Спилбергера ханина: Недопустимое название — Psylab.info

Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и Дж. Тейлор

Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и Дж. Тейлор
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Ю.А. Зайцев, А.А. Хван (Зайцев Ю.А., Хван А.А. Стандартизация методик диагностики тревожности Ч. Спилберге ра — Ю. Ханина и Дж. Тейлор // Психологическая диагностика. — 2011. — №3. — С. 19-34.)

В последние годы внимание практических психологов, психотерапевтов, школьных психологов все больше привлекает проблема тревожности в детском и подростковом возрасте. Уровень тревожности современных детей и подростков находится на довольно высоком уровне, часто приводя к формированию и закреплению эмоциональных расстройств. Большинство авторов, исследовавших проблему тревожности и связанных с ней эмоциональных расстройств, придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения у детей не проходят бесследно, проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни [8, 10, 15].

Так, при хронической тревожности человек постоянно находится в напряженном ожидании, легко пугается, всегда серьезен и озабочен. Общение у тревожных людей избирательное, эмоционально неровное, затрудняются контакты с незнакомыми людьми.

Общепризнанным является представление, что тревога — это некое эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, угрозы. Физиологические, психологические и поведенческие проявления данного состояния весьма разнообразны. Психологически состояние тревоги проявляется, как правило, в виде субъективно неприятных, диффузных ощущений, предчувствия какой-либо опасности, ощущением беспомощности, неуверенностью в себе; физиологически — ощущением пустоты в подложечной области, чувством стеснения в груди, сердцебиением, потливостью, дрожью. Поведенческие проявления могут быть как в виде возбуждения с хаотической деятельностью, так и в виде апатии с отказом от какой-либо деятельности. В когнитивном аспекте тревога проявляет себя в виде затруднений, связанных с выбором действий в той или иной ситуации и неуверенностью в отношении будущего.


Тревога может рассматриваться как патологическая, если препятствует эффективной деятельности, достижению желаемых целей, удовлетворению или эмоциональному комфорту [5]. В широком смысле слова тревога рассматривается как форма адаптации организма в условиях острого или хронического стресса.
С тем, что тревожность играет важную роль в развитии личности, согласны все исследователи данной проблемы, а что касается регулирующей функции тревожности, однозначной интерпретации в литературе нет. И.В. Имедадзе [7] отмечает, что всем людям присущи черты тревожности. Различия заключаются лишь в степени их выраженности. Если высокий уровень говорит о дискомфорте человека в окружающем его социуме, то низкий — необходим для нормального приспособления к среде. По мнению Г.Ш. Габдреевой [4], низкий уровень тревожности, так же как и высокий, не является оптимальным для психологического комфорта. Он свидетельствует о нарушении психического самоуправления (низкотревожные субъекты эгоцентричны, чаще имеют завышенную самооценку).

