Социометрия класса пример: Социометрия для школьников (образец)

Варианты социометрии для дошкольников и младших школьников

В группе дошкольников (4 -7 лет) и младших школьников определение популярности (или отверженности) ребенка осуществляется методиками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Капитан корабля

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

  1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился в дальнее путешествие?

  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

  3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

  4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений.

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (игнорируемых).

Два домика

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция, 2005)

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них – большой красивый, красного цвета, другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик.

После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод вербальных выборов

(Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция, 2005)

Старшие дошкольники (5-7 лет) и младшие школьники могут достаточно осознанно ответить на прямой вопрос о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

  1. С кем бы ты хотел дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

  2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

  3. С кем бы ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей (их положительные и отрицательные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО

Юра К.

Боря Ж.

Инна Г.

Света Ч.

Коля И.

Сумма + выборов

Юра К.

ХХХХХХ

0

Боря Ж.

+

ХХХХХХ

+

+

+4

Инна Г.

ХХХХХХ

+1

Света Ч.

+

+

ХХХХХХ

+2

Коля И.

ХХХХХХ

0 (-3)

Сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Возможны следующие варианты социометрического статуса:

  • Популярные («звезды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов.

  • Предпочитаемые – дети, получившие один — два положительных выбора.

  • Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками).

  • Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

При анализе результатов методики важно также учитывать взаимность выборов детей. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные группы и отверженные. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов, что является наиболее благоприятным. Можно предполагать, что данная ситуация определена правильной стратегией воспитания межличностных отношений.

Социометрический опросник(для детей старше 5 лет)

(Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры, 2002)

Данный опросник используется для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (детском саду, школе), о реализации потребности в общении.

При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В Iчасти исследуются отношения со сверстниками, воII– отношения в семье, вIII– отношения с воспитателями, учителями, вIY– отражается значимость образа воспитателя, учителя, вY– исследуется референтная группа ребенка.

Опросникам можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

I.

  1. С кем ты обычно играешь?

  2. С кем тебе нравится играть больше всего?

  3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

  4. Если бы тебя перевели в другую группу (класс), то кого бы ты взял с собой?

  5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

  6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

  7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

  8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

  9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

  10. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?

II

  1. С кем ты любишь играть дома?

  2. С кем ты не любишь играть дома?

  3. С кем ты любишь заниматься дома?

  4. С кем ты не любишь заниматься дома?

  5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

  6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

  7. С кем ты любишь гулять?

  8. С кем ты любишь вместе обедать?

  9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

  10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

  1. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на занятиях?

  2. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на занятиях?

  3. С кем из воспитателей (учителей) тебе интересно на прогулке?

  4. С кем из воспитателей (учителей) тебе не интересно на прогулке?

  5. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели (учителя)?

  6. На кого из воспитателей (учителей) ты хотел бы быть похожим?

  7. Кто из воспитателей (учителей) самый добрый?

  8. Кто из воспитателей (учителей) самый строгий?

  9. Кому из воспитателей (учителей) ты расскажешь о своих неприятностях?

  10. С кем из воспитателей (учителей) тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IY

  1. Тебе хочется побыть около воспитателя (учителя) или поиграть с ребятами?

  2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем (учителем) или с ребятами?

  3. На занятии, ели ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя (учителя) или у товарища?

  4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой (классом), ты пригласишь учителя (воспитателя)?

  5. Ели тебя воспитатель (учитель) просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?

  6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю (учителю) или промолчишь?

  7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель (учитель), или тебе это безразлично?

  8. У воспитателя (учителя) день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?

  9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя (учителя), ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

  10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

Y

  1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

  2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

  3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

  4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

  5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

  6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

  7. С кем бы ты не хотел заниматься любимым делом?

  8. С кем бы ты поделился конфетой?

  9. На кого ты хотел бы быть похожим?

