Самые смешные советские кинокомедии: список лучших комедий
Уже почти четверть века, как не существует Советского Союза, а его наследие живет и здравствует. Есть в нем и хорошее, и плохое, но культурная составляющая – одна из самых ярких. Книги, музыка, а главное – кино. Советские фильмы смотрят с удовольствием люди самого разного возраста, пола, социального положения. Смотрят просто потому, что смешные советские комедии, действительно, позволяют отвлечься от повседневной суеты, настроиться и зарядиться позитивными эмоциями.
Бриллиантовая рука
Однажды Гайдаю попалась на глаза заметка о зарубежных контрабандистах, которые решили вывести драгоценности, спрятав их в наложенный на руку гипс. Если бы её прочитал кто-то другой, то ничего бы не изменилось, но этот режиссер сумел снять искрометную комедию, которая стала настоящей классикой советского кинематографа.
Забавно, но художественный совет принял фильм достаточно прохладно. Было много претензий к игре Никулина, Миронова, а главное, – Ноны Мордюковой. Как же они ошибались… Картина стала лидером проката, только в кинотеатрах её просмотрели 76,7 миллионов зрителей. И продолжают смотреть до сих пор.
Иван Васильевич меняет профессию
Мало кто знает, но в основу этой комедии была положена пьеса Булгакова. Вот только саму пьесу мало кто читал, а эту комедию смотрели все, от мала и до велика. Она стала одним из лидеров проката СССР с результатом более 60 миллионов проданных билетов. Мало того, это один из немногих советских фильмов, который тепло приняли зарубежные зрители. Так, в Америке он известен под названием «Иван Васильевич. Назад в будущее».
У Гайдая было много проблем с подбором актеров. Предполагалось, что Буншу и царя будет играть Никулин, но он отказался, сказав, что не хочет тратить год впустую, ведь этот фильм никогда не выпустят на экраны. Интересно, жалел ли он о своем решении?
Кавказская пленница или новые приключения Шурика
Главный герой предыдущей комедии – тот инженер Шурик. Только там он уже женатый и состоявшийся, а в «Кавказской пленнице» – ещё молодой, неопытный, но находчивый и предприимчивый студент. Который по стечению обстоятельств оказывается на Кавказе и разрушает коварные планы о принуждении к браку спортсменки, комсомолки и просто красавицы Нины.
Как и многие советские комедии, «Кавказская пленница» серьезно пострадала от цензуры. Были вырезаны некоторые идеологически неоднозначные моменты, а также хулиганская заставка, в которой на заборе Бывалый пишет «Х», Балбес дописывает «У», а потом появляются милиционеры и Трус заканчивает надпись «дожественный фильм».
Операция «Ы» и другие приключения Шурика
Сложно сказать, почему зрителям так полюбился образ ботаника Шурика, но все три фильма с его участием стали суперуспешными советскими комедиями. И одна из самых любимых – это «Операция «Ы» – три киноновеллы, каждая из которых рассказывает о приключениях находчивого ботаника.
Но не меньший вклад в успех комедии сделали и «отрицательные персонажи» – неразлучная троица – Трус, Балбес и Бывалый, а также хулиган Федя и хитрый Дуб, которому проще наладить радиосвязь, чем выучить билет. Именно они делают фильм ярким и по-настоящему смешным.
Кин-дза-дза
Теоретически, этот фильм считается комедией, что дает нам право возвести его в этот рейтинг. На практике же это глубокая социально-философская драма, из которой можно надергать мыслей и идей на все случаи жизни.
«Ку», «КЦ», «пепелац», «гравицапа», а главное, «цветовая дифференциация штанов» – без Георгия Данелия этих понятий никогда не было бы в нашей культуре. «Кин-дза-дза» не настолько популярен, как «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука», но это знаковый фильм, который должен хотя бы раз посмотреть каждый.
Джентльмены удачи
Наш список лучших комедий СССР продолжают «Джентльмены удачи». Пересказывать его сюжет или вспоминать лучшие шутки и цитаты бессмысленно. Фильм итак разобран на крылатые фразы: «А в тюрьме сейчас ужин, макароны», «Ты туда не ходи, ты сюда ходи», «Я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк», «Украл, выпил – в тюрьму. Романтика». «Пасть порву, моргалы выколю».
Кстати, из-за обилия жаргона в фильме его долго не хотели выпускать на экраны, пока картину не посмотрел сам Брежнев. Ему фильм очень понравился, а по поводу тюремного жаргона он успокоил критиков, сказав, что такие слова знает любой мальчишка.
«Джентльмены удачи», как и многие другие самые смешные кинокомедии советской эпохи, попали под волну ремейков. Но если вам дороги ваши нервы и хочется просто посмеяться, а не плеваться, то лучше смотреть оригиналы.
