Способы борьбы с девиантным поведением: Реабилитация девиантного поведения

Текстовая часть по Биологии на тему «Девиантное поведение подростков, нуждающихся в социальной помощи»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Биология»

на тему «Девиантное поведение подростков, нуждающихся в социальной помощи»

 

 

 

 

Выполнил студент группы:   22-СР2-9     

Специальность : 39. 02.01 Социальная работа

ФИО:               Романова В.С                    

Руководитель: _Буджиева О.В.                 

преподаватель АНПОО «Кубанский ИПО»

 

Подпись                                                     

 

 

 

 

 

                                               Краснодар, 2023

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………1

Глава 1. Понятие девиантного поведения ………………………………………..2

1.1. Классификация девиантного поведения подростков………………………3

1.2. Причины и признаки девиантного поведения у подростков………………4

1.3. Формы проявления девиантного поведения у подростков…………..……6

Глава 2. Методы профилактики и борьбы с девиантным поведением в России…………………………………………………………………………….10

2.1. Девиантность за рубежом…………………………………………………. .11

2.2. Способы общества борьбы с девиантностью в Америке…………………13

2.3.  Сравнение способов профилактики и борьбы с девиантным поведением в России и за рубежом…………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………….……15

Список использованных источников…………………………………………16

 

 

 

 

 

 

                                                ВВЕДЕНИЕ

Девиантное поведение — отклоняющееся поведение, при котором действия и поступки человека идут вразрез с установленными в обществе нормами. Одной из актуальных проблем действительности является распространение среди подростков употребление алкоголя, курения,наркомании, агрессивности и других форм проявления девиантного поведения.

Актуальность темы: выбранная мною тема очень актуальна в современном мире, так как девиантное поведение среди подростков, было, есть и будет в этом и заключается актуальность моей темы.

Так же чтобы исследовать данную тему я поставила перед собой цели и задачи.

Цель исследования: выяснить основные причины, формы, симптомы и типы девиантного поведения.

Задачи:

1.     Изучить теоретический материал, разобраться с различными формами  проявления девиантного поведения.

2.     Изучить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте.

3.     Интерпретировать все полученные результаты и сформировать выводы.

Объект исследования: подростки.

Предмет исследования: причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза: я предполагаю, что все подростки имеют склонность к проявлению девиантного поведения.

                                                          1

Глава 1. Понятие девиантного поведения

Определение девиантного поведения относится к действиям или поведению, которые нарушают социальные нормы или ожидания. Социальные нормы — это неписаные правила, которые определяют поведение и считаются приемлемыми для определенных социальных групп или культур. Значение девиантного поведения происходит от термина «отклоняться»так же его называют делинквентным, асоциальным, антисоциальным, что означает отклонение от нормального или приемлемого поведения или действия. Девиантное поведение часто называют девиантным действием.

Девиантные действия или поведение могут быть вызваны различными факторами, такими как расстройства личности, неправильные способности к обучению, отсутствие сильных образцов для подражания и плохая физическая подготовка. Девиантное поведение может выражаться как в простой одежде, например, в готической одежде, так и в серьезном проявлении, например, в поджоге чьего-то дома. Существуют различные формы девиантного поведения, которые могут различаться в разных обществах и культурах.

Девиантное поведение одна из важных проблем современного мира. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. Общество хоть и пытается всячески избавиться от такого вида поведения, но люди, называемые девиантами, всегда будут существовать.

Девианты – люди, которые не могут (по каким либо причинам), или же не хотят жить по установленным правилам и нормам в обществе. Девиантным поведением интересуются многие учёные из различных областей наук.Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых действий:изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя.

                                                          2

 

Проблема девиантного поведения одна из основных социальных  психологических проблем. Именно в подростковом возрасте наблюдается

скачек конфликтов с окружающими людьми, повышенной агрессией и других поступков, идущие вразрез с установленными в обществе нормами. Это связано с резким скачком гормонов  и перестройкой всего организма в целом.

1.1 Классификация девиантного поведения  подростков

Девиантность делят на три основные группы:

1.     Делинквентное (антисоциальное)

2.     Асоциальное  (аморальное)

3.     Аутодеструктивное (саморазрушение)

Делинквентное поведение – поведение, которое противоречит правовым нормам, угрожающее социальному порядку, любые действия запрещенные законом.

У подростков этот вид поведения проявляется как кражи, грабежи, мелкое хулиганство, а так же употребление или распространение наркотиков.

Асоциальное поведение – поведение, которое отклоняется от морально-нравственных норм, которое может разрушить межличностные отношения.

Может проявляться в агрессивном поведении, увлеченность азартными играми. В подростковом возрасте может проявляться в уходах из дома, систематической лжи, агрессивном поведении, примыкание к какой-либо субкультуре.

Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, может пагубно сказаться на дальнейшем развитии личности.

                                                         3

У подростков в современном мире такой вид поведения может проявляться в суицидальных наклонностях, переедание или же наоборот принудительное изнурение себя голодом, никотиновая или наркотическая зависимость.

Так же различают пять видов девиантного поведения:

1.

     Психопатологический, характеризуется проявлениями различных видов психических расстройств и заболеваний.

2.     Аддитивный вид характеризуется стремлением ухода от реальности с помощью искусственного изменения сознания или погружение в какой-либо род действий с целью поддержания интенсивных эмоций, например зависимость от видеоигр.

3.     Патохарактерологический вид представляет поведение, которое сформировалось в процессе воспитания. К этому виду стоит отнести психопатию и чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, при определенных обстоятельствах это может привести к нервным срывам, а также сильным конфликтам.

4.     Делинквентный, как я говорила ранее делинквентное поведение это антисоциальное поведение, этот вид выражается в антиобщественном поведение подростка, в действиях, которые могут нарушать социальный порядок, угрожать обществу или нарушать закон.

5.     Гиперспособности, характеризуется проявлениями одаренности, таланта, гениальности в какой-либо из сфер деятельности. Может проявляться в действиях, отклоняющихся от нормальных.

1.2 Причины и признаки девиантного поведения у подростков

Ученые определяют определенные причины-механизмы формирования девиантного поведения:

1.     Подросток может подражать определенному лицу, образцу, который может быть и антисоциальным героем.

                                               4

2.     Компенсация чего-либо, например неуспехи в учебе подросток может компенсировать «смелым» поведением в кругу сверстников.

3.     Стремление вырваться из гиперопеки родителей или же наоборот получить недостающее внимание.

4.      Объединение подростков в группы, необходимость в принадлежности и принятии определенной группой сверстников.

5.     Поведение полностью противоположное, навязанной «правильной» модели.

