Стадии развития личности в процессе социализации: 3. Стадии развития личности в процессе социализации

Содержание

3. Стадии развития личности в процессе социализации

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности.

Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. В последние годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства и юности. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в

ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе.

Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации.

Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. «Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае — с принятой в обществе системой образования».

А.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

  • детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

  • отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности «быть личностью»;

  • юность — интеграция,

    процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка». Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.

Взросление и развитие человека обусловлено взаимодействием процессов социализации и индивидуализации, в недрах которого у него формируется психологическая адаптация в единстве ее социальных и личностных аспектов. Стремление личности к определению индивидуальных способов взаимодействия с окружающей действительностью как раз и зарождается, и развивается в том пространстве общественных отношений, где взаимодействуют, а нередко вступают в противоречие друг с другом два необходимых для становления личности процесса: процесс социализации и процесс индивидуализации.

Именно эти процессы создают в своем единстве внешние и внутренние условия для развития индивидуальности личности. Они отвечают за формирование соответственно социальной адаптации и личностной адаптации (адаптированности). Только гармоничное сочетание этих двух процессов на всех предыдущих этапах детства порождает достаточно высокий уровень психологической адаптации старших подростков, что является благоприятным условием для формирования их самоопределения.

19. Стадии развития личности в процессе социализации

В процессе социализации личность выступает как субьект и объект общественных отношений. А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и нахоящихся в той или иной степени близости к нему. Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Это не так просто. Примером тому являются феральные люди.

Феральные люди — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных {К. Линней).

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй — воспроизводство в индивидуальных и неповторимых фор мах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.

Пассивная позиция — когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция — когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция — когда он способен интегрировать субъект -объектные отношения.

Теории социализации: оценка и типы

Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые модели поведения, черты характера, нормы и убеждения мы считаем «естественными»? Или вы слышали, как кто-то отмахивается от чего-то, говоря, что оно «как есть»?

Социологи утверждают, что это продукт социализации . Мы будем исследовать, что это означает в этом объяснении. Мы рассмотрим:

  • Значение социализации
  • Два разных типа социализации
  • Когнитивные теории социализации
  • Теоретические взгляды на социализацию
  • Оценка теорий социализации

Что такое социализация?

Социализация — это пожизненный процесс, который помогает человеку быть принятым в обществе. В свою очередь, их поведение помогает обществу нормально функционировать. Иными словами:

Социализация — это процесс, через который проходит человек, чтобы усвоить ценности, нормы и обычаи в соответствии с социальными потребностями и ожиданиями.

Типы социализации

Есть два основных типа социализации, через которые проходит человек; первичная и вторичная социализация. Хотя вы, возможно, уже встречались с этими терминами раньше, напоминание может оказаться полезным.

Первичная социализация

Первичная социализация происходит с раннего детства до подросткового возраста . На человека сильно влияют его основные отношения (семья, братья и сестры, группа сверстников и т. д.) при изучении основных навыков и ценностей. Важной частью первичной социализации является обучение тому, что такое «правильное» и «неправильное» поведение.

Вторичная социализация

Процесс вторичной социализации происходит с зрелого возраста и продолжается на протяжении всей жизни . Влияющие факторы не относятся к семье и распространяются на другие группы сверстников (такие как учебные заведения и рабочее место).

Когнитивные теории социализации

Существует несколько ключевых теорий, которые можно изучить для сравнения результатов процесса социализации.

Саморазвитие

К.Х. Кули подчеркивал, что ощущение себя или собственной идентичности индивида возникает через социальное взаимодействие . Базовые формы взаимодействия, возникающие в первичных и вторичных группах в процессе социализации, служат основой для развития личностной идентичности.

В процессе взаимодействия человек учитывает, как другие оценивают его поведение. На основе их реакции человек устанавливает понимание себя. Процесс похож на взгляд в зеркало; человек пытается представить, как они кажутся другим, и представляет, как их воспринимают другие. Кули назвал эту концепцию «девяткой».0005 зеркало себя.

Рис. 1. Кули считает, что наша идентичность возникает в результате социального взаимодействия.

Теория предполагает, что чувство «я» является результатом социализации, и люди корректируют свое поведение в соответствии со своим суждением о том, что другие думают о них.