Служебный роман
Эта комедия считается одной из самых любимых у зрителей Советского союза и постсоветского пространства. Она какая-то родная, ведь многие узнают в героях себя. Они точно так же ходили на работу, сплетничали, интриговали, заводили короткие романы или долговечные союзы, собирали деньги на свадьбы, дни рождения и похороны. «Если сегодня ещё кто-то родится или умрет, то я останусь без обеда».
Кстати, просмотр старых комедий – прекрасное развлечение для людей внимательных. К примеру, конь, с которым сроднился Новосельцев, «играл» и в другом фильме. Вспомните, в каком именно? Если нет, подскажем позже.
Ирония судьбы или с легким паром
Кинокомедия о том, как непредсказуемо может повернуться судьба, стала настоящим символом Нового года. С одной стороны, это хорошо, ведь зрители могут каждый год пересматривать фильм, что не оставляет шанса забыть его сюжет и героев. С другой, такая частота повторов убила всю тонкость этого неординарного фильма.
Это ирония не только судьбы, но и стеб над судьбой. Судьбой людей той эпохи. Одинаковые интерьеры, одинаковая одежда, одинаковые программы, одинаковые застолья, улицы, замки, города. И тут, как гром с ясного неба, что-то выбивающееся из привычного ритма жизни. А как бы реагировали вы?
Собачье сердце
Многие популярные комедии были выпущены ещё в 70-е года, но «Собачье сердце» вышло уже на излете эпохи, в 1989 году. Но это и логично, появление такого фильма даже 10 годами ранее было бы совершенно невозможно.
Это удивительная картина. С одной стороны, она пропитана тонкой иронией Булгакова. С другой, в какой-то момент её становится смотреть не смешно, а страшно.
12 стульев
Это тот случай, когда задачей режиссера, актеров и всей съемочной команды было не испортить уже имеющуюся основу. Роман Ильфа и Петрова «12 стульев» – это одна из лучших сатирических книг. Но советский кинопром подарил нам даже не одну, а две экранизации. Можете ради интереса посмотреть обе и сравнить их.
Так и не вспомнили, где играл конь? А ведь именно к нему приценивался Семен Семеныч Горбунков в «Бриллиантовой руке».
15 советских комедий, актуальных до сих пор
18 июня 2019 Ликбез Кино
Эпоха кооперативов и дефицита прошла, но любимые фильмы не стали хуже.
Сейчас уже мало кто считает, что женщина вдобавок к профессиональным обязанностям обязана владеть походкой «от бедра», да и вообще многое изменилось. Однако вряд ли кто-то поспорит с тем, что из старых фильмов и в наши дни можно извлечь ценные уроки.
1. Полосатый рейс
- СССР, 1961 год.
- Комедия.
- Длительность: 83 минуты.
- IMDb: 7,5.
Повару Шулейкину так хотелось выбраться из далёкого морского порта, что герой притворился дрессировщиком, только бы попасть на сухогруз, везущий зверей в Одесский зоопарк. Но некстати оказавшаяся на борту обезьяна открыла клетки с хищниками.
Команда до последнего надеялась, что «дрессировщик» наведёт порядок на борту, однако в итоге спасение пришло откуда не ждали. Ситуацию спасла хорошенькая буфетчица Марианна. Это лишний раз доказывает: даже слабый с виду человек может очень многое. Ведь из всех бывалых моряков на корабле перед тиграми не спасовала только одна хрупкая девушка.
Смотреть в Google Play →
2. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
- СССР, 1964 год.
- Комедия.
- Длительность: 74 минуты.
- IMDb: 8,2.
Костя Иночкин проштрафился, едва переступив порог пионерского лагеря, — без разрешения переплыл речку. Управляющий Дынин — скучный сухарь, карьерист и формалист — немедленно исключает Костю, чтобы другие дети по примеру мальчишки не стали такими же нарушителями.
Не желая расстраивать любимую бабушку, Костя тайком возвращается в лагерь. Друзья помогают незадачливому изгнаннику прятаться от Дынина и подкармливают едой из столовой. Неожиданно дети узнают о грядущем родительском дне: если туда приедет бабушка Кости, обман может раскрыться. Так что герои всеми силами пытаются сорвать приближение мероприятия.
Дебютный фильм Элема Климова задумывался как тонкая сатира на советский строй. И хотя многое с тех пор поменялось, в сложных обстоятельствах всё так же помогают дружба и взаимовыручка.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
3. Операция «Ы» и другие приключения Шурика
- СССР, 1965 год.
- Комедия.
- Длительность: 90 минут.
- IMDb: 8,6.
До колик смешная комедия Леонида Гайдая состоит из трёх новелл, объединённых одним героем — находчивым студентом Шуриком. В первой истории «Напарник» герой воюет с великовозрастным хулиганом Федей, но в конце концов побеждает и проводит с дебоширом «разъяснительную работу».
