социометрического эксперимента обязательно принесут пользу не только отдельным участникам, но и всей группе в целом;
  • На первых порах социометрия становится важным делом конкретных людей именно здесь и сейчас. Эти «здесь» и «сейчас» множеством нитей связывают их с другими людьми не только выбором. Выбор – это, прежде всего, эмоционально чувственный канал, канал передачи любого человеческого содержания: знаний, энергии, верований и др.
    Это еще и констатация социометрической ситуации и первый шаг по её изменению.
  • Сегодня особенно важно понять, что невозможно отгородиться непроницаемой стеной, поставить заслон между людьми и группами людей, организациями и государствами, т.к. это означало бы социальную смерть. Понять себя и свой путь – это значит понять окружающих, прояснить отношения со всеми, со всем человечеством. Социометрия меняет группу изнутри, меняет её отношение к другим группам и вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

    Методы социометрии

    Различные социологические методы и, в частности, методы социометрии, используются при изучении малых групп. В различных сферах микросоциологии свое применение находит технический аппарат социометрии. Он позволяет повысить производительность труда, смягчить конфликты, выработать принятие коллективных решений.

    Аутосоциометрические методы

    Аутосоциометрия используется для осознания взаимосвязей, объединяющих людей в группы и представляет собой способы изучения взаимоотношений. В качестве объекта изучения выступают представления индивидов об отношениях друг к другу. На какое-то время каждый человек в группе становится как бы социометристом. Задача исследователя заключается в сборе всех мнений о групповой структуре, и решаться может различными способами. Выбор способа зависит от состава группы, степени её сплоченности, вовлеченности каждого члена группы во внутригрупповую деятельность и др. Способы, наиболее приближенные к социометрии:

    • Ретроспективная аутосоциометрия. Суть способа заключается в заполнении аутосоциоматрицы или, говоря другими словами, каждый член группы прогнозирует выборы других членов по какому-либо критерию. Кроме этого, он прогнозирует и те предпочтения, которые будут отданы и ему. Способ для участников группы достаточно труден и проводится или с учебными целями или для развития собственной рефлексии – предугадывание поведения других людей;
    • Прямое ранжирование всех индивидов по их положению в группе.
    • Ранжирование проводится с использованием каких-то категорий, например, попросить каждого ученика распределить всех одноклассников, включая себя, на четыре группы:

    1. Сверстники, симпатичные очень многим;
    2. Просто симпатичные многим;
    3. Симпатичные только некоторым;
    4. Сверстники, вообще не пользующиеся симпатией в классе.
    5. В данном исследовании можно использовать фотографии, таблички с фамилиями, круги со стрелочками и др.

      1 – тот, кого выбирают, 2 – тот, кто выбирает, 3 – и он выбирает, и его выбирают и т.д.

      Получаемые таким образом данные подлежат обработке, в результате которой можно вычислить предполагаемый статус каждого человека, причем максимально возможное его число равняется четырем. Этот максимальный статус возможен только тогда, когда все участники группы отнесут своего коллегу к категории «очень симпатичный»;

  • Упражнение «Планета». Это косвенный путь видения своего положения в системе межличностных отношений. Это упражнение, заимствованное из социодрамы, может быть включено в тренинг личностного роста или использоваться в русле учебных занятий по психологии;
  • Социометрический перцептивный тест. Он используется, как правило, в психодиагностических целях и для определения показаний к психодраматической терапии. Испытуемый не только отмечает свои выборы, в соответствии с заданными критериями, он отмечает выборы, касающиеся его самого и отвержения со стороны членов группы.
    Результаты социометрического перцептивного теста и реального социометрического теста в результате сопоставления социограмм у психически здоровых людей в значительной степени совпадают.
  • СОЦИОМЕТРИЯ | это… Что такое СОЦИОМЕТРИЯ?

    область социальной психологии, уделяющая преимуществ. внимание количеств. измерению межличностных отношений.

    Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к изучению социальных явлений. В 20 в. возникает микросоциология, сторонники к-рой (Г. Гурвич и др.) пытаются объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Я. Морено (1934) придал новое значение термину «С.», сведя проблемы С. к психологии взаимоотношений индивидов и включив в нее как экспериментальные методы, так и спекулятивные рассуждения.

