Спилбергер-Ханин. Тревожность
Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)
Назначение тестаОпределенный уровеньтревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностьюпонимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойство, и как состояние.
Тестовый материалШкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | 2 | 3 | 4 |
Я спокоен
Мне ничто не угрожает
Я нахожусь в напряжении
Я внутренне скован
Я чувствую себя свободно
Я расстроен
Меня волнуют возможные неудачи
Я ощущаю душевный покой
Я встревожен
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
Я уверен в себе
Я нервничаю
Я не нахожу себе места
Я взвинчен
Я не чувствую скованности, напряжения
Я доволен
Я озабочен
Я слишком возбужден и мне не по себе
Мне радостно
Мне приятно
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция.
Никогда
Почти никогда
Часто
Почти всегда
2
3
4
У меня бывает приподнятое настроение
Я бываю раздражительным
Я легко расстраиваюсь
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
Я чувствую прилив сил и желание работать
Я спокоен, хладнокровен и собран
Меня тревожат возможные трудности
Я слишком переживаю из-за пустяков
Я бываю вполне счастлив
Я все принимаю близко к сердцу
Мне не хватает уверенности в себе
Я чувствую себя беззащитным
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
У меня бывает хандра
Я бываю доволен
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
СТ | Ответы | ЛТ | Ответы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | №№ | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 4 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
При анализе результатов самооценки тревожности надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов – низкая,
31 – 44 балла – умеренная;
45 и более – высокая.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Источник. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126.4
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности) | Тест по психологии по теме:
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)
В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.
Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.
Тревожность– склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).
Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилберга и Ханина, а также методика Тейлора.
Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний (Зунге, В.А. Жмурова), методики диагностики стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмса и Раге), уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассермана), уровня субъективного контроля (Дж. Роттера) и др.
Для наиболее полного представления об особенностях эмоциональной сферы и психических состояний индивида используется комплекс психодиагностических методов: как основанные на самооценки состояний, так и проективные методики.
Методики Ч.Спилберга
Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.
Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.
При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).
Результаты подсчитываются по ключу.
Обработка и интерпретация результатов:
до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.
В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.
Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:
«Я испытываю удовольствие»,
«Я очень быстро устаю»,
«Я вполне счастлив» и др.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
Шкалы ситуативной и личностной тревожности можно использовать в консультативной практике, при оценке результатов коррекции эмоциональных состояний, оценке динамики эмоциональных состояний у работников и т. д.
Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Бланк суждений
№ | Суждение | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ни что не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбуждён, мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
21 | У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я всё принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности
Номер суждения | Ситуационная тревожность (ответы) | Номер суждения | Личностная тревожность (ответы) | ||||||
1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 3 | 2 | 1 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 3 | 2 | 1 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 3 | 2 | 1 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 3 | 2 | 1 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 3 | 2 | 1 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 3 | 2 | 1 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Стивен Спилберг
«В поисках утраченного ковчега» выходит ограниченный перевыпуск в кинотеатрах
Первый фильм об Индиане Джонсе вернется на большой экран — но только на два дня! Узнайте, когда, а также оглянитесь на предыдущие театральные показы классического приключения, а также на его заметные появления в домашнем видео и на телевидении.
Фильмы и сериалы об Индиане Джонсе появятся на Disney+
В преддверии выхода нового фильма об Индиане Джонсе вы скоро сможете посмотреть все четыре предыдущих фильма об Индиане, а также сериал ABC начала 90-х «Молодой Индиана Джонс» на Disney+. .
С Днем Питера Пэна: празднуйте волшебство!
Узнайте об истории Питера Пэна, поскольку вышел новейший игровой фильм Disney+.
Поймай классику: великие режиссеры Warner Bros.
Месячное празднование TCM столетия Warner Bros. продолжается еще одним вечером названий от легендарных режиссеров, которые снимали фильмы для Warner.
Макс дебютирует в тизере, устанавливает премьеру анимационного сериала-приквела «Гремлины»
Приключение для всей семьи день запуска расширенного потокового сервиса от Warner Bros. Discovery.
Let Us Love You, Chaka Khan: Королеве фанка исполняется 70 лет!
Поздравляем с днем рождения, Чака Кхан! Это все, что мы хотим сделать!
Проверьте свои знания о звездах 80-х и 90-х годов на церемонии вручения премии «Оскар» 2023 года
В преддверии вручения премии «Оскар» проверьте свои знания о звездах 80-х и 90-х годов, чтобы получить эту награду год.