На существование адекватной и неадекватной тревожности указывает и А.М. Прихожан [15]. Опираясь на теоретические положения Л.И. Божович [2] о тревожности как переживании неудовлетворенных ведущих потребностей личности, А.М. Прихожан описывает адекватную (отражающую объективное отсутствие условий удовлетворения той или иной потребности) и неадекватную (при наличии таких условий) тревожность. Только в последнем случае можно говорить о тревожности как устойчивой функциональной структуре эмоциональной сферы.
Различают «общую» и «специфическую, частную» тревожность [2, 6, 11, 15, 19]. Общая тревожность проявляется как склонность, предрасположенность к состоянию тревожности в различных ситуациях, объективно не являющимися угрожающими. К «специфическим тревогам» относят школьную тревожность, тревожность общения, экзаменационную и т.д., то есть виды тревожности, выделяемые по сферам проявления.
Обучение в школе часто является для учащихся ситуацией хронического стресса. Следует отметить, что в последние годы стрессогенность школьного обучения многократно возрастает.
Это связано и с увеличением учебной нагрузки и с различными социальными факторами, косвенно и напрямую влияющими на эмоциональное состояние школьников. Очередную лепту в повышение уровня стресса внесло введение единого государственного экзамена и итоговой государственной аттестации. В большинстве школ подготовка к сдаче единого государственного экзамена начинается с пятого — шестого классов, что приводит к резкому повышению и закреплению уровня тревожности среди школьников.
Другим проявлением психологического неблагополучия в ситуации хронического стресса становится появление школьников с феноменом «неадекватного спокойствия» — почти полным отсутствием тревожности, вне зависимости от реальной ситуации [15]. «Неадекватное спокойствие» приводит к формированию апатичности, отказу от постановки и реализации целей, снижению мотивации на учение и другим негативным проявлениям.
Очевидно, что данная ситуация требует своего решения. Первым шагом к решению возникшей проблемы должна стать диагностика состояния тревожности у школьников с целью определения «групп риска» — тех учащихся, чьи показатели выходят за границы адаптивной тревожности.
Под адаптивной тревожностью понимается такой уровень состояния тревожности, который способствует появлению продуктивных способов поведения в реальной ситуации. Как правило, в диагностических методиках это средние значения показателей уровня тревожности. Адекватная диагностика состояния тревожности (как и любого другого эмоционального состояния, качества или способности) подводит нас к вопросу о наличии качественных измерительных инструментов — методик для измерения данного состояния.
Как известно, любая психодиагностическая методика должна удовлетворять обязательным требованиям — методика должна быть валидной, надежной и стандартизированной. Процедура обработки должна использовать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла [1]. Кроме того, необходима регулярная перепроверка тестов и их норм с тем, чтобы предупредить их старение [12].
Рассмотрим имеющиеся в арсенале школьного психолога психодиагностические методики для измерения состояния общей тревожности.
Наиболее часто используемая методика в школьной практике для измерения состояния тревожности — «Шкала реактивной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина.
Данная методика является русскоязычным вариантом личностного опросника Ч.Д. Спилбергера, созданного в 1966–1973 гг. Шкала Ч.Д. Спилбергера State-Trate-Anxiety-Inventory (STAI) представляет собой комбинацию трех известных тестов: шкалы тревожности Кэт-телла и Шайера, «Проявлений тревожности» шкалы Тейлор и шкалы тревожности Велша [3]. Шкала состоит из двух частей по двадцать заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния (пример утверждения: «Я слишком возбужден и мне не по себе»), а задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность, как свойство личности (пример утверждения: «Обычно я чувствую себя в безопасности»).
Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет 5–8 мин. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентом по 4-балльной шкале. Опросник допускает как индивидуальное, так и групповое обследование.
В 1976–1978 гг. Ю.Л. Ханин адаптировал, модифицировал и стандартизировал методику STAI. Методика была стандартизирована на выборке 80 человек, возраст испытуемых составлял 20–22 года.
Ю.Л. Ханиным были получены ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 до 34 баллов — низкий уровень тревожности, от 35 до 44 баллов — средний уровень тревожности и свыше 46 баллов — высокий уровень тревожности [20].
Еще раз подчеркнем, что стандартизация данной методики проводилась на взрослых испытуемых, однако именно ее чаще всего используют для диагностики тревожности у детей и подростков [см. напр. 18]. Это связано с тем, что большинство школьных психологов использует методики, опубликованные в сборниках психологических тестов, или находят их в сети Интернет [см. напр. 21].
В 1988 году А.Д. Андреевой опросник Ч. Д. Спилбергера был модифицирован для измерения уровней тревожности, познавательной активности и гнева [13]. Данная модификация предназначена для измерения выраженности вышеназванных состояний «обычно» и «на уроке». А.Д. Андреевой приводятся нормы для 7–10 классов школы, но эти нормы на сегодняшний день являются, безусловно, устаревшими.
В сети Интернет для диагностики тревожности у подростков в большинстве случаев предлагается методика Ч. Спилбергера — Ю. Ханина. Огромное количество сборников психологических тестов, выпущенных в различных издательствах, при воспроизведении «Шкалы проявлений тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина не указывают, что данная методика предназначена для взрослых испытуемых. Более того, в наиболее популярных у студентов и школьных психологов учебных пособиях «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» под редакцией Д.Я. Райгородского [14] и Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога в образовании» [17], выдержавших несколько переизданий, допущены досадные ошибки. Так, в учебном пособии Е.И. Рогова на стр. 102 указано, что для изучения уровня тревожности у подростков 11–16 лет можно использовать методику Ч. Спилбергера — Ю. Ханина. Далее, в этом же учебном пособии предлагается использовать данную методику и для изучения уровня тревожности в юношеском возрасте. В «Практической психодиагностике» просто нет указания, для какого возраста может быть использована методика.
Единственный сборник тестов для изучения тревожности, в котором указано, что «Шкала личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина предназначена для изучения уровня тревожности у взрослых — практикум по психодиагностике Л.М. Костиной «Методики диагностики тревожности» [9].
Учитывая популярность, доступность и простоту использования «Шкалы личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина, возникает необходимость в ее стандартизации в современных условиях.
Для проведения стандартизации «Шкалы личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина были созданы три выборки испытуемых: подростки 13–15 лет (114 человек), юноши и девушки 16–19 лет (286 человек) и взрослые от 25 лет и старше (133 человека). Все три выборки были проверены на нормальность и устойчивость распределения, что позволяет нам предложить групповые тестовые нормы.
Следует отметить, что полученные нами значения на выборке взрослых испытуемых практически не отличаются от предложенных Ю.Л. Ханиным. В то же время, значения, полученные на выборках подростков и юношей, достаточно сильно отличаются от показателей взрослых людей. Это еще раз доказывает необходимость стандартизации методик на репрезентативных выборках с тем, чтобы при диагностике тех или иных групп испытуемых получать достоверную информацию о выраженности изучаемого признака.
Следующая методика, которая используется в целях диагностики уровня общей тревожности, это методика Дж. Тейлор «Шкала проявлений тревожности», опубликованная в 1953 г.
«Шкала проявлений тревожности» состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Утверждения отбирались из набора утверждений Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMPI). Выбор пунктов для «Шкалы проявлений тревожности» осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Нормы «Шкалы проявлений тревожности» определены на выборке, состоящей из 1971 студента университета и 103 больных разными психическими состояниями [3].
В нашей стране данная методика существует в нескольких адап-тациях, среди которых наиболее известны варианты Т.А. Немчина и

