Стадии возраста – Возрастные периоды жизни человека: периодизация

Содержание

Возрастные стадии воспитания детей

Ступень первая. Воспитание до зачатия

Воспитание ребёнка начинается задолго до его рождения, а точнее – с первой мысли молодых супругов о нём. Родители своими мыслями, чувствами, чаяниями и надеждами притягивают к себе душу их будущего ребёнка с определёнными способностями, наклонностями, качествами характера. Это накладывает на будущих родителей большую ответственность при подготовке к обряду зачатия, так как следует помнить: «Подобное притягивается подобным». Многие отцы и матери рассказывают, что видели своих детей во снах, разговаривали с ними и знали их имена ещё за два-три месяца до зачатия. При правильном отношении и подготовке к продолжению своего рода родители могут притянуть в свою семью именно ту Душу, в которой нуждается их семья, их род и народ. Так можно помочь воплотиться своему предку для продолжения его эволюции. Такие родители могут избежать многих сложностей при воспитании ребёнка после его рождения.

Ступень вторая. Дородовое воспитание

Очередное воплощение человека начинается со времени его зачатия. Уже в утробе матери он пытается осваивать и постигать своё новое тело и окружающий мир. Поэтому каждый из родителей должен знать, как развивается малыш на каждом месяце беременности женщины: когда начинает биться его сердце, когда он начинает чувствовать прикосновения и передвигаться, когда начинает различать звуки внешнего мира и так далее. А также – когда ребёнок начинает чувствовать радость и боль, когда начинает видеть сны и мыслить, когда и как он начинает общаться с родителями и проявлять своё отношение к событиям внешнего мира. Каждый ребёнок рождается с множеством накопленных впечатлений, полученных в утробе матери, с уже сложившимся отношением к близким ему людям, с желанием (или не желанием) познавать этот мир и совершенствоваться в нём самостоятельно. Время, когда дитя находится в утробе матери, является самым благоприятным для начала обучения и развития чувственного восприятия малыша (по мере созревания его органов чувств). Так или иначе – с помощью взрослых или без их помощи – ребёнок сам начинает обучаться и готовиться к своему рождению. И не помогать ему в этом – по меньшей мере, странно. Дети, с которыми правильно общались и занимались до их рождения, рождаются жизнерадостными и здоровыми, они рано начинают говорить и ходить. Рождение таких малышей – большая радость и для семьи, и для всего общества.

Ступень третья. Младенчество (от 0 до 1-го года)

Для ребёнка это время первого знакомства с тем миром, в котором он родился. Он приобщается к стихиям Природы и к своему роду семьи. В этом возрасте очень важно укрепить телесное здоровье малыша: правильным питанием, закаливанием, дыхательными и телесными упражнениями – так называемое физическое развитие ребёнка. Нужно продолжать (или начать – если вы не занимались во время беременности), занятия по развитию ощущений и чувств ребёнка. С первого дня своего рождения он накапливает множество впечатлений, которые станут основой для его умственного развития. Внимание, ласка и любовь окружающих нужны младенцу в это время также, как уход и правильное питание. Их отсутствие замедляет его развитие. К концу первого года жизни проявляются основные черты характера малыша и его наклонности, появляются первые привычки, он начинает разбираться в отношениях в семье и уже освоился со своим домом. Ребёнок в этом возрасте – полноправный участник всех семейных дел: со своим мнением, отношением к происходящему, правом голоса и правом выбора.

Ступень четвёртая. Раннее детство (от 1-го года до 3-х лет)

Основное время для развития чувств ребёнка: вкуса, зрения, осязания, слуха, обоняния, чувства тяжести и равновесия – на основе накопленных им ранее ощущений. Для этого можно проводить занятия по сенсорике, мелкой и общей моторике. Цель развития чувств – различительное восприятие (оно совершенствуется с 3-х до 7-ми лет самим ребёнком). Множество накопленных ощущений в раннем возрасте служат основой для умственного развития и самостоятельного мышления детей на следующей возрастной ступени.

Раннее детство – время благоприятное для развития речи ребёнка. Хотя занятия по развитию речи надо начинать ещё в младенчестве (или даже – до рождения дитя), но особое внимание стоит уделить этому вопросу с того времени, когда ребёнок начинает ходить. Знакомству малыша с родным языком помогает общение с бабушками и дедушками, а также народное творчество (потешки, пестушки, прибаутки, сказки, колыбельные песни и так далее) и образцы хорошей поэзии (например, стихи о природе поэтов XIX века). Можно начинать занятия по раннему обучению чтению и счёту, живописи и рисунку, музыке и лепке.
До 3-х лет малышу очень важно, КАК с ним общаются – это время душевного, эмоционального воспитания ребёнка. Обязательно нужно, чтобы его всегда окружали любовь, радость, внимание и забота близких людей. Плотское (физическое) тело ребёнка уже достаточно развито. Но нужно продолжать занятия по его совершенствованию: заниматься всевозможными видами закаливания с помощью стихий Природы, дыхательными упражнениями, давать достаточно телесных и динамических (двигательных) нагрузок, для развития подвижности суставов можно заниматься маятниковой (суставной) гимнастикой и детской йогой. Здоровье ребёнка будет напрямую зависеть от его правильного питания.

Ступень пятая. Дошкольный возраст (от 3-х до 7-ми лет)

Самое благоприятное время для умственного развития ребёнка. К 7-ми годам дети постигают от 60 до 80 % информации об окружающем их мире. Дальше скорость их развития замедляется (чему способствует классно-урочная система обучения детей в государственных школах и ослабление, по многим причинам, их телесного здоровья). В этом возрасте дети начинают осмысливать накопленные ощущения (появляется различительное восприятие) и делают первые выводы (в том числе и мировоззренческие) о законах построения этого мира. Семейные ценности для дошкольника становятся основными при оценке событий и окружающей действительности.

Проявляются склонности ребёнка и раскрываются его способности, развиваются задатки. Внимательные родители должны учитывать эти индивидуальные особенности при дальнейшем воспитании и развитии ребёнка. Их задача – предоставить маленькому человеку как можно больше возможностей для самосовершенствования в детстве и в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте обязательно стоит взращивать трудолюбие детей, иначе вряд ли они достигнут больших высот в жизни.

