Социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)
ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе
Выделяют следующие типы социометрического статуса:
Популярные (звезды) дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.
Предпочитаемые дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя звезды).
Пренебрегаемые или оттесненные дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.
Изолированные дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).
Отвергаемые дети, получившие только отрицательные выборы.
Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как звезды, так и отверженные. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.
Лидерство же это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и звездой могут быть разные дети: ведь для завоевания положения звезды и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у звезды.
Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:
Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.
Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.
Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (пренебрегаемые, изолированные и отвергаемые).
При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:
Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов
Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.
Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола).
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-мишени, что является существенным дополнением к табличному подходу.
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I) Внутренний круг — это так называемая зона звезд, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.
Если Вы исследуете особенности межличностных отношений детей, рекомендуем также обратить внимание на методику «Капитан корабля».
Скачать готовый расчет по данной методике | Заказать готовый расчет по этой методике | Задать нам вопрос по данной методике |
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.
Анализ результатов:
Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком +) и отрицательных выборов (количество баллов со знаком минус) со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов социометрические звезды, это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
от +1 до +3 баллов (выборов со знаком минус нет) эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
от 2 до +2 баллов (сумма складывается из + и минусов) активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
0 баллов (выборы со знаком + и минус отсутствуют) этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.
1 и менее баллов это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.
Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.
Специфики
Особенности проведения методики Два дома сводятся к осуществлению эксперимента. Его объектом становится ребенок. Ему дается чистый лист бумаги, положенный горизонтально. На нем дошкольник рисует два домика.
Первый изображается с левой стороны. Он отличается ровностью и красным цветом.
Второй получается справа. Его цвет черный. Сам домик неровный, а его крыша косая.
Согласно методике «Два дома» для дошкольников, оба нарисованных здания должны иметь хотя бы пять этажей. На каждом из них по 3-4 квартиры или секции.
Психолог просит ребенка посмотреть на оба домика, подсказывает, что первый домик воздвигнут специально для него. Ребенок должен оценить красоту этого здания и показать, где именно в нем он хочет жить.
Затем психолог вписывает его имя в эту секцию. Второй вопрос, адресованный ребенку от специалиста, связан с тем, кого тот желает взять с собой для проживания. Объясняется, что можно заселить, кого угодно и определить для него любое подходящее место.
Далее вписывается имя нового жильца в ячейку, обозначенную ребенком. Испытуемый поясняет, кем ему он приходится.
Когда первая постройка будет заселена, требуется уделить внимание второму зданию.
При проведении методики Два дома для дошкольников на этой стадии психолог поясняет ребенку, что второй домик тоже надо заселять. Сообщать о его мрачности специалист не должен. Запрещено здесь давать вообще какие-либо характеристики такому строению.
Здесь проводится проективный тест. И поэтому изображение является символикой. Ребенок сам распознает, какой домик мрачный, а какой радостный.
После чего испытуемый аналогичным образом заселяет здание черного цвета.
Основная интерпретация
Методика Два дома для дошкольников имеет главную задачу выявить, к кому ребенок относится с симпатией, а кому испытывает антипатию. И ее результаты трактуются однозначно.
Жители красного домика это те люди, которых ребенок ценит. И с ними у него замечательные отношения либо он хочет таковые выстроить.
Обитатели черного здания презренные для него персоны.
Такова основная интерпретация теста Два дома для дошкольников. Она позволяет определить число социальных контактов и их эмоциональную характеристику. Анализ основывается на общем числе персон, названных ребенком, и на том, кого и куда он определил.
Другие важные факторы
Не менее значимый аспект алгоритм называния людей. Лица, упомянутые первыми, более важны для испытуемого.
Учитывается и специфика размещение персон. На одних изображениях ребенок и его родители устраиваются в одной секции. На некоторых рисунках дошкольник располагается на последнем этаже, а его папа и мама на первом.
Самые важные персонажи пространственной проекции сосредоточены максимально близко к испытуемому.
Более тщательно изучаются те ситуации, когда ребенок не вносит одного или нескольких членов семьи. И лишь когда он заполнит жителями оба здания, психолог может заострить внимание на пропущенной персоне.
Во время этого проективного теста специалист в игровой форме просит ребенка заполнить пробел (пробелы). Может прозвучать фраза на подобие этой: Ой, а Павла Андреевича мы забыли поселить! А где его место проживания?
Такой вопрос нужно задавать испытуемому. Причина рисуя себя, он может подразумевать свое нахождение там только с матерью.
Дополнительные лица
Если ребенок не внес кого-то в ячейки ни в первом, ни втором домике, можно предложить ему это сделать.
Дополнительных жильцов в тот или в другой домик можно внести, если испытуемому сложно это осуществить самостоятельно. Так может быть, если у него немного друзей.