  10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

Социометрия как метод изучения


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Медведь Виталий Григорьевич
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Социометрия как метод изучения

отношений в малых группах
шифр группы: 497-К-4017
специальности: Прикладная социология

Работа на получение квалификационного уровня
младшего специалиста
по специализации «Cоциология и психология менеджмента»

Научный руководитель:

Доцент, кандидат философских наук

Николаенко Леонид Григорьевич

Киев 1998

Тема: Социометрия как метод изучения отношений в малых группах.
План

Введение. Актуальность исследования. 3 с.

1. Возникновение и развитие социологии и психологии

малых групп

1.1. Понятие “малой группы” и ее основные

отличительные черты — 9 с.

1.2. Виды малых групп — 16 с.

2. Социометрия как метод изучения малых групп.

2.1. Понятие социометрии и ее назначение — 25 с.

2.2. Становление социометрии как метода — 27 с.

2.3. Описание социометрии как практического

инструментария для изучения межличностных

отношений в малых группах.

2.3.1. Особенности социометрической методики и социометрических вопросов — 35 с.

2.3.2. Процедура проведения социометрического исследования — 41 с.

2.3.3. Обработка и представление

социометрических данных — 45 с.

3. Практическое использование метода социометрии

для изучения отношений в малой группе (на примере

6-го класса общеобразовательной школы) — 50 с.

4. Границы применимости и перспективы развития

социометрических методов — 52 с.

Заключение. Выводы — 57 с.

Библиография — 60 с.

Введение. Актуальность исследования.

Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.

В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-пси-хологическая совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.

Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем общества.

Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в малой группе является метод социометрии.

Вопрос изучения отношений в малых группах при помощи социометрии является актуальным для современной социологии и социальной психологии.

В 30-е годы нашего столетия Дж. Морено предложил термин “социометрия”, а также разработал особую социопсихологическую теорию, согласно которой изменение психологических отношений в малой группе является якобы главным условием изменений во всей социальной системе.

Данный подход правомерно подвергался критике за свой утопизм (Л.Десев (3), В.А.Ядов (26)). В то же время социометрия в качестве системы прикладных методов для изучения отношений в малых группах нашла широкое применение среди зарубежных и отечественных ученых. Внедрение этого метода в исследования отечественных социологов и социальных психологов связано с именами Е.С.Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, В.И.Паниотто и др.

Среди исследований малых групп преобладают два направления — изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах) и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).

Так, Н.В. Макаренко и сотрудники (14) применяли социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп.

Е.С. Кузьмин (20) рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.).

Р.С. Немов (12) показал влияние уровня развития группы на поведение личности и межличностные отношения в группе.

А.Н. Елсуков (22) рассматривает социометрию как один из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах.

А.Ф. Кудряшов (9) считает, что при помощи социометрии можно диагностировать не только межличностные, но и межгрупповые отношения.

Предлагает расширить определение социометрического метода и В.И. Паниотто (11), который считает, что социометрия диагностирует не только межличностные эмоциональные отношения, но и любые отношения (например, несубстанциональные — “стаж члена группы А больше стажа члена группы В”). Он же предлагает очень широко трактовать одно из ключевых понятий социометрии “выбор” и говорить о выборе во всех случаях, когда одному из членов группы поставлен в соответствие другой член группы независимо от того, был ли это реальный выбор или исследователь установил это соответствие методом анализа документов, наблюдением и т. д. Кроме этого Паниотто предложил в процессе изучения отношений в малой группе учитывать социально-демографические и антропофизические характеристики группы.

Как уже отмечалось выше исследования многих ученых посвящены использованию социометрии в процессе изучения внутригрупповых отношений в школьных классах. Так, Ю.З. Гильбух и О.В.Киричук (1), М.В. Гамезо и И.А. Домашенко (2), Л.М. Фридман (23) применяли социометрию для изучения отношений в ученических классах и использовали полученных данные в практической воспитательной работе.

