что это, структура и функции, понятие и особенности общественного, примеры
Что такое сознание человека — понятие
Определение 1Сознание (философия) — это состояние психической жизни человека, которое выражается в субъективных переживаниях о событиях внешнего мира и жизни самого индивида, а также в его отчете об этих событиях.
Воспринимая что-то новое, вспоминая какое-либо событие, анализируя произведение искусства или реализовывая поставленную цель, вы можете не знать об условиях вашего психологического состояния. Чтобы быть о них в курсе, необходимо анализировать вашу психологическую жизнь и осуществлять внутреннее восприятие, осознанность.
Такая рефлексия позволяет ближе понять, что вы — сознание чего-то, в котором что-то осознается; восприятие, в котором что-то воспринимается, страх, который чего-то боится, и также про любовь к чему-то, ненависть и так далее.
Структура сознания, основные функции
Структура сознания состоит из пяти основных компонентов:
- Интеллект — это умственная способность, включающая возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться, учиться на основании опыта. Ядром интеллекта является система знаний.
- Мотивация — это некая сила, заставляющая людей действовать и добиваться поставленных целей. Ее основное свойство — подталкивать к успеху и упорно работать.
- Эмоционально-чувственная сфера — психическое отражение в виде субъективного переживания жизненного опыта, в основе которого лежат чувства, эмоциональные стрессы, аффекты и так далее.
- Волевая сфера — способность достигать желаемого, ставить перед собой цели, а также сознательно стремиться к осуществлению чего-либо.
- Самосознание — полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни, обществе.
В основные функции сознания входят следующие семь пунктов:
- Познавательная функция — возможность сознания формировать знания о действительности на основе материальной деятельности человека.
- Аккумулятивная функция — способность человека накапливать знания, добытые им самим или переданные ему обществом.
- Аксиологическая функция — возможность человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.
- Целенаправленность — одна из главнейших человеческих способностей иметь идеальное представление о результатах будущей деятельности.
- Творческая функция — достижение человеком индивидуальности в процессе познания многообразия социального и природного мира и созданием новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
- Коммуникативная функция — способность человека передавать и воспринимать определенную информацию с помощью разных средств коммуникации.
- Регулятивная функция — способность регулировать свое поведение и деятельность на основе учета и оценки различных факторов, а также общественного сознания.
Что понимается под общественным сознанием
Определение 2Общественное сознание — это сложная система идеальных форм, взглядов, мнений, теорий, принципов, в которых отражается общественное бытие. Общественное сознание отображает в духовной деятельности людей интересы, представления различных социальных групп, классов, наций и общества в целом.
ПримечаниеВажная отличительная черта общественного сознания — большая сложность его состава и структуры, делающая недостаточным его «одномерные» описания, осуществляемые по каким-либо отдельным признакам, основаниям. В каждый отдельный момент общественное сознание представляет собой внутренне противоречивое «смешанное» целое. В нем наряду с элементами, порождаемыми непосредственно данным обществом, в большом количестве присутствуют составляющие, имеющие традиционное происхождение, то есть достающиеся данному обществу от его предшественников «по наследству», а также элементы, заносимые в данное общество «со стороны», из других, современных ему, в том числе качественного отличающихся от него, обществ.
Типы сознания в психологии, примеры
В психологии различают пять типов сознания:
- Житейское формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий. Водители такси, как правило, хорошие житейские психологи, но только в рамках своей профессии. Дети — профессора психологии, с мамой он один, с отцом — другой, с бабушкой — совсем третий: в каждом конкретном случае ребенок хорошо знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Так или иначе, житейское сознание формируется в результате знаний и опыта, передаваемого нам от предшествующего поколения.
- Проектное охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности. Например, вы хотите детскую площадку во дворе дома. В голове появляется образ будущего — безопасная площадка с качелями, на которой играют счастливые дети. Здесь возникает проект, а вокруг него — люди. Чтобы появилась площадка, нужно обговорить вопрос с соседями, договориться с управляющей компанией, выбрать подрядчика, собрать деньги и проконтролировать установку. Управляя проектом, вы находитесь в середине системы и влияете на ее части. Именно от вас зависит конечный результат — будет детская площадка во дворе дома или нет.
- Научное опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует взаимосвязи объектов, а не их отдельные свойства. Например, научное сознание формирует мировоззрение человека, решает проблемы, встающие перед человечеством, строит будущее технического прогресса, а также помогает создавать прогнозы развития общества. В отличие от житейского сознания, научное предполагает продуманность, рациональность, осознанность.
- Эстетическое связано с процессом эмоционального (психологического) восприятия окружающей среды, мира. Сюда относятся концепция катарсиса, влияние произведения искусства на ваше самочувствие, а также чувства и эмоции к тому или иному произведению искусства, которые вы испытываете, когда, к примеру, умирает главный герой вашего любимого сериала или книги.
- Этическое определяет нравственные установки человека; помогает вести себя как социально одобряемая личность. Дружба, зло, добро, свобода, — все эти понятия имеют разные значения для каждого из нас, и, в зависимости от нашего трактования этих понятий, в повседневной жизни мы выбираем окружение, имеющее аналогичные взгляды на эти вещи.
На данный момент человеческое сознание продолжает развиваться, благодаря ускоренным темпам научно-технического, а также культурного прогресса.
Сознание
«Что первично: материя или сознание?» - именно так формулируется основной вопрос философии. Ответ на него — предмет многовековых споров. Ещё в 4 веке до нашей эры знаменитые философы античности - Платон и Аристотель — вели дискуссию по этому поводу. «Сознание определяет бытие, творит материю», — утверждал Платон. «Материя вечна, несотворима и неуничтожима», — заявлял Аристотель. Хотя он и был учеником Платона, но пойти на попятную в этом принципиальном споре не мог. «Платон мне друг, но истина дороже», — воскликнул он, и продолжал настаивать на своём.