Таблица 1
Диагностические значения в «сырых» баллах по «Шкале личностной и реактивной тревожности» Ч. Спилбергера — Ю. Ханина и перевод их в стэны

 

 

 

 

 

«сырые

баллы»

 

Уровень выраженности тревожности

13–15 лет

16–19 лет

25 и старше

 

 

 

 

 

 

1

0-15

0-30

0-12

0-20

0-22

0-25

Низкий

2

16-21

31-33

13-18

21-25

23-26

26-30

3

22–27

34-36

19-23

26-30

27-30

31-34

Средний,
с тенденцией к
низкому

4

28-33

37-39

24-29

31-35

31-34

35-39

5

34-39

40-42

30-34

36-40

35-38

40-43

Средний,
с тенденцией к
высокому

6

40-45

43-45

35-40

41-45

39-42

44–48

7

46-51

46-48

41-45

46-50

43-46

49-52

Высокий

8

52-57

49-51

46-51

51-55

47-50

53-57

9

58-63

52-54

52-56

56-60

51-54

58-61

Очень высокий

10

64-80

55-80

57-80

61-80

55-80

62-80

В. Г. Норакидзе. В варианте, предложенном В.Г. Норакидзе, присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов. Таким образом, имеются 50 диагностических утверждений, которые отражают наиболее явные проявления тревожности, относящиеся как к вегетативно-соматическим реакциями, так и к настроению, переживаниям, и 10 проверочных утверждений. В обеих описываемых модификациях указаны ориентировочные нормы проявлений тревожности: 0–5 баллов — низкий уровень тревоги, 5–15 баллов — средний (с тенденцией к низкому), 15–25 — средний (с тенденцией к высокому), 25–40 баллов — высокий уровень тревоги. По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревожности испытуемого, при этом, низкий и средний (с тенденцией к низкому) уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, средний (с тенденцией к высокому) и высокий — о тревожности — черте [16].
Поскольку данная методика была создана для диагностики уровня тревожности у взрослых людей и стандартизация также проходила на выборках взрослых людей, то вероятность недостоверности результатов при применении методики у подростков очень высока. Для адекватной диагностики уровня тревожности в подростковом и юношеском возрастах необходимо опираться на нормы, полученные на выборке подростков и юношей.
Для проведения стандартизации «Шкалы проявлений тревожности» была создана выборка юношей и девушек 16–19 лет, обучающихся в средних и средне-специальных учебных заведениях, всего 216 человек.
Выборка была проверена на нормальность распределения, распределение не отличается от нормального, что позволяет перейти к следующим этапам стандартизации.


Таблица 2
Диагностические значения в «сырых» баллах по «Шкале проявлений тревожности» Дж. Тейлор и перевод их в стэны для девушек и юношей 16–19 лет

стэны

«сырые баллы»

Уровень выраженности тревожности

девушки

юноши

1

0-7

0-3

Низкий

2

8-10

4-6

3

11-13

7-9

Средний, с тенденцией к низкому

4

14-16

10-12

5

17-19

13-15

Средний, с тенденцией к высокому

6

20-22

16-18

7

23-25

19-21

Высокий

8

26-28

22–24

9

29-31

25-27

Очень высокий

10

32-50

28-50


При анализе полученных данных было обнаружено, что показатели девушек и юношей существенно отличаются. Было решено произвести проверку отдельно для девушек и юношей. Общая выборка была разделена на две подвыборки: выборка девушек (N = 135) и выборка юношей (N = 81).
Подвыборки девушек и юношей вновь были проверены на соответствие нормальному распределению. В обоих случаях распределение признака соответствует нормальному.
Обратим внимание на то, что полученные диагностические значения для юношей совпадают с предложенными ранее Т.А. Немчиным и В.Г. Норакидзе. По выборке девушек диагностические значения достаточно сильно отличаются значений, характерных для юношей и взрослых людей. Очевидно, что для целей диагностики уровня тревожности в подростковом и юношеском возрастах следует пользоваться полученными нормативными данными.