Очень небольшое количество научных трудов посвящено изучению социометрии и как социальной теории, и как системы методов прикладного характера. Хотя в работах А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского (16), В.Б. Ольшанского и Д.В. Ольшанского (19), В.И. Паниотто (11), В.А. Ядова (26) упоминается о том, что социометрия подразделяется на социальную теорию и систему прикладных методов, она не рассматривается авторами как теоретическая система.

А болгарский ученый Любен Десев (3), напротив, отмечая два аспекта социометрии, более подробно останавливается на ее оценке как социальной теории. Но его оценка представляется мне не совсем научной, так как на нее повлияли идеологические воззрения автора, в частности, его приверженность марксистско-ленинской идеологии. В то же время нельзя не отметить позитивный вклад Десева в изучение социометрии. В частности, он подробно излагает взгляды одного из основателей социометрии Дж. Морено. Также заслуживают внимания весьма обстоятельный анализ зарубежной литературы, касающейся проблем изучения малых групп и сравнительная оценка Десева положительных и отрицательных сторон метода социометрии.

Из выше сказанного можно заключить, что исследования, посвященные социометрии касались прежде всего ее прикладного аспекта и в гораздо меньшей степени затрагивали социометрию как социальную теорию. Мне представляется, что именно взаимосвязь этих двух сторон социометрии нуждается в дальнейшем изучении специалистов.

Наука накопила достаточно богатый теоретический материал и практические инструментарий для изучения человека и его взаимоотношений с другими людьми. В то же время необходима дальнейшее наращивание и систематизация накопленного опыта для более плодотворного его использования на практике.

Поэтому в качестве темы исследования я избрал следующую: Социометрия как метод изучения отношений в малых группах”.
Объект исследования — метод социометрии как метод изучения отношений в малых группах.
Предмет исследования — особенности метода социометрии как способа изучения отношений в малых группах.
Цель: “Теоретическое обоснование и экспериментальная демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.
Гипотеза исследования. Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.

Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.


Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения основных задач исследования:

1. Рассмотреть малую группу как объект социологического и социально-психологического исследования.

2. Изучить процесс развития социометрии как:


  1. отрасли социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах;

  2. прикладного направления, включающего изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения практических задач.

3. Продемонстрировать использование социометрии как метода изучения структуры межличностных отношений в малой группе (на примере шестого класса общеобразовательной школы).
Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы; метод социометрии; методы математической статистики; анализ полученных статистических данных.
Новизна работы состоит в том, что социометрия рассматривается как единство теоретического направления в социологии и социальной психологии и прикладного направления, которое включает изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для решения прикладных задач.
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением представлений о социометрии как единстве теоретического и прикладного направления в социологии и социальной психологии
Практическая значимость заключается в том, что в работе рассмотрены и обобщены технологии применения социометрии как метода изучения отношений внутри малых групп.
Структура работы. Работа содержит введение, 4 раздела, заключение, библиографию.
1. Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп

1.1. Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты.

Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась.

Французский ученый Лебон первый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы и группы, хотя они значительно отличаются от массы. Главными признаками массы, по его мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения и особая внушаемость. Огромное множество людей населяет сравнительно небольшое пространство; мы живем, по мнению Лебона, в эпоху масс, где господствуют законы, которые нужно учитывать.

Однако, на мой взгляд, французский ученый переоценил значение масс в социуме и недооценил роль малых групп, из которых фактически и состоит общество. Поэтому я поддерживаю мнение болгарского ученого Л.Десева (3, 14), который считает, что “такое представление (Лебона) игнорирует существование групп, и модель совместной жизни людей грубо искажается. Массу характеризуют стихийность поведения и нерасчлененность структуры. Она отличается от группы, в организации которой имеется внутреннее расчленение, групповое руководство, ряд прав и обязанностей и где каждый занимает определенное место или позицию. Следовательно, группа является самостоятельной социально-психологической категорией и ее изучение заслуживает специального места в социальной психологии”.