Впрочем, подробнее о разногласиях между Платоном и Аристотелем и других философских спорах вы будете говорить отдельно. Давайте для начала разберёмся, что такое материя и что такое сознание.
Классическое определение
Объективная реальность — это то, что существует, независимо от нас. День сменяет ночь, после лета наступает осень, а затем зима.
Нравится нам это или не нравится, но это так. Мы можем как-то объяснять для себя причины этих явлений. Или никак не объяснять, просто принимать как данность. Мы, вообще, можем не знать о существовании каких-то вещей. Это не значит, что они не существуют. Долгое время люди даже не догадывались, что есть такая форма материи как электрическое поле. Или вот про микромир ничего не знали: о бактериях и вирусах.
Но всё это было. И оказывало влияние на жизнь людей. Вот это и есть объективная реальность.
Теперь о второй части определения: «данная нам в ощущениях». Всё материальное мы можем обнаружить с помощью наших органов чувств. Увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на язык. «Ага! — скажете вы. — Как это мы услышим или увидим электрическое поле или вирусы?» Да, наши органы чувств несовершенны. Диаметр большинства вирусов — от 20 до 300 нанометров. Нанометр — одна миллиардная часть метра. Если миллиметр поделить на миллион частей, как раз и получим этот самый нанометр. Увидеть существа размером в 20, ну, пусть в 300 миллионных долей миллиметра не в состоянии даже орёл с его острейшим зрением. И, тем не менее, русский биолог Дмитрий Иосифович
Когда мы обнаруживаем существование материи, в нашем мозгу формируется определённое представление о ней. Эти две вещи — материя и представления о ней — могут совпадать или не совпадать. То есть это разные вещи. Ну, вот например, представления о молниях. О том, что это такое, и почему они бывают. Наши предки-язычники считали, что это огненные стрелы, которые метают рассерженные боги. Сейчас мы знаем об их электрической природе.
Представления людей об объективной реальности — это их сознание. Сознание — субъективный образ объективного мира. Субъективный! Зависящий от человека. У одного один, у другого другой. У разных обществ в разные исторические периоды разный.
Выясняется ещё одна интересная вещь. Сознание бывает. Они тесно связаны друг с другом.
Писатели-фантасты говорят, что когда-нибудь человечество придёт к тому, что все индивидуальные сознания соединятся друг с другом в единое целое. Получится мировое сознание, обладающие неограниченными возможностями познания мира. А значит, и возможностями влиять на него.
На самом деле, такая возможность есть у каждого человека. Общественное сознание — совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек, нравов определённой социальной группы. Все мы воспринимаем их в процессе общения и взаимодействия с окружающими. Основным посредником в этом деле служит язык. С его помощью люди передают свои мысли и чувства.
Телепатически, конечно, проще. Это серьёзная проблема: выразить то, что ты думаешь, так, чтобы собеседник понял тебя адекватно. Сказал что-то не с той интонацией — и привет: тебя не поняли. Бывает, слова никак не подберёшь. А иногда нам просто не верят.
Индивидуальное сознание — это не только личный опыт соприкосновения с материей, с объективной реальностью. Это и влияние социального опыта, накопленного поколениями людей.
Именно благодаря этому происходит прогресс в общественном развитии. Исаак Ньютон прямо заявлял, что его открытия — законы механики и закон всемирного тяготения — не только его личная заслуга. «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов», — писал он другому известному физику
Но личный опыт каждого человека уникален. Индивидуальное сознание не совпадает полностью с общественным. Оно может даже противостоять общественному, вступать с ним в открытую борьбу. «На том стою, и не могу иначе», — заявил Мартин Лютер на Вормском съезде католических церковных иерархов в 1521 году. Это был его ответ на предложение отказаться от борьбы с Ватиканом, религиозным центром католического мира. Видите ли, он считал, что каждый христианин должен самостоятельно изучать Библию, а не доверять слепо её толкованиям. Пусть даже в роли толкователя выступает сам Римский Папа.
А сколько таких примеров в истории научной мысли! Когда кто-то из учёных брал на себя смелость опровергнуть укоренившиеся заблуждения. Или когда речь шла о новых идеях по поводу устройства общества.
Что представляет собой структура сознания?
Субъектом — активным действующим элементом является человек, социальная группа или общество в целом. Объект — то, что осознаётся субъектом. Сознание может быть направлено на две основные вещи. На внешний мир. То, о чём мы с вами говорили до сих пор: материя, окружающая действительность.
Когда речь идёт об осознании собственной деятельности, потребностей, мыслей, чувств, мы говорим о самосознании. Способность познать самого себя, придать смысл своей жизни — ещё одно уникальное свойство человека.
Самосознание — вещь достаточно сложная. Во-первых, очень трудно составить объективное, непредвзятое представление о самом себе. Личная заинтересованность сильно мешает. А во-вторых, уж больно сложный, многогранный объект!
«Я-желаемое» — образ, которому я хочу соответствовать, к которому стремлюсь, явно или тайно. Где-то внутри него прячется «Я-фантастическое» — каким бы я хотел стать, если бы всё было возможно.
«Я-идеальное» — каким я поставил себе целью стать.
«Я-ожидаемое» — каким, опять же, как мне кажется, меня хотят видеть окружающие люди, чего они от меня ждут. Может, и не этого ждут. Но я так думаю.
«Я-представляемое» — это та «маска», которую я надеваю для окружающих. То, каким я хотел бы выглядеть в их глазах.
На этом список возможных «Я» не заканчивается. Теперь вы представляете, какой объём работы необходимо совершить, осознавая самого себя?! Однако лишь на этой основе можно самосовершенствоваться, развивать свои способности. «Человек должен стать тем, кем он может стать», — утверждал Абрахам Маслоу. Но для начала необходимо понять, кем же я могу стать, и увидеть возможности для этого, и поверить в них.
