Соматическое состояние это – Что такое соматические заболевания, расстройства, патологии: симптомы болезней

Содержание

Соматическое состояние— причины, симптомы, профилактика, психиатрия в Израиле в IsraClinic

Соматическое заболевание – это патология, которая возникла на физиологическом уровне, в результате определенных психологических травм или патологий. Нередко в терапевтических стационарах встречаются молодые женщины, у которых вместе с физиологическими проблемами присутствуют аффективные заболевания, расстройство адаптации.


Причины, выявление и методики лечения соматических расстройств

Расстройства соматического характера могут иметь различные формы, наиболее распространенными являются анорексия, депрессивное, конверсионное, сексуальное расстройство, астенический синдром. Пациенты жалуются на боли в груди, тошноту, отвращение от пищи, онемение конечностей. Причины соматических расстройств заключаются в психических отклонениях. Лечение зависит от вида расстройства, его формы и степени тяжести. psihosomatika.png Соматическое заболевание – это патология, которая возникла на физиологическом уровне, в результате определенных психологических травм или патологий. Нередко в терапевтических стационарах встречаются молодые женщины, у которых вместе с физиологическими проблемами присутствуют аффективные заболевания, расстройство адаптации. Если рассматривать группу более пожилых пациентов, то им, как правило, присущи органические психопатологии. Примечательно, что наличие психологических или психиатрических проблем значительно замедляет процесс лечения соматических заболеваний. Также есть связь между сложностью патологии и психическим состоянием. Очень часто психические расстройства становятся причиной возникновения соматических расстройств. Они могут проявляться по-разному – это расстройство аппетита, тахикардия, импотенция, повышенное потоотделение, диспепсия, общее физическое недомогание. Наиболее ярким примером того, как психическое расстройство влияет на организм, является паническая атака, в процессе которой резко повышается сердцебиение и проявляются другие физические симптомы.

Соматическое состояние: немного истории

Основоположником теории связи психологического состояния и физиологических расстройств стал Томас Ханна, исследователь и ученый 20-го века. Им было написано несколько научных трудов и налажен выпуск журнал. За основу своих трудов он взял учение Моше Фельденкрайза. Так, ученый хорошо понимал, что работа в данном направлении будет в будущем полезной для общества. Согласно его учениям, соматика занимается изучением тела, тем, как оно воспринимается самим человеком и с позиции третьих лиц. Это совершенно разные подходы, тем не менее, они являются естественными. Так, то, как человек воспринимает сам себя, значительно отличается от того, как его будут воспринимать с позиции третьего лица. Речь идет о приоприоцепции – сенсорной модальности, благодаря которой можно получить уникальную, по сути, информацию. Необходимо понимать, что одно и то же тело категорически отличается в разных восприятиях – одна и та же информация воспринимается совершенно по-разному. Также ученый в свое время полагал, что игнорирование этой разницы приводит в итоге к существенным ошибкам в области психологии, физиологии и медицины. Если брать физиологический фактор, то тут превалирующее значение отдается сторонним наблюдателям. Тело выступает объектом, который можно изучать и замерять, на основании которого можно выводить определенные закономерности. Если брать точку позиции от первого лица, то тут будут получены совершенно другие данные. Получается, что центры приоприоцепции имеют между собой сообщение, и постоянно передают поток определенной информации по соматическому состоянию, что регистрируется самим человеком. Если же рассматривать тело с точки зрения психологии, то позиция основывается на наблюдении за состоянием, в результате чего оценивается и поведение тела, тогда как медицина видит исключительно клиническое тело. Соответственно, человек существенно отличается от камней, химических растворов или минералов, потому что может наблюдаться сразу с двух позиций.

Этиология соматических расстройств

Причинами соматических расстройств являются психические нарушения. В ряде случаев соматические расстройства могут настолько сильно проявляться, что требуют не только диагностики, но и назначения медикаментозного лечения. Наиболее распространенными соматическими расстройствами являются:
  • расстройства аппетита и пищеварения. Сюда следует отнести булимию и анорексию. Такие заболевания обычно проявляются у девушек, стремящихся любыми способами сбросить лишний вес или достичь в их понимании идеальной фигуры. Если при анорексии пациентки практически не едят, то при булимии они поглощают огромное количество пищи, после чего принимают слабительные и другие средства, либо вызывают рвоту, чтобы освободить желудок;
  • астенический синдром. Характеризуется повышенной утомляемостью, нестабильностью психоэмоционального состояния. Пациенты могут внезапно сорваться на крик, заплакать, впасть в истерику или совершать другие нелогичные действия. Синдром часто сопровождается головными болями, тошнотой и головокружениями, иногда встречаются жалобы на боли в животе и в области сердца;
  • конверсионные расстройства. Характеризуются частыми истериками и различными жалобами на здоровье, которые направлены на привлечение повышенного внимания. Пациенты могут жаловаться на головные боли, на сердце, на слабость в конечностях, озноб, удушье, ощущение мурашек по коже. Несмотря на то, что симптомы являются надуманными, пациенты в действительности их ощущают;
  • депрессивное расстройство. Пациенты обычно ощущают перепады артериального давления, бессонницу, запоры, тяжесть в груди и головные боли. Обычно такие депрессии сопровождаются тоскливым состоянием;
  • ипохондрические расстройства. Проявляются в твердой уверенности пациента в том, что он болен. Обычно такие люди часто посещают различных врачей, проходят множество диагностических обследований, составляют собственные схемы лечения от мнимых болезней и, несмотря на здоровье, твердо уверены, что неизлечимо чем-то больны;
  • сексуальные расстройства. Отличаются тем, что пациенты могут иметь проблемы сексуального характера, что сопровождается чувством собственной вины. Иногда подавленное состояние возникает при совершенно нормальной сексуальной жизни.

Почему возникают соматические нарушения?

Очень часто в основе соматических нарушений лежат заниженная самооценка, недостаточная реализованность человека, определенный психотип. Фактически внутреннее напряжение на психологическом уровне всегда сказывается на физическом состоянии. При длительной истории соматических нарушений могут возникнуть различные нарушения и заболевания, среди которых:
  • Эссенциальные артериальные гипертензии. На развитие очередного приступа влияют сильные эмоциональные потрясения, стресс, чрезвычайная ответственность.
  • Нейродермиты. К кожным проблемам приводят комплексы, замкнутость, неуверенность в себе.
  • Тиреотоксикозы.
  • Пептические язвы.
  • Патологии ЖКТ. Такие проблемы возникают во время сильного внутреннего напряжения.
  • Ревматоидные артриты. На возникновение и осложнение патологии влияют тревога, депрессивные расстройства.
  • Бронхиальные астмы. Считается, что этому заболеванию способствуют неразрешенные эмоциональные конфликты. В частности, это гнев, страх и перевозбуждение.
  • Как диагностируют и лечат соматические расстройства?

    Набор методов диагностики будет зависеть от того, на что именно жалуется пациент. Врачи могут проводить обследования на МРТ, КТ, сделать ряд анализов крови, мочи, применить рентгенографию. Далее, если окажется, что пациент не имеет никаких физиологических проблем со здоровьем, становится ясно, что жалобы носят соматический характер, и пациент направляется к психиатру. Специалисты проводят лечение таких заболеваний антидепрессантами и анксиолитиками, сеансами когнитивно-поведенческой терапии, поддерживающей терапией. Обычно расстройства такого характера не являются серьезным заболеванием, и врачи легко с ними справляются. Нередко для полноценного лечения психиатры ведут сотрудничество с теми специалистами, от которых был направлен пациент – например, если он жаловался на боли в желудке, то психиатр будет работать совместно с гастроэнтерологом.