    Морено подчеркивает пять ключевых положений в системе С.: 1. Распределение симпатий и антипатий между людьми связано с существованием «теле» – простейших единиц чувства, направленных от индивида к индивиду. Они и подлежат измерению в С. 2. Ни один человек не может выжить без эмоциональных связей с др. людьми, и поэтому не отд. индивид, а непосредств. сосуществование индивидов является наименьшим элементом общества – «социальным атомом». На спонтанном уровне социального атома находятся лица, с к-рыми данный индивид хотел бы вступить в контакт; на реальном уровне – те, кто является действительным эмоцион. партнером. Каждая личность – ядро своего атома, фокус, где собираются воедино многочисл. роли, связанные с существованием др. участников. Спонтанные группы и роли влияют на поведение индивидов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Вскрывающие эти структуры «тест ролей», «психодрама» и «социодрама» выполняют как диагностич., так и терапевтич. функции. 3. Закон социальной гравитации устанавливает, что сплоченность группы прямо пропорци- ональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональна пространств. дистанции между ними. Отсюда – метод повышения эффективности групповой деятельности за счет приближения офиц. структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий. 4. Социогенетический закон подчеркивает, что высшие формы коллективной организации развиваются из простейших. Отсюда ориентация не на преобразования макроструктуры, а стремление получить эффект путем микросоциологич. воздействий на малые группы. 5. Социодинамический закон отмечает, что внутри любой группы человеч. привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений приходится на немн. индивидов («звезды»), тогда как большинство участников оказываются эмоционально обездоленными («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще более усиливает эту непропорциональность, ее сможет уничтожить лишь «социометрическая революция».

    Дальнейшее развитие, однако, получила не спекулятивная, а эмпирич. сторона С. (X. Дженнингс, М. Нортуэй, Л. Зелени и др.). С 1937 издается журн. «Sociometry», с 1956 – «International Journal of Sociometry». Методы С. позволяют описать положение индивида в группе так, как оно представляется субъекту, сопоставить это с реакциями др. членов группы, математически сравнить взаимоотношения людей в разных коллективах и т.д. Важнейший принцип С. – правило адекватной мотивации: процедура любого теста должна совпадать с жизненными интересами испытуемых. В этом случае исследуемый коллектив становится коллективом исследователей общей ситуации. Эксперименты в пром-сти показали возможность повышения производительности труда, сокращения текучести кадров и производств. травматизма с помощью процедур С. Важное значение получает С. в медицине, обучении и воспитании.

    Возникнув в русле «новейших» социальных утопий, С. постепенно превращается в инструмент исследования и воздействия на взаимоотношения людей в коллективах. Отсюда – неоднозначное отношение к С. исследователей-марксистов. Утверждения, будто на основании С. можно устранить пороки капитализма, являются реакц. утопией. Несостоятельны и претензии С. на роль общей социологич. теории. Эксперименты Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьмина и др. в СССР, а также ряд работ в ПНР, ЧССР, ГДР и др. социалистич. странах доказали ненауч. характер мн. гипотез Морено. Вместе с тем, однако, они продемонстрировали возможность применения социометрического теста и нек-рых др. процедур при условии, что формально-математич. анализ выборов и отвержений сочетается с содержат. анализом деятельности коллектива, что принимается во внимание вся совокупность экономич., социальных, политич. и идеологич. факторов, возникающих в конкретных историч. условиях.

    Лит.: Морозов В. М., Микросоциология и психиатрия, «Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1964, вып. 1; Коломинский Я. Л., Некоторые экспериментальные данные для критики С., в кн.: Проблемы обществ. психологии, М., 1965; Кербиков О. В., Микросоциология, конкретно- социологич. исследования и психиатрия, «Вестн. АМН СССР», 1965, No 1; Лийметс X., Кареда П., Унгерсон Л., Социометрич. положение (статут) новичков в ученических группах, в кн.: Зональная конференция психологов Прибалтики. V. Материалы, Тарту–Кяэрику, 1968; Орн Ю. , Оценка взаимоотношений подростками, там же; Jennings Η. Η., Leadership and isolation, 2 ed., N. Y., 1950; Bjerstedt Α., Interpretations of sociometric choice status, Cph., 1956; его же, Sociometriska metoder, Stockh., 1963; Chaix-Ruy J., Psychologie sociale et sociometrie, P., 1960; Evans K. М., Sociometry and education, L.–N. Y., 1962; Petrović M., Premena sociometrije u skoli, «Naša škola», 1966, No 9–10; Böhme E,., Die Verwendung soziometrischen Gedankengutes in der marxistischen soziologischen Forschung, «Dtsch. Z. Philos.», 1966, No 1, Νorthway M. L., A primer of sociometry, Toronto, 1967; Nejerchleb J., Poznámky k metodologickým problémum sociometrie, «Sociologický časopis», 1967, No 4. См. также лит. при ст. Гурвич, Морено, Социометрический тест.