В общем, причины могут быть разные, но в основном их разделяют на:

психологические

семейные

социально-экономические

морально-этические факторы

Психологические особенности подростка тоже могут определять предрасположенность к девиантному поведению, например тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля и т. д.

Семейные причины девиантного поведения могут быть связаны с плохим отношением между родителем и ребенком, насилие в семье, оскорбления, асоциальное или криминальное поведение членов семьи, стрессы в семье.

Социально-экономические причины могут быть связаны с социальным неравенством между подростками, расслоения общества на бедных и богатых.

Искаженные морально-этнические факторы, т.е. искажённые понятия подростка о добре и зле, справедливости и несправедливости.

                                                         5

Признаками девиантного поведения могут являться:

1)    Отклонение поведения подростка от социальных норм. К такому поведению относятся любые действия, которые не соответствуют установленным правилам, законам или установкам общества, но стоит учитывать, что правила и установки социума со временем могут меняться.

2)    Действия или слова подростка, направленные на разрушение чего-либо. Выражается в стремлении нанести вред личности или окружающим людям.

3)    Многократно повторяющиеся действия, например воровство денег у родителей, что является делинквентной формой девиантного поведения.

4)    Поведение или мышление подростка, которое может отклоняться от нормы по медицинским меркам, девиантность всегда рассматривается в пределах медицинской нормы.

5)    Плохая социализация в обществе,выражается в неумение социализироваться в обществе и сохранять здоровые отношения со сверстниками.

6)    Повышенное проявление агрессии и частое возникновение конфликтов с окружающими людьми.

1.3 Формы проявления девиантного поведения у подростков

1.     Наркомания – это заболевание, которое выражается в психической или физической непреодолимой тяге к наркотикам.

Наркомания имеет социальные последствия, в состоянии эффекта подросток может нанести вред не только себе, но и окружающим людям.

                                                 

                                                       6

Последствия употребления наркотиков:

1)    Развитие психической и физической зависимости.

2)    Развитие тяжелых заболеваний.

3)    Отравления, передозировки, что может привести к смерти.

4)    ВИЧ\ СПИД

5)    Нарушение социальных связей.

6)    Связь с криминальными услугам

 

2.     Токсикомания – это также является заболеванием, оно подобно наркомании, выражается в непреодолимой тяге к употреблению токсических веществ: таблеток, оказывающие в большом количестве психотропные действия, транквилизаторы, употребление в большом количестве кофеина, в том числе энергетических напитков.

 

3.     Алкоголизм – это пристрастие к алкоголю и его употребление, возможно в больших количествах. Является хроническим заболеванием, характеризующееся пристрастием к алкоголю, с психической или физической зависимостью от него.

 

Причины алкоголизм у подростков:

1)    Самый распространенный мотив у подростков к употреблению алкоголя это жажда попробовать, что то новое любопытство и желание новых ощущений.

2)    Наследственность. Наиболее предрасположенные подростки к алкоголю это те, родители которых употребляли или употребляют алкоголь, во — первых подросток видит и берет пример от родителей, если родители употребляют алкоголь после его рождения, если же это происходило до его появления, то эта предрасположенность передается

                                                 7

генетически, так как у клеток есть память и эта дисфункция передаётся еще нарождённому ребенку.

 

3)    Стремление быть похожим на кого-то,например, на лидера компании, в которой может находиться подросток.

 

4.     Суицид или суицидальные наклонности подростка.

Суицид – это стремление нанести себе вред или преднамеренно закончить свою жизнь, как правило, самостоятельно и добровольно.

Причины суицида у подростков:

1)    Проблемы в семье, непринятие подростка в семье, повышенные требования родителей или же наоборот невнимание к подростку.

2)    Конфликты со сверстниками.

3)    Употребление наркотиков, алкоголя или психотропных средств.

4)    Нездоровое отношение к смерти, которое может быть связано с пренадлежанием подростка к какой-либо субкультуре, где могут романтизировать или популизировать смерть.

 

5.     Преступность – это негативное явление, представляющее собой социальные или уголовно-правовые нарушения. Представляет собой систему преступлений, совершенных в определенное время или на определенной территории.

Причины преступности несовершеннолетних:

1)    Неблагополучная обстановка в семье.

2)    Подстрекательство со стороны взрослого человека или того, кого подросток считает примером для подражания.

                                               8

3)    Асоциальное поведение одного или обоих родителей.                        

4)    Отсутствие крыши над головой или других базовых условий для жизни.

5)    Плохое общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        9

Глава 2. Методы профилактики и борьбы с девиантным поведением в России

Существует несколько видов профилактики девиантности:

·        Личностный. Проводится непосредственная работа с подростком, проявляющим отклонения в поведении. Психолог или врач проводит беседу с подростком, при необходимости назначает лечение.

·        Семейный. Организация влияния на семью, с целью предупреждения негативного воздействия на подростка или некорректного воспитания.

·        Социальный. Влияние на окружения подростка, возможно изменение социума, в котором находится подросток.

Факторы профилактики девиантного поведения у подростков:

1)    Организация благоприятной и безопасной среды для подростка. Так как подросток очень подвержен воздействию со стороны окружения, важно чтобы во время профилактики его окружали близкие и социально-безопасные люди.

2)    Кризисное консультирование, быстрая социальная помощь. Телефон доверия, на который ребенок или подросток может позвонить в любое время и ему окажут помощь.

3)    Информирование подростка об опасности проявления какой-либо формы девиации. Лекции в учебных заведениях и наглядные примеры последствий наркомании, хулиганства, токсикомании и т.д.

                                 

 

 

 

 

                                   10

Так же не менее важна заинтересованность родителей в этом вопросе.

 

Методы борьбы с девиантным поведением:

·        Воспитательные беседы. Если родители или учителя в школе заметили нестандартное поведение со стороны подростка, то стоит сначала начать с беседы, чтобы узнать причину такого поведения подростка.

·        Обращение к психологу или врачу, в зависимости от такого, какая форма девиантности у подростка.

·        Специальные образовательные программы, разработанные с учетом особенностей девианта. Психологи и специалисты, деятельность которых направленна на изучение данного вопроса утверждают, что девиация может являться результатом дисгармонии в самом человеке, его неудовлетворенности в собственном теле, в своем уровне жизни, здоровье, а также в общении с близкими людьми. Поэтому весомое профилактическое воздействие против отклоняющегося, асоциального поведения могут оказывать и специальные образовательные программы. Эти образовательные программы действуют таким образом, что информируют подростка о определенных последствиях, дальнейшего его проявления девиации.

2.1 Девиантность за рубежом

Зарубежом девиантное поведение и его виды толкуют немного иначе, чем в России. Я хочу рассказать про девиантность  в Америке.

В Америке различают только несколько типов девиантного поведения — это формальное и неформальное.

