почему и когда может возникнуть
Содержание:
- Ролевой конфликт в социологии
- Определение ролевого конфликта
- Сущность социальных конфликтов
- Разновидности ролевых конфликтов с примерами
- Статусно-ролевой
- Я-концепция
- Неоднозначные условия
- На основе недостаточности ресурсов
- Формирование ролевого конфликта
- Почему и когда может возникнуть
- Социология конфликта
- Видео
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с ролевым конфликтом. Такой вид конфликта часто встречается в семейных отношениях, социуме, учебной и производственной структуре, политическом устройстве общества.
Ролевой конфликт сопровождает человека во всех сферах жизни
Ролевой конфликт в социологии
Ролевой конфликт в социологии рассматривается как столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду. Психология считает его негативным переживанием, затрагивающим внутренний мир. Чаще всего это показатель имеющихся у личности проблем взаимодействия с окружающими. Плохо это или хорошо, можно судить по тому, что дает ролевой конфликт человеку.
С одной стороны, благодаря ему, личность стремится к совершенству. К этому подталкивает роль, которую берет на себя человек, или какую предлагает общество. Например, молодой руководитель отдела старается соответствовать ожиданиям, которые возлагает на него высшее руководство. Это заставляет повышать квалификацию, изучать профессиональную литературу, то есть развиваться.
В то же время, как и любой конфликт, он вызывает отрицательные эмоции, заставляя делать определенные усилия против желания. Например, чтобы овладеть новыми технологиями, рабочего отправляют учиться на курсы. В душе он протестует против решения, но понимает, что без новых знаний не сможет выполнять работу.
Важно! Понимание того, что жизненные ценности легко не достаются, нежелательные усилия приходится совершать постоянно. Чтобы справиться с негативными проявлениями (столкновением понятий «не хочу», но «надо»), необходимо понять сущность ролевого конфликта и узнать выход из него.
Определение ролевого конфликта
В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями.
К сведению. Краткий контекст ролевому конфликту – это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя или более разными требованиями, и выполнение одних делает невозможным следование другим. От этого появляется внутреннее напряжение, как итог – конфликтная ситуация.
Сталкиваясь с требованиями нескольких ролей одновременно и не умея их совместить, человек может испытывать ролевой стресс
Сущность социальных конфликтов
Социальный конфликт — что это такое, виды
Кратко говоря, основная сущность ролевого социального конфликта заключается в преодолении противоречивых или несовместимых требований к личности со стороны общества. Занимая какое-либо место в группе, индивид приобретает определенное положение, от него ожидают соответствующих действий.
К сведению. Психологически отмечено, что, если участники группы вникают в роли друг друга, осознают адекватные требования к их исполнению, ситуациям соответствует их ролевое поведение, то эффективность взаимодействия гарантирована. При отсутствии этих характеристик возникают конфликты.
Конфликт ролей так же, как и любой другой, имеет позитивные и негативные функции. К позитивным относится стимулирование личности. Негативные функции вызывают возможные отклонения в поведении индивида.
Разновидности ролевых конфликтов с примерами
Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия
Понять смысл столкновения социальных ролей помогут разновидности ролевых конфликтов с примерами:
- К конфликту между разными социальными ролями иллюстрацией является положение матери семейства. В профессии она пользуется уважением, с ней советуются, повышают в должности. В семье, погружаясь в домашнюю рутину, деловая женщина становится типичной домохозяйкой.
- Для конфликта в пределах одной социальной роли примером является ситуация: выпускник школы с гуманитарным складом ума по настоянию близких поступает учиться в технический вуз. Безусловно, он будет чувствовать себя не на своем месте. Да и с учебой у такого студента не заладится, не будет истинного интереса, так как все подчинено слову «надо». Конфликт: для домашних он – гордость семьи, так как учится в престижном вузе, в учебе – не самый прилежный студент.
Статусно-ролевой
Классифицируя виды ролевых конфликтов, в первую очередь, называют статусно-ролевой. Его также считают межличностным, потому что объектом являются или межгрупповые позиции, или статусность в межличностных отношениях.