Тест Спилбергера-Ханина является эффективной методикой для определения уровня тревожности

Чарльз Спилбергер (1927 – 2013) – выдающийся американский психолог. Основными направлениями деятельности ученого являлись исследования чувств, эмоций и методов преодоления стресса. На его счету много заслуженных научных степеней и международных наград.

  • Что такое тревожность
  • Основные положения теории Спилбергера о тревожности
  • Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:
  • Тест для оценки тревожности
    • Тест Спилбергера-Ханина
    • Правила пользования тестом
    • Формулы расчета
  • Результаты теста

В 60-х годах прошлого столетия Чарльз Спилбергер разработал методику для определения уровня тревожности личности. На ее основе создал тест SMAI (State — Trait Ankxiety Inventori), которым пользуются психологи для диагностики тревожных состояний личности. Его можно использовать и самостоятельно для определения степени внутренней напряженности. Также тест применяют при подборе персонала для определения стрессовой устойчивости кандидатов на определенные должности.

Что такое тревожность

Тревожность – это ощущение взволнованности, озабоченности, беспокойства, которое не имеет направленности на какой-либо объект и появляется, когда угрожает опасность значимым для конкретной личности ценностям. Например — достоинству, престижу, уважению, физической безопасности. У каждого персональные критерии оценки своего Я, поэтому и поводы для тревоги у всех свои.

В определенных пределах тревожность является естественным откликом психики на негативные обстоятельства, условия. Когда ситуация нормализуется, подобный дискомфорт сменяется ровным эмоциональным состоянием. Подобная взволнованность не порождает психологических расстройств, а, напротив, активизирует механизмы самосохранения индивидуума. Поэтому ее можно назвать полезной.

Тревожность может быть невротической. Ее особенностью является — неадекватная реакция на опасность, которая преувеличена или выдумана. Субъективное восприятие реальности не всегда соответствует действительному положению дел. В результате появляется склонность к необоснованным переживаниям и беспокойству. Следствием становятся страхи, фобии, паники, внутренние конфликты, неврозы и другие патологические состояния психики.

Состояние тревоги сопровождается чувством дискомфорта, которое может быть кратковременным, затяжным и практически постоянным. Такое самочувствие часто определяет поведение человека в той или иной ситуации. Люди с нормальным уровнем тревожности более эффективны в решении насущных задач, уравновешены и жизнерадостны, чем те, у кого уровень тревожности высокий.

Основные положения теории Спилбергера о тревожности

  • Состояние тревоги — это врожденное качество личности реагировать на опасные ситуации. Тревога вызывает неприятные эмоции, которые имеют большой спектр чувств от небольшого раздражения до полной дезорганизованности.
  • Чем большую опасность или значимость представляет ситуация, тем дольше по времени и интенсивнее переживания.
  • Люди с повышенной тревожностью воспринимают возможные неудачи и угрозы острее и трагичнее.
  • Состояния тревоги изменяют поведение человека и мобилизуют внутренние резервы. При повторении стрессовых ситуаций вырабатываются стереотипы мышления и поведения, характерные для конкретной личности.

Согласно методике Спилбергер различает два вида тревожности:

  1. Тревога-состояние (A — state) или ситуационная тревожность – это эмоциональное состояние, возникшее под влиянием сложившихся обстоятельств. Носит временный характер и является реакцией психики на стресс. Такое состояние способствует активным действиям, если не превышает определенный порог, за которым начинается паника или апатия.
  2. Тревога-черта (A — trait) или личностная тревожность – это индивидуальная черта характера. Высокая тревожность характеризуется почти постоянным чувством опасности, неблагополучия, ожидания неприятностей. Сопровождается низкой самооценкой, негативным отношением к окружающим и миру в целом. Как правило, реальная ситуация не настолько опасна, как ее воспринимает человек.

Тест для оценки тревожности

Тест Спилбергера-Ханина

Помогает вычислить эти два состояния. В своей методике Спилбергер усовершенствовал и переработал уже существующие на то время тесты Кэттела и Шайера, Тейлори, Велша.

