Соперничество примеры из жизни: учимся извлекать из этого выгоду

Соперничество в паре и как его избежать

14 637

Мужчина и женщина

Первые признаки духа соперничества появляются у ребенка в 5-6 лет и связаны с борьбой за родительскую любовь. Если родители время от времени отталкивают ребенка (например, когда он не слушается), он делает вывод: за любовь нужно бороться.

Ревность к братьям и сестрам тоже вызывает желание бороться, особенно если кто-то из родителей показывает, что любит младшего или старшего ребенка больше. Желание бороться возникает и когда родители сами показывают ребенку сильное стремление к конкуренции.

Будущая жажда к соперничеству в паре формируется у ребенка в конфликте с родителем противоположного пола. Так бывает, например, когда девочка хочет, чтобы мама развелась с папой или отчимом, когда папа выпивает, поднимает руку на дочь. В результате девочка хочет отодвинуть мужчину на второй план. Став взрослой, она выбирает именно такой сценарий отношений в семье. По той же схеме жажда соперничества с женщиной возникает у мальчика, который переживал серьезные конфликты с мамой.

Битва полов

Соперничество супругов чаще всего проявляется в желании доказать партнеру значимость своих достижений — в карьере и финансах, в авторитетности у друзей и детей, в личностных успехах. Такая модель поведения деструктивна и постепенно разрушает отношения.

Женщина может изначально выбирать в партнеры слабого мужчину, чтобы превосходить его внешне, интеллектуально, финансово и самоутверждаться за его счет. Демонстрируя мужчине свое превосходство, она занижает его мужское эго.

Мужчина, чтобы возвыситься на фоне женщины, критикует ее по любому поводу, сознательно не говорит комплиментов, не занимается домашними делами, давая понять, что это ее обязанность, ведь больше она ни на что не способна.

Союз двух лидеров часто превращается в ежедневное соревнование: на работе, дома, на кухне, в постели

Для женщины такое распределение ролей в семье не так разрушительно, как для мужчины, вынужденного оставаться в тени сильной супруги. Рано или поздно он устанет что-либо доказывать и либо уйдет к другой, которая будет его слушать, понимать, хвалить, либо ляжет на диван и совсем перестанет участвовать в жизни семьи.

Другая крайность — когда в отношения вступают два сильных и целеустремленных человека. Союз двух лидеров часто превращается в ежедневное соревнование: на работе, дома, на кухне, в постели. Ситуация усугубляется, если оба занимают руководящие должности.

Что делать?

1. Отношения всегда сотрудничество. Нужно учиться хвалить партнера, видеть его сильные стороны, советоваться с ним.

2. Партнеры должны поддерживать и радоваться, а не завидовать успехам друг друга. Если чувство зависти все же возникает, нужно пересмотреть то, чем вы занимаетесь: развивать сильные стороны, заниматься тем, что приносит удовольствие.

3. Мужчина и женщина создают пару, чтобы дополнять друг друга. Кто-то лучше в одном, кто-то в другом, и это нормально.

4. Важно учиться разговаривать друг с другом, сразу сообщать о том, что тревожит и задевает в поведении партнера. Возможно, он даже не замечает, что, возвращаясь из офиса домой, продолжает говорить на повышенных тонах и руководить.

Секрет длительных отношений в том, что в такой паре нет главного. Вклад обоих ценен и важен, а партнеры понимают, заботятся и поддерживают друг друга.

Текст:Яна ВерзунИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Дары предгорий Алтая: оздоровление и активный отдых на российском курорте

10 цитат Александра Лурии, которые помогут понять, что происходит в вашей голове

«Порой я зануда. Что сделать, чтобы люди ко мне тянулись?»

От влюбленности до паники: как и почему выставки влияют на наше психологическое здоровье

Видят во всем хорошее и предпочитают давать, а не брать: чем отличаются счастливые люди — 6 фактов

«С трудом проживаю каждый день: везде вижу микробов и боюсь начала апокалипсиса»

«Муж не хотел секса, и я предъявляла ему претензии. Он ушел. Как это пережить?»