Статусно-ролевой конфликт нередко возникает в семейных отношениях и становится причиной разлада между супругами
Пример такого типа столкновения характерен для соперничества в семье, когда супруги борются за главенство. Психологи говорят, что наиболее приемлемым разрешением этой конфликтной ситуации будет приспособление, когда одна сторона пойдет на уступки другой. Полезно использование компромисса, когда стороны договариваются между собой, мирно распределяя обязанности.
Я-концепция
Причиной подобного типа ролевого поведения служит преодоление противоречий, возникающих у индивида в связи с несоответствием между ожиданиями социума и личными способностями. Бывает, что человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не дорос» до нее. Например, молодой специалист попадает в крупную компанию на ответственную должность. Кризис ролевой может наступить от осознания того, что не хватает опыта, трудно выполнить предъявляемые требования. В такой ситуации требуется изменить я-концепцию. Это всегда болезненно, потому что связано с эмоциональными переживаниями.
Неоднозначные условия
Этот тип внутриличностного противоречия готов возникнуть, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования. Например, на предприятии отсутствуют разработки рабочего процесса. В то же время осуществить работу можно только при помощи определенных правил. Такая неоднозначная ситуация вызывает у работника ролевой стресс из-за различности требований, так как условия неоднозначны.
К сведению. Следовать социальной роли – значит, иметь некоторую степень несвободы. Приходится действовать не так, как требует индивидуальность, а так, как предписано нормами. Например, работник конвейера настолько регламентирован, что ограничено почти каждое его действие. Такое исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности и отчуждение.
Социальная роль требует от человека регламентированного поведения, которое может вызывать чувство психологического напряжения
На основе недостаточности ресурсов
Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная позиция не позволяет раскрыть и проявить свои способности, реализовать жизненные устремления из-за недостаточности ресурсов, например, нет мотивации, не хватает образования, мало времени для реализации цели.
Оптимально будет такое соотношение между личностью и ролью, при котором к человеку предъявляются посильные требования, предлагаются разрешимые для него задачи, а у него самого есть для этого необходимые ресурсы.
К сведению. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько позиция соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения – ролевым требованиям.
Формирование ролевого конфликта
Межличностный конфликт — что это в психологии
Для современного общества стало характерным, что человеку приходится выполнять множество социальных ролей, зачастую с противоречивыми требованиями и ожиданиями. Однако не всегда характер и способности личности являются соответствующими выбранной роли.
Полезно выбирать роли по своему темпераменту, способностям, характеру, или, наоборот, адаптироваться самому к ним. Например, выбирать профессию, группу общения под стать себе – музыкантом без музыкальных способностей стать сложно.
Или каждому хотя бы раз приходилось адаптироваться к новой позиции, например, идти в армию, становиться студентом, молодым мужем, начинать деятельность. Некоторые процессы идут одновременно, но с разной скоростью и интенсивностью, что может порождать конфликт.
Почему и когда может возникнуть
Специалисты выделяют основные причины, почему возникает ролевой конфликт. Главным поводом считают ситуацию, при которой не происходит намеченное статусно-ролевое развитие личности. Характерный пример – человек готов к защите диссертации, но ему не дают это сделать, считая, что еще рано. Кроме того, ролевой конфликт может быть обусловлен такими причинами:
- Противоречивость ролей и потребностей;
- Несоответствие способностей и роли;
- Неадекватное выполнение роли.
Причиной конфликта может стать несоответствие способностей и роли
Социология конфликта
Замечено, что больше всего конфликтов происходит в сфере профессиональной деятельности.
В социологии чаще всего рекомендуются такие способы выхода из ролевого конфликта:
- Сознательное выделение отрицательных сторон, то есть рационализация, происходит, когда роль недостижима. В просторечии – «не очень то и хотелось». Так, женщина считает, что среди мужчин нет ей равного, поэтому она не замужем.