Вадим Семёнович Ротенберг в книге «”Образ Я” и поведение» привёл один интересный пример. Добровольцу под гипнозом внушили, что он гениальный американский шахматист Пол Морфи, и предложили сыграть несколько партий с не менее гениальным гроссмейстером Михаилом Талем.
Поверив в это, испытуемый для начала запросил миллион долларов в качестве гонорара. Выдающиеся способности должны оцениваться выдающейся суммой. И играл он замечательно. Не как Пол Морфи, разумеется. Но, по мнению Михаила Таля, лучше, чем в своём обычном состоянии, раз в двадцать, а может быть, и более. Без гипноза доброволец робел, хорошо представляя, с шахматистом какого уровня он играет.
Сознание состоит из нескольких блоков: познавательные процессы, эмоциональные состояния и волевые процессы. К первому блоку можно отнести мышление, язык, речь, ощущения и представления человека. Ко второму - различные эмоции. Интерес, радость, удивление, горе, гнев, страх, стыд. А также состояния аффекта, стресса или фрустрации.
Аффект — сильное, сравнительно кратковременное эмоциональное напряжение. Вспышка, порыв, который захватывает человека и не даёт возможности действовать рационально, управлять собой, своими чувствами.
Стресс — ответная реакция на перенапряжение, на негативные эмоции. Он выражается в беспокойстве, подавленности, раздражительности. Если такое состояние будет сохраняться на протяжении длительного времени, из эмоциональной сферы напряжение может перейти в физиологическую. Человек может заболеть и даже умереть.
Фрустрация — состояние, вызываемое непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели. При этом не столь важно, существуют эти препятствия реально или только в нашем воображении.
К третьему блоку относят всё, что связано с принятием решений и волевыми усилиями, необходимыми для исполнения этих решений.
Сознание человека тесно связано с бессознательным или подсознанием. Это те психические процессы, которые не осознаются человеком. Его тайные мысли и желания, комплексы, автоматически выполняемые действия.
К бессознательному относят также интуицию и озарение. Об интуиции мы говорим, когда проникаем в суть чего-то без предварительного анализа. Мы просто знаем, что именно так и будет.
Озарение — внезапное видение пути решения проблемы. Когда готовое решение, как бы само по себе, всплывает перед внутренним зрением. Интуиция и озарение — неотъемлемая часть творческого процесса. Механизм их действия до конца не ясен, по крайней мере, пока.
Это то, что даёт нам огромное преимущество перед самой умной машиной. Создавая её, человек, при всём желании, не может вложить в искусственный интеллект ни интуицию, ни озарение.
Выделим основные черты, присущие сознанию.
Оно не существует в «чистом виде», не зависимо от его носителя. Сознание — субъективный образ объективного мира. Тот, который создаётся человеком или обществом. Но нужно иметь в виду, что в философии существуют и другие взгляды на эту проблему.
Сознание может быть направлено как на внешний мир, так и на самого его носителя. В этом случае мы говорим о самосознании.
Индивидуальное и общественное сознание тесно связаны между собой и влияют друг на друга.
Сознание активно. Осознав окружающий мир, человек получает возможность изменить его, приспособить к своим потребностям.
Наше сознание включает также воображение, фантазию. То есть оно может создать представления о том, чего не существует, и, возможно, никогда не будет существовать в реальном мире.
Сознание в одиночестве: действительно ли социальное взаимодействие является необходимым условием?
Введение
Недавно Cleeremans et al. (2020a) представили свой Самоорганизующийся метарепрезентативный отчет (СОМА) сознания. Теория объединяет многие другие точки зрения и точно рисует связную картину того, как система, подобная человеческому мозгу, может испытывать сознание. Однако в дополнение к SOMA Теория схемы внимания сознания (AST) также предоставляет отчет как о сознательном опыте, так и о том, как система приходит к выводу, что у нее есть сознательный опыт, путем объединения различных теорий (Graziano, 2016, 2019).). Несмотря на множество основных черт, общих для этих двух взглядов, здесь я хотел бы выделить потенциальную точку конфликта, которая, как я утверждаю, делает AST лучшим объяснением сознания, чем SOMA, по крайней мере, в его нынешнем виде.
Как сознание определяется в СОМА и AST
СОМА рассматривает сознание как сеть более высокого порядка, которая действует как наблюдатель информации первого порядка этой системы. Таким образом, система может быть чувствительна к своим внутренним состояниям. Клиреманс и др. перечислите три условия, от которых, по их мнению, зависело бы феноменальное осознание:
(i) наличие массивных ресурсов обработки информации, достаточно мощных для имитации определенных аспектов собственной физической основы и внутренней работы; (ii) работа постоянно обучающихся систем, которые пытаются предсказывать будущие состояния; и (iii) погружение в достаточно богатую социальную среду, в частности, среду, из которой можно построить модели себя. Какие организмы соответствуют этим критериям, очевидно, открытый и сложный эмпирический вопрос. (Клиреманс и др., 2020a, стр. 10)
Эта точка зрения, какой бы убедительной она ни казалась, противоречит эволюционному мышлению. Эта теория не только подразумевает, что только социальные животные с развитым мозгом могут обладать роскошью сознания, но также может привести некоторых к выводу о бинарной природе субъективного опыта [см. Overgaard and Kirkeby-Hinrup (2020), Cleeremans et al., 2020b].