    Профилактика при соматических расстройствах

    Меры профилактики при соматических расстройствах заключаются в том, чтобы своевременно посещать психотерапевта или психолога. Довольно часто нарушения психики кроются в пережитых травмах, с которыми пациент пытался справиться сам. Поэтому предоставление адекватной и своевременной психологической помощи помогает в дальнейшем предупредить практически все виды соматических расстройств.

    www.israclinic.com

    Соматическое здоровье — это физическое здоровье человека, которое отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма

    В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

    Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

    Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

    соматическое здоровье

    Оценка физического (соматического) здоровья

    Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

    • массу тела;
    • рост;
    • давление артериальное;
    • силу кисти;
    • частоту сердечных сокращений;
    • жизненную емкость легких;
    • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

    Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

    • стаж занятий физическими упражнениями;
    • общая выносливость;
    • силовая выносливость;
    • ловкость;
    • эффективность иммуной системы;
    • максимальное потребление кислорода;
    • наличие хронических заболеваний.

    Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

    Данная зависимость замечена давно. Психически больные люди чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

    Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

    • сердечно-сосудистые заболевания;
    • болезни органов дыхания;
    • травмы и отравления.

    соматическое и психическое здоровье

    Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

    Соматические заболевания часто провоцируют обострение таких недугов, как шизофрения, аффективное расстройство. Причем данные психические отклонения могут иметь функциональную и органическую природу. К этому ведут соматовегетативные сдвиги, эндокринные пертурбации, сосудистые изменения, острые инфекционные и другие заболевания.

    Факторы, влияющие на соматическое состояние

    Любые нарушения в организме человека могут быть спровоцированы:

    1. Психологическими факторами, психическими нарушениями, которые влияют на то, как развивается и протекает соматическое заболевание.
    2. Психическими отклонениями, как реакция личности на соматическую болезнь.
    3. Психическим расстройством, к которому ведут физиологические изменения при соматических недугах.
    4. Соматическими проявлениями затушевываются психические нарушения (маскированная депрессия, истерия).
    5. Психосоматическими болезнями.

    Важно отметить следующее. При различных соматических заболеваниях – тяжелых, угрожающих жизни, — особенно остро проявляются невротические расстройства. К примеру, инсульт или инфаркт, онкология или ВИЧ-инфекция, либо недуги, приводящие к дефекту внешности, могут спровоцировать депрессию. Важно родным такого человека своевременно обратить внимание на это и постараться помочь ему. Возможно, потребуется обратиться к психологу или психотерапевту.

    соматическое и физическое здоровье

    Что влияет на отношение человека к своему состоянию?

    Это особенности личности, возраст, перенесенные ранее болезни, психологическая устойчивость к стрессам. Один человек будет спокойно воспринимать любое свое физическое состояние, для другого даже малейшие отклонения от нормы будут очень страшны. В результате может развиться фобия или депрессия.

    Зависимость от возраста очень велика. Рассмотрим соматическое здоровье у разных возрастных групп.

    Дети

    Здоровый ребенок – это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

    То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

    Подростки

    Всероссийская диспансеризация детей (2002 года) позволила сделать следующие выводы. В системе соматических болезней подростков с 15 до 17 лет наблюдаются перемены: прогрессируют болезни эндокринной системы, новообразования, наблюдаются инфекционные и паразитарные заболевания, патологии в области мочеполовой системы. Соматическое здоровье явно страдает.

    здоровый ребенок

    Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в переходный период. Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития — с другой.

    Заболевания подростков в структурной характеристике

    Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

    • Болезни, у которых нозологическая форма, общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
    • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
    • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
    • В списке редких заболеваний – гипертония.

    Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

    Особенности подростков

    Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

    соматическое здоровье индивида

    Что страдает чаще всего?

    В этой большой системе мы можем выделить основу – это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

    Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

    оценка физического и соматического здоровья

    Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина — это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

    Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

    Отклонения в физическом развитии

    Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

    Взрослые

    Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

    что такое соматическое здоровье ребенка

    Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

    fb.ru

    Соматическое состояние:

    Общее состояние: удовлетворительное, температура тела: 36,5 С., пульс: 74 уд/мин

    Частота дыхательных движений: 22 в мин, Телосложение: нормостеническое.

    Кожа и видимые слизистые: кожа бледно-розового цвета, высыпаний нет, влажность кожи умеренная, эластичность сохранена. Видимые слизистые розовые, блестящие, чистые, влажные.

    Подкожная жировая клетчатка: развита умеренно, распределена равномерно.

    Лимфатическая система: лимфоузлы не увеличены.

    Мышечная система: сила мышц достаточна, тонус в норме. Тургор тканей сохранен. Отмечается слабовыраженный тремор верхних конечностей умеренной амплитуды.

    Кости и суставы: патологических изменений при осмотре в костях черепа, позвоночника, грудной клетки, таза, длинных трубчатых костях не обнаружено.

    Щитовидная железа: не пальпируется.

    Органы дыхания: по данным осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации органов дыхательной системы патологии не найдено.

    Сердечно-сосудистая система: границы относительной тупости сердца соответствуют норме. При аускультации на верхушке выслушивается слабый систолический шум. Пульс слабого наполнения, удовлетворительного напряжения. Эластичность стенки сосуда сохранена . АД -160/85 мм рт.ст

    Органы пищеварения: рот: слизистая розовая, влажная, язык: на корне языка белый налет, миндалины: не выходят за края небных дужек, живот: правильной формы, в горизонтальном положении не выступает за края реберных дуг. Поверхностная пальпация кишечника безболезненна. При глубокой пальпации безболезненна. Печень не выходит за края правой реберной дуги, пальпация безболезненна, край ровный, эластичный. Поджелудочная железа и селезенка не пальпируются .

    Мочеполовая система: без особенностей.

    Неврологическое состояние:

    Реакция зрачков на свет живая, одинаковая с обеих сторон, анизокории нет. Нистагма не обнаружено, конвергенция сохранена. Объем движений глазных яблок полный. Углы рта симметричны, носогубные складки выражены одинаково с обеих сторон. Мимика сохранена. Объем активных и пассивных движений во всех суставах полный, в одноименных суставах амплитуда движений одинакова. Тонус мышц нормальный.

    Нарушений тактильной, болевой и температурной чувствительности не обнаружено. Сухожильные и периостальные рефлексы сохранены, одинаково выражены с обеих сторон. Патологических рефлексов и менингеальных знаков не выявлено. В позе Ромберга больной устойчив. Координационные пробы (пальценосовую и пяточно-коленную) выполняет свободно.

    Психическое состояние:

    Сознание ясно, ориентируется в месте и пространстве. Указывает число и дату верно. Выключение и помрачение сознания не наблюдается.

    Больной, нормостенического телосложения, опрятен, следит за собой. Мимика активна, однообразна. Поза открытая для общения, сутулится. Больной к речевому контакту доступен. Речевому контакту доступен. Формален в своих ответах. Во время беседы постоянно меняет позу, суетлив, беспокоен. Низкая культура речи, невнятное произношение слов, низкий словарный запас. Больной осознает что болен, хочет вылечится, но на данный момент считает себя здоровым.

    События прошлого воспроизводит не точно. Помнит свою дату рождения, матери, отца, сестры. Восприятие новой информации в полной мере, но снижена способность её удерживания и воспроизведения.

    Тест 10 слов показал что, больной сразу повторил 7 слов, а по прошествии 10 минут вспомнил 5 слов.

    Имя своего лечащего врача не помнит, но записывает все новые имена к себе в тетрадь. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у больного нарушено непосредственное запоминание и снижение долговременной памяти. Симптомы «уже виденного», «никогда не виденного» отрицательны.

    Нарушение восприятия выявляются в псевдогаллюцинациях, больной слышит голос внутри себя, в единственном числе мужского пола, который дает часто совету больному, голос спокойный, у пациента больших беспокойств из-за голоса не возникает.

    Внимание больного неустойчиво, легко рассеиваемо, больной часто отвлекается, быстро истощается, объём внимания резко сужен, имеется нарушение направленности внимания.

    Мышление малопродуктивное, аморфное, с элементами разорванности. Так же у больного наблюдаются бредовые идеи, направленные на постоянное перемещение окружающих его предметов и изменение обстановки.

    Нерешителен, нет уверенности в себе, уступчив, легко внушаем.