Г.Х. Мид описал процесс, посредством которого развивается социальное «я». Теория Мида основана на концепции «я» и «меня».

«Я» — это биологически управляемое несоциализированный ‘ ребенок, в то время как «я» — это социализированный ‘ аспект индивидуума, осознающего ожидания общества.

«Я» позволяет человеку самовыражаться и творчески. «Я» основано на изученном поведении и отношениях и связано с ожиданиями других в обществе. Человек учится различать «я» и «меня». Это процесс, посредством которого развивается «я».

Это развитие «я» делится на различные этапов — имитация, игровой этап и игровой этап. Давайте рассмотрим их ниже.

Подражание

На этом начальном этапе маленькие дети имитируют действия окружающих, даже если они не понимают значения действия.

Ребенок видит, как его родитель разговаривает по телефону, и имитирует его движение, поднося предмет к уху.

Проходя этап подражания, ребенок достигает:

Этап игры

На этом этапе ребенок разыгрывает определенную роль в форме игры.

Ребенок играет роль родителя, учителя или любого другого близкого человека и «ведет себя» как человек, которого он играет.

Мид определяет группу, которая разделяет тесные эмоциональные отношения с ребенком, как значимых других .

Постепенно ребенок переходит в:

Игровой этап

На этом этапе ребенок участвует в организованных играх. Они получают понимание правил игры и понятия справедливости, чтобы добиться успеха в деятельности. Ребенок берет на себя роль обобщенных других и понимает ожидания и суждения, которые другие могут иметь в отношении этой роли.

В качестве примера Мид использовала баскетбол.

В баскетболе, когда один игрок держит мяч в руке, он смотрит на своих товарищей по команде или тренера, чтобы понять, чего они от них ожидают, и играет соответственно. Другими словами, человек пытается понять точку зрения других и действует соответствующим образом, чтобы успешно выполнить задачу.

Переход от стадии игры к стадии игры играет решающую роль в развитии «я». Ребенок проходит через процесс интериоризации внешних мнений и появляется с дискретным тождество .

Человек также получает более глубокое понимание «я» (той части «я», которая позволяет брать на себя роль других) и «я» (той части, которая управляется биологически).

Рис. 2. Согласно Миду, развитие «я» проходит через три стадии: имитация, стадия игры и стадия игры.

Социально-психологические перспективы, идентичность и когнитивное развитие

Давайте посмотрим на точки зрения Фрейда, Эриксона и Пиаже.

Фрейдовское объяснение поведения

Согласно Зигмунду Фрейду , человеческое поведение направлено на удовлетворение двух основных инстинктов: E ros (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Первый обычно представляет собой сексуальные побуждения, тогда как последний представляет собой побуждение действовать агрессивно.

Фрейд назвал напряжение между этими инстинктивными силами id . Это часть человеческой личности, которая действует как источник всех основных импульсов и побуждений, направленных исключительно на достижение немедленного удовлетворения.

Хорошим примером может служить плач младенца о еде. Идентификатор в этом случае создаст уровень разочарования, который выражается в плаче.

Однако не всегда возможно немедленное удовлетворение. По мере взросления дети учатся справляться с чувствами как следствием неудовлетворенных потребностей. Этот аспект представляет собой сознательную часть личности, которая называется эго .

Эго поддерживает баланс между желанием и действием.

В результате взаимодействия социальные нормы и ценности становятся частью психики человека. Фрейд использует термин суперэго как выражение для определения этих этических компонентов, укрепляющих сознательное понимание эго.

Восьмиступенчатая теория развития Эрика Эриксона

Ученик Фрейда Эрик Эриксон считал, что люди проходят через нормативный кризис , который представляет собой борьбу между тем, чего от них ожидает общество, и тем, чего они на самом деле достигают. Его теория была сосредоточена на биологических, социальных и индивидуальных аспектах, которые формируют личность человека и на том, как они в конечном итоге делают человека физиологически здоровым.

В 1950-х годах Эриксон создал восьмиэтапную теорию развития , которая представлена ​​в таблице ниже.