- Временное исключение одной позиции из жизни, то есть разделение ролей. Например, человек находится на корабле в дальнем плавании, ему не говорят о смерти родственника, чтобы не было стресса;
- Перекладывание ответственности за последствия на других – регулирование ролей. Например, привычка некоторых на пике действия уйти в сторону, как бы «умыть руки».
Личности принадлежит в обществе множество социальных ролей. Если правильно их выполнять в соответствии со способностями и требованиями, порядок и комфорт в жизни будут обеспечены.
Видео
Автор:
Тaрaсенкo Нaтaлья ВлaдимирoвнaСтатусно-ролевая регуляция взаимодействия
Общую упорядоченность социального взаимодействия обеспечивают нормативные ожидания.
Социальный статус — это позиция индивида в отношениях с другими людьми, характеризуемая определенными правами.
Под правами понимаются социально признаваемые притязания на материальные и символические блага.
Объем и характер благ зависит от того, каким именно статусом обладает индивид. В современном обществе всё разнообразие благ можно свести к трем главным категориям: богатство, власть, престиж. Именно по обладанию богатством, властью и престижем судят о том, насколько высок или низок статус индивида.
За свою жизнь индивиды приобретают и утрачивают множество статусов. Например, молодой человек является студентом в отношениях с преподавателями и сотрудниками учебного заведения, сыном в отношениях с родителями, другом в отношениях с близкими ему сверстниками. Найдя работу после завершения учебы, он становится социологом в отношениях с коллегами и представителями других профессий, сделав успешную карьеру, становится начальником в отношениях с сотрудниками, вступив в брак, становится мужем в отношениях с супругой и т. д.
Социальные статусы делятся на две категории в зависимости от того, как люди их получают. Предписанные статусы определяются оценкой физических свойств человека, его/ее происхождением или теми обстоятельствами жизни, которые человек не выбирает.
Предписываемость и достигаемость статусов являются относительными характеристиками. Во-первых, система статусов исторически меняется и те статусы, что раньше были исключительно предписанными, становятся делом индивидуального выбора. В современном обществе человек может сменить не только профессию, но и религию, и при желании даже пол, а еще два-три столетия назад род занятий зачастую однозначно определялся происхождением (дворянским, крестьянским, купеческим и т. п.). Во-вторых, многие достигаемые статусы не являются даже в современном обществе абсолютно открытыми для всех людей. Помимо личных способностей и усилий, влияние оказывает происхождение, что проявляется, например, в том, как в среднем складывается жизненный путь детей богатых и образованных родителей и детей из бедных и неблагополучных семей.
Любой статус служит средством идентификации положения индивида в отношениях с другими людьми как носителями статусов и потому определяет характер взаимодействий. Со статусом связаны ожидания соответствующего статусу поведения. Это так называемые ролевые ожидания. Понятие «роль» («социальная роль») для описания человеческого поведения было введено в широкое употребление американскими учеными Джорджем Гербертом Мидом, Джекобом Морено и Робертом Линтоном в 1930-е годы, хотя немецкий философ и социолог Георг Зиммель употребил выражение «играть роль» в одной из своих работ еще в 1920 г. Американский социолог и психолог Р. Линтон определил социальную роль как «динамический аспект статуса».
Статус — это социальное положение, а социальная роль — это ожидаемое от человека, занимающего данное положение, поведение.
Если индивид своим поведением оправдывает ролевые ожидания, то он подтверждает свой статус, а если он в своих поступках систематически отклоняется от ролевых ожиданий, то утрачивает данный статус. Например, если индивид обладает статусом студента, то от него/нее ожидают посещения занятий и выполнения заданий. Если данная социальная роль исполняется, индивид из семестра в семестр сохраняет статус студента, если же он/она прогуливает занятия и не осваивает учебный материал, то получает низкие оценки и отчисляется из учебного заведения, т. е. утрачивает статус студента.
Социальные статусы — это и результаты, и предпосылки взаимодействия. Координация поступков разных людей достигается во многом потому, что они в своих поступках следуют ролевым ожиданиям и сами, в свою очередь, ориентируются на то, что и другие участники взаимодействия будут исполнять соответствующие социальные роли.