    Низкий уровень интеллекта, который соответствует полученному образованию. Отношение к врачу доброжелательное, заинтересованное. Критики к своему состоянию нет. В эмоционально-волевой сфере у больного имеются планы на будущее, а именно он верит в возможность излечения, строит планы на дальнейшую жизнь, как вылечится, хочет завести свою семью и детей. Лекарство принимает.

    studfile.net

    Что такое соматика? | Институт соматического обучения

    Эта статья впервые опубликована в журнале SOMATICS: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences

    , Volume V, No. 4, Spring-Summer 1986.

    Томас Ханна (1928-1990) написал несколько книг и создал журнал, что стало основными факторами для создания среды взаимопонимания и общения между многими школами интегральной телесности (embodiment). Будучи одновременно и философом, и специалистом по методу Фельденкрайза, он в итоге создал свою собственную методику на основе этих знаний. У него была необычная точка зрения, с позиции которой он видел не только практическую целительскую значимость этих работ, но также их глубокое влияние на понимание реальности. Это первая часть из длинной серии очерков об интегральной телесности, которая является поворотным моментом в выражении единства, казалось бы, разных школ.

    – Дон Хенлон Джонсон, введение к статье в сборнике Bone, Breath & Gesture: Practices of Embodiment (1995)

    1. Различие между понятиями «сома» и «тело»

    Соматика – область знаний, которая занимается изучением сомы, а именно – тела с позиции его восприятия изнутри (от первого лица). Когда человека наблюдают со стороны, т. е. с позиции третьего лица, то воспринимается феномен человеческого тела. Но когда тот же человек наблюдает себя с позиции от первого лица, через собственную систему проприоцептивных чувств, то несомненно воспринимается иной феномен: человеческая сома.

    Два различных подхода к наблюдению за человеком присущи самой природе человеческого восприятия, которое в равной степени способно как к внешнему сознаванию, так и к внутреннему самосознаванию. Сома, будучи воспринимаемой изнутри, категорически отличается от тела не потому, что изменился сам предмет наблюдения, а потому, что отличается способ наблюдения за ним. Это непосредственная проприоцепция – сенсорная модальность, которая становится источником уникальной информации.

    Крайне важно признать, что один и тот же индивидуум совершенно отличается, когда воспринимается с позиции от первого лица, нежели когда воспринимается с позиции от третьего лица. Получаемая сенсорная информация совершенно другая, как и вытекающие из нее результаты наблюдений.

    Категорическое различие между этими двумя точками зрения определяет базовые правила для изучения человека как биологического вида. Неспособность признать принципиальные различия между наблюдением изнутри и со стороны ведет к фундаментальным заблуждениям в области физиологии, психологии и медицины.

    Физиология, например, становится в позицию стороннего наблюдателя за человеком и видит тело. Это тело является объективной сущностью, которую можно наблюдать, анализировать, измерять, как и любой другой объект. К этому телу применяются универсальные законы физики и химии, поскольку это тело как объект наблюдения явно демонстрирует соответствие универсальным принципам физики и химии.

    Однако с позиции от первого лица наблюдаются совсем другие данные. Проприоцептивные центры сообщаются друг с другом, постоянно передавая в обратном направлении широкий спектр соматической информации, которая немедленно регистрируется самим «внутренним наблюдателем» в едином и непрерывном процессе. Соматические данные не нужно вначале преобразовывать и интерпретировать при помощи набора универсальных законов, чтобы они стали фактическими. Наблюдение сомы от первого лица сразу же является фактическим. В то же время, восприятие с позиции стороннего наблюдателя может стать фактическим только путем преобразования посредством ряда принципов.

    Необходимо понять, что это различие в данных не является различием в действительной точности или во внутренней ценности. Различие состоит в том, что два отдельных способа познания не могут подменять друг друга. Ни один из способов не является менее фактическим или менее значимым по отношению к другому: они равноправны.

    Психология, например, принимает позицию наблюдения за человеком со стороны и видит «поведение тела». Это телесное поведение является набором объективных данных, которые доступны для наблюдения, анализа и измерения, как и любые другие поведенческие данные. Универсальные законы причины и следствия, стимула и реакции, а также адаптации применяются в отношении поведения тела, потому что в качестве объекта наблюдения оно в полной мере демонстрирует эти поведенческие принципы.

    Но если вести наблюдение с позиции от первого лица, то будут восприниматься совсем другие данные. Проприоцептивные центры сообщаются друг с другом и немедленно передают в обратном направлении фактическую информацию о процессе в постоянно действующей, цельной соме с импульсом из ее (сомы) прошлого вместе с намерениями и ожиданиями ее будущего. Эти данные уже приведены к единообразию; они не нуждаются в анализе, интерпретации и в последующем приведении к единому фактическому утверждению.

    Медицина, к примеру, занимает позицию стороннего наблюдателя за человеком и видит пациента (т. е. клиническое тело) с разнообразными симптомами, которые после наблюдения, анализа и интерпретации в соответствии с универсальными клиническими принципами могут быть диагностированы, подвергнуты лечению и по которым может быть составлен прогноз.

    Но с позиции внутреннего наблюдателя регистрируются совсем иные данные. Проприоцептивные центры сообщаются и немедленно передают в обратном направлении фактическую информацию о непрерывном и унифицированном прошлом сомы и её ожиданиях касательно будущего. Соматическая оценка того, каким образом это прошлое связано с плохим состоянием здоровья, и как будущее может восстановить (или не восстановить) здоровье, важна для полной клинической картины. Пренебрежение точкой зрения от первого лица является пренебрежением соматическим фактором, который играет немаловажную роль в медицине (эффект плацебо и эффект ноцебо).

    Таким образом, человеческое существо в корне отличается от минерала или химического раствора тем, что может являться объектом для наблюдения с двух не сводимых друг к другу позиций. Посредством взгляда от третьего лица можно наблюдать лишь человеческое тело. Посредством взгляда от первого лица можно наблюдать лишь свою собственную человеческую сому. Тело и сома равноправны по своей реалистичности и ценности, но как наблюдаемые явления они существенно отличаются в своих проявлениях.

    Тогда соматику можно определить как сферу исследования, которая изучает соматические явления, т. е. человеческое существо, как оно ощущает себя изнутри.

    Отступление: каким образом это разделение влияет на науку

    Наука базируется на методической дисциплине и в равной степени опирается как на экспериментальные данные, так и на теорию. Если существенно важные данные игнорируются сознательно или по недосмотру, то это ставит под сомнение достоверность полученных результатов или предположений.

    Два разных способа изучения одного и того же субъекта позволяют получить разные данные, но это не влияет на точность физических наук, которые изучают неживые объекты, не обладающие проприоцептивным сознаванием, которым, в свою очередь, обладает сам ученый. Но этот факт непосредственно влияет на ученых, имеющих дело с объектами, способными к сознательному наблюдению за собой в той же мере, что и ученые, занятые исследованием этих объектов.

    Науки, занимающиеся изучением живых объектов вообще, и такие науки, как физиология, психология и медицина в частности, страдают от недостатка надежных оснований касательно того, что они оценивают как установленный факт, и от недостатка обоснованной теории в той мере, в которой они игнорируют, намеренно или непреднамеренно, данные, полученные «от первого лица». Стремление избегать «феноменологических» или «субъективных» показаний не является научным. Отбрасывать эти данные как ненаучные или не относящиеся к сути дела – безответственно.

    2. Сома обладает как саморегуляцией так и самовосприятием

    Когда вы как ученый смотрите на объект, который, в отличие от камня, тоже смотрит на вас, то нелегко делать вид, что этот объект является просто более сложно организованным камнем. Если продолжать на этом настаивать, то невозможно будет делать никакие обоснованные научные заключения и такие заключения не найдут никакого реального применения, разве что только по отношению к более сложно организованному камню.

    Таким образом, первый шаг к пониманию соматики состоит в признании (и постоянном напоминании себе) того, что сомы — это не тела и что объективные научные истины, относящиеся к телу, тем самым не применимы к соме. Смешивая эти понятия, мы совершаем то, что в логике называется категориальной ошибкой.