Психолог может предложить ему свою кандидатуру и кого-то из педагогического состава.
Если ребенок поселяет их в красный домик, это свидетельствует о том, что ему нравится находиться в этом дошкольном учреждении.
Когда кто-то из педагогов попадает в черный домик, нужно выяснить причины этого. Возможно, подопечный испытывает ненависть к кому-то из персонала учреждения.
Так или иначе, требуется тщательное исследование такого отношения.
Вариация рисунка
Методика два дома для дошкольников призвана исследовать, как ребенок общается и взаимодействует со своей семьей и сверстниками. Это ее приоритетные задачи.
С ее помощью:
- Выявляются специфики взаимоотношений родственников и друзей с испытуемым.
- Определяется его оценка обозначенным отношениям.
Тестирование проводится на основе изображений, которые ребенка просит создать психолог.
Часто дети рисуют два домика. Один они делают ярким, красочным и красивым. Второй блеклым и неказистым, даже кривым.
Методика допускает некоторые вариации изображений.
Например, такая. В верхней стороне листа (формата А4) рисуется многоэтажное жилое здание. Здесь обилие цветов не допускается. Достаточно обычного карандаша.
Под многоэтажкой создаются те самые два домика. Их параметры значительно отличаются. У того, что имеет красный цвет, они намного больше, чем у соседнего. И часто первый дом изображается, как изящный и солидный коттедж. Второй представляет собой некий убогий барак.
Предварительная беседа
Предварительно психолог общается с ребенком, выясняет численность его семьи. Далее он просит подопечного, показывая ему изображение, переместить членов семьи из дома с большим количеством этажей в новые постройки те, что находятся ниже.
Ребенка обязательно информируют, что он является жильцом красивого красочного дома. Туда он может взять кого угодно из своих близких. В соседнее строение можно поселить прочих людей.
В конце диалога специалист интересуется, кого и куда ребенок расселит. Поселенцы красного дома те, кого он любит и уважает. Жители барака те, к кому он относится негативно.
При анализе методики «Два дома» для дошкольников учитывается и скорость ответа. Чем больше времени малыш тратит на раздумье, тем менее объективным трактуется его ответ.
При наличии в семье гармоничных отношений ребенок ощущает теплоту и любовь. А в красивом доме он поселяет всю свою семью.
Исследование отношений в группе
Проективная методика Два дома, проводящаяся в дошкольном учреждении, исследует межличностные отношения воспитанников.
После расселения педагог интересуется у ребенка, желает ли тот кого-либо поменять местами и вписать еще какого-нибудь персонажа. Ведется запись ответов.
Если в группе занимается 10-15 детей, испытуемого просят сделать 6 выборов: по три положительных и негативных.
Если численность коллектива превышает 16 человек, то по пять таких ответов.
Когда ребенок не желает делать выбор в чью-либо пользу, не следует выдавливать из него решение.
Все ответы заносятся в таблицу, в которой фамилии воспитанников расположены по алфавиту.
Анализ результатов
В дошкольном учреждении применяется методика Два дома Вандвик Экблад. По ней результаты тестирования нужно изучать, опираясь на количество персонажей в обоих домиках.
Для каждого воспитанника подсчитываются отрицательные и положительные баллы.
Далее приводится трактовка по набранному количеству баллов:
- От +4 обычно набирают дети с привлекательной внешностью и достаточной уверенностью в себе. В коллективе и в играх они лидеры.
- От +1 до +3 (сумма образуется только из плюсов). Таким детям нравится играть и общаться со стабильным окружением либо одним другом. При этом они практически не вступают в конфликты и являются лидерами маленькой локальной группы.
- 0 баллов (нет минусов и плюсов). Это мало примечательные дети. Они играют в одиночку, не желают общаться с коллективом.
- -1 и ниже. Это изгои. У них зачастую есть явные физические недостатки и часто наблюдаются психозы. Они негативно относятся к остальным воспитанникам.
Большее внимание уделяется детям, которых многие занесли в черный домик. Они много времени проводят в одиночестве либо в окружении взрослых. Обычно они очень замкнуты или конфликтны. Зачастую их ненавидит вся группа.
Работа с начальными классами
Она основывается на методике Два дома для младших школьников А. Л. Венгера.
С ее помощью педагог вычисляет спектр общения каждого ученика и психологическую атмосферу в классе.
Проводится она аналогично: рисуются два домика, их жильцы определяются детьми.
Подсчитываются баллы аналогично. То есть берется в расчет разница между числом обитателей красного и черного строений.
Анализ результатов позволяет определить уверенных учеников авторитетов для сверстников. Выявляются и конфликтные персоны, и постоянные скандалисты.