Во второй новелле «Наваждение» Шурик так увлечённо готовился к экзамену, что перестал замечать происходящее вокруг. Так он оказался дома у незнакомой студентки.
В заключительной истории «Операция „Ы“» троица жуликов собирается инсценировать кражу со взломом, чтобы спасти нечестного заведующего торговой базой от ревизии. Но на их пути, конечно, возникает вездесущий герой.
В каждой из этих коротких зарисовок внимательному зрителю есть чему поучиться. Лейтмотив «Напарника» — никогда не поздно исправиться, важно только захотеть. Сюжетная линия студента Дуба из «Наваждения» намекает: жульничать бессмысленно, ведь всё тайное становится явным. И не стоит недооценивать окружающих: вполне вероятно, что они видят вас насквозь («Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём, при нём…»).
А новелла с участием Труса, Балбеса и Бывалого — наглядная демонстрация того, что даже самая тщательная подготовка не гарантирует успеха. Ведь весь ваш идеально организованный план может быть разрушен по чистой случайности.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
4. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
- СССР, 1967 год.
- Комедия.
- Длительность: 82 минуты.
- IMDb: 8,4.
Шурик отправляется на Кавказ изучать местный фольклор и влюбляется в приехавшую на каникулы студентку педагогического института Нину. Но он не единственный, кто очарован «комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей»: номенклатурный работник товарищ Саахов фактически покупает Нину у её дяди Джабраила за 20 баранов и финский холодильник. Разумеется, без ведома «невесты».
Обманутый хитрым Джабраилом Шурик поневоле становится соучастником похищения девушки. Теперь герою необходимо всё исправить, но ему мешают Трус, Балбес и Бывалый. Мораль же гайдаевской комедии актуальна и в наши дни: насильно мил не будешь. Даже если ты заведующий райкомхозом.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
5.
Бриллиантовая рука- СССР, 1968 год.
- Комедия.
- Длительность: 94 минуты.
- IMDb: 8,5.
Простой советский гражданин и примерный семьянин Семён Семёнович Горбунков отправляется в заграничный круиз. Его соседом по каюте оказывается обаятельный Геша Козодоев, состоящий в банде контрабандистов. Тот едет на задание: он должен получить редкие драгоценности и перевезти их в гипсе. Однако роковое недоразумение портит все планы злоумышленников: гипс накладывают не Козодоеву, а Горбункову. Преступники отчаянно пытаются вернуть свою добычу, не подозревая, что Семён Семёнович давно сообщил о происходящем в милицию.
Вряд ли стоит упоминать, что комедия стала любимой в народе, а очень многие фразы из фильма — крылатыми. А за шутками и остротами, как и всегда у Гайдая, спрятался смысл: при определённых обстоятельствах героем может стать любой.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
6. Джентльмены удачи
- СССР, 1971 год.
- Комедия, детектив.
- Длительность: 84 минуты.
- IMDb: 8,5.
Добродушный заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин соглашается помочь милиции в очень опасном задании. Дело в том, что Евгений Иванович как две капли воды похож на рецидивиста по кличке Доцент, укравшего бесценную культурную реликвию — шлем Александра Македонского. Замаскированный под Доцента Трошкин, выучив тюремный жаргон, отправляется в колонию в Средней Азии выяснить у сообщников бандита, куда пропала музейная ценность.
В фильме режиссёра Александра Серого, снятом в соавторстве со знаменитым Георгием Данелией, есть над чем посмеяться и погрустить. А ещё «Джентльмены удачи» учат зрителя, что не бывает безнадёжных людей. Главное, чтобы нашёлся кто-то, кто в тебя поверит.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
7. Старики-разбойники
- СССР, 1971 год.
- Трагикомедия.
- Длительность: 86 минут.
- IMDb: 7,5.
Пожилой следователь Николай Сергеевич Мячиков вынужден оставить любимую работу, потому что ему на замену прислали «свежую кровь» (а на деле просто навязанного сверху кандидата). Лучший друг Николая Сергеевича — тоже без пяти минут пенсионер Валентин Петрович Воробьёв — предлагает организовать и тут же эффектно раскрыть «преступление века».
Сначала старички похищают из музея картину Рембрандта, но никто не замечает пропажу бесценного шедевра. Тогда друзья разрабатывают план ограбления знакомой Мячикова, но сумку с деньгами у героев отнимает настоящий вор.
Людям всегда было страшно уходить на пенсию. В этом отношении ничего не изменилось. Неудивительно, что для героя фильма уход на покой становится самой настоящей трагедией, ведь работа была делом его жизни.
8. Иван Васильевич меняет профессию
- СССР, 1973 год.
- Комедия, мюзикл, фантастика, приключения.
- Длительность: 88 минут.
- IMDb: 8,4.