    Второй шаг в область соматики также весьма важен: это признание того факта, что самосознавание — это лишь первое из ряда отличительных свойств человеческой сомы. Человек — это не просто сознающая себя сома, пассивно наблюдающая за собой (а также за своим ученым наблюдателем). При этом она также воздействует на саму себя, т. е. она всегда вовлечена в процесс саморегуляции.

    Когда мы играем роль ученого и наблюдаем за камнем, для камня ничего не меняется (кроме, как напоминает нам Гейзенберг, незначительных изменений, вызванных теплом нашего тела, нашей тенью и т. д.). Но сома, подвергающаяся наблюдению, не только сознает себя посредством самосозерцания, но и одновременно находится в процессе изменения на глазах у наблюдателя.

    Фундаментальное открытие психофизиологии состоит в том, что люди воспринимают сенсорное ощущение только от того предмета или явления, на который у них уже выработана моторная реакция. Если мы не можем на что-либо отреагировать, то сенсорное ощущение не регистрируется отчетливо; оно находится за рамками восприятия. Это происходит потому, что процесс сенсорного восприятия никогда не происходит обособленно, а только в тандеме с двигательным центром (центральной нервной системы).

    Неразрывное функциональное и соматическое единство сенсомоторной системы подтверждается очевидным структурным и телесным единством, заключенном в позвоночном канале человека. Канал включает нисходящие моторные и восходящие сенсорные нервы, которые выходят, соответственно, у передней и задней частей позвонков. Эта схема продолжается в спинном мозге и распространяется по всей его длине до самого головного мозга, где как раз перед центральной бороздой коры мозга проходят моторные тракты и где сразу позади них расположены сенсорные тракты. Эта схема лежит в основе нашего существа.

    Сенсомоторная система функционирует как «замкнутая система обратной связи» внутри сомы. Мы не можем ощущать без действия, и мы не можем действовать без ощущения. Это неразрывное единство существенно важно для соматических процессов саморегуляции; в любой момент времени оно позволяет нам знать, что мы делаем. И также – рассмотрим это чуть позже – она лежит в основе нашего уникального способа обучения и забывания.

    Четкое сенсорное восприятие внешней объективной ситуации невозможно без выработанного отчетливого моторного отклика. Такая же ситуация складывается и с соматическим восприятием: ощущать, что происходит внутри сомы, означает воздействовать на нее, т. е. регулировать ее.

    Когда, например, мы фокусируем сознавание внутри себя на какой-то части тела – к примеру, на правом колене, – сенсорное восприятие колена действительно становится более отчетливым. Но это отчетливое выделение части тела происходит только за счет избирательного расслабления относящихся к коре головного мозга двигательных нейронов всех мышц, присоединенных к правому колену, в то время как все другие двигательные зоны тела блокируются путем сокращения. Это сфокусированное сенсорное сознавание происходит посредством направленного торможения моторной активности как негативного «фона», на котором вырисовывается «картина». Таким образом, сенсорное восприятие является не пассивно-рецептивным, а активно-продуктивным, в нем задействован весь соматический процесс.

    Это взаимопроникающее, замкнутое взаимодействие между сенсорным восприятием и движением лежит в основе соматического процесса – процесса, который обеспечивает свою целостность и непрерывность за счет постоянной саморегуляции. Тело, воспринимаемое извне, третьим лицом, – это живой продукт данного непрерывного соматического процесса. Если этот процесс прекращается, то человеческое тело – в противоположность камню – прекращает свое существование: оно умирает и распадается.

    Именно внутренний процесс саморегуляции сомы гарантирует существование внешней телесной структуры. Следовательно, универсально справедливая максима в соматике такова: функция сохраняет структуру.

    Второй шаг к пониманию отличительных особенностей человеческой сомы, следовательно, состоит в том, что она сама себя ощущает, сама движется и что эти взаимосвязанные функции лежат в основе соматической самоорганизации и адаптации.

    Соме присущ дуализм свойств: она может ощущать собственные индивидуальные функции посредством восприятия изнутри, с позиции первого лица, и может ощущать внешние структуры и объективные ситуации посредством восприятия со стороны, с позиции третьего лица. У нее есть выраженная способность к двум различным видам восприятия.

    Когда человеческая сома смотрит на себя в зеркало, она видит тело – третье лицо, объективную структуру. Но чем является это же тело, воспринимаемое изнутри, с соматической точки зрения? Это комплексный опыт самовосприятия и самостоятельного движения. В режиме восприятия с позиции первого лица «тело» сомы — это тело функций.

    Декарт выразился недостаточно ясно. Мыслить – значит не просто пассивно «существовать»; мыслить – значит двигаться. «Я сознаю себя, следовательно, я действую» – вот более точное описание восприятия с позиции первого лица. Выражение сogito, ergo moveo (лат. — «я мыслю, следовательно, я двигаюсь») более точно выражает процесс получения информации от первого лица, которое всегда воспринимает «ум» и «тело» как неделимое функциональное целое.

    Помимо прочего следует отметить, что, завершая свою знаменитую фразу «следовательно, я существую», Декарт некорректно описывает себя как пассивного наблюдателя, в то время как он является, как и все люди, активным наблюдателем, ощущающим себя и самостоятельно движущимся. Недостаточно пассивно сказать: «Я являюсь собой». Ввиду того, что для всех живых существ «бытие» – это самоорганизующаяся, саморегулирующаяся деятельность, было бы правильнее сказать: «Я являюсь собой в непрерывном процессе».

    Отступление: человеческие сомы и другие сомы

    Фраза «всех живых существ» из предыдущего абзаца подразумевает, что речь идет не только о человеческих существах. Это заслуживает пояснения.

    Все члены царства животных являются сомами, потому что все животные — это самоорганизующиеся существа с сенсомоторными функциями. Многое из того, что было сказано в этой статье о человеческих сомах, применимо к другим живым существам, при этом по мере нисхождения по эволюционной шкале увеличивается число ограничений.

    Мы не должны игнорировать тот факт, что растения являются сомами. Стоит только понаблюдать за тем, как каждый день открываются и закрываются навстречу солнцу лепестки или как растение пытается выжить в изоляции, чтобы распознать сенсомоторные функции в действии.

    Насколько всем известно, ни у одного другого живого создания, за исключением человека, нет способности фокусировать сознавание произвольно, иными словами, без обязательного воздействия внешних стимулов. Эта возможность плюс поразительная способность к обучению уникальной человеческой коры головного мозга являются основой для необычайных сенсомоторных возможностей человека. Одной из них является способность человека распознавать и активно воспроизводить символы посредством устной речи и рукописного письма.

    3. Сознание (consciousness) и сознавание (awareness)

    Все сказанное о «сознании» и фокусе «сознавания» указывает на то, что они являются основными соматическими функциями. Сознание является основой человеческой сомы: оно определяет диапазон произвольных сенсомоторных функций, приобретаемых в процессе обучения. Люди учатся этим функциям с рождения и далее на протяжении жизни, моторные навыки при этом расширяют диапазон сенсорного восприятия, а более богатый спектр ощущений служит потенциалом для развития новых моторных навыков.

    Сознание является «произвольным» благодаря диапазону навыков, которые вырабатываются в процессе обучения и, следовательно, являются доступными для использования в качестве знакомых паттернов. Освоить навык — значит научиться использовать его по собственной воле. Не следует заблуждаться насчет сознания; это не статичная «способность ума», и это не «фиксированный» сенсомоторный паттерн. Напротив, это сенсомоторная функция, которая приобретается в процессе обучения. И диапазон изученного определяет: 1) как много мы можем осознавать и 2) как много всего мы можем делать по собственной воле.

    Непроизвольные соматические процессы, такие как автономные рефлексы, не обязательно подвергаются сознательному сенсорному распознаванию или находятся под контролем сознания. Но эти непроизвольные функции могут стать частью суммы навыков сознания путем обучения распознавать и контролировать их. Такова, к примеру, общепринятая процедура обучения при помощи биологической обратной связи, которая также практикуется теми, кто преподает техники сенсорного сознавания.