Задача педагога провести воспитательную работу с отрицательной категорией учеников. При необходимости они направляются к детскому психологу. Также осуществляется взаимодействие с родителями.
Интерпретация результатов теста:
Интерпретация теста производится качественно. Интерпретируя результаты теста Два домика, следует обратить внимание на то, сколько людей и кого ребенок поместил в красном и черном домиках; на последовательность поселения, на расположение жителей домика относительно самого ребенка, на спонтанные комментарии ребенка в процессе выполнения методики.
Если ребенок селит себя в черный дом дети с нарушением самооценки. Но обязательно спрашиваем, почему. Интерпретация ребенком своего решения очень важна. В этой методике мы узнаем о людях, которые в другой ситуации не будут упомянуты. Эта методика позволяет ранжировать окружающих людей по значимости. Если ребенок никого не селит в черный дом, важно спросить, почему. Это может говорить о запрете на отрицательные эмоции это не является оптимальным для развития. Часто этот дом населяется бандитами или злодеями. Иногда в нем живут одноклассниками, которые чем-то обидели, воспитатели, которые наказывали.
Источники:
- http://www.psmetodiki.ru/index.php/doshkol/mezhlichnostnye-otnosheniya/145-
- https://Psylist.net/praktikum/00187.htm
- https://autogear.ru/article/448/928/metodika-dva-doma-dlya-doshkolnikov-osobennosti-provedeniya-testa-analiz-interpretatsiya-rezultatov/
- https://psygestalt.ru/test-dva-domika/
Психологические особенности общения младших школьников
Таким образом:
—
дети занимают различное
—
то или иное положение ребенка
в системе личных
—
определив положение каждого
ребенка в группе и его
Вывод: С
приходом ребёнка в школу происходит перестройка
всей системы отношений ребёнка с действительностью.
В школе возникает новая структура этих
отношений. Система «ребёнок — взрослый»
дифференцируется: Система «ребёнок —
учитель» начинает определять отношение
ребёнка к родителям и отношение ребенка
к детям. Однако необходимо отметить, что
процесс включения ученика в систему межличностных
отношений сложный, неоднозначный, глубоко
индивидуальный.
Главным регулятором
межличностных отношений выступает не
внешнее принуждение, а свободный нравственный
выбор.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1
Организация и методы
исследования
Цель: Выявление взаимоотношений в группе сверстников младшего школьного возраста
Для проведения эксперимента были использованы метод социометрии и проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н. Г. Лусканова).
Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.
Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.
Этот метод мы использовали для исследования межличностных отношений в группе сверстников IV-го класса Шульбинской средней школы, Жана — Семейского района.
Этапы проведения социометрического метода:
Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность, указать ).
- Испытуемым предлагаются вопросы следующего содержания:
- С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?
- С кем бы ты хотел играть в одной команде?
- Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
- С кем ты дружишь?
- Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.
Составление социометрической матрицы.
Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент оптимальности отношений, коэффициент «изолированности», коэффициент взаимных выборов).
Назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.
Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:
- Несоответствие указанной теме;
- Преобладание других мотивов, например, учеба.
- Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
- Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
- Дети рисуют друзей.
Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.
Таким образом, представленные методы выявляют:
— внутригрупповые связи,
-систему взаимоотношений,
-систему общения,
-следовательно, и структуру
3.2
Результаты исследования
особенностей межличностных
отношений в группе
сверстников младшего
школьного возраста
Проведение социометрического исследования среди детей IV-го класса, в количестве 15 человек, Шульбинской средней образовательной школы Жана-Семейского района, показало следующие данные, представленные в социометрической матрице.
Таблица 2.1
Социометрическая матрица результатов выборов
Имена учеников | № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Полщанов Р. | 1 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Гайворонская Д. | 2 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Филиппенко А. | 3 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Екусова З. | 4 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Харитонов И. | 5 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Кананыхин А. | 6 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Долгопятов И.. | 7 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Пахомов Р. | 8 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Титова Ю. | 9 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Жаргаков Е. | 10 | 2 | 1 | 3 | ||||||||||||
Ташкенбаев А. | 11 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Макаров Р. | 12 | 3 | 1 | 2 | ||||||||||||
Скопенцев А. | 13 | 3 | 2 | 1 | ||||||||||||
Волков С. | 14 | 1 | ||||||||||||||
Вальтер В. | 15 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
Число полученных выборов | 6 | 1 | 0 | 5 | 5 | 4 | 6 | 4 | 1 | 0 | 4 | 1 | 1 | 0 | 5 | |
Число взаимных выборов | 3 | 1 | 0 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 |
По данным социометрической матрицы к первой статусной группе «звезд» (С1) относятся: 1) Полщанов Равиль; 2) Екусова Зарина; 3) Долгопятов Илья; 4)Вальтер Виктория; 5) Харитонов Иван
К «предпочитаемым»: 1)Кананыхин А. 2) Пахомов Р.3)Ташкенбаев А.