Важнейшим вопросом дошкольного возраста является половое воспитание. Дети очень рано начинают выделять свой пол, а к 3-м годам осознанно причисляют себя к мужской или женской половине. Правильное отношение отца к воспитанию своего ребёнка в семье в этом возрасте становится главнейшим для становления будущего мужчины или будущей женщины. Это основа и подготовка к обучению на следующем возрастном отрезке. Постигая суть взаимоотношений в семье на примере отношений своих родителей, ребёнок начинает готовиться (пока, в игре) к своей будущей семейной жизни.

Ступень шестая. Начало общего обучения (с 7-ми до 12-ти лет)

Это ступень, когда дети готовы обучаться основам наук совместно со своими сверстниками. Они становятся детьми разумными. Но следует помнить, что 7 лет – начало совместного обучения – условный образ, определяемый готовностью ребёнка к такому обучению. Для этого на предыдущей ступени у него должны быть развиты учебные навыки и умения: умение видеть и слышать, понимать поставленную задачу, находить пути для её решения, уметь самостоятельно достигать цель, преодолевать трудности и исправлять ошибки, уважать мнение старшего и более опытного человека. С этого времени ребёнок начинает представлять свою семью в обществе. Обучение становится его общественной обязанностью.

Время нравственного воспитания детей. Они постигают взаимосвязи и основные законы развития Царств Природы (минерального, растительного, животного, человеческого), изучают наследие своего народа и основы мироздания, знакомятся с микро и макрокосмосом. Их знакомят со смыслом воплощения мужского и женского начал, с сутью отношений между мужчиной и женщиной, с мужскими и женскими ремёслами. Умственное развитие детей этого возраста должно сопровождаться трудовым обучением и в семье, и в обществе, согласно мужским и женским обязанностям, а также – сословным отличиям.
Родителям нужно знать, что, несмотря на общее обучение детей, основным остаётся индивидуальное воспитание ребёнка в семье, семейные ценности остаются на первом месте. Только своим положительным примером взрослые могут воспитать, взрастить из дитя нравственного человека, будущего добродетельного отца (или мать), продолжателя их рода, хранителя наследия своего народа. Индивидуальным остаётся и обучение ребёнка у различных мастеров своего сословия для раскрытия, развития и совершенствования способностей. Найти таких мастеров-наставников – обязанность родителей.

Ступень седьмая. Отрочество (с 12-ти до 16-ти лет)

Подростки становятся половозрелыми. Их, повзрослевших, обучают основам семейных отношений, умению вести домашнее хозяйство. Они знакомятся с обязанностями мужа и жены, изучают 64 искусства мужчины и женщины. В этом возрасте важно познакомить будущих родителей с правилами воплощения добродетельного потомства: чистотой Крови и Расы, подготовкой к супружеству и зачатию, наукой здорового вынашивания ребёнка и осознанных родов, воспитанию детей в семье и обществе. К 16-ти годам юноши и девушки должны овладеть мужскими и женскими, соответственно, ремёслами настолько, чтобы могли самостоятельно их использовать в своей семейной жизни. Продолжается индивидуальное совершенствование в мастерстве своего сословия.

Ступень восьмая. Юность (с 16-ти до 21-го года)

Ранее считалось, что девушка уже в 16 лет может выйти замуж, если она прошла соответствующее обучение: овладела всеми женскими ремёслами и наукой созидания добродетельного потомства – и если есть подходящая для супружества пара. Это ещё одна обязанность родителей – помочь свои детям найти подходящую пару для семейной жизни и продолжения рода. До замужества девушка живёт в семье родителей, становясь после обучения полноправной помощницей матери, и продолжая во всём подчиняться отцу.

Юноши продолжают обучение до 21-го года и совершенствуются в мастерстве, соответственно своему духовному уровню развитию и положению в обществе (веси – в сельском хозяйстве, ремесле или в каком-либо искусстве; витязи – в воинском искусстве и умении управлять обществом; свещеннослужители – в умении проводить обряды, в целительстве, волшбе и тому подобном). Юноша мог жениться и создавать свою семью в 21 год – после того, как он в совершенстве овладел всеми мужскими ремёслами и каким-либо мастерством своего сословия, нужным для материального обеспечения жены и детей. Кроме этого, он должен быть готов взять полную ответственность за свою семью, за новые жизни рядом с собой: самостоятельно вести хозяйство, содержать и защищать семью, воспитывать детей. До 21-го года юноша может жить с родителями, помогая отцу (или уйти к кому-либо в ученичество). После этого возраста и окончания ученичества он может отделиться, поставить свой дом и вести собственное хозяйство.

Когда дети вырастают, родители должны продолжать исполнять свои обязанности по отношению к ним. Они должны помочь своим взрослым детям найти вторую половину для совместной семейной жизни, помочь им в воспитании детей (своих внуков), освобождая молодым родителям время для трудов на благо семьи, общества и собственного самосовершенства. Тем самым они продолжают воспитание своих повзрослевших детей, готовя их своим примером стать дедушками и бабушками.

Испокон веков на Руси такое воспитание называлось преемственностью поколений, или – продолжением Рода. Это и есть основа будущего нашей Державы, основа возрождения и процветания земли нашей и всех Родов.

Автор: Светлена Неволина

tyatya.ru

психология. семинар 2

Возрастная
периодизация

Возрастная
периодизация — периодизация этапов в
жизни человека и определения возрастных
границ этих этапов, принятая в обществе
система возрастной стратификации.

Проблема
периодизации

Возраст
существует одновременно как абсолютное,
количественное, понятие (календарный
возраст, время жизни от рождения), и как
этап в процессе физического и
психологического развития (условный
возраст). Условный возраст определяется
степенью развития, текущим этапом в
процессе развития и зависит от принятой
системы периодизации, от принципов
разграничения этапов развития.

Деление
жизненного цикла человека на возрастные
категории менялось со временем, оно
культурно-зависимо, и определяется
подходом к установлению возрастных
рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы
разобраться в содержании категории
возраста, прежде всего необходимо
разграничить главные системы отсчета,
в которых наука описывает человеческий
возраст и вне связи с которыми возрастные
категории вообще не имеют смысла.