Профессионально перевел опросник на русский язык, в соответствии с поставленными задачами, российский психолог, наш современник Юрий Ханин. Поэтому его еще называют тестом Спилбергера-Ханина.

Правила пользования тестом

В состав теста входят два раздела, содержащие по 20 вопросов.

Нужно прочесть высказывание и быстро, без долгих раздумий поставить метку в графе, которая соответствует ответу. Не существует правильных и неправильных ответов. Самым лучшим ответом будет тот, который первый пришел в голову.

В первом разделе опросника — ситуационная тревожность — отвечать на вопросы следует, исходя из того, как вы себя чувствуете в данный момент.

Во втором — личностная тревожность — отвечать необходимо, учитывая то, как вы чувствуете себя обычно.

Бланки опросника https://yadi.sk/i/HPuusjGt3CbMVr

SMAI:X-1 — тревога состояние

SMAI:X-2 — тревога-черта

Формулы расчета

Каждая таблица имеет прямые и обратные вопросы. В формулах количество баллов прямых вопросов прибавляется, а количество баллов обратных отнимается.

Для SMAI:X-1 (тревога-состояние):

Прямые — № 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18.

Обратные — № 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20.

Суммировать количество баллов отдельно прямых (П) и отдельно обратных (ОБ) вопросов. Вычислить результат, используя формулу:

ТРЕВОГА-СОСТОЯНИЕ = 50 + П – ОБ

Для SMAI : X -2 (тревога-черта):

Прямые — № 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40.

Обратные — № 21,26,27,30,33,36,39.

Найти сумму баллов всех прямых вопросов (П) и сумму баллов обратных (ОБ).

Результат вычислить по формуле:

ТРЕВОГА-ЧЕРТА = 35 + П – ОБ

Результаты теста

Количество баллов по каждой таблице может быть от 20 до 80.

Показатель меньше 30 – низкий уровень тревожности.

От 30 до 45 – умеренный.

Более 45 – высокий уровень тревожности.

Тревога-состояние

Результаты первой части дают возможность определить, вызывает ли данная ситуация состояние стресса у испытуемого, и позволяют оценить соответствие интенсивности реакции к объективной опасности.

  • Менее 30 баллов – характеризует пассивное отношение человека к ситуации, отказ от принятия решений и действий.
  • 30 — 45 баллов – адекватная оценка и реакция на происходящее событие. Готовность к конструктивным действиям для преодоления возникших сложностей.
  • 46 баллов и выше – говорит о состоянии сильного эмоционального возбуждения. Однако нельзя считать такую реакцию невротической, не учитывая реальные обстоятельства, которые ее вызывают.

Тревога-черта

Результаты второй части показывают, насколько эффективно может человек справляться с жизненными ситуациями, используя свои навыки и свойства характера.

  • Менее 30 баллов – человек замкнутый, погруженный в себя, апатичный, часто с заниженной самооценкой.
  • 30 – 45 баллов – это люди действий. Неприятности они воспринимают, как ценный опыт. Ответственно относятся к своей жизни и времени. Их мысли направлены не на свои переживания, а на поиск новых решений и возможностей.
  • Более 46 баллов – такие люди видят катастрофу там, где нет и намека на какую-то угрозу. Они крайне чувствительны к опасности. Мнительные. Раскачивают свои эмоции до неконтролируемого состояния, истерики.

Люди, у которых менее 30 и более 46 баллов, чувствуют в себе недостаток сил, способностей для активной жизнедеятельности. Однако это лишь следствие внутренних эмоциональных барьеров, которые препятствуют полному использованию собственных возможностей, самореализации, решимости.

Таким людям можно посоветовать: найти эти внутренние преграды, проанализировать и избавиться от них самостоятельно или с помощью специалистов. Научиться жить более осознанно. Больше действовать и не относиться ко всему слишком серьезно.

Спилбергер создал методику, которая на сегодняшний день является наиболее точной и эффективной для диагностики тревожности и для других клинических исследований.

Индивидуальные зоны оптимального функционирования

Существует несколько подходов к объяснению связи между эмоциями и результативностью в спорте. К ним относятся теория реверсирования Аптера (1989), которая впервые была применена к спорту Джоном Керром (1990, 1997), и подходы к тревожности и спортивным результатам, такие как теория многомерной тревоги (МТ) и теория катастроф (Hardy, 1990; Hardy & Фази, 1987). Еще одним подходом, которому посвящен этот блог, является модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF: Hanin, 2000a), которая изначально была разработана для объяснения связи между тревожностью и спортивными результатами (Hanin, 19).89), прежде чем в последнее время он расширился, чтобы охватить целый ряд эмоций.