Талантливый инженер Тимофеев (ну или просто Шурик) создаёт машину времени в обычной городской квартире. В результате череды недоразумений склочный управдом Иван Васильевич Бунша и обаятельный вор Жорж Милославский оказываются в палатах царя Ивана Грозного, а сам государь — в XX веке.
Вспомним гайдаевскую же «Операцию „Ы“» — там Трус, Балбес и Бывалый всю ночь готовились инсценировать кражу, но всё равно потерпели фиаско. А вот Милославский и Бунша преуспели в обмане царской свиты, хотя их план был, мягко говоря, непродуманным и спонтанным. Вывод: иногда самая лучшая идея — безумная.
А ещё фильм тонко намекает зрителям, что самодуры — во все времена самодуры. Будь это вредный управдом («Царь знает, что делает! Государство не обеднеет. Забирайте!») или одиозный царь («Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!»).
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
9. Ирония судьбы, или С лёгким паром!
- СССР, 1975 год.
- Лирическая комедия, мелодрама.
- Длительность: 184 минуты.
- IMDb: 8,3.
Убеждённый холостяк Женя Лукашин собирается сделать своей возлюбленной Гале предложение прямо в новогоднюю ночь (правда, не без нажима со стороны будущей невесты). Но судьба распорядилась иначе: за несколько часов до боя курантов мертвецки пьяный Женя оказывается в Ленинграде, где по такому же адресу расположен типовой дом. Он похож на тот, в котором герой живёт в Москве.
Там его и обнаруживает владелица ленинградской квартиры — симпатичная учительница русского языка и литературы Наденька Шевелёва. Она готовится встречать Новый год вместе со своим женихом Ипполитом, а крепко спящий на её кровати незнакомец может всё испортить.
Сейчас уже невозможно представить себе главный праздник без музыки Микаэла Таривердиева и любимых героев Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Но фильм Рязанова всё же не столько о новогоднем чуде, которое может поджидать где угодно — даже на пороге типовой квартиры, сколько об одиночестве. Из «Иронии судьбы» стоит извлечь важный урок: отношения с тем, кто тебя понимает, всегда лучше выстроенных по принципу «так надо».
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play (Часть 1) →
Смотреть в Google Play (Часть 2) →
10. Служебный роман
- СССР, 1977 год.
- Лирическая комедия.
- Длительность: 151 минута.
- IMDb: 8,4.
Действие фильма разворачивается в московском статистическом учреждении. В надежде на повышение застенчивый Анатолий Ефремович Новосельцев пытается «приударить» за начальницей — непробиваемой Людмилой Прокофьевной Калугиной. Постепенно Анатолий Ефремович понимает, что директриса вовсе не такая бессердечная и чёрствая, какой хочет казаться.
Конечно, часть идей фильма безнадёжно устарела: в наши дни мало кому придёт в голову требовать от деловой женщины «свободной пластики пантеры перед прыжком». Но всё-таки не стоит относиться к картине Рязанова слишком строго: в ней полно актуальных мыслей. Например, о том, что книгу не судят по обложке. Неприметный служащий без видимых перспектив карьерного роста способен на высокодуховные поступки. За маской всеобщего любимца вполне может прятаться малодушный мерзавец. А «мымра», если приглядеться, — на деле очень даже симпатичная женщина.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play (Часть 1) →
Смотреть в Google Play (Часть 2) →
11. Мимино
- СССР, 1977 год.
- Трагикомедия.
- Длительность: 92 минуты.
- IMDb: 8,3.
Лиричный фильм Георгия Данелии рассказывает о простодушном провинциальном лётчике Валико Мизандари по прозвищу Мимино. Встретив прекрасную стюардессу Ларису, герой понимает, что достоин большего, и летит в Москву в надежде попасть в большую авиацию.
Легче всего сказать: следуй за мечтой. Но «Мимино» развивает эту мысль дальше: ведь в погоне за желаемым важно не потерять самого себя.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
12. Гараж
- СССР, 1979 год.
- Трагикомедия, сатира.
- Длительность: 96 минут.
- IMDb: 8,2.
Действие разворачивается в вымышленном НИИ Охраны животных от окружающей среды. На заседании кооператива решается важный вопрос: кто из сотрудников должен стать крайним и лишиться гаража. В процессе интеллигентные научные работники на глазах превращаются в циничных и корыстных соперников, на всё готовых ради выгоды.
Несмотря на то что эра НИИ прошла, а личный автомобиль уже давно не считается роскошью, общий посыл шедевральной трагикомедии Эльдара Рязанова ничуть не устарел: нельзя в борьбе за тёплое местечко идти по головам. Вернее, можно, но кого такое поведение красит?
Смотреть в Google Play →
13. Любовь и голуби
- СССР, 1984 год.
- Лирическая комедия.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 8,1.