Первой
системой отсчета является индивидуальное
развитие (онтогенез, «жизненный цикл»).
В процессе отногенеза отдельные органы
и системы созревают постепенно и
завершают свое развитие в разные сроки
жизни. Эта гетерохрония созревания
обусловливает особенности функционирования
организма детей разного возраста.
Возникает необходимость выделения
определенных этапов или периодов
развития. Основными этапами развития
являются внутриутробный и постнатальный,
начинающиеся с момента рождения[1].
Отногенез задает такие единицы деления,
как «стадии развития», «возрасты жизни»,
и концентрируется на возрастных
свойствах.

Вторая
система отсчета — это связанные с
возрастом социальные процессы и
социальная структура общества. Эта
система отсчета задает такие единицы
деления, как «возрастные страты»,
«возрастные группы», «поколения», одним
из задаваемых ей направлений исследования
являются когортные различия.

Третья
система отсчета — это представления о
возрасте в культуре, то, как возрастные
изменения и свойства воспринимаются
представителями социально-экономических
и этнических групп, одним из задаваемых
ей направлений исследования являются
возрастные стереотипы и т. н. «возрастные
обряды».

Принципы
периодизации

Выготский
различал три группы периодизаций: по
внешнему критерию, по одному и нескольким
признакам детского развития.

Первая
группа периодизаций основывается на
внешнем критерии, без связи с физическим
и психическим развитием человека.
Например, из принципа «онтогенез
повторяет филогенез» выводилась
периодизация, ставящая каждый этап
жизни в соответствии с стадиями
биологической эволюции и исторического
развития человечества. До сих пор
сохраняется периодизация по ступеням
системы воспитания и обучения, оперирующая
такими понятиями, как «дошкольный
возраст», «младший школьный возраст»
и т. д. Так как структура образования
развивалась с учетом психологии развития,
такая периодизация косвенно связана с
переломными моментами в детском развитии.

Вторая
группа периодизаций основывается на
одном внутреннем критерии. Выбор
критерия, который ложится в основу
классификации, субъективен и происходит
по самым разным причинам. Так, в рамках
психоанализа Фрейдом была разработана
периодизация развития детской
сексуальности (оральный, анальный,
генитальный этапы). В основу периодизации
П. П. Блонского лег такой объективный и
простой для учета физиологический
признак, как появление и смена зубов. В
получившейся классификации детство
делится на три периода: беззубое детство,
детство молочных зубов и детство
постоянных зубов; с появлением зубов
мудрости начинается взрослость.

Третья
группа периодизаций основывается на
нескольких существенных особенностях
развития и может учитывать изменение
важности критериев со временем. Примером
таких периодизаций являются системы,
разработанные Выготским и Эльконином.

Существует
много периодизаций возрастного развития.
Детальность проработки периодизаций
неодинакова для разных возрастов;
периодизации детства и юности, как
правило, привлекали больше внимания
психологов, чем периодизация зрелости,
поскольку развитие в зрелости не несет
качественных изменений и содержательная
периодизация зрелости затруднена.

В рамках
психологии развития, догматические
периодизации, основанные на умозрительных
принципах, были заменены периодизациями,
основанными на предварительном изучении
развития детей, в том числе и на лонгитюдных
(многолетних) исследованиях одних и тех
же детей, разработанных Арнольдом
Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[2].

Периодизации

Периодизация
Выготского

кризис
новорожденности (до 2 мес.)

младенческий
возраст (до 1 года)

кризис 1
года

раннее
детство (1-3 года)

кризис 3
лет

дошкольный
возраст (3-7 лет)

кризис 7
лет

школьный
возраст (7-13 лет)

кризис 13
лет

пубертатный
возраст (13-17 лет)

кризис 17
лет

Периодизация
Эльконина

Этап раннего
детства Младенчество (до года)

Ранний
возраст (1-3 года)

Этап детства
Дошкольный возраст (3-7 лет)

Младший
школьный возраст (7-11 лет)

Этап
отрочества Подростковый возраст (11-15
лет)

Ранняя
юность (15-17 лет)

Периодизация
Эриксона

Младенчество

Раннее
детство

Игровой
возраст (5-7 лет)

Школьный
возраст

Юность

Молодость

Взрослость

Зрелый
возраст (старость)

12
периодов

Период
новорождённости (неонатальный период)
— первые 4 недели

Грудной
период — 1 месяц- 1 год

Раннее
детство — 1-3 года

Первое
детство — 4-7 лет

Второе
детство мальчики 8-12 лет

девочки
8-11 лет

Подростковый
период юноши 13-16 лет

девушки
12-15 лет

Юношеский
период юноши 17-23 год

девушки
16-21 лет

Зрелый
возраст (1 период) мужчины 24-35 лет

женщины
22-35 лет

Зрелый
возраст (2 период) мужчины 36-60 лет

женщины
36-55 лет

Преклонный
возраст мужчины 61-74 года

женщины
56-74 года

Старческий
возраст — 75-90 лет

Долгожители
— 90 лет и более

studfiles.net

Возрастная периодизация Эриксона – 8 этапов развития личности

Содержание статьи

Развитие — обязательное условие нормальной жизнедеятельности любого организма, в том числе и человека, и происходит в рамках эволюции вида, в пределах личности и организма отдельного взятого человека. Мы рождаемся маленькими крохами с пухлыми щечками, беззащитные и слабые, а вырастаем в сильных, красивых, опасных хищников.

Развитие тела и организма происходит в рамках биологического и физиологического созревания. А психика растет с оглядкой на требования окружающего общества, среды обитания, адаптируется к ним.

Философы и ученые выдвигали множество гипотез и классификаций психосоциального развития личности. Самой популярной из них является теория развития авторства Эрика Хомбургера Эриксона — немецкого психолога и психоаналитика.

Суть возрастной периодизации Эриксона

Теория описывает стадии развития личности под влиянием социума. Согласно Эриксону, личность проходит 8 этапов взросления с точки зрения развития Я-индивида.

Я лично!

«Ты — уникален!» — твердят окружающие, не вникая в понятие. Люди одинаковые внешне, где уникальность?

Неповторимость кроется в индивидуальном генном наборе. Он закладывает в человека уникальные возможности для его физического, эмоционального и умственного развития. В зависимости от влияния окружения, мы можем воспользоваться тем, что дала нам природа, или остаться на уровне маленького ребенка. Под влиянием социума в личности развиваются определенные качества, система мотивационных стимулов. С их помощью человек реализуется в социуме, раскрывая заложенные таланты.