                                                         11

 Формальное девиантное поведение относится к действиям, нарушающим формальные законы, тогда как неформальное девиантное поведение относится к действиям, нарушающим социальные нормы. 

Как формальное, так и неформальное девиантное поведение может привести к негативным последствиям. Например, формальное девиантное поведение может привести к законным штрафам и аресту, а неформальное девиантное поведение может привести к навешиванию ярлыков обществом или его отвержение.

Формальные примеры девиантного поведения включают:

1.     Вломиться в дом соседа

2.     Кража конфет из местного продуктового магазина

3.     Домашнее насилие

4.     Пьянство под влиянием

5.     Распространение наркотиков

6.     Совершение убийства

Примеры неформального девиантного поведения включают:

1.     Ношение нижнего белья поверх одежды

2.     Стоять слишком близко к другому человеку

3.     Ковыряние в носу в общественных местах

4.     Опаздывать на важное мероприятие или встречу

5.     Разговор с едой во рту

Девиантность в американском обществе более распространена, чем в других странах мира. Частично это можно объяснить стремлением американцев к свободе. Так как главная тема американцев – это свобода, то это было ошибочно воспринято как свободное от законов и правил общество.

                                                        12

 

Это восприятие заставило большинство людей в Америке не подчиняться общественным нормам во имя достижения свободы.

2.2 Способы общества борьбы с девиантностью в Америке

1.     Лишение способности распоряжаться своими правами, наиболее известно в современном обществе как помещение человека в тюрьму. Идея этого метода реагирования на преступление состоит в том, чтобы оградить остальную часть общества от какой-либо опасности со стороны девианта, не давая преступнику совершать новые преступления, ограничивая его свободу. Но, правда в том, что многие девианты не меняют своего образа жизни, даже в тюрьме и поэтому большая их часть, выходя на свободу, возвращаются к преступлениям или другим формам проявления девиантности.

 

2.     Реабилитация, все больше этот способ получает поддержку, скорее всего это связано с развитием психологии и оказания моральной помощи людям, а так же развитием медицины. Основная цель этого способа состоит в том, чтобы изменить девианта таким образом, чтобы возвращаясь в общество из которого они вышли, они жили жизнью,соответствующей правилам и порядкам социума, и больше не возвращались к девиантному поведению.

 

3.     Формирование негативного отношения к наркотикам, преступности, токсикомании и т.д. с детства. В школах проводятся профилактические беседы и практические лекции с целью донести до детей или подростков последствия проявления девиантного поведения.

 

                                              13

2.3 Сравнение способов профилактики и борьбы с девиантным поведением в России и за рубежом

Изучив много информации по этому вопросу, в том числе и зарубежной я думаю, что способы борьбы и методы профилактики очень схожи, можно сказать одинаковые.

Но по мере изучения и прочтения материалов психологов, я поняла, что различия все таки есть. В нашем отношении к помощи.

Сейчас в России люди только начали обращаться к психологам за помощью, прислушиваться к ним и добровольно проходить лечение. В то время как в Америке уже давно практикуется семейная психология, помощь психолога в школе и т.д. Этому вопросу уделяется больше внимания, чем у нас.

Особенно это касается подростков. Вспыльчивость подростков, их антисоциальные  действия взрослые чаще всего списывают на гормоны и не разбираясь в проблеме из за которых подросток себя так ведет решают перетерпеть, наказать, поругать, тем самым вызывая еще больше причин продолжать дальше вести себя так.

Но правда в том, что таким поведением подросток может просить помощи, привлекая внимание и совершая антисоциальные поступки. Не все подростки могут поделиться своими переживаниями с родителями или признаться в чем то.

Я думаю, что взрослым людям, которые окружают подростка, стоит быть более чуткими и внимательными по отношению к подростку с проявлением девиантного поведения, ведь подросток только учится быть взрослым, ему многое не понятно и в том числе как себя вести. Подросток еще никогда не был взрослым, а взрослые уже были подростками и именно поэтому стоит прислушиваться к тем, кто просит помощи, даже не стандартным способом.

                                                     14

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Девиантность в обществе может варьироваться в зависимости от того, какое поведение общество считает девиантным, а какое поведение считается нормальным. Каждое общество определяет девиантное поведение по-своему. В каждом обществе существуют формальные законы и правила, а также неформальные социальные нормы, направленные на то, чтобы запретить людям совершать девиантные действия. Часто люди, совершающие девиантные действия или поведение, воспринимаются обществом негативно и обычно подвергаются наказанию или изгнанию.

Хотя девиантность в обществе обычно рассматривается как нечто негативное, существуют и положительные аспекты, которые могут быть результатом девиантного поведения в обществе. Например, девиантное поведение может привести к социальным изменениям. Нередко поведение, которое когда-то считалось девиантным, теперь рассматривается как приемлемое. Это также может помочь людям приспособиться к определенным изменениям, таким как изменения в модных тенденциях или изменениях образа жизни. Кроме того, девиантность в обществе может позволить определенным группам и отдельным лицам повысить осведомленность об определенных проблемах. Например, проведение митингов для привлечения внимания к какой-либо проблеме.

 

 

 

 

 

                                                    15

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

                                      Электронные ресурсы:

1.     https://rdsh.education/blog/event/deviantnoe-povedenie-u-detej-i-podrostkov/

2.     https://novokubanskiy.ru/presscenter/news/prichiny-soversheniya-prestupleniy-nesovershennoletnimi/?clear_cache=Y

3.     https://urok.1sept.ru/articles/532966

4.     https://articlekz.com/article/13538

 

                                Книги и монографии:                             

5.     Никитин В.А «Девиантное поведение подростков» — стр.272

6.     Змановская Е.В «Девиантология (психология отклоняющегося поведения)» — стр. 16

7.     Змановская Е.В «Девиантное поведение личности и группы» — стр.58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      16

Основные классификации методов, используемых в Японии для предупреждения и борьбы с девиантным поведением молодежи

 

               

Интернационализация современной жизни людей сопровождается интернационализацией преступности и распространением ее типичных закономерностей, тенденций и форм на другие регионы и страны, что обуславливает необходимость не только изучения факторов девиантного поведения молодежи, являющихся общими для всех государств, но и критической оценки опыта противодействия асоциальным явлениям в этих странах. Изучение современного японского опыта эффективного противодействия асоциальным и общественно опасным явлениям в молодежной среде позволит определить новые пути решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением молодежной девиации в российской практике.

Ключевые слова: общество, социальное окружение, молодежная девиация, девиантное поведение.

 

Cущность молодежной девиации определяется взаимодействием биологических, социальных и психологических детерминант. Ее природа обусловлена, как правило, комплексом различных факторов: социальное и расовое неравенство, урбанизация, миграция, последствия развития информационного общества, территориальные, национальные, климатические условия, возрастание интенсивности жизни и деятельности людей, ломка традиционных жизненных ориентиров, ослабление традиционных навыков социализации, трансформация системы ценностей и др.