Простой деревенский работник леспромхоза Василий Кузякин, получив травму на производстве, едет отдыхать на море. Там он знакомится с импозантной городской женщиной Раисой Захаровной. Ради неё Василий оставляет свою семью, но со временем понимает, что не может жить без жены и детей.
Бессмертная трагикомедия Владимира Меньшова, разошедшаяся на цитаты, подсказывает современным зрителям: над отношениями можно и нужно работать, даже если кажется, что всё безнадёжно. Но порой для этого приходится запастись терпением.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
14. Самая обаятельная и привлекательная
- СССР, 1985 год.
- Лирическая комедия.
- Длительность: 89 минут.
- IMDb: 7,5.
Хронически одинокая Надя Клюева случайно встречает школьную подругу Сусанну, работающую социологом. Возомнившая себя знатоком отношений Сусанна берётся наладить личную жизнь девушки. Только вот в конструкторском бюро, где работает Клюева, особо некого соблазнять — кроме разве что красавчика, модника и «любимца дам» Володи Смирнова.
Хотя фильм сняли более 30 лет назад, его основная идея остаётся такой же актуальной: настоящую любовь не завоюешь уловками, лучше просто быть самим собой. И даже дефицитный Карден с пирожками «Маэстро» не помогут понравиться тому, кто не проявляет к тебе интереса.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
15. Кин-дза-дза!
- СССР, 1986 год.
- Фантастика, антиутопия, трагикомедия.
- Длительность: 135 минут.
- IMDb: 8,2.
Легендарная комедийная антиутопия Георгия Данелии рассказывает о непреднамеренном путешествии прораба Владимира Николаевича Машкова и студента Гедевана на планету Плюк. Побыв там какое-то время, герои понимают, что попали в очень странный мир, где высокие технологии причудливо сочетаются с невежеством, разрухой и полным отсутствием моральных принципов.
«Кин-дза-дза!» — воистину кривое зеркало современной цивилизации. И похоже, что этот фильм пройдёт любые проверки временем. Ведь технический прогресс вовсе не мешает людям оставаться невежественными и жадными.
Смотреть в iTunes (Часть 1) →
Смотреть в iTunes (Часть 2) →
Смотреть в Google Play (Часть 1) →
Смотреть в Google Play (Часть 2) →
Читайте также 🎥📺👀
- 22 советских мультфильма, которых мы все жутко боялись в детстве
- Как экранизировали детские книги в СССР и на Западе
- 20 странных советских мультфильмов, которые вынесут вам мозг
- Ушанка, мафия и клюква: 21 западный фильм о русских
- Все выпуски журнала «Мурзилка» теперь можно читать в интернете
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Любимые советские фильмы Андрея Тарковского
Андрей Тарковский всегда стремился выделиться из своей страны. Во время консервации в 1972 году вместе с советским кинокритиком Леонидом Козловым Тарковский составил краткий список десяти своих любимых фильмов. На нем были такие фильмы, как « Seven Samurai » Куросавы, « Ugetsu Monogatari » Мидзогути, « Nazarin » Бунюэля, а также два фильма Брессона и колоссальные три фильма Ингмара Бергмана. Козлов, позже размышляя о строгости списка, отмечал, что там был только один немой фильм («9 Чаплина»).0003 Огни большого города ) и ни одной работы из СССР. Он утверждал, что это произошло потому, что Тарковский считал, что «настоящее кинопроизводство [было] чем-то, что происходило где-то еще». Однако личная неприязнь Тарковского к СССР, с бюрократией государственных средств массовой информации которого он тратил непомерно много времени на борьбу, подрывает богатое и поэтическое кино, которое происходило до него и рядом с ним — режиссером, которого впоследствии считали единственным голосом такое киноискусство в его огромной стране. Но в его предпочтениях больше сложностей, особенно в отношении его советских сверстников.
Перебирая статьи и интервью, я составил список любимых советских фильмов Тарковского. В нем мы видим удивительно разнообразную коллекцию уникальных, ярких и, конечно же, поэтичных кинематографистов, обретающих новые голоса, вдохновленные одним старым мастером. Эти фильмы дают представление о тенденции советского кино, возникшей после смерти Сталина, в момент новых художественных свобод, которые открылись и закрылись всего через десять лет после ее начала. Это история целого поколения кинорежиссеров, не единственным голосом Тарковского, а одним из многих кинематографистов, создавших новый вид кино.