STAGE

PERIOD (Age)

FAVOURABLE RESOLUTION ATTITUDE

UNFAVOURABLE RESOLUTION ATTITUDE

PSYCHOSOCIAL TASK

1 Early infancy (newborn — 1) Инициатива трастовой автономии Mistrust Hope
2 Late infancy (2 — 3) Shame and doubt Want
3 Early childhood (4 — 5) Guilt Purpose
4-е Среднее детство (6-12 лет) Промышленность Неполноценность Компетентность
5 Подростковый возраст (13-18)0165 Identity Identity confusion Fidelity
6th Early adulthood (20-24) Intimacy Isolation Love
7th Middle adulthood (25-64) Generativity Застой Забота
8-й Поздняя взрослость (25+) Целостность эго Отчаяние Мудрость
Теория развития личности Пиаже

Теория развития личности Жана Пиаже подчеркивала важность познания , а не эмоциональных компонентов. Ниже приведены четыре стадии развития по Пиаже.

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)

На этой стадии младенец познает мир посредством основных ощущений и движений и развивает когнитивные способности, включающие подражание, узнавание себя и репрезентативную игру. Примерно в восемь месяцев младенец постигает знание постоянства объекта, т. е. знание того, что объекты существуют, даже если их нельзя увидеть.

2. Дооперационный этап (2-7 лет)

Дети приобретают способность представлять мир с помощью языка и образов. Однако на этом этапе у них не развивается логическое мышление. Их суждения остаются субъективными, основанными на интуиции и в значительной степени эгоцентричными.

3. Конкретно-операциональный этап (7-11 лет)

У детей на этом этапе развивается способность логически мыслить о реальных событиях. Они начинают понимать формы, концепцию сохранения, то, как другие люди могут думать или выражать себя, и мысли, уникальные для них самих, о которых другие не знают.

4. Формальный операционный этап (12+)

Подростки могут рассуждать логически, думать об абстрактных понятиях и рационально проверять гипотезы. Этот этап отождествляется с появлением научных рассуждений, поскольку при столкновении с проблемами можно вывести логические объяснения.

Нравственное развитие

В поддержку работы Пиаже по стадиям развития Лоуренс Кольберг предлагает трехуровневую, шестиступенчатую теорию концепции морального развития. В таблице ниже представлена ​​эта модель.

LEVEL STAGE DESCRIPTION
Post — conventional: Shared standards, rights, duties, and principles 6 Guided by the moral principle of justice
5 Правила общественного договора и законы общественного блага
Конвенциональный: Оценка личных последствий 4 Суждения, основанные на относительных правилах и законах общества
3 Решения, основанные на одобрении других
Предосказательные: значения на основе внешних событий 2 ACTING ACTING 2 ACTING ACTING ONE ANTINGENTING 2. наказание

Однако модель Кольберга выделяла этапы морального развития мальчиков. Это поднимает вопрос о том, проходят ли девочки подобные этапы.

Кэрол Гиллиган заявила, что девочки, в отличие от мальчиков, учитывают личные отношения при нравственном развитии. По ее словам, мужчины и женщины проходят через принципиально разные моделей взаимодействия .

Ошибка общества в том, что оно считает мужской образ жизни нормой, не признавая различия в траекториях развития между мужчинами и женщинами. Теория подразумевает, что и мужчины, и женщины развивают нравственные чувства в процессе взаимодействия. Но социальные стандарты создают разницу в развитии их нравственные чувства .

Рис. 3. Кольберг и Гиллиган изучали нравственное развитие. Однако Гиллигана интересовали различия в нравственном развитии девочек и мальчиков.

Теоретические взгляды на социализацию

Давайте рассмотрим еще несколько теоретических взглядов на социализацию, включая функционалистские и конфликтные взгляды.

Функционалистская теория социализации Дюркгейма

На основе Эмиля Дюркгейма работа, эта перспектива пытается привлечь внимание к социальным институтам , которые помогают нам узнать нормы и ценности.

По его словам, общество формирует личность. Общие ценности и общие символы передаются из поколения в поколение, что не только помогает формировать человеческое сознание, но и поддерживает социальную стабильность . Он также утверждал, что обществу необходимо создать чувство солидарности, чтобы выжить во времени.