    Человеческое сознание, таким образом, является относительной функцией: оно может быть сверхбольшим и сверхмалым. Являясь достигнутым состоянием сенсомоторной обученности сомы, сознание не может выходить за пределы своих собственных ограничений. Состояние сознания, таящееся внутри отдельных сом, является переменчивым и непредсказуемым: оно может варьироваться от уровня животного до уровня богоподобного существа, и в любой из этих крайних точек его невозможно заставить воспринимать или реагировать вне рамок достигнутого им уровня.

    Поскольку сознание задействует накопление произвольных сенсомоторных навыков, то чем выше уровень сознания, тем шире диапазон автономии и саморегуляции. Человеческое сознание в конечном счете – это инструмент человеческой свободы. Поэтому важно помнить, что эта функция приобретается в процессе обучения и её всегда можно расширить за счет дальнейшего обучения.

    Настаивая на том, что сознание не является фиксированной умственной способностью, мы ясно хотим сказать, что оно не пустая «линза», которая фокусируется на внешних объектах, представляя собой явную концепцию стороннего наблюдателя. Скорее, сознание – это доступный для сомы репертуар сенсомоторных навыков, которые включаются при воздействии внешних стимулов или вызываются внутренними потребностями.

    «Сознавание», напротив, функционирует как линза, которую можно на что-то направить и сфокусировать. Сознавание – это исключительно соматическая функция: она задействует моторное торможение, чтобы исключить любое сенсорное распознавание, кроме того, на котором она сфокусирована и которое может находиться как вовне (сознавание с позиции третьего лица), так и внутри сомы (сознавание с позиции первого лица).

    Активность сознавания, можно сказать, на девяносто девять процентов негативна и на один процент позитивна. Функция «ничего, кроме этого» – это единственный доступный соме способ изолировать воспринимаемые события. Это самый полезный способ произвольного контроля применительно к репертуару сенсомоторных навыков.

    Сознавание – это функция обособления «новых» сенсомоторных явлений с целью научиться распознавать и контролировать их. Только посредством функции исключения, присущей сознаванию, непроизвольное превращается в произвольное, неизвестное становится известным, а невыполнимое – выполнимым. Сознавание работает как зонд, собирающий новый материал для репертуара произвольного сознания.

    Это приводит нас к выводу, что соматическое обучение начинается с фокусировки сознавания на неизвестном. Это активное фокусирование выявляет свойства неизвестного, которые можно ассоциировать со свойствами уже известного сознательного репертуара индивидуума. Посредством этого процесса неизвестное становится известным произвольному сознанию. Одним словом, неизученное становится изученным.

    4. Соматическое обучение и сенсомоторная амнезия

    Соматическое обучение – это деятельность, которая расширяет диапазон волевого сознания. Его не следует путать с обусловливанием (conditioning) – телесным процессом, который вызывается манипуляциями извне. Обусловливание воздействует на человека как на объект, находящийся в поле объективных сил, и таким образом является формой обучения, отражающей типичную точку зрения науки «от третьего лица», в частности психологии.

    Модели обучения Павлова и Скиннера – это манипулятивные методы, вызывающие адаптивную реакцию в механизмах безусловных рефлексов тела. Обусловливание – это технологический процесс, противоположный функции соматического обучения в том, что он стремится сократить набор навыков произвольного сознания. Обусловливание не требует фокусировки сознавания и не ведет к обучению произвольным соматическим действиям. Скорее, его цель состоит в выработке автоматической реакции, которая находится за пределами волевой сферы и сознания.

    Но мы должны иметь в виду, что то же обусловливание может также происходить естественным образом ввиду удачного стечения обстоятельств и проявлений окружающей среды, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Такого рода внешние обстоятельства могут создавать постоянные стимулы для глубинных рефлексов выживания, и, при достаточном количестве повторений, сделать их привычными – рефлекс выучивается и закрепляется.

    Рефлексы, подобно другим органическим явлениям, являются одновременно сенсорными и моторными, и, таким образом, когда они становятся привычными и непроизвольными, возникает двойная потеря как сознательного контроля над этой моторной зоной, так и сознательного ощущения этой моторной деятельности.

    Нам следует называть это состояние сенсомоторной амнезией. Это состояние, которое отмечается повсеместно у представителей человеческой расы и является предсказуемым результатом длительного воздействия стресса. Постоянное повторение ведущих к стрессу стимулов приведет к потере сознательного произвольного контроля над значительной областью мускулатуры тела, как правило преобладание в районе центра тяжести, т. е. в области мышц между тазом и грудной клеткой.

    Когда возникает сенсомоторная амнезия, эти мышечные зоны становится невозможно сознательно ощущать или контролировать. Пострадавший может пытаться произвольно расслабить мышцы в области, подверженной амнезии, но он не в состоянии этого сделать: и ощущения, и движения этих мышц находятся вне его осознанного, произвольного контроля. Мышцы остаются зажатыми и неподвижными, словно они принадлежат кому-то другому.

    Поскольку такие реакции на постоянный стресс накапливаются в течение длительного времени, то возникающее в результате хроническое мышечное сокращение связывают со старением. Но возраст здесь не является причинным фактором. Время само по себе нейтрально. Наши мышечные рефлексы закрепляются вследствие событий нашей жизни. Накопленный стресс или травма вызывают сенсомоторную амнезию, и то, что мы ошибочно причисляем к результатам старения, на самом деле является прямым следствием сенсомоторной амнезии.

    Не существует телесного «лекарства» от сенсомоторной амнезии. Хроническая ригидность мышц, привычно ассоциируемая со старением, не поддается медикаментозному лечению. Внешние манипуляции также не приносят результата.

    И все же существует способ снять непроизвольные ограничения сенсомоторной амнезии. Сделать это можно благодаря соматическому обучению. Если сфокусировать сознавание на неосознаваемой, забытой зоне сомы, то можно начать воспринимать минимальные ощущения, которых будет достаточно для управления минимальными движениями, и это, в свою очередь, даст новую сенсорную обратную связь от проблемной зоны, и это снова увеличит четкость движения, и так далее.

    Эта сенсорная обратная связь соотносится с прилегающими к данной области сенсорными нейронами и повышает «четкость» их возможной синергии с соответствующими двигательными нейронами. Благодаря этому в следующее моторное усилие включается более широкий спектр соответствующих произвольных нейронов, что расширяет и улучшает двигательное действие, что в свою очередь дополнительно усиливает сенсорную обратную связь. Такая «переменно-возвратная» двигательная методика постепенно «раскалывает» зону амнезии, возвращая ее обратно в сферу произвольного контроля: неизвестное становится известным, а забытое снова становится знакомым.

    В одной из работ было отмечено, что «… все формы соматического обучения используют эту способность человека для расширения или повышения степени соматического самосознавания. Как две вязальные спицы, сенсорная и моторная системы устроены так, чтобы переплетаться, повышая сенсорную осознанность нашей внутренней деятельности и вызывая бóльшую активность внутреннего сенсорного сознавания». [1]

    Соматическое обучение пробуждено методами обучения Моше Фельденкрайза, но оно также является центральной проблемой в методах Эльзы Гиндлер, Ф. Матиаса Александера, Герды Александер и многих современных специалистов-практиков. Техники соматического обучения, которые используются этими учителями, применимы к любой форме сенсомоторной амнезии, включая двигательный паралич.

    Соматическое обучение может быть направлено на преодоление амнезии, либо человек может практиковать его всю жизнь, чтобы избежать привыкания к последствиям стресса. В любом случае именно обучение расширяет диапазон действия и восприятия человеческой сомы. Поэтому чем большему мы научимся подобным образом, тем большим будет диапазон нашего произвольного сознания для более успешной адаптации к условиям окружающей среды.

    Максимально свободная сома – это та, которая достигла наивысшей степени произвольного контроля и минимальной степени непроизвольного обусловливания. Это состояние автономии является оптимальным состоянием индивидуализации, т.е. когда у человека имеется весьма широкий спектр возможных способов реагирования на вызовы окружающей среды.

