Социометрия плюсы и минусы метода: Достоинства социометрии

Содержание

Метод социометрии, его недостатки

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности.

Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы.

К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия и др.

Наиболее существенные недостатки метода социометрии:

а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;

б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты;

в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Метод социометрии, его недостатки

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Метод социометрии, его недостатки

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Метод социометрии, его недостатки

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Меню

Предмет и определение социальной психологии.
Полемика о полемика о предмете социальной психологии
Основные области и объекты исследования в социальной психологии
Теоретические и практические задачи социальной психологии и проблемы общества

Структура и функции социальной психологии
Взаимоотношение социальной психологии с другими науками
Понятие методологии и метода научного исследования

Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Этические проблемы социальной психологии
Метод наблюдения. Виды и границы метода наблюдения
Корреляционный метод: предсказание социального поведения

Добавить в избранное (необходима авторизация)

сущность, цель, особенности в массовой коммуникации

Содержание:

  • Для чего предназначена социометрия
  • Что изучает социометрия
  • Данные метода
  • Особенности метода
  • Преимущества и недостатки метода

Содержание

  • Для чего предназначена социометрия
  • Что изучает социометрия
  • Данные метода
  • Особенности метода
  • Преимущества и недостатки метода

Социометрия — ветвь социальной психологии, которая изучает межличностные отношения, акцентируя особое внимание на измерении симпатий и антипатий между сторонами.

Понятие появилось в XIX веке. В XX столетии американский психиатр и психолог Джейкоб Морено определил значение термина в современном значении. Согласно теории, все конфликтные ситуации в обществе имеют пути решения через исследование межличностных отношений. Толчком для формирования концепции стало наблюдение за беженцами времен Первой мировой войны. Он заметил, что оптимальные условия жизни переселенцев появляются, когда при расселении учитывают их вероисповедание, взгляды и национальность.

В социальной психологии под социометрией понимают методы изучения отношений в различных коллективах. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Для чего предназначена социометрия

Социометрия предназначена для выявления эмоциональных отношений между участниками группы. Различают несколько функций социометрических методов:

  1. Определение уровня сплоченности или разобщенности в коллективе.
  2. Установление «социометрических позиций» — уровня авторитета каждого члена группы, выявление лидера.
  3. Обнаружение внутригрупповых общностей, их неформальных лидеров.

С помощью социометрии устанавливают степень популярности или непопулярности каждого участника, исследуют характерное поведение людей внутри коллектива, структуру образования, социальную совместимость.

Что изучает социометрия

Понятие «коллектив» выступает как одно из самых значимых в социальной психологии. Такая группировка является высокоорганизованной ячейкой общества. Ключевыми характеристиками коллектива выступают:

  1. Ответственность. Каждый участник группы отвечает за результат совместных действий, за достижение намеченной цели.
  2. Коллективизм. Стремление членов группировки сообща приступать к решению вопросов, укреплять взаимосвязь, препятствуя распаду общности.
  3. Сплоченность. Наличие единого коллективного мнения, готовность прийти на выручку.
  4. Контактность. Взаимосвязи между членами группы, эмоциональные взаимоотношения.
  5. Открытость. Готовность коллектива к сотрудничеству с другими группами.
  6. Организованность. Способность группы эффективно включаться в работу, корректировать по необходимости свою внутреннюю структуру.
  7. Информированность. Доступность для каждого участника необходимой информации о положении внутренних дел, возложенных на группу задачах.

Социометрия изучает уровень данных коллективных характеристик, особенности их проявления внутри группы, структуру коллектива, которая формируется на базе межличностных отношений. С использованием социометрических методов определяются предпочтение, неприятие или безразличие участников коллектива по отношению друг к другу. Исследуется самочувствие личности внутри группы, степень комфортности или дискомфорта.