Как носителю множества статусов на протяжении своей жизни индивиду приходится исполнять множество социальных ролей. Ситуация, когда необходимо одновременно оправдывать взаимоисключающие ролевые ожидания, называется ролевым конфликтом. Например, роли начальника и члена семьи предполагают совершенно разную манеру общения с окружающими людьми.
Средством разрешения ролевого конфликта является ролевой набор статуса — совокупность ролевых ожиданий, адаптированных к тому статусу, который признается главным, определяющим. В современном обществе определяющим, как правило, является профессиональный статус. Поэтому при исполнении одной и той же роли родителя совершенно разные ролевые ожидания связываются со статусом работающего и делающего успешную карьеру отца и статусом матери-домохозяйки. Доминирующим, определяющим статусом может быть и гендерный статус, как это бывает в условиях дискриминации женщин, чьи возможности профессионального роста или общественной деятельности ограничиваются, несмотря на способности и заслуги. Определяющим статусом может стать и статус больного/инвалида.
Социальные статусы и социальные роли определяют не только характер взаимодействия, т. е. поступки индивидов, но и круг тех людей, с которыми индивиды вступают во взаимодействие регулярно и чаще, чем с другими. Большая часть взаимодействий индивида приходится на социальные отношения с членами социальных групп, в которые он/она входит.
Ролевое напряжение и ролевой конфликт (сходства и различия) (2023)
Ролевое напряжение и ролевой конфликт — это связанные понятия, представляющие трудности, с которыми сталкиваются люди при выполнении социальных ролей.
Обе концепции являются частью ролевой теории, концепции в социологии, которая рассматривает повседневную деятельность как отыгрывание социально определенных ролей (менеджер, муж, друг и т. д.). Метафорически жизнь визуализируется как театр, где все мы играем разные роли в разных контекстах.
Теория утверждает, что в современном обществе существует разделение труда. Это проявляется как взаимодействие разнородных специализированных позиций, известных как роли. Каждая роль имеет разрешенные формы поведения, которые являются общими для всего общества и определяют ожидания.
Актеры, исполняющие роль, соответствуют ее ожиданиям, потому что с ними связаны награды и наказания. Они также получают удовлетворение, действуя социально одобренным образом. Поэтому они готовы нести расходы, чтобы оправдать ожидания.
Когда эти ожидания переполняют или противоречат друг другу, возникает ролевая напряженность и ролевой конфликт. Давайте обсудим эти две концепции более подробно с примерами, прежде чем рассматривать связанные идеи, такие как двусмысленность ролей.
Ролевое напряжение и ролевой конфликт (Сводная таблица)
Ролевое напряжение | Ролевой конфликт | |
---|---|---|
Определение | Стресс, с которым сталкивается человек, когда ему не удается оправдать ожидания от конкретной социальной роли . | Стресс, с которым сталкивается человек, когда ему приходится сталкиваться с противоречивыми требованиями различных социальных ролей. Это относится к «конфликту», с которым сталкиваются две конкурирующие роли, которые, по вашему мнению, вам необходимо поддерживать. |
Причина | Вызвано невыполнением общественных ожиданий. | Вызвано невыполнением общественных ожиданий. |
Пример | Человек, недавно получивший повышение, чувствует синдром самозванца и не в себе. | Мать чувствует конфликт между тем, чтобы быть хорошим работником и хорошей матерью. Она чувствует себя виноватой за то, что находится на работе, а не дома со своими детьми, но ей также нужно работать, чтобы кормить своих детей. |
Ролевое напряжение Определение
Ролевое напряжение относится к стрессу, с которым сталкивается человек, когда он не соответствует ожиданиям конкретной социальной роли.
Американский социолог Уильям Дж. Гуд определил ролевое напряжение как:
«ощущение трудностей при выполнении ролевых обязательств». (1960).