Большинство исследований по проблемам борьбы с молодежной девиацией и мерам ее предупреждения в Японии относятся к 1980?м и 1990?м гг. Вместе с тем ситуация, сложившаяся в 2000?е гг., практически не изучена.

Тщательного изучения требует эффективность системы современных превентивных мер в области девиантного поведения в молодежной среде, проводимых в Японии государством и общественностью.

Политика Японии в сфере преодоления девиантного поведения молодежи имеет свою специфику. Многолетний опыт борьбы правительства страны с поведенческими отклонениями в подрастающем и молодом поколениях, основанный на сочетании традиционных превентивных мер с инновационными, позволяет говорить о его универсальности.

Особый интерес представляют теоретические концепции и подходы к определению сущности государственной политики, связанной с преодолением и предупреждением девиантного поведения в молодежной среде, а также причины и факторы, обусловливающие отклоняющееся поведение подрастающего поколения.

 

Основные причины преступности среди молодежи                     

 

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире — одна из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность методами управления обществом.

Специалистами в области работы с несовершеннолетними преступниками высказываются и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовершеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает «распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъемлемых прав детей на получение воспитания и образования, проживание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома»[1].

Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступности несовершеннолетних в своей стране и японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ростом благосостояния и его последствиями: стрессами, связанными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушением традиционных семейных ценностей, проявлениями индивидуализма.

Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследования также показывают, что среди несовершеннолетних правонарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.

«Серьезной проблемой для японских школ признается отсутствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассниками»[2].

И все же в Японии отмечается низкий уровень развития преступности, в частности, среди молодежи.

 

Японская система дошкольного образования           

 

Японские исследователи К. Миядзава, Х. Хаями и Ч. Тояма-Биалке объясняют это явление особым отношением к детям в японских семьях и школах.

Образование и социализация подростка характеризуются наличием тесной эмоциональной связи между участниками этого процесса. Благодаря этому нормы поведения и моральные ценности, принятые во взрослом обществе, легче передаются подрастающему поколению.

Целенаправленная деятельность властей страны сосредоточена на высоком уровне стандартизации образования. В этом отношении Япония похожа на Францию и Швецию, где система дошкольного образования также регулируется центральной бюрократией, и отличается от США и Великобритании, где эти организации управляются, как правило, местными муниципалитетами.

«Приучение детей к дисциплине, строгий контроль их обучения, полная и всесторонняя стандартизация учебных программ на общенациональном уровне — вот те средства, которые применяет государство для повышения эффективности использования своих людских и материальных ресурсов» [1].

В настоящее время в Японии существуют два вида дошкольных организаций: детские сады (иочиэн) и так называемые дневные центры (хойкуэн). Первые принимают детей, уже достигших 4—5 лет, которые проводят в этом учреждении лишь несколько часов в день. Дневные же центры функционируют обычно с 7 утра до 6—7 часов вечера, и возраст детей в них намного шире: от 6 месяцев до 6 лет. Как правило, дневные центры посещаются детьми работающих родителей. И если детские сады относятся к юрисдикции Министерства образования, то дневные центры управляются Министерством здравоохранения и благосостояния населения.

Число дневных центров в Японии за последние 20 лет постоянно росло. Ныне их уже более 22 тыс. с общим числом детей 2 млн[3].

Треть всех поступающих в начальную школу детей — выпускники дневных центров. Эти учреждения играют все более важную роль в «определении лица» будущего поколения японцев, подготавливая их не только к школе, но и жизни в целом, а также, в первую очередь, к будущей трудовой деятельности.

Расширение системы дошкольного образования в Японии во многом связано с изменениями в структуре рабочей силы, в частности, повышением удельного веса японок, работающих вне дома и полный рабочий день. В середине 1990?х гг. они составляли уже 40% всей рабочей силы [1].

Рост занятости женщин, идущий параллельно с интенсивной нуклеаризацией семей, актуализировал необходимость создания сети детских дошкольных учреждений (особенно ввиду отсутствия в Японии института детских нянь, существующего, например, и США). И хотя в стране по-прежнему широко распространено убеждение, что до 3—4?х лет ребенку лучше оставаться дома с матерью, тем не менее очевиден отход от стереотипов.

Примером конкретного применения программ и методов дошкольного образования в Японии может послужить дневной центр Кацура, расположенный в юго-западном районе Киото. Центр посещают 110 детей в возрасте от 3?х месяцев до 6?ти лет (возраст подавляющего большинства — 3—5 лет). Штат центра — 23 человека, получившие специальное образование (все женщины). Большая часть педагогов в возрасте 20—25 лет, что обусловливает значительную текучесть кадров: в среднем ежегодно около 6?ти женщин покидают центр в связи с замужеством или рождением ребенка. На одного педагога приходится в среднем от 3 детей годовалого возраста до 25 шестилеток. Как правило, в каждой группе присутствуют дети с теми или иными физическими недостатками, которые максимально возможно интегрируются во все виды деятельности центра.

Все происходящее с воспитанниками регулируется специальными предписаниями Министерства здравоохранения и благосостояния. Так, утро в центре начинается с обязательной групповой переклички, где каждый ребенок должен «громко и отчетливо» назвать свое имя. Затем все присутствующие хором приветствуют педагогов и детей из других групп, гостей и др. Такая утренняя «процедура», занимая 30—40 минут, с ранних лет приучает юных японцев к коллективизму и порядку.

 

Все начинается с детства     

 

Главная цель дошкольного воспитания в Японии — выработка самостоятельности, стремления добиваться полноценного выполнения ребенком поставленных перед ним целей и задач, ощущения различий между формальным и неформальным поведением одновременно с закреплением привычек и обычаев, подходящих для жизни в группе (включая в первую очередь удовольствие от общения с другими членами группы).

Все формы социализации, параметры знаний и умений детей, режим дня и прочее четко регламентированы документами министерства, поступающими в дневные центры в огромных количествах. Каждый воспитатель получает подробный и детальный еженедельный, ежедневный и ежегодный план, которому он должен неукоснительно следовать. Кроме того, существуют так называемые рабочие планы, в которых выделены на год вперед все важные организационные мероприятия, проводимые в дневном центре: общие праздники и дни рождения, спортивные и родительские дни и др.

При этом регламентирована не только сама необходимость этих мероприятий, но и манера и способы их проведения, а также списки обязательных приглашенных. Все это «не только позволяет преподавателям лучше координировать свою деятельность во времени и пространстве, но и представляет собой такой набор взаимосвязанных организационных процессов, благодаря которым создастся особый японский порядок» [1].