Данные метода

Проведение социометрического метода дает возможность определить действительный статус личности в коллективе, иерархическую структуру группы. С его помощью можно получить следующие данные:

  • строение и процесс развития отношений внутри группы;
  • динамический прогресс коллектива;
  • уровень группового единства;
  • отличительные черты социально-психологической атмосферы сообщества;
  • глубинные причины, провоцирующие конфликтные ситуации;
  • уровень авторитета участников коллектива;
  • негласные лидеры;
  • внутренние подгруппы.

Эти сведения помогают вовремя выявить проблемные ситуации и разработать пути решения. 

Особенности метода

В социометрии выделяют несколько особенностей:

  1. Получаемые переменные определяют как «социальные», так как они отражают качественные характеристики.
  2. Инструменты, применяемые социометрией для тестирования коллективных отношений, могут быть использованы в психиатрии, педагогике, социальной психологии, антропологии.
  3. Метод позволяет одновременно изучать коллектив как отдельный самостоятельный комплекс и индивидуальность в социальной среде.
  4. Методы социометрии многофункциональны, они позволяют сделать корректировку группового состава, решать конфликтные ситуации, улучшать климат в коллективе, повышать уровень эффективности совместной работы.
  5. Социометрические индексы (показатели) выражают эмпирические представления (групповая сплоченность, социометрический статус отдельной личности). 

Дж. Морено, основоположник данной отрасли психологии, выделил 5 основных категорий, на которых базируется метод:

1. Появление симпатий и антипатий между людьми вызвано нематериальными, невидимыми энергетическими сгустками — «теле».

«Теле» — единицы ощущений, направляемые от человека к человеку.

2. Существование человека невозможно без установления эмоциональных взаимосвязей. Поэтому элементарной частицей общества выступает не отдельная личность, а сосуществование индивидуумов. Личностная взаимосвязь бывает двух уровней:

  • спонтанный уровень — здесь находятся личности, с которыми человек хочет вступить в контакт;
  • реальный уровень — здесь располагаются те, кто в действительности является эмоциональным партнером.
Примечание

Описание личности по Морено — ядро атома, который окружен множеством ролей, связанных со взаимодействием с другими членами коллектива. Спонтанно возникающие группы и роли воздействуют на личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.

3. Закон социальной гравитации: сплоченность коллектива прямо пропорциональна притяжению людей друг к другу и обратно пропорциональна расстоянию между ними.

4. Социологический закон: совершенные коллективные формы начинают развитие из простейших.

Примечание

Морено считал, что изменения, которые происходят на уровне малых групп, обладают большим эффектом, чем изменения на уровне общества в целом.

5. Сущность социодинамического закона заключается в неравномерном распределении эмоциональных привязанностей внутри коллектива.

Преимущества и недостатки метода

Основное преимущество состоит в том, что он не требует большого временного отрезка. Опрос занимает около 15 минут. Помимо этого необходима обработка, однако она проста и понятна. Знания о неформальных лидерах дают возможность перенаправить деятельность и стабилизировать атмосферу в группе. Методика может многое сказать о сообществе людей.

Еще один плюс — возможность использования метода при формировании коллективов для общей деятельности в сложных, экстремальных условиях.

Среди минусов метода выделяют:

  1. Социометрия не способна выявить причины, предпосылки возникшей антипатии.
  2. Количество взаимных выборов часто отражает не общую сплоченность группы, а дружеские отношения в подгруппах.
  3. Социометрический метод проводит диагностику только малых групп, в которых есть опыт коллективной общей деятельности на протяжении полугода.
  4. Результаты могут быть искажены вследствие эмоциональных всплесков тестируемых.
  5. Критерии метода не способны до конца отразить всю гамму взаимоотношений в коллективе.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 3.20 (Голосов: 5)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Социометрические методики; Какие они есть, преимущества и недостатки.

Социометрия — это изучение межличностных отношений в популяциях; он использует количественные данные и часто используется для изучения социальных установок, выборки выражений социального принятия или неприятия. Этот метод был разработан Джейкобом Л. Морено в ходе его исследований взаимосвязи между социальными структурами и психологическим благополучием в 1930-х годах.