Зона оптимального функционирования Ханина (1980, 1986) относится к ширине полосы или зоне беспокойства, в пределах которой каждый отдельный исполнитель, скорее всего, достигнет оптимального результата. В первоначальном исследовании, проведенном Ханином (1980, 1986), использовалась одномерная концепция тревожности, измеренная с помощью шкалы тревожности Спилбергера (Spielberger, Gorsuch & Lushene, 1970), а ZOF определялся как плюс-минус 4 балла (примерно половина стандартного значения). отклонение) от уровня тревожности, при котором протекали наилучшие показатели. Таким образом, те люди, чей предсоревновательный уровень тревожности находится в пределах их ZOF, будут работать лучше, чем те люди, чей уровень тревожности находится за пределами их ZOF. Хотя существуют очевидные ограничения в использовании одномерной концепции тревожности и не связанной со спортом меры тревожности, интуитивно имеет смысл учитывать, что у каждого человека будет свой собственный оптимальный уровень тревожности для достижения наилучших результатов.

В более поздних работах основное внимание уделялось более широкому спектру эмоций (см. обзор Hanin, 2000a, 2000b). Основной принцип этого подхода заключается в том, что существует идиосинкразическая связь между эмоциональным состоянием (включающим ряд дискретных эмоций) и уровнями производительности (Ханин, 2000а). Например, один спортсмен может показывать хорошие результаты, когда он напряжен и зол, тогда как другой спортсмен может показывать плохие результаты, находясь в том же состоянии. Hanin (2000a) дал подробное описание эмоциональной реакции и предложил классифицировать ее по 5 параметрам. Три измерения связаны со структурой субъективного опыта: форма, содержание и интенсивность, тогда как два измерения связаны с динамикой субъективного опыта: время и контекст. Измерение формы описывает способ, которым эмоции могут представлять себя, и включает когнитивный, аффективный, мотивационный, соматический, кинестетический, исполнительский и коммуникативный компоненты. Измерение содержания описывает гедонистический тон (приятный-неприятный) и влияние эмоций на производительность (оптимальное-дисфункциональное), а измерение интенсивности описывает силу чувства. Измерение времени относится к временному паттерну эмоции (например, до, во время, после соревнования), а измерение контекста относится к характеристикам окружающей среды (например, практика, соревнование).

Чтобы проиллюстрировать подход IZOF, Hanin и Syrjä (1995) попросили юных хоккеистов выбрать положительные и отрицательные эмоции, которые, по их мнению, связаны с их собственными эффективными или неэффективными действиями в прошлом. Участникам был предоставлен пересмотренный список эмоций, который первоначально использовался Уотсоном и Теллегеном (1985) при построении Шкалы положительных и отрицательных эмоций. Ханин и Сырья сообщили, что 46 участников исследования выбрали 44 положительные эмоции (например, бдительность, активность, уверенность) и 39 эмоций.негативные эмоции (например, напряжение, злость, раздражение) как имеющие отношение к спортивным результатам. В дополнение к первоначальному списку эмоций, предоставленных участникам, были выбраны 4 новых положительных эмоции и 5 новых отрицательных эмоций. Все эмоции оказывали положительное или облегчающее воздействие на производительность в зависимости от их идиосинкразического значения и интенсивности.

Чтобы объяснить, как возникают эмоции, Ханин (2000a) опирался на когнитивно-мотивационно-реляционную теорию Лазаря (CMRT: 1991) и предположил, что эмоции вызываются когнитивной оценкой человеком вероятности достижения соответствующих целей. Например, если человек чувствует, что проиграет важное соревнование (которое он хотел выиграть), он может расстроиться и разочароваться. Применение CMRT к модели Ханина подверглось критике со стороны Crocker et al. (2002), которые утверждали, что CMRT был разработан для отдельных эмоций и не объясняет, как могут возникать эмоциональные состояния, включающие ряд дискретных эмоций. Безусловно, необходимы дополнительные исследования частотных и временных паттернов эмоций во время спортивных соревнований. Кроме того, как Crocker et al. (2002) и Лазарус (2000) критикуют некоторые прилагательные, используемые Ханином (2000b) для описания эмоций. Например, он использует термины «уверенный» и «целеустремленный», которые могут описывать когнитивные состояния, а не эмоции.

Изображение  

Изображение Джона Хейна с сайта Pixabay

Ссылки

Apter, M. J. (1989). Теория реверсирования: Мотивация, эмоции и личность. Лондон, Великобритания: Рутледж.

Крокер, П.Р.Э., Ковальски, К.С., Грэм, Т.Р., и Ковальски, Н.П. (2002). Эмоции в спорте. В JM Silva III & DE Stevens (Eds. ), Психологические основы спорта. (стр. 107-131). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.