Большую роль в формировании теоретических основ современной психологии малых групп сыграли работы известных социологов и социальных психоло­гов Г. Тарда, Л. Визе, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Ф. Тенниса, М. Вебера (конец XIX и нача­ло XX веков) (3; 18; 19).

В начале XX века поведение малых групп становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовались естественные и специально подобранные группы в “исправительных” учреждениях, учебных заведениях и армии. Представители различных областей знаний интересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между ее членами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера, взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулирования групп.

В начале века известный американский социолог и социальный психолог Ч. Кули ввел термин “первичные группы” для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных, формальных, или “вторичных”, групп. Он полагает, что первичная группа играет главную роль в определении характера и идеалов человека.

Работа 3. Фрейда “Психология масс и анализ человеческого „Я»” также оказала определенное влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп, в которых стали применяться методы, заимствованные из психиатрии.

В наиболее завершенном виде концепция малой неформальной группы первоначально была разработана и сформулирована американским социологом и социальным психологом Э. Мэйо и его сотрудниками (3, 17 — 18).

В психологии и социологии даются самые различные определения малой группы. Д.Картрайт, А.Зандер и Т.Ньюком (3) указывают следующие критерии, позволяющие определить это понятие: 1) частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и 2) число составляющих ее членов. В этой связи сформулирована гипотеза: между числом, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе, с одной стороны, и ее сплоченностью — с дру­гой, существует прямая связь; число и сила взаимных положительных и отрицательных выборов являются показателем для определения уровня качественной групповой характеристики, названной сплоченностью.

Ш. Бюлер (3) относит к типичным особенностям группы: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между ее членами, без чего группа не существует; 2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенную общую цель, деятельность и организацию; 5) существование у членов группы чувства “мы”, единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой — от интереса, вызванного деятельностью в группе. На мой взгляд, именно Бюлер описывает особенности малой группы наиболее полно и целостно.

В свою очередь Мертон (18) считает, что группа обладает следующими отличительными чертами: взаимодействие, членство и групповая идентичность.

Г. Диркс понимает под группой “психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Признак группы прежде всего состоит в том, что изменение одной части группы изменяет состояние всех других частей” (3, 24). Группу характеризует динамичная замкнутость. Она представляет собою динамический процесс взаимодействия между индивидами и всегда означает нечто большее, нежели просто сумма отдельных членов. По мнению Г. Диркса, существенным является тот момент, что члены группы взаимосвязаны друг с другом продолжительное время. Со временем в каждой группе развиваются определенные нравы, обычаи, привычки и стереотипы поведения, которые усваиваются ее членами и отличают данную группу от других. При этом у отдельного индивида развивается “сознание группы и ее задач”. В представлении Г. Диркса группа есть “жизненное пространство”, в котором “свободно движется” отдельный индивид. С данной точкой зрения трудно согласится полностью, т.к. говоря о динамической замкнутости группы, Диркс не учитывает внешние контакты, которые, как правило, имеются у группы. Также вызывает сомнение его тезис об обязательном продолжительном существовании группы — достаточно много типов групп существует небольшое время и является, однако, группами. Как, например, очередь, временно созданная рабочая бригада и т.д.

“Группа, — отмечают известные американские психологи М. Шериф и К. Шериф, — представляет социальный союз со свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов” (3, 25). К этим свойствам относятся, во-первых, структура или организация — “силовое” измерение, определяющее эффективность деятельности членов группы, и, во-вторых, система норм, регулирующих поведение членов группы в достижении цели, их отношение друг к другу и к другим группам и их членам,—оценочное измерение, зависящее от того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе и что трактуется как отклонение. Группы могут быть “частью больших организаций”, и обыкновенно они являются таковыми.