Индивид — латинское понятие, в переводе означающее «неделимый». Человек как индивид представляет собой целостное и самостоятельное существо, результат единства природных качеств и приобретенных навыков, воспитавший себя в своеобразную особь.

Процесс этого воспитания и градирует теория Эриксона.

Таблица возрастов по Эриксону

Для наглядности Эриксон изобразил свою теорию в виде таблицы.

Информация в ней разбивается по показателям:

  • психосоциальная стадия — название стадии;
  • определение периода — описание возрастных рамок, в пределах которых длится стадия;
  • группа, дающая социальный заказ на развитие в пределах стадии, и которая является ближайшим социумом для человека в этот период;
  • задача развития — тот основополагающий вопрос, который человек решает в течение стадии;
  • социальные условия, играющие роль в формировании черт личности;
  • результат — выработанные слабые или сильные качества (добродетели). Зависят от проработки задачи.

Таблица. Возрастная периодизация Эриксона (кликните для увеличения)

Результаты проработки задачи стадии развития не означают выработку плохих или хороших качеств, и Эриксон, описывая свою теорию, акцентировал внимание на максимальном уходе от оценочного восприятия результатов. Речь идет о выработке индивидуальных качеств личности, помогающих ей в решении дальнейших задач (при успешной проработке — сильные качества) или мешающих (при не решении вопроса — слабые качества). Это не означает, что, в дальнейшем, на развитии человека нужно ставить крест. Это говорит лишь о появлении дополнительных сложностей в дальнейшем.

Подробное описание стадий развития по Эриксону

Младенчество — пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я

Вступая в первую стадию — младенчество — крохотный человечек начинает знакомиться с окружающим миром. Миром становится мама (или заменяющий ее человек).

Первое решение человека в жизни:

  1. Каким он видит окружающий мир: дружелюбным, враждебным?
  2. Можно ли доверять миру?

При активном развитии личности, ребенок занимает доверительную позицию.

Определяется по признакам:

  • Легко ли ребенка кормить?
  • Крепко ли он спит?
  • Нормально ли работает кишечник и другие внутренние органы?

Ребенок с позитивным отношением к миру не тревожится особо и не гневается, если мама исчезла из поля зрения, потому что знает, что она вернется, что мама сделает все, чтобы он был доволен и счастлив.

Любовь и нежность мамы определяет способность ребенка верить и надеяться. Маленький человек впитывает образ матери, и интроецируется с ней — неосознанно идентифицируется, воспринимает все мамины переживания, чувства, отношение к звукам, краскам – к проявлениям окружающего мира, как свое.

Отсутствие реакции на потребности ребенка, поддержки, непоследовательное отношение к уходу за ребенком может стать причиной развития пессимистичного отношения к миру, вплоть до отказа жить по его основополагающим законам активной деятельности и общения с внешней средой в качестве обмена информацией.

Раннее детство — уже скоро замуж, а ты одеться не можешь!

С резким ростом умений ребенка возникают первые заявления на независимость. Он учится сидеть, ползать, ходить, есть самостоятельно, без помощи обслуживать себя. Иногда его претензии на самостоятельность бывают слишком резки и опасны, и задача родителей — оградить его от потенциальных опасностей окружающего мира, и от возможного нанесения вреда окружающим, мягко направляя любознательного непоседу.

Это позволит маленькому человеку выработать навыки самостоятельности. Ребенок постигает значение опрятного внешнего вида, учится понимать, почему мама злится, когда он испачкался, зачем умываться, чистить зубы. На этой стадии закладывается база волевого поведения, которое на следующей стадии будет развиваться в целеустремленность, а пока что ребенок будет учиться контролировать собственное поведение.

Чрезмерная опека ребенка, недоверие к его способности обеспечить себе минимальный комфорт, и параллельно — отсутствие поддержки и возложение непосильных задач делают ребенка зависимым от других, внушают чувство стыда за себя и сомнение в своем праве на самостоятельность.

Детство: я совсем уже большая — куклам суп могу варить

Мир ребенка растет, и уже рядом с родителями появляются братья и сестры. Ребенок начинает интересоваться, насколько далеко он может уйти от дома, насколько самостоятельно он сможет принимать решения. Он начинает объяснять мир по-своему, отделять свое мнение от мнения окружающих. За нехваткой знаний он придумывает свои объяснения окружающим вещам, и задача родителей не высмеивать эти попытки ребенка упорядочить мир вокруг.

Просыпающаяся любознательность толкает ребенка задавать неожиданные вопросы, и родители могут поощрять это стремление, отвечать на них, давать максимум информации и знаний. Сформировавшееся на прошлой стадии «хочу» уже перерастает в «могу». При прогрессивном развитии ребенок проявляет предприимчивость, испытывает себя на способность поступать «как взрослый».

На этой стадии родителям нужно понять, что их ребенок становится самостоятельным, отдельным человеком. Его теперь нужно не просто любить, а уважать его желания, стремления понять больше до сих пор непонятного, проверить себя на способность принимать решения и оценивать поступающую информацию. Ребенок нуждается в одобрении родителей, в последовательной линии поддержки его самостоятельности.

Часто наказывая ребенка, ограничивая активность, отказываясь поддерживать и отвечать на парадоксальные вопросы, можно развить в ребенке пассивность, неуверенность в своей уникальности и способности привнести в этот мир что-то свое.

Школьный возраст — первый класс

Ребенок идет в школу, и теперь в его мире резко появляется огромное количество людей, разных, понятных и не очень. Ребенок уже понял, может ли он провести какое-то время без родителей и без их помощи. На следующем этапе он пытается понять, может ли он стать полностью самостоятельным, какие у него шансы на реализацию всех его «хочу», и насколько велики горизонты у его «могу».

Ребенок ищет примеры для подражания, вступает в отношения конкуренции за хорошие оценки. Появляются первые амбиции на определение своего места в мире. При положительном развитии ребенок оттачивает способность к приобретению знаний и умений, делает собственные выводы о хороших и плохих примерах для подражания.

Без крепкого руководства, должного внимания к выработке у ребенка умения обучаться, без поддержки и формирования понятия о достойных моделях поведения, в ребенке растет неуверенность в себе, неверие в свою способность отделиться о родителей и выжить в большом мире.

Отрочество и юность: трудный возраст

На прошлой стадии ребенок активно поглощал информацию о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», и делал свои выводы. На новой стадии он переходит к практике и определяет, какое место он хочет занять в жизни, и становится подростком.

