Стадии развития по пиаже: Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже

Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.

​​​​​​​В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Эгоцентризм обусловливает не только такую особен­ность детской логики, как нечувствительность к проти­воречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция свя­зывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.

Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.

Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.

Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.

Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.

Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.

Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.

Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.

В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.

Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?

Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.

Как развивается интеллект ребёнка, теория Пиаже

Теорию когнитивного развития человека разработал швейцарский учёный, философ и психолог Жан Пиаже. Согласно этой теории, дети проходят четыре разные стадии умственного развития. Давайте познакомимся поближе с теорией Пиаже, чтобы понимать, как дети приобретают знания и природу интеллекта.

https://unsplash.com/photos/6cQHvjzmZOU

Для начала определимся с самим термином. Когнитивное развитие — это развитие всех мыслительных процессов человека. Сюда входят восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Как формируется интеллект ребёнка?

Содержание статьи

Дети — маленькие учёные

Жан Пиаже называл детей маленькими учёными. Он обращал внимание на то, как дети активно осваивают окружающий мир, наблюдая за ним, изучая, устраивая эксперименты. Дети, как губки, моментально впитывают новые знания, действуют, опираясь на существующие знания, и адаптируют идеи к новой информации.

Стадии развития согласно теории Пиаже

Всё развитие интеллекта человека, согласно теории Жана Пиаже, делится на четыре стадии. От рождения до 2 лет идёт этап сенсомоторного интеллекта. С 2 до 7 лет — предоперационная стадия. От 7 до 12 лет — этап организации конкретных операций и с 12 лет — период формальных операций.

Почему Пиаже разработал свою теорию

Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году в городе Невшатель, в семье профессора средневековой литературы. Свою первую научную статью Жан опубликовал, когда ему было всего 11 лет. За свою жизнь учёный написал 60 книг и несколько сотен статей.

Интерес к интеллектуальному развитию детей у Жана появился, когда он получил учёную степень и переехал в Париж, чтобы преподавать в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бин, создатель знаменитого теста IQ. Там Пиаже обратил внимание, что мыслительные процессы у детей разного возраста значительно отличаются.

Детский разум — не уменьшенная копия взрослого

Наблюдая за детьми (за собственными племянником и дочерью), учёный обнаружил, что детский разум — это не просто уменьшенная копия взрослого. Хотя до этого с детьми именно так и обращались — как с маленькими версиями взрослых. Учёный стал одним из первых, кто пришёл к выводу, что способ мышления детей существенно отличается от интеллекта взрослых.

Дети мыслят иначе

Пиаже предположил, что способ мышления детей также имеет отличия в зависимости от их возраста. Дети старшего возраста не просто думают быстрее, чем младшие. Они думают по-другому.

Тогда же он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, всё дело лишь в том, что они мыслят иначе. Альберт Эйнштейн прокомментировал открытие Пиаже как «настолько простое, что до него мог додуматься только гений».

Этапы развития ребёнка

Сенсомоторная стадия: от 0 до 2 лет

Младенцы познают мир с помощью движений и ощущений: они хватаются за родителей, предметы, игрушки, сосут грудь, смотрят и слушают. Постепенно они начинают понимать, что вещи продолжают существовать, даже когда на них не смотришь. Затем малыши осознают, что их действия могут что-то изменить в этом мире.

Весь детский опыт в этот период «нарабатывается» через основные рефлексы, чувства и двигательные реакции. Дети учатся не только делать много новых вещей (например, ползать или ходить), но и начинают «учить» язык, от людей, с которыми они общаются.

Сенсомоторная стадия развития ребёнка характеризуется, буквально взрывным ростом и обучением. Дети каждый день делают открытия, взаимодействуя с окружающим миром, постигая его и понимая, как он устроен.

Жан Пиаже разбил эту стадию на несколько подстадий, потому что в заключительной части сенсомоторной стадии у детей появляется раннее репрезентативное мышление.