«Красное вино полезно для секса»: так ли это на самом деле — выводы ученых

ПОЧЕМУ МЫ КОНКУРИРУЕМ И НУЖНО ЛИ НАМ СОПЕРНИЧАТЬ?

На самом деле тема конкуренции для большинства из нас очень болезненная. Правда, в жизни мы не очень прямолинейны и честны в признании этого факта. Даже больше, в обычной жизни мы используем более красивые и, тем не менее, более отвлекающие от проблемы слова – «успешность», «индивидуальность», «реализованная личность» и т.п. Благодаря новому кругу общения, личной психотерапии и непонятно откуда взятого желания всегда докапываться до сути, некоторая правда о конкуренции все же мне открылась. И я попробую поделиться той информацией, которую раздобыл. Не надо думать, что я здесь самый умный. Конечно же, большинство мыслей, о которых я скажу, не принадлежат мне лично. Но это как раз и не важно, поскольку мне интересно оперировать именно фактами и результатами реально проведенной научной работы, а не личными догадками, проекциями, сформированными в течении жизни стереотипами и концептами, коими и без меня полна ваша жизнь и ваше межличностное общение.

Откуда берется наше желание соперничать?

Итак, важный тезис: наша жизнь пронизана духом соперничества. Конечно же, очень бы хотелось обвинить во всем своих родителей. Но хотя их роль в этом действительно очень большая, делать виноватыми только их не получится. Поскольку их тоже так научили или, правильнее, сформировали – родители, люди, обстоятельства.

То есть родители не одни во всем виноваты. Ученый Дэвид Рисман указывал на то, что мы начинаем конкурировать и соперничать с другими в процессе воспитания. А воспитание это не только родители, но и те же учителя. Педагоги в школах выделяют наиболее успешных в учебе учеников, а тех, кто, по их мнению, не дотягивает, просто унижают. Кстати, в гештальт-терапии я услышал фразу о том, что мы реагируем на все своими травмами. Я это к тому, что и педагоги, и родители так поступают, поскольку продолжают конкурировать даже со своими детьми.

Надо отдать должное тому, что дети не очень то и хотят конкурировать ни с кем (понятно, я говорю о социальной конкуренции, а не об Эдиповом комплексе по Фрейду). Кстати, Терри Орлик обнаружил, что дети предпочитают игры, где нет победителей. Согласно его данным, две трети мальчиков и девочек в возрасте 10 лет охотнее играют в игры, в которых никто не проигрывает. И не любят игры, в которых определяют победителей и проигравших.

Ученых обычно мало кто слушает. Вот вам примеры из жизни в постоянной конкуренции…

В школе учащихся постоянно сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей и проигравших, вводят рейтинги, доски почета, куда попадают только «лучшие». Обученные в этой системе дети не могут дальше жить иначе и конкурируют, будучи взрослыми, но уже с другими взрослыми.

Супруги тоже постоянно соревнуются друг с другом. В том, кто зарабатывает больше денег, кто успешнее в карьере. Вы слышали о зависти между супругами? А зря, ведь она есть и достаточно часто. Жена завидует успешности мужа, который строит карьеру пока она сидит и «тупеет» с ребенком. Знакомо? А понимаете ли вы, что это одна из причин будущих разводов? Да и интимные отношения отягощаются тем, что близкие люди стремятся к победе друг над другом.

Смотрим глубже. Часто, чтобы повлиять на поведение своих детей, родители сравнивают друг с другом братьев и сестер. На фоне вечной борьбы между сиблингами за внимание родителей, использование таких приемов родителями может помешать их детям организоваться во взрослой жизни. Может оказаться смешным, но когда рождается ребенок, возникает новое соперничество — между отцом и матерью разгорается ожесточенная борьба за любовь ребенка. Вам знакома ситуация, когда женщина видит, как ребенок играет с отцом, и начинает винить мужа в том, что теперь не сможет успокоить ребенка и уложить спать?