    В. Ольшанский. Москва.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

    социометрия — Англо-русский словарь на WordReference.

    com
      • См. также:
        • социограмма
        • социография
        • соц.
        • социолект
        • социолингвистика
        • социологический
        • социологизм
        • социологический
        • социологизировать
        • социология
        • социометрия
        • социопат
        • социально-политический
        • социально-психологический
        • социально-религиозный
        • социосексуальный
        • социотехнологический
        • носок
        • подкладка носка
        • подвязка для носков
        • носокдолагер
      • Последние поиски:
      • Посмотреть все

    UK: * UK и, возможно, другие произношенияUK и, возможно, другие произношения/ˌsəʊsɪˈɒmɪtrɪ/US:USA произношение: respellingUSA произношение: respelling(sō′sē om i trē, sō′ shē-)

    ⓘ Один или несколько форумов threads является точным совпадением с искомым термином

    на испанском | на французском | на итальянском | английские синонимы | Английский Использование | Конъюгатор | в контексте | изображений Приложения WR: Android и iPhone Слово дня


    WordReference Random House Unabridged Dictionary of American English © 2023

    so•ci•om•e•try (sō′sē om i trē, sō′shē-), произношение США n.

    1. СоциологияИзмерение отношений социального принятия или неприятия через выраженные предпочтения среди членов социальной группы.
    • 1930–35; социо-+-метрия
    со•ки•о•метрика (sō′sēə me трик, sō′shē-), произношение США прил. соьци•ом э•трист , н.

    Collins Concise English Dictionary © HarperCollins Publishers::

    социометрия /ˌsəʊsɪˈɒmɪtrɪ/ n

    1. изучение социологических отношений, особенно предпочтений, внутри социальных групп 900 09
    социометрический /ˌsəʊsɪəˈmɛtrɪk/ прил ˌсоциометрист n

    социометрия ‘ также встречается в этих статьях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

    социально-


    Посмотрите «социометрию» на Merriam-Webster
    Посмотрите «социометрию» на Dictionary.com

    • Перейдите на страницу «Настройки» и выберите различные действия для касаний или щелчков мыши.

    На других языках: испанский | французский | итальянский | португальский | румынский | немецкий | голландский | Шведский | Русский | польский | чешский | Греческий | турецкий | китайский | японский | Корейский | арабский

    Ссылки: ⚙️Настройки | Сокращения | Прон. Символы | Поддержка WR | Политика конфиденциальности | Условия обслуживания | Форумы | Предложения

    Объявления
    Объявления
    Сообщить о неприемлемом объявлении.
    Станьте сторонником WordReference, чтобы просматривать сайт без рекламы.

    Институт социометрии | MCA Denver

    Содержание

    Текст

     

    Хизер Линк-Бергман — художник-концептуалист, печатник и издатель, чья практика включает в себя различные формы печати, а также книги художников, журналы, коллажи, живопись, фотографию, перформансы и интервенции. В своих концептуальных исследованиях она часто использует юмор и методы из нехудожественных дисциплин, включая массовые коммуникации, маркетинговые исследования, журналистику, антропологию и социальные науки. Ни одна тема не закрыта, ее концептуальные исследования касаются разнообразных вопросов, включая потребительскую и материальную культуру, перемещение, религию, духовность и смерть, и стирают границы между ними.

    Линк-Бергман часто сотрудничает со своим партнером по искусству и жизни Питером Майлзом Бергманом. Она является партнером is PRESS, издательского и дизайнерского консалтингового агентства, основанного Питером Майлзом Бергманом и Хизер Линк-Бергман. is PRESS предлагает издательское дело, дизайн, полиграфию, офсетную и высокую печать, а также трафаретную печать. Доходы частично идут на финансирование малотиражных книг художников, журналов и службы публикации каталогов, связанных с Институтом социометрии, международным кооперативом в области искусства и коммуникаций, базирующимся в Денвере.