Заслуживают внимание взгляды X. Томэ и X. Фегер, которые рассматривают группу как единство и единицу психологического анализа. “Группы,— пишут они,—есть единицы социального события” (3, 25). Характеризуются они преимущественно признаком взаимодействия членов группы.

Большинство психологов и социологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, а является функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг от друга одну и ту же задачу, то это еще не группа. По мнению П. Р. Хофштеттера (3, 25), представление о “синтетической группе” означает, что семь человек совместно ищут решение поставленной проблемы, что подразумевает совместную деятельность.

Однако существует и другое толкование категории группы, где она трактуется просто как собрание людей, включенных, однако, в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам определенное удовлетворение. В группе индивиды являются не только членами той или иной организации, но и активными участниками данного действия. Социальная группа отличается “вовлеченностью” участников в эту совместную деятельность, поэтому при ее изучении анализируется скорее действие, нежели структура.

Существенный вклад в определение понятия “группа” и выявление ее отличительных черт внесли отечественные исследователи. Группа, как подчеркивает ряд отечественных социологов, психологов (в частности К. К. Платонов (3), И. С. Кон (7)), является социальным образованием, существующим в конкретно-исторической системе социальных отношений, одним из элементов, выполняющих строго определенные функции в этой системе.

Малые группы являются частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности (15; 16; 17; 19).

Понятие “группа” в работах социологов и психологов употребляется очень широко и дать его точное определение, на мой взгляд, достаточно трудно. В самом общем виде группой можно назвать такое объединение людей, образование которого вызвано объективной необходимостью в сотрудничестве и субъективной потребностью в общении.

По мнению Л. И. Новиковой (3) малая группа является специфической человеческой общностью”. Понятие группы, которая имеет общий предмет внимания и переживания, очень близко понятию общности. Последнее, однако, более широко по объему и включает в себя малую группу, как частный случай. Правомерным является использование понятия “группа” или “социальная группа” в широком смысле слова для обозначения любой конкретной социальной общности — класса, нации, коллектива, неорганизованной группы, семьи и т. д.

Характеристиками группы по Л.И. Новиковой (3, 29) как своеобразной социальной системы являются: 1) число элементов; 2) отношение между ними; 3) иерархия; 4) разделение труда; 5) совместность, координация и дополнительность деятельности; б) процессы организации и управления.

К этим признакам группы некоторые исследователи добавляют единые ценности и нормы поведения и общие интересы и цели. В. А. Гаврилов (3, 29) сводит относительно устойчивые основные признаки малой группы, ее существенные свойства к следующим: группа—это, во-первых, относительно устойчивое, социальное образование, определенная система социального взаимодействия; во-вторых, форма социального объединения, при которой его члены взаимодействуют лично, и, в-третьих, это такое социальное взаимодействие между индивидами в группе на основе объе­динения их для совместного участия в определенной социальной деятельности, которому присущи общность целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие.

В каждой группе имеется сходство между установками и ценностными ориентациями ее членов, что является важнейшим интегрирующим группу фактором, определяющим особенности ее динамики и развития.

Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень единства, однородности группы, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

Как считает Л. Десев (3) основными факторами группового взаимодействия, определяющими организованность группы, являются общность межличностных отношений, организационная зависимость, психологический “настрой” деятельности и сенсомоторная согласованность.

