Статусно ролевые конфликты: 17. Статусно-ролевые конфликты.

17. Статусно-ролевые конфликты.

Любая система политических статусов и ролей внутренне потенциально конфликтна. Неравномерное распределение власти, а также политических прав и свобод