Соматическая ослабленность: СОМАТИЧЕСКАЯ ОСЛАБЛЕННОСТЬ это

Нервно-соматическая ослабленность.

Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Чаще это наблюдается на фойе невропатии и является одним из выражений общей измененной нервно-психической реактивности организма.

Менее частым, чем невропатия, источником нервно-психической ослабленности организма будет резидуальная церебральная органическая недостаточность. Оба вида патологии способствуют возникновению астенических расстройств, на фоне которых легче фиксируются невротические симптомы, прежде всего страхи, навязчивые мысли и опасения.

Часто речь идет об избирательной ослабленности или дефицитарности определенных систем организма, наиболее подверженных воздействию стресса. Это могут быть чрезмерно ускоренная или замедленная речь с элементами дизартрии при заикании; повышенная мышечная возбудимость при общей моторной недостаточности и высоком росте при тиках; нарушения биоритма сна при энурезе; проницаемость и возбудимость слизистых, дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта при опосредованной стрессом бронхиальной астме, привычной рвоте, гастрите и ангиохолецистите; вегетососудистая лабильность в виде головных болей, неустойчивости пульса и артериального давления; аллергически повышенная чувствительность кожи и слизистых в виде экссудативно-катарального диатеза, ложного крупа, отека Квинке и нейродермита.

Длительно протекающий психический стресс и сам по себе приводит к определенным функциональным расстройствам в деятельности диэнцефального отдела мозга. Выражается это хроническим течением соматических заболеваний, впервые возникшей вегетососудистой дистонией и гормональной неустойчивостью в подростковом возрасте.

Возможен и смешанный вариант, когда хронический стресс, воздействуя через центральные регулирующие механизмы, заостряет уже ослабленные соматические сферы организма и приводит к появлению новых, психосоматически обусловленных нарушений.

При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Определенное значение в патогенезе неврозов имеет и дизонтогенез, как со стороны физического развития (например, высокий рост у детей, прежде всего — девочек с тиками), так и со стороны психического развития, в виде неравномерности его темпа в первые годы жизни.

Обычно это — опережение или задержка отдельных сторон психического развития как выражения возрастной неустойчивости темперамента у детей с неврозами. Так, при заикании мы нередко видим некоторую первичную задержку речевого развития с последующим его «прорывом» — ускорением. Подобная неравномерность отражает типичные для неврозов в целом трудности сочетания контрастных черт темперамента родителей, при заикании — преобладания флегматического темперамента одного из них в начале жизни детей, а затем холерического темперамента другого, с последующим относительным выравниванием темперамента по сангвиническому типу.

Коррекционные занятия с детьми с ЗПР в Москве. Записаться на прием

Задержка психического развития – это не медицинский диагноз, а педагогическая характеристика ребенка. Она означает, что уровень его развития не соответствует возрастной норме. Не исключено, что после 5 лет какой-то части этих детей будет поставлен уже медицинский диагноз – умственная отсталость.  

Для эффективной коррекции задержки психического развития клинический психолог проводит текст Векслера. На основании его данных удается определить наличие характерных для ЗПР симптомов:

  • Незрелость мыслительных операций.
  • Уменьшение объема слухоречевой памяти.
  • Дефекты произвольного внимания – например, его уменьшенный объем, неспособность концентрироваться.
  • Несформированное восприятие.
  • Игровая деятельность преобладает над учебной (выявляется только после 7 лет, когда начинается обучение в школе).

Согласно тексту Векслера, показатель IQ у детей с ЗПР находится в районе 80-89. Этот показатель определяется, если ребенку исполнилось пять лет.

Причины ЗПР

Задержку психического развития вызывают следующие факторы:

  • Недостаточность мозгового функционирования, которая обычно возникает в результате сложной беременности, трудностей при родах.
  • Особенности конституции. Речь идет о гармоническом инфантилизме, при котором ребенок отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии, что обычно возникает из-за наследственных причин. Такие дети эмоциональны, внушаемы, а внешне выглядят на возраст, который примерно на 1,5 года меньше реального.
  • Соматогенная ЗПР, обусловленная соматическими заболеваниями, наличием хронических болезней, ослабленностью организма. Снижен тонус как тела малыша, так и психики. Нередко ситуация усугубляется вследствие гиперопеки со стороны членов семьи.
  • Психогенная ЗПР, включая педагогическую запущенность. Главная причина – условия, в которых растет ребенок. Раньше считалось, что такая ситуация возможна только в неблагополучных семьях, однако сейчас ЗПР может развиться у детей и в семьях с финансовым достатком. Причина – негармоничное воспитание, вследствие которого у ребенка отсутствует саморегуляция. Не исключена гиперопека, которая делает ребенка несамостоятельным.

Классификация ЗПР

Психологи используют классификацию, которая отражает структуру нарушений, а не их причину. Выделяются две категории:

  • Задержка развития.
  • Парциальные нарушения, то есть дефекты, вызванные несформированностью психических функций.