В Теории схемы внимания сознания (AST) «феноменальный опыт» или «что это такое подобие» вызывается тем, что мозг моделирует собственное внимание. Грациано использует аналогию со схемой тела, чтобы доказать существование схемы внимания (Грациано, 2016; Грациано и др., 2020). Это основано на принципах теории контроля, согласно которым наличие модели чего-либо (в данном случае внимания) позволяет лучше контролировать это (Камачо и Бордонс Альба, 2004). Согласно AST, мы можем требовать сознания, используя наш языковой аппарат, когда информация в схеме внимания становится доступной для систем более высокого порядка в мозге (Graziano, 2020).
Дискуссия: Почему сознанию не нужна социальная «основа»
Cleeremans et al. (2020a) признают сложную и запутанную связь между теорией разума, перцептивным осознанием и самосознанием. Принимая во внимание эту взаимозависимую связь, они добавляют:
В этом свете социальный мир играет важную роль в порождении сознательного опыта, поскольку нечто особенное происходит, когда мы пытаемся построить модель внутренних, ненаблюдаемых состояний агентов, которые точно такие же, как мы сами. (Клиреманс и др., 2020a, стр. 9).-10)
При взгляде сверху вниз это прекрасное описание того, как социальный мир играет свою роль в порождении феноменального опыта в человеческом мозгу. Учитывая сложную взаимозависимость перцептивного осознания, самосознания и теории систем разума, а также учитывая, что все они играют свою роль в процессе сознания, социальный мир действительно играет важную роль в порождении нашего сложного феноменального опыта. Вопрос в том, что происходит в менее сложном мозгу, обладающем менее сложной версией вышеупомянутых систем? Являются ли эти сети (или аналогичные их версии) в равной степени требуется для порождения сознательного опыта в том смысле, что отсутствие одного из них устранило бы весь феноменальный опыт, или некоторые из них (например, теория сети разума) могли бы выполнять свою важную роль в основном за счет активности других, в том смысле, что в их отсутствие все равно оставался бы другой и, возможно, менее сложный феноменальный опыт? Это различие имеет решающее значение, учитывая, что если верно первое, то есть веские основания полагать, что многие животные не обладают сознанием, а просто сознательны. 0023 чувствительны к своему окружению, тогда как если последнее верно, то можно говорить о постепенном усложнении сознания в ходе эволюционной истории. Клиреманс и др. (2020b) действительно утверждают, что по крайней мере умеренная версия СОМА может быть совместима с сознанием животных; однако дальнейшая разработка в этой области должна быть плодотворной.
С эволюционной точки зрения можно утверждать, что модель «Я» может постепенно формироваться или выводиться , по основной причине обеспечения лучшего контроля над поведением организма, создавая «иллюзию пользователя» системы самой себе (Dennett, 2017; Hohwy and Michael, 2017). Точно так же может развиваться модель внимания, чтобы система лучше контролировала, как расходуются ее когнитивные ресурсы. С того момента, когда существует предковая версия каждой сети, если организм развивается в социальной среде, эти сети могут со временем облагаться налогом для дополнительных целей (т. Е. Присваивания черт и, в конечном итоге, сознания другим). Это предсказывает, что модель других перекрывается с моделью себя, и, кажется, согласуется с существованием таких состояний, как синестезия зеркального прикосновения, при которой человек получает тактильный субъективный опыт, просто наблюдая прикосновение к чужому телу (Banissy et al., 2011).
Ни одна из вышеупомянутых сетей (я и схема внимания), однако, не требует социальной среды для первоначального развития, поскольку они независимо друг от друга могут обеспечить эволюционные преимущества своему носителю. Однако нахождение в социальной среде на протяжении нескольких поколений может фактически влиять на то, как эти сети взаимодействуют и развиваются. Эта точка зрения допускает постепенное появление сознания, которое не требует социальной среды для начала и, следовательно, потенциально не исключает других животных от обладания феноменальным сознанием просто потому, что у них нет общей социальной истории, как у людей. Пока у системы есть внимание, она может извлечь выгоду из схемы внимания, а пока у нее есть схема внимания, она сознательна. Эта идея хорошо совместима с AST, которая не только объясняет сознание, но и обеспечивает его эволюционную основу (Graziano, 2019).).
В заключение, если мы хотим аргументировать функциональную роль сознания, объяснение феноменального опыта в AST кажется более скупым, тогда как объяснение SOMA, если оно включает социальность в качестве необходимого предварительного условия, кажется расходящимся с постепенным эволюционным взглядом. Обе концепции, однако, в конечном счете направлены на то, чтобы объяснить, почему мы думаем, что обладаем сознанием, а не принимать нашу «интуицию» субъективного опыта за чистую монету. Эту идею отстаивал Деннет (1993) и другие (Frankish, 2016) и может стать ключевым фактором, который приблизит нас на один шаг к научному описанию сознательного опыта.
Вклад авторов
Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.
Конфликт интересов
Автор заявляет, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Благодарности
Я хотел бы поблагодарить профессора Майкла Грациано и рецензента за ценные обсуждения и отзывы.
Ссылки
Banissy, M.J., Walsh, V.Z., and Muggleton, N.G. (2011). Синестезия зеркального прикосновения: случай ошибочного самомоделирования и аномалии островка. Познан. Неврологи. 2, 114–115. doi: 10.1080/17588928.2011.585232
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Камачо, Э. Ф., и Бордонс Альба, К. (2004). Упреждающее управление моделью. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Клиреманс А., Ачуи Д., Бони А., Кеунинкс Л., Мартин Дж. Р., Муньос-Молдес С. и Де Хиринг А. (2020a). Учимся быть сознательными. Тенденции Cogn. науч. 24, 112–123. doi: 10.1016/j.tics.2019.11.011
CrossRef Полный текст | Google Scholar
Клиреманс А., Ачуи Д., Бони А., Кеунинкс Л., Мартин Дж. Р., Муньос-Молдес С. и де Херинг А. (2020b). Нужно ли быть сознательным, чтобы научиться быть сознательным? Познание тенденций. науч. 25, 9–11. doi: 10.1016/j.tics.2020.10.002
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Деннет, округ Колумбия (1993). Объяснение сознания . Пингвин Великобритания. doi: 10.2307/2108259
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Деннет, округ Колумбия (2017). От бактерий к Баху и обратно: эволюция сознания . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company.