Вот любимые советские фильмы Андрея Тарковского:
Земля (1930)
Нельзя говорить о любимых фильмах Тарковского всех мастей, не говоря о Земля и Александре Довже. енко. Тарковский никогда не был большим поклонником немого кино, считая его предвестником истинного потенциала кино, когда к нему добавилось звуковое измерение. Но если о советских пионерах часто думают как о математическом монтаже Кулешова и Эйзенштейна, то фильмы Довженко потянулись к чему-то более натуралистичному по сюжету и сказочному по ритму — это Земля , о котором Тарковский говорит в своем знаменитом клипе, в котором он говорит «Поэтическое кино». Больше, чем кто-либо из других кинематографистов в этом списке, я предоставлю это собственным словам Тарковского:
«Я очень люблю Александра Довженко. Я верю, что он гений. Он создал фильм, который я и по сей день не перестаю пересматривать; то есть Земля . Я не могу объяснить, почему этот фильм так глубоко тронул меня. Фильм может быть во многом наивен, слишком схематичен, довольно грубо скомпонован. Но — внимание этого фильма сосредоточено на рабочем, который обрабатывает землю, на которой живет. И это, безусловно, одна из самых благородных профессий на земле. Я, наверное, не совсем точно выразился, я имею в виду, что эта профессия облагораживает людей. Я много жил среди очень простых фермеров и встречал необычных людей. Они распространяли спокойствие, имели такой такт, они передавали чувство достоинства и мудрости, которые я редко встречал в таком масштабе. Довженко, очевидно, понял, в чем смысл жизни. И он обратился к проблеме, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Это нарушение границы между природой и человечеством является идеальным местом для существования человека. Довженко понимал это. Я много думаю о нем — он заставляет меня думать о нем. Довженко не только производит впечатление режиссера. Он философ». (от 1973 интервью с Гюнтером Нетзебандом)
Падающие листья (1966) и Жил-был поющий дрозд (1970)
Одним из современников, которых Тарковский ценил наиболее высоко, был Отар Иоселиани. Грузинский режиссер, после Тарковского, пожалуй, величайший наследник поэтического стиля Довженко. Его первый полнометражный фильм « Falling Leaves » начинается с восьмиминутной сцены без диалогов, в которой грузинские сельские жители проходят весь свой традиционный, древний процесс виноделия: от сбора винограда до его растирания ногами и дистилляции чачи. от жмыха, выдержки фермента в квеври под землей, до подачи конечного продукта в большой супре со всеми участниками. Это по-настоящему любовный эпизод, который словно переносит пастырскую поэзию Довженко с пшеничных полей Украины в горы Грузии.
Другой фильм Иоселиани, который больше всего дорог Тарковскому, — его продолжение, Жил-был певчий дрозд , пикантный образ барабанщика оркестра в современном Тбилиси, которого нельзя беспокоить. приходить на работу вовремя или поддерживать много отношений. Иоселиани сплетает странствия этой советской богемы с помощью крутой, скользящей камеры, движение которой может сравниться только с движением главного героя и легкостью его редактирования. Несмотря на то, что фильм не длится даже 80 минут, он представляет собой ошеломляющий ветерок, в котором юношеское недовольство втекает и выходит из темпа современного мира, сталкиваясь с очень традиционной культурой.
Пиросмани (1969)
Если когда-либо и существовала царская семья (или какой-нибудь советский социалистический эквивалент королевской власти) для грузинского кино, так это Шенгелаи. Гиорги и его брат Эльдар, родившиеся в семье кинорежиссера Николоза Шенгелаиа и звезды немого кино Нато Вачнадзе, были двумя из самых выдающихся кинохудожников в Грузии с 60-х годов до независимости страны, где Эльдар продолжил успешную карьеру. политическая карьера, а также. Для Тарковского, фильм Георгия Пиросмани был выдающимся, и легко понять, почему он пришелся по вкусу Тарковскому.
Следуя истории посмертно прославленного художника рубежа веков, « Пиросмани » — это фильм о художниках, которые относятся не только к своей культуре, но и к культуре искусства, стоящей над всем этим. Пока Нико Пиросмани бродит по сельской местности и, в конце концов, в городе, он рисует как случайную работу, чтобы свести концы с концами, в то время как, без его ведома, пара культурных воротил преследует художника, чтобы скупить его работы. и сделать его знаменитым. Для Пиросмани это никогда не было целью искусства — сначала он рисовал, чтобы на фасаде его магазина было что-то красивое, чтобы привлечь покупателей, а вскоре он превратил самые низкие таверны в Тбилиси в одни из лучших художественных галерей со своими картинами, которые когда-то жили с массы. Он исследует такие же отношения между художниками и миром, как Rublev , но делает это в противоположной манере производства: если Rublev эпичен, размашист и временами даже максималистичен, то Pirosmani мал, личен и никогда не выходит за рамки своих обманчиво простых композиций. Плоские, сюрреалистичные изображения Пиросмани оживают благодаря камере Шенгелая, которая использует неестественные тона, присущие пленке Sovcolor, и выдающийся дизайн декораций, чтобы сформировать одни из самых живописных изображений в истории кино.