Подводя итоги анализа группы можно сделать следующие выводы. Итак, малая группа является частью непосредственной социальной среды человека. Обычно она насчитывает от 2—3 до 40—45 человек. Как специфический вид человеческой общности, она отличается следующими особенностями: 1) прямой (хотя может иметься и косвенный) контакт между составляющими ее индивидами, межличностное взаимодействие и взаимовлияние; 2) общая цель и деятельность, переживание общих чувств; 3) общность внимания и интересов, мотивов и установок, ценностей и норм, нравов, обычаев и привычек; 4) внутренняя расчлененность функций и групповых ролей; 5) определенная локализация в пространстве и известная устойчивость во времени; 6) групповая идентичность. Если исключить внутреннюю расчлененность функций и ролей, которая может наступить и позднее, все другие специфические особенности полностью или частично, в большей или меньшей степени присущи малой группе с момента ее возникновения и до ее распада. При отсутствии хотя бы одной из них нельзя говорить о малой группе как об относительно самостоятельном социальном образовании. Основным признаком малой группы по мнению Л. Десева (3) является непосредственность общения между ее членами. Хотя, на мой взгляд, это утверждение в настоящее время можно подвергнуть сомнению. При современных производственных отношениях, да и общественных отношениях в целом, все больше и больше находят применение группы, которые не объединены территориально и географически, т.е. их члены не имеют возможности непосредственно общаться, но при взаимодействии используют современные информационные системы (интернет, электронную почту). Члены подобных групп имеют общую цель, интересы, ценности, различные роли и другие характеристики, присущие группе. Поэтому, я считаю, что подобные образования по праву можно отнести к категории группа.

Каталог: data -> ukr
data -> Методическая работа по аспектам Business English и Banking Transactions Список учебно-методических материалов 2007г
data -> «высшая школа экономики»
data -> Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
data -> Программа дисциплины теории личности для направления 030300. 62 «Психология»
data -> Программа дисциплины «Современные концепции личности»
ukr -> 2. Генезис философии
ukr -> Томмазо Кампанелла- «Город Солнца» Никко́ло Макиаве́лли-
ukr -> Поняття про інформацію та її види. Три підходи до вивчення теорії інформації. Порівняння аналогової та цифрової обчислювальної техніки
ukr -> Фен-шуй – вчення про розміщення об’єктів у просторі Ми завершили вивчення теми «Теорії та концепції розміщення продуктивних сил і регіонального розвитку»


Скачать 1. 82 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Социометрический статус (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение социометрического статуса

Социометрический статус относится к тому, насколько ребенок нравится и замечается сверстниками. Он отражает более широкую классификацию признания сверстников, чем простая дружба. Социометрические категории включают популярных, отвергнутых, заброшенных, противоречивых и средних детей. Социометрический статус важен, потому что отношения со сверстниками играют значительную роль в социальном и эмоциональном развитии детей.

Оценка социометрического статуса

Социометрический статус оценивается путем просьбы детей назвать сверстников, которые им больше всего нравятся и не нравятся, оценить каждого сверстника по шкале от очень нравится до очень не нравится или указать предпочитаемых товарищей по играм из разных пар детей. Учителя, родители и исследователи также могут предоставить свои наблюдения. Исследователи используют эти положительные и отрицательные номинации для классификации социометрического статуса каждого ребенка.

Социометрические категории

Popular

Популярные дети получают много положительных и несколько отрицательных номинаций. Они хорошо нравятся другим. Популярные дети готовы к сотрудничеству, общительны, дружелюбны и чувствительны к другим. Хотя они напористы и способны использовать агрессию, они редко проявляют разрушительное и негативное поведение. Вместо этого они, кажется, используют свои социальные навыки, чтобы получить то, что они хотят, не прибегая к агрессии. Популярные дети также, как правило, демонстрируют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Дети, учителя и родители обычно соглашаются, какие дети популярны. В целом, популярные дети умеют инициировать и поддерживать позитивные социальные взаимодействия и отношения.

Отклонено

Отклоненные дети получают много отрицательных и несколько положительных номинаций. Их активно не любят. Отверженные дети демонстрируют меньше положительных социальных навыков и черт, чем дети из других групп, и они демонстрируют более слабые академические и интеллектуальные способности. Недавние исследования выявили два типа отверженных детей: дети, которые демонстрируют разрушительное и агрессивное поведение, и дети, которые социально тревожны и замкнуты.