Google Scholar
Франкиш, К. (2016). Иллюзионизм как теория сознания. Дж. В сознании. Стад. 23, 11–39.
Google Scholar
Грациано, М.С. (2016). Сознание спроектировано. Дж. В сознании. Стад. 23, 98–115.
Google Scholar
Грациано, М.С. (2019). Переосмысление сознания: научная теория субъективного опыта . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company.
Google Scholar
Грациано, М. С. (2020). Сознание и схема внимания: почему это должно быть правильно. Познан. Нейропсихология . 37:3–4. doi: 10.1080/02643294.2020.1761782
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
Грациано М.С., Гутерстам А., Био Б.Дж. и Уилтерсон А.И. (2020). К стандартной модели сознания: согласование схемы внимания, глобального рабочего пространства, мышления высшего порядка и иллюзионистских теорий. Познан. Нейропсихология. 37, 155–172. doi: 10.1080/02643294.2019.1670630
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google
Хохви, Дж., и Майкл, Дж. (2017). Почему любое тело должно иметь самость? ПсиАрХив . doi: 10.31234/osf.io/fm4cr
Полный текст CrossRef | Google Scholar
Овергаард, М., и Киркеби-Хинруп, А. (2020). Является ли обучение когнитивной основой сознания? Моральные последствия SOMA. Тенденции Cogn. Наука . 25:8–9. doi: 10.1016/j.tics.2020.08.004
PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar
17 Задания и упражнения на самосознание (+ тест)
Насколько вы самосознательны?
С точки зрения психологии, самосознание часто определяется как способность заниматься каким-либо рефлексивным осознанием.
По мере того, как вы развиваете осознание себя, вы начинаете соединяться со своей собственной уникальной личностью. Когда вы сосредотачиваетесь на себе и начинаете оценивать свое текущее поведение по сравнению со своими внутренними стандартами и ценностями, вы начинаете осознавать себя и становитесь объективным оценщиком самого себя.
Существует множество упражнений и действий, которые вы можете выполнять для развития этого самосознания, от вопросов, которые вы можете задать себе, до простых упражнений.
В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих инструментов самосознания.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на самосострадание. Эти подробные, научно обоснованные упражнения не только помогут вам повысить уровень сострадания и доброты, которые вы проявляете к себе, но также дадут вам инструменты, которые помогут вашим клиентам, студентам или сотрудникам проявлять больше сострадания к самим себе.
Эта статья содержит:
- Что такое деятельность и упражнения по самосознанию?
- Общие методы самосознания
- 23 вопроса о самосознании, которые следует задать
- 2 занятия по самосознанию для взрослых
- 2 Тренировочные занятия по самопознанию для молодежи и студентов
- 3 занятия и упражнения по самосознанию для детей и малышей
- 4 Действия сотрудников на рабочем месте
- 2 рабочих листа по самосознанию (включая PDF)
- Можем ли мы измерить и проверить самосознание?
- 2 полезных теста
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое деятельность и упражнения по самосознанию?
Занятия и упражнения по самосознанию — это инструменты, которые могут помочь вам не только достичь своих целей, но и узнать, кто вы есть на глубинном уровне и чего вы хотите от жизни.
Чем больше вы будете «чистить луковицу» как таковую, тем больше вы узнаете, что скрывается под ней. Самопознание и самосовершенствование идут рука об руку.
Повышение самосознания может помочь вам понять свои желания, потребности и желания, а также свои сильные и слабые стороны.
Самосознание также является важным инструментом для достижения успеха. Эти внутренние психические процессы определяют, как вы себя ведете и как действуете. Когда вы становитесь более самосознательными, вы начинаете раскрывать эти разрушительные модели мышления и нездоровые привычки.
Распространенные техники самосознания
Существует множество техник, которые можно использовать для развития самосознания. Некоторые распространенные методы включают в себя:
- Медитация осознанности.
- Методы заземления и повторного подключения к Земле.
- Тайцзи, цигун или йога.
- Оценки силы, такие как тест на силу «Ценности в действии», Университет Пенсильвании.
- Ведение журнала.
- Наличие личного видения.
- Наблюдение за другими.
Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
23 Вопросы для самосознания
Хотя есть, вероятно, сотни вопросов, которые вы могли бы задать себе, с точки зрения самосознания, есть несколько особо выделяющихся.
Вопросы самосознания о ценностях и жизненных целях
- Как выглядит ваше идеальное «вы»?
- Какие у вас есть мечты и цели?
- Почему важны эти мечты или цели?
- Что удерживает вас от этих мечтаний или целей?
- Ранг 5-10 самых важных вещей в вашей жизни в вашей карьере, семье, отношениях и любви, деньгах и т. д.
- Теперь подумайте о том, сколько времени вы посвящаете каждой из этих вещей.
- Что бы вы посоветовали делать или не делать своим детям?
Вопросы самосознания личности
- Опишите себя тремя словами.
- Спросите себя, изменился ли ваш характер с детства.
- Ваш характер похож на любого из ваших родителей?
- Какими качествами вы больше всего восхищаетесь в себе?
- Какая твоя самая большая слабость?
- В чем твоя самая сильная сторона?
- Что тебя пугает?
- Вы принимаете решения логически или интуитивно?
- Как бы вы ответили на вопрос: «А что, если?».
Вопросы для самоанализа отношений
- Опишите свои идеальные интимные отношения.
- Насколько вы удовлетворены вашими нынешними отношениями?
- Кому бы вы позвонили, если бы вам осталось жить всего несколько минут? Что бы вы сказали?