Мне двадцать (1965) и Июль Дождь (1967)
В интервью 1970 года Тарковского спросили, кем из советских современников он восхищался. Ему было трудно ответить на этот вопрос, учитывая, что многие из его коллег были еще так молоды, и даже самые талантливые из них еще не сняли свои лучшие фильмы. Однако на ум пришел человек всего на семь лет старше его, тот, кто получил толчок в кинопроизводстве как раз после того, как после смерти Сталина прекратились художественные репрессии.
До того, как Тарковский ворвался в кино со своим дебютом Иваново детство , он сыграл эпизодическую роль пьяного гостя на вечеринке, выступая в качестве фона для интеллигентного, но пролетарского героя фильма в основополагающем произведении Марлена Хуциева об оттепели I. Am Twenty вместе со своим тогдашним партнером по сценарию Андреем Кончаловским. В то время как Кончаловский и Тарковский поссорились бы во время создания Андрея Рублева (излишество Андрея здесь не осталось незамеченным, студенческий закулисный фильм постановки на самом деле назывался Три Андрея ), Тарковский продолжал восхищаться фильмами Хуциева с течением времени. «Мне двадцать» — это фильм о разочарованном поколении молодых людей, достигших совершеннолетия после войны, в буквальном и символическом смысле лишенных отца, которые, несмотря на то, что они все еще являются ярыми социалистами, не могут найти свой путь в состоянии, которое достигло некоторого своего рода застой. Это был последний в своем роде момент новой политической открытости, и продолжение Хуциева «» «Июльский дождь » оказалось еще более одиноким, изолированным и мрачным изображением современной жизни в СССР после женщины в кризисе идентичности. когда она начинает находить бессмысленность вокруг себя, в личной жизни, работе и дружбе. Это фильм о суровых черно-белых городах и пропущенных телефонных звонках, и по мере развития стиля Хуциева он стал самым близким советским фильмом к картине Антониони. (Кроме того, Хуциев тоже был грузином из Тбилиси.)
Двадцать дней без войны (1977)
Если и был когда-либо советский режиссер, который мог бы сравниться с неземным визуальным стилем Тарковского, то это был ленинградский режиссер Алексей Герман. Сын прославленного жанрового романиста Юрия Германа, Алексей отличался от большинства великих русских людей своего поколения, которые прошли обучение во ВГИКе, московской киношколе, старейшей в мире. Вместо этого Герман изучал режиссуру в Ленинградском институте сценических искусств, а затем перешел на «Ленфильм», вторую по величине студию в Советском Союзе. Его сценическое знание проявляется в его сложной мизансцене, где персонажи, кажется, имеют почти сказочные отношения со своим окружением, когда они вплетаются в кадр и выходят за его пределы.
Немец тоже боролся с цензурой: его первая сольная режиссерская работа, Испытание на дороге , была запрещена до перестройки в середине 80-х, а с середины 70-х едва ли можно было снять фильм за десятилетие. Хотя я видел упоминание о том, что Тарковский назвал шедевр Германии 1985 года « Мой друг Иван Лапшин » «величайшим советским фильмом из когда-либо созданных», я так и не нашел первоисточника для этого (хотя я уверен, что он восхищался этим фильмом). Вместо этого я хотел бы выделить еще один фильм, который Тарковский определенно упомянул в интервью начала 80-х, где он назвал Германа третьим лучшим из своих современников: Двадцать дней без войны . В этом малоизвестном фильме рассказывается о солдатах, отправляющихся в отпуск и путешествующих далеко от жестоких фронтов Второй мировой войны в Ташкент в Узбекистане. Несмотря на то, что они находятся в недельной поездке от линии фронта, разрушительные усилия войны все еще присутствуют, и мрачный, грязный черно-белый мир кажется таким же призрачным, как блуждающая камера Германии.
Тени забытых предков (1965) и Цвет граната (1969)
Не было среди советских художников такого близкого отношения к Тарковскому, как у Сергея Параджанова. Уроженец Тбилиси армянин начал свою карьеру как довольно банальный режиссер в традициях соцреализма, но после просмотра фильма Тарковского « Иваново детство» у него зажглась лампочка. Следующие его фильмы сразу же превратились в произведения поэзии и портретной живописи, начиная с « Тени забытых предков » — истории несчастных влюбленных в Карпатах Украины. Взгляд Параджанова здесь поэтичен, но не затуманен, как раз наоборот — его символизм невероятно специфичен и этнографичен, возможно, делает его еще более непроницаемым на первый взгляд. Однако, как и в фильмах Тарковского, стиль Параджанова — это стиль, которому зритель должен отдаться, чтобы испытать его.