Оба варианта – это задержка психического развития, но имеющая разную структуру. Рассмотрим первый вариант, поскольку именно для детей с такой формой характерно замедление темпа развития психики. В этой группе выделяют гармонический и дисгармонический инфантилизм ЗПР.

Гармонический инфантилизм

Ребенок выглядит на 1-1.5 года младше сверстников. При этом его развитие также соответствует возрасту, на который он физически выглядит. Задержка характерна для всех психических сфер – эмоционально-волевой, познавательной. Для таких детей характерна наивность, внушаемость, он проявляется яркие эмоции, а игровая деятельность преобладает над учебной даже в школьном возрасте.

Особая коррекция при таком типе ЗПР не требуется, однако нужно отдать ребенка в школу не раньше, чем в 8 лет. Кроме того, важно создание развивающей среды, благодаря которой к началу обучения у малыша сформируются все необходимые навыки.

В некоторых случаях детям требуются занятия с логопедом. Кроме того, нужно соблюдать режим дня, наблюдаться у педиатра. Рекомендуется проводить игры, предполагающие соблюдение правил – они способствуют развитию саморегуляции. Показана двигательная нейрокоррекция, которая развивает координацию. Прогноз при подобной форме дефекта благоприятный.

Дисгармоничекий тип

Задержка психического развития происходит неравномерно. Ребенок также выглядит младше своего возраста. Отмечаются соматические заболевания, ослабленность, склонность к аллергии. Часто отмечаются дефекты межполушарного взаимодействия, выражающиеся, например, леворукостью.

Кроме того, эмоциональная сфера в своем развитии отстает от интеллектуальной. У детей страдает способность к саморегуляции, они неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, быстро устают. Может отмечаться завышенная либо заниженная самооценка. При этом обучаемость может соответствовать норме, а некоторые интеллектуальные функции – даже развиваться с опережением.

Коррекция задержки психического развития предполагает нормализацию эмоциональной сферы, поэтому к занятиям обязательно должен подключаться психолог. Также используется двигательная нейрокоррекция, проводятся занятия для развития функций контроля и лечение соматических заболеваний у узких специалистов. Прогноз благоприятен в интеллектуальном отношении, но могут сформироваться психопатии и другие формы отклоняющегося поведения.

Парциальная несформированность ВПФ

Если описанные выше формы отличаются отставанием в темпах развития, то при частичной несформированности ВПФ иная структура нарушений, при которой некоторые звенья психики не развиваются до нормы. Поскольку все психические элементы связаны между собой, при отсутствии к коррекции у ребенка может быть диагностировано искажение личностного развития либо умственная отсталость.

Парциальная несформированность ВПФ формируется в результате органических поражений мозга.

В этой категории выделяется три формы дефекта:

  • Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента. 

К этой группе относят детей с СДВГ. Для них характерны повышенная импульсивность, трудности в произвольной деятельности – легко даются те ее виды, которые ребенок выполняет по своему желанию, а не потому что надо. Игровые интересы преобладают над учебными, отмечается расторможенность. Могут отмечаться трудности в понимании речи, если используются сложные обороты.

Детям необходимо наблюдение у психиатра, невролога. Также требуется психологическая помощь, в том числе семье, и нейропсихологическая коррекция для формирования самоконтроля. Проявления дефекта могут сохраняться до взрослого возраста (например, трудности в обучении или асоциальное поведение), но в целом прогноз можно считать благоприятным при условии своевременных коррекционных занятий ЗПР.

  • Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента. 

К группе относятся дети, которым раньше ставились диагнозы ОНР, алалия, дисфазия. Характерны низкая речевая активность, дефекты звукопроизношения. Ребенку трудно понимать грамматику, сложные речевые конструкции. Отмечается диспраксия, могут наблюдаться смысловые замены в речи. При проведении тестирования отмечается, что неречевой интеллект развит лучше, чем речевой. Есть и психологические проявления – неуверенность в себе, повышенная тревожность. Может наблюдаться энурез, заикание, нервные тики. Возникают сложности при формировании пространственно-временных представлений. Одно из возможных проявлений дефекта – леворукость вследствие нарушения взаимодействия между полушариями. Также часто отмечается соматическая ослабленность, которая проявляется аллергиями, заболеваниями дыхательных путей и ЖКТ.

Ребенку с такой формой дефекта показаны длительные занятия с логопедом-дефектологом, начиная с дошкольного возраста и включая младшие классы школы. Программа коррекционных занятий для детей с ЗПР должна включать нейропсихологическую коррекцию, которая нормализует развитие связей между полушариями мозга. Если коррекция начата поздно, будет страдать мышление, в этом случае ребенку потребуются занятия с олигофренопедагогом. При раннем начале коррекции прогноз достаточно благоприятен. Если поздно обратиться к специалистам, высок риск эмоциональных нарушений, закрепления речевых дефектов, трудностей в обучении. Возможно развитие дисграфии, дислексии. 

  • Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа. 