По мнению учёного, понимание того, что объекты продолжают существовать, даже когда их нельзя увидеть — важнейшее открытие, которое делает ребёнок на этом этапе развития. Именно понимание того, что объекты — это отдельные и отличные друг от друга сущности, помогает детям начинать связывать имена и слова с объектами.

Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет

У малышей улучшается речь и мышление, но они по-прежнему думают в очень конкретных терминах. Проходя эту стадию развития, дети начинают учиться мыслить символически, использовать слова и изображения для обозначения предметов.

И хотя основы языкового развития закладываются, в основном, на предыдущей стадии, предоперационная стадия по определению считается «языковой». Это одна из главных отличительных черт этого этапа развития интеллекта.

Малыши на этой стадии развития приобретают большой опыт в ролевой игре. Они учатся играя. Самое интересное, что дети в этом возрасте пока ещё очень эгоцентричны, однако они стараются смотреть на мир, на людей и на вещи с точки зрения других. Им приходится буквально бороться с логикой и принятием чужих точек зрения. Также некоторые дети могут ещё бороться с пониманием идеи постоянства.

О сложностях восприятия говорит такой эксперимент. Берём глину, делим её на два абсолютно равных куска. При этом, один из них нужно скатать в компактный шар, а другой — превратить по форме в большой плоский блин.

Когда ребёнку, находящемуся в предоперационном периоде, предлагают выбрать для игры один из этих кусков глины, он, как правило, выбирает плоский. Потому что плоская фигура выглядит больше.

Стадия организации конкретных операций: от 7 до 12 лет

На этой стадии у детей появляется логическое мышление, поэтому они и учатся в школе с этого возраста. Они начинают использовать индуктивную логику, могут рассуждать, начиная от конкретной информации и переходя к общим принципам.

Дети начинают осмыслять конкретные события, а также понимать концепцию сохранения. Например, им уже понятно, что в короткой широкой чашке может находиться такое же количество сока, как и в высоком узком стакане.

Детское мышление становится более структурированным. На этой стадии развития ребёнок становится гораздо более искусными в использовании логики. Но его мышление пока ещё сохраняет конкретность и буквальность. Оно также может быть ригидным (негибким). Дети на этой стадии развития склонны бороться с абстрактными понятиями.

Зато уже можно говорить о меньшей эгоцентричности. Дети начинают задумываться о том, что чувствуют и как мыслят другие люди. А также —начинают понимать, что их мысли уникальны. И что далеко не все другие люди обязательно должны разделять их точку зрения и чувства.

Стадия формальных операций: 12 лет и старше

На этой стадии развития подросток начинает мыслить абстрактно, а также рассуждать о гипотетических проблемах. Детей начинают интересовать вопросы морали, философии, этики, социальные и политические проблемы. Они берутся обсуждать эти темы, используя абстрактное мышление и идеи. Используют дедукцию и рассуждают, следуя от общих принципов к конкретной информации, мыслят об окружающем мире научно.

Вот эта способность размышлять об абстрактных идеях и ситуациях — самый главный признак интеллекта в формально-операционной стадии когнитивного развития. Дети уже берутся планировать будущее и рассуждать о гипотетических ситуациях — это тоже важнейшие особенности интеллекта, которые появляются на этом этапе.

Это не количественный, а качественный процесс

Один из важных постулатов теории Пиаже: интеллектуальное развитие детей — это не количественный процесс. То есть интеллект ребёнка формируется не просто как добавление новой информации и знаний к уже имеющимся.

Нет, у детей происходит именно качественное изменение мышления по мере их развития и по мере того, как они проходят через четыре стадии. Так, семилетний ребёнок не просто знает о мире больше, чем двухлетний. В его мозгу к этому возрасту происходят фундаментальные изменения.

Важные понятия теории Пиаже

Каким образом происходит когнитивное развитие ребёнка, как его интеллект преодолевает каждую из вышеперечисленных стадий? Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на то, как дети учатся и растут.

