Методы исследования в психологии кратко шпаргалка: Урок 2. Методы психологии

Содержание

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ — Шпаргалки для сдачи экзамена

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы  психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:

  • объективность — объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического;
  • валидностьгарантия того, что избранный способ изучения (метод) действительно способен измерить или оценить изучаемый объект;
  •  надежность — качества метода, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном его использовании.

Таблица 3

Методы психологии

Методы

 

Определение

 

Виды

Интроспекция

Наблюдение субъекта за его собственными психическими процессами в момент их протекания или вслед за ним

нет

Наблюдение

Целенаправленное восприятие деятельности или поведения человека в естественных условиях и последующая регистрация их в протоколе

Открытое, скрытое, включенное, не включенное

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Опрос

Прямое или косвенное, устное или письменное получение от субъекта сведений о его деятельности

Устный (интервью, беседа), письменный (анкета — открытая, закрытая), стандартизированный, свободный

Тест

Краткое психологическое испытание, в результате которого оценивается какой-либо процесс или личность в целом

Тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты

Эксперимент

Создание специальных условий, в которых выявляется психологический факт

Констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный

Анализ продуктов деятельности

Анализ материализированных результатов психической деятельности человека с целью выявления его личностных особенностей и отношений.

Анализ рисунков, сочинений, почерка, поделок и др.

Интроспекциясамонаблюдение, которое применяется тогда, когда психолог- исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Наблюдение –  целенаправленное восприятие психических явлений. Обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются и объясняются. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится членом группы и его присутствие и поведение становится частью наблюдаемой ситуации и не включенное (со стороны), т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой. Различают также

открытое наблюдение, когда исследователь открывает наблюдаемым свою роль (недостатком этого метода является снижение естественного поведения наблюдаемых субъектов) и скрытое, когда о присутствии наблюдателя группе или индивиду не сообщается. Достоинства наблюдения: 1) возможность непосредственного контакта с объектом, 2) возможность применения в самых различных ситуациях; недостатки: 1) невозможность повторения ситуации, 2) большая вероятность ошибок из-за субъективного фактора.

Опрос

представляет особый метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос  бывает устным и письменным. Устный опрос  (интервью, беседа) применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.  Это вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемых при устном опросе, существенно зависят  и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос может проводиться с большим количеством людей. Наиболее распространенная его форма – анкета.  Ее недостатком является то, что нельзя заранее учесть реакцию отвечающего на содержание  вопросов и, исходя из этого,  изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, когда перечень задаваемых вопросов и возможных ответов не ограничен определенными рамками. Такой метод сходен с беседой, при которой можно достаточно  гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос,
при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос. 

Тесты являются специализированными методами исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Большинство тестов являются стандартизированными и имеют необходимые нормативы. Это дает возможность оценивать уровень сформированности у человека соответствующих психических функций, то есть ставить психологический  диагноз. Тесты бывают трех видов: тесты- опросники, тесты-задания и проективные тесты.

Тест- опросник предполагает систему заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого. Тест-задание предполагает оценку действий человека. В нем предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых,  судят о наличии или отсутствии и степени развития у человека изучаемых качеств. При использовании этих тестов испытуемый может сознательно повлиять на результаты, исказить или приукрасить их. Поэтому для получения более объективной информации о психологических и поведенческих особенностях людей используют
проективные тесты.
В их основе лежит метод проекции, когда человек, отвечая на поставленные определенным образом вопросы или выполняя задания, отражает в ответах свои скрытые личностные свойства.

Эксперимент —  целенаправленная и продуманная искусственно созданная ситуация, в которой изучаемое свойство  выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно – следственных связях исследуемого явления с другими феноменами.

Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается  в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, полученные в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство.
Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.

Анализ продуктов деятельности  — анализируются дневниковые записи, продукты трудовой или творческой деятельности (рисунки, сочинения, почерк и пр.).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Шпаргалки по психологии | Диплом по психологии

Дорогие студенты! Здесь вы можете ознакомиться с краткими вспомогательными материалами по основным темам базовых разделов психологии — шпаргалками по психологии, или, как их еще называют, шпорами по психологии. В каждой шпаргалке очень кратко изложена основная суть темы.

Шпаргалки предназначены для того, чтобы быстро вспомнить суть темы и сориентироваться в ней. Они могут понадобиться при выборе темы дипломной работы, а также в процессе подготовки к экзаменам, госэкзаменам и т.д.

На данный момент список шпаргалок неполный, но авторы сайта по мере возможности стараются добавлять новые шпаргалки как можно чаще.

Шпаргалки по общей психологии

  • Психология как наука. Предмет психологии
  • Методологические основы психологической науки
  • Психика как форма отражения
  • Стадии развития психики
  • Уровни организации поведения животных
  • Интеллектуальное поведение животных
  • Сознание как высшая форма развития психики
  • Неосознаваемый уровень регуляции поведения
  • Ощущения 
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Воображение
  • Мышление
  • Речь и язык
  • Эмоции
  • Воля
  • Потребности
  • Мотивы и мотивация
  • Направленность личности
  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Я-концепция
  • Аффекты
  • Фрустрация
  • Стресс
  • Творчество
  • Психологическая характеристика деятельности
  • Психологическая характеристика общения

Шпаргалки по психологии личности и дифференциальной психологии

  • Понятие и структура личности
  • Формирование и развитие личности
  • Направленность личности
  • Темперамент
  • Характер
  • Способности
  • Эмоциональная сфера личности
  • Волевая сфера личности