13 телевизионных тем, написанных маэстро кино Джоном Уильямсом
В этом году он получил свою 53-ю номинацию на «Оскар» за музыку Fabelmans , но легендарный композитор для большого экрана также создал памятные телевизионные темы, в том числе Lost in Space , Отличные выступления и Воскресный вечерний футбол .
Стивен Спилберг на маленьком экране
Режиссер, который может получить свой третий режиссерский Оскар за The Fabelmans сделал легендарную карьеру в кино, но не стоит недооценивать его влияние на телевидение.
«2001: Космическая одиссея» и другие научно-фантастические фильмы в программе TCM «31 день Оскара»
7 ), Машина времени (1960), Луна назначения (1950) и Запретная планета (1956).
Как «Фабельманы» собрали воедино детство Стивена Спилберга с редакторами Майклом Каном и Сарой Брошар
Версия этой истории о монтажерах фильмов Майкле Кане и Саре Брошар впервые появилась в выпуске «Под чертой» журнала наград TheWrap.
Когда Майкл Кан говорит: «О, Стив всегда любил негативы», он знает, о чем говорит.
В возрасте 92 лет Кан занимался монтажом фильмов Стивена Спилберга, начиная с «Близких контактов третьей степени» 1977 года — более 30 фильмов за 45 лет, включая новый полуавтобиографический фильм Спилберга «Фабельманы», в котором искусство редактирования фильмов старой школы изображено с реальными деталями и большой любовью.
«Ему нравится его внешний вид, ощущение и запах», — сказал Кан, снимавший фильм вместе с Сарой Брошар. «Мы были одними из последних противников (перехода на цифровое редактирование) в Голливуде. Стив пурист, и использование настоящего фильма всегда было для него частью удовольствия».
Читайте также:
Звезда сериала «Фабельманы» Габриэль Лабелль о роли Стивена Спилберга и о том, как он «избалован» приятное признание она испытала, работая над эпизодом, в котором кинорежиссер-подросток Сэмми Фейбельман (Габриэль Лабелль) сращивает, склеивает и приклеивает ленты целлулоида в своей спальне. В процессе Сэмми обнаруживает секрет, связанный с его матерью, в его 8-миллиметровой записи похода.
«Что мне нравится, так это то, что Сэмми скучает и зевает, прокручивая отснятый материал», — сказал Брошар. «Затем он делает свое открытие, и оно действительно точно отражает нашу работу. Иногда мы просто смотрим ежедневные газеты, но потом обнаруживаем что-то в кадрах. И эти открытия в нашей работе меняют все».
В другом саморефлексивном повороте Спилберг попросил своих редакторов намеренно небрежно обрезать определенные кадры. В данном случае это было собственное кинематографическое воссоздание Сэмми крушения поезда в «Величайшем шоу на Земле» Сесила Б. Демилля, сделанное с помощью игрушечных моделей.
Читайте также:
Обзор фильма «Фабельманы»: «Сладкий кусочек воспоминаний» Стивена Спилберга набирает обороты по мере продвижения
«Стивен сказал: «Вырежьте этот фильм очень плохо, потому что это был первый фильм, который я снял». — вспоминал Брошар. «Но это забавно, потому что кадры складываются естественным образом. Мы пытались разрезать его по-разному, но это было не так уж сложно».
Кан согласился. «Сцена крушения модели поезда была одной из самых простых для вырезания сцен, — сказал он. «Кадры были все там. Стив знал, что ему нужно [в кадрах], даже когда он был ребенком».
Кан получил Оскар за фильмы «В поисках утраченного ковчега», «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана». Его три победы знаменуют собой рекорд Академии по монтажу фильмов, такой же, как у редактора Скорсезе Тельмы Шунмейкер. (Кан и Скунмейкер также делят наибольшее количество номинаций — восемь). Но, несмотря на свой богатый опыт, Кан считает, что «каждый фильм — это новый опыт», поэтому они с Брошаром не стали пересматривать творчество Спилберга, чтобы внести в монтаж спилберговские штрихи.
Читайте также:
От «Кита» до «Вавилона»: как художники-постановщики создавали силу и эмоции, используя отдельные места
«Любые ссылки на его более ранние работы в этом фильме исходят из его гениальной головы», — сказал Кан. Редактор улыбнулся, когда признал: «Хотя, когда дети на велосипедах выезжают из-за угла, это действительно напомнило мне «Инопланетянина»» (кстати, этот классический фильм 1982 года — один из немногих фильмов Спилберга, которые Кан не монтировал; он был слишком занят на спродюсированном Спилбергом «Полтергейсте».)
Как и во всех фильмах Спилберга, монтажеры приступили к работе, как только включились камеры. «Мы редактируем во время съемки, — сказал Брошар.