Дети из отвергнуто-агрессивной группы демонстрируют высокий уровень враждебного и угрожающего поведения, физической агрессии, такой как толкание и драка, и деструктивного поведения, такого как нарушение правил. Они также могут проявлять склонность к враждебной атрибуции или склонность предполагать, что другие дети имеют враждебные намерения в неоднозначных ситуациях. Например, если один ребенок роняет художественный проект, а второй ребенок наступает на него до того, как его удается поднять, сценарий неоднозначен; неясно, наступил ли на него второй ребенок намеренно или случайно. Хотя неотверженные дети признают двусмысленность, отвергнутые-агрессивные дети могут предположить, что негативное действие было преднамеренным, и впоследствии ответить агрессивным возмездием. Это агрессивное возмездие воспринимается как необоснованное теми, кто осознал ситуационную двусмысленность, которая подпитывает цикл отвержения сверстников.

Другие дети могут быть отвергнуты, потому что они проявляют социально тревожное поведение. Эти дети не слишком агрессивны. Скорее, они робки и осторожны в социальных ситуациях, что приводит к неудобным, неловким взаимодействиям. Сверстникам может быть трудно предсказать, как поведут себя эти дети, и они могут быть менее склонны приближаться к ним. Социально тревожные дети могут затем уйти от будущих социальных ситуаций. У отвергнутых и замкнутых детей, по-видимому, отсутствуют социальные навыки, которые делают возможным беспрепятственное взаимодействие со сверстниками.

Безнадзорные

Безнадзорные дети получают несколько положительных и несколько отрицательных номинаций. Они редко проявляют разрушительное и агрессивное поведение и проявляют меньше общительности, чем их сверстники. Однако исследования показывают, что безнадзорные дети не подвергаются большому риску негативных последствий. Действительно, в более структурированной деятельности эти дети проявляют больше общительности. В противном случае они могут предпочесть одиночную деятельность, что в конечном итоге способствует их заброшенному статусу. Безнадзорных детей не любят. Их просто не замечают.

Спорные

Спорные дети получают как положительные, так и отрицательные номинации. Они очень нравятся одним детям, но активно не нравятся другим. Эти дети проявляют такое же агрессивное поведение, как и отвергнутые агрессивные дети. Однако они компенсируют свою агрессию позитивным социальным поведением. Подобно популярным детям, они, как правило, имеют высокий уровень академических и интеллектуальных способностей. Их положительное поведение и качества компенсируют более высокий уровень агрессии. Оценки детей, учителей и родителей менее последовательны в отношении противоречивых детей, возможно, потому, что противоречивые дети сдерживают свои агрессивные проявления в присутствии взрослых. Хотя спорные дети проявляют агрессивное поведение, они также готовы к сотрудничеству и общительны.

В среднем

В среднем дети получают среднее количество положительных и отрицательных номинаций. Они не вписываются ни в одну из наиболее крайних категорий. К этой категории относится большинство детей. Они более общительны, чем отвергнутые и брошенные дети, но не так общительны, как популярные и противоречивые дети.

Стабильность социометрического статуса и последствия

В течение коротких периодов времени, таких как несколько недель или месяцев, рейтинги популярных и отвергнутых детей остаются довольно стабильными. Дети в заброшенных и спорных категориях могут колебаться по мере изменения школьной деятельности и развития социальных навыков. В более длительные периоды рейтинги стабильности для отвергнутых детей выше, чем для других групп. Другими словами, дети, пользующиеся популярностью, пренебрежением или вызывающими споры в детстве, могут сохранять или не сохранять этот статус несколько лет спустя. Однако дети, которых активно отвергают в раннем возрасте, по-прежнему имеют тенденцию быть отвергнутыми через несколько лет. Без вмешательства они не приобретают социальные навыки, необходимые им для признания сверстников.