Теории личности

  • Бихевиоризм: теория научения
  • Необихевиоризм
  • Оперантный бихевиоризм Скиннера
  • Психоанализ
  • Аналитическая психология Юнга
  • Индивидуальная психология Адлера
  • Гуманистическая психология
  • Феноменологическая теория Роджерса
  • Когнитивная психология

Шпаргалки по социальной психологии и психологии общения

  • Малые группы
  • Социально-психологический климат
  • Психологическая совместимость
  • Лидерство и руководство
  • Внутригрупповые феномены
  • Конфликты
  • Социализация личности
  • Психологическая характеристика общения
  • Общение как обмен информацией
  • Восприятие человека человеком
  • Психологическое воздействие
  • Одиночество

Шпаргалки по возрастной психологии и психологии развития

  • Формирование и развитие личности
  • Социализация личности
  • Периодизация возрастного развития
  • Сензитивные периоды развития
  • Кризисные периоды развития
  • Раннее детство
  • Кризис трех лет
  • Дошкольный возраст
  • Младший школьный возраст
  • Подростковый возраст
  • Юношеский возраст
  • Развитие внимания
  • Развитие памяти
  • Развитие мышления
  • Развитие речи
  • Развитие воли
  • Развитие потребностей
  • Теория развития высших психических функций Л. С.Выготского
  • Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина

Шпаргалки по педагогической психологии и педагогике

  • Формирование и развитие личности
  • Психология воспитания
  • Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
  • Школьная адаптация
  • Факторы неуспеваемости школьников
  • Педагогически запущенные дети
  • Дефекты воспитания
  • Задержка психического развития ЗПР
  • Формирование положительной мотивации учебной деятельности
  • Факторы эффективности памяти
  • Воспитание воли
  • Педагогическое общение
  • Требования к личности педагога, педагогические способности
  • Квалификация и личность школьного психолога
  • Основные направления деятельности школьного психолога
  • Психодиагностика в работе школьного психолога
  • Кабинет школьного психолога
  • Теория обучения В.В.Давыдова
  • Теория развивающего обучения Л.В.Занкова
  • Проблемное обучение
  • Программированное обучение
  • Социально-психологические методы обучения

Шпаргалки по психологическому консультированию

  • Основные направления современной психотерапии
  • Этапы консультативной беседы
  • Процедуры и техники консультирования
  • Телефон доверия для подростков
  • Социально-психологический тренинг

Шпаргалки по экспериментальной психологии

  • Методология психологических исследований
  • Организация психологических исследований
  • Методы психологических исследований
  • Психодиагностические методы и методики
  • Психодиагностические опросники и тесты
  • Метод наблюдения
  • Методы опроса: анкета и интервью
  • Психологический эксперимент
  • Проективные методы диагностики
  • Малоформализованные методы
  • Методы психодиагностики групп

Шпаргалки по истории психологии

  • Предпосылки становления психологии как науки во 2-й половине XIX века
  • Первые экспериментальные исследования в психологии
  • Преобразование психологии в самостоятельную науку
  • Становление отечественной психологии в XX веке

Если здесь Вы не найдете какой-либо очень нужной Вам шпаргалки, просьба сообщить об этом авторам сайта, воспользовавшись специальной формой обратной связи в разделе «Спросить».

Summary Introduction to Research Methods in Psychology — Cheat Sheets — Introduction To Research Methods (PSBE127)

  1. Государственный университет Гронингена (RuG)

  2. Введение в методы исследования (PSBE127)

Резюме

  • Курс
  • Учреждение
  • Книга

Это резюме содержит всю книгу, сокращенную до 14 шпаргалок, по одной на каждую главу. Темы каждой главы упомянуты, кратко объяснены и, если применимо, связаны друг с другом, что делает его умеренно обширным резюме. Благодаря своей компактности, это отличный способ перемещаться по …

[Показать больше]

Предварительный просмотр 2 из 14 страниц

  Посмотреть пример

  •   Сообщить о нарушении авторских прав

Подписаться

 Отправить сообщение

Преимущества покупки сводок со Stuvia:

Качество, гарантированное отзывами клиентов

Клиенты Stuvia просмотрели более 700 000 резюме. Так вы узнаете, что покупаете лучшие документы.

Быстрая и удобная оплата

Вы можете быстро оплатить через кредитную карту или Stuvia-кредит для резюме. Членство не требуется.

Сосредоточьтесь на главном

Ваши сокурсники сами пишут конспекты, поэтому документы всегда надежны и актуальны. Это гарантирует, что вы быстро доберетесь до сути!

Часто задаваемые вопросы

Вы получаете PDF-файл, доступный сразу после покупки. Купленный документ доступен в любое время, в любом месте и на неопределенный срок через ваш профиль.

Вы можете вернуть свои деньги в течение 14 дней без объяснения причин. Вы заполняете форму, а наша служба поддержки позаботится обо всем остальном.

Stuvia — это торговая площадка, поэтому вы покупаете этот документ не у нас, а у продавца pfrey. Stuvia облегчает оплату продавцу.

Нет, вы покупаете эти банкноты только за 7,31 доллара. Вы ни к чему не привязаны после покупки.

4,6 звезды в Google и Trustpilot (+1000 отзывов)

98862 документа было продано за последние 30 дней

Компания основана в 2010 году, уже 13 лет является популярным местом для покупки учебных материалов

Начать продажу

Обзор

Программное обеспечение

Описание

веб-сайтов

Показания

Курсы