    Состояние соматической свободы – это во многих смыслах оптимальное состояние человека. Если смотреть с позиции от третьего лица, то соматическая свобода – это состояние максимальной эффективности при минимальной энтропии. Если смотреть с позиции от первого лица, с соматической точки зрения, то соматическая свобода – это то, что я бы назвал “fair” state – «проясняющим» состоянием (старинное английское слово fair означает здесь непрерывный и безупречный прогресс, не имеющий искажений, не испорченный торможением).

    «Проясняющее» состояние человеческой сомы — это состояние оптимальной синергии, при которой любое намеренное воздействие вызывает спонтанную координацию всего соматического процесса без какого бы то ни было неосознанного, непроизвольного торможения. С позиции третьего лица «проясняющее» состояние сомы можно описать как состояние оптимального умственного и физического здоровья.

    Таким образом, соматика — это наука о соме, которая является не только восприятием живого тела от первого лица, но и его регуляцией от первого лица. Сома – это единство сенсомоторных функций, одни из которых являются сознательными, произвольными функциями, усвоенными путем обучения, а другие — невыученные и непроизвольные. Непроизвольные функции могут быть включены в «волевую» систему путем избирательного применения сознавания для того, чтобы выделить неизученную функцию и, по ассоциации, обучиться ей, т. е. путем включения этой функции в процесс сознательной работы сенсомоторной системы.

    Ссылки

    [1] Hanna, Thomas. The Body of Life. 1980 (Ханна, Томас. Тело жизни. 2015).

    hanna-somatics.ru

    СОМАТИЧЕСКИЙ — это… Что такое СОМАТИЧЕСКИЙ?

  • соматический — телесный Словарь русских синонимов. соматический прил., кол во синонимов: 3 • микросоматический (1) • …   Словарь синонимов

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — СОМАТИЧЕСКИЙ, соматическая, соматическое (от греч. soma тело) (научн.). Телесный. Соматические болезни (в отличие от психических). Соматические клетки (все клетки тела, за исключением половых). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — СОМАТИЧЕСКИЙ, ая, ое (спец.). Относящийся к телу человека. Соматическая больница (многопрофильная больница, занимающаяся лечением внутренних органов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — (от греч. soma, род. падеж somatos тело), телесный, относящийся к телу. С. мускулатура мускулатура тела. В генетике С. относящийся к клеткам тела (не к гаметам), напр. С. мутация. .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М …   Биологический энциклопедический словарь

  • соматический — См. О антиген (Источник: «Словарь терминов микробиологии») …   Словарь микробиологии

  • Соматический — связанный с телом или частью тела организма. напр., соматические Аг бактерий это Аг, локализующиеся в клеточной стенке, цитоплазме и мембранах. По отношению к телу человека (животного) в медицине выделяют понятия: эписоматический и… …   Словарь микробиологии

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к телу; соматические клетки все клетки, кроме половых. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • соматический — телесный, относящийся к телу: термин, применяемый для обозначения различных явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — – телесный, относящийся к телу, в противоположность психическому, относящемуся к психике человека. В работе «Толкование сновидений» (1990) З. Фрейд использовал понятие «соматический» при рассмотрении различных источников сновидений. Он обратил… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Соматический — телесный. (Источник: Сексологический словарь) (от греч. soma, родит, падеж somatos тело), телесный, физический. (Источник: Словарь сексуальных терминов) телесный (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Диагностический семинар, 1966››

    Выше среднего роста, удовлетворительного питания, выглядит моложе своих лет. Кожные покровы обычной окраски, со следами бывших фурункулов. Зев без особенностей. Щитовидная железа несколько увеличена, симптом Мебиуса положительный. Кожные покровы сухие, особенно на задней поверхности плеча. Ладони влажные. Нерезко выражена двусторонняя мастопатия. Вторичные половые признаки выражены недостаточно. Нет растительности на лице. В легких дыхание везикулярное, перкуторно легочный звук. Границы сердца не расширены, тоны сердца чистые, пульс 70 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. АД 125/75 мм ртутного столба. Язык с белым налетом, влажный. Живот мягкий, безболезненный при ощупывании на всем протяжении. Спастических явлений со стороны кишечника при ощупывании не отмечается. Печень и селезенка не пальпируются.

    Общие анализы крови и мочи без особенностей.

    Заключение отоляринголога — со стороны ушей, горла, носа патологических изменений не обнаруживается.

    Эндокринологом эндокринные нарушения у больного не выявлены.

    При осмотре хирургом обнаружены геморроидальные узлы, выдающиеся наружу. При ректороманоскопии отмечен отек слизистой оболочки прямой кишки. При повторной консультации хирурга с учетом рентгенографии кишечника. Заключение — мегаколон, рекомендовано оперативное лечение.

    Консультация окулиста. Глазодвигательных и зрачковых нарушений не обнаружено. Визус 1,0. Диски зрительных нервов розовые, границы четкие, за исключением нечеткой наружно-нижней границы правого диска. Сосуды не изменены. Заключение: выраженной патологии не обнаружено.

    Рентгенография черепа 5/Х 1965 г. Череп приближается к шаровидной форме. Кости свода массивные. Рисунок сосудистых лож едва намечается. Умеренно выражены пальцевые вдавления. Турецкое седло средних размеров. Границы его четкие.

    ЭЭГ исследование. Отмечены диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга.

    Консультация невропатолога. Зрачки равномерные, с живой реакцией на свет и конвергенцию. Легкое недоведение левого глазного яблока кнутри при конвергенции. Легкие нистагмоидные толчки при крайних отведениях глазных яблок. В покое и при мимических движениях легкая асимметрия правой носогубной складки. Легкая неловкость в правей руке при пробе на адиадохокинез. В позе Ромберга устойчив. Сухожильные рефлексы равномерные, патологические не вызываются. Движения в правом локтевом суставе несколько ограничены. Небольшая атрофия мышц правой верхней конечности.

    В результате обследования в психологической лаборатории заметных интеллектуальных нарушений не обнаружено.

    Больной получал лечение: либриум, сернокислая магнезия, алоэ, витамины.

    После выписки из больницы жил у бабушки в Москве. В течение 3 недель принимал либриум по 20 мг в день, затем прием лекарства прекратил. За это время стал менее болтливым. Регулярно читал газеты, высказывал свое мнение по поводу прочитанного, делился своими впечатлениями с бабушкой и дедом. Режим дня не соблюдал. Нередко зачитывался до поздней ночи или часами просиживал у телевизора. При этом иногда комментировал происходящие на экране телевизора события. Хохотал, когда показывали что-нибудь смешное. Просыпался обычно поздно. Ел не всегда вовремя. По поручению бабушки ходил за покупками в магазины. Тратил на это много времени. Когда бывал в магазинах, любил рассматривать лежащие на витринах и за прилавком товары. Иногда бабушка поручала штопать носки или пришивать пуговицы. От этого не отказывался, но делал медленно и неумело. Охотно взялся починить дверную ручку. Долго с ней возился и был доволен, когда ему все же удалось это сделать. За подобной работой становился более собранным, чем обычно. Несколько раз ходил в музеи, часто ходил сам в кино, два раза побывал с родителями в театре. После того, как посмотрел «Вишневый сад», до поздней ночи делился с матерью своими впечатлениями, долго не мог заснуть, вспоминал события на сцене. Своими впечатлениями делился также после каждой просмотренной кинокартины. Купил себе лыжи и 4 раза ходил в одиночку кататься на Ленинские горы. Знакомых и товарищей в Москве у него нет. К тому, чтобы приобрести новых знакомых, не стремится. Недавно под влиянием рассказов одной родственницы о водном бассейне «Москва» решил пойти в бассейн, ходил разузнать, что для этого необходимо. Просил деньги на покупку абонемента.