Говоря о ролевом напряжении, социологи обычно имеют в виду напряжение, которое испытывают люди из-за требований одной роли. Это происходит, когда требования роли выходят за рамки возможностей актера или противоречат друг другу.
Сама роль состоит из нескольких партнеров по роли (Скотт, 2014). Например, учителю приходится взаимодействовать с учениками, родителями, администраторами и т. д., каждый из которых имеет разные ожидания от человека.
Иногда эти ожидания могут противоречить друг другу. Например, родители состоятельного ученика могут иметь сильное влияние на администрацию, что может заставить учителя вести себя по отношению к ним предвзято.
Вот еще несколько примеров:
Примеры ролевой нагрузки
- Профессиональные лица, осуществляющие уход: Лица, осуществляющие уход, могут испытывать значительную ролевую нагрузку как в профессиональном, так и в непрофессиональном контексте. Шарлах утверждает, что профессиональный уход по своей сути противоречив, поскольку заставляет человека сочетать профессионализм с уязвимостью (1994). Эдвардс отмечает, что профессиональный и непрофессиональный уход приводит к одинаковому уровню напряжения и депрессии.
- Студенты: Будучи студентами, молодые люди должны решать множество задач, которые часто могут быть непосильными. Они должны выполнять задания, часто работают в кампусе, а также могут быть частью командных видов спорта / студенческих групп. Поэтому у них есть несколько подролей (ученик, сотрудник, командный игрок, член группы и т. д.) в рамках их роли ученика, что может вызвать чрезмерный стресс.
- Менеджеры: Быть менеджером означает совмещать надзор с дружелюбием, что может вызвать ролевую нагрузку. Например, надзиратель на фабрике должен внимательно следить за работниками. Тем не менее, ему также необходимо поддерживать дружеские отношения и выступать в роли наставника для всех своих подчиненных. Это требует от него сочетания профессиональной строгости с непрофессиональным дружелюбием, и это может вызвать у него ролевое напряжение.
- Врачи: Врачи часто сталкиваются с ролевой нагрузкой из-за чрезмерных и противоречивых требований, предъявляемых к их роли. Им приходится работать долгие часы, обслуживать большое количество пациентов, а также приспосабливаться к новейшим медицинским технологиям. Кроме того, ожидается, что они будут уравновешивать их административными задачами, медицинскими предписаниями и т. д. Все это может привести к выгоранию, снижению удовлетворенности работой и, возможно, возможному уходу из должности.
- Родители: Быть родителем может быть невероятно сложной ролью. Им необходимо оказывать физическую, эмоциональную и финансовую поддержку своим детям, что также связано с социальным давлением соблюдения определенных стандартов. Быть родителем также требует, чтобы человек выполнял работу по дому и имел хорошо оплачиваемую работу. Все это может вызвать большой стресс и привести к ролевой нагрузке.
Прочтите наше полное руководство по теории деформации здесь
Определение конфликта ролей
Конфликт ролей относится к стрессу, с которым сталкивается человек, сталкиваясь с противоречивыми требованиями нескольких социальных ролей.
Дж. Р. Риццо определяет его следующим образом:
«Ролевой конфликт относится к опыту человека, который понимает, что две или более ролей или ожиданий, связанных с разными статусами, несовместимы или противоречат друг другу». (1970)
Все мы играем несколько социальных ролей, таких как друг, родитель, сотрудник и т. д. Конфликт ролей возникает, когда роли, которые мы занимаем, тянут нас в разные стороны (Gerber, 2010). Этот стресс может негативно повлиять на личную жизнь человека и его удовлетворенность работой. Некоторые примеры:
Примеры ролевого конфликта
- Подростковое отцовство: Родитель-подросток сталкивается с совершенно противоположными требованиями. С одной стороны, будучи подростком, они еще не совсем взрослые; тем не менее, они также должны вести себя как взрослые и заботиться о своем ребенке. Конфликт ролей часто измеряется путем сравнения степени контраста между разными ролями, и в этом случае (подросток и роль родителей) контраст довольно велик. Таким образом, будет огромный ролевой конфликт.