Отверженные дети, особенно отверженные агрессивные дети, подвержены высокому риску негативных последствий, таких как правонарушения, гиперактивность, синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с поведением и злоупотребление психоактивными веществами. Кроме того, они подвержены более высокому риску, чем другие группы, чувства одиночества, депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства. Тем не менее, эти дети могут извлечь пользу из вмешательств. Родители и учителя, которые обучают детей тому, как справляться с конфликтами и трудными социальными ситуациями, как встречаться и взаимодействовать с незнакомыми сверстниками, а также моделировать и укреплять социально компетентное поведение, могут помочь детям в развитии их социальных навыков. В конечном счете, дети, которые узнают о подходящем социальном поведении, о том, как его реализовать и как интерпретировать социальную обратную связь от других, должны стать более социально компетентными и иметь лучшие отношения со сверстниками.

Ссылка:

  • Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М. и Патти Л. (1993). Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса. Психологический бюллетень, 113, 99-128.

Подробнее:

  • Методы исследования социальной психологии

Социометрический статус пэра | Подростковая психология

Статус подростка среди сверстников будет влиять на его членство в группах сверстников и на его способность заводить друзей. Социометрический статус  – это показатель, отражающий степень симпатии или неприязни к кому-либо со стороны сверстников как группы. В психологии развития эта система использовалась для изучения статуса детей в группах сверстников, его стабильности во времени, определяющих его характеристик и долгосрочных последствий популярности или неприятия сверстниками.

Наиболее часто используемая социометрическая система, разработанная Coie & Dodge (1988), просит детей оценить, насколько они любят или не любят каждого из своих одноклассников, и использует эти ответы для классификации их на пять групп.

Рисунок 11.3.1. Социометрические статусы сверстников.

Популярные Подростки нравятся многим сверстникам и не нравятся немногим. Эти люди обладают навыками социального взаимодействия и поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, дружелюбны, общительны и чувствительны к другим. Они способны быть напористыми, но не агрессивными, поэтому могут получить то, что хотят, не причиняя вреда другим. Среди этой группы могут быть различные уровни популярности:

  • Принятые подростки являются самой распространенной подгруппой среди популярных. Хотя они, как правило, нравятся, они не так притягательны, как очень популярные дети.
  • Очень популярные подростки очень харизматичны и привлекают к себе сверстников.

Отклонено подростков считаются отклоненными, если они получают много отрицательных номинаций и мало положительных. Эти люди часто имеют плохую успеваемость и больше проблем с поведением в школе. Они также подвержены более высокому риску преступного поведения и проблем с законом. У этих детей чаще диагностируют СДВГ, расстройство поведения и злоупотребление психоактивными веществами. Они склонны к изоляции, одиночеству и подвержены риску депрессии. Отвергнутую молодежь можно разделить на два типа:

  • Агрессивно-отверженные подростков проявляют враждебное и угрожающее поведение, физически агрессивны и ведут себя разрушительно. Они могут запугивать других, отказываться от дружбы, игнорировать и исключать других. Хотя их не хватает, они склонны переоценивать свою социальную компетентность.
  • Замкнутые-отверженные подростки социально замкнуты, осторожны, робки, тревожны в социальных ситуациях и не уверены в себе. Они рискуют подвергнуться издевательствам.

Люди, которые нравятся многим сверстникам, но также не нравятся многим, обозначаются как спорный . Эта группа может обладать характеристиками как популярной, так и отвергнутой группы. Эти люди, как правило, агрессивны, разрушительны и склонны к гневу. Однако они также могут быть кооперативными и социальными. Они часто социально активны и являются хорошими лидерами группы. Их сверстники часто считают их высокомерными и снобами.

безнадзорных подростков считаются безнадзорными, если они получают мало положительных или отрицательных номинаций. Эти дети не особенно нравятся или не нравятся сверстникам и, как правило, остаются незамеченными. В результате они могут быть изолированы и особенно избегать конфронтации или агрессивных взаимодействий. Эта группа, как правило, преуспевает в учебе.

Наконец, средних подростков обозначены как таковые, потому что они получают среднее количество как положительных, так и отрицательных номинаций.

Добавить комментарий