    В течение всего времени оставался неряшливым и неопрятным, как и прежде. Пачкал одежду во время еды, вытирал рот и нос рукавом. За своим внешним видом не следил. Когда бабушка ему делала замечания, то раздражался, грубил, требовал не приставать к нему или добродушно иронизировал, пытался шутить и острить, смотря, каким тоном и в каких выражениях ему было сделано замечание. Попрежнему жаловался на запоры, употреблял слабительные средства, старался меньше есть, чтобы реже ходить в уборную. За последний месяц стал чаще ходить в уборную, помногу раз мочился. Будучи в городе, не пропускал случая, чтобы не зайти в общественный туалет. При замечаниях матери или бабушки обычно раздражался, обзывал их грубыми словами. Когда выходил из себя, а это случалось часто, то переходил почти на крик, обвинял мать в том, что она его поместила в психиатрическую больницу вместо того, чтобы лечить выпадение прямой кишки и запоры. Говорил, что он отдыхает, когда мать уезжает из дому.

    При консультации хирурга повторно обнаружено выпадение прямой кишки. Было рекомендовано консервативное лечение.

    За последнее время стал более раздражительным и упрямым, хуже стал спать, появилась бессонница.

    Во время беседы с врачом говорит безумолку. Рассказывает, как он ссорится и ругается с бабушкой, которая по-прежнему стремится его опекать, что передавали по радио из-за границы, новые и старые анекдоты, смеется, угловато жестикулирует.

    Круг диагностических оценок этого больного отличался большим многообразием. Суммированные данные его диагностической оценки приведены в таблицах 1 и 2 (наблюдение № 5).

    НАБЛЮДЕНИЕ № 5

    1. Абаскулиев А.А.

    Ипохондрический невроз на тонко органической резидуальной основе.

    310,7

    2. Авербух Е.С.

    Психопатия. Невропатия.

    311,9

    3. Ануфриев А.К.

    Остаточные явления органического заболевания нервной системы с патологией развития личности.

    319,7

    4. Вольфовский А.И.

    Остаточные явления органического заболевания нервной системы с патологией развития личности.

    319,7

    5. Голодец Р.Г.

    Шизофрения на органической основе.

     

    6. Детенгоф Ф.Ф.

    Ипохондрический невроз.

    310,7

    7. Зальцман Г.И.

    Гебоидная шизофрения (вариант простой формы).

    305,0

    8. Зеневич Г.В.

    Резидуальные явления после органического поражения головного мозга.

    319,0

    9. Зурабашвили А.Д.

    Психопатизация личности после перенесенной нейроинфекции.

    311,9

    10. Ильинский Ю.А.

    Психические расстройства в форме инфантилизма вследствие повторных инфекций.

    319,0

    11. Канторович Н.В.

    Остаточные явления диффузного органического поражения центральной нервной системы с психопатоподобной картиной (так называемый параэнцефалит).

    311,9

    12Малкин П.Ф.

    Остаточные явления диффузного органического поражения центральной нервной системы с психопатоподобной картиной (так называемый параэнцефалит).

    311,9

    13. Маслов Е.В.

    Психопатоподобная форма энцефалита.

    319,0

    14. Меграбян А.А.

    Органическая психопатия с эндокринными сдвигами на почве перенесенного параэнцефалита дизентерийного происхождения.

    320, от 17 стр.

    15. Мелехов Д.Е.

    Органическое заболевание центральной нервной системы (сепсис и дизентерия в детстве).

    302,9

    16. Молохов А.Н.

    Психопатическое развитие личности на почве перенесенного в детстве энцефалита.

    302,9

    17. Морозов В.М.

    Органическое заболевание центральной нервной системы с явлениями задержки психического и физического развития и ипохондрическое развитие.

    302,9

    18. Наджаров Р.А.

    Ипохондрическое развитие у резидуального органика.

    319,0

    19. Невзорова Т.А.

    Шизофрения, простая форма, вялое доброкачественное течение.

    305,0

    20. Плессо Г.И.

    Шизофрения, простая форма, вялое доброкачественное течение.

    305,0

    21. Озерецковский Д. С.

    Невротическое развитие у дебила.

    319,0 или 319,1

    22. Полищук И.А.

    Невротическое развитие у дебила.

    319,0 или 319,1

    23. Портнов А.А.

    Шизофрения (простая).

    305,0

    24. Ротштейн Г.А.

    Шизофрения,

    305,5

    25. Саарме Ю.М.

    Олигофрения (дебильность).

    319,7

    26. Случевский И.Ф.

    Последствия перенесенного в раннем детстве энцефалита с дебильностью и психопатоподобными явлениями

    302,9

    27. Снежневский А.В.

    Пропфшизофрения.

    305,9

    28. Татаренко Н.П.

    Психопатия (инфантильный психопат).

    311,9

    29. Тимофеев Н.Н.

    Психопатия с легко возникающими декомпенсациями, возникшая на патологической почве.

    311,7

    30. Ушаков Г.К.

    Психопатия у резидуального органика.

    311,7

    31. Фридман Б.Д.

    Дебильность в легкой степени с инфантильными и психопатическими чертами личности.

    309,0

    32. Чалисов М.А.

    Органическая психопатия после перенесенного в раннем детстве токсикоинфекционного заболевания центральной нервной системы.

    311,9

    33. Чистович А.С.

    Психопатическое развитие у резидуального органика. Легкая степень дебильности.

    319,0

     Таблица 2

    Шизофрения простая и без указания формы

    4

    Шизофрения на органической основе

    1

    Пропфшизофрения

    1

    Шизофрения, всего

    6

    Остаточные явления органического заболевания центральной нервной системы; психопатия у резидуального органика; психопатия, невропатия

    11

    Психопатическое и ипохондрическое развитие у резидуального органика, энцефалит, психопатоподобная форма, дебильность

    7

    Органическое заболевание центральной нервной системы с явлениями задержки психического и физического развития и ипохондрическое развитие

    2

    Олигофрения

    1

    Ипохондрический невроз

    2

    Диагноз не установлен

    4

     

     

    Обсуждение этого больного было наиболее продолжительным.

    При обосновании диагноза шизофрении указывалось на несоответствие между размерами задержки интеллектуального развития и социальными установками больного, содержанием переживаний и беспечностью, вербальным планированием и бездеятельностью. Отмечались соскальзывания, склонность к отвлеченным высказываниям, а также выраженные аффективные нарушения отсутствие эмоциональной синтонности, стереотипность эмоций, монотонность. Инфантилизм и неуклюжесть моторики рассматривались как следствие рано начавшегося процессуального заболевания. В пользу этого же диагноза приводились такие особенности заболевания, как его прогредиентность, неподверженность внешним (в том числе и социально-средовым) влияниям.

    Против такой диагностики приводились соображения о том, что больной контактен, чувственно живой, довольно эмоционально адекватен, отвечает по существу на все задаваемые вопросы, у него нет никаких ассоциативных нарушений, нет кататонических и парапрактических проявлений, отсутствует такой основной шизофренический симптом, как прогредиентность. Нет и намека на гебоидность. Его неряшливость не является карикатурной, свойственной больным шизофренией, а является следствием недостаточного развития больного. Указывалось, что недостаточность критики нельзя считать типичной только для шизофрении. Отгороженность больного не такая, которая свойственна больным шизофренией: «Он интересуется кабинетными вопросами, потому что ему трудно устанавливать контакт с активной жизнью, действовать, но не потому, что это шизофрения, а из-за характерологических особенностей, которые не позволяют ему осуществлять настоящий контакт с действительностью». Бездеятельность у больного — не та, которая бывает при шизофреническом дефекте объясняется наличием эмоционально-волевых расстройств (больной разболтан, несобран) и трудностями трудоустройства. Кроме того, нельзя назвать полностью бездеятельным человека, который много читает, усваивает, приобретает знания.

    В пользу диагноза органически обусловленной психопатии или психопатоподобных изменений на основе резидуа органического поражения центральной нервной системы приводился ряд доводов. Указывалось, что больной перенес тяжелые инфекционные заболевания и сепсис в раннем детстве, вызвавшие некоторую задержку интеллектуального развития, речи, двигательную неловкость, в дальнейшем — изменения личности психопатоподобного характера, на формирование которых известное влияние оказали неправильное поведение психопатических родителей, «неполный дом». В связи с констатацией отсутствия самодвижения подчеркивалось, что «это не процесс, поражающий мозг, а это то, что поразило мозг и оставило какой-то след».