- Выбор профессии или семьи: Такой ролевой конфликт возникает, когда профессиональные обязанности и личные чувства человека противопоставляются друг другу. Например, на небольшой город обрушился торнадо. Теперь полицейский, работающий там, может быть вынужден выбирать между ролью отца (идти домой и заботиться о своей семье) и наемного работника (сотрудничать с полицией для обеспечения безопасности города).
- Конфликт между личностью: Индивидуальная личность возникает, когда «аспекты личности человека конфликтуют с другими аспектами личности того же человека» (Трутт). Например, человек может ценить автономию, но его профессиональная роль может требовать строгого соблюдения правил. В таком случае чувство идентичности человека подвергается сомнению, что может вызвать стресс и разочарование. Поэтому обычно людям лучше выбирать роли, соответствующие их ценностям.
- Семейная работа: Этот конфликт является двунаправленным: рабочие роли могут противоречить семейным ролям, а семейные роли также могут противоречить рабочим ролям (Creary & Gordon 2016). Иметь работу, одновременно заботясь о детях, занимаясь домашними делами и поддерживая личные интересы (хобби, общение и т. д.), может быть чрезвычайно сложно. Это становится еще сложнее в случае родителей-одиночек, которые чаще сталкиваются с проблемами психического здоровья (Liang 2018).
- Конфликт учителей и родителей: Этот конфликт возникает, когда учитель также является родителем. Как профессионал, человек должен выполнять свои требования к преподаванию, такие как проведение уроков, выставление оценок, поддержание дисциплины и т. д. Однако иногда их ученики могут учиться в одной школе. В таком случае они могут испытывать противоречия в том, что они профессиональный учитель и любящий родитель.
- Болезнь: Когда вы больны, вам часто приходится выполнять как роль больного (т. оплатить счета.
См. больше примеров ролевого конфликта здесь
Ролевое напряжение и ролевой конфликт Сходства и различия
Ролевое напряжение и ролевой конфликт относятся к стрессу, вызванному общественными ожиданиями, хотя они связаны с разными источниками.
В повседневной жизни мы играем разные социальные роли. Каждая из этих ролей связана с разными ожиданиями, которые мы должны выполнить. Когда мы изо всех сил пытаемся работать в соответствии с «одобренным» поведением этих ролей, мы сталкиваемся со стрессом либо из-за ролевого напряжения, либо из-за ролевого конфликта.
Итак, и то, и другое вызвано невыполнением общественных ожиданий. Однако их точные источники различны.
Часто эти два термина взаимозаменяемы. Однако социологи обычно используют ролевое напряжение, когда говорят о стрессе, вызванном одиночной ролью. С другой стороны, конфликт ролей относится к стрессу, вызванному конфликтом двух или более ролей друг с другом.
Стратегии преодоления ролевого напряжения и ролевого конфликта
Гуд (1960) утверждал, что столкновение с ролевым напряжением вполне нормально, и люди должны идти на различные компромиссы, чтобы оптимально совмещать свои роли.
Этот торг зависит от того, насколько человек заботится об удовлетворении социальных ожиданий, как мы ожидаем, что другая сторона отреагирует на наше несоблюдение и т. д. Гуд предложил, чтобы люди справлялись с ролевой нагрузкой несколькими способами, например:
- Разделение: Они пытаются ограничить свои роли определенным контекстом. Например, они работают только в офисе и даже не проверяют почту дома (предпочтительно роль супруга/родителя).
- Делегирование/Отставка: Они могут передать часть своих обязанностей другим лицам, например, работающему родителю, нанимающему сиделку. Или они могут вообще уйти с должности и, при необходимости, взять на себя новую роль, менее напряженную.
- Чтобы не отвлекаться: Они могут выделить время, чтобы сосредоточиться на одной роли, например, менеджер, избегающий совещаний во время работы над важным проектом. Таким образом, они могут выполнить все задачи, связанные с одной ролью (сотрудник), а затем сосредоточиться на другой роли (родитель).
Чтобы узнать больше о социологической концепции ролей, прочитайте увлекательную теорию драматургии.