Схемы

Схемы в сознании детей — это категории знаний, которые помогают им осознавать и понимать этот мир. Они напрямую связаны с пониманием и знанием.

Согласно теории Жана Пиаже, схемы включают в себя, как категории знаний, так и процесс их получения. По мере накопления жизненного опыта, новая информация встраивается в уже существующие схемы. Как это происходит?

Ассимиляция

Возьмём простой пример. Допустим, у ребёнка существует схематическое знание о каком-либо животном. О собаке, к примеру. Если единственный опыт общения ребёнка связан с только с маленькими собаками, то малыш может считать, что они все такие. Маленькие, звонкие и пушистые. Что будет, когда ребёнок впервые повстречает огромную собаку? Конечно, удивится. Но воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить в неё свои новые наблюдения.

Итак, процесс включения новой информации в уже существующие когнитивные схемы известен, как ассимиляция. Это субъективный процесс. Потому что каждый из нас склонен модифицировать новый опыт и информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведённом нами примере с собакой как раз и описывается случай ассимиляции животного в схему собаки в представлении, существующем у ребёнка.

Аккомодация

Аккомодация (происходит от латинского слова «accomodatio» — приспособление к чему либо), в концепции Пиаже, является свойством процесса адаптации. Аккомодация применяется нами в процессе адаптации, когда требуются изменения наших существующих схем в результате получения новой информации или нового опыта. Также, в ходе этого процесса, могут быть разработаны новые схемы.

Уравновешивание

Согласно теории Пиаже, все дети стараются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией. И этот баланс достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием.

По мере прохождения ребёнком стадий когнитивного развития, уравновешивание и удерживает баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляцией) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодацией). Благодаря уравновешиванию дети и переходят от одной стадии интеллектуального развития к другой.

Создание интеллекта — активный процесс

Один из важнейших постулатов теории Пиаже заключается в том, что создание знаний и интеллекта является, по сути своей, активным процессом. Вот что говорил о этом сам создатель теории: «Я считаю себя противником взгляда на знание как на пассивную копию реальности. Я считаю, что знать объект — значит воздействовать на него, конструировать системы преобразований, которые можно осуществить над этим объектом или с ним. Знать реальность — значит строить системы преобразований, которые более или менее адекватно соответствуют действительности».

Благодаря теории когнитивного развития Пиаже мир гораздо лучше узнал, как развивается интеллект человека. Теперь мы понимаем, что дети не только впитывают знания и являются их пассивными получателями. Они постоянно исследуют этот мир и ставят эксперименты.

Вы узнали что-то новое для себя из этой статьи?

Стадии развития Пиаже

Знакомы ли вы со стадиями развития Пиаже? Он описывает этапы нормального интеллектуального развития от младенчества до взрослой жизни, включая мышление, суждение и знание. Четыре стадии следующие:

  • Сенсомоторная: от рождения до возраста 18-24 месяцев
  • Предоперационный период: от ясельного возраста (18–24 месяца) до раннего детства (7 лет)
  • Бетон в рабочем состоянии: 7-12 лет
  • Формальные операции: от юности до взрослой жизни

Каждая стадия характеризуется новыми интеллектуальными способностями и более глубоким пониманием мира, в котором мы живем. Это правда, что некоторые дети могут проходить стадии в разном возрасте, чем указано выше, или они могут проявлять характеристики более чем одной этап за раз.

Сенсомоторная стадия

На этих очень ранних стадиях младенцы осознают только то, что находится прямо перед ними. Они экспериментируют с окружающими их предметами, тряся их, бросая, кладя предметы в рот и т. д. Они учатся путем проб и ошибок, поскольку еще не знают, как отреагируют предметы. Между 7-9месяцев они начинают понимать, что даже если предмета нет в поле зрения, он все равно существует. Это известно как постоянство объекта, и это признак того, что память развивается. Повышенное когнитивное развитие начинается после того, как они начинают ползать, стоять и ходить. Ближе к концу этой стадии в 18-24 месяца начинается раннее развитие речи.