Активный поиск вопроса «Кем я хочу быть, кто я такой?» подвергает серьезной проверке на прочность до сих пор абсолютно авторитетного образа родителей. Подросток решает, хочет ли он быть таким, как мама или папа? Если образ родителей совсем не совпадает с имеющимися амбициями, он может сильно взбунтоваться, вплоть до полного отрицания всего, чему учился до сих пор.

В этом возрасте человек особо подвержен влиянию религиозных течений, субкультур, в которых он ищет образ для подражания и модель авторитетного поведения. Основной средой обитания становятся сверстники, и стремление завоевать признание людей может толкать на отчаянные поступки.

При наличии позитивного примера со стороны родителей, их умении передать свою картину мира, преподнести однозначные половые и социальные модели поведения, дать адекватную обратную связь, подросток обретает свое Я, социализируется и определяет цель своего существования.

Без должной и ясной обратной связи, без твердого убеждения, чего ожидают от подростка, при отсутствии собственного авторитета в глазах чада, родители могут заметить вялость и тревожность в его поведении, нежелание брать ответственность за свои поступки. С подростком уже нельзя найти общий язык, он враждебно реагирует на любой контакт, путает роли и модели поведения.

В самом плохом случае он сбегает из дома, разочаровавшись в родителях, семье и себе. А самое главное — в правильности того мира, который он знал. В поиске правды об окружении, подросток может начать пробовать все, что ему запрещали, вести маргинальный образ жизни, поскольку главный вопрос «Кто я такой?» (вплоть до нарушенной половой идентификации) он не может решить из-за разрушившейся картины мира, которую он имел до сих пор.

Зрелость: добро пожаловать в мир взрослых!

Пережив бунтарство предыдущей стадии, определившись, человек, уже повзрослевший физически, начинает интересоваться окружающими людьми. Если в подростковом возрасте ребенок стремился выделиться из окружения, то на этой стадии у него возникает желание приобщиться к общности: в общении с другими людьми есть тепло, сопереживание. С другими человек получает одобрение, ценность, любовь. Его попытки заявить о себе имели смысл. На этом этапе происходит проверка на прочность самоидентификации, найденной на прошлом этапе.

При получении хорошей обратной связи, понимания со стороны друзей и родственников, человек понимает, что он любим. Он впервые испытывает желание посвятить себя служению близким. Он вырос, не требует беззаветной заботы, он взрослый человек, который может позаботиться, сделать других счастливыми.

Если образ Я не прошел проверку и получил негативные отзывы, если у человека не было достаточного доступа к общению с близкими и друзьями, то человек принимает решение об изоляции от мира и чувствует себя одиноким, испытывает ощущение «весь мир против меня», становится отщепенцем, убегает в придуманные миры.

Средний возраст: а какая от этого кота польза?

Когда человек проходит этап социализации и выясняет отношения с окружением, у него появляется вопрос «А могу ли я сделать что-то полезное для мира?» Все внимание приковано к работе, хобби, творчеству. Человек пытается решить — может ли он принести что-то будущим поколениям? Человек переходит на уровень выше. До сих пор он думал о своей жизни и жизни ближнего. Теперь пришло время думать об истории и наследии.

Человек нуждается в результатах своего труда, осознании собственной полезности, сопричастности с чем-то масштабным. Многие идут в политику, занимаются общественной деятельностью. Накопленный жизненный опыт позволяет предлагать миру интересные решения и идеи. Положительные результаты толкают к творческому подходу к профессиональной деятельности, к воспитанию детей. Человек чувствует удовлетворение от жизни.

Этот этап занимает самый большой период в жизни человека. Проблемы на предыдущих двух — взросление, самоидентификация и единство с окружением — становятся камнем преткновения для реализации собственных амбиций в среднем возрасте, и становятся причиной кризисных состояний.

Человек с «кризисом среднего возраста» отчаянно пытается отыграть жизнь назад, успеть заявить миру о себе, найти свое место. Если есть отношения, то они проходят серьёзную проверку. Чем сильнее внутренний конфликт человека, тем большая угроза висит над всем, что было худо-бедно построено до сих пор: работа, семья, друзья.

Если человек так и не смог преодолеть внутреннюю панику, не смог найти себе применение, разрушил все построенное, а нового не создал, то он чувствует опустошение, и может почувствовать бессмысленность жизни и желание покончить с ней, как с чем-то ненужным.

Но есть хорошая новость: у него есть почти в два раза больше времени, чтобы успеть наверстать все упущенное в первые 25 лет.

Старость: это все, что останется после меня

С переходом на последнюю стадию человек, умудренный опытом, приобретает способность делать выводы о себе:

  • Достойным ли был его жизненный путь?
  • Смог ли он реализовать все, что хотел?
  • Насколько он доволен собой и тем, что останется после него?

Если человек не может ответить положительно на возникающие в его голове вопросы, то у него еще есть чувство незаконченных дел. Он превращается в ворчливого дедушку (или ворчливую бабушку). Незавершенные дела и нереализованные цели рождают неудовлетворенность собой и разочарование в жизни.

Резюмируем

Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.

На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.

agesecrets.ru

§ 4. Стадии развития взрослого человека

Периодизаций
возрастного развития довольно много.
Наиболее детально разработанными и
содержательными яв­ляются периодизации
развития в детстве и отрочестве. Это не
случайно. Первый этап в жизненном цикле
человека -истоки, время становления и
психических функций, и личностных
образований; он очень значим в генетическом
плане и хорошо изучен. В зрелости уже
не будет качествен­ных изменений
(«метаморфоз») в развитии психологичес­ких
процессов: взрослый человек имеет
творческое мыш­ление, произвольную
смысловую память, произвольное внимание,
развитые формы речи, включая письменную,
и т.д. Отдельные их показатели колеблются
в том или ином диапазоне, но таких
существенных сдвигов, как в дет­стве,
в зрелости не наблюдается.

О личности детские
психологи говорят, начиная с дош­кольного
возраста. Формирование мотивационной
сферы, самосознания, ценностных ориентации
и др. прослежива­ется на протяжении
младшего школьного и подросткового
возрастов. По окончании отрочества
начинается стабили­зация личностного
развития, хотя в юности именно в этом
плане могут происходить существенные
изменения.