К «пренебрегаемым»: 1) Гайворонская Дарья 2)Титова Юлия; 3)Макаров Роман; 4)Скопенцев Алексей.
К «изолированным»: 1)Волков Серафим; 2) Жаргаков Ербол; 3)Филиппенко А.
Дифференциация
испытуемых по статусным группам
позволяет определить диагностические
индивидуальные и групповые показатели
межличностных отношений учеников IV —
го класса:
- Коэффициент благополучия отношений.
КБО = (С1 + С2)/n,
где С1 – количество «звезд»,
С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.
КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%
Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.
- Коэффициент оптимальности отношений.
КОО = (С2+ С3)/n,
где С2 – количество предпочитаемых в этих.
КОО = 3+3/15 = 0,4
- Коэффициент «звездности».
КЗ = С1/n = 5/15 = 0,3
- Коэффициент «изолированности».
КИ = С4/n,
где С4 – количество «изолированных» в группе.
КИ = 3/15 = 0,2
- Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.
КВ = SВВ/SВ.
В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 50%
Коэффициент взаимности выборов учеников III класса характеризуется как высокий.
- Коэффициент осознанности.
КО = R0/Rx*100%,
где R0 – число оправдавшихся ожидаемых выборов,
а Rx – число ожидаемых выборов.
В нашем исследовании КО = 20/45*100% = 44,4%, следовательно, коэффициент осознанности невысок.
Результаты
взаимоотношений можно
Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, — I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, — IV группа. По данным социометрии в исследуемом III классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.
Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.
В
благоприятном положении
В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе» (см. Приложение Б). По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей — себя и друзей; 7% — себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.
Таким образом, нами были выявлены:
—
важные диагностические
—
важность общения и
Влияние пола, воспринимаемой социальной поддержки и социометрического статуса на успехи в учебе Академическая исследовательская работа по психологии
WCES-2010
Влияние пола, воспринимаемой социальной поддержки и социометрического статуса
статус на успехи в учебе 30 октября 2009 г.; пересмотрено 8 декабря 2009 г.; принято 15 января 2010 г.
Abstract
Целью данного исследования является определение того, являются ли пол и семья, друг, предполагаемая социальная поддержка со стороны кого-то особенного и социометрический статус значимыми предикторами академической успеваемости. В исследовании приняли участие 274 студента, обучающихся по пяти различным программам подготовки учителей. Для сбора данных был проведен поиск в записях преподавателей и, кроме того, использовались шкалы «Многомерная шкала воспринимаемой социальной поддержки» и «Социометрический статус». Было обнаружено, что пол, предполагаемая поддержка семьи и социометрический статус предсказывают 15% академических успехов. Был сделан вывод, что предполагаемая поддержка друзей и воспринимаемая социальная поддержка со стороны кого-то особенного не предсказывают успехи в учебе. © 2010 Elsevier Ltd. Все права защищены.
Ключевые слова: Воспринимаемая социальная поддержка; социометрический статус; пол; педагогическое образование; академический успех.
1. Введение
Задачей образовательных учреждений является повышение уровня успеваемости, что само по себе является показателем реализации образовательных целей. Однако факторов, влияющих на уровень успеваемости учащихся, много и они разнообразны. Факторами, влияющими на успехи в учебе, можно считать воспринимаемую индивидом социальную поддержку и его социометрический статус, который показывает, одобряется или не отвергается он или она конкретной социальной группой.
Одной из концепций, с которыми согласны теории социальных изменений в отношении социальной структуры, является социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие составляет основу социальной структуры (Конгар 2002, 282). С точки зрения индивидуальной точки зрения, местом, где впервые происходит социальное взаимодействие, является семья. По мере того, как человек растет и совершенствуется, его/ее социальное взаимодействие распространяется на близкое окружение. В период детства, наряду с семьей, приобретает значение школьная среда ребенка и его взаимодействие с этой новой социальной средой. Параллельно с увеличением возраста снижается зависимость от семьи и родителей. Индивид участвует в различных группах в своем социальном окружении.
