Социометрия младших школьников: Социометрия для школьников (образец)

Социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— Популярные (звезды) дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— Предпочитаемые дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя звезды).

— Пренебрегаемые или оттесненные дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— Изолированные дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— Отвергаемые дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как звезды, так и отверженные. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе.

Нередко понятие социометрической звезды смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что звездность показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической звездой, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и звездой могут быть разные дети: ведь для завоевания положения звезды и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у звезды.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (пренебрегаемые, изолированные и отвергаемые).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола).

Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких союзов она состоит.

На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы-мишени, что является существенным дополнением к табличному подходу.

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I) Внутренний круг — это так называемая зона звезд, в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II) Второй круг-зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III) Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV)Четвертый круг — зона изолированных — это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты). Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов.

Если Вы исследуете особенности межличностных отношений детей, рекомендуем также обратить внимание на методику «Капитан корабля».

Скачать готовый расчет по данной методикеЗаказать готовый расчет по этой методикеЗадать нам вопрос по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком +) и отрицательных выборов (количество баллов со знаком минус) со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов социометрические звезды, это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком минус нет) эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от 2 до +2 баллов (сумма складывается из + и минусов) активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком + и минус отсутствуют) этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

1 и менее баллов это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Специфики

Особенности проведения методики Два дома сводятся к осуществлению эксперимента. Его объектом становится ребенок. Ему дается чистый лист бумаги, положенный горизонтально. На нем дошкольник рисует два домика.

Первый изображается с левой стороны. Он отличается ровностью и красным цветом.

Второй получается справа. Его цвет черный. Сам домик неровный, а его крыша косая.

Согласно методике «Два дома» для дошкольников, оба нарисованных здания должны иметь хотя бы пять этажей. На каждом из них по 3-4 квартиры или секции.

Психолог просит ребенка посмотреть на оба домика, подсказывает, что первый домик воздвигнут специально для него. Ребенок должен оценить красоту этого здания и показать, где именно в нем он хочет жить.

Затем психолог вписывает его имя в эту секцию. Второй вопрос, адресованный ребенку от специалиста, связан с тем, кого тот желает взять с собой для проживания. Объясняется, что можно заселить, кого угодно и определить для него любое подходящее место.

Далее вписывается имя нового жильца в ячейку, обозначенную ребенком. Испытуемый поясняет, кем ему он приходится.

Когда первая постройка будет заселена, требуется уделить внимание второму зданию.

При проведении методики Два дома для дошкольников на этой стадии психолог поясняет ребенку, что второй домик тоже надо заселять. Сообщать о его мрачности специалист не должен. Запрещено здесь давать вообще какие-либо характеристики такому строению.

Здесь проводится проективный тест. И поэтому изображение является символикой. Ребенок сам распознает, какой домик мрачный, а какой радостный.

После чего испытуемый аналогичным образом заселяет здание черного цвета.

Основная интерпретация

Методика Два дома для дошкольников имеет главную задачу выявить, к кому ребенок относится с симпатией, а кому испытывает антипатию. И ее результаты трактуются однозначно.

Жители красного домика это те люди, которых ребенок ценит. И с ними у него замечательные отношения либо он хочет таковые выстроить.

Обитатели черного здания презренные для него персоны.

Такова основная интерпретация теста Два дома для дошкольников. Она позволяет определить число социальных контактов и их эмоциональную характеристику. Анализ основывается на общем числе персон, названных ребенком, и на том, кого и куда он определил.

Другие важные факторы

Не менее значимый аспект алгоритм называния людей. Лица, упомянутые первыми, более важны для испытуемого.

Учитывается и специфика размещение персон. На одних изображениях ребенок и его родители устраиваются в одной секции. На некоторых рисунках дошкольник располагается на последнем этаже, а его папа и мама на первом.

Самые важные персонажи пространственной проекции сосредоточены максимально близко к испытуемому.

Более тщательно изучаются те ситуации, когда ребенок не вносит одного или нескольких членов семьи. И лишь когда он заполнит жителями оба здания, психолог может заострить внимание на пропущенной персоне.

Во время этого проективного теста специалист в игровой форме просит ребенка заполнить пробел (пробелы). Может прозвучать фраза на подобие этой: Ой, а Павла Андреевича мы забыли поселить! А где его место проживания?

Такой вопрос нужно задавать испытуемому. Причина рисуя себя, он может подразумевать свое нахождение там только с матерью.

Дополнительные лица

Если ребенок не внес кого-то в ячейки ни в первом, ни втором домике, можно предложить ему это сделать.

Дополнительных жильцов в тот или в другой домик можно внести, если испытуемому сложно это осуществить самостоятельно. Так может быть, если у него немного друзей.

Психолог может предложить ему свою кандидатуру и кого-то из педагогического состава.

Если ребенок поселяет их в красный домик, это свидетельствует о том, что ему нравится находиться в этом дошкольном учреждении.

Когда кто-то из педагогов попадает в черный домик, нужно выяснить причины этого. Возможно, подопечный испытывает ненависть к кому-то из персонала учреждения.

Так или иначе, требуется тщательное исследование такого отношения.

Вариация рисунка

Методика два дома для дошкольников призвана исследовать, как ребенок общается и взаимодействует со своей семьей и сверстниками. Это ее приоритетные задачи.

С ее помощью:

  1. Выявляются специфики взаимоотношений родственников и друзей с испытуемым.
  2. Определяется его оценка обозначенным отношениям.

Тестирование проводится на основе изображений, которые ребенка просит создать психолог.

Часто дети рисуют два домика. Один они делают ярким, красочным и красивым. Второй блеклым и неказистым, даже кривым.

Методика допускает некоторые вариации изображений.