Таким образом,
психическое развитие ребенка и под­ростка
интенсивно и охватывает все сферы. Оно
имеет об­щие закономерности, прежде
всего потому, что условия жизни в это
время однотипны. В семье, детском саду
и школе осваиваются основные нормы
поведения и отношений со взрослыми и
сверстниками, наиболее важные виды
дея­тельности — непосредственно-эмоциональное
общение с матерью, манипулирование
предметами, игра, учение.

Американские
психологи рассматривают влияние на
развитие личности трех типов факторов
— нормативного возрастного, нормативного
исторического и ненорматив­ного. Как
видно на рис. 1.12, возрастные изменения
в пси­хике для всех максимальны в
детстве, минимальны в юности и зрелости;
роль нормативного возрастного фактора
не­сколько повышается в старости.
Исторические условия (эко­номический
подъем или спад, война, революция,
полити­ческая стабильность и т.д.)
отражаются на развитии лично­сти
наиболее сильно в юности. Для детей,
которые не виде­ли в своей жизни ничего
другого, и для пожилых людей,
мировоззренческие взгляды и ценности
которых давно сло­жились и мало зависят
от обстоятельств, этот фактор мало­значим.
И наконец, неуклонно повышается с
возрастом роль ненормативных факторов
— индивидуальных условий жиз­ни,
достижения или недостижения конкретным
человеком поставленных целей, важнейших
событий, таких, как обре­тение любви,
рождение ребенка, утрата близкого
человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12. Роль
нормативных и ненормативных факторов
в раз­витии личности (по Г. Крайг):

——— — нормативные
возрастные факторы;

─ ─ ─ — нормативные
исторические факторы;

– ∙ – ∙ – — ненормативные
факторы

В детстве и
отрочестве развитие зависит от нормативных
возрастных факторов и подчиняется общим
закономернос­тям. Возрастные периоды
вследствие этого имеют определен­ное
содержание и достаточно четкие временные
границы.

Возрастные периоды,
приходящиеся на середину и ко­нец
жизненного цикла, охарактеризовать
труднее: с возра­стом увеличиваются
индивидуально-типические различия.
Развитие личности на каждом этапе
зрелости зависит от жизненного замысла
и его реализации, «дорог, которые мы
выбираем». Менее определенными становятся,
наряду с содержанием, и границы периодов.
Анализируя развитие зрелой личности,
следует исходить не столько из общих
закономерностей, сколько из вариантов
развития.

В то же время
существуют периодизации развития
взрос­лого человека. В них отражены
представления, иногда совер­шенно
различные, о целостном жизненном пути,
решаемых задачах, переживаниях и
кризисах. Возрастные рамки перио­дов
чаще всего определяются следующим
образом. Граница юности и молодости
устанавливается около 20—23 лет, мо­лодости
и зрелости — 28—30 лет, иногда ее отодвигают
до 35 лет, граница зрелости и старости —
примерно 60—70 лет. В некоторых периодизациях
выделяется дряхлость. Последнюю границу
жизни особенно трудно определить. По
современ­ным статистическим данным,
в развитых западных странах это 84 года
у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные
различия настолько велики, что некоторые
долгожители про­длевают последний
возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной
и признанной в мировой психоло­гии
является периодизация Э. Эриксона,
охватывающая весь жизненный цикл. Она
представлена в следующей главе.

Приведем в качестве
примера две различные периодиза­ции
развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р.
Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз
жизненного цикла человека, Ш. Бю­лер
делает акцент на зрелости — времени
расцвета; после 50 лет начинается старение,
окрашивающее жизнь в мрач­ные тона.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

1.До 16-20 лет

2. От 16-20 до 25—30
лет

3. От 25-30 до 45—50
лет

4. От 45-50 до 65—70
лет

5. После 65-70 лет

Нет семьи,
профессии, жизненного пути

Предварительное
самоопределение, выбор супруга

Зрелость:
собственная семья, призвание, постановка
конкретных жизненных целей и
самореализация

Стареющий человек
переживает трудный возраст душевного
кризиса. В конце периода нет ни
самоопределения, ни постановки
жизненных целей

Старый человек
теряет социальные связи. Бесцельное
существование, обращенность к прошлому,
пассивное ожидание смерти,
самозавершенность

Более оптимистична
периодизация американских психо­логов
Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во
взрослой жиз­ни человека они подчеркивают
два кризиса — 30 и 40 лет; в остальное
время, в том числе и в старости, наступает
душев­ное равновесие.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

  1. 16—22 года

2. 23-28 лет

3. 29—32 года

4. 33-39 лет

5. 40—42 года

6. 43—50 лет

7. После 50 лет

Время взросления,
стремление к самостоя­тельности,
неопределенность. Уход из роди­тельского
дома

Осознание себя
как взрослого человека с его правами
и обязанностями, сформированность
представлений о своей будущей жизни,
работе. Встреча со спутником жизни,
заклю­чение брака

Переходный
период: прежние представления о жизни
оказываются не совсем верными. Иногда
жизнь строится заново

«Буря и натиск»,
как бы возврат отрочества. Семейное
счастье часто теряет свое очарова­ние,
все силы вкладываются в работу,
достигнутое кажется недостаточным

Взрыв в середине
жизни: впечатление, что жизнь проходит
зря, молодость утрачена

Новое равновесие.
Привязанность к семье

Семейная жизнь,
успехи детей — источник постоянного
удовлетворения. Вопросы о смысле
жизни, ценности сделанного

В отечественной
психологии, по сравнению с западной,
проблеме периодизации развития зрелой
личности уделя­лось меньше внимания;
интерес к ней повысился в после­днее
время.

В периодизации
В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Возраст

Психологическое
содержание возрастного периода

  1. Юность (18-23 года)

2. Молодость
(24-30 лет)

3. Переход к
расцвету (около 30 лет)

4. Расцвет (31 -40
лет)

5. Переход к
зрелости

(около 40 лет)

6. Зрелость (40-55
лет)

7. Кризис 50-55 лет

8. Пожилой возраст

(55-75 лет)

9. Старческий
возраст

(75-90 лет)

10. Долгожительство
(свыше 90 лет)

Порог взрослой
жизни; поиски своего места в обществе.
Личностное и профессиональное
самоопределение

Выработка
индивидуальности, осознание нереальности
юношеских мечтаний. Более конкретные
представления о будущей жизни. Встреча
с будущим супругом, брак, переход к
«оседлости». Специализация в выбранной
профессии

Кризис, если
недостаточно благополучно прошла
эпоха самоопределения

Время высокой
работоспособности и отдачи. Человек,
приобретая богатый жизненный опыт,
становится полноценным специалистом
и семьянином, впервые серьезно
задумывается над вопросом: «Что
остается людям?»