Самый сложный с точки зрения диагностики и коррекции вариант, являющийся промежуточным этапом между умственной отсталостью. Ребенок отличается несформированными адаптивными способностями, низкой работоспособностью. Он быстро устает, при этом становится импульсивным. Основные мыслительные операции сформированы недостаточно. Также характерна недостаточность развития восприятия, включая фонематический слух. Ребенку трудно концентрировать внимание, у него плохая память, недостаточно сформированы пространственные представления. Отмечаются психологические проблемы – высокий уровень тревожности, низкая самооценка.

Для коррекции необходимы занятия с олигофренопедагогом и нейропсихологом, который поможет в формировании пространственных представлений и самоконтроля. Ребенку показано обучение в коррекционной школе. Прогноз зависит от социально-бытовых условий, включенности семьи в коррекцию и качества коррекционных занятий ЗПР.

ЗПР церебрального генеза

При выявлении ЗПР в дошкольном возрасте в большинстве случаев встречается именно этот тип, он считается самым распространенным. В зависимости от симптомов, сопровождающих нарушения высших корковых функций, выделяются четыре формы патологии:

  • Нейродинамическая недостаточность, то есть быстрая истощаемость психической деятельности. Для таких детей характерны выраженные проблемы с памятью и вниманием. Также отмечается уменьшение объема слухоречевой памяти. Поражение мозга в этом случае незначительное,  а школьная успеваемость обычно нормальная. 
  • Грубые нейродинамические нарушения. Для этой группы характерна сниженная активность психических процессов.
  • Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций. Характерна недостаточная сформированность пространственно-зрительного восприятия, недоразвитие праксиса и гнозиса.
  • Нейродинамические дефекты сочетаются с недостаточностью отдельных функций. Такие дети обычно испытывают очень серьезные трудности при обучении.

ЗПР и умственная отсталость

Очень важна дифференциальная диагностика состояний, которую обычно проводят в 5-5,5 лет. Таким образом, может получиться, что психиатры и неврологи, обследуя ребенка до 5 лет, указывают в заключении «ЗПР», однако после этого возраста диагноз может стать медицинским – умственная отсталость.

Для проведения диагностики используется, в первую очередь тест Векслера, а также некоторые другие диагностические методики. Однако только тест Векслера позволяет четко провести грань между УО и ЗПР, которая выражается в баллах: при умственной отсталости ребенок набирает не более 69 баллов. Оптимальный возраст для проведения тестирования – 8 лет. При этом важно учитывать, что есть дети, имеющие грубую задержку развития, но при этом не относящиеся к УО.

На практике различия между УО и ЗПР выделяются при оценке следующих симптомов:

  • Познавательный интерес: у ребенка с УО он отсутствует.
  • Малыш с УО не может действовать по аналогии, то есть переносить материал, который он уже усвоил, на новый.
  • Перерыв в занятиях негативно сказывается на их эффективности. Пройденный материал не актуализируется, быстро забывается.
  • Разница между реальным возрастом ребенка и биологическим – больше 2 лет.
  • Абстрактное мышление у детей с умственной отсталостью не формируется.
  • Ребенок с ЗПР может справляться с заданиями, которые относятся к зоне ближайшего развития, если получает помощь взрослого.
  • Если используется игровой метод обучения, дети с ЗПР лучше усваивают материал, тогда как малыши с УО перестают учиться и сосредотачиваются исключительно на игре.
  • У детей с задержкой развития лучше сформирована изобразительная деятельность.

Как не перепутать ЗПР и УО

Чаще всего родители находятся в растерянном состоянии, когда понимают, что у ребенка возникают трудности с обучением или адаптацией. Одни пытаются самостоятельно диагностировать патологию, пользуясь информацией в интернете, другие отправляются на консультацию к неопытному врачу, которая не дает результата.

Между тем, главный шаг в подборе коррекционных занятий для детей с ЗПР – определение характера и формы дефектов. Именно от этого зависит, каким должно быть лечение. Чтобы отличить ЗПР от УО, необходимо обращаться только к опытным специалистам, способным провести диагностику с использованием специальных методик.

Специалисты нашего Центра проведут полноценную диагностику и установят точный диагноз. На основании полученной информации будут подобраны адекватные коррекционные занятия, которые помогут адаптировать малыша к жизни в обществе и подготовят к обучению.

История болезни: расстройство соматических симптомов: диагностическая дилемма

  • Список журналов
  • Представитель BMJ
  • PMC6887443

В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.

BMJ Case Rep. 2019; 12(11): e231550.