Цель дошкольного образования — «трансформировать сырьевой материал, которым являются маленькие дети, в социально приемлемый продукт» [1]. С самого раннего детства этот процесс протекает гораздо более бюрократизированным и институированным образом, чем в большинстве других государств. Стандартизация дошкольного образования позволяет превратить процесс социализации детей в процесс проникновения государства в жизнь любого индивида во имя достижения единства, стабильности и экономического прогресса.

Характерной чертой системы дошкольного воспитания в Японии также является тесное общение преподавателей, проходящее в неформальной обстановке не менее двух раз в месяц.

Как правило, встречи, которые устраиваются в субботу, во второй половине дня, когда детское учреждение официально уже закрыто, начинаются совместным исполнением гимна. На этих собраниях, которые часто посещают представители местной администрации и родители, преподаватели обсуждают задачи центра на ближайшее время, делятся опытом друг с другом (в течение года должен выступить каждый, даже самый юный сотрудник). Подобные встречи не только помогают решить все возникающие в центре проблемы и «создают определенный организационный порядок, еще более усиливающий стандартизацию и унификацию дошкольного образования, но и представляют собой метод идентификации проблем и решения их внутри организационной системы» [1. С. 54].

Преподаватели в детских садах, как и персонал многих фирм и компаний Японии, представляют собой чрезвычайно гомогенную группу. Это касается не только их социального, материального и семейного положения, но и общих взглядов на жизнь. Такое положение, хотя и минимизирует вероятность конфликтов внутри учреждения, одновременно нередко препятствует внедрению новейших методов воспитания в детских учреждениях этой страны.

Таким образом, система дошкольного воспитания в Японии, будучи не менее развитой, чем в других индустриальных странах Запада, имеет свою специфику. Эта специфика обусловлена:

совпадением основных составляющих этой системы с существующими в других секторах японского общества, в т.ч. крупных фирмах и компаниях;

существованием неотъемлемой взаимосвязи между индивидуальной социализацией и организационным поведением, поскольку дети учатся в первую очередь взаимоотношениям в группе;

четкой организацией всей системы работы, практически исключающей любые потери времени.

Такое взаимодействие институтов социализации и ее объектов во многом обусловливает большую восприимчивость подрастающего поколения Японии к ценностям и нормам взрослых. Любое же проявление девиации в большинстве случаев вызывает у подростков отторжение.

 

Роль общества в воспитании молодежи          

 

В работах Х. Токуока, Ш. Йонекава и Р. Йодера решающую роль в формировании девиантного поведения молодежи играет общество и социальное окружение. Х. Токуока поддерживает гипотезу С. Коэна о том, что общество «навешивает ярлык» девианта на подростков, поведение которых не укладывается в жесткие рамки социальных норм, и тем самым провоцирует проявление более жестоких форм девиации. С этой точкой зрения согласен и американский исследователь Р. Йодер, проводивший исследования в средних школах пригородов Токио на протяжении 15 лет. Р. Йодер считает, что строгий контроль со стороны общества и социальные табу одинаково негативно влияют как на подростков из среднего класса, так и из низших социальных слоев. Японский ученый Ш. Йонекава также соглашается с мнением, что социальное неравенство оказывает влияние на динамику девиантного поведения. Обращаясь к статистическим данным, он утверждает, что из всех нарушителей закона о несовершеннолетних Японии большинство составляют представители низших слоев общества, которые неспособны к обучению и не ставят себе цель получения высшего образования.

Японские исследователи А. Кадоваки и М. Таки утверждают, что основной причиной девиации подростков является нехватка навыков социализации. В исследованиях по изучению изменения нравственных ценностей подростков, проведенных А. Кадоваки в 1976—2000 гг., наглядно показано, что молодому поколению, скорее, свойственны апатия в отношении социальных норм, нежели агрессия и открытое противостояние этим нормам. Подобная тенденция наблюдается и в части межличностных отношений подростков.

Проблема ослабления социальных навыков среди подростков является главной в работах М. Таки, который на примерах конкретных случаев в школе показывает, что современные японские школьники стали меньше заботиться об окружающих. Данные его исследования наглядно демонстрируют, что одной из причин, вызывающих стресс школьников, являются их непростые отношения со сверстниками. М. Таки выявляет сильную взаимосвязь между самим стрессом, источником стресса и девиантным поведением. Он предлагает так называемую «Программу по поддержке сверстников», целью которой должно стать разрешение проблем социализации школьников для снижения уровня девиации. В частности, наладить отношения подростков внутри возрастных групп с помощью так называемого «тренинга для улучшения навыков социализации» — воссоздать традиционные для японского общества виды совместной деятельности детей и подростков, помогающих им идентифицировать себя с определенной социальной группой.

 

Факторы девиантного поведения молодежи            

 

В настоящее время проблема преступлений, совершаемых представителями молодежи, неразрывно связанная с девиантностью, проникла на Запад, тем самым инициировав довольно противоречивые споры в этой области.

С одной стороны, с учетом общего низкого уровня преступности в стране острая проблема молодежной преступности в Японии не существует. С другой стороны, пожиная плоды экономического прогресса, в нынешнем молодом поколении японцев наметились: дезориентация в социальных проблемах, отход от традиционных канонов воспитания, утрата связи поколений. Это, несомненно, негативно влияет на психологическое состояние молодых японцев и, как следствие, ухудшает криминогенную обстановку в стране.

В прошлом экономика Японии строилась на семейном принципе: при системе пожизненного найма человек ассоциировал всю свою жизнь с фирмой, предприятием. Сейчас складывается иная система, которая предоставляет человеку преимущества не потому, что он является служащим фирмы, а исходя из его личных способностей. От неспособных стараются избавляться, и для Японии это совершенно новый подход. Хотя старшее поколение выступает против развития индивидуализма, его стимулирует само развитие экономики, что опровергает опасение возврата по мере взросления молодежи к коллективным системам ценностей.

Индивидуализм японской молодежи — не подражание Западу (например, индивидуализму молодых американцев, которые выросли в христианской культуре), а в первую очередь протест против насилия коллективного, группового сознания прежней эпохи. Так, например, стремление зарабатывать деньги разными способами, оптимальными для себя, не встраиваясь в какую-то структуру, — доминирующая цель современной японской молодежи.

«Особую озабоченность японской полиции вызывает рост молодежной преступности, стремящейся к созданию своих независимых формирований»[4]. Эта тенденция поддерживается некоторыми направлениями в развитии современной технологии, в частности, информационно-компьютерными. Японская молодежь становится все более разобщенной, но при помощи Интернета она на мировом уровне получает новые, очень широкие связи. Если раньше японцы самоутверждались только в рамках японского общества, теперь при помощи компьютерных технологий они получили возможность находить единомышленников в разных концах Земли, что открывает много направлений для выявления индивидуальных способностей. Причины роста индивидуализма коренятся не столько в субъективных настроениях молодежи, сколько являются следствием объективного развития экономики.