Дюркгейм определил, что традиционные общества поддерживали механическая солидарность через религиозные и семейные связи, что привело к аномии, поскольку такие связи имели меньшее значение в современных обществах. Он предположил, что современные общества в конечном итоге будут полагаться на такие институты, как образование, работу и другие организации, чтобы обрести чувство органической солидарности .

Функционалистская теория социализации образования, религии и работы

Функционалисты после Дюркгейма утверждают, что образовательные учреждения, религии и рабочие места в настоящее время являются важнейшими факторами вторичной социализации. Например:

  • Образование: детей учат дисциплине и таким ценностям, как уважение к авторитету, пунктуальность и рациональное использование времени.

  • Религия: религиозные верования прививают молодым людям нравственные нормы и идеалы, которые, если их соблюдать, способствуют объединению общества.

  • Рабочее место: молодые люди становятся работающими взрослыми, ответственными и осознающими свои социальные обязательства. Они способствуют социальной стабильности за счет занятости и производительности.

Конфликтные теории социализации: марксизм

Конфликтная перспектива, основанная на теории конфликта Карла Маркса , считает, что группы в обществе находятся в постоянном конфликте за власть и ресурсы. Конкуренция лежит в основе социальных отношений, и группы, находящиеся у власти, используют свои ресурсы и свое влияние на социальные институты для осуществления власти над группами, находящимися в неблагоприятном положении. Такие учреждения, как школы, рабочие места и семья, способствуют общению людей, обучая их нормам и убеждениям, поддерживающим интересы сильных мира сего.

Марксизм, точка зрения, утверждающая, что капиталистическое общество основано на конфликте между социальными классами и тиранией правящего класса, утверждает, что как первичная, так и вторичная социализация жизненно важны для капитализма. Дети рабочего класса социализированы, чтобы принять социальный порядок, и когда они вырастают, они берут на себя роль рабочих у богатых капиталистов.

Феминизм и теория социализации пола. В основе этой теории лежит концепция о том, что

гендерных неравенств социально сконструированы, а не детерминированы биологически.

Феминистки утверждают, что гендерные роли и ожидания, назначаемые семьей во время первичной социализации, приносят пользу мужчинам за счет женщин, создавая гендерное неравенство. Вторичная социализация еще больше увековечивает эти гендерные роли через такие институты, как средства массовой информации, образование и религия.

Маленькие девочки могут воспитываться с ожиданием того, что они станут женами и матерями, когда они вырастут, и их хвалят за проявление «женских» качеств, таких как забота о других, выполнение работы по дому, сосредоточение внимания на своей внешности и т. д.

Как мы оцениваем теории социализации?

Две основные теоретические точки зрения на социализацию, функционализм и теорию конфликта, можно оценить следующим образом:

Оценка функционалистской точки зрения на социализацию

  • Функционализм указывает на то, что социализация выполняет положительные функции, устанавливая правила и порядок и создавая социальную стабильность в обществе.

  • Однако в нем не упоминается, насколько вредна социализация. Марксисты и феминистки утверждают, что это играет жизненно важную роль в распространении капиталистических и патриархальных идеологий.

  • Кроме того, не все формы социализации стабилизируют или создают социальную солидарность, т.е. в случае детей, рожденных от родителей с другими ценностями или ведущих преступное или девиантное поведение.

Оценка конфликтных перспектив социализации

  • Марксизм подчеркивает, как процессы социализации поддерживают капитализм и иерархию социальных классов и как эти идеологии укореняются с юных лет и сохраняются на протяжении всей жизни.

  • Точно так же феминизм показывает нам, что гендерные роли и ожидания, а также проблемы гендерного неравенства не являются «естественными» или обусловлены врожденными различиями между полами.

  • Однако можно возразить, что в конфликтных аспектах недостаточно внимания уделяется той стабильности, которую социализация создает в обществе, и что некоторые люди социализируются иначе (т. е. не капиталистическим или патриархальным образом).