Группа является неотъемлемой частью социальной жизни. Каждый человек в обществе является членом различных социальных, экономических, религиозных и профессиональных групп, самой маленькой из которых является семья (Cuceloglu 1996, 532). Группа, членом которой он является, вносит свой вклад в удовлетворение социальных потребностей этого человека. Социальная поддержка определяется как социальная и психологическая поддержка
* Hüseyin Hüsnü Bahar. Тел.: +90 533 653 39 22; факс: +90 446 2231901 Адрес электронной почты: [email protected]
1877-0428 © 2010 Опубликовано Elsevier Ltd. doi:10.1016/j.sbspro.2010.03.593
человек получает из своего окружения (Yildinm 1997). Поддержка, полученная от семьи, друзей и других людей, с которыми взаимодействует этот человек, может быть мотивирующей, но в случаях, когда социальной поддержки недостаточно, она может иметь негативный эффект. Сам человек и его ресурсы поддержки являются детерминантами уровня социальной поддержки. Изменения, происходящие в человеке или ресурсах поддержки, могут также изменить уровень социальной поддержки человека.
Чтобы понять человеческое поведение и развитие, социальные отношения индивидуума и значение его/ее социального окружения подчеркиваются еще больше (Felmlee 2003). В этом контексте исследователи делают акцент на роли других факторов в семье, социальной среде и системе социальной поддержки для обеспечения эффективной адаптации и развития личности (Yildinm 1997). Эффективный процесс адаптации и развития может способствовать успеху студента в учебе.
Социометрическое признание определяется как показатель принятия и любви другими членами группы (Parkhurst and Hopmeyer, 1998). После принятия во внимание определенных критериев социометрия означает численное определение того, кто кем одобрен или отвергнут в группе (Докмен, 1987). Социометрический статус является одним из измерений, указывающих на положение человека среди групп друзей (Kaya and Siyez, 2008). Социометрический тест обозначает и измеряет отношения, сложившиеся у членов группы по нескольким причинам, таким как любовь, сочувствие и т. д. Значение этого определения проявляется, поскольку оно помогает обнаружить конфликты и столкновения между социометрической матрицей и внешними социальными мирами, поскольку это тот факт, что люди не могут всегда быть вместе с теми, кого они хотят. Чем гармоничнее внешний социальный мир и социометрическая матрица, тем устойчивее социальная реальность; и наоборот, чем больше отличается социометрическая матрица, тем более напряженной становится социальная реальность (Конгар 2002, 207). При условии, что класс студента взят за социометрическую модель, уровень удовлетворенности будет разным между студентами, изгоями из группы и популярными среди других студентов. С другой стороны, это удовлетворение или неудовлетворенность может по-разному отражаться на успехах учащихся. На самом деле академический успех сам по себе может быть источником этой популярности и неприятия.
Существуют определенные исследования, анализирующие взаимосвязь между воспринимаемой социальной поддержкой, социометрическим статусом и успеваемостью. В исследовании (Lubber et al. 2006) было установлено, что признание со стороны сверстников поддерживает успехи в учебе. Szoba (1994) исследовал взаимосвязь между межличностными отношениями и социальной поддержкой, в то время как другое исследование (Cutrono, Cole, Colangelo, Assouline and Russel, 1994) было сосредоточено на академических успехах учащихся и восприятии социальной поддержки в семье. Остин и Драппер (19 лет)84) обнаружил, что студенты, которые имеют более высокие академические успехи, чем в среднем, воспринимаются как более сочувствующие и популярные по сравнению с теми, кто был отвергнут и оставлен в покое.
Цель школы – дать возможность учиться. Одним из показателей обучения является уровень успеваемости. Настоящее исследование заслуживает внимания в том, что касается определения того, влияют ли среди студентов университетов пол и семья, группа друзей и предполагаемая социальная поддержка со стороны кого-то особенного и социометрический статус, которые указывают на то, что социальные отношения влияют на их академический успех. С другой стороны, как утверждает Йилдинм (1997) знания о влиянии воспринимаемой социальной поддержки на успехи в учебе могут быть использованы для анализа уровней социальной поддержки студентов и ресурсов, учитывающих академическую неуспеваемость; таким образом помочь студентам.
Целью настоящего исследования является определение того, являются ли пол и семья, друг, предполагаемая социальная поддержка со стороны кого-то особенного и социометрический статус значимыми предикторами академической успеваемости.
2. Метод
Студенты, зарегистрированные на педагогическом факультете Эрзинджанского университета в 2009 г. -2010 учебный год приняли участие в исследовании. Данные были собраны из 274 студентов 4-го курса — 144 мужчин и 130 женщин, обучающихся на факультетах классного обучения, преподавания естественных наук, преподавания математики в начальной школе, преподавания турецкого языка и преподавания музыки.