Ханин, Ю. (1980). Исследование тревожности в спорте. В WF Straub (Ed.), Спортивная психология: анализ поведения спортсменов (стр. 236-249). Итака. Нью-Йорк: Движение.

Ханин Ю. (1986). Исследование тревожности состояний в спорте в СССР. В CD Spielberger and R. Diaz-Guerrero (Eds.), Межкультурная тревога (Том 3, стр. 45-64). Вашингтон: Полушарие.

Ханин Ю.Л. (1989). Межличностная и внутригрупповая тревожность в спорте. В D. Hackfort & CD Spielberger (Eds.), A беспокойство в спорте: международная перспектива (стр. 19-28). Вашингтон, округ Колумбия: Полушарие.

Ханин Ю. и Сырья П. (1995). Влияние на производительность юных хоккеистов: применение модели индивидуальных зон оптимального функционирования. Спортивный психолог, 9, 169-187.

Ханин Ю. Л. (2000а). Модель индивидуальных зон оптимального функционирования (IZOF): отношения эмоции-производительность в спорте. В Ю. Л. Ханин (ред.), Эмоции в спорте (стр. 65–89).). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.

Ханин Ю. Л. (2000б). Удачное и неудачное выступление и эмоции. В Ю. Л. Ханине (ред.), Эмоции в спорте (стр. 157–187). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.

Харди, Л. (1990). Модель катастрофы в спорте. В G. Jones and L. Hardy (Eds.), Стресс и спортивные результаты . (стр. 81-106). Чичестер, Англия: Wiley.

Харди, Л., и Фейзи, Дж. (1987). Гипотеза перевернутой буквы U: катастрофа для спортивной психологии? Доклад, представленный на ежегодной конференции Североамериканского общества психологии спорта и физической активности, Ванкувер, июнь.

Керр, Дж. Х. (1990). Стресс и спорт: теория реверсирования. В G. Jones and L. Hardy (Eds.), Стресс и спортивные результаты. (стр. 107-131). Чичестер, Англия: Wiley.

Керр, Дж. Х. (1997). Мотивация и эмоции в спорте. Восточный Суссекс. Psychology Press Ltd.

Лазарь, Р. С. (1991). Эмоции и адаптация . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

Лазарь, Р. С. (2000). Как эмоции влияют на результаты в спортивных состязаниях. Спортивный психолог, 14, 229-252.

Спилбергер, К. Д., Горсуч, Р. Л., и Лушен, Р. Ф. (1970). Руководство по инвентаризации тревожных состояний. Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

тревожное возбуждение спорт IZOF Индивидуальные зоны оптимального функционирования эмоции Ханин

Том 5 Выпуск 5 Страница 192

УЖМБС 2020, 5(5): 192–196

https://doi.org/10.26693/jmbs05.05.192

Клиническая медицина

Оценка соответствия Уровень больных артериальной гипертонией среднего возраста

Шупер В. О. 1, Шупер С. В. 2, Рыкова Ю. О. 3, Трефаненко И. В. 1, Шумко Г. И. 1

  • 1 — Высшее государственное образовательное учреждение Украины Буковинский государственный медицинский университет, 58002, Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2
  • 2 — Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича, ул. Коцюбинского, 2, г. Черновцы 58012, Украина
  • 3 — Харьковский национальный медицинский университет, проспект Науки, 4, г. Харьков, 61022, Украина

Реферат 900 03

Несоблюдение режима лечения рекомендации больным с хроническими заболеваниями — глобальная медицинская проблема, существенно влияющая на эффективность лечения, приводящая к серьезным медицинским и экономическим последствиям. Достаточное исследование проблемы несоблюдения врачебных рекомендаций привело к созданию целостной концепции врачебного соблюдения. Цель работы — оценить основные факторы, влияющие на приверженность к антигипертензивной терапии больных артериальной гипертонией среднего возраста. Материал и методы. Обследовано 40 больных эссенциальной артериальной гипертензией в возрасте 50-60 лет (средний возраст 56,6±4,5 года). Социально-демографические, клинические, патопсихологические, психодиагностические методы (Шкала приверженности к лечению Мориски, шкала самооценки тревожности Чарльза Д. Спилбергера – Ю. Л. Ханина, Шкала интернальности по отношению к здоровью и болезни, исследование само- оценка психических состояний по Х. Дж. Айзенку, исследование уровня депрессии по шкале депрессии Бека), использовались математические и статистические методы. Результаты и обсуждение. С помощью шкалы приверженности к медикаментозному лечению Мориски мы выделили три группы пациентов: с высоким (22,5%), средним (27,5%) и низким (50,0%) уровнем приверженности к комплексной терапии артериальной гипертензии. Социально-демографические факторы у пациентов с низкой приверженностью к лечению определялись более низким уровнем образования и отсутствием длительных супружеских отношений. Клиническая характеристика пациентов с низким уровнем комплаентности включала наличие 3-й степени тяжести, I стадии артериальной гипертензии, часто сопутствующих заболеваний (сахарный диабет 2-го типа, хроническая обструктивная болезнь легких, ишемическая болезнь сердца), длительное курение табака. По данным психопатологического и психодиагностического обследования у больных с внутренним типом личностного контроля, низкой тревожностью и депрессией чаще всего отмечался низкий уровень комплаентности, а также более частая агрессивность в самооценке психических состояний (с. 9).0003