Заключение
Ролевое напряжение и ролевой конфликт являются стрессами, вызванными социальными ожиданиями; однако они вызваны одной и несколькими ролями соответственно.
Ролевая нагрузка возникает, когда одна роль предъявляет чрезмерные требования к человеку. Напротив, ролевой конфликт возникает, когда несколько ролей противоречат друг другу. Оба они негативно влияют на человека, вызывая снижение удовлетворенности работой и/или проблемы с психическим здоровьем.
Ссылки
Creary, SJ, & Gordon, JR (2016). Ролевой конфликт, ролевая перегрузка и ролевое напряжение. Энциклопедия семейных исследований , 1-6.
Эдвардс, А.Б., Зарит, С.Х., Стивенс, М.А.П., и Таунсенд, А. (2002). Работающие семейные опекуны пожилых людей с когнитивными нарушениями: исследование ролевого напряжения и депрессивных симптомов. Старение и психическое здоровье , 6(1), 55-61. doi:10.1080/13607860120101149
Гербер, Линда М.; Макионис, Джон Дж. (2010). Социология (7-е канадское изд.). Пирсон Канада.
Гуд, Уильям Дж. (1960). «Теория ролевого напряжения». American Sociological Review , vol. 25, нет. 4. https://www.jstor.org/stable/pdf/2092933.pdf
Лян, Л. А., Бергер, У., и Бранд, К. (2019). Психосоциальные факторы, связанные с симптомами депрессии, тревоги и стресса у матерей-одиночек с маленькими детьми: популяционное исследование. Журнал аффективных расстройств , 242.
Scharlach, A. E. (1994). Уход и занятость: конкурирующие или взаимодополняющие роли? Геронтолог , 34(3), 378-385.
Скотт, Джон (2014). Социологический словарь . Оксфорд.
Труетт, К. (1979). Женщины в управлении образованием: есть ли конфликт основных ролей? Выступления Документы собрания , 1–2.
Сурабх Ядав (Массачусетс)
Веб-сайт | + постов
Сурабх Ядав — независимый писатель и режиссер. Он изучал английскую литературу в Университете Дели и Университете Джавахарлала Неру. Вы можете найти его работы на The Print, Live Wire и YouTube.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.
Ролевой конфликт и ролевое напряжение Социология Домашнее задание и помощь в выполнении заданий
Ролевой конфликт и ролевое напряжение
Большинство людей занимают несколько статусов. к каждому из которых прилагается множество ролевых ожиданий. Например. Чарльз – студент, посещающий утренние занятия в университете. и он сотрудник ресторана быстрого питания, где он работает с 15:00 до 22:00. Он также является парнем Стефани, и она хотела бы видеть его чаще. 7 декабря. У Чарльза выпускной экзамен в 7 часов утра, когда он должен работать. Тем временем. Стефани уговаривает его отвести ее в кино. В довершение всего. звонит его мать. просить его лететь домой, потому что привет. отцу предстоит срочная операция. Как Чарльз может быть во всех этих местах одновременно? Такой опыт ролевого конфликта может быть ошеломляющим.
Конфликт ролей возникает, когда несовместимые ролевые требования предъявляются к человеку двумя или более статусами, находящимися одновременно. Когда возникает конфликт ролей, нас могут развести в разные стороны. Чтобы решить эту проблему. мы можем расставить приоритеты для наших ролей и сначала завершить ту, которую мы считаем наиболее важной, или мы можем разделить свою жизнь на части и выделить «наши различные роли» (Merton, 1968). То есть мы можем выполнять действия, связанные с одной ролью, в течение части времени. день, а затем заниматься деятельностью, связанной с другой ролью, в какой-то другой период времени или в другом месте. Например, в обычных обстоятельствах Чарльз будет выполнять свою роль ученика в течение части дня, а роль сотрудника в течение другой части дня. однако в нынешней ситуации он не может разделить свои роли.