Таким образом, в качестве доминирующего фактора девиантного поведения молодежи выделяются не только социальные составляющие, но и влияние экономических и психологических факторов.

 

Борьба и предупреждение девиации среди молодежи    

 

Для преодоления негативных тенденций полиция Японии продолжает искать новые методы профилактики преступлений и совершенствовать систему предупреждения преступлений.

Х. Фудзита, Й. Накано, М. Миней, К. Шварценеггер, А. и М. Метцлеры посвятили многие работы анализу форм профилактики и борьбы с проявлениями девиации в подростковой среде. Их мнения объединяют сразу два подхода к определению методики предупреждения девиации: криминологический и социологический.

В частности, К. Шварценеггер и Х. Фудзита уделяют внимание законодательным инициативам правительства Японии, проводя исследование результативности реформ в области образования и ювенальной юстиции. Усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной

Й. Накано и М. Миней также исследуют перспективы эффективной профилактики девиантного поведения школьников и возможности дальнейшего реформирования системы образования Японии. В частности, Й. Накано предлагает более широко использовать некоторые программы, направленные на предотвращение девиации, уже действующие в ряде школ Японии. Цель этих программ — укрепление взаимодействия между школой, семьей и жителями районов, предоставляя школе право быть ведущим субъектом этой взаимосвязи. М. Миней также считает, что развитие структуры, включающей школу, семью и местное сообщество, является важнейшим фактором снижения уровня девиации подростков.

А. и М. Метцлеры, проводя исследование японских исправительных учреждений для несовершеннолетних, отмечают их высокую эффективность. Несмотря на то что многие процедуры по реинтеграции молодых правонарушителей в общество представляются достаточно жесткими, их действенность не подвергается сомнению, т.к. процент рецидивных правонарушений среди подростков, выпущенных на свободу после пребывания в исправительных учреждениях, ничтожно низок.

Мероприятия, проводимые в Японии в рамках государственной политики по борьбе и предупреждению девиации в молодежной среде, показали весьма высокую результативность.

Реформирование школьной образовательной системы и внесение поправок в закон о несовершеннолетних оказали положительное влияние на тенденцию развития девиантного поведения подростков. Несмотря на ряд недостатков, они могут считаться эффективными мерами государственной антидевиантной политики.

Усиленный контроль над деятельностью школы по воспитанию подрастающего поколения обеспечил интеграцию молодежи в современное общество, укрепление нравственности и морали в молодежной среде.

Стимулирование деятельности общественных организаций, создание которых было инициировано центральным советом по образованию, привело к улучшению взаимосвязи между семьей, школой и районной общиной, создав своеобразную социальную систему, которая является залогом усиления роли общества в борьбе с девиацией молодежи.

Общественность в Японии играет основополагающую роль в процессе предупреждения преступности. Законодательные инициативы и специализированные программы правительства не были бы столь действенны, если бы не находили своевременный отклик и поддержку в обществе.

Адресный характер антидевиантной политики правительства Японии, ярко выраженный в последние десятилетия, сконцентрирован на профилактических мерах в средних и старших классах школы, а также мерах, позволяющих объединить усилия правительства, семьи, школы и общественности страны в целях предупреждения девиантного поведения молодежи. Доминантой антидевиантной политики Япония являются такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников.

В политике, проводимой государством в отношении молодого поколения, активно используется система общественных регуляторов, в частности, традиционное для японцев чувство привязанности к определенной социальной группе, идентификации себя с ней как основной инструмент социального контроля, сдерживающего развитие девиации в молодежной среде.

Данные министерства юстиции и национального полицейского агентства Японии, которые представляют собой не только исследовательскую базу, но и являются основой политологических, социологических и криминологических исследований для большинства зарубежных авторов, свидетельствуют, что антидевиантные меры правительства Японии, принятые на государственном уровне после экономического кризиса 1990 г. в связи с ростом молодежной преступности, представляются достаточно эффективными, т.к. положительно повлияли на динамику снижения подростковой преступности в последующие годы[5].

Выявленная динамика развития законодательной базы государственной политики Японии связана с ее большей ориентацией на предупреждение и борьбу с девиацией в молодежной среде, что подтверждается, в частности, неоднократным пересмотром законодательных актов в области образования и ювенальной юстиции. Наиболее значимыми последствиями принятых законодательных инициатив стали интеграция в процесс обучения детей и молодежи из всех социальных слоев, а также то, что местные школьные администрации получили возможность корректировать деятельность образовательных учреждений самостоятельно в зависимости от ситуации в регионе.

Изменения в законе о несовершеннолетних расширили права жертв преступлений и наряду с другими изменениями позволили привести японское ювенальное законодательство в соответствие с международными нормами и стандартами. Несмотря на то что последние изменения закона о несовершеннолетних предусматривают ужесточение наказания за тяжкие преступления и снижение возраста наступления уголовной ответственности, в целом ювенальное законодательство Японии носит реабилитационный характер.

Правительству Японии удается поддерживать один из самых низких среди развитых стран мира уровней подростковой преступности, которая не обладает такой типичной для стран Запада особенностью, как излишняя агрессивность девиантов. Данный факт опровергает мнения, насаждаемые СМИ, о том, что действующий социально-политический курс страны утратил свою эффективность в предупреждении девиации и подростковая преступность за последние годы отличается особой жестокостью по сравнению с предыдущими периодами. Напротив, число наиболее тяжких преступлений подростков (разбойных нападений, насилий и убийств) в указанный период находилось на уровне 1% от общего числа правонарушений несовершеннолетних. В последние же годы оно стабильно снижается.

 

Заключение        

 

На основе анализа японского опыта противодействия девиации в молодежной среде автором разработаны рекомендации, направленные на оптимизацию взаимодействие школы, семьи и общественности, повышение действенности системы образования, усовершенствование уголовно-процессуальной системы РФ. Главная цель этих мероприятий — усиление эффективности государственной политики, направленной на профилактику и борьбу с отклоняющимся поведением молодежи.

Рекомендации, в частности, предусматривают:

реформирование системы среднего образования в целях приведения ее в соответствие с современными требованиями информационного общества к рабочей силе, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс;

создание специальной системы организации внеучебной деятельности несовершеннолетних как составной части средних учебных заведений, предполагающей участие в ней каждого школьника вне зависимости от его социального и материального положения;

реформирование системы подготовки педагогических кадров, их соответствие требованиям современного рынка труда, международным стандартам квалификации школьных педагогов;

усиление контроля качества общего образования школьных педагогов, повышение их психологической подготовленности и компетентности;

разработку специального ювенального законодательства, регулирующего отношения с несовершеннолетними, а также учреждение системы ювенальной юстиции, обладающей не карательным, а реабилитационным характером в отношении несовершеннолетних.