Опубликовано в Интернете 25 ноября 2019 г. doi: 10.1136/bcr-2019-231550

Отчет о клиническом случае
, , и

90 010 Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности

Соматические симптомы расстройства (SSD) это диагноз, который был введен с публикацией Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5) в 2013 году. Он исключил диагнозы соматизационного расстройства, недифференцированного соматоформного расстройства, ипохондрии и болевого синдрома; у большинства пациентов, которым ранее были поставлены эти диагнозы, в настоящее время в DSM-5 диагностируется SSD. Главной особенностью этого расстройства является озабоченность пациента физическими симптомами, биологическая причина которых не найдена. Требуется психиатрическая оценка для исключения сопутствующего психического заболевания. Неспособность распознать это расстройство может привести неосторожного врача или хирурга к проведению исследований или диагностических процедур, которые могут привести к ятрогенным осложнениям. Это также создает значительную финансовую нагрузку на службу здравоохранения. Пациенты с неспецифической болью в животе имеют неблагоприятный симптоматический прогноз при постоянном обращении за медицинской помощью. Проверенные методы лечения включают когнитивно-поведенческую терапию, терапию осознанности и фармакологическое лечение с использованием селективных ингибиторов обратного захвата серотонина или трициклических антидепрессантов. Авторы описывают случай 31-летней женщины с эмоционально неустойчивым расстройством личности и коморбидным заболеванием, обратившейся в отделение неотложной помощи с 3-недельным анамнезом левосторонних болей в животе и ногах. Несмотря на множество исследований, никакой органической причины ее болей обнаружено не было. Она была осмотрена междисциплинарной командой, включающей хирургов, терапевтов, неврологов и психиатров. Впоследствии был поставлен диагноз соматоформного симптоматического расстройства. Поскольку пациенты с ССД будут обращаться к врачам общей практики и в отделение неотложной помощи, а не в психиатрические учреждения, этот случай служит предостерегающим напоминанием о необходимости дальнейшего надлежащего распознавания этого состояния.

Ключевые слова: неотложная медицинская помощь, хирургия

Соматизация возникает, когда эмоциональный или психологический дистресс проявляется в виде физических симптомов без биологической причины. Чтобы лучше определить эти расстройства и сделать их более подходящими для первичной установки, номенклатура диагностической категории Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5), ранее известной как соматоформные расстройства, была изменена на соматические симптомы и связанные с ними расстройства. расстройства из пересмотренного текста DSM-4. 1 В отличие от критериев соматизированного расстройства, которые требовали совокупности соматических симптомов, включая четыре различных болевых симптома, например, два желудочно-кишечных, один половой и один псевдоневрологический, соматическое расстройство симптомов (ССД) требует наличия только одного единичный соматический симптом. Подмножества SSD включают следующее: конверсионное расстройство, искусственное расстройство, тревожное расстройство болезни, психологические факторы, влияющие на другие медицинские состояния, другие определенные соматические симптомы и связанные с ними расстройства, а также неуточненные соматические симптомы и связанные с ними расстройства. Увеличение использования медицинских услуг является серьезной проблемой для этой когорты пациентов.

31-летняя женщина с высоким индексом массы тела (ИМТ) поступила в отделение неотложной помощи с 3-недельной историей болей в левом животе и ногах. Она описала эпизод тошноты и рвоты. Ее кишечник открылся 2 дня назад, и она отрицала ректальное кровотечение или слизь.

Она описала боль в животе как «острую, стреляющую и колющую» по своему характеру и отдающую в левую ногу. Ее медицинская история включала хроническую депрессию и эмоционально нестабильное расстройство личности. Это было ее пятое неотложное обращение, потребовавшее госпитализации, с головной болью, диплопией, неспецифической болью в животе и левой ноге за 12-месячный период. Все исследования, включая люмбальную пункцию и рентгенологию, были нормальными. В январе 2013 года она сообщила о суицидальных мыслях, которые привели к импульсивной передозировке опиатов. В 2008 году она начала передвигаться на костылях, несмотря на отсутствие аномальной патологии, а в 2015 году пересела на инвалидное кресло, несмотря на нормальное МРТ позвоночника. Она сообщила о 6-летней истории перемежающейся слабости левой ноги, хронической боли в спине и запорах. У нее был предварительный диагноз эпилепсии с повторяющимися парциальными припадками. От проведения электроэнцефалограммы (ЭЭГ) она отказалась. Кроме того, она описала в анамнезе временную потерю зрения правого глаза. При осмотре офтальмологом отмечены нормальные зрительные вызванные потенциалы. Клиническое впечатление — функциональное снижение остроты зрения. У нее также были диагностированы астма, тревога и мигрень. В ее хирургическом анамнезе была аппендэктомия в 2009 году.. Прошла обследование под наркозом и инъекцией ботокса по поводу анальной трещины. После операции у нее развился приступ, и она была госпитализирована в отделение интенсивной терапии (ОИТ) для наблюдения.

Интубация не потребовалась. У нее была аллергия на аспирин, парацетамол и нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП). Ее лекарства включали дигидрокодеин, фенитоин, ламотриджин, сертралин, фолиевую кислоту, сальбутамол и серетид. Она была бывшей курильщицей с стажем 4,5 пачки в год. Она не употребляла алкоголь. Она получила второе высшее образование и в настоящее время не работает. Кроме того, ей потребовалась помощь партнера, чтобы помочь ей одеться.