Конфликт ролей может возникнуть в результате изменения статуса и роли в обществе. Исследования показали, что женщины, поведение которых определяется по гендерному типу как «мужское», как правило, имеют более высокий уровень ролевого конфликта, чем те, кто придерживается традиционного «женского» поведения (Basow, 1992). По словам социолога Трейси Уотсон (1987), ролевой конфликт иногда можно отнести не к самим ролям, а к давлению, которое испытывают люди, когда они не вписываются в предписанные культурой роли. идентичность быть женщиной и быть спортсменкой. Несмотря на то, что женщины-спортсменки в ее исследовании носили макияж и представляли традиционный образ, когда они не были на баскетбольной площадке, их сверстники в школе по-прежнему считали их «женщинами-спортсменами»; что приводит к ролевому конфликту. Принимая во внимание, что ролевой конфликт возникает между двумя или более статусами (например, быть бездомным и быть временным сотрудником агентства социальных услуг). ролевая деформация происходит в рамках одного статуса. Ролевое напряжение возникает, когда несовместимые требования встроены в единый статус, который занимает человек (Гуд. 19).60). Например. многие женщины испытывают ролевое напряжение в рабочей силе, потому что они занимают работу, которая НЕ удовлетворяет и вызывает больше стресса, чем работа мужчин, поскольку она требует меньше денег. меньше престижа.
меньше вакансий, больше карьерных препятствий. и так далее (Basow, 1992: 192). Сходным образом. замужние женщины могут испытывать большее ролевое напряжение, чем женатые мужчины, из-за перегрузки на работе, неравенства в браке с супругом. исключительные родительские обязанности, неясные ожидания и отсутствие эмоциональной поддержки. Недавние социальные изменения могли усилить ролевое напряжение у мужчин. В семье. Традиционное доминирующее положение мужчин ослабло, поскольку все больше женщин стали оплачиваемой рабочей силой и требовали большей помощи в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Ролевое напряжение может возникать среди афроамериканских мужчин, которые усвоили североамериканские культурные нормы
относительно мужественности, но считают очень трудным (если не невозможным) достичь культурных норм достижений. успех. и власть из-за расизма и экономической эксплуатации (Basow, 1992). Сексуальная ориентация. возраст. и профессия часто связаны с ролевой нагрузкой. Лесбиянки и геи часто испытывают ролевое напряжение из-за давления, связанного с тем, что их идентичность сильно стигматизируется доминирующей культурной группой (Basow. 1992). Женщины в возрасте от тридцати лет могут испытывать самые высокие уровни ролевого напряжения; они сталкиваются с большим стрессом с точки зрения ролевых дероандов и противоречащих ожиданий на работе и в семье (Basow. 19).92). Было обнаружено, что стоматологи, психиатры и полицейские испытывают высокий уровень ролевой нагрузки, связанной с профессией. что может привести к самоубийству». Концепции ролевых ожиданий, ролевого исполнения, ролевого конфликта и ролевого напряжения проиллюстрированы на примере «Люди часто дистанцируются от роли, которую они считают чрезвычайно стрессовой или иным образом проблематичной».
Происходит дистанцирование Rok. когда люди сознательно создают впечатление отсутствия приверженности или привязанности к определенной роли и просто выполняют движения ролевой игры (Coffman, I961б). Люди используют методы дистанцирования, когда они не хотят, чтобы другие воспринимали их как «я», подразумевающее определенную роль, особенно если они думают, что эта роль «ниже их:» Пока Чарльз работает в ресторане быстрого питания, например, он не хочет, чтобы люди думали о нем как о «неудачнике на бесперспективной работе». из университета, Чарльз говорит с ними о курсах, которые они посещают, в чем они специализируются, и , что профессора у них есть. Он не обсуждает, чем чизбургер с беконом лучше, чем бургер с чили. Когда Чарльз действительно вовлечен в дистанцируясь от роли, он говорит своим друзьям, что он «работает там, но не ест там». Выход из роли Выход из роли происходит, когда люди отказываются от социальных ролей, которые были центральными для их самоидентификации (Ebaugh, 19).