Cillessen, Jiang, West и Laszkowski (2005) использовали этот метод при исследовании детской дружбы. Они предсказали пять параметров качества дружбы (конфликт, близость, общение, помощь и безопасность) на основе самоотчетов и отчетов сверстников о физической агрессии, агрессии в отношениях и просоциальном поведении. Кроме того, Фредриксон и Фернхем (1998) использовали социометрический метод для оценки качества жизни детей с нарушениями обучаемости и отношений с их семьями.

Блатнер (2009) видит множество преимуществ этого метода, говоря, что, поскольку социометрия является относительно новой областью, то, что мы узнали до сих пор от ее использования, возможно, является лишь частью того, что еще предстоит изучить. Еще одно преимущество этого метода заключается в том, что, поскольку он использует качественные данные, он может дать нам гораздо более глубокие и полные данные, чем мог бы другой метод, использующий количественные данные. Например, если Фредриксон и Фернхем (1998) использовали количественный метод для оценки качества жизни детей с ограниченными возможностями обучения, маловероятно, что они получили бы такое представление как о негативных, так и о позитивных сторонах жизни детей и их семей.

Некоторые люди сомневаются в правильности метода, говоря, что он не измеряет ничего полезного. Однако Мутон, Блейк и Фрухтер рассмотрели исследования с его использованием и пришли к выводу, что многие результаты были полезны для общества. Например, исследование Дорис (1953) по оценке коллегами их желанности в качестве партнеров по работе, которые имели приложения на многих рабочих местах, чтобы собрать вместе партнеров по работе, которые были максимально продуктивными. Тем не менее, у этой методики есть один явно очевидный недостаток, поскольку многие данные получены с помощью средств самоотчета, и она страдает от всех недостатков, присущих данным самоотчета. Например, из-за предвзятости социальной желательности люди могут быть слишком смущены, чтобы признать определенные вещи, или могут отчаянно пытаться выглядеть хорошо, и поэтому такие ответы ненадежны. Например, в Фредриксоне и Фернхэме (1998) исследование Родители детей-инвалидов могут быть слишком горды или смущены, чтобы признать, что они борются со своим ребенком. Точно так же он полагается на память участника, которая опять же может быть ненадежной. Кроме того, если человек чувствует себя хорошо в то время, ответы будут более положительными, а если он чувствует себя плохо, более отрицательным. Опять же, используя пример Fredrickson and Furnham (1998), если у родителей действительно плохой день с ребенком, их ответы могут быть гораздо более негативными, чем то, что на самом деле отражает реальность.

В целом социометрические методы полезны для изучения межличностных отношений в популяции, несмотря на небольшие проблемы с надежностью, поскольку они используют схему самоотчета, они дали нам некоторые богатые и проницательные данные и сделали некоторые полезные достижения для общества.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Методы социометрии