Кризис, возможность
личностных сдвигов, если на предыдущем
этапе не было целенаправленной работы
по самосовершенствованию

Вершина жизненного
пути личности. Достижение профессионального
мастерства, положения в обществе,
стремление передать свой опыт другим

Осознание
возрастных перестроек, начала
физиологического старения, что приводит
или к пессимизму, или к изменению
образа жизни, постановке новых целей

Продолжение
творческой активности, передача
накопленного жизненного опыта, общение

Психологическая
перестройка в связи с уходом на пенсию
смягчается сохранением широкого круга
друзей, включением в посильные виды
деятельности, выполнением функций
бабушки или дедушки

Адаптация к новой
ситуации благодаря использованию
имеющегося опыта, включению многих
приспособительных систем, в том числе
на уровне личности

Более подробно
содержательная сторона периодизаций
развития зрелой личности представлена
у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям
А.В. Толстых, не давшего жестких рамок
возрастных периодов, мы будем обращать­ся
в IIIразделе книги. Укажем
возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность — 18—22 года

Взросление — 23—30
лет

Переходный возраст
— 30—33 года

Зрелость — 36—50
лет

Пожилой возраст
— 51—65 лет

Старость — старше
65 лет

studfiles.net

93. Общая характеристика периода поздней взрослости и старости. Границы и стадии возраста.

Поздняя
взрослость (60…70…)

Этот
период называют периодом геронтогенеза,
или периодом старения, который начинается
после 60 лет Люди, достигшие данного
возраста, подразделяются на три подгруппы:
люди пожилого возраста, старческого
возраста и долгожители. Геронтология
– область знаний о старении человека.

Главной
особенностью данного возраста является
процесс старения, который представляет
собой генетически запрограммированный
процесс, сопровождающийся определенными
возрастными изменениями, проявляющимися
прежде всего в постепенном ослаблении
деятельности организма. Люди, достигшие
поздней взрослости, уже не так сильны
физически, общий запас энергии у них
становится существенно меньше по
сравнению с молодыми годами. Ухудшается
деятельность сосудистой и иммунной
систем человека. Утрачивается живость
тканей организма, что тесно связано с
уменьшением в них содержания жидкости
и вызывает затвердевание суставов.

Возрастное
обезвоживание в свою очередь приводит
к иссушению кожи. Она становится более
чувствительной к раздражениям и солнечным
ожогам, теряет мягкость и приобретает
матовый оттенок. Иссушение кожи также
препятствует потовыделению, которое
регулирует поверхностную температуру
тела.

В
процессе старения большинство сенсорных
функций у человека существенно ухудшается.
Однако это происходит далеко не у всех.
Характер и степень ослабления сенсорных
функций могут сильно различаться, что
прежде всего связано с индивидуальными
особенностями и той деятельностью,
которой занимаются люди. Вкусовые
ощущения почти не меняются, обоняние
ухудшается.

Те
интеллектуальные функции человека,
которые сильно зависят от скорости
выполнения операций, обнаруживают спад
в период поздней взрослости. У людей,
достигших этого возраста, возрастает
время реакции, замедляется обработка
перцептивной информации и снижается
скорость когнитивных процессов.

Основой
памяти в старческом возрасте является
логическая связь, а поскольку логическая
память самым тесным образом связана с
мышлением, можно предположить, что
мышление пожилых людей весьма развито.
Пожилые люди запоминают то, что для них
важно и может пригодиться в жизни.

Процесс старения неоднороден.
Традиционно выделяют три
градации периода геронтогенеза:
пожилой возраст (для мужчин –
60-74 года, для женщин – 55-74 года),
старческий возраст (75-90 лет) и
долгожители (90 лет и старше).

Но
современные исследования показывают,
что в последние десятилетия
процесс старения замедляется.
Человек 55-60 лет может совершенно не
ощущать себя
старым
и по социальным функциям может находиться
в когорте взрослых – зрелых людей. Так
же и само старение внутри указанных
фаз не является однородным: кто-то устает
от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70
может быть полным сил и жизненных планов.

94. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старение и старости. Теории старения.

Период
геронтогенеза, или период старения,
согластно международной классификации
начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет –
у женщин и имеет три градации: пожилой,
старческий и долгожители.

В
период жизни человка после зрелости
происходит постепенное ослабление
деятельности организма. Пожилые люди
не так сильны и не способны, как в молодые
годы, выдерживать длительную физическую
или нервную нагрузку; общий запас энергии
у них становится все меньше и меньше;
утрачивается живость тканей организма,
что тесно связано с уменьшением в них
содержания жидкости. В результате такого
обезвоживания суставы пожилых людей
затвердевают. Если это происходит в
костных сочленениях грудной клетки, то
затрудняется дыхание. Возрастное
обезвоживание приводит к иссушению
кожи, она становится более чувствительной
к раздражениям и солнечным ожогам,
местами появляется зуд, кожа теряет
мягкость и преобретает матовый оттенок.
Иссушение кожи, в свою очередь, препядствует
потовыделению, которое регулирует
поверхностную температуру тела. Из-за
ослабления чуткости нервной системы
пожилые и старые люди замедлеено
реагируют на изменения внешней температуры
и поэтому более подвержены неблагоприятному
воздействию жары и холода. Происходят
изменения чувствительности разных
органов чувств, внешние проявления
которых выражаются в ослаблении чувства
равновесия, неуверенности поступи, в
потере аппетита, в потребности более
яркой освещенности пространства и так
далее.

Многие
исследования свидетельствуют о старении
сердечно-сосудистой, эндокринной,
имунной, нервной и других систем, то
есть об отрицательных сдвигах, происходящих
в организме в процессе его инволюции.

В
период геронтогенеза происходит
ослабление процессов возбуждения и
торможения, особенно внутреннего
торможения. Наиболее сохранным оказывается
оборонительный условный рефлекс по
сравнению с пищевым. С возрастом стареют,
прежде всего, тормозной процесс и
подвижность нервных процессов, а
замыкательная функция страдает меньше.
Кроме того, все изменение в период
старения носят индивидуальный характер.