Предоперационная стадия

На этой стадии дети могут воспринимать вещи более символически, и их использование языка становится более зрелым. Например, они могут использовать один объект для представления чего-то другого во время игры. Также начинают развиваться память и воображение. Однако мышление ребенка основано на интуиции, а не на логике.

Конкретный операционный этап

На этом этапе дети могут демонстрировать логические рассуждения, в ходе которых они осознают внешние события. Они начинают понимать, что их собственные мысли и чувства не всегда такие же, как у всех остальных. Одним из важных изменений на этом этапе является обратимость. Например, ребенок на этом этапе может распознать, что его собака — это пудель, пудель — это собака, а собака — это животное. Они также могут понимать консервацию, например, концепцию, согласно которой, если вы разломите плитку шоколада на кусочки, она останется такой же, как и раньше.

Формальная рабочая стадия

Эта стадия характеризуется способностью логически использовать символы, связанные с абстрактными понятиями, такими как алгебра и наука. Те, кто находится на этом этапе, могут думать о нескольких переменных, формулировать гипотезы и рассматривать возможности. Они также могут размышлять об абстрактных отношениях.

Партнерство Мартин-Питт для детей

Миссия Партнерства Мартин-Питт для детей состоит в том, чтобы делать значимые и измеримые инвестиции в маленьких детей, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал. Мы признаем, что невероятное развитие мозга происходит в течение первых пяти лет жизни, и опыт раннего детства создает основу для будущего обучения. Если вы заинтересованы в участии, свяжитесь с нами сегодня!

4 этапа и советы по каждому из них

Этапы развития Пиаже — это теория о том, как дети учатся по мере взросления. Он включает в себя четыре отдельных этапа, каждый из которых имеет разные этапы и навыки.

Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

В следующей таблице показаны четыре стадии когнитивного развития Пиаже:

Младенцы от рождения до 2 лет используют свои чувства и движения тела, чтобы понять окружающий их мир, поэтому этот этап известен как сенсомоторный этап.

Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать ментальный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в своем непосредственном окружении.

Примеры

Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

Ребенок, который понимает постоянство объекта, будет:

  • знать, что его опекун все еще рядом, когда играет в такие игры, как прятки
  • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом
  • понимают, что они или их окружение все еще здесь, даже если они закрывают глаза

На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

В этот период дети демонстрируют пять основных моделей поведения:

  • Имитация: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если тот, кого они моделируют, больше не находится перед ними.
  • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
  • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
  • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
  • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

Примеры

Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

  • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже когда его нет в комнате
  • рисование людей и предметов из своей жизни, но понимание того, что это всего лишь изображения
  • притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
  • воображать, что они супергерой или кто-то, кем они восхищаются
  • придумывать воображаемого друга абстрактное мышление и стать менее эгоцентричным. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

    Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

    Конкретная операционная фаза сосредоточена вокруг трех элементов:

    • Сохранение и обратимость: Сохранение понимание того, что объекты могут изменяться в размере, объеме или внешнем виде, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
    • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
    • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

    Примеры

    Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

    • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
    • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
    • способность группировать мелки по цвету
    • способность сортировать игрушки по порядку в зависимости от их размера или важности

    На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

    Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

    Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

    Примеры

    На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант, исходя из того, насколько он логичен или успешен.

    Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

    На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

    В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

    Схема

    Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

    Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

    Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

    Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

    Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

    Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

    Уравновешивание

    Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

    Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

    Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

    Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

    Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

    Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

    Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет.

    получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

    • использовать свои органы чувств для исследования объектов и ощущений (например, через осязание, вкус, зрение, обоняние или слух)
    • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
    • учиться на практике, даже если они делают ошибки
    • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
    • получают ответы на свои вопросы о мире
    • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

    На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

    Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.

Добавить комментарий