Ее наблюдения были следующими: частота сердечных сокращений 87 ударов/мин, артериальное давление 127/79 мм рт.ст., частота дыхания 19 вдохов/мин, насыщение кислородом 95% и температура 36,4°C. Физикальное обследование подтвердило болезненность в левой половине живота без признаков ограждающей функции или перитонизма. При аускультации присутствовали кишечные шумы. Пальцевое ректальное исследование ничем не примечательно. Неврологическое обследование подтвердило нормальную силу, тонус и рефлексы верхних и нижних конечностей. Ее черепные нервы были целы. Лабораторные исследования показали нормальный общий анализ крови и слегка повышенный С-реактивный белок (СРБ) (9).мг/л). Анализ мочи и ее бета-хорионический гонадотропин человека (bHCG) были отрицательными. Анализ газов крови подтвердил нормальную физиологию. Дальнейшее исследование с помощью КТ брюшной полости и таза с контрастированием не выявило наличия свободного воздуха или жидкости в брюшной полости. Печень, желчный пузырь и поджелудочная железа без особенностей. Выдающиеся придатки с множественными кистозными поражениями были отмечены с обеих сторон. Растяжения петель кишки не наблюдается. Признак жирного ореола толстой кишки был неспецифическим. Отмечено нормальное положение позвоночника и нормальная высота тел позвонков. Трансабдоминальное и трансвагинальное ультразвуковое сканирование (УСС) показало нормальный размер, форму и положение матки. Оба яичника казались нормальными, и не было никаких признаков кисты придатков, образования или свободной жидкости. Брюшная полость USS ничем не примечательна. Повторная КТ ее брюшной полости из-за усиления тяжести симптомов не смогла определить причину ее постоянных симптомов. Она отказалась от дальнейшего обследования с помощью гибкой сигмоидоскопии. У нее развилась слабость и изменение чувствительности в левой ноге. Она была осмотрена неврологом, который сообщил о 6-летней истории повторяющихся подобных проявлений, предположительно функционального происхождения.

Физикальное обследование подтвердило снижение силы на 3/5 левой ноги. Наблюдались двусторонние симметричные рефлексы и опускание подошвенных мышц. Мозжечковое исследование было нормальным. I–XII черепные нервы интактны. МРТ головы показала нормальную мозговую и мозжечковую паренхиму, желудочки и среднюю линию/заднюю черепную ямку. МРТ ее грудной клетки и позвоночника показала заметный центральный канал/сирингомиелию, которая не изменилась по сравнению с ее МРТ в 2017 году. У нее развились правосторонние миоклонические подергивания с усилением боли в левой ноге. Это событие было самопрекращено, и ее лактат был 0,9.. У нее развилась сильная головная боль и светобоязнь, однако КТ головы не показала признаков внутричерепного кровоизлияния, острого инфаркта, объемного поражения, отека мозга или гидроцефалии. Ее поведение стало агрессивным по отношению к медицинскому персоналу, требуя дальнейшего обследования, более высоких доз опиоидов и операции по облегчению болей в животе.

У этого пациента было выявлено сочетание симптомов, отражающих признаки возможной ССД и сопутствующих психических заболеваний. Ее обследовал психиатр. Она описала 3-недельную историю плохого настроения и социальной изоляции. Она сообщила об изменениях в ее сне, энергии и аппетите. Она отрицала суицидальные мысли. Она заявила, что ее плохое настроение было вызвано болью в животе и слабостью в ногах, и она была обеспокоена серьезными проблемами со здоровьем. Она продолжала требовать операции, чтобы «излечить ее боль». Никаких изменений в ее лекарствах не было, и была запрошена психологическая экспертиза. Она была осмотрена командой специалистов по обезболиванию, так как ей требовались более высокие дозы опиоидов для снятия боли.

Она отказалась общаться с физиотерапевтами, предпочитая оставаться в постели, а не пытаться двигаться. Поскольку в настоящее время во всем мире признано, что ожирение является отдельным заболеванием, требующим метаболических исследований и лечения, ее направили к диетологу. Она не воспользовалась этой услугой и не выразила желания похудеть или понять последствия своего высокого ИМТ для ее здоровья.

Наш пациент соответствовал критериям для постановки диагноза SSD. Она сообщила о мучительных симптомах в течение 6 лет, что приводило к периодам дисфункции и плохого настроения. Во время этой госпитализации она демонстрировала непропорциональные мысли и поведение в ответ на свои симптомы, особенно из-за болей в животе. Она настойчиво требовала дальнейших исследований, включая лапароскопию, чтобы «найти что-то, что нужно исправить», несмотря на то, что у нее было несколько УЗИ, КТ и МРТ, которые не изменились по сравнению с предыдущими поступлениями.

После психологического осмотра она была направлена ​​в местную клинику «необъяснимых с медицинской точки зрения симптомов». После 3 недель поддерживающей терапии и обширных обследований ее без осложнений выписали домой. Этот случай демонстрирует практическую и этическую дилемму, с которой сталкиваются врачи и хирурги, когда сталкиваются с такими случаями.