Информация, касающаяся пола и успеваемости студентов, была собрана из документации факультета. Чтобы определить уровень воспринимаемой социальной поддержки, была использована 12-элементная многомерная шкала воспринимаемой социальной поддержки, полученная из трех различных источников, в основном семьи, друзей и кого-то особенного, и которая субъективно исследует эффективность социальной поддержки. Первоначальная шкала, разработанная Zimet et al. (1988) был адаптирован на турецкий язык Экером, Аркаром и Ялдизом (2001). Коэффициент надежности, принятый для размеров и подразмеров применяемой шкалы, приведен в таблице 1. В настоящем приложении коэффициент надежности всей шкалы установлен равным 0,83, для семейства подразмеров он определен как. 84, для друга подразмер как .86 и для кого-то особого подразмера как .95.
Таблица 1. Коэффициенты достоверности воспринимаемой многомерной шкалы социальной поддержки0003
Всего .89 .83
Семья .85 .84
Друг .88 .86
Кто-то особенный .92 .95
Для обозначения социометрического статуса студентов использовалась шкала социометрического статуса. Помимо направления, шкала состоит из двух отдельных частей по три пункта, измеряющих отрицательный и положительный статус. В самых общих чертах, когда принимаются во внимание определенные критерии, социометрия означает численное определение того, кто кем одобрен или отвергнут внутри группы (Докмен 19).87). Студентам было предложено написать имена трех одноклассников, с которыми они больше всего и меньше всего любят проводить время. Самый желанный студент получил 3 балла, второй — 2 балла, а третий — 1 балл. Точно так же студенты, которые хотели провести меньше времени, получили -3 балла, второй студент получил -2 балла, третий студент получил -1 балл. Поэтому были подготовлены оценки популярности и отказа, которые указывали на социометрический статус учащихся в классе. В качестве оценки социометрического статуса использовалась сумма баллов популярности и отказа.
Чтобы ответить на вопрос исследования, был использован метод множественного линейного регрессионного анализа. Метод множественной регрессии — это метод, который можно использовать для прогнозирования двух или более независимых переменных в качестве зависимой переменной, которая сама является переменной измерения. Регрессионный анализ фокусируется на точке, касающейся уровня эффекта оценки в исследовании (Ozturk 2007). Поскольку гендерная переменная, принятая в качестве предиктора в регрессионном анализе, является классификационной переменной, фиктивная переменная была превращена в искусственную переменную и включена в анализ (Buyukozturk 2006; Alpar 19).97, 275).
Таблица 2. Описательная статистика, относящаяся к учащимся, участвующим в исследовании
Переменная N Среднее ст. Отклонение
Оценка успеваемости 274 2,7993 ,43523
Пол 274 ,5255 ,50026
Воспринимаемая социальная поддержка — — Специальное лицо 274 16,6423 9,80187
Пер. полученная социальная поддержка — ■ Семья 274 22,8577 6, 76704
Воспринимаемая социальная поддержка — ■ Друг 274 22,4416 6,57043
Социометрический статус 274 1,1423 7,44589
3. Выводы
Результаты множественного регрессионного анализа, касающиеся предсказания академической успеваемости, проиллюстрированы в таблице 3. Было обнаружено, что пол, воспринимаемая социальная поддержка и социометрический статус предсказывают 15% академической успеваемости (R: 0,387, R2 : .15). Однако было обнаружено, что воспринимаемая социальная поддержка (PSS) со стороны кого-то особенного или друга не влияет на успехи в учебе, тогда как предполагаемая поддержка семьи является предиктором академического успеха.
Результат теста Дарбина-Уотсона (1939), указывающий на то, что регрессионный анализ показывает, что в модели нет автокорреляции (Ozturk 2007). Результаты теста ANOVA доказывают, что регрессионная модель в целом значима (F5-268: 9426).
При изучении двойных корреляций выясняется, что корреляция между показателем успеваемости и независимыми переменными не слишком высока.
Согласно стандартизированному коэффициенту регрессии (P), относительный порядок значимости переменных-предикторов академической успеваемости — это пол, предполагаемая поддержка семьи, предполагаемая поддержка друзей и социометрический статус. Социальная поддержка, полученная от кого-то особенного, не влияет на успехи в учебе. По мере изучения результатов t-теста относительно значимости коэффициентов регрессии становится очевидным, что пол, воспринимаемая поддержка семьи
и социометрический статус оказывают значимое прогностическое влияние на уровень успеваемости. Было обнаружено, что воспринимаемая поддержка со стороны кого-то особенного и воспринимаемая поддержка со стороны друга не оказывает заметного влияния на успехи в учебе.