    Когда Линк-Бергман не в своей студии и не в поле, она работает полный рабочий день в качестве директора по работе с клиентами, уделяя особое внимание маркетингу, ориентированному на миссию, изменению поведения и государственной политике. Другие профессиональные достижения включают работу в качестве художника-преподавателя в течение трех семестров (2019–2020) в подростковой программе Музея современного искусства Денвера POV (Point Of View).

    Хизер Линк-Бергман родилась в 1984 году в Саммите, штат Нью-Джерси. Она имеет степень бакалавра искусств Школы художественного института Чикаго. Ее работы хранятся в различных коллекциях, в том числе в Институте современного искусства Балтимора, Балтимор, Мэриленд; Публичная библиотека Чикаго; Коллекция книг художников Джоан М. Флаш, Школа Художественного института Чикаго; Библиотека Рона Бернетта + Learning Commons, Университет Эмили Карр, Ванкувер; Специальные коллекции Денверского университета, Денвер; Библиотека Тутта, специальные коллекции и архивы Колорадского колледжа, Колорадо-Спрингс, Колорадо, и частные коллекции. Она живет и работает в Денвере

     

    Text

    Питер Майлз Бергман — художник-концептуалист, печатник, издатель, основатель и специальный агент Института социометрии, международного кооператива в области искусства и коммуникаций, базирующегося в Денвере, штат Колорадо. Бергман сформировал группу в 1995 году, выбрав из словаря термин «социометрия» — «количественный анализ индивидов и их отношения к группам». Или, говоря языком Бергмана, «партизанская социометрия», которая не соответствует строгости математики или естественных наук! С момента своего основания Институт собрал более 700 специальных агентов, несколько десятков из которых до сих пор составляют «отчеты о случаях социометрии», публикуемые раз в четыре года на ярмарке социометрии.

    Работа Бергмана основана на постоянном повторении привычек, моделей и мест и направлена ​​на наблюдение и разоблачение случайного, юмористического и глубокого характера жизненного опыта. Работа Бергмана, часто сатирическая в своей окончательной форме, использует личное повествование, чтобы обойти углы социальных и муниципальных систем контроля.

    Бергман часто сотрудничает со своим партнером по искусству и жизни Хизер Линк-Бергман. Он является партнером is PRESS, издательского и дизайнерского консалтингового агентства, основанного Питером Майлзом Бергманом и Хизер Линк-Бергман. is PRESS предлагает издательское дело, дизайн, полиграфию, офсетную и высокую печать, а также трафаретную печать. Доходы частично идут на финансирование небольших тиражей книг художников, журналов и услуг по публикации каталогов, связанных с Институтом социометрии.

    Питер Бергман родился в 1972 году в Ист-Лансинге, штат Мичиган. Он имеет степень бакалавра студийного искусства Калифорнийского университета в Сан-Диего и степень магистра визуальных коммуникаций Школы художественного института Чикаго. Он выставлялся на национальной выставке в Нью-Йорке; Балтимор; Чикаго; Денвер; Лас Вегас; Сан Диего; Сан-Франциско; и Лос-Анджелесе, а также на международном уровне в Милане, Италия, и Сан-Паулу, Бразилия. Его ПРЕСС-публикации хранятся в различных коллекциях, в том числе в Институте современного искусства Балтимора; Публичная библиотека Чикаго; Коллекция книг художников Джоан М. Флаш в Школе Института искусств Чикаго; Специальные коллекции и архивы Университета ДеПола, Чикаго; Библиотека Рона Бернетта + Learning Commons в Университете Эмили Карр, Ванкувер; Специальные коллекции Денверского университета; Библиотека Тутта, специальные коллекции и архивы Колорадского колледжа, Колорадо-Спрингс, Колорадо; Специальные коллекции Университета Коннектикута, Хартфорд, Китай, и частные коллекции. Бергман — адъюнкт-профессор искусств Денверского государственного университета Метрополитен и координатор программы по коммуникационному дизайну. Он преподавал и добровольно отдавал свое время и талант служению своему сообществу, делясь своим остроумием и мудростью с подростками и начинающими художниками.

    Добавить комментарий