Общеизвестно,
что определенной системой тренировок
можно улучшать функции дыхания,
кровообращения и мышечную работоспособность
у лиц пожилого возраста. Центральным
механизмом сознательной регуляции
является речь, значение которой
существенно возрастает в период
геронтогенеза.

Дальнейшие
изменения в период геронтогенеза зависят
от степени зрелости конкретного человека
как личности и субъекта деятельности.
Имеются многочисленные данные о
сохранении высокой жизнеспособности
и работоспособности человека не только
в пожилом, но и в старческом возрасте.
Большую положительную роль в этом играет
множество факторов: уровень образования,
род занятий, зрелость личности и другие..

Контакты
стариков и молодых взаимно полезны:
молодежь обретает жизненный опыт и
мудрость пожилых, а старики через энергию
молодежи способны деятельно, конструктивно
влиять на развитие традиционной для
них области хозяйства и общественной
практики.

Таким
образом период геронтогенеза является
итогом всего жизненного пути человека
– младенчества, раннего возраста,
дошкольного, младшего школьного,
подросткового и отрочества, ранней
юности, молодости, взрослоси, зрелости.

Исследователи
этого периода жизни особо отмечают
возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся
на пороге старения, переживают чувство,
что можно и нужно еще раз преодолеть
трудное время, попытаться, если надо,
что-то изменить в собственной жизни.

Большинство
стареющих людей переживают этот кризис
как последнюю возможность реализовать
в жизни то, что они считали смыслом или
целью своей жизни, хотя некоторые,
начиная с этого возраста, начинают
просто «отсиживать» время жизни до
смерти, «ждать своего часа», считая, что
возраст не дает шансов серьезно что-то
изменить в судьбе.

 

Первая
теория – с позиций биолого-медицинского
подхода психологическая деградация
людей в поздние годы, ухудшение их
умственных возможностей непосредственно
определяются функциональными и
органическими поражениями мозга.

Вторая
теория старения может быть обозначена
как деятельностный подход (к развитию
личности. Его представители – Р.
Хейвигхерст, Г. Кремпен, Ф. Хейл и др.
Суть этого подхода такова: люди своими
действиями изменяют собственное
окружение, развивают способность
справляться с трудными ситуациями,
прокладывают свой жизненный путь.
Деятельная жизнь выступает условием
поступательного развития личности в
поздние годы.

Разумеется,
действенное, активное отношение к жизни
может создать благоприятные условия
для прогрессивного развития личности.
Но главный вопрос заключается в том,
насколько содержательными и продуктивными
окажутся действия человека, насколько
личностно значимой будет его деятельность.

Представители
третьей теории старения, соглашаясь с
положением о значимости активности
личности для благополучного прохождения
ею стадий поздней жизни, одним из весьма
важных факторов актуализации потенций
субъекта считают его способность
противостоять распространенным в
обществе негативным стереотипам
старости. Есть основания предполагать,
что раннее появление у развивающегося
человека качества автономии, т.е.
самостоятельности и независимости,
позволяет личности противостоять
давлению общества и вырабатывать
собственные критерии оценки своей
жизни.

studfiles.net

📌 Возрастная периодизация — это… 🎓 Что такое Возрастная периодизация?

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Проблема периодизации

Четыре возраста мужчины

Три возраста женщины

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[1].

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина[2]

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона[3]

  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

12 периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См. также

Примечания

Ссылки

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

dic.academic.ru

Проблема возраста и возрастной периодизации. Кризисы в развитии

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).

Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

Рассмотрим понятие возраста в каждой из этих систем.

I. Индивидуальное развитие: жизненный путь индивида. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация неизбежно покоится на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов), или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.), известных с древности.

Возрастные свойства отвечают на вопрос: чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии отличается от среднестатистического индивида другого возраста? Возрастные процессы отвечают на вопрос, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую?

Термины, в которых психология развития описывает возрастные процессы (рост, созревание и т.п.), уходят своими корнями в биологию и подразумевают прежде всего онтогенез. Но реальная биография, жизненный путь индивида значительно богаче и шире онтогенеза – она включает историю «формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Здесь налицо взаимодействие двух рядов развития, которые Л.С. Выготский назвал натуральным (развитие организма) и социальным (приобщение индивида к культуре путем обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова).

Любой анализ жизненного пути должен учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки: биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем; социальный возраст – с положением индивида в системе общественных отношений; психический возраст – с характером сенсомоторной, умственной и тому подобной деятельности.

Многомерность возрастных свойств усугубляется принципиально неустранимой неравномерностью и гетерохронностью (асинхронией) протекания возрастных процессов. Первая обнаруживает себя в том, что психические функции индивида развиваются неравномерно (есть спады и подъемы в их развитии, есть сензитивные периоды становления функций и т.д.), разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Гетерохронность (межи внутриличностная) выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития, а также в несовпадении темпов созревания или инволюции отдельных подсистем одного и того же индивида, например темпов физического роста и полового созревания, наличии диспропорции между интеллектуальным и нравственным развитием и т.п.

Многомерность возрастных свойств и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную периодизацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условной, допускающей многочисленные вариации и отклонения от статистически среднего, которые являются вполне нормальными, неустранимыми, представляя собой разные типы развития.

Не менее существенны социально-исторические вариации жизненного пути. Как считают антропологи, имеется определенная филогенетическая закономерность, согласно которой в процессе биологической эволюции возрастает значение индивида и его влияние на развитие вида. Оно проявляется, во-первых, в нарастании длительности периода индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт, оказывающий влияние на дальнейшую эволюцию, и, во-вторых, в нарастании вариативности (морфологической, физиологической и психической) внутри вида.

Такая же закономерность обнаруживается и в человеческой истории. Кроме общего удлинения продолжительности жизни человека по сравнению с другими антропоидами, меняется соотношение и длительность ее этапов. С одной стороны, повышается значение подготовительного этапа жизнедеятельности, происходит удлинение детства как периода первичного обучения и социализации. С другой стороны, в ходе эволюции возрастает приспособительное значение старости как этапа онтогенеза, поскольку старые особи в популяциях, передавая накопленную ими социальную информацию более молодым, способствуют увеличению устойчивости и эволюционных возможностей популяции. Как подчерки

psylist.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о