Его следующий фильм, который многие считают одним из великих шедевров, вышедших в СССР, Цвет граната доводит стиль Параджанова до еще большей крайности, полностью отказываясь от традиционного повествования и вместо этого рассказывая биографию поэта через стиль кинопроизводства, который можно описать только как поэзию в движении. Это аудиовизуальное пиршество для чувств, когда зрители направляются от композиции к композиции, не связанные вместе как связный набор последовательностей, а как будто они проходят через тщательно подобранную художественную галерею картин в движении. Это уникальное достижение и стиль, который Параджанов продолжал использовать в своих последних фильмах. К сожалению, он был заключен в тюрьму (снова) в 1970-х из-за своей бисексуальности и изо всех сил пытался вернуться в кинопроизводство до 1980-х. И в то время как Детство Ивана подтолкнуло Параджанова к тому, чтобы стать художником, которым он в конечном итоге стал, Тарковский в равной степени вдохновлялся работами своего друга по мере того, как их карьера продвигалась вперед. Они были не только источником вдохновения друг для друга, но и хорошими друзьями. Один из моих любимых анекдотов об этой паре был замечен документалистом Юрием Мечитовым на званом обеде, устроенном Параджановым, который говорил Тарковскому: «Андрей, ты, несомненно, талантливый режиссер, очень талантливый, но… ты не гений. ” Это заставило Тарковского затаить дыхание. «Потому что ты не гомосексуал и никогда не сидел в тюрьме».
Алекс Лей — писатель и режиссер. Он родился в Портленде, штат Орегон, получил степень бакалавра кинематографии в Государственном университете Монтаны и, поработав какое-то время в политике, переехал в Балтимор. Он проводит дни, работая за барной стойкой, бесконечно редактируя старые проекты, исследуя новые и время от времени публикуя тексты. Слова обычно можно найти на Frameland, Splice Today, в его информационном бюллетене CompCin для написания длинных форм и в Twitter для вещей, которые почти не пишутся.
Как кинематограф процветал в СССР
С тех пор, как в 1890-х годах появились первые фильмы, в обществах всех эпох, размеров и идеологий фильмы приводили нас в восторг.
А профессор Катриона Келли, профессор русского языка в Новом колледже, исследует, какой вклад одна советская киностудия внесла в этот длинный и красочный мир кино — как на экране, так и за его пределами.
Ленинградская киностудия «Ленфильм» была второй по величине киностудией в Советском Союзе после московской киностудии «Мосфильм». На пике своего развития в 19В 60-х и начале 1970-х, когда группа молодых кинематографистов начала снимать новые приключенческие фильмы, она выпускала до пятидесяти фильмов в год. Они варьировались от «Человек-амфибия » (1962), научно-фантастического фильма о человеке с акульими жабрами, до «Мальчик и девочка » (1966), фильма о праздничных отношениях двух молодых людей, который был запрещен сразу после выхода. .
С помощью архивных материалов и устных интервью профессор Келли использует Ленфильм, который был огромной кинофабрикой с более чем 4000 сотрудников, как окно в жизнь в СССР.
Пока на экране плавали люди-амфибии, сотрудники «Ленфильма» коллективно работали над процессом создания фильма, занимаясь бюджетом, поставкой оборудования и цензурой. Изучение того, как работала организация, дает нам необычный взгляд на роль Коммунистической партии в Советском Союзе.
«Партия была не просто идеологическим цензором. Это была единственная управленческая структура, объединявшая всю студию, от локации до париков и грима. Когда он исчез, студия развалилась», — говорит профессор Келли.
Взглянув на историю учреждения, можно также найти некоторые примеры более знакомых голливудских проблем, таких как люди, напивающиеся в лабораториях по обработке пленки, или штурмующие прочь со съемочной площадки, потому что режиссер ругался на них.
Но, несмотря на периодические вспышки гнева, Ленфильм снял много успешных фильмов. Среди них были такие, которые понравятся публике, как все поющая, все танцующая Свадьба в Малиновке , комедийная оперетта, действие которой происходит во время Гражданской войны в России, а также более серьезные или экспериментальные по тону фильмы, такие как «9» Алексея Германа.0154 Мой друг Иван Лапшин (1984).
«Фильмы часто характеризовались квазидокументальным, неореалистическим подходом к советскому обществу, а некоторые из них были довольно жесткими, — говорит профессор Келли.
Кадр из фильма Виталия Мельникова «Мама вышла замуж» (1969).
Одна из ее любимых — « Долгая счастливая жизнь » (1967) Геннадия Шпаликова, история любви о мужчине, который подвозит проезжающий мимо вагон, и женщине, которую он встречает в нем.
На пике популярности такие хиты, как Человек-амфибия , смотрели до 100 миллионов человек. Некоторые из них, такие как « Гамлет » Григория Козинцева и «Король Лир » или, что более удивительно, «
В начале 1970-х число зрителей начало падать, но фильмы оставались популярными, а некоторые из них остаются популярными. «Телевидение сократило аудиторию в кинотеатрах, но люди также жадно смотрели фильмы по телевизору.