Джон Боника произвел революцию в изучении боли, настаивая на том, что боль заслуживает внимания как симптом, а не только как показатель основного заболевания. Исторически соматизация сродни истерии и ипохондрии. В 1908, Штекель ввел термин как «глубокий невроз, родственный психическому механизму конверсии». 2 Соматизация является важной проблемой общественного здравоохранения, поскольку она приводит к значительной функциональной инвалидности и использованию медицинских услуг. Соматизация описывает совокупность клинических и поведенческих особенностей, указывающих на то, что пациент испытывает и сообщает о психологическом дистрессе посредством физических (соматических) симптомов, не объясняемых патологическими данными. Его этиология является многофакторной, и предполагается, что индивидуальные, семейные и экологические факторы предрасполагают, ускоряют или увековечивают соматизацию. Лица, обращающиеся за первичной медико-санитарной помощью или в отделение неотложной помощи с физическими симптомами без органической причины, которые могут быть обозначены как функциональные, соматические или необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы и могут оказаться сложными для лечения врачей.

Термин «расстройство с соматическими симптомами» был введен в 2013 г. с публикацией DSM-5 в 2013 г. Он предрасположен к женскому полу с предполагаемой распространенностью 5% в общей популяции, и у 25% людей развивается хроническое соматическое заболевание. Показатели распространенности выше у пациентов с функциональными расстройствами, такими как фибромиалгия, синдром раздраженного кишечника и синдром хронической усталости. Диагноз ССД не является диагнозом исключения, напротив, это положительный диагноз, основанный на твердых критериях. 3 Диагностические критерии ССД включают один или несколько соматических симптомов, которые причиняют беспокойство или приводят к значительному нарушению повседневной жизни, а также к чрезмерным мыслям, чувствам или поведению, связанным с соматическими симптомами или связанными с ними проблемами со здоровьем. 4 Пораженные лица испытывают значительные нарушения социального функционирования с риском прогрессирующей социальной изоляции и, следовательно, негативным влиянием на функционирование всей семьи.

Подмножества SSD включают следующее: конверсионное расстройство, искусственное расстройство, тревожное расстройство болезни, психологические факторы, влияющие на другие медицинские состояния, другие уточненные соматические симптомы и родственные расстройства, а также неуточненные соматические симптомы и родственные расстройства. 4 Необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы характерны для большинства специалистов стационара и составляют значительную долю консультаций часто посещаемых пациентов вторичной медицинской помощи. 5 На эту группу заболеваний приходится пятая часть обращений к врачам общей практики с головной болью, утомляемостью и болью в животе, для которых биохимическая причина не может быть определена. 6 Было высказано предположение, что пациенты, страдающие от необъяснимых с медицинской точки зрения симптомов, менее осведомлены о своих симптомах и используют неадекватные стратегии выживания при решении проблем (). 7

Открыть в отдельном окне

Диагностические соображения у пациента с множественными необъяснимыми симптомами.

Боль по своей сути является субъективным явлением, и исследование боли Генри Бичера показало, что нет прямой корреляции между степенью повреждения тканей и уровнем испытываемой боли. Клиническая соматизация возникает у пациентов, находящихся в различных точках континуума тяжести дистресса; этот дистресс проявляется в повышенном восприятии симптомов и болезненном поведении. В патогенез ССД могут быть вовлечены несколько психосоциальных факторов, таких как факторы развития, физическое и сексуальное насилие, когнитивные и перцептивные искажения и поведенческие аномалии, а также трудности с самовыражением. Изменения в жизни коррелируют с появлением физических и психологических расстройств. Семейный конфликт является еще одним признанным фактором риска его патогенеза. Соматические симптомы, проявляющиеся в виде желудочно-кишечных симптомов, таких как тошнота, рвота, боль в животе, вздутие живота и диарея, часто встречаются у лиц с депрессивным расстройством. Болевые симптомы включают боль в суставах, боль в спине, головную боль и боль в груди. Неврологические симптомы включают двигательные расстройства, потерю чувствительности, слабость и паралич. Стресс и соматизация тесно связаны. 8 Ипохондрия часто возникает при соматизации. Повышение уровня тревоги, депрессии и соматизации связано с более высокими уровнями предпрандиальных и/или постпрандиальных желудочно-кишечных симптомов при воспалительном заболевании кишечника. Естественное течение расстройства может быть вариабельным с периодами обострений, связанных с предыдущим злоупотреблением психоактивными веществами, тревогой и аффективным расстройством. 9 Появляется все больше свидетельств жестокого обращения в детстве с женщинами с соматизированным расстройством и пограничным расстройством личности. Как правило, функциональная боль в животе проявляется диффузной или околопупочной болью. У детей может быть потеря зрения, слуха или мутизм. Poloni провел обсервационное ретроспективное исследование, чтобы составить профиль клинических и социально-демографических характеристик пациентов с необъяснимыми с медицинской точки зрения соматическими симптомами. 10 Зарегистрированные симптомы включали головную боль, судороги, головокружение, фибромиалгию, парестезию, нарушение зрения и амнезию. Диагноз: соматоформное расстройство у 6,3%, конверсионное расстройство у 2,7% и соматоформное расстройство у 6,3%. 10 Коморбидные психические расстройства могут предшествовать развитию соматических симптомов, но часто развиваются на фоне соматоформного расстройства. При дифференциальной диагностике следует учитывать депрессию, паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство, злоупотребление психоактивными веществами и непсихиатрические заболевания. Шкала соматических симптомов показывает многообещающие результаты в измерении бремени соматических симптомов. Общей чертой этих пациентов является то, что они часто подвергаются обширному, повторному и плохо обоснованному диагностическому обследованию, иногда усугубляемому «походом к врачу» в постоянном поиске различных медицинских мнений. 11