Еще родители сравнивают своего ребенка с детьми друзей. Теперь и у родителей, и у ребенка развиваются тревога и неуверенность. Ведь родители забыли, что нет стандартов для развития ребенка и их ребенку не нужно быть лучше других. Ему хочется быть нужным родителям.

И кстати, трудоголики много работают часто именно из-за своего стремления к конкуренции, которая нужна им как воздух. Так их воспитали.

Что думают по поводу конкуренции психоаналитики?

Зигмунд Фрейд считал, что соперничество является основополагающим принципом нашего существования. Он утверждал, что человек является существом эгоистическим и, прежде всего, ищет удовольствий. Так что соперничество неустранимо, а мысль о нем закладывается уже в отношениях родителей и детей. Желание быть любимым приводит к бесконечной борьбе, кульминацией которой является Эдипов комплекс: отец рассматривается как соперник, а мать – как награда за победу. И наоборот.

Но так ли это?

Не уменьшая заслуг Фрейда, все же надо признать, что он был не во всем прав.

Неофрейдисты придерживаются иной концепции. Например, Карен Хорни доказала, что жажда соперничества и конкуренции является компенсацией неуверенности в себе и низкой самооценки.

Открытия в области психофизиологии и педагогики показывают, что лучшие результаты достигаются не в условиях конкуренции и не зависят от наличия соперника.

Ученый Стефан Джей Голд доводит, что процесс эволюции по своей структуре вообще не нуждается в таком принципе как соперничество. А Мортон Дойч еще в 1973 году указывал на нелогичность предположения о врожденной потребности человека побеждать.

Маргарет Мид убедительно показала, что первобытные общества, сохранившиеся до сих пор, отличает высокая способность и готовность к групповой деятельности, а не к конкуренции.

К чему на самом деле приводит конкуренция

Исследования вопроса конкуренции дали возможность собрать в одном месте несколько важных выводов.

1.Соперничество делает нас психологически более закрытыми. Желая выиграть в конкуренции, мы начинаем скрывать свои истинные чувства, мысли, эмоции.

2. Соперничество энергозатратно. Если во время работы мы стремимся доказать свое превосходство, то наше внимание раздваивается и на выполнение самого задания тратится меньше энергии.

3. Необходимость соперничать часто сдерживает нас в своих внешних проявлениях. Если у людей есть выбор, то обычно они избегают ситуаций, в которых присутствует элемент соперничества и возможность проиграть.

4. Мы соревнуемся в надежде разрешить глубоко скрытые сомнения в наших собственных возможностях и повысить самооценку. Но, к сожалению, победа над соперником формирует у человека иллюзию повышения своей самооценки, как в собственных глазах, так и в глазах других. Желание быть лучше – это компенсация отсутствующей уверенности в себе.

5. Соперничество нас обезличивает. Ведь соревнование существует, когда все признают одинаковые ценности и стремятся к одинаковым целям по одинаковым правилам. Как следствие, индивидуальность отодвигается на второй план, страдает и творческая активность. Именно творческая активность по сути своей предполагает неодинаковость людей, оригинальность их мыслей и готовность ставить под сомнение целесообразность уже принятых ранее решений.

6. Соперничество разжигает конфликты. Но интересно то, что в случае постоянной конкуренции мы имеем дело не с мужественными героями, а с осторожными, послушными людьми.

Именно в этом месте мы часто начинаем путать свою индивидуальность, называя ею свое желание постоянно конкурировать. Говоря о сегодняшнем обществе, мы говорим якобы о сообществе, где существует свобода индивидуальности. Но на самом деле это не так. Современное общество – это общество конкурирующих между собой травматиков, которые стараются спрятать свою неуверенность за иллюзорным образом победителя. Как утверждает Карен Хорни, конкуренция есть не только результат крайней формы индивидуализма в обществе, но и его первопричина.