Методы социометрии

Реклама

1 из 24

Верхний вырезанный слайд

Скачать для чтения офлайн

Образование

Методы социометрии

Реклама

Реклама

Реклама

Методы социометрии

  1. СОЦИОМЕТРИЯ МЕТОДЫ К ДЖ. РОБИНСОН РАДЖА, УЧИТЕЛЬ МВСК, ИВРИ, ВООБЩЕ.
  2. СОЦИОМЕТРИЯ  Латинское слово – socius означает спутник, а metrum означает меру.  Идея, предложенная Дж. Л. МОРЕНО, в качестве исследовательской и терапевтической техники  Исследование эволюции и организации групп и положения личности внутри них.  Это техника описания социальных отношений между людьми в группа.(котари)  Средства простого и наглядного представления всей структуры отношений существующих в данное время среди членов данной группы. (Дженнингс)
  3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ  Количество методов сбора и анализа данных по выбору, общение и взаимодействие людей в группах  Изучение и измерение социального выбора  Изучение притяжения и отталкивания членов групп  Человеку предлагается выбрать одного или нескольких человек в соответствии с одним или несколькими критерии, предложенные исследователем.
  4. ЗАДАЧИ СОЦИОМЕТРИИ  Ориентация на достижение бизнес-целей  Сосредоточение внимания на ключевых участниках, создающих ценность — неформальных лидерах  Расширение сети неформальных отношений  Ориентация на культуру – обеспечение связи, вклада и доверия.  Социометрические инструменты бесценны для выявления неформальных лидеров.
  5. СИТУАЦИИ СОЦИОМЕТРИИ  Исследовать внутригрупповые отношения, которые мешают людям производить результаты бизнеса  Чтобы перевести вашу организацию из изолированных бизнес-единиц в совместную группы  Укрепить команды, работающие в сложных ситуациях  Выявить и решить проблемы группового конфликта, доверия и идентичности  Понимать и решать «мягкие» и невысказанные аспекты повседневной жизни группы. жизнь
  6. НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИОМЕТРИИ  Выработать модели поведения, соответствующие вашей идеальной рабочей культуре.  Интегрировать мышление, чувства и действия в деловые отношения
  7. ВИДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ВЫБОРА  Выбор людей, выбор линий связи, выбор линий влияние, выбор групп меньшинств  Зависит от инструкций и вопросов, данных отдельным лицам.  С кем бы вы хотели работать?  Кто вам нравится больше всего?
  8. МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА  Социометрические матрицы  Социограммы  Социометрические индексы
  9. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МАТРИЦЫ  Он содержит наиболее важные возможности и следствия для поведенческих Исследователь.  Удобный способ подведения итогов  Матрица представляет собой прямоугольный массив чисел или других символов.
  10. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МАТРИЦЫ
  11. ПРЕИМУЩЕСТВА  Включительно  Записываются совместные отношения между парами  Матрицы можно комбинировать и сравнивать
  12. НЕДОСТАТКИ  Ограниченная информация о членах группы  Не подходит для большой компании  Плохое графическое устройство  Плохой инструмент для обнаружения взаимного выбора и другой внутренней структуры группы
  13. СОЦИОГРАММА/ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ГРАФЫ  Схематическое изображение внутренней структуры выборов членов группа
  14. СОЦИОГРАММА
  15. ПРЕИМУЩЕСТВА  Простой и действенный метод  Поиск естественного или местного лидера  Вторые лидеры  Может применяться для поиска профессиональных лидеров  Малые и средние группы и для описательных целей
  16. ОГРАНИЧЕНИЯ  Не подходит для больших групп (> 20 человек) и аналитических целей  Разные люди могут рисовать разные графики с одними и теми же данными  Идентифицированное лицо не может нести ответственность  Он не может быть нейтральным лицом  Изменяются во времени  Не указывайте причин для принятия или отклонения
  17. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ  Одним из распространенных показателей является статус выбора человека  КС= 𝑐 𝑛−1  Ценность статуса выбора является прямым показателем популярности индивидуума в группа (индекс социометрического статуса)  Статус выбора B и C  IMG_20181113_234153. jpg  В= 4/11-1 = 40 процентов
  18. ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ  СО= 𝑖↔𝑗 𝑛 𝑛−1 2  IMG_20181113_234153.jpg  СО= 6 11 11−1 2 = 6/55 = 11 процентов  CO для клики= 3 3 3−1 2 = 100 процентов
  19. ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ  Количество взаимных выборов, деленное на единицу меньше, чем размер группы  = 6 11−1  = 60 процентов
  20. ИНДЕКС ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАСШИРЕННОСТИ  Сумма вариантов, разделенная на количество доступных вариантов  Эмоциональная экспансивность = (17/22)*100 = 77 процентов
  21. ТЕХНИКА GUESS-WHO  Хартсхорн и Мэй  Студента просят прочитать каждое описательное утверждение, а затем они запишите имя ученика, который лучше всего подходит под это описание
  22. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЯ  Предрассудки в школе  Похвала и социометрический выбор  Социометрия животных  Раса, вера и социометрический выбор.
  23. ПРИЛОЖЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ  Простой, экономичный и натуралистичный метод наблюдения и данных коллекция  Человеческие действия, такие как выбор, влияние, доминирование, общение esp в групповых ситуациях нужен.

Добавить комментарий