- Кого ты любил больше всего?
- Из всех отношений, которые у вас были, опишите лучший момент.
- Опишите разрушительный момент с точки зрения отношений.
- Спросите себя, относитесь ли вы к себе лучше, чем к другим?
Эти вопросы заставят вас задуматься. Ответы на эти вопросы — мощный метод самопознания.
2 Занятия по самосознанию для взрослых
Осознанность и заземление — убедительные способы улучшить самосознание.
1. Медитация на осознанность
Основанная на методе снижения стресса на основе осознанности, созданном Джоном Кабат-Зинном, осознанность — это осознание, возникающее благодаря концентрации внимания на настоящем моменте без осуждения.
В медитации осознанности вы таким же образом учитесь сосредотачиваться на настоящем моменте.
Исследователи из Гарварда изучали осознанность и обнаружили, что она изменяет мозг у пациентов с депрессией. Исследования также показали некоторые фантастические преимущества практик разум-тело, такие как снижение артериального давления у гиперчувствительных пациентов после тренировки релаксации.
Научиться медитации осознанности относительно просто.
Вот отличная техника для начала:
- Найдите место, где вас никто не побеспокоит. Вы можете сидеть на стуле или на полу. Обязательно держите спину и шею прямо.
- В начале постарайтесь сосредоточиться на настоящем моменте. Не думайте о прошлом или будущем.
- Развивайте осознанность дыхания и сосредоточьтесь на ощущении воздуха, входящего и выходящего из вашего тела при вдохе и выдохе. Обратите внимание на то, как ваш живот поднимается и опускается, когда воздух входит в ваши ноздри и выходит изо рта. Обратите внимание, что каждое дыхание немного отличается.
- Замечайте каждую мысль, которая приходит и уходит. Вы даже можете назвать свои мысли. Если вы беспокоитесь, признайте это и отпустите. Не игнорируйте свои мысли, а записывайте их, используя дыхание как якорь.
- Если вам трудно сосредоточиться на настоящем моменте, снова сосредоточьтесь на дыхании и не будьте слишком строги к себе.
- Старайтесь сначала минуту или около того, а затем увеличивайте периоды времени.
2. Методы заземления
По словам доктора Сары Аллен, психотерапевта, заземление — это прекрасный способ быстро успокоиться, а также отличный инструмент для развития самосознания.
Заземление — это еще один термин, обозначающий связь с Землей и перенос вашего внимания на настоящий момент, подобно осознанности.
Один из простых методов заземления называется «Кресло заземления». (Allen, 2019)
- Найдите удобный стул, чтобы сесть, и закройте глаза. Убедитесь, что ваши ноги могут касаться пола.
- Начните вдыхать и выдыхать, считая до 3.
- Теперь сосредоточьтесь на своем теле. Обратите внимание на то, как себя чувствует ваше тело и как ощущаются ваши ноги и ступни. Обратите внимание на то, как ощущается ваша спина на стуле или поверхности. Обратите внимание на текстуру ткани и ощущения сиденья.
- Затем представьте, что ваши ноги упираются в землю. Представьте, как ваша энергия вытекает из вашего ума и уходит через ваши ноги в Землю.
- По мере того, как энергия покидает вашу голову, обратите внимание на то, насколько тяжелой становится каждая часть вашего тела, когда вы расслабляете эти мышцы.
- Почувствуйте, как это ощущение тяжести спускается по вашим ногам, проходит сквозь ступни и уходит в землю.
Вы можете выполнять ту же технику на улице, сняв обувь. Что-то неотразимое в таком соединении с Землей.
2 Занятия по самопознанию для молодежи и студентов
Существует множество увлекательных занятий по самопознанию для молодежи и студентов.
Одним из них является рабочий лист Sparks: Peer-to-Peer Interview. В основе этого упражнения лежит исследование увлечений, интересов и талантов ребенка, иначе называемых искрами.
В рабочем листе есть шесть простых вопросов, которые могут помочь кому-то углубиться в эти идеи.
- Что является одной из ваших искр (страстей, интересов, талантов)?
- Как вы узнали, что это одна из ваших искр?
- Что вы чувствуете, когда делаете свою искру?
- Подумайте о ком-то, кто действительно увлечен своей искрой/страстью. Опишите, что вы видите.
- Есть ли у вас искра чемпиона (взрослый, который помогает вам исследовать и развивать свои навыки самосознания)? Если да, опишите, как этот человек помогает вам.
- Ставите ли вы цели и планируете ли вы совершенствовать свою искру/талант? Если да, дайте мне пример.
Этот рабочий лист также доступен на веб-сайте actforyouth.net. Такого рода простые вопросы могут помочь кому-то определить и развить свои сильные стороны.
Другим замечательным ресурсом является рабочая тетрадь для самосознания для детей, доступная на веб-сайте known.org, посвященная проблемам обучения и внимания.
Рабочий лист самосознания содержит семь вопросов, которые могут помочь ребенку отстаивать свои интересы. Этот рабочий лист также можно выполнять вместе с ребенком, чтобы помочь ему осознать свои сильные и слабые стороны.
Вопросы: |
---|
1. Я силен в этих областях: . . . |
2. Борюсь с: . . . |
3. Больше всего в школе мне нравится: . . . |
4. Вот что делают для этого наиболее удобные для меня учителя: . . . |
5. Самая напряженная часть моего школьного дня это: . . . |
6. Мне нужна помощь с: . . . |
7. Когда мне нужна помощь, я могу попросить ее следующими способами: . . . |
3 Занятия и упражнения для развития самосознания для детей и малышей
Малышам и маленьким детям также полезно развивать самосознание.
Несмотря на то, что ребенок этого возраста не может полностью осознать себя, он знает, как создать мысленный образ в своем уме.