Ключевые слова: артериальная гипертензия, антигипертензивная терапия, комплаентность

Полный текст: PDF (Ua) 279K

Список литературы

  1. Мировая статистика здравоохранения 2019: мониторинг здоровья для ЦУР, цели устойчивого развития. 2019. 132 с.
  2. Чухунов В.В., Ткаченко О.В., Данилевская Н.В. Особенности нарушения комплаенса у хворых на сахарный диабет 2 типа. Актуальные занятия фармацевтической и медицинской науки та практика. 2017; 1(23): 107-11. [Украинский]
  3. Бангалор С., Камалакканнан Г., Паркар С., Мессерли Ф.Х. Комбинации с фиксированными дозами улучшают соблюдение режима лечения: метаанализ. Am J Med. 2010 г.; 120(8): 713-9. https://doi.org/10.1016/j.amjmed.2006.08.033
  4. Hill MN, Miller NH, Degeest S. Приверженность и настойчивость в приеме лекарств для контроля высокого кровяного давления. J Am Soc Hypertens. 2011 г.; 5(1): 56-63. https://doi.org/10.1016/j.jash.2011.01.001
  5. Мориски Д. Е., Анг А., Кроусель-Вуд М., Уорд Х.Дж. Прогностическая валидность показателя приверженности к лечению в амбулаторных условиях. J Clin Hypertens (Гринвич). 2008 г.; 10(5): 348-54. https://doi.org/10.1111/j.1751-7176.2008.07572.x
  6. Калухин И.В., Хаустова О.О. Комплаенс фармакотерапии больных пожилого возраста с полиморбидностью. Лики Украины. 2015 г.; 4(25): 65-72. [украинский]
  7. Трачук Л.И. Комплаенс при лечении артериальной гипертензии: психокоррекция программы оптимизации. Лики Украины. 2013; 5(171): 42-5. [украинский]
  8. Кузнецов А.А., Кабакова Т.Ю., Кузнецов А.В. Лекарственная форма и ее потребительские свойства как дополнительный фактор лекарственной комплаентности. Современные проблемы науки и образования. 2012 г.; 5: 17-20. [Русский]
  9. Горбас И.М., Смирнова О.О., Кваша ИП, Дорохой А.П. Оценка эффективности «Программы профилактики и лечения артериальной гипертензии в Украине» за данные эпидемиологических исследований. Артериальная гипертензия. 2010 г. ; 6(14): 51-67. [Украинский]
  10. Писарук А.В., Кошель Н.М., Войтенко В.П. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний и образ жизни в странах Европы (медико-демографическое исследование). Кровообных та гемостаз. 2014; 1-2: 43-51. [Русский]
  11. Купраш Л.П., Гриненко Ю.О., Купраш О.В., Хударенко С.О. Приемлемость (комплаентность) медикаментозной терапии в гериатрической клинике. Проблемы старения и долголетия. 2015 г.; 3-4: 375-82. [украинский]
  12. Сиренко ЮМ, Михеева КВ. Приверженность к лечению как основа современной терапии артериальной гипертензии. Артериальная гипертензия. 2010 г.; 3(11): 17-21. [Украинский]
  13. Чаудхри К.Н., Чавес П., Гасовски Дж., Гродзицкий Т., Мессерли Ф.Х. Артериальная гипертензия у пожилых: некоторые практические соображения. Клив Клин J Med. 2012 г.; 79(10): 694-704. https://doi.org/10.3949/ccjm.79a.12017
  14. Parati G, Omboni S, Compare A. Контроль артериального давления и соблюдение режима лечения у пациентов с гипертонической болезнью с метаболическим синдромом: протокол рандомизированного контролируемого исследования на основе домашнего артериального давления телемониторинг по сравнению с обычным лечением и оценкой психологических детерминант приверженности (исследование TELEBPMET).

Добавить комментарий