Таблица 3. Результаты множественного регрессионного анализа, касающиеся прогнозирования успеваемости .270 .050 . 310 5.443 .000* .329
Семейство PSS 0002 PSS-Друг -.008 .006 -.120 -1.416 .158 .104 .158
Социометрический статус .007 .003 .112 1.984 .048 *** .143 .048
DW: 1.939 R: .387 R2:. 268): 9,426 *p < 0,001 **p < 0,01 ***p < 0,05
4. Обсуждение и заключение
В то время как пол, предполагаемая поддержка семьи и социометрический статус являются значимыми предикторами академической успеваемости, воспринимаемая социальная поддержка от друга или кого-то особенного не являются предвестниками академического успеха.
Переменная академической успеваемости с наибольшей предсказательной силой — пол. Этот вывод согласуется с результатами исследований, указывающими на то, что успехи в учебе различаются в зависимости от пола и что учащиеся женского пола более успешны, чем мальчики (Бахар, 2006; Дакворт и Селигман, 2006; Пекер, 2003; Померанц, Альтерматт и Саксон, 2002; Мау и Линн, 2001). На этот вывод, возможно, повлиял тот факт, что учащиеся женского и мужского пола имеют разные академические ожидания и разные внешкольные занятия.
Воспринимаемая поддержка семьи является значимым предиктором академической успеваемости. Исследование (Wentzel, 1998) показало, что существует значимая связь между восприятием поддержки учащимися и их успеваемостью на некоторых уроках. Результаты нашего исследования согласуются с этим выводом. Кроме того, в настоящем исследовании поддержка семьи положительно влияла на успехи в учебе, в то время как предполагаемая поддержка друга кого-то особенного не оказывала значимого влияния на успехи в учебе. В исследовании Yildinm (2007) была получена значимая связь между социальной поддержкой и успехами в учебе. Различные исследования (Eccles 2007; Roeser, Eccles and Sameroff 2000; Wentzel 19).98) доказали, что, хотя и не напрямую, социальные отношения все же оказывали косвенное влияние на успехи в учебе. Есть определенные исследования, подтверждающие, что существует связь между воспринимаемой социальной поддержкой и успехами в учебе. В исследовании (Розенфельд, Ричман и Боуэн, 2000) было обнаружено, что учащиеся средних школ, которые имеют высокий уровень воспринимаемой поддержки со стороны семьи, друзей и учителей, также более успешны на уроках.
Социометрический статус является значимым предиктором академической успеваемости, однако уровень социометрического статуса для прогнозирования академической успеваемости довольно низок. Этот вывод согласуется с выводами некоторых исследований о том, что неудовлетворительные отношения со сверстниками снижают успеваемость (Chen et al., 2008; Qetin, Bilyay and Kaymak, 2003; Lubber et al., 2006). В этом вузе, где проводилось исследование, применяется относительная система оценивания. По этой причине студенты соревнуются со своими одноклассниками за успехи в учебе. Это соревнование создает соперничество среди студентов, и студенты не только сосредотачиваются на своих успехах, но и наблюдают за своими одноклассниками. Эта реальность может превратить их в амбициозных и эгоистичных студентов, которые постоянно соревнуются друг с другом, чтобы добиться успехов в учебе. Есть исследования, показывающие, что популярные студенты имеют более высокие успехи в учебе (La Fontana and Cillessen, 2002), в то время как в некоторых исследованиях утверждается, что популярные студенты имеют низкие показатели успеха (Adler, Kless and Adler 19).92; Хопмейер Горман, Ким и Шиммельбуш, 2002 г.).
5. Рекомендация
Причины того, что студенты мужского пола менее успешны, чем девушки, могут быть предметом отдельного исследования. Кроме того, могут быть проведены дальнейшие исследования о том, как улучшить восприятие учащихся, у которых низкая воспринимаемая поддержка со стороны семьи.
Ссылки
Альпар, Р. (1997). Uygulamali QokDegiykenli istatistiksel Yöntemlere Giri§-I (1-е изд.), Анкара: Bagirgan Yayinevi.
Адлер П.А., Клесс С.Дж. и Адлер П. (1992). Социализация к гендерным ролям: популярность среди мальчиков и девочек начальной школы. Социология образования, 65, 169-187.
Остин, А.Б. и Дрейпер, округ Колумбия, (1984). Взаимосвязь между признанием сверстников, социальным воздействием и успеваемостью в средней школе.
Американский журнал исследований в области образования, 21(3), 597-604. Бахар, HH (2006). KPSS puanlarinin akademik ba§ari ve cinsiyet ajisindan degerlendirilmesi, Egitim ve Bilim, 31(140), 68-74. Бююкёзтюрк, §. (2008). Sosyal Bilimler ¡gin Veri Analizi El Kitabi, Анкара: Perem-A Yayinevi.