По мере развития их самосознания развивается и их самоидентификация. Для детей этого возраста самосознание больше связано с замечанием различий и открытием своего тела и эмоций.
Участие в мероприятиях, которые помогают поддерживать это, может в значительной степени помочь им учиться и расти.
1. Одинаковые и разные виды деятельности
Дети этого раннего возраста узнают сходства и различия, включая такие вещи, как цвет кожи и другие физические характеристики, которые отличают их от других.
Интересный способ сделать это — предложить детям примерить носки разного цвета или нейлоновые гольфы до колен, представляющие разные цвета кожи. Делая это, вы можете подчеркнуть красоту и уникальность всего разного цвета кожи.
По словам специалиста по вопросам детства Барбары Байлз, такое простое занятие может помочь ребенку научиться ценить свой цвет кожи и цвет кожи других людей.
2. Активность физического сознания
Физическое самосознание также расширяется с возрастом. Мероприятия по развитию — отличный способ способствовать этому. Занятия по развитию помогают маленькому ребенку лучше понять и принять свое развивающееся тело.
Такого рода ободряющие, позитивные, интерактивные действия по развитию могут быть очень полезными. Такие вещи, как повесить на стену таблицу роста и роста или попросить ребенка указать на различные части тела, глядя в зеркало, — это забавные занятия. Дети также могут нарисовать контур своего тела или рук и ног.
Этот вид деятельности может способствовать физическому осознанию и самопринятию маленького ребенка.
3. Самостоятельная деятельность
Обучение ответственности также можно рассматривать как деятельность по самосознанию. Маленькие дети часто разбрасывают игрушки по дому, не осознавая за это никакой ответственности.
Возложение на маленького ребенка ответственности за свои игрушки или имущество в веселой и интерактивной форме может иметь большое значение для обучения его необходимым навыкам.
По словам детского воспитателя Джин Уоррен, этот вид деятельности также может помочь маленькому ребенку достичь самоуважения и групповой идентичности.
Эти и другие мероприятия доступны на веб-сайте healthfully.com.
4 Действия сотрудников на рабочем месте
Дэниел Гоулман, психолог, специализирующийся на самосознании и эмоциональном интеллекте, предполагает, что люди с сильным чувством самосознания обычно более уверены в себе и более реалистично оценивают себя.
Некоторые действия, которые могут помочь улучшить самосознание, включают в себя тренировку того, как вы себя чувствуете в течение дня, рассмотрение того, как ваши негативные эмоции влияют на других, размышление о том, как вы можете лучше управлять своими эмоциями, а также честный взгляд на свои сильные и слабые стороны.
По словам Гоулмана, важно понимать, что эмоции могут быть мимолетными, и они не должны быть основой для принятия решений или общения.
По мере того, как вы задумываетесь о том, как ваши негативные эмоции влияют на других, например, на вашего начальника или коллег, вы также начинаете понимать, какое негативное влияние оказывают такие эмоции, как гнев, ревность или разочарование. Развитие самосознания может помочь вам признать последствия и последствия такого поведения.
Умение лучше управлять своими эмоциями также может иметь большое значение. Это может помочь вам избежать рефлекторных реакций или слов, которые вы не имеете в виду.
Все это требует честного взгляда на свои сильные и слабые стороны. Вы можете сделать это, просматривая прошлые обзоры производительности или запрашивая отзывы у кого-то, кому вы доверяете, например, у ваших коллег или у вашего босса. Когда вы сделаете это, вы сможете активно работать над улучшением этих слабых мест.
2 Рабочие листы самосознания (включая PDF)
Анкета Пруста — забавная игра, которая раньше использовалась как салонная игра.
Анкета содержит 35 вопросов, которые ведут человека к самопознанию и могут рассматриваться как увлекательный способ лучше понять себя.
Например, вопросы включают:
- Какую черту вы больше всего осуждаете в себе?
- Что вы считаете самой низкой глубиной страдания?
- Кто ваши герои в реальной жизни?
- О чем вы больше всего сожалеете?
Эти вопросы могут помочь развить самосознание и укрепить системы защиты от вредных мыслей, чувств и поведения.
Рабочий лист «Постановка ценных целей» — еще один полезный инструмент, помогающий человеку определить, чего он хочет от жизни, исходя из личных ценностей.
Использование этого типа инструментов также может помочь мотивировать тех, кто испытывает трудности в жизни. Определение целей может помочь кому-то лучше осознать себя, поскольку они начинают понимать, что потребуется для достижения этой цели.
Читателю предлагается задуматься о личных ценностях с помощью таких вопросов, как:
- Что вы считаете самым важным в жизни?
- Что заряжает вас энергией?
- Что делает вас самым счастливым, наиболее удовлетворенным и наиболее реализованным?
Тест на румяна (тест на самопознание) – Герт Штиниссен
youtube.com/embed/M2I0kwSua44?feature=oembed&enablejsapi=1&origin=https://positivepsychology.com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>Можем ли мы измерить и проверить самосознание?
Диспозиционное самосознание можно концептуализировать по-разному, включая понимание, размышление, размышление и внимательность. (Саттон, 2016)
Согласно исследованию, самосознание обычно связано с позитивным психологическим благополучием с различными последствиями.
Самосознание обычно определяется как степень осознания человеком своего внутреннего состояния, а также своих взаимоотношений или взаимодействий с другими. (Саттон, 2016).
Эту идею можно далее разбить на ситуативное самосознание и диспозиционное самосознание.
Ситуационное самосознание — это автоматический процесс, который помогает вам узнать, где вы находитесь и что вы можете сделать. Это позволяет вам сравнивать ваши текущие действия с вашими внутренними стандартами, помогая вам предвидеть, нужно ли вам внести какие-либо коррективы. (Сильва и Дюваль, 2001).
