Способы разрешения конфликтов. Политический консенсус и методы его достижения
Конфликт как социально-политическое явление присущ любому обществу. Он является одной из форм проявления политического процесса, способом разрешения его противоречий. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие, что источник движения всего сущего лежит в образовании противоположностей и их борьбе. Конфликт как социальное явление впервые был исследован в трудах Г. Зиммеля, Г. Гегеля, К. Маркса, А. Смита, А. Токвиля. Выделение политических конфликтов в самостоятельную проблему мировой политической науки приходится на середину XX в. За прошедшее время политическая конфликтология стала одним из важнейших разделов теоретической и прикладной политологии. В отечественной политической науке особое внимание уделяется исследованию региональных и межнациональных конфликтов. Для современной России проблема изучения природы конфликтов и способов их урегулирования очень важна, во-первых, с точки зрения общей угрозы, которую вооруженные конфликты представляют для человеческой цивилизации; во-вторых, в силу непосредственной близости многих конфликтов к границе; в — третьих, из-за особой опасности конфликтов в многонациональной стране, наличия ряда устойчивых конфликтогенных зон.
Политический конфликт — это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы, связанные с борьбой за обретение или удержание власти, обусловленное противоположностью их политических интересов и ценностей. По сравнению со всеми другими видами конфликтов, присущих общественной жизни, политический конфликт имеет свою специфику: его доминантой является борьба за власть. Если власть передается не по наследству, то уже возникает конфликт между людьми за право занять властные позиции. В обществах, где власть имеет абсолютное значение и дает массу привилегий, политический конфликт приобретает особо острый характер. При этом борьба за власть почти никогда не декларируется открыто. Стремление к власти обычно облекается в какие-либо другие «одежды» (религиозные, нравственные, идеологические
и др.), чтобы обеспечить поддержку общественного мнения. Отсюда рождается критика существующей власти, правящей элиты. Объектом и предметом политических конфликтов является политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти данного общества.
В качестве субъектов политического конфликта могут выступать индивид, малые и большие социальные группы (в том числе этнические — род, племя, нация), государства и их коалиции. В политологической традиции существует несколько основных методологических подходов к изучению конфликтов, связанных с разными парадигмами политической науки.
Натуралистическая парадигма объясняет природу политики, исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют врожденный и по сути неизменный для человека и общества характер. Одно из направлений натуралистической парадигмы — биополитика — объясняет существование конфликта в политической жизни общества наличием и доминированием у человека инстинктивных свойств и естественной агрессивности, проявляющейся в борьбе за обладание жизненными ресурсами. Другое направление натуралистической парадигмы — геополитика — рассматривает конфликт как проявление и способ реализации политических интересов целых государств в обеспечении благоприятных для себя географических преимуществ. Стремление больших и сильных государств к захвату территорий, борьба за выход к морю, либо стремление небольших по размеру стран к нейтралитету является, с точки зрения геополитики, иллюстрацией доминирующего влияния природных факторов на содержание политики. Из доминирования натуралистических факторов при объяснении природы конфликта исходит еще одно направление — психологизаторство. Психологические свойства людей рассматриваются как главная составляющая часть возникновения, развития и окончания конфликтов. Таким образом, в рамках натуралистической парадигмы политический конфликт рассматривается как естественное явление человеческой жизни.
Социальная парадигма рассматривает характер политических процессов в обществе в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к политике факторами (экономическими, социальными, идеологическими и др. ). Например, широко известно теоретическое положение марксизма, объясняющее природу политики воздействием на нее экономических отношений в обществе. Борьба за обладание собственностью на средства производства порождает антагонизм классов, обрекает их на противодействие, а политический конфликт (то есть борьба за политическую власть) является не самостоятельным явлением, а отражением процесса перераспределения собственности. Наряду с этим подходом существуют попытки представить в качестве причины, порождающей политику, право. Р. Моор, Г. Макдональд расценивают право как системообразующий стержень общества, обеспечивающий равновесие всех институтов. Именно право, а не политика формирует общую властную волю общества. Поэтому от его совершенства зависит наличие или отсутствие политических конфликтов. И именно право способно предотвратить конфликт или обеспечить его разрешение.
Рационально-критическая парадигма стремится объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами (природными, общесоциальными или экономическими), а ее внутренними причинами и свойствами. Так, вне зависимости от конкретной исторической эпохи и господствующих в обществе социально-экономических отношений политический конфликт играет, с точки зрения рационально-критической парадигмы, одну и ту же роль — он является внутренним двигателем развития человеческой цивилизации. Таким образом, несмотря на разные подходы в объяснении природы политического конфликта, он признается закономерным явлением, а не аномалией, выходящей за пределы норм политической жизни общества. Попытки понять природу и разнообразие политических конфликтов порождают стремление выделить их типы. Типология конфликтов является способом выявить специфику каждого из них и в зависимости от нее выработать наиболее приемлемые способы урегулирования.
Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например:
Основания типологии конфликта | Типы конфликтов |
По характеру противоречий | Антагонистические и неантагонистические |
По сферам проявления | экономические, политические, межнациональные, международные |
По времени действия | затяжные или скоротечные |
По интенсивности | слабые или сильные |
По масштабам действия
локальные или региональные
По формам проявления
мирные и немирные
По количеству участников
многосторонние или двусторонние
Приведенная типология конфликтов может быть расширена в каждом своем пункте. Так, например, по сферам проявления более детально рассматриваются конфликты внутригосударственные и межгосударственные:
Внутригосударственные конфликты | Межгосударственные конфликты |
■ между правящей группой (политической элитой)и отдельными категориями членов общества, их организациями; ■ между различными фракциями правящей элиты ■ между политическими партиями; ■ между ветвями власти; ■ межличностные политические конфликты; и др. | ■ между отдельными государствами; ■ между отдельными государствами и мировым сообществом в целом; ■ между бывшими колониями и метрополиями; ■ между военнополитическими блоками; ■ между транснациональными корпорациями; и др. |
Существует более детальное рассмотрение конфликтов по формам проявления, например:
Мирные формы проявления | Немирные формы проявления | |
Внутригосударственные конфликты | предвыборная борьба; выражение вотума недоверия; | массовые действия, выражающие политический протест: забастовки, голодовки и т. д.; гражданская война; революция |
Проявлениями межгосударственных конфликтов служат холодная война, идеологическая война, экономические санкции, таможенная война (мирные формы) и война (вооруженные конфликты).
Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт как явление в жизни общества выступает в качестве многогранного явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.
Политический кризис — это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.
Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.). Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:
Правительственный кризис — потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис — довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т. д.
Парламентский кризис — это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов.
Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов, устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых властных структур стало принятие новой Российской Конституции.
Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.
Являясь постоянно действующим фактором, политический конфликт выполняет определенные функции, которые можно разделить на позитивные и негативные:
Позитивные функции конфликта | Негативные функции конфликта |
■ выполняет стабилизирующую, интегрирующую роль, сигнализируя обществу и властям о разногласиях, противоречиях; стимулирует действия, способные поставить ситуацию под контроль; ■ способствует разрешению противоречий и обновлению общества; стимулирует переоценку ценностей; ■ ускоряет создание новых структур; ■ обеспечивает лучшее познание его участников. | ■ приводит к дезинтеграции общества; ■ приводит к социальному взры-ву, гибели людей, ликвидации материальных ценностей; ■ приводит к осложнениям межгосударственных, международных отношений; ■ приводит к абсолютизации вооруженного насилия как средства разрешения конфликта, установлению военной или другой диктатуры. |
Однотипные политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям. На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:
1) конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;
2) социально-экономические условия жизни общества;
3) степень развитости демократических отношений;
4) общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры;
5) плотность населения, половозрастной, национальный состав. При большой пестроте национального состава населения многие конфликты неизбежно принимают характер этнополити — ческих. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.
Географические факторы. Среди них особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности В России, например, частым явлением был уход крестьянина на Дон, в Сибирь в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.
Психологические факторы — сложившиеся типы характера, темпераменты. Преобладание в обществе либо конфронталь — ных типов характера, либо консенсусных.
Для конфликтов в трансформирующихся обществах, к которым сегодня относится Россия, характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, особая роль национальноэтнического и религиозного факторов, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической и политической культуры, опыта разрешения конфликтов. В связи с этим политические конфликты в трансформирующихся обществах имеют тенденцию к преобладающему проявлению именно негативных функций и требуют поиска правильных методов разрешения.
Разрешение конфликта
Онлайн запись+7 (921) 384 91 90
Конфликты и пути их разрешения Методы разрешения конфликтов
Разрешение конфликтов
Узнать истории людей, которые смогли разрешить конфликты
Разрешение конфликтов
Конфликт – это закономерное явление человеческой сущности. При определенном стечении обстоятельств в жизни человека возникают противоречия в целях, мотивах и ценностях, как внутри его личности, так и на пути его взаимодействия с другими людьми. Когда происходит столкновение различных интересов между индивидами, то мы сталкиваемся с необходимостью разрешения межличностных конфликтов. Они возникают в семьях между супругами, между родителями и детьми, между различными поколениями людей, между учениками и учителями, между разными членами в молодежных группах, между сотрудниками в производственных организациях.
Когда речь идёт о противоречиях в распределении власти и различных благ общества, в соблюдении этнических и национальных прав, то требуется разрешение социальных конфликтов. Такое предельно обостренное противоречие, сопровождаемое соответственным состоянием души, называют конфликтом. Специалистами в области социологии, психологии и психотерапии определены и изучены различные типы конфликтов.
Специалисту всегда необходимо провести диагностику конфликта: выслушать человека, понять его внутреннее состояние, условия жизни, особенности его личности, силу и слабость имеющихся жизненных стратегий. Также важно понять – какие потребности и цели стоят под угрозой реализации? В дальнейшем это повлияет на предложенную форму разрешения конфликта для конкретного человека и конкретной ситуации.
Выход из ситуации конфликта, длительность пребывания в нем и сила реакций зависят от ваших знаний и умений, проявляющихся в способах разрешения конфликтов. Проходя закономерно возникающие в жизни конфликтогенные ситуации, человек может приобрести позитивные для себя последствия в виде повышения адаптивных возможностей, роста уровня мастерства и прочего развития, а может получить негативные последствия, ведущие к формированию невроза. В варианте межличностных противоречий существует риск разрушения отношений (потенциально способных радовать). Однако есть благоприятная возможность выхода отношений на качественно другой уровень, то есть можно укрепить отношения. Так как выход из ситуаций разрешения конфликтов может быть таким разным, то рекомендуем грамотно подойти к этому вопросу.
Так ощущают себя люди, находящиеся в конфликте
«Мне кажется, что я взорвусь. Мне трудно сдерживать себя, когда вижу, как свекровь кормит моего ребенка конфетами, хотя я уже много раз просила ее этого не делать», Валерия, 28 лет
«Пытаться выстраивать с ним отношения и снова поверить ему или уйти от него?» Ольга, 34 года
«Я устал, у меня нет больше сил, я хочу бросить свою перспективную работу и уехать в деревню», Константин, 29 лет
Нашли в этих историях что-то знакомое?
Сталкивались с необходимостью разрешения конфликтов на работе, дома?
В основе семейной жизни и социальной лежат разные законы построения. Важно понимать для себя те полезные и приятные возможности, которые они в себе таят, и какие способы хороши для того, чтобы воспользоваться этими возможностями, а какие плохи. При этом у всех нас есть привычные стратегии поведения, которые когда-то оказались полезны и закрепились. Но большой ошибкой является категоричное следование им без учета условий, в которых мы их реализуем. Непонимание этого усугубляет ситуацию на пути к разрешению конфликтов. В организации для её эффективного функционирования и предупреждения конфликтов важную роль играет, например, четкое определение функциональных обязанностей, соблюдение трудового договора и последовательность в руководстве. Целью является прибыль предприятия, имеет смысл честная конкуренция и доказательство превосходства своих идей. В семейной жизни, если настаивать на четком выполнении вверенных «функциональных обязанностей», значит провоцировать сложности в отношениях. Прибыль в семейной жизни не является доминирующей целью, поэтому претензии на превосходство, аргументированные «победы» над партнером часто, наоборот, не способствуют общим интересам.
Каждая конкретная ситуация специфична, существуют разные стили разрешения конфликтов, которые психотерапевты предлагают своим пациентам с учетом особенностей именно их ситуации.
Запишитесь на прием по телефону: +7 (921) 384 91 90
Онлайн записьМетоды разрешения конфликтов
Понимание причины конфликта для разрешения его – необходимое условие. Далеко не всегда устранение противоречий между людьми признак того, что ситуация разрешилась. Некоторые случаи заканчиваются лишь временным завершением инцидента. Понимание истинной причины поможет определиться с действенной стратегией разрешения конфликта, в противном же случае можно способствовать его затягиванию.
Возникновению и обострению конфликтов могут способствовать:
1) определенное стечение внешних обстоятельств и
2) внутренние обстоятельства (особенности характера человека и его навыков).
Некоторые примеры неудачного стечения внешних обстоятельств, которые приводят к необходимости разрешения конфликта интересов
- Обстоятельства, приводящие к конфликту имеющихся целей и ценностей.
- Обстоятельства дефицита ресурсов. Может так сложиться, что для реализации своих целей разные люди претендуют на одни и те же ресурсы, которые имеются в ограниченном количестве (кухня одна, а хозяйки две).
- Обстоятельства столкновения людей, имеющих одновременно взаимозависимые и разные цели. Может возникнуть ситуация, когда реализация целей одного человека зависит от других людей
- Обстоятельства столкновения людей, имеющих разную культуру. Может понадобиться взаимодействие с людьми, имеющими другую культуру или манеру общения (один компаньон привык к обращению на «ты» и быстрому панибратству, другой компаньон предпочитает держать дистанцию с сотрудниками на работе).
Особенности характера человека и его жизненных стратегий, способствующие негативным последствиям и проблемам разрешения конфликтов
- Слабые способности по ведению эффективных диалогов.
- Слабый самоконтроль, излишняя требовательность, категоричность, консерватизм суждений.
- Слабые адаптивные возможности, т. е. недостаточный диапазон стратегий, чтобы была возможность реализовывать намеченное дело другим путем.
- Желание привлечь внимание любой ценой и во что бы то ни стало доминировать.
В работе с людьми психотерапевт может использовать конкретные примеры разрешения конфликта. Можно моделировать различные конфликтные ситуации и формировать стратегии по выходу на индивидуальных сеансах и в условиях групповой работы.
Если конфликт связан только с внешними обстоятельствами, то он называется случайным и имеет хорошие прогнозы для разрешения. Он часто заканчивается на своих начальных стадиях, не усиливается, может иметь позитивные последствия.
Если конфликту способствуют особенности характера человека, то он называется неслучайным, в таком случае разрешение конфликта является не самопроизвольным процессом. Он постепенно усиливается, имеет затяжное течение и ведет к негативным последствиям:
- Человека переполняют тревога, беспокойство, напряжение, он испытывает трудность в управлении эмоциями, происходят эмоциональные срывы.
- Ситуация может казаться безвыходной, сложно найти удовлетворяющее решение, происходит непродуктивное «кручение» мыслей.
- Часто обостряются отношения с окружающими.
- Может сформироваться невротическая симптоматика в виде утомляющих перепроверок, ритуалов, социофобии, панических атак, боязни привлечь негативное внимание, раздражительной слабости и т. д.
- Может сформироваться депрессия со снижением трудоспособности и нарушением сна.
- Может развиться невроз.
- Могут появиться психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, нейродермит и т.
Чтобы избежать всего этого, необходимы предупреждение и разрешение конфликтов.
Стоимость услуг Центра докторов Дирар
Эффективное (конструктивное) разрешение конфликтов
Психотерапевты разных направлений придают большое значение разрешению тех или иных конфликтов. Многие специалисты предлагают свои способы. Существует, например, технология разрешения конфликтов через исследование своих осознанных и неосознанных мотивов годами, порой обращаясь в них даже к прародителям, которых человек плохо помнит или вообще никогда не видел. Нам же причины возникновения конфликтов у человека кажутся более очевидными и лежащими на поверхности и не требующими длительной диагностики. Для понимания этого вопроса обычно хватает одного-двух сеансов. Стратегия по выходу из конфликтной ситуации и разрешению споров и конфликтов тоже видится вполне определенной и возможной для понимания и практического применения.
Разрешение конфликта – процесс психотерапевтической работы, который состоит из:
- Изменения взгляда на имеющиеся ценности, мотивы, установки, вступившие в противоборство. Порой человек ощущает угрозу для реализации значимой ценности необоснованно. Угрозы или вообще нет, или ценность может быть реализована другим путем.
- Актуализации других ценностей или мотивов человека, решающее значение которых было потеряно на фоне возникшего противоборства.
- Преобразования среды таким образом, чтобы стороны были не заинтересованы в продолжении конфликтных действий.
- Изменения в сфере черт характера человека, способствующих возникновению конфликтов.
- Увеличения спектра возможностей по разрешению ситуаций.
- Обучения эффективному взаимодействию в конфликтных ситуациях.
Разрешение конфликтов и управление конфликтами – это звенья одной цепи. Если затягивание конфликта в меньшей степени связано с особенностями характера человека, то обычно для его разрешения требуется от двух до шести индивидуальных сеансов. А если затягивание конфликта связано в большей степени с особенностями характера, то требуется большее количество времени, возможно, и совмещение с групповой формой работы. Соответственно, способы разрешения межличностных конфликтов для каждого конкретного человека и ситуации имеют свою специфику и могут быть совершенно разными.
Разрешайте конфликты грамотно, пусть ваши конфликты имеют позитивные последствия! Спросите себя после завершения конфликта: «Что дал мне этот конфликт? Произошел ли у меня рост мастерства после него? Уважаю ли я то мастерство, в котором преуспел в данном случае?» Ответы на эти вопросы помогут судить о том, как вы справляетесь с конфликтами.
Прочитайте истории реальных людей,
которые смогли разрешить конфликты
Аркадий, 30 лет.
«Я чувствую себя несчастным. Как во сне, бегу за кем-то, кричу, хочу быть услышанным, а меня не слышат. На работе постоянные проблемы, которые я не успеваю решать. Мой ребенок и жена для меня стали как чужие»
Читать историю до конца
Мария, 36 лет.
«Я пытаюсь внедрить в работу эффективные стратегии, но коллектив сопротивляется, и возникают конфликты. Заполучив проблемы со сном, решила обратиться к психотерапевту».
Читать историю до конца
Екатерина, 30 лет.
«Наши отношения не зарегистрированы, хотя у нас уже есть ребенок. Мне стыдно перед родственниками и друзьями, что на мне не хотят жениться! Хотя сейчас я уже и сама не понимаю, хочу я этого или нет».
Читать историю до конца
Читайте материалы по теме
Все материалы
Вступайте в наши группы в социальных сетях и получайте полезную информацию каждый день!
Книги и фильмы, которые помогут иначе взглянуть на многие вещи и впустить перемены в вашу жизнь Советы и упражнения, которые помогут справиться со стрессом в повседневной жизни Видеоуроки на самые популярные темы, интересующие пользователей Каталог действительно полезных мероприятий, семинаров, лекций и марафоновЦентр докторов Дирар
Как разрешать конфликты здоровым образом: 9 простых шагов
«Говори, когда злишься, и ты произнесешь лучшую речь, о которой ты когда-либо пожалеешь». Эти мудрые слова Амброуза Бирса вызывают у нас смех, но, к сожалению, мы так часто забываем применять их мудрость в наших повседневных отношениях.
Конфликт повсюду в нашей жизни. И все же мы слишком часто застигнуты врасплох, совершенно не готовы или просто ужасно справляемся с этим. Подумайте о том, сколько негатива вы могли бы избежать, отношения, которые вы могли бы восстановить, и возможности, которые вы могли бы создать, если бы вы научились справляться с конфликтами здоровым способом. Что ж, это вполне возможно! Если и есть что-то, с чем согласны все исследователи управления конфликтами, так это то, что вы можете научиться этим навыкам.
Именно об этом вы узнаете из этой статьи. Мы изложим все шаги, навыки и стратегии для здорового разрешения конфликтов. Как всегда, все наши советы подкреплены исследованиями и экспертами. В конце концов, вы можете быть уверены, что справитесь с любой борьбой или разногласиями, которые может преподнести вам жизнь.
Содержание
- Как сохранить здоровье конфликта – 6 принципов
- Каковы 5 стратегий разрешения конфликтов?
- 1. Избегание
- 2. Конкуренция
- 3. Уступчивость
- 4. Компромисс
- 5. Сотрудничество
- Каков наилучший подход к разрешению конфликта?
- 4 шага для подготовки к разрешению конфликта здоровым способом
- 1. Спросите себя: нужно ли вам вообще решать этот конфликт?
- 2. Проанализируйте характер, интенсивность и основные проблемы конфликта
- 3. Подготовьтесь к разрешению конфликта
- 4. Создайте безопасную обстановку
- Как разрешить конфликт — ведение беседы
- 5. Установите взаимопонимание конфликта
- 6. Пусть каждый выскажет свою точку зрения и чувства
- 7. Активно слушайте, пока каждый говорит, чтобы лучше понять
- 8. Определите проблему
- 9. Обдумайте решения и примите решение по одному
- 10. Определите план действий (в официальной обстановке)
- Подведение итогов
Как сохранить конфликт здоровым – 6 принципов
В чем истинная причина напряженности в конфликте?
Многие из нас логически подумали бы о проблеме, о которой идет спор.
Но исследователи говорят другое: то, как люди управляют конфликтом, вызывает больше напряжения, чем сам конфликт.
Правильно — знание того, как подойти к конфликту, имеет больше преимуществ, чем реальное решение проблемы!
Исследования предлагают несколько моделей, которые помогут нам в этом. Мы обсудим их ниже, но сначала давайте рассмотрим шесть общих принципов всех этих моделей:
- Конфликт неизбежен и может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, в зависимости от того, как вы с ним справитесь.
- Возможно, вы добьетесь гораздо лучших результатов, если будете активно разрешать конфликты, а не избегать их.
- Люди должны быть мотивированы на разрешение конфликта.
- Вы можете научиться всем поведенческим, умственным и эмоциональным навыкам, необходимым для успешного разрешения конфликтов.
- Эмоциональные навыки требуют самосознания.
- Среда разрешения конфликтов должна быть нейтральной и безопасной.
Каковы 5 стратегий разрешения конфликтов?
Существует 5 распространенных подходов к разрешению конфликтов.
Конечно, к моменту возникновения эмоции часто становятся слишком сильными, чтобы остановиться и подумать, какой подход лучше.
Однако осознание их очень полезно по двум причинам:
- Вы поймете, как вы обычно реагируете на конфликты и в каких ситуациях. Это позволит вам понять свои ошибки и понять, как их исправить.
- Вы можете спланировать стратегию и быть готовым правильно реагировать в будущем.
Давайте рассмотрим эти 5 стратегий разрешения конфликтов.
1. ИзбеганиеИзбегание эквивалентно молчанию — вы активно решаете не заниматься проблемой. Таким образом, как ваше горе, так и бедствие другого человека игнорируются.
Кто им пользуется:
Часто люди, неконфликтные или не очень уверенные в себе.
Как используется:
Вы можете подумать, что пытаться обсудить проблему отчаянно и бессмысленно. В результате вы не поднимаете вопросы и не уходите от ситуаций, которые могут привести к разногласиям.
Преимущества:
Это может быть хорошим выбором в нескольких ситуациях:
- Когда проблема очень мала и не стоит разбираться в ней.
- Как временный ответ, чтобы вы успокоились и разобрались с этим позже.
- Когда другие люди могут решить проблему лучше, чем вы.
Подводные камни:
У вас может развиться чувство неосведомленности о проблемах, и вы будете чувствовать себя менее ответственным за свои действия.
2. КонкуренцияКонкурирующий подход означает настойчивость, отказ от сотрудничества и настойчивость. Вы преследуете свои собственные цели, не заботясь о целях других.
Кто его использует:
Обычно только тогда, когда человек обладает какой-то властью над другими участниками. Например, начальник со своими сотрудниками или родитель с маленьким ребенком.
Как используется:
Вы можете использовать разочарование, раздражение и открытую враждебность, чтобы повысить свой авторитет. Вы можете использовать эту власть, чтобы удалить конфликтующих людей из ситуации.
Преимущества:
Может оказаться полезным в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро принять решение.
Подводные камни:
Окончательное решение никогда не принимается. В итоге получается ситуация «выигрыш-проигрыш».
3. УступчивостьУступчивость, также известная как уступчивость, означает пренебрежение собственными заботами в угоду другим.
Кто его использует:
Люди, которые выбирают этот стиль, часто очень хотят признания и поддержки со стороны окружающих. Другими словами, они хотят соответствовать другому человеку и хорошо с ним ладить.
Как используется:
В этом стиле вы можете использовать извинения или юмор, чтобы положить конец разногласиям и поднять настроение. Вы выражаете свою цель косвенно и избегаете прямого перехода к проблеме.
Преимущества
Такой подход может понадобиться в нескольких ситуациях:
- Когда вы ошибаетесь.
- Когда проблема важнее для других людей.
- Когда поддержание позитивных отношений с вовлеченными людьми важнее, чем польза от решения конфликта по-своему.
Подводные камни:
Если вы будете злоупотреблять этим стилем, то со временем можете впасть в депрессию или обиду. Вы всегда даете другим людям то, что они хотят, за счет ваших собственных потребностей.
4. КомпромиссПри компромиссном стиле все участники пытаются найти «общий язык». Они понимают, что не каждый может быть полностью удовлетворен в каждом конфликте. Таким образом, они готовы пожертвовать некоторыми из своих потребностей, чтобы достичь решения, с которым все согласны.
Кто пользуется:
Обычно люди с равными полномочиями.
Как используется:
Компромисс — это баланс настойчивости и сотрудничества. Обычно это переговоры, когда у вас есть определенное количество ресурсов для решения проблемы.
Преимущества:
При таком подходе потребности каждого хотя бы частично удовлетворяются. Люди подходят к проблеме с непредвзятостью к идеям и точкам зрения других. Обычно это приводит к хорошим результатам.
Подводные камни:
Со временем вы можете устать получать всегда немного, но не все, что вы хотите.
5. СотрудничествоСотрудничество, также называемое сотрудничеством, представляет собой беспроигрышный сценарий. Все работают вместе, чтобы найти решение, которое удовлетворит всех. Вы так же озабочены потребностями других, как и своими собственными. Но в то же время вы не готовы отказаться от того, что важно для вас, только для того, чтобы успокоить других людей.
Кто использует:
Этот подход работает, когда все участники чувствуют взаимное уважение и доверие.
Преимущества:
Это единственный подход, который может работать, когда люди должны продолжать работать вместе после конфликта и поддерживать хорошие отношения. Часто появляются инновационные идеи, и все довольны результатом.
Подводные камни:
Этот подход может занять огромное количество времени.
Каков наилучший подход к разрешению конфликта?
Выше мы рассмотрели 5 распространенных стратегий разрешения конфликтов. Но как определить, какой из них лучше всего подходит для данной ситуации?
Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно подумать о том, что для вас важнее всего.
Каждый из 5 подходов можно определить по важности, которую они придают двум вещам:
- решаемой проблеме.
- ваши отношения с другим лицом, вовлеченным в конфликт.
Также полезно учитывать время, которое у вас есть на решение проблемы, и власть, которую вы имеете над ней. Одни только эти вещи иногда могут определить, какой подход вообще возможен для вас.
Салли Эрин Хауэлл предлагает эту таблицу в качестве наглядного обзора:
4 шага к подготовке к разрешению конфликта здоровым способом
Хорошее разрешение конфликта начинается с хорошей подготовки. Вот 4 важных шага.
1. Спросите себя: нужно ли вам вообще решать этот конфликт?Если бы нам приходилось иметь дело с каждой возникающей конфликтной ситуацией, мы бы постоянно ссорились.
К счастью, нам это не нужно, потому что не каждую проблему стоит решать.
Как узнать?
Вы должны сопоставить потенциальную выгоду от желаемого решения с ценой решения проблемы. Этот баланс уникален для каждой ситуации.
Например, если ваша девушка огрызается на вас после долгого, утомительного дня, возможно, не стоит ссориться. Вы можете получить от нее извинения, но вы вызовете негативные чувства и, возможно, начнете драку, прежде чем доберетесь до нее. Если вы просто позволите этому моменту пройти, ее плохое настроение тоже пройдет, и вы оба скоро обо всем забудете.
С другой стороны, что, если это частая закономерность, влияющая на ваши отношения? Сделать эту остановку важнее, чем негативные чувства, вызванные обсуждением.
Вот общее практическое правило: если это влияет на ваше поведение или все еще беспокоит вас, вы должны решить эту проблему.
2. Проанализируйте характер, интенсивность и основные проблемы конфликтаПосле того, как вы решите, что вам следует заняться конфликтом, следующим шагом будет выяснить, с каким типом конфликта вы имеете дело. Это основа, которая вам нужна, чтобы выяснить, как лучше всего справиться с этим.
Характер конфликта:
Прежде чем вы сможете управлять конфликтом, вам нужно знать, что вам нужно обсудить.
Исследователи предлагают несколько полезных советов, как это выяснить:
- Если проблема возникает один раз, сосредоточьтесь на ее содержании.
- Если это случалось неоднократно, сосредоточьтесь на схеме событий.
- Если проблема затрагивает ваши отношения с другим человеком, сосредоточьтесь на отношениях.
Накал конфликта
Также полезно учитывать уровень серьезности проблемы. Одна модель делит его на пять уровней:
- Различия : у людей разные взгляды на ситуацию, но они понимают точку зрения другого человека и чувствуют разницу.
- Непонимание : люди по-разному понимают ситуацию. Они могут быть обычными и незначительными, но они также могут обостряться, когда ставки высоки. Если они частые, возможно, есть проблема в общении.
- Разногласия : у людей разные точки зрения, но даже если они понимают позицию другого человека, разница их не устраивает. Если разногласия игнорируются, они могут легко обостриться.
- Раздор : у людей возникают проблемы друг с другом даже после разрешения конфликта. В отношениях часто присутствует постоянное напряжение.
- Поляризация : люди испытывают сильные негативные чувства, и надежды на разрешение практически нет. Этот уровень конфликта должен начинаться с соглашения о начале общения.
Более глубокие проблемы, скрывающиеся за поверхностью конфликта
Также подумайте, есть ли какие-либо более глубокие проблемы, скрывающиеся за поверхностью. На самом деле многие конфликты не имеют почти ничего общего с тем, из-за чего на самом деле ведутся споры.
Например, если Дерек и Джейн планируют пойти на ужин, но Дерек отменяет его, потому что ему приходится работать допоздна, они могут поссориться из-за этого. На первый взгляд может показаться, что Джейн разочарована тем, что Дерек отменил свидание. Но под поверхностью может быть одна из нескольких проблем.
- Возможно, отец Джейн был трудоголиком, у которого были серьезные проблемы со здоровьем. Джейн боится, что то же самое произойдет с Дереком.
- Возможно, Джейн чувствует, что Дерек не уделяет ей достаточно внимания и заботы. То, что он отменил свидание, — это еще один способ показать ей, что она не является его приоритетом.
- Джейн может чувствовать себя неуверенно в отношениях. Она беспокоится, что Дерек слишком сблизился с симпатичной новой коллегой, с которой он работает.
Как видите, эти проблемы могут быть практически любыми. Крайне важно их идентифицировать. В противном случае, даже если вы разрешите конфликт, вы на самом деле не подошли к делу. Он будет продолжать пузыриться, пока вы этого не сделаете.
Поработайте над выявлением собственных основных проблем, прежде чем пытаться разрешить конфликт. Во время обсуждения задавайте вопросы, чтобы выяснить основные проблемы другого человека.
3. Подготовьтесь к разрешению конфликтаЧтобы успешно разрешить конфликт, нам необходимо понять свою собственную позицию, менталитет и желания. Хотя это кажется тривиальным, такой вид самоанализа является одним из самых важных навыков разрешения конфликтов.
Исследования показывают, что ответы на эти вопросы могут быть чрезвычайно полезными:
- У вас есть вся информация, необходимая для обсуждения конфликта? Есть ли что-то, что вы просто предполагаете и не знаете наверняка?
- Что именно вы надеетесь получить от противостояния? Это чем-то обусловлено?
- От чего вы готовы отказаться или пойти на компромисс?
- Каких результатов вы хотите избежать?
- Каковы ваши эмоциональные реакции или «триггеры» на эту проблему? Как это может повлиять на ваше видение ситуации или ваши реакции во время разговора?
- Какие у вас опасения по поводу исхода конфликта?
- Вы игнорируете свою роль в проблеме?
- Каковы ваши собственные мотивы и цели для разрешения этого конфликта?
При ответе на последний вопрос также полезно учитывать мотивы и цели другого человека. Гнев может заставить нас делать самые разные выводы об их намерениях.
- «Они хотели выставить меня дураком!»
- «Они меня совсем не уважают!»
- «Они просто глупые и неразумные!»
Но так ли это на самом деле? Подумайте, почему разумный и этичный человек повел бы себя так, что вас расстроило.
Дайте своим эмоциям остыть
Если вам сложно ответить на приведенные выше вопросы, вам будет еще труднее обсудить конфликт. В этом случае отложите обсуждение до тех пор, пока вы не сможете мыслить более спокойно и ясно.
Помните о проблемах с мышлением
Вы должны быть в состоянии вступить в конфликт без менталитета «мы против них». Помните, проблема не в другом человеке, а в ситуации, и вам обоим нужно работать вместе, чтобы ее исправить.
Также имейте в виду, что у всех есть предубеждения. На самом деле, самое большое предубеждение — это «но я не предвзят!» Вступайте в дискуссию с открытой душой. Вам не нужно быть правым во всем, чтобы прийти к счастливому решению.
4. Создать безопасную средуСейчас мы готовимся обсудить конфликт — но где и когда это произойдет? Решение об этом может быть важнее, чем вы думаете.
Все исследования подтверждают, что выбор безопасной среды имеет первостепенное значение для здорового разрешения конфликтов.
В сущности, это означает, что у вас должна быть приватная, нейтральная обстановка и достаточно времени, чтобы обсудить возникший вопрос. Но это только логистика. Еще важнее то, как каждый человек относится к другим.
Безопасная среда означает, что все верят в то, что их будут уважать и относиться к ним справедливо. В частности, исследователи выделяют три типа необходимого доверия:
- Доверие характера : доверие к намерениям других
- Доверие к раскрытию информации: уверенность в том, что люди будут делиться информацией, быть честными и сохранять конфиденциальность частной информации
- Доверие к возможностям : уверенность в способности других выполнять обещания
Безопасная среда также требует взаимного уважения и взаимной цели:
- Уважение предполагает использование соответствующего тона голоса, слов и выражений лица.
- Цель означает наличие общей цели.
Согласие на общую цель может быть хорошим способом начать разговор о разрешении конфликта. Это также может помочь направить разговор в правильное русло и помочь вам обоим осознать, что вы сбились с пути.
Как разрешить конфликт — ведение беседы
После того, как вы подготовились и выбрали безопасную обстановку, пришло время начать обсуждение.
Эту часть трудно спланировать. Даже если вы планируете все, что хотите сказать, они всегда скажут что-то неожиданное, что сорвет весь ваш сценарий.
Тем не менее, есть несколько стратегий и рекомендаций, о которых стоит помнить. Они помогут вам направить как разговор, так и ваше собственное поведение к успешному разрешению.
Мы разделили их на 5 шагов разрешения конфликтов ниже.
5. Установите взаимопонимание в конфликтеХорошим способом начать обсуждение может быть достижение взаимопонимания по обсуждаемому вопросу. Это позволит вам избежать ухудшения ситуации из-за недопонимания или предположений.
Одна организация называет этот первый этап «обзором». Включает:
- Взаимное понимание происходящего
- Ваше и чужое видение конфликта
- Что важно как для вас, так и для другого человека
- Способы, которыми вы оба можете работать над решением проблемы
Если вы находитесь в формальной среде, например на работе, вам также следует изложить основные правила конфиденциальности и принятия решений .
6. Позвольте каждому высказать свою точку зрения и чувстваДалее, каждому человеку должно быть позволено высказать свою точку зрения и мнение.
Автор книги «Важнейшие беседы» предлагает прекрасную трехэтапную модель того, как поделиться своей точкой зрения, не вступая в конфликт (глава 7).
1. Поделитесь своими фактами
Начните с того, что поделитесь объективными фактами, которые привели к вашим мыслям и чувствам. Что вы увидели или услышали, что привело вас к определенным выводам? Факты — это вещи, которые другие люди не могут оспорить, например: «Вчера вы опоздали на работу на двадцать минут» или «С нашей кредитной карты снято 300 долларов в мотеле «Спокойной ночи». Держите чувства и выводы вне этой первой части.
2. Расскажи свою историю
Конечно, причиной конфликта являются не факты, а история, которую мы сами о них рассказываем. «Вы ленивы и не заботитесь о своей работе», или «У моего мужа интрижка», например. Но помните, это только ваша история — это не подтвержденная правда. К концу успешного обсуждения вы узнаете, правда это или нет, но чтобы сделать это, вам нужно не заставлять другого человека защищаться и позволить ему поделиться своей точкой зрения.
Объясните свое впечатление и выводы, к которым вы пришли. Попробуйте сформулировать это только как возможную историю и используйте предварительный язык, например:
- «Мне было интересно, почему..»,
- «Мне было интересно, почему…»
- «Похоже»
- «В мое мнение»
- «Возможно» / «Возможно»
3.
Спросите о пути другихПосле того, как вы поделитесь своей историей, вы должны попросить других поделиться своим мнением — и серьезно. Спросите себя: «Действительно ли мой босс намеревается контролировать меня на микроуровне?» Чтобы узнать ответ, вы должны поощрять другого человека высказывать свои факты, истории и чувства и внимательно слушать.
Вы также должны сформулировать свое приглашение таким образом, чтобы было ясно, что независимо от того, насколько спорными могут быть их идеи, вы хотите их услышать. Очень полезны такие фразы:
- Что я здесь упускаю?
- Мне бы очень хотелось услышать другую сторону этой истории.
- Кто-нибудь видит это по-другому?
Пример правильного разрешения конфликта
Вот пример этих трех шагов из «Важные беседы» (глава 7):
Брайан : С тех пор, как я начал здесь работать, вы просили встретиться со мной два раза в день. Это больше, чем с кем-либо еще. Вы также попросили меня передать вам все мои идеи, прежде чем я включу их в проект. [факты]
Фернандо : Что ты хочешь сказать?
Брайан : Я не уверен, что вы собираетесь отправить это сообщение, но я начинаю задаваться вопросом, не доверяете ли вы мне. Может быть, вы думаете, что я не справлюсь с этой работой или что я доставлю вам неприятности. Это то, что происходит? [Возможная история + приглашение на другой путь]
Если вы хотите рассмотреть эту модель более подробно, в «Важных беседах» полно примеров, советов и идей.
7. Активно слушайте, пока каждый говорит, чтобы лучше понятьВы сказали свое слово, но теперь самое сложное. Открыто слушать всех остальных.
Умение слушать — крайне важный навык разрешения конфликтов. Однако многие люди «слушают» только для того, чтобы ответить. Пока кто-то говорит, они уже формулируют контраргументы и ерзают, пока снова не придет их очередь.
Но если вы действительно хотите разрешить конфликт, вам нужно уметь отказаться от собственного взгляда на ситуацию. Вы временно погрузитесь в мысли и чувства другого человека. Они думают и чувствуют так, как они это делают, по какой-то причине — что это? Что именно они заметили и почему интерпретировали именно так?
Если их точка зрения на ситуацию нажимает на ваши кнопки, помните эти принципы:
- То, что они что-то говорят, не делает это автоматически правдой.
- Если вы еще что-то не сказали, это не значит, что это неправда.
- Правда не изменится, кто бы что ни говорил.
Так что нет ничего плохого в том, чтобы позволить кому-то высказать даже абсурдное или совершенно неосновательное мнение. Кроме того, это правда, по крайней мере, в их сознании — и вам нужно понять, почему, чтобы вы могли решить проблему.
Поскольку каждый человек объясняет свою точку зрения, задавайте уточняющие вопросы, не навязывая свое видение ситуации. Это навык, требующий практики. Вы должны знать свой тон и громкость голоса, чтобы убедиться, что окружающая среда остается уважительной.
Вы можете использовать аббревиатуру AMPP, чтобы лучше слушать в ходе обсуждения:
Акроним AMPP, обозначающий четыре навыка слушания
• Задавайте – особенно открытые вопросы.
• Зеркало — сделайте наблюдения (например, сегодня вы выглядите подавленным), затем задайте вопрос.
• Перефразируйте их ответы своими словами, чтобы подтвердить, что вы слушаете, и уточнить, поняли ли вы.
• Прайм (полезно, если они не хотят говорить) — спокойным тоном угадайте, что они думают или чувствуют, и позвольте им подтвердить или поправить вас.
8. Определите проблемуУважительно рассказывая о своей стороне и активно слушая другую сторону, вы сможете определить проблему. Вы должны все согласиться с проблемой, чтобы иметь возможность сравнивать и обсуждать решения.
Если вам нужны более конкретные примеры и советы, Спасибо за отзыв подробно объясняет, как распознать и определить проблему, когда вам нужно разрешить конфликт с кем-то.
9. Проведите мозговой штурм и примите решение по одному из нихОпределив проблему, вы можете начать мозговой штурм возможных ее решений. В идеале они должны удовлетворять потребности всех участников.
Затем каждый человек может обсудить предпочитаемое им решение. Если идеальное решение требует таких ресурсов, как время и деньги, вам следует провести «проверку на реальность», чтобы убедиться, что оно осуществимо.
10. Определите план действий (в формальной обстановке)После согласования решения вы можете создать план действий в зависимости от вашей среды. В нем должно быть указано «кто, что и когда» для решения проблемы. Если вы делаете его, убедитесь, что каждый понимает свою роль и задачи.
💡 Кстати, : Если вы хотите начать чувствовать себя лучше и продуктивнее, мы собрали информацию из сотен наших статей в 10-ступенчатую шпаргалку по психическому здоровью. 👇
Мгновенно улучшите свое психическое здоровье бесплатно
Преуспейте в условиях стресса и достигните своих целей с помощью этих 10 мгновенных советов для вашего психического здоровья.
Подведение итогов
Как вы, наверное, уже знаете, разрешение конфликтов — непростая задача, но с помощью приведенных выше советов и выводов вы, безусловно, сможете стать лучше. Хотя никто из нас не ждет конфликта, я надеюсь, что вы, по крайней мере, сможете подойти к следующему конфликту с большей ясностью, целеустремленностью и уверенностью.
Когда вам в последний раз приходилось разрешать конфликт? Вы довольны тем, как справились с ситуацией? Я хотел бы услышать от вас в комментариях ниже!
Сильвия Адамева Писатель
Родилась в Словакии, выросла в Канаде. Онлайн-преподаватель английского языка, редактор, копирайтер и переводчик. Вы найдете меня запертым в книжном магазине, печатающим в кафе или погруженным в философские дебаты.
10 способов разрешения конфликтов на рабочем месте
Конфликты на рабочем месте могут иметь различные негативные последствия, такие как снижение производительности, снижение морального духа сотрудников и удовлетворенности работой, более высокая текучесть кадров, потеря творчества и инноваций и т. д.Конфликты на рабочем месте могут возникать из-за расхождений во мнениях, сбоев в общении, борьбы за власть, противоречивых целей или приоритетов, личных столкновений, конкуренции, отсутствия ясности или неадекватных навыков разрешения конфликтов.
Разрешение конфликтов на рабочем месте с коллегами и начальством требует эффективного общения, сопереживания и подхода к сотрудничеству. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять для разрешения конфликтов:
- Сохраняйте спокойствие и собранность: Очень важно подходить к конфликтам со спокойным и уравновешенным поведением. Эмоции могут обострить напряженность, поэтому сделайте несколько глубоких вдохов и сосредоточьтесь на уважительном и профессиональном отношении.
- Определите основную проблему: Попытайтесь понять основную причину конфликта. Разница во мнениях, недопонимание или противоречивые цели? Выявление основной проблемы поможет вам решить ее более эффективно.
- Активное слушание: Практикуйте активное слушание, чтобы понять точку зрения коллег или начальника. Уделите им все свое внимание, поддерживайте зрительный контакт и покажите, что вы искренне заинтересованы в том, чтобы понять их точку зрения. Перефразируйте и повторите их опасения, чтобы обеспечить ясность и продемонстрировать, что вы внимательно слушаете.
- Выразите свою точку зрения: Выслушав точку зрения другого человека, спокойно и ясно выскажите свои собственные мысли и опасения. Используйте «я»-утверждения, чтобы не звучать обвинительно. Сосредоточьтесь на фактах и избегайте личных нападок или обвинений.
- Найдите точки соприкосновения: Найдите точки соприкосновения или общие цели между вами, вашими коллегами и вашим начальником. Подчеркните общие цели и подчеркните, как разрешение конфликта может принести пользу всем участникам. Это поможет создать атмосферу сотрудничества.
- Поиск компромисса: Стремитесь к беспроигрышному решению путем компромисса. Исследуйте варианты и альтернативы, которые решают проблемы всех вовлеченных сторон. Будьте открыты для предложений и будьте готовы пойти на уступки, где это необходимо.
- C сотрудничать и решать проблемы : работать вместе, чтобы найти практические решения. Обсуждайте идеи и поощряйте открытый диалог. Привлекайте соответствующие заинтересованные стороны и побуждайте их вносить конструктивный вклад в процесс урегулирования.
- При необходимости обратитесь к посреднику: Если вам сложно разрешить конфликт самостоятельно, рассмотрите возможность привлечения нейтральной третьей стороны, например руководителя, представителя отдела кадров или посредника, для облегчения обсуждения. Их объективная точка зрения может помочь добиться справедливого решения.
- Задокументируйте соглашение: После достижения решения задокументируйте согласованные решения, обязанности и сроки. Наличие письменных записей обеспечивает ясность и служит отправной точкой для будущих обсуждений.