Хотя признано, что трудно поставить точный диагноз в этой сложной группе SSD, важно поддерживать эффективное распознавание и реагирование на потребности этой сложной группы пациентов. Как только у пациентов развивается ССД, это может быть увековечено хроническими стрессорами и неадекватными навыками преодоления. Кроме того, поведение, связанное с симптомами и ролью больного, добавляет еще один психологический аспект, поддерживающий расстройство. 12 Лечение требует многогранного подхода, адаптированного к каждому отдельному пациенту. ССД, как правило, носят хронический характер, однако у 50–75 % людей наблюдается улучшение состояния, а у 10–30 % — ухудшение. Положительные прогностические показатели включают меньшее количество соматических симптомов и лучшее функционирование на исходном уровне. Обучение диагностике и лечению этого расстройства не соответствует требованиям программы последипломного образования. Необходимы научные исследования в этой области. Реабилитационное моделирование и поведенческое вмешательство эффективны, и для оценки и вмешательства следует использовать биопсихосоциальную основу. Могут быть разработаны методы для лечения конкретных симптомов и нарушений, например, отвлечение внимания, мышечная релаксация при головных болях, дозированные физические упражнения при мышечных проблемах и утомлении, а также практическое лечение псевдоприпадков.

Психологические вмешательства, такие как когнитивно-поведенческая терапия, рекомендуются для лечения сопутствующих эмоциональных расстройств. 13

Кокрановский обзор 21 исследования показал, что все психологические методы лечения, включенные в обзор (когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), осознанность, психодинамическая и интегративная терапия), эффективнее снижали тяжесть симптомов. 14 Продольные исследования показали, что 90% твердотельных накопителей служат дольше 5  лет. 15 Систематические обзоры и метаанализ показали, что терапевтические вмешательства демонстрируют только небольшой или умеренный эффект. 16

Лица, страдающие ССД, часто обращаются в отделение неотложной помощи, и врачи имеют уникальную возможность идентифицировать это состояние в соответствии с критериями DSM и положительно повлиять на прогноз пациента.

Пункты обучения

  • Соматизация описывает совокупность клинических и поведенческих особенностей, указывающих на то, что пациент испытывает и сообщает о психологическом дистрессе посредством физических (соматических) симптомов, не объясняемых патологическими данными.

  • Расстройство соматических симптомов (SSD) было частично получено из соматоформных расстройств (соматизированное расстройство, ипохондрия), которые были исключены из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, пятое издание.

  • Тревожные расстройства и/или депрессивные расстройства часто встречаются при ССД. Ключом к установлению того, есть ли у пациента с медицинским расстройством также ССД, является определение того, являются ли когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции на заболевание чрезмерными по сравнению с большинством других пациентов с этим медицинским расстройством.

Авторы: LD написал отчет о случае. М.П. провел обзор литературы. JEL-K отредактировал окончательную рукопись и одобрил статью.

Финансирование: Авторы не объявили о специальном гранте для этого исследования от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом или некоммерческом секторах.

Конкурирующие интересы: Не заявлено.

Согласие пациента на публикацию: Получено.

Происхождение и экспертная оценка: Не введен в эксплуатацию; рецензируется внешними экспертами.

1. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. [DSM-5] Арлингтон: Американская психиатрическая ассоциация, 2013. [Google Scholar]

2. Басс С. Введение: Bass CM, Соматизация – физические симптомы и психологические заболевания. Oxford: Blackwell Scientific, 1990. [Google Scholar]

3. Американская психиатрическая ассоциация Соматические симптомы и связанные с ними расстройства: Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам. 5-е изд. Эйрлингтон, Вирджиния: Американское психиатрическое издательство, 2013: 318–21. [Академия Google]

4. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам. 5-е изд. Вашингтон, округ Колумбия, 2013: 311. [Google Scholar]

5. Рид С., Уэссели С., Крейфорд Т. Необъяснимые с медицинской точки зрения симптомы у часто посещающих вторичную медико-санитарную помощь: ретроспективное когортное исследование. БМЖ 2001;322:767 10.1136/bmj.322.7289.767 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Де Ваал М.В., Арнольд И.А., Экхоф Дж.А. и др.. Соматоформные расстройства в общей практике — распространенность, функциональные нарушения и коморбидность с тревожно-депрессивными расстройствами. Бр Дж Психиатрия 2004; 184:470–6. [PubMed] [Академия Google]