Диспозиционное самосознание, с другой стороны, является склонностью человека сосредотачиваться и размышлять о своих собственных психологических процессах, а также о своем субъективном опыте и отношениях с другими. (Fenigstein et al., 1975)
Фенигштейн также разбивает эту концепцию дальше, проводя различие между общественным и частным самосознанием. Публичное самосознание связано с тем, как мы представляемся другим, тогда как личное самосознание больше связано с развитием осознания нашего внутреннего состояния.
Одним из инструментов для измерения личного самосознания является Шкала саморефлексии и понимания или SRIS (Grant, Franklin, & Langford, 2002)
Эта шкала была разработана как мера личного самосознания, которая оценивает внутреннее состояние осознания или понимания отдельно от саморефлексии.
Саморефлексия относится к степени, в которой человек оценивает и обращает внимание на свое внутреннее состояние, где понимание больше связано с ясностью понимания.
Развивая показатели самосознания, мы можем продолжать расширять наше осознание в этих областях.
2 Полезные тесты
Личностный тест DISC предназначен не только для того, чтобы помочь вам лучше понять себя, но и для того, чтобы повысить ваш личный и профессиональный успех.
Тест определяет ваш тип личности DISC:
- Доминирование
- Влияние
- Устойчивость
- Соответствие
Это поможет вам лучше предсказать свое поведение по отношению к другим, а также те вещи, которые вы делаете каждый день.
Тест содержит 28 групп по четыре утверждения. На вопросы нужно отвечать честно и спонтанно. Выполнение теста занимает всего от 5 до 10 минут.
Вот некоторые из вопросов:
- Люди уважают меня.
- Я склонен быть добрым человеком.
- Я принимаю жизнь такой, какая она есть.
- Люди говорят, что у меня сильный характер.
Идея состоит в том, чтобы изучить все описания в каждой группе из четырех и выбрать то, которое лучше всего описывает вас.
Вы также можете изучить три оставшихся варианта и решить, какое из описаний кажется вам наименее похожим на вас.
Полная версия теста доступна на сайте 123test.com.
Тест личности Юнга может помочь вам изучить такие вещи, как то, как вы думаете, как вы принимаете решения и как вы взаимодействуете с другими.
Тест также поможет вам выяснить, являетесь ли вы интровертом или экстравертом. Тест похож на модель типа Майерс-Бриггс, первоначально разработанную Кэтрин Кук Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс Майерс.
Тест личности Юнга может помочь ответить на следующие вопросы:
- Каков ваш тип личности?
- Какие у вас типы Юнга?
- Как ваш тип подходит для определенных видов работ?
Тест Юнга был разработан Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психиатром и основоположником юнгианской психологии, которая разбивает личность на четыре архетипа:
- Персона
- Анима/Анимус
- Тень
- Самость
В личностном тесте Юнга 60 вариантов ответа. Участники выбирают утверждение, которое лучше всего их описывает.
Важная информация
Самосознание жизненно важно как для личного, так и для профессионального успеха. Когда вы осознаете себя, вы можете выбрать, на чем сосредоточить свои эмоции, свою энергию и свою личность, чтобы лучше управлять ходом своей жизни.
Самосознание помогает вам лучше осознавать свои мысли и эмоции и то, как эти вещи определяют вашу жизнь.
Лучший способ постоянно развивать самосознание — научиться смотреть на себя объективно и пытаться видеть себя так, как другие видят или воспринимают вас. Чем больше вы осознаете себя, тем больше вы можете улучшить и внести изменения в свою жизнь.
Если вам понравилась эта тема, для дальнейшего чтения мы поделимся небольшой подборкой из 10 лучших книг по самосознанию и изучим преимущества самосознания согласно науке.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения на самосострадание.
- 23 наводящих на размышления вопроса для повышения самосознания. (2019, 17 февраля). Получено с https://ourmindfullife.com/23-self-awareness-questions/
- Аллен, С. (2019, 13 февраля). 7 простых техник заземления для быстрого успокоения . Получено с https://drsarahallen.com/7-ways-to-calm/
- Бхасин, М. К., Деннингер, Дж. В., Хаффман, Дж. К., Джозеф, М. Г., Найлс, Х., Чад-Фридман, Э., … Либерманн, Т. А. (2018, май). Специфические изменения транскриптома, связанные со снижением артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией после тренировки релаксационной реакции . Получено с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29616846 .
- Давенпорт, Б. (12 марта 2019 г.) Эмоциональный интеллект на рабочем месте . Получено с https://livebolandbloom.com/02/self-awareness-2/emotional-intelligence-workplace .
- Фенигштейн А., Шайер М.Ф., Басс А.Х. (1975). Общественное и частное самосознание: оценка и теория. Журнал консультирования и клинической психологии , 43 (4), 522–527.
- Грант А.М., Франклин Дж., Лэнгфорд П. (2002). Шкала саморефлексии и понимания: новая мера личного самосознания. Социальное поведение и личность , 30 (8), 821–835.
- Джеффри, С. (2019, 20 апреля). 15 Занятия по самосознанию и упражнения для развития эмоционального интеллекта . Получено с https://scottjeffrey.com/self-awareness-activities-exercises/
- Джонстон, Дж. (2019, 10 января). Занятия для детей дошкольного возраста по самопознанию . Получено с https://healthfully.com/512350-activities-for-preschool-age-children-about-self-awareness.html
- Нгуен. (2016, 11 января). 12 упражнений на самосознание, способствующих успеху . Получено с https://www.entrepreneur.com/article/254669 .
- Пауэлл, А. (2018, 27 августа). Исследователи из Гарварда изучают, как осознанность может изменить мозг пациентов с депрессией . Получено с https://news.harvard.edu/gazette/story/2018/04/harvard-researchers-study-how-mindfulness-may-change-the-brain-in-depressed-patients/ .