Теории социализации – основные выводы

  • Социализация – это процесс, через который проходит человек, чтобы усвоить ценности, нормы и обычаи в соответствии с потребностями и ожиданиями общества.
  • Когнитивные теории социализации включают идеи Кули и Мида о развитии личности.
  • Социально-психологические взгляды на идентичность и когнитивное развитие включают работы Фрейда, Эриксона, Пиаже, Кольберга и Гиллигана.
  • Функционалистская точка зрения подчеркивает важность социализации и социальных институтов для поддержания стабильности и солидарности в обществе.
  • Марксизм подчеркивает, как процессы социализации поддерживают капитализм и иерархию социальных классов. Феминистки утверждают, что гендерные роли и ожидания, устанавливаемые и поддерживаемые социализацией, приносят пользу мужчинам за счет женщин.

Социализация Первичная социализация Сводка и анализ

Социализация — это процесс, посредством которого мы учимся становиться компетентными членами группы. Первичная социализация — это обучение, которое мы получаем от людей, которые поднять нас. Чтобы дети росли и развивались, воспитатели должны удовлетворять их физические потребности. потребности, в том числе в еде, одежде и крове. Воспитатели также должны учить детей тому, что им нужно. знать, чтобы функционировать в качестве членов общества, включая нормы, ценности и язык. Если дети не получают адекватной первичной социализации, они, как правило, не так хороши, как взрослые.

Стадии развития

У исследователей есть разные теории о том, как дети узнают о себе и их роли в обществе. Некоторые из этих теорий противоречат друг другу, и каждая подвергается критике. по разным причинам, но каждый из них по-прежнему играет важную роль в социологической мысли.

Теория развития личности Фрейда

Австрийский врач Зигмунд Фрейд , основоположник психоанализа, считал, что основные биологические инстинкты в сочетании с социальными факторами формируют личность. Фрейд утверждал, что разум состоит из трех частей, которые должны правильно взаимодействовать для человека. хорошо функционировать в обществе. Если какая-либо из трех частей становится доминирующей, личной и могут возникнуть социальные проблемы. Три части — это Ид, Суперэго и Эго.

  1. Id: Согласно Фрейду, Id развивается первым. Разум новорожденного состоит только из Ид, отвечающего за удовлетворение физических желаний. Ид представляет самые примитивные желания человека, и человек управляется только Ид делал бы все строго для собственного удовольствия, нарушая общественные нормы в процесс и риск наказания.
  2. Суперэго: Когда дети переходят из младенчества в детство, их разум развивать суперэго, или совесть, которая поощряет соответствие общественным нормам и ценностям. Кто-то с гиперактивным супер-эго был бы ограничен слишком жесткой системой правил, которые будут препятствовать его или ее способности жить нормально.
  3. Эго: Здоровый ум также состоит из эго или части ума который разрешает конфликты между ид и суперэго. Обычно эго уравновешивает желания ид и суперэго, но когда это терпит неудачу, у человека могут возникнуть трудности с выполнением решений, которые могут привести к поведенческим проблемам.
Теория социального бихевиоризма Мида

Социолог Джордж Герберт Мид считал, что у людей формируется представление о себе через взаимодействие с другими людьми. Он утверждал, что self , который является часть личности человека, состоящая из самосознания и образа самого себя, является продуктом социальный опыт. Он изложил четыре идеи о том, как развивается личность:

  1. Самость развивается исключительно через социальный опыт. Мид отклонен Представление Фрейда о том, что личность частично определяется биологическими влечениями.
  2. Социальный опыт состоит из обмена символами. Мид подчеркнул особенно человеческое использование языка и других символов для передачи смысла.
  3. Чтобы узнать намерения других, нужно представить ситуацию с их точки зрения. перспективы. Мид считал, что социальный опыт зависит от того, как мы воспринимаем себя как это делают другие, или, как он выразился, «брать на себя роль другого».
  4. Понимание роли другого приводит к самосознанию. Мед утверждал, что существует активное «я» и объективное «я». «Я» активно и инициирует действие. «Я» продолжает, прерывает или меняет действие в зависимости от того, как другие отвечают.

Мид считал, что ключом к саморазвитию является понимание роли другой. Он также наметил шаги в процессе развития от рождения до взрослой жизни:

Теория зазеркалья Кули

Как и Мид, социолог Чарльз Хортон Кули считал, что мы формируем нашу представления о себе через взаимодействие с другими людьми.

Добавить комментарий