Способы эффективного общения — презентация онлайн
1. СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
2. Первое впечатление
Делайте комплименты!Комплименты бывают трех типов:
1. Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что
ему дорого: охотнику – ружье, «помешанному» на собаках – его
любимца, родителю – ребенка и т.д.
2. Комплимент «минус-ПЛЮС». Мы даем собеседнику сначала
маленький «минус». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы
хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После
«минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на
контрасте говорится весьма для него лестное.
3. Человек сравнивается с чем-нибудь
самым дорогим для делающего
комплимент. «Я хотел бы иметь такого
же ответственного сына, как Вы!» Этот
комплимент самый тонкий и наиболее
приятен для собеседника.
4. Улыбайтесь!
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, ктоее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Никто
не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого
бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда»
5. Обращайтесь к человеку по имени!
ИМЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО САМЫЙСЛАДОСТНЫЙ И САМЫЙ ВАЖНЫЙ ДЛЯ
НЕГО ЗВУК НА ЛЮБОМ ЯЗЫКЕ.
Звучание имени оказывает большое
воздействие на человека
Нам всем хочется чувствовать себя
значительными, чтобы хоть в чем-то хоть гдето от нас что-то зависело.
6. КАК СТАТЬ ПРИЯТНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ
Люди склонны слушать другого толькопосле того, как выслушали их.
Лучший собеседник не тот, кто умеет
хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо
слушать
7. Ошибки при общении
1. Поглощенность собственными мыслями2. Уязвимое самолюбие
3. Выставление оценок сказанному
4. Потеря внимательности к близким
5. Невладение техникой слушания
8. Будьте искренны!
Главный специалист полжи Доктор Пол Экман
(США) утверждает, что
81% людей говорит
«безобидную ложь» каждый
день
Но большинство людей на
бессознательном уровне
достаточно хорошо считывают
невербальные сигналы лжи
при общении.
Увлекшись ложью, вы
рискуете потерять
авторитет в глазах
собеседника
9. Специальные приемы понимающего слушания
нерефлексивное слушаниевыяснение
перефразирование
резюмирование
отражение чувств
10. Нерефлексивное слушание – это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в
умении внимательно молчать. Здесь важныоба слова. Лучше всего:
Молчать – так как
собеседнику хочется,
чтобы его услышали, и
меньше всего
интересуют наши
замечания.
Слушать внимательно –
иначе человек обидится
и общение прервется
или превратится в
конфликт.
Выяснение – это обращение к говорящему за
некоторыми уточнениями. Суть этого приема в
том, что слушатель при возникновении
непонимания, неясности фразы, двусмысленности
какого-то слова задает «выясняющие» вопросы.
ПРАВИЛА ВЫЯСНЕНИЯ
Для выяснения можно использовать следующие
ключевые слова:
«Не повторите ли Вы еще раз?»
«Что Вы имеете в виду?»
«Не объясните ли Вы это?»
«Извините, я не совсем понял Вас …» и т. д.
Перефразировать – значит сказать ту же мысль, но несколько
иначе. Этот прием помогает убедиться в том, насколько точно мы
«расшифровали» слова собеседника, и двигаться дальше с
уверенностью, что до сих пор все понято правильно.
ПРАВИЛА ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЯ
1. Перефразирование можно начать следующими фразами:
«Если я Вас правильно понял, то…»
«Вы поправьте меня, если я ошибся, но…»
«Другими словами, Вы считаете…» и т.п.
2.При перефразировании нужно ориентироваться именно на
смысл, содержание сообщения, а не эмоции, которыми оно
сопровождается.
3.Важно выбрать главное и сказать это своими словами.
4.Не стоит, желая перефразировать собеседника, перебивать его
Резюмирование – это подведение итогов. Суть этого
приема слушания в том, что мы своими словами подводим
итог основным мыслям собеседника. Резюмирующая
фраза – это речь собеседника в «свернутом» виде, ее
главная идея.
ПРАВИЛА РЕЗЮМИРОВАНИЯ
1. Для резюмирования могут сказаться полезными
следующие вступительные фразы:
«Таким образом, главное…»
«Итак, Вы предлагаете…»
«Ваша основная идея, как я понял, в том, что…»
«Если теперь подытожить сказанное Вами…»
2. Резюмирование принципиально отличается от
перефразирования, суть которого в повторении каждой
мысли собеседника, но своими словами, что показывает ему
нашу внимательность и понимание.
14. ЧТЕНИЕ СИГНАЛОВ
Дружеский взгляд: даже когда вы простоподдерживаете необязательный разговор,
расположенный к вам человек будет часто
смотреть на вас, особенно когда вы говорите.
Психологи используют для обозначения этого
выражение «поедать глазами» – значит,
неотрывно смотреть на другого человека,
особенно ему в лицо, но не всегда встречаться
глазами.
Улыбки: вы, по всей вероятности, улыбаетесь
автоматически, когда вступаете с незнакомцем в
беседу, и ваш партнер поступает так же.
Но однажды возникает разговор, интересующий
вас обоих, и тогда улыбка, пусть едва уловимая,
показывает, что ваш собеседник относится к вам с
уважением и не пытается быстро закончить
обсуждение.
Остерегайтесь тем не менее улыбки, которая
никогда не касается глаз собеседника, ибо она
показывает, что человек улыбается по долгу или из
вежливости, а не потому, что им руководят чувства.
Теплые интонации: мы всегда следим за тембром и
интонациями голоса как средствами выражения
эмоционального содержания слов, которые мы
слышим, и в разговоре можем отличить их от
смысла самих слов.
Голос лучше выражает положительные, чем
отрицательные эмоции, и вам, вероятно,
приходилось на основании одних только
интонаций обнаружить, что вы нравитесь
собеседнику.
Кстати, ученые утверждают, что именно таким
путем проще определить, пытаются ли вас ввести в
заблуждение, или говорят прямо и откровенно.
Зеркальное отражение (позиционное эхо) – это еще
один признак, по которому с уверенностью можно
сказать, что двое отлично ладят друг с другом.
Понаблюдав
за тем, как люди стоят, сидят,
двигаются, можно заметить у них тенденцию
настолько подражать друг другу, что кажется, будто
это один человек, отражающийся в зеркале. Этот
процесс идет на уровне подсознания, в его основе
лежит несловесное сообщение: «Посмотри, я совсем
такой же, как и ты».
Ненавязчиво копируя некоторые жесты человека, его
легче расположить к себе, успокоить и расслабить.
18. Список поведенческих признаков, отражающих антипатию
хмурый виднежелание смотреть в глаза
собеседнику
хождение с места на место
зевота
усмешка
ковыряние в зубах
руки согнуты в локтях и
скрещены
руки находятся поперек
тела
ноги крест накрест
обе руки что-то крепко
сжимают
Умение произвести хорошее впечатление на окружающих,
вовремя сделать комплимент или вежливо попросить
собеседника о чем-либо – верные спутники на вашем пути к
овладению навыками эффективного общения.
Всем людям приятно общаться с понимающим и внимательным
человеком. Выслушивайте людей, станьте приятным
собеседником — и к вам потянутся.
В общении важно видеть в человеке больше, чем он говорит
себе. Читать человека, как книгу, значит понимать язык
жестов, который дает более полную информацию о мыслях,
чувствах и свойствах человека, чем его слова. Человек, как
правило, не контролирует свои жесты, выражение лица, тон
голоса. Его внимание сосредоточено на том, что и как лучше
сказать, чтобы быть правильно понятым и добиться своих
целей.
20. Помните!
21. Приятного Вам общения!
Эффективные методы общения | Ресурсы самопомощи
Эффективное общение необходимо в нашем обществе, и оно должно быть врожденным, но это не всегда так. На самом деле, когда люди пытаются общаться с другими, что-то идет не так, и общение отходит на второй план, что-то не получается, и не всегда известно, в чем проблема и в чем проблема.
Иногда человек говорит одно, а другой слышит совершенно другое, вызывая недопонимание, конфликты и расстройства общения, как это может быть? Плохое общение может создать конфликт в любой сфере жизни человека. Есть те, кому во многих случаях необходимо научиться коммуникативным навыкам, чтобы улучшить это недостаточное общение.
Может быть, вы чувствуете, что вам следует улучшить общение со своим партнером, с начальником, с коллегами, с детьми . .. Если да, вам нужно начать улучшать свои коммуникативные навыки, чтобы улучшить ваши связи с другими людьми. Так вы обретете больше уверенности и уважения к себе и другим, а также к вам!
Индекс
- 1 Эффективное общение; Что есть, а что нет
- 1.1 Что такое эффективное общение
- 1.2 Что НЕ является эффективным общением
- 2 Совершенствуйте свои эффективные методы общения
- 2.1 Поддерживайте хороший язык тела
- 2.2 Задавайте открытые вопросы
- 2.3 Честность превыше всего
Эффективное общение; Что есть, а что нет
Что такое эффективное общение
Чтобы поддерживать эффективное общение, вы должны знать, что общение — это гораздо больше, чем просто обмен информацией.
Эффективное общение сочетает в себе четыре основных фактора: хорошее слушание, невербальное общение, управление стрессом и эмоциями, которые могут возникнуть в разговоре, и уважение в разговоре к себе и к другому.
Общение всегда будет намного эффективнее, если оно будет чем-то естественным, спонтанным … Принимая во внимание четыре основных фактора, но не зацикливаясь на этом. Эти навыки требуют времени и усилий для их реализации и особенно для их усвоения, но с усилием и практикой ваши коммуникативные навыки значительно улучшатся.
Что НЕ является эффективным общением
Эффективное общение — это НЕ общение, у которого есть препятствия для правильного общения. Это может помешать одному человеку правильно общаться с другим, и Это будет тогда, когда проблемы начнутся в разговоре между двумя или более людьми.
Барьеров, мешающих эффективному общению, четыре: стресс и неконтролируемые эмоции в разговоре, недостаток концентрации на том, что говорят или слышат, поддержание несоответствующего языка тела и / или сохранение негативного языка тела.
Совершенствуйте свои эффективные методы общения
Поддерживайте хороший язык тела
Для хорошего общения очень важно поддерживать хороший язык тела. Язык тела представляет около 55% того, как другие люди интерпретируют ваше эмоциональное состояние. Очень важно использовать язык тела, чтобы сообщить другим людям о своей позитивной, конструктивной и совместной цели. По большей части никто не хочет работать или сотрудничать с негативными или критичными людьми. Подумайте о людях, которые вам не нравятся. Обычно они недружелюбны, критичны, агрессивны и нечувствительны к другим. Даже если ваши коммуникативные слова дружелюбны и сердечны, ваш язык тела по-прежнему представляет более половины того, что воспринимает другой человек.
Если вы в первую очередь хотите поддерживать хороший язык тела установить зрительный контакт. Хороший зрительный контакт означает, что вы смотрите другим в глаза, когда говорите или разговариваете с ними. Взгляд важен, хотя вы также делаете перерывы, чтобы отвести взгляд и дать другому человеку психологическую передышку.
Эмоциональные выражения должны быть нейтральными и позитивными, показывая это жестами рук, кистей рук и лица. Когда они разговаривают с вами, смотрите на язык тела собеседника. Старайтесь не выражать отрицательные эмоции, такие как шок, паника или гнев. Улыбайтесь, когда вы выражаете позитивное или конструктивное общение. Не бойтесь использовать юмор и смейтесь, чтобы установить взаимопонимание с другими.
Ваше тело должно участвовать в разговоре. Для этого используйте жесты для объяснения вещей и не скрещивайте руки. Ваше тело должно быть параллельно человеку, с которым вы разговариваете, а ваши ноги должны указывать прямо на него. Сохраняйте прямую и расслабленную осанку. Уважительный и согласованный физический контакт высвобождает окситоцин, нейромедиатор, которому доверяют.
Задавайте открытые вопросы
Эта эффективная коммуникационная техника просто необходима. Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно или нет. Открытые вопросы важны по той причине, что люди часто подавляют или фильтруют свои истинные мысли и мнения.. Чтобы развить доверие к другим, вы должны проникнуть в их головы и направить их, чтобы раскрыть их истинные желания и мотивы. Когда вы задаете открытый вопрос и заверяете собеседника, что не осуждаете его, вы можете заставить его быть полностью честным с вами.
Такие вопросы, как: «Какое решение мы можем найти для этой проблемы? Или, может быть; «Что именно вы имеете в виду?» Хорошие открытые вопросы. Задавая такие вопросы, вы дадите другим возможность более эффективно подумать о том, что они скажут, и получите честную информацию, создавая узы доверия.
Честность превыше всего
Вы должны всегда быть честными, ясными, краткими и уважительными. Это здравый смысл, поскольку честность — лучший способ доверять вам. Люди не доверяют людям, которые кажутся нечестными или незаметными. Люди быстро распознают обман, уделяя им немного внимания, и мы не любим, когда нас обманывают.
Это инстинкт, который с эволюционной точки зрения имеет смысл выживать. В пещерной эпопее, если вы были заслуживающим доверия человеком, другие пещерные люди могли убить вас сзади, чтобы забрать ваши ресурсы и выжить самостоятельно. Из-за этой тяжелой древней истории люди развили большие способности распознавать обман или нечестных людей. Это очень важно сегодня, чтобы избежать мошенничества, воров и в целом, чтобы не дать плохим людям войти в нашу жизнь.
Никогда не лгите другим и не скрывайте информацию, которую они, вероятно, должны знать, в пределах разумного. Доверие чрезвычайно важно для эффективной командной работы, и его трудно восстановить после того, как оно разрушено. То же произойдет и в ваших личных отношениях. Помните об этом, если когда-нибудь подумаете о лжи или обмане других. Людям нравятся честные люди, которые больше всего доверяют им и уважают их. Бывают моменты, когда честность может быть оскорбительной, но в этом случае вы можете быть честным, не обижаясь, тщательно и с любовью подбирая слова.
Как эффективно общаться с маленьким ребенком
Каждое ваше взаимодействие с ребенком является формой общения. Дело не только в словах, которые вы говорите: тон вашего голоса, выражение ваших глаз, объятия и поцелуи, которые вы дарите, — все это передает сообщения вашему ребенку. То, как вы общаетесь со своим ребенком, не только учит его тому, как общаться с другими людьми, но и формирует его эмоциональное развитие и то, как он будет строить отношения в дальнейшей жизни.
Какие существуют виды связи?
Общение может принимать две формы: вербальную и невербальную.
Вербальное общение это способ, которым мы общаемся с помощью слов и включает:
- Высота и тон голоса
- Слова, которые вы говорите
- Диалект или слова, понятные вашему ребенку.
Невербальное общение – это как преднамеренное, так и непреднамеренное общение посредством языка тела. Сюда входят такие вещи, как:
- Выражение лица
- Попадание в глаза
- Личное пространство
- Жесты рук
- Физическое прикосновение, например объятие
Воспользуйтесь этими девятью советами, чтобы потренировать свои вербальные и невербальные навыки общения:
1. Активное слушание
Активное слушание помогает детям чувствовать себя услышанными и понятыми. Используя такие жесты, как поощрительные улыбки и подтверждающие кивки, вы можете показать, что вы вовлечены в то, что говорит ваш ребенок, и вам действительно не все равно. Опустившись на один уровень глаз с ребенком, когда он разговаривает с вами, вы поможете ему почувствовать себя в большей безопасности и сблизиться с вами.
Покажите, что вы внимательно слушаете то, что они говорят, задавая им такие вопросы, как «что?» «почему?» и как?». Это также помогает вашему ребенку улучшить свои коммуникативные навыки, обучая его тому, как рассказывать историю и какие детали включать.
2. Рефлексивное слушание
Отличный способ показать ребенку, что вы уделяете ему внимание и заботитесь о том, что он говорит, — это вести себя как зеркало. Повторяйте то, что они говорят вам, используя разные слова. Например, если ваш ребенок говорит: «Я больше не играю с Марко», вы можете ответить: «Ты не играешь со своим другом?». Это оставляет ребенку возможность выражать свои эмоции без осуждения. Вы можете быть удивлены тем, как много они должны сказать!
3. Говорите четко
Используйте язык, понятный вашему ребенку и соответствующий его возрасту. Будьте ясны, конкретны и не используйте уничижительные слова. Добрый язык помогает подавать детям положительный пример. Помните, разговор должен вызывать у вашего малыша чувство уважения и любви.
4. Избегание взяток
Предлагая вознаграждение, такое как конфеты, за базовое поведение, может показаться, что они дают вам кратковременный контроль, но они не позволяют вам установить четкие границы и могут привести к недоверию между вами и вашим ребенком. Постарайтесь установить четкие и реалистичные ожидания относительно того, что вы хотели бы, чтобы ваш ребенок делал, хвалите хорошее поведение, когда вы его видите, и используйте спокойные последствия, чтобы поощрять лучшее поведение, когда это необходимо.
> Прочтите: Как дисциплинировать ребенка умным и здоровым способом
5. Объяснение чувств
Чтобы помочь вашему ребенку развить эмоциональный интеллект, важно, чтобы он научился называть свои чувства. Когда ваш ребенок выражает свои чувства вербально, слушайте, что он хочет сказать, с сочувствием и без осуждения. Подумайте, как выглядит жизнь их глазами. Если ваш малыш выражает свои чувства невербальным способом — например, вспышкой гнева или смехом и весельем, занимаясь любимым делом, — помогите ему выразить словами то, что он чувствует, например, счастлив, грустен, расслаблен, обижен, напуган. , голодный, гордый, сонный, сердитый, беспомощный, раздраженный, смущенный или радостный.
6. Использование утверждений «замечать»
Когда вы хвалите ребенка за определенные действия, это помогает ему чувствовать себя хорошо и позволяет ему понять, какое поведение вам нравится. Вместо того, чтобы сказать «молодец!» попробуйте быть более конкретным, используя «замечание»: «Я заметил, что ты убираешь все свои игрушки после игры. Хорошая работа!»
7. Веселитесь вместе
По мере того, как ваши дети растут, воспитание может казаться более серьезной задачей. Вот почему так важно весело проводить время вместе и наслаждаться беззаботной беседой — это отличный способ укрепить ваши отношения! Найдите способы общаться со своим ребенком, говоря что-то хорошее о том, что ему небезразлично, обращая внимание на его интересы и шутя вместе. Помните, смейтесь вместе с ребенком, но никогда над ним.
8. Сосредоточение внимания на поведении
Если вы чем-то расстроены из-за вашего ребенка, убедитесь, что ваша критика и комментарии направлены на его поведение, а не на него как на личность. Например, вместо «Мне не нравится, что ты грязный» скажи «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свою одежду по всему полу».
9. Подавать пример
Подумайте, какой пример вы подаете. Родители знакомят детей с миром. То, что ваш ребенок видит, как вы делаете, так же важно, как и то, что он слышит от вас.
Обещайте своему ребенку только то, что вы уверены, что сможете выполнить. Это помогает построить и поддерживать доверие между вами и вашими детьми.
Помните, что руководство с добротой и любовью — это всегда путь к установлению связи и общению с вашим ребенком!
7 советов по эффективному общению на работе
Навыки общения на рабочем месте могут либо помочь вашей карьере, либо остановить ее.
Для лидеров эффективная коммуникация может мотивировать команду, в то время как плохая коммуникация может вытолкнуть хороших сотрудников за дверь.
Для независимых авторов коммуникативные навыки могут открыть возможности, приближающие их к поставленным целям, или могут помешать продвижению по службе и ограничить карьерный рост.
Мы можем знать, что общение важно, но сотрудники всех уровней постоянно совершают ошибки, которые усложняют их работу.
Вот 7 способов более эффективного общения на работе:
Начните с вашего отношения
Слова — это только часть коммуникативной головоломки.
Если у вас плохой язык тела или вы избегаете зрительного контакта, ваши коллеги могут решить, что вы не очень заинтересованы в общении с ними. То же самое относится и к вашему ноутбуку или телефону, а не к разговору.
Чтобы эффективнее общаться на работе, первое, что вам нужно сделать, — это проверить свое отношение. Вы полностью присутствуете во время каждого взаимодействия или позволяете другим приоритетам мешать общению с людьми в режиме реального времени?
Открытость и безраздельное внимание к каждому разговору повышает качество общения на рабочем месте.
Приглашайте другие точки зрения
Эффективное общение не требует эгоизма. Если вы выработаете привычку активно узнавать мнение других, закон взаимности предполагает, что они с большей вероятностью будут делать то же самое.
Особенно для руководителей предоставление возможности высказаться своей команде вместо того, чтобы доминировать в обсуждении, может изменить характер общения на рабочем месте. И это заставляет сотрудников чувствовать себя ценными в процессе.
Чтобы поощрять участие всех, часто задавайте открытые вопросы и сделайте такие вещи, как участие в опросах во время собраний команды, регулярной практикой. Самое главное, используйте восходящую обратную связь.
Будьте прямолинейны и лаконичны
Расплывчатость — распространенная проблема на рабочем месте. Независимо от того, идет ли речь непосредственно от генерального директора или происходит между коллегами, непрямое и нечеткое общение может привести к недопониманию и снижению морального духа.
Особенно проблематично, когда сообщение «плохое» или как-то нежелательно. Когда менеджеру нужны люди в его команде, чтобы взять на себя дополнительную работу, например, танцы вокруг предмета могут вызвать более высокий, чем обычно, уровень сопротивления.
Вместо того, чтобы скрывать суть вашего сообщения, ведите его за собой. Сначала расскажите о главном, а затем переходите к деталям и отвечайте на вопросы. Это особенно важно для письменного общения на работе, когда расплывчатость может привести к неоднозначным сообщениям, а многословность может привести к тому, что люди полностью пропустят ваше сообщение.
Покажи, не всегда рассказывай
Если картинка стоит тысячи слов, демонстрация может стоить миллиона .
В следующий раз, когда вы решите отправить список подробных инструкций, подумайте о том, чтобы показать своей команде, как выполнить задачу, сначала выполнив ее перед ними.
Вы можете (и, вероятно, должны) по-прежнему делиться инструкциями в качестве справочного материала, но их демонстрация несет в себе дополнительный бонус: люди с разными стилями обучения получают пользу от наглядной презентации.
Визуальные элементы, такие как изображения и видео, не только улучшают и ускоряют понимание, они также могут добавить легкомыслия и юмора в общение на рабочем месте. Используйте короткие видеоролики и скриншоты, чтобы объяснить сложные задачи и проблемы, а иногда и мемы, чтобы рассмешить всех.
{{vital=»/blog-inserts»}}
Используйте контекст в своих интересах
Одной из самых больших ошибок в общении является непонимание вашей аудитории.
Например, если вы инженер, разговаривающий с другими инженерами, вам, очевидно, не нужно объяснять основные понятия, но если вы беседуете с представителем службы поддержки об ошибке, вам также не нужно по колено в жаргоне и специфике.
Чтобы улучшить общение на работе, используйте свое понимание аудитории, чтобы упростить и адаптировать свое сообщение. Определите самое важное, что им нужно знать в первую очередь, и начните с этого.
Если сомневаетесь, дайте ответ
Непонимание на работе обычно является побочным продуктом сбоев в общении.
Иногда это происходит из-за того, что одна сторона неясна, а иногда из-за того, что кто-то опасается просить о ясности.
Но обычно это и то, и другое.
Чтобы справиться с неопределенностью, лучше всего вернуть сообщение обратно. Когда начальник или коллега говорит что-то, в чем вы не уверены, повторите это им своими словами, чтобы убедиться, что вы находитесь на одной волне, или сразу же искорените любые недоразумения.
Например, «Я слышал, вы сказали… это правильно?» или «Когда вы сказали XYZ, вы имели в виду ABC?»
Сделайте встречи содержательными
Успешное общение на работе часто сводится к выбору наиболее подходящего канала.
Эффективные коммуникаторы не звонят, когда нужно написать, и не проводят совещаний без веской причины.
При опросе более 100 руководителей высшего звена 71% назвали свои встречи непродуктивными, а более половины заявили, что встречи «упускают возможности сплотить команду».
Решение здесь двоякое. Во-первых, ограничьте встречи теми, которые абсолютно необходимы.