Результат же таков: вместо того чтобы наслаждаться непохожестью друг на друга, люди продолжают соревноваться между собой.

«Соперничество» равно «Агрессия»?

Безусловно, соперничество является видом агрессии. И оно неизбежно приводит к враждебности.

Еще Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц полагали, что агрессия есть врожденное человеческое чувство. Но эта точка зрения не очень точна. Ведь когда мы наблюдаем за агрессивными отношениями других людей, наша агрессивность вовсе не уменьшается, а наоборот, мы учимся на их примере технике агрессивности. Так что наблюдение за агрессией, только повышает агрессию.

Бесчисленные исследования доказывают, что постоянные соревнования не делают детей дружелюбнее. Постоянное соперничество поддерживает внутри нас перманентное возбуждение. А разочарование или проигрыш могут приводить к тому, что проигравший начинает реагировать на него физической агрессией. Кстати неадекватные физические реакции возникают не только у потерпевшего поражение, но и у победителя. Причины этого, по мнению К.Фопеля предположительно лежат в том, что у всех без исключения опыт соперничества вызывает негативные эмоции – неуверенность, страх и изоляцию.

Соперничество, страх несостоятельности и зависть

Вступая в соперничество, мы стараемся компенсировать свой страх оказаться несостоятельным, проще говоря «неудачником». Но одновременно существует и другой страх – страх перед победой.

Психоаналитик Ролло Мей пришел к выводу, что соперничество является наиболее частой причиной страха в нашей культуре. Оно ослабляет связи между людьми и приводит к изоляции. Тот, кто постоянно находится в состоянии конкуренции с другими, чувствует себя одиноким.

Такие чувства, как зависть и пренебрежение, не проявляются у детей, у которых развивиты навыки кооперации. Ведь недаром говорят, что зависть во многом есть изобретение человеческого общества. Мы завидуем тому, чем обладает победитель, втайне желаем победителю поражения и одновременно культивируем в себе презрение к хроническим неудачникам.

Можно ли по-другому?

Ученые говорят, что мы делаем все, на что только способны, когда работаем увлеченно и с интересом. Это называют внутренней мотивацией. Но как показывают исследования, внешняя мотивация негативно воздействует на воодушевление и интерес к проблеме или заданию.

Дети любят игры. Игра же ценна сама по себе. Поэтому соперничество и игра являются противоречивыми понятиями. Во время игры речь не идет о конкретном продукте, как это бывает на работе. Игра не имеет иной цели, кроме себя самой. И только в этом случае она может быть спонтанной и творческой.

Психологи Дэвид и Роджер Джонсоны пишут, что в повседневной жизни мы охотнее признаем и поддерживаем именно принцип сотрудничества, поскольку совместная деятельность требует от нас меньшего внимания, чем деятельность, нацеленная на соревнование. Петр Кропоткин указал на то, что замена соперничества взаимной поддержкой способствует продолжению вида. А Эшли Монтегю доказал, что без совместной деятельности общество просто не смогло бы существовать и человек лишь постольку шел от одной ступени эволюции к другой, поскольку был нацелен на коллективную деятельность.

Вот почему мы испытываем положительные чувства и ценим деловые и личные качества тех людей, которые не вызывают нас на соревнование.

Почему нам нужна коллективная работа и сотрудничество?

Привычка и умение действовать в команде позволяет нам обходится без ощущения превосходства.

Коллективная работа означает нечто большее, чем просто способность действовать в группе. На практике это означает, что происходит не только обмен идеями, но и распределение ресурсов и обязанностей и, наконец, то, что каждый член группы распределяет ее успех. Я согласен с мнением, что в обществе должны постоянно создаваться новые возможности по внедрению сотрудничества с другими людьми.