 

Литература

Ben-ari E. Japanese childcare: An interpretive study of culture and organization. — L.; N. Y.: Kegan Paul International, 1997. — X, 175 pp. — (Jap. studies ser.).

[1] http://truport.ru/foo_page2/vospdelikvizd_15.html

[2] Там же.

[3] 60% всех дневных центров официально принадлежат государству, остальные же, хотя и находятся в частном владении, должны быть официально зарегистрированы в Министерстве здравоохранения и благосостояния, которое не только руководит процессом обучения, но и нередко субсидирует их деятельность [1].

[4] http://japantoday.ru/japanaz/p12.shtml

[5] Так, общее число преступлений подростков в стране увеличилось на четверть с момента начала экономического кризиса в 1990 г., однако в последующие 10 лет показатели молодежной девиации неуклонно снижались. Спецификой форм девиации подростков в Японии является преобладание административных и уголовных правонарушений низкой степени тяжести, таких как кража и растрата чужого имущества, а также так называемых издевательств над одноклассниками. Особенность возрастной структуры девиации — наибольшее представительство подростков в возрасте 14—16 лет, т.е. школьников средних и старших классов.

 

Девиация и контроль | Введение в социологию |

Девиантность, преступность и социальный контроль

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение девиантности и объяснять природу девиантного поведения
  • Различие методов социального контроля
Большая часть привлекательности зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм. (Фото предоставлено Cassiopeija/Wikimedia Commons)

Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, девиация является нарушением установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (1906). Это может быть как незначительное, как ковыряние в носу на публике, так и серьезное, как совершение убийства. Хотя слово «девиантность» в повседневном языке имеет негативный оттенок, социологи признают, что девиантность не обязательно плоха (Schoepflin 2011). На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную секцию» автобуса, а девятка из Литл-Рока нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.

«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие (Becker 1963). Прослушивание вашего iPod по дороге на занятия считается приемлемым поведением. Прослушивание вашего iPod в 14:00. Лекция по социологии считается грубой. Прослушивание вашего iPod во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, следовательно, оштрафованы или заключены в тюрьму.

Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены. Является ли действие девиантным или нет, зависит от реакции общества на это действие.

Почему я вожу катафалк

Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?

Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую ​​нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.

Билл признался, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?

Шёпфлин предположил, что, хотя вождение катафалка рассматривается как выход за рамки общепринятых норм, это настолько легкая форма отклонения, что фактически становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и ты , безусловно, сможешь это сделать». Такие анекдоты напоминают нам о том, что, хотя девиантность часто рассматривается как нарушение норм, она не всегда рассматривается в негативном свете (Schoepflin 2011).

Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)

Social Control

Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и соблюдение норм. Основная цель социального контроля состоит в том, чтобы поддерживать социальный порядок , набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь. Думайте о социальном порядке как о руководстве для сотрудников, а о социальном контроле — как о менеджере. Когда работник нарушает правила рабочего места, менеджер вмешивается, чтобы обеспечить соблюдение правил; когда сотрудник делает исключительно хорошую работу по соблюдению правил, менеджер может похвалить или повысить сотрудника.

Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это вознаграждение за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.

Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неофициальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные порицания, тогда как поведение, воспринимаемое как положительное, например, помощь старику переносить сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.

Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.

В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.

Формальные и неформальные санкции могут быть положительными или отрицательными. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях, тогда как формальные санкции официально обеспечивают соблюдение норм.
Неофициальные/официальные санкции
Неофициальный Официальный
Положительный Выражение благодарности Повышение на работе
Отрицательный Гневный комментарий Штраф за парковку

Резюме

Девиантность – это нарушение норм. Является ли что-то девиантным или нет, зависит от контекстуальных определений, ситуации и реакции людей на поведение. Общество стремится ограничить девиантность за счет использования санкций, помогающих поддерживать систему социального контроля.

https://www.openassessments.org/assessments/1121

Глоссарий

отклонение от нормы
нарушение контекстуальных, культурных или социальных норм
формальные санкции
официально признанные и применяемые санкции
9011 2 неофициальные санкции
санкции, применяемые при личных встречах взаимодействия
негативные санкции
наказания за нарушение норм
позитивные санкции
поощрения за соблюдение норм
санкции
средства обеспечения соблюдения правил
общественный контроль
регулирование и соблюдение норм
общественный заказ
9 0114 набор практик и моделей поведения, на которых члены общества основывают свою повседневную жизнь

Дальнейшие исследования

Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, стремящихся улучшить жизнь людей, на http://openstaxcollege.org/l/Positive_Deviance.

Каталожные номера

Беккер, Ховард. 1963. Аутсайдеры: исследования в области социологии девиантности . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Шопфлин, Тодд. 2011. «Девиант за рулем?» Блог Everyday Sociology, 28 января. Проверено 10 февраля 2012 г. (http://nortonbooks.typepad.com/everydaysociology/2011/01/deviant-while-driving.html).

Самнер, Уильям Грэм. 1955 [1906]. Народные обычаи. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Довер.

 

Лицензии и атрибуты

Контент по лицензии CC, ранее опубликованный
  • Введение в социологию 2e. Автор : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://openstax. org/books/introduction-sociology-2e/pages/1-introduction-to-sociology. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на http://cnx.org/contents/[email protected]

Предыдущая

Следующая

Как решать проблемы девиантности и неуспеваемости в школах

Вокруг Доминики и Карибского бассейна прошли очень важные дебаты о том, как лучше всего решить проблему девиантности и неуспеваемости среди учащихся начальной и средней школы. Эти две основные проблемы наиболее очевидны среди наших мальчиков.

Во-первых, в официальных файлах нашего Министерства образования и других официальных файлах в офисах директоров, заместителей директоров и школьных советников в Доминике есть убедительные доказательства, которые ясно демонстрируют, насколько серьезна эта проблема. Кроме того, в отчете OECS за 2006 год о причинах и решениях проблемы недисциплинированности и насилия в наших школах предложены решения, которые нам срочно необходимо внедрить во всех наших начальных и средних школах. Таким образом, как родители, учителя, директора, консультанты и работники системы образования, мы не должны сомневаться в серьезности этих проблем. Кроме того, мы очень хорошо знаем, каковы основные причины, следствия и решения этих проблем; поэтому все мы прекрасно знаем, что еще одно расследование или расследование не решит эти проблемы.

Даже для слепых совершенно ясно, что нам нужно немедленно назначить нужных людей, которые являются профессионально подготовленными приверженцами дисциплины с твердым характером и моральными устоями, для управления теми начальными и средними школами, которые не успевают в учебе и стали рассадник преступников! Слишком многие из наших родителей, учителей, школьных администраторов, консультантов и чиновников продолжают баловать некоторых учащихся преступным поведением. Затем они кажутся шокированными, когда такое поведение перерастает в трагические инциденты.

Во-вторых, всем нашим учителям, директорам, заместителям директоров и руководителям отделов необходимо установить и внедрить более высокие стандарты дисциплины и успеваемости во всех наших начальных и средних школах. У нас достаточно информации; что нам нужно, так это разумное руководство и действия на всех уровнях образования, начиная с дома и школы!

Кроме того, нам необходимо возложить на родителей и самих учащихся более высокий уровень данной Богом ответственности за достижение совершенства. Мы требуем слишком мало от наших родителей и учеников, чтобы они брали на себя ответственность за обучение и воспитание своих детей. Сейчас мы сталкиваемся с жестокими последствиями родительского пренебрежения и безответственности дома. Нашим СМИ и церквям необходимо принять участие в этой неотложной борьбе за то, чтобы родители ежедневно заботились о своем доме и детях!

Об очень серьезном вопросе увеличения случаев гомосексуализма и лесбиянства в наших школах и обществе в целом; Святое Слово Божье, Святая Библия, очень ясно дало окончательный вердикт Всемогущего Бога по этому вопросу; а слова, которые использует Божья Святая Библия, — «мерзость пред Богом!».

Это действительно очень сильные и серьезные слова, к которым никогда не следует относиться легкомысленно ни нашим работникам образования, ни кому-либо из нас. Существует очень серьезная потребность в профессиональном психологическом консультировании, обильных молитвах об исцелении и духовной помощи для любого из наших учеников, учителей, директоров и других в наших школах и системе образования, а также в обществе в целом, у которых есть эта проблема. Наши церкви должны решительно высказываться по этому вопросу и играть свою законную роль духовных авторитетов на благо нашего общества.

Всем нам должно быть абсолютно ясно, что проблемы девиантности и неуспеваемости необходимо решать дома и в рамках отдельной школы. Это требует очень тяжелой и упорной ежедневной работы с Божьей помощью. Ключевыми заинтересованными сторонами являются наши родители, учителя, директора, заместители директоров и сами учащиеся. Мы те, кто отвечает за решение этих проблем на ежедневной основе. Вот где нужно найти решение!!

Кроме того, каждая школа должна иметь план стратегического управления и развития, в котором основное внимание уделяется рассмотрению и решению всех вопросов дисциплины, управления классом, академической и технической успеваемости, безопасности и других оперативных вопросов. Наши матери, отцы, бабушки и дедушки, тети, дяди и другие члены семьи — это люди, которые в первую очередь должны обучать, дисциплинировать и воспитывать каждого ребенка в Божьей любви дома. Семья – это первая школа. Нам необходимо восстановить этот основной принцип в образовании. Кроме того, каждая школа должна обладать необходимыми знаниями в области управления и персонала школы для разработки, ввода в эксплуатацию и оценки плана стратегического управления и развития школы, а также для реализации решений.

Наконец, необходимо четко понимать, что ни один исследователь или исследователь, даже в качестве подготовленного эксперта, не может решить проблемы девиантности и неуспеваемости в наших школах. Важнейшие области, в которые Министерству образования необходимо продолжать инвестировать, чтобы способствовать успеху в образовании, следующие. Пожалуйста, давайте продолжим инвестировать гораздо больше в:

1) Значительное увеличение количества возможностей обучения для наших преподавателей, лекторов, заместителей директоров и директоров на уровнях бакалавров, магистров и докторов наук по широкому спектру специальностей, включая академические, технические и профессиональные дисциплины. Это гарантирует, что все наши дошкольные, начальные и средние школьные учителя и преподаватели имеют профессиональную подготовку и квалификацию для преподавания, прежде чем они приступят к преподавательской деятельности.

2)    Нанять гораздо больше учителей-мужчин, чтобы в каждой начальной и средней школе было равное количество учителей-мужчин и женщин. Это будет иметь большое значение для повышения уровня дисциплины. Кроме того, это дало бы нашим ученикам мужского и женского пола больше положительных мужских образцов для подражания. Многие из наших студентов не имеют положительных мужских образцов для подражания дома.

3)    Необходимо быстро увеличить количество технических и профессиональных предметов, предлагаемых во всех наших начальных и средних школах, а также в Государственном колледже Доминики, таких предметов, как деревообработка и изготовление мебели, автомеханика, промышленное шитье, сантехника, строительство зданий и технический чертеж, металлообработка и сварка, музыка и изобразительное искусство; просто чтобы упомянуть несколько. Эти предметы также необходимо преподавать учителям педагогического факультета Государственного колледжа Доминики вместе с обычными курсами социальных наук, английского языка, математики и естественных наук.

4)    Наши школы, а также городские, пригородные и сельские общины и сельские советы нуждаются в улучшении физкультурно-оздоровительных объектов и программ семейного воспитания, чтобы способствовать физическому, развлекательному и социальному развитию нашей молодежи и взрослых. Все СМИ, музыканты, особенно калипсонцы и другие артисты, церкви и другие неправительственные организации играют столь же важную роль в поиске решений вышеуказанной проблемы. Наши студенты, вся молодежь и взрослые нуждаются в здоровом и позитивном отдыхе для своей энергии.

5)    Мы как общество должны требовать, чтобы родители играли свою законную роль в надлежащем общении и дисциплинировании наших детей дома. Это должно быть закреплено законом! Никогда нельзя просить школу взять на себя роль родителей и быть первыми учителями наших детей. Дом – это первая школа, и этот основной факт должен быть закреплен и закреплен в пересмотренном Законе об образовании. Нынешний Закон об образовании необходимо усилить, с тем чтобы сосредоточить внимание на этих областях родительской ответственности.

6)    Директора и заместители директоров наших школ должны проходить более тщательный отбор и обучение, чтобы лучше управлять школами на ежедневной основе. Кроме того, гораздо больше учителей, особенно учителей социальных наук, должны пройти подготовку в качестве консультантов и социальных работников, чтобы лучше помогать директорам и родителям управлять учениками-девиантами.

7)    Наконец, мы, как нация, должны принять решительные и немедленные меры по преобразованию нашей системы образования в Сингапур, Канаду, Барбадос, Кубу, Германию, Китай и Индию, чтобы мы могли учиться у некоторых мировых передовой опыт и успешные модели стран, которые использовали образование для преобразования, перестройки и процветания своих обществ.

Добавить комментарий