    В пользу этого же диагноза говорит и наличие некоторой регредиентности заболевания: ослабление интеллектуальной задержки, уменьшение ранее очень свойственных больному неопрятности и небрезгливости.

    Констатировать также микроневрологические знаки, в частности, стойкий нистагмоид, «который очень типичен для резидуальных состояний», выраженная атрофия подлопаточных мышц, изменения на глазном дне, ЭЭГ «органического типа» и диэнцефальные нарушения, особенности моторики.

    В психическом статусе отмечалось резкое обеднение интеллектуальных способностей больного, примитивность интересов, своеобразие мышления, массивные явления инфантилизма, психопатоподобные изменения характера, разболтанность и несобранность больного, его благодушие, отсутствие целенаправленности.

    Возражавшие против данного диагноза основывались на том, что не находили у больного изменений личности, интеллекта и памяти, а также данных, которые указывали бы на локальную патологию. Кроме того, здесь должна была бы иметь место критическая оценка своего состояния.

    В связи с тем, что у больного определялась известная дисгармоничность в развитии, некоторый инфантилизм, характерологические особенности, не позволявшие осуществить контакт с действительностью, некоторые участники семинара отдали предпочтение диагнозу психопатия.

    Другие же, не соглашаясь с этим диагнозом, указывали, что в данном случае симптоматика более грубая, массивная, тяжелая, нарастающая и утяжеляющаяся, чем это обычно бывает при психопатиях. Нет и отмечающейся при последних податливости внешним влияниям.

    Кроме того, указывалось, что в случаях, когда имеется резидуальная органика, лучше говорить не о психопатии, а о психопатоподобных проявлениях у лица, перенесшего то или иное органическое поражение головного мозга.

    В подтверждение диагноза олигофрении указывалось на общее недоразвитие организма больного, недоразвитие его мозга, вследствие токсического влияния на раннем этапе развития больного, что привело к интеллектуальному недоразвитию.

    К этому же диагнозу приводит, по мнению одного из участников семинара, и попытка более точного определения характера имеющегося органического синдрома, обнаруживающая отсутствие данных, которые указывали бы на локальную патологию. Кроме того, следует учитывать, что «дебил способен к очень большому развитию, но у него все чужое, а самостоятельного нет, то, что прочел — знает, а своего ничего. И так на каждом шагу он показывает, что нет собственного мышления, но есть большая начитанность. Инициативы и мышления у него нет». Указывалось также, что неадекватное поведение и некритичность больного зависят от его дебильности.

    Однако в связи с последним диагнозом было высказано замечание, что данные психологического обследования не находят у больного обязательной для дебила интеллектуальной недостаточности. В ряде областей он обладает достаточно широким кругом познаний, хотя и отвлеченных. Кроме того, указывалось, что «олигофрения — это диагностика, требующая диагностики».

    Основанием к констатации вялотекущей шизофрении на органической основе и пропфшизофрении считалось наличие в анамнезе больного родовой травмы и инфекций. Вместе с тем указывалось, что интеллект больного не очень пострадал и сам органический процесс выражен не очень грубо.

    В динамике развития больного отмечены определенные сдвиги. Если до 18-летнего возраста состояние больного укладывалось в понятие «общий дисгармонический инфантилизм», больной хотя и с трудом, но все же учился и проявлял интерес к некоторым занятиям, однако позже изменился, стал неряшлив, абсолютно бездеятелен, его не удавалось приспособить к какому-либо делу. Он стал по-другому относиться к матери, замкнулся, стал раздражителен. С этого же времени появился особый интерес к истории, археологии. В уродливой и грубой форме у него усилилась фиксация внимания на своих кишечных расстройствах, носившая характер навязчивости. Лишь в последнее время благодаря лечению психотропными средствами навязчивости были несколько снижены.

    В психическом состоянии больного отмечены диссоциация между интеллектуальными возможностями, эмоциональностью и поведением. При достаточно широких знаниях в области искусства, литературы и др. областях он не в состоянии освоить самую легкую работу, овладеть элементарными навыками. «Если говорить о статусе больного, речь идет прежде всего о психическом и физическом инфантилизме с изменением психики, которое можно сравнить с тем, что называли «высшим слабоумием», когда больной может рассуждать, с удовольствием рассуждает, интересуется самыми отвлеченными вопросами, а в жизни сделать ничего не может. Правда, здесь его изменения более грубые, слабоумие более грубое, ибо больной бездеятелен».

    Отмечающиеся у больного личностные изменения «очень напоминают, совпадают с тем, что мы обнаруживаем при юношеской, гебоидной шизофрении». Отмечалось, что установление давности процесса (с 18 лет?) в этом случае представляет известные трудности, ибо шизофрения, начавшаяся в детском или подростковом возрасте, приводит или к олигофрении, или к инфантилизму, а в данном наблюдении и то, и другое имело место и до 18 лет.

    По поводу диагноза пропфшизофрении было высказано замечание, что здесь нет катастрофического течения, которого следовало бы ожидать, нет выраженных гебефренических и кататонических проявлений.

    На это было указано, что клинические наблюдения не подтверждают полностью только такой тип течения пропфшизофрении. Она протекает чрезвычайно разнообразно по типу простой, гебоидной, тяжелой кататонической формы и даже парафрении.

    В оценке других наблюдений диагностика распадалась на шизофрению, с одной стороны, и, с другой;

    а) психопатии и неврозы,

    б) паранойяльные развития, паранойю и систематизированную парафрению,

    в) маниакально-депрессивный и экзогенные периодические психозы.

    Диагноз шизофрении или психопатии и неврозы ставился больным с невыраженными психическими нарушениями, некоторыми особенностями преморбида и отдельными ситуационными трудностями в жизни. Такая диагностическая оценка была высказана в отношении больных, представленных в наблюдениях 1, 3, 4, 10 и 11.

    Из числа больных этой группы демонстрировались двое- см. таблицу 3 и 4 (наблюдение 3 и 11 — таблицы даны ниже).

     

    Рассмотрим наблюдение № 3.

    www.psychiatry.ru

    СОМАТИЧЕСКИЙ — это… Что такое СОМАТИЧЕСКИЙ?

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — (от греч. soma тело). Телесный, касающийся тела. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОМАТИЧЕСКИЙ от греческ. soma, тело. Телесный, плотский, касающийся тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших …   Словарь иностранных слов русского языка

  • соматический — телесный Словарь русских синонимов. соматический прил., кол во синонимов: 3 • микросоматический (1) • …   Словарь синонимов

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — СОМАТИЧЕСКИЙ, ая, ое (спец.). Относящийся к телу человека. Соматическая больница (многопрофильная больница, занимающаяся лечением внутренних органов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — (от греч. soma, род. падеж somatos тело), телесный, относящийся к телу. С. мускулатура мускулатура тела. В генетике С. относящийся к клеткам тела (не к гаметам), напр. С. мутация. .(Источник: «Биологический энциклопедический словарь.» Гл. ред. М …   Биологический энциклопедический словарь

  • соматический — См. О антиген (Источник: «Словарь терминов микробиологии») …   Словарь микробиологии

  • Соматический — связанный с телом или частью тела организма. напр., соматические Аг бактерий это Аг, локализующиеся в клеточной стенке, цитоплазме и мембранах. По отношению к телу человека (животного) в медицине выделяют понятия: эписоматический и… …   Словарь микробиологии

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — относящийся к телу; соматические клетки все клетки, кроме половых. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • соматический — телесный, относящийся к телу: термин, применяемый для обозначения различных явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • СОМАТИЧЕСКИЙ — – телесный, относящийся к телу, в противоположность психическому, относящемуся к психике человека. В работе «Толкование сновидений» (1990) З. Фрейд использовал понятие «соматический» при рассмотрении различных источников сновидений. Он обратил… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Соматический — телесный. (Источник: Сексологический словарь) (от греч. soma, родит, падеж somatos тело), телесный, физический. (Источник: Словарь сексуальных терминов) телесный (Источник: Краткий словарь сексопатологических терминов) …   Сексологическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий