процесс и условия в современном российском обществе
§ 1.3. Институты социализации
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно через общество, или через группу. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.
На трудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации, естественно зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но кроме того школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину о жизненных ценностях и нормах, и следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения. Здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком институте социализации, как вуз. Хотя проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук, пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.
Естественно, что каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, их деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.
§ 1.4. Фазы социализации
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Социализация обычно предполагает происхождение трех фаз.
Первая фаза, когда люди думают о моделях поведения, связанных с новой для них ролью, экспериментируют с ними и применяют их к себе. Эту фазу социологи называют антиципативной социализацией. Дети естественным образом знакомятся с такими взрослыми ролями, как супруги и родители, когда играют «в семью». Школы и университеты, аспирантура, испытательный срок и реабилитационные программы являются более формальными институциональными структурами, призванными служить для подготовки членов общества к новым социальным ролям.
Вторая фаза, когда после приобретения индивидами своего нового статуса они обнаруживают, что должны постоянно модифицировать, адаптировать и «переписывать» свои роли с целью приспособления к изменяющимся обстоятельствам. К примеру, когда молодая пара вступает в брак, новоиспеченным супругам предстоит выработать новые межличностные навыки, поскольку когда они были детьми, большая часть супружеских ролей была от них скрыта.
Третья фаза – с течением жизни индивиды не только принимают на себя все новые и новые роли, они должны также освобождаться от многих ролей. Такие ритуалы, как процедура выпускных экзаменов, церемония бракосочетания, банкет по поводу выхода на пенсию, похороны являются социально отлаженными механизмами, призванными облегчить людям восприятие факта временности некоторых ролей.
Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студента или работника – члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать фазу адаптации.
Понятие адаптации, занимающее одно из центральных мест в биологии, означает приспособление живых организмов к меняющимся условиям жизни в результате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения. В социологии же адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды, а также изменение среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
Основной функцией адаптации является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся типичных проблем, путем использования принятых способов социального поведения, действий.
Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимущественно внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную формы.
Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценностей, безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.
Активная форма заключается в стремлении личности не только освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в неудовлетворенности ими и желании их изменить.
Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие личности – субъекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаимодействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную направленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их консервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исходя из которого адаптационный процесс зависит не только от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.
Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-психологическая, социально-политическая, социокультура. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все направления адаптации не изолированы друг от друга, а наоборот взаимосвязаны и обусловлены.
Процесс адаптации может быть успешным и безуспешным, что выражается в социологических показателях. В первом случае это может быть высокий социальный и профессиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления – текучесть кадров, миграция, разводы, отклоняющееся поведение и т.д.
В условиях современной России, переживающей переходное состояние к новому социальному обустройству, проблема адаптации личности приобретает особое значение ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность личности пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.
§ 1.5. Основные подходы к периодизации социализации
Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Но эта точка зрения является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении того имеет ли социализация границы существуют две основные точки зрения. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.
Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что существует три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой (связанный с выходом человека на пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве критерия выделения этапов социализации известный тезис К.Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой подход представляется вполне обоснованным и имеющий полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длительность каждого этапа.
Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответствии с которым его авторам более целесообразным представляется выделение первичной и вторичной социализации (или ресоциализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации)- период ее социальной зрелости.
Выделяют три главных критерия этапов социализации:
1. время физического и социального созревания;
2. характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;
3. основные социальные институты (агенты) социализации.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации:
Младенчество (от рождения до примерно трехлетнего возраста).
Основная форма деятельности на этом этапе – общение. По мнению (достаточно спорному) некоторых исследователей, на данном этапе «социализация фактически еще не доносит до ребенка свои воздействия». Основными агентами социализации выступают семья, ближайшие родственники.
Детство (от 3 до 6 -7 лет). В средние века той концепции детства, которая характерна для нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких взрослых. На данном этапе основной формой деятельности становится игра, прежде всего ролевая. Ребенок учится принимать различные социальные роли – мамы, папы, воспитательницы детского сада, и т.п.
Здесь наряду с семьей возникает новый социальный институт социализации – дошкольное образовательное учреждение.
Подростковый возраст (от 6 – 7 до 13-14 лет). В большинстве стран подростковый период не рассматривается как социально значимый в жизненном цикле индивида. В подростковый период у индивидов происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положение младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости.
В рамках этого этапа происходит несколько крутых перемен, настоящих переломов, характеризующих особенности социализации. Во – первых, меняется основная форма деятельности: вместо игры (хотя она часто продолжает сохранять значительное место в жизни ребенка) появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. Во – вторых, на смену дошкольному учреждению приходит институт школы как основной (наряду с семьей) фактор социализации.
Ранняя зрелость, или молодость. Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. В некоторых отношениях современное общество, как представляется, вырабатывает новый статус между подростковым возрастом и состоянием взрослого человека: это юность – молодые девушки и юноши в возрасте выпускников школы. Основной формой деятельности продолжает оставаться образовательная деятельность.
В рамках именно этого этапа происходит выбор профессии, способа достижения карьеры, путей построения дальнейшей жизни, что имеет подчас решающее значение в процессе социализации. Создаются все условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения.
Рассматривая роль институтов социализации на этом этапе, необходимо отметить снижающееся значение семьи, сохраняющееся – учреждений образования и резко возрастающее – социальной микросреды, товарищеского окружения.
Средний возраст, или зрелость (от 20-25 до 35-40 лет). Зрелый возраст лишен конкретности, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Этот этап характеризуется активностью в профессиональной сфере, т.к. основную часть взрослой жизни и мужчины и женщины проводят на работе. Также характеризуется созданием собственной семьи, в связи с этим личность превращается из «объекта» в «субъект» социализации. Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, деятельность общения.
Пожилой возраст, или старость (от 35-40 до 55-65). Подобно другим периодам жизненного цикла, начало пожилого возраста в разных обществах определяется по-разному.
Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию.
В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты.
⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒ Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.
В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации: первичная — усвоение норм и ценностей ребенком; вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям. Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):
Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года). На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.
Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».
Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.
Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.
Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.
Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.
Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.
Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.
На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации: биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.
Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.
Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией.
Модель социализации определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности.
Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.
Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два болеелибо менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрᴏϲ. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.
Социальные институты – это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции поведения индивида. Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным, экономическим состоянием. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный либо либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. Практическая необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации, самоактуализации человека в интересующей его деятельности.
⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒
|
Социализация детства | Безграничная социология |
Социализация
Социализация детей
Первичная и вторичная социализация — две формы социализации, которые особенно важны для детей.Цели обучения
Обоснуйте важность социализации для детей с точки зрения как первичной, так и вторичной социализацииКлючевые выводы
Ключевые моменты
- и привычки, необходимые для участия в его или ее собственном обществе.
- Первичная социализация ребенка очень важна, потому что она закладывает основу для всей будущей социализации.
- Первичная социализация происходит, когда ребенок усваивает отношения, ценности и действия, соответствующие людям как представителям определенной культуры.
- Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению члена небольшой группы в большом обществе.
- Психосексуальные стадии Зигмунда Фрейда описывают развитие бессознательных желаний человека.
- Стадии морального развития Лоуренса Кольберга описывают, как люди развиваются в рассуждениях о морали и через них.
- Джейн Ловинджер разработала теорию стадий развития эго.
- Психоаналитическая теория развития Маргарет Малер содержала три фазы, касающиеся объектных отношений ребенка.
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже описывает, как дети рассуждают и взаимодействуют с окружающей средой.
- Теория Джеймса Марсии сосредоточена на достижении идентичности и имеет четыре статуса идентичности.
Ключевые термины
- социализация : Социализация – это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и моделей поведения будущим членам группы.
- вторичная социализация : Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению члена небольшой группы в более широком обществе.
- первичная социализация : Первичная социализация в социологии – это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации.
Первичная социализация в социологии – это принятие и усвоение набора норм и ценностей, установленных в процессе социализации. Первичная социализация для ребенка очень важна, потому что она закладывает основу всей будущей социализации. Первичная социализация происходит, когда ребенок усваивает отношения, ценности и действия, соответствующие людям как представителям определенной культуры. В основном на него влияют ближайшие родственники и друзья. Например, если ребенок видел, как его или ее мать выражала дискриминационное мнение о группе меньшинств, тогда этот ребенок может считать такое поведение приемлемым и продолжать придерживаться этого мнения о группах меньшинств.
Вторичная социализация относится к процессу обучения правильному поведению члена небольшой группы в большом обществе. В основном это поведенческие паттерны, подкрепляемые социализирующими агентами общества. Вторичная социализация происходит вне дома. Именно здесь дети и взрослые учатся действовать в соответствии с ситуацией, в которой они находятся. В школе требуется совсем другое поведение, чем дома, и дети должны действовать в соответствии с новыми правилами. Новые учителя должны вести себя иначе, чем ученики, и узнавать новые правила от окружающих. Вторичная социализация обычно связана с подростками и взрослыми и включает в себя меньшие изменения, чем те, которые происходят при первичной социализации.
Девочка на игровой площадке : Детские площадки и другие социальные ситуации способствуют вторичной социализации ребенка.
Теоретические аспекты социализации детства
Теории социализации и развития детей изучают элементы когнитивного и социального развития, происходящие в детстве.Цели обучения
Сравните различные теории детского развития, такие как психосексуальная теория Фрейда, этапы развития Пиаже и теория экологических системКлючевые выводы
Ключевые моменты
- Детство — это уникальный период ускоренного развития, который изучался многими теоретиками.
- Зигмунд Фрейд разработал психосексуальную теорию человеческого развития, которая описывает, как сексуальная фиксация и удовлетворение продвигают вперед психологическое развитие.
- Жан Пиаже разработал теорию когнитивного развития, которая объясняет, почему дети учатся по-разному на разных этапах развития.
- Ури Бронфенбреннер разработал теорию экологических систем, которая объясняет, как на человеческое развитие влияет контекст развивающегося ребенка.
Ключевые термины
- Теория экологических систем : Теория экологических систем, также называемая теорией развития в контексте или теорией экологии человека, определяет четыре типа вложенных экологических систем с двунаправленными влияниями внутри систем и между ними.
- Теория когнитивного развития : Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети учатся, активно накапливая знания посредством практического опыта.
- Психосексуальная теория человеческого развития : Эта теория разделена на пять стадий, каждая из которых связана с сексуальным удовлетворением через определенную часть тела.
Австрийский психолог двадцатого века Зигмунд Фрейд был одним из первых психологов, теоретизировавших детство и значение стадий развития. Фрейд считал, что половое влечение, или либидо, является движущей силой всего человеческого поведения и, соответственно, разработал психосексуальную теорию человеческого развития. Дети проходят пять стадий, каждая из которых связана с сексуальным удовлетворением через определенную часть тела.
Зигмунд Фрейд : Зигмунд Фрейд разработал психосексуальную теорию человеческого развития.
Одной из наиболее широко применяемых теорий детства является теория когнитивного развития Жана Пиаже. Пиаже утверждал, что дети активно учатся через игру. Он предположил, что роль взрослого в помощи ребенку в обучении состоит в том, чтобы предоставить ему подходящие материалы для взаимодействия и построения. Он призвал взрослых сделать детское обучение через игру еще более эффективным, задавая детям вопросы, чтобы заставить их задуматься о поведении. Он считал, что детям полезно видеть противоречия в своих объяснениях. Его подход к развитию детей был воспринят школами и педагогикой дошкольных учреждений в Соединенных Штатах.Четыре стадии развития Пиаже
Пиаже выделил четыре стадии развития человека до взрослой жизни:- Первой из стадий развития Пиаже является сенсомоторная стадия, которая длится от рождения до примерно двухлетнего возраста. На этом этапе ребенок познает себя и окружающую среду посредством двигательных и рефлекторных действий. Ребенок узнает, что он отделен от своего окружения и что аспекты его окружения, такие как его родители или игрушка, продолжают существовать, даже если они могут быть вне его сенсорного поля. Это наблюдение называется постоянством объекта.
- За сенсомоторной стадией следует предоперационная стадия, которая начинается примерно в то время, когда ребенок начинает говорить, и длится примерно до семи лет. Развитие, связанное с предоперационной фазой, начинается с того, что ребенок учится применять свои новые языковые способности. Ребенок начинает использовать символы для обозначения предметов. Дети усваивают информацию и помещают ее в уже существующие категории в своем уме.
- Затем дети переходят к конкретной операционной фазе, которая длится примерно с первого класса до раннего подросткового возраста. На этом этапе дети легче приспосабливаются к идеям, которые не соответствуют их существовавшему ранее мировоззрению. Ребенок начинает мыслить абстрактно и принимать рациональные решения на основе наблюдаемых или конкретных явлений.
- Наконец, дети вступают в формальную операционную стадию, которая начинается в подростковом возрасте и продолжается во взрослой жизни. Этому человеку больше не нужны конкретные объекты для вынесения рациональных суждений, и он способен к гипотетическим и дедуктивным рассуждениям.
Теория экологических систем
В 1979 году психолог Ури Бронфенбреннер опубликовал книгу «Экология человеческого развития» , в которой изложил свою теорию, известную как теория экологических систем. Теория экологических систем, также называемая развитием в теории контекста или теории экологии человека, определяет пять различных типов вложенных экологических систем: микросистему, мезосистему, экзосистему, макросистему и хроносистему. Каждая из этих систем оказывает влияние на человека, особенно на детей, поскольку они сильно социализированы.- Микросистема относится к учреждениям и группам, которые наиболее непосредственно и непосредственно влияют на развитие ребенка, включая семью ребенка, школу, религиозное учреждение, район и группу сверстников.
- Мезосистема признает, что никакая микросистема не может быть полностью дискретной, и относится к отношениям между микросистемами. Например, ребенку, которого полностью бросила семья, может быть трудно найти общий язык с учителями.
- Экзосистема описывает связь между социальной средой, в которой человек не играет активной роли, и непосредственным контекстом человека. Например, на опыт ребенка дома может повлиять опыт матери на работе.
- Макросистема относится к культуре, в которой живут люди. Ребенок, его школа и его родители являются частью культурного контекста, составляющие которого объединены чувством общей идентичности, наследия и ценностей. Микросистемы и, следовательно, мезосистемы и экзосистемы невозможно понять, если они оторваны от их макросистемного контекста.
- Хроносистема относится к моделированию событий окружающей среды и переходов на протяжении жизни, а также к более широкому социально-историческому развитию. Например, влияние разводов на детей на протяжении истории менялось. Когда развод был более культурно стигматизирован, он имел иное влияние на детей, чем сегодня, когда у многих детей развелись родители.
Формирование личности
Формирование идентичности — это развитие индивидуальной индивидуальности, по которой его или ее узнают или знают.Цели обучения
Обсудить формирование идентичности человека, а также идеи самооценки и самосознанияКлючевые выводы
Ключевые моменты
- Культурная идентичность – это чувство идентичности с группой или культурой, или индивидом как насколько на него или на нее влияет его или ее принадлежность к группе или культуре.
- Этническая идентичность – это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения.
- Национальная идентичность — это этическая и философская концепция, в соответствии с которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- Религиозная идентичность — это совокупность верований и обычаев, которых обычно придерживается индивидуум, включая приверженность систематизированным верованиям и ритуалам и изучение исконных или культурных традиций.
- Я-концепция – это сумма знаний существа и понимания самого себя.
- Культурная идентичность – это чувство идентичности группы или культуры или отдельного человека в той мере, в какой на него или ее влияет его или ее принадлежность к группе или культуре.
- Этническая идентичность – это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения.
- Национальная идентичность — это этическая и философская концепция, в соответствии с которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- Религиозная идентичность – это совокупность верований и практик, обычно разделяемых индивидуумом, включающая соблюдение кодифицированных верований и ритуалов и изучение исконных или культурных традиций
Основные термины
- культурная идентичность : Индивидуальное чувство принадлежности к группе или культуре.
- национальная идентичность : Этическая и философская концепция, согласно которой все люди делятся на группы, называемые нациями.
- религиозная идентичность : Совокупность верований и практик, обычно разделяемых индивидуумом, включающая приверженность систематизированным верованиям и ритуалам и изучение унаследованных или культурных традиций, писаний, истории и мифологии, а также веры и мистического опыта.
Люди обретают социальную и групповую идентичность благодаря своей принадлежности. Я-концепция есть сумма знаний существа и понимания самого себя. Я-концепция отличается от самосознания, которое представляет собой осознание самого себя. Компоненты самооценки включают физические, психологические и социальные атрибуты, на которые могут влиять отношения, привычки, убеждения и идеи человека. Культурная идентичность — это чувство принадлежности идентичности к группе или культуре.
Точно так же этническая идентичность — это идентификация с определенной этнической принадлежностью, обычно на основе предполагаемой общей генеалогии или происхождения. Кроме того, национальная идентичность — это этическая и философская концепция, в соответствии с которой все люди делятся на группы, называемые нациями. Члены нации имеют общую идентичность и, как правило, общее происхождение в смысле происхождения, отцовства или происхождения. Наконец, религиозная идентичность — это совокупность верований и обычаев, которых обычно придерживается человек, включая приверженность систематизированным верованиям и ритуалам и изучение исконных или культурных традиций, писаний, истории и мифологии, а также веры и мистического опыта.
Национальная идентичность : Празднование Четвертого июля, во время которого американцы одеваются в красное, белое и синее, является проявлением национальной идентичности. Четвертое июля имеет смысл только как празднование независимости для людей, которые разделяют чувство национальной идентичности как американцы.
Лицензии и авторство
Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
- Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, особое указание авторства
- Развитие ребенка. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Формирование личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Социализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Первичная социализация. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Primary_socialisation. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Психология развития. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- социализация. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- вторичная социализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- первичная социализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Гильянаморено. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY: Attribution
- Теория экологических систем. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Развитие ребенка. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Психосексуальное развитие. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Теория экологических систем. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Гильянаморено. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY: Attribution
- Предоставлено : http://Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: Авторские права неизвестны
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
- Формирование личности. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Identity_formation. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Гильянаморено. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/File:Guilianamoreno.jpg. Лицензия : CC BY: Attribution
- Предоставлено : http://Wikimedia. Лицензия : Общественное достояние: неизвестно Copyright
- Теория когнитивного развития Жана Пиаже. Лицензия : Общественное достояние: Нет данных Copyright . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube
- Каррборо Четвертая толпа | Flickr — Обмен фотографиями!. Предоставлено : Flickr. Расположен по адресу : https://www.flickr.com/photos/moonlightbulb/3692601752/. Лицензия : CC BY: Атрибуция
Предыдущая
Следующая
Концепция, типы и стадия – indiafreenotes
Это процесс адаптации. Это процесс, с помощью которого новые сотрудники пытаются изучить и внедрить нормы и ценности рабочих ролей в организации. Изучение и внедрение норм и ценностей рабочей группы необходимы для правильной адаптации и выполнения работы.
Социализация — комплексный процесс. Согласно Хортону и Ханту, социализация — это процесс, в ходе которого человек усваивает нормы своих групп, так что возникает отчетливое «я», уникальное для этого человека.
В процессе социализации человек становится социальной личностью и обретает свою личность. Грин определил социализацию как «процесс, посредством которого ребенок приобретает культурное содержание, наряду с самостью и личностью».
Согласно Лундбергу, социализация состоит из «сложных процессов взаимодействия, посредством которых человек усваивает привычки, навыки, убеждения и стандарты суждений, необходимые для его эффективного участия в социальных группах и сообществах».
Питер Уорсли объясняет социализацию «как процесс «передачи культуры, процесс, посредством которого люди усваивают правила и обычаи социальных групп».
Х.М. Джонсон определяет социализацию как «обучение, которое позволяет учащемуся выполнять социальные роли». Далее он говорит, что это «процесс, посредством которого люди усваивают уже существующую культуру групп, в которые они входят».
Сердце социализации», цитируя Кингсли Дэвиса». это появление и постепенное развитие личности или эго. Именно в терминах самости формируется личность и начинает функционировать разум». Это процесс, посредством которого новорожденный индивидуум по мере взросления усваивает ценности группы и превращается в социальное существо.
Социализация происходит на разных стадиях, таких как начальная, средняя и взрослая. Начальный этап включает в себя социализацию маленького ребенка в семье. Вторичный этап включает в себя школу, а третий этап — это взрослая социализация.
Таким образом, социализация представляет собой процесс культурного обучения, посредством которого новый человек приобретает необходимые навыки и образование, чтобы играть постоянную роль в социальной системе. Этот процесс по существу одинаков во всех обществах, хотя институциональные механизмы различаются. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни по мере возникновения каждой новой ситуации. Социализация – это процесс приспособления индивидов к определенным формам групповой жизни, превращения человеческого организма в социальное существо, передающее сложившиеся культурные традиции.
- Социализация основана на нескольких предположениях
- Новый сотрудник страдает от беспокойства и нуждается в корректировке.
- Социализация сильно влияет на программу сотрудников и стабильность организации.
Хотя социализация происходит в детстве и подростковом возрасте, она также продолжается в среднем и взрослом возрасте. Орвилл Ф. Брим (младший) описал социализацию как процесс, который длится всю жизнь. Он утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации детства. В этом контексте можно сказать, что существуют различные типы социализации.
- Первичная социализация
Первичная социализация относится к социализации младенца в первые или самые ранние годы его жизни. Это процесс, посредством которого младенец осваивает язык и когнитивные навыки, усваивает нормы и ценности. Младенец усваивает обычаи данной группы и превращается в эффективного социального участника этой группы.
Нормы общества становятся частью личности человека. У ребенка нет чувства неправильного и правильного. Путем прямого и косвенного наблюдения и опыта он постепенно усваивает нормы, относящиеся к неправильным и правильным вещам. Первичная социализация происходит в семье.
- Вторичная социализация
Процесс можно наблюдать на работе вне ближайших родственников, в «группе сверстников». Растущий ребенок усваивает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Он также учится в школе. Следовательно, социализация продолжается вне и вне семейного окружения. Вторичная социализация обычно относится к социальной подготовке, полученной ребенком в институциональных или формальных условиях, и продолжается на протяжении всей остальной его жизни.
- Социализация взрослых
Во время социализации взрослых актеры вступают в роли (например, становятся наемным работником, мужем или женой), к которым первичная и вторичная социализация, возможно, не подготовили их в полной мере. Взрослая социализация учит людей брать на себя новые обязанности. Целью взрослой социализации является изменение взглядов человека. Социализация взрослых с большей вероятностью изменит открытое поведение, тогда как социализация детей формирует базовые ценности.
- Упреждающая социализация
Упреждающая социализация относится к процессу, посредством которого мужчины узнают культуру группы с предвкушением присоединения к этой группе. По мере того, как человек усваивает правильные убеждения, ценности и нормы статуса или группы, к которой он стремится, он учится тому, как действовать в своей новой роли.
- Ресоциализация
Ресоциализация относится к процессу отказа от прежних моделей поведения и принятию новых как часть перехода в жизни. Такая ресоциализация происходит чаще всего при радикальном изменении социальной роли. Он предполагает отказ от одного образа жизни в пользу другого, не только отличного от первого, но и несовместимого с ним. Например, когда преступник реабилитируется, ему приходится радикально менять свою роль.
Стадии социализацииПредварительный этап
Он признает, что все новые сотрудники поступают в организацию с набором ценностей, норм, ожиданий и знаний. Это включает в себя как работу, которую необходимо выполнить, так и организацию. Например, в бизнес-школах учащиеся приобретают определенные представления о характере своей будущей работы, заработной плате и карьерном росте. На этапе найма многие организации предоставляют предварительный просмотр работы, который помогает потенциальным сотрудникам узнать больше о работе и организации.
Сцена встречи
Когда новый сотрудник присоединяется к организации, он сталкивается с реалиями ситуации с точки зрения своей работы, культуры труда, подчиненных и коллег. если ожидания человека соответствуют организационным реалиям, он быстро приспосабливается к организации. С другой стороны, если существует заметная разница между ожиданиями и реальностью, социализация необходима для замены его прежних предположений реальностью. С другой стороны, человек не может признать ценности и нормы организации и уходит с работы.
Стадия метаморфозы
На этом этапе новый сотрудник приобретает навыки, необходимые для адаптации к ценностям и нормам организации. Он вносит необходимые изменения в свое отношение и ролевое поведение, чтобы соответствовать культуре организации. Такие изменения делают сотрудника уверенным в себе, и он чувствует себя принятым другими членами организации. Завершение процесса социализации характеризуется вырубками.
Теории социализацииРазвитие личности и личности
Личность формируется с появлением и развитием «я». Возникновение Я происходит в процессе социализации всякий раз, когда личность принимает групповые ценности.
Самость, ядро личности, развивается в результате взаимодействия ребенка с другими. «Я» человека есть то, чем он сознательно и бессознательно себя считает. Это сумма его восприятий самого себя и особенно его отношения к себе. Самость может быть определена как осознание человеком своей личной и социальной идентичности, а также представлений и установок. Но у ребенка нет «я». Самость возникает в игре социального опыта, в результате социальных влияний, которым ребенок по мере своего роста становится подверженным.
В начале жизни ребенка нет себя. Он не осознает ни себя, ни других. Вскоре младенец чувствует пределы тела, узнавая, где кончается его тело и начинаются другие вещи. Ребенок начинает узнавать людей и различать их. Примерно в возрасте двух лет он начинает использовать «я», что является явным признаком определенного самосознания, что он или она начинает осознавать себя как отдельное человеческое существо.
Первичные группы играют решающую роль в формировании Я новорожденного, а также в формировании личности новорожденного. Здесь можно сказать, что развитие личности коренится в социальном поведении, а не в биологических или наследственных факторах.
В прошлом веке социологи и психологи предложили ряд теорий для объяснения понятия «я».
Существует два основных подхода к объяснению концепции самости – социологический подход и: психологический подход.
Чарльз Хортон Кули
Чарльз Хортон Кули считал, что личность возникает в результате взаимодействия людей с миром. Кули использовал фразу «Я в Зазеркалье», чтобы подчеркнуть, что «я» — это продукт нашего социального взаимодействия с другими людьми.
Цитируя Кули, «когда мы видим свое лицо, фигуру и одежду в зеркале и интересуемся ими, потому что они наши и довольны или иным образом в зависимости от того, отвечают они или не отвечают тому, какими мы хотели бы их видеть; так в воображении мы воспринимаем в уме другого какую-то мысль о нашей внешности, манерах, целях, поступках, характере, друзьях и т. д. и по-разному на нее воздействующие».
Особенности социализацииСоциализация не только способствует поддержанию и сохранению социальных ценностей и норм, но и является процессом передачи ценностей и норм от одного поколения к другому.
Особенности социализации можно обсудить по телефону:Прививает базовую дисциплину
Социализация прививает базовую дисциплину. Человек учится контролировать свои импульсы. Он может демонстрировать дисциплинированное поведение, чтобы получить общественное одобрение.
Помогает контролировать поведение человека
Помогает контролировать поведение человека. Человек от рождения до смерти проходит обучение и его поведение контролируется множеством способов. Для поддержания общественного порядка в обществе существуют определенные процедуры или механизмы. Эти процедуры становятся частью жизни человека, и человек приспосабливается к обществу. Через социализацию общество намеревается бессознательно контролировать поведение своих членов.
Социализация проходит быстро, если среди агентов социализации больше гуманизма
Социализация происходит быстрее, если агенты социализации более единодушны в своих идеях и навыках. Когда существует конфликт между идеями, примерами и навыками, передаваемыми дома, и теми, которые передаются школой или сверстниками, социализация человека обычно протекает медленнее и неэффективнее.
Социализация происходит формально и неформально
Формальная социализация осуществляется посредством непосредственного обучения и воспитания в школах и колледжах. Однако семья является основным и наиболее влиятельным источником образования. Дети изучают свой язык, обычаи, нормы и ценности в семье.
Социализация — непрерывный процесс
Социализация — это процесс на всю жизнь.