7. Гросс А.Ф., Локко Х.Н., Хаффман Дж.С. и др.. Глава 229: Подход к пациенту с множественными необъяснимыми соматическими симптомами В: Принципы и практика госпитальной медицины. 2-е изд., 2017 г. [Google Scholar]

8. Келлнер Р. Соматизация – теории и исследования. J Нерв Мент Дис 1990; 178:150–60. [PubMed] [Google Scholar]

9. Либ Р., Циммерманн П. , Фриис Р. Х. и др.. Естественное течение соматоформных расстройств и синдромов DSM-IV среди подростков и молодых людей: проспективное лонгитюдное исследование сообщества. Европейская психиатрия 2002; 17: 321–31. 10.1016/С0924-9338(02)00686-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Полони Н., Ильмини М., Казелли И. и др.. Необъяснимые с медицинской точки зрения физические симптомы у госпитализированных пациентов: 9-летнее ретроспективное обсервационное исследование. Границы в психиатрии 2018;9 10.3389/фпсит.2018.00626 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Минут М, Коцци Г, Барби Э. Подросток с инвалидизирующей болью в животе. БМЖ 2016;335 10.1136/bmj.i6101 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

12. Хеннингсен П., Ципфель С., Херцог В. Лечение функциональных соматических синдромов. Ланцет 2007; 369: 946–55. 10.1016/С0140-6736(07)60159-7 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Уайтинг П., Бэгналл А.-М., Соуден А.Дж. и др. . Вмешательства для лечения и лечения синдрома хронической усталости. ДЖАМА 2001; 286:1360–8. 10.1001/jama.286.11.1360 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

14. ван Дессель Н., ден Боефт М., ван дер Воуден Дж. К. и др.. Немедикаментозные вмешательства при соматоформных расстройствах и необъяснимых с медицинской точки зрения соматических симптомах (MUPS) у взрослых. Системная версия базы данных Cochrane 2014:CD011142 10.1002/14651858.CD011142.pub2 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

15. Джексон Дж.Л., Кроенке К., Преваланс К.К. Распространенность, влияние и прогноз мультисоматоформного расстройства в первичной медико-санитарной помощи: 5-летнее последующее исследование. Психозом Мед 2008;70:430–4. 10.1097/PSY.0b013e31816aa0ee [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Кляйнштойбер М., Виттхофт М., Хиллер В. Эффективность краткосрочной психотерапии при множественных необъяснимых с медицинской точки зрения соматических симптомах: метаанализ. Клин Психол Рев 2011;31:146–60. 10.1016/j.cpr.2010.09.001 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]


Статьи из BMJ Case Reports предоставлены здесь BMJ Publishing Group


Слишком слаб, чтобы петь — Somatic Voicework™ Ассоциация учителей метода ЛоВетри

Автор: Jeannette LoVetri

Чтобы хорошо петь, нужна сила. У вас должны быть сильные мышцы кора, включая мышцы спины от крестца до плеч. Вам нужна сила в межреберных мышцах, и вы не получите ее, если не занимаетесь чем-то, что растягивает и укрепляет верхнюю часть тела, например, волейболом, баскетболом, гимнастикой, плаванием или теннисом. Танец подойдет, но в танцевальном обучении так много переменных, что трудно сделать одно общее утверждение.

Вам также необходима сила голосовых связок, и мышц глотки, и мышц задней части рта (мышцы мягкого неба), и растяжка и гибкость мышц челюсти и лица, в том числе внутри и снаружи.

Расслабление — любимое слово учителей пения, и оно может быть полезно тем, у кого относительно негибкое горло и «застрявший» звук, но само по себе расслабление не может сделать голос достаточно сильным, чтобы справиться с профессиональными требованиями, даже если певец общий звук обычно мягкий и легкий (как в некоторых стилях CCM). Система должна выдерживать интенсивное использование, и если вы не сильный и крепкий человек, вам может быть довольно сложно добиться чистого твердого звука. Тенденция будет заключаться в том, чтобы давить, кричать, переусердствовать, и это может стоить вам многого.

Многие люди, которые в конечном итоге делают карьеру в классической музыке, начинают с более сильным, чем обычно, голосом и развивают его, чтобы он становился еще громче и крепче с годами и десятилетиями. Когда они начинают преподавать, расстояние между ними (и их звуком) и 100-фунтовым сопрано с нежным сладким звуком может быть Гранд-Каньоном. Каким бы талантом, решимостью и трудолюбием ни обладал ученик 18-19 лет, если он или она не является сильным человеком с крепким телом, создание «полного» звука, обладающего «резонансностью» или акустической эффективностью, может занять много времени. долго.

Я бы сказал, что требуется минимум два года регулярных занятий (не реже двух раз в месяц) и регулярных занятий (по полчаса пять раз в неделю) над техникой (отдельно от песен), чтобы начать понимать какой голос у человека (при условии, что он молодой или начинающий) и его технический баланс.

Добавить комментарий