Чен, X., Чанг, Л., Лю, Х. и Хе, Ю. (2008), Влияние группы сверстников на развитие социального функционирования и успеваемость: лонгитюдное исследование
китайских детей. Child Development, 79(2): 235–251. Кутрано, К.Э., Коул, В., Коланджело, Н., Ассулин, С. и Рассел, Д. (1994)., Воспринимаемая родительская социальная поддержка и академическая успеваемость,
перспектива теории привязанности, Журнал личности и социальной психологии, 66 (2), 369-378. Чучелоглу, Д. (1996). Инсан ве Даврамчи, Стамбул: Ремзи Китабеви.
Кетин, Ф., Билбей, А.А. и Каймак Д.А. (2003). Araytirmadan Uygulamaya Qocuklarda Sosyal Beceriler-Grup Egitimi, Стамбул: Epsilon Yayincilik.
Дакворт, А. Л., Селигман, М.Е. (2006). Самодисциплина дает девочкам преимущество: пол в самодисциплине, оценках и результатах тестов успеваемости.
Журнал педагогической психологии, 98 (1), 198-208. Докмен, Ю. (1987). Empati kurma becerisi ile sosyometrik statü arasindaki ili§ki, Ankara Üniversitesi Egitim Bilimleri Fakültesi Dergisi, 20 (1), 183–207.
Экклс, Дж. С. (2007). Семьи, школы и развитие мотивации и участия, связанных с достижениями. В JE Grusec & PD Hastings (Eds.),
Handbook of Socialization (стр. 665–691). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. Экер, Д., Аркар, Х. и Ялдиз, Х. (2001). Qok boyutlu algilanan sosyal destek öljeginin gözden gejirilmi§ formunun faktör yapisi gejerlik ve
güvenirligi. ТюркПсикиятри Дергиси, 12 (1), 17-25. Фелмли, Д. Х. (2003). Взаимодействие в социальных сетях. В Дж. Деламетере (ред.), Справочник по социальной психологии, Нью-Йорк: Kluwer 9.meKuramlari ve Türkiye Gergegi, Стамбул: Ремзи Китабеви.
Лафонтана, К.М., и Силлессен, А.Х.Н. (2002). Восприятие детьми популярных и непопулярных сверстников: мультиметодная оценка.
Психология развития, 38, 635-647. Любберс, М.Дж., Ван Дер Верф, M.P.C., Снайдерс, Т.А.Б., Берт П.М. Кримерс, Б.П.М. и Кайпер, Х. (2006). Влияние отношений со сверстниками на
успеваемость в средней школе. Журнал школьной психологии, 44 (6), 491-512. Мау, В.К. и Линн, Р. (2001). Гендерные различия в школьных способностях проверяют американский тест в колледже и оценки в колледже. Педагогическая психология, 21 (2), 133-136. 9kenlere gore incelenmesi, Uludag Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi, 17 (1), 161–171. Померанц, Э.М., Альтерматт, Э.Р., и Саксон, Дж.Л. (2002). Учиться, но расстраиваться: гендерные различия в успеваемости
и внутреннее расстройство. Журнал педагогической психологии, 94 (2), 396-404. Розер, Р. В., Экклс, Дж. С., и Самерофф, А. Дж. (2000). Школа как контекст академического и социально-эмоционального развития ранних подростков:
резюме результатов исследования. Журнал начальной школы, 100, 443–471. Розенфельд, Л.Б., Ричман, Дж.М., и Боуэн, Г.Л. (2000). Сети социальной поддержки и школьные результаты: центральное место учителя. Ребенок и 9arimn yordayicisi olarak gündelik sikintilar ve sosyal destek. Hacettepe Üniversitesi Egitim Fakültesi Dergisi, 30, 258–267.
Вентцель, К.Р. (1998). Социальные отношения и мотивация в средней школе: роль родителей, учителей и сверстников. Журнал педагогической психологии, 90, 202-209.
Зимет Г.Д., Далем Н.В., Зимет С.Г. и Фарли, Г.К. (1988). Многомерная шкала воспринимаемой социальной поддержки. Журнал оценки личности, 52, 30-41.
Практическое применение поэтапной социометрии: повышение социометрического интеллекта посредством самораскрытия и связи
Пропустить пункт назначения навигацииРаздел 2: Уголок Практика | 01 мая 2016 г.
Дейл Ричард Бьюкенен, доктор философии, TEPЖурнал психодрамы, социометрии и групповой психотерапии (2016) 64 (1): 71–78.
https://doi.org/10.12926/0731-1273-64.1.71
- Взгляды
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
- Инструменты
Получить разрешения
Иконка Цитировать Цитировать
- Поиск по сайту
Цитирование
Дейл Ричард Бьюкенен; Практическое применение поэтапной социометрии: повышение социометрического интеллекта посредством самораскрытия и связи.