Например, такая. В верхней стороне листа (формата А4) рисуется многоэтажное жилое здание. Здесь обилие цветов не допускается. Достаточно обычного карандаша.

Под многоэтажкой создаются те самые два домика. Их параметры значительно отличаются. У того, что имеет красный цвет, они намного больше, чем у соседнего. И часто первый дом изображается, как изящный и солидный коттедж. Второй представляет собой некий убогий барак.

Предварительная беседа

Предварительно психолог общается с ребенком, выясняет численность его семьи. Далее он просит подопечного, показывая ему изображение, переместить членов семьи из дома с большим количеством этажей в новые постройки те, что находятся ниже.

Ребенка обязательно информируют, что он является жильцом красивого красочного дома. Туда он может взять кого угодно из своих близких. В соседнее строение можно поселить прочих людей.

В конце диалога специалист интересуется, кого и куда ребенок расселит. Поселенцы красного дома те, кого он любит и уважает. Жители барака те, к кому он относится негативно.

При анализе методики «Два дома» для дошкольников учитывается и скорость ответа. Чем больше времени малыш тратит на раздумье, тем менее объективным трактуется его ответ.

При наличии в семье гармоничных отношений ребенок ощущает теплоту и любовь. А в красивом доме он поселяет всю свою семью.

Исследование отношений в группе

Проективная методика Два дома, проводящаяся в дошкольном учреждении, исследует межличностные отношения воспитанников.

После расселения педагог интересуется у ребенка, желает ли тот кого-либо поменять местами и вписать еще какого-нибудь персонажа. Ведется запись ответов.

Если в группе занимается 10-15 детей, испытуемого просят сделать 6 выборов: по три положительных и негативных.

Если численность коллектива превышает 16 человек, то по пять таких ответов.

Когда ребенок не желает делать выбор в чью-либо пользу, не следует выдавливать из него решение.

Все ответы заносятся в таблицу, в которой фамилии воспитанников расположены по алфавиту.

Анализ результатов

В дошкольном учреждении применяется методика Два дома Вандвик Экблад. По ней результаты тестирования нужно изучать, опираясь на количество персонажей в обоих домиках.

Для каждого воспитанника подсчитываются отрицательные и положительные баллы.

Это число размещенных им лиц в черном или красном здании. Из большего значения вычитают меньшее. Приоритет отдается знаку лидирующего числа.

Далее приводится трактовка по набранному количеству баллов:

  • От +4 обычно набирают дети с привлекательной внешностью и достаточной уверенностью в себе. В коллективе и в играх они лидеры.
  • От +1 до +3 (сумма образуется только из плюсов). Таким детям нравится играть и общаться со стабильным окружением либо одним другом. При этом они практически не вступают в конфликты и являются лидерами маленькой локальной группы.
  • От -2 до +2 (сумма формируется из плюсов и минусов). Эти дети коммуникабельные, активные, любящие подвижные игры. Часто конфликтуют и ссорятся. Могут легко обидеться, но быстро забыть обиды.
  • 0 баллов (нет минусов и плюсов). Это мало примечательные дети. Они играют в одиночку, не желают общаться с коллективом.
  • -1 и ниже. Это изгои. У них зачастую есть явные физические недостатки и часто наблюдаются психозы. Они негативно относятся к остальным воспитанникам.

Большее внимание уделяется детям, которых многие занесли в черный домик. Они много времени проводят в одиночестве либо в окружении взрослых. Обычно они очень замкнуты или конфликтны. Зачастую их ненавидит вся группа.

Работа с начальными классами

Она основывается на методике Два дома для младших школьников А. Л. Венгера.

С ее помощью педагог вычисляет спектр общения каждого ученика и психологическую атмосферу в классе.

Проводится она аналогично: рисуются два домика, их жильцы определяются детьми.

Подсчитываются баллы аналогично. То есть берется в расчет разница между числом обитателей красного и черного строений.

Анализ результатов позволяет определить уверенных учеников авторитетов для сверстников. Выявляются и конфликтные персоны, и постоянные скандалисты.

Задача педагога провести воспитательную работу с отрицательной категорией учеников. При необходимости они направляются к детскому психологу. Также осуществляется взаимодействие с родителями.

Интерпретация результатов теста:

Интерпретация теста производится качественно. Интерпретируя результаты теста Два домика, следует обратить внимание на то, сколько людей и кого ребенок поместил в красном и черном домиках; на последовательность поселения, на расположение жителей домика относительно самого ребенка, на спонтанные комментарии ребенка в процессе выполнения методики.

Если ребенок селит себя в черный дом дети с нарушением самооценки. Но обязательно спрашиваем, почему. Интерпретация ребенком своего решения очень важна. В этой методике мы узнаем о людях, которые в другой ситуации не будут упомянуты. Эта методика позволяет ранжировать окружающих людей по значимости. Если ребенок никого не селит в черный дом, важно спросить, почему. Это может говорить о запрете на отрицательные эмоции это не является оптимальным для развития. Часто этот дом населяется бандитами или злодеями. Иногда в нем живут одноклассниками, которые чем-то обидели, воспитатели, которые наказывали.

Источники:

Имена учеников123456789101112131415
Полщанов  Р.1    1  2      3
Гайворонская  Д.2      3   21   
Филиппенко  А.3   32   1      
Екусова З.42   1         3
Харитонов И.51  2   3       
Кананыхин А.6   3  1   2    
Долгопятов  И..7 3 2 1         
Пахомов Р.82   1         3
Титова  Ю.91      2      3
Жаргаков Е.102      1      3
Ташкенбаев  А.11     31     2  
Макаров Р.12     31   2    
Скопенцев А.13     32   1    
Волков  С.14      1        
Вальтер В.151  23          
Число полученных выборов 610554641041105
Число взаимных выборов 310232220020102