И кстати. Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Когда речь идет о разных интересах и разных точках зрения, все сложности вполне разрешимы, если они не связываются с вопросами победы или поражения. «Конструктивные конфликты» не раздражают, а обучают, повышая обоюдный интерес партнеров. То есть, если две стороны спора получают удовольствие от принятого ими совместного решения и не важно, чья именно позиция была избрана как решение, с ними произойдет то, чего хочет большинство из нас – совместный рост и развитие без необходимости соперничать и быть победителем прячущим свою неполноценность.

06.01.2019 г.

 

примеров из жизни | Запрос в сообществе | Охват | Колледж науки и техники

Четыре совета девочек-скаутов внедрили учебную программу Inquiry in the Community (IC) и передовой опыт при нашей поддержке. Хотя у них было что-то общее, каждая организация добавила свою изюминку.

Девочки-скауты Центрального побережья Калифорнии (GSCCC)

Как и большинство наших советов, GSCCC использовал подход «обучение инструкторов». Они интегрировали учебную программу IC в свои существующие семинары для командиров отрядов, а затем научили свой корпус фасилитаторов семинаров, как проводить эти семинары. Поскольку их совет уделяет большое внимание однодневным мероприятиям для девочек, сотрудники позаботились о том, чтобы на их мероприятиях были представлены практики ИК (молодежное лидерство, экспериментальное обучение и в том числе научная деятельность), а затем научили других волонтеров мероприятий делать то же самое.

Что сделал GSCCC

  • Интегрировал учебную программу IC в существующие мастерские командиров отрядов
  • Профессиональное развитие (с использованием учебной программы IC) для членов, волонтеров, программ и персонала лагеря
  • Интегрировал семинар по ИК в собрание персонала, чтобы дать всем сотрудникам базовую информацию о трех процессах и других основных концепциях программы
  • Изучено, как они могут моделировать процессы IC в своих методах работы персонала
  • Вовлекли фасилитаторов семинаров, команды сервисных подразделений и сотрудников в стартовый уик-энд, где они прошли профессиональное развитие с использованием учебной программы IC и определили, как они могут использовать концепции и инструменты IC в своих ролях
  • Использование вдохновленных ИС занятий на крупных мероприятиях и в руководствах по занятиям

Девочки-скауты штата Мэн (GSME)

То, что другие советы девочек-скаутов сделали за несколько месяцев, GSME сделала за несколько недель. Интеграция учебного плана IC в существующие семинары? Проверять. Подход «тренируй инструктора»? Проверять. А затем они пригласили всех своих сотрудников принять участие в семинаре IC на собрании сотрудников, потому что они считали важным, чтобы все сотрудники — от объектов до бухгалтерии — понимали основы высококачественной программы.

Что сделал GSME:

  • Интегрировал учебную программу IC в существующие мастерские командиров отрядов
  • Координаторы семинаров ориентированы на пересмотренные семинары
  • Профессиональное развитие (с использованием учебной программы IC) для членов, волонтеров, программ и персонала лагеря
  • Интегрировал семинар по ИК в собрание персонала, чтобы дать всем сотрудникам базовую информацию о трех процессах и других основных концепциях программы
  • Учебная программа IC была включена в собрания сервисных подразделений, чтобы все добровольцы (а не только новые) быстро ознакомились с концепциями IC
  • Использование вдохновленных IC действий на крупных мероприятиях

 

Девочки-скауты Орегона и Юго-Западного Вашингтона (GSOSW)

GSOSW является доказательством того, что можно использовать IC в вашей программе, даже если текучесть кадров мешает вашей работе. После добавления учебной программы IC в свои семинары и проведения профессионального развития персонала и волонтеров на уровне поддержки, GSOSW претерпела кадровую реорганизацию. Чтобы их не разубедить, они продолжали находить способы двигаться вперед… и использовать IC в планировании своего будущего.

Что сделал GSOSW:

  • Интегрировал Запрос в сообществе учебный план в существующие семинары для командиров отрядов
  • Ориентирование инструкторов на пересмотренные семинары на ежегодной конференции инструкторов
  • Профессиональное развитие (с использованием учебной программы IC) для членов, волонтеров, программ и исполнительного персонала
  • Включен краткий семинар по ИК в летние тренинги группы обслуживания (для тех волонтеров, которые поддерживают подразделения обслуживания)

 

Девочки-скауты Западного Вашингтона (GSWW)

GSWW был первоначальным испытательным полигоном для IC и использовал многие инструменты и подходы IC. Как совет с большим количеством вспомогательного персонала и волонтеров, GSWW нашла как большие, так и малые способы реализации IC — с волонтерскими фасилитаторами семинаров, лагерями под руководством волонтеров и профессиональным развитием персонала) — и просто изменением действий, которые они разделяли на общественных фестивалях.

Что сделал GSWW:

  • Интеграция учебной программы IC в существующие семинары для командиров отрядов, как очные, так и онлайн
  • Направление фасилитаторов семинаров на пересмотренные семинары на ежегодной конференции фасилитаторов
  • Профессиональное развитие (с использованием учебной программы IC) для членов, волонтеров, программ и персонала лагеря
  • Учебная программа IC интегрирована в конференции для директоров добровольных дневных лагерей (около 40 лагерей) и руководителей лагерей для резидентов (7 лагерей)
  • Создание руководств для использования в дневных лагерях под руководством волонтеров
  • Использовалась учебная программа IC как часть обучения персонала лагеря для резидентов
  • Дизайн популярного стенда на крупномасштабном мероприятии (День EXPO Сиэтлского научного фестиваля) с использованием методов IC
  • Адаптированные действия IC в готовых наборах для рекрутинговых мероприятий

реальных примеров | Физическая активность

Реальные примеры удобных для занятий маршрутов к повседневным целям 
Дружественные маршруты Ежедневные направления
Реальный пример Дизайн уличных шаблонов и подключение Пешеходная инфраструктура Велосипедная инфраструктура Инфраструктура общественного транспорта и доступ Смешанное землепользование Повышенная плотность застройки Близость к местам назначения сообщества Доступ в парки и зоны отдыха
Город Эль-Пасо, штат Техас, создал пешеходный маршрут между районом Юнион-Плаза и районом искусств в центре города. Эти места культурной и экономической деятельности ранее были разделены закрытой автостоянкой, доступ к которой был запрещен для посетителей и пешеходов.
Район в Сент-Луисе, штат Миссури, снизил среднюю скорость транспортных средств, применив методы снижения интенсивности движения в оживленном районе, обслуживаемом четырьмя автобусными остановками. Это улучшило доступ к автобусам в течение дня, которые связывали жителей с местами назначения.
В Веслако, штат Техас, учащиеся, администрация школы и городской отдел общественных работ объединились, чтобы нарисовать новый пешеходный переход, который соединит школу с местным населением и окрестностями.
В Лос-Анджелесе, штат Калифорния, район Уоттс спроектировал центр для посетителей на вокзале в историческом здании, а также сеть пешеходных дорожек с паблик-артом, чтобы способствовать пешеходному движению между остановкой общественного транспорта метро и культурными объектами.
Совместно с мэром более 100 общественных волонтеров на Кубе, штат Нью-Мексико, построили или улучшили 9,5 миль троп с ландшафтным дизайном, включая тенистые деревья, скамейки, парковочные места и указатели. Каждая тропа привлекает разных пользователей — две тропы соединяют деревню с Национальным лесом Санта-Фе.
Город Эрнандо, штат Массачусетс, получил грантовое финансирование для восстановления старой дороги, соединяющей среднюю и старшую школы, которая была заблокирована в течение многих лет. Этот новый путь открыл безопасный путь в школу и позволяет большему количеству жителей использовать дорогу с новым покрытием.
В Атланте, штат Джорджия, Белтлайн превращает заброшенную железную дорогу в сочетание троп, парков, легкорельсового транспорта, жилых домов с высокой плотностью застройки и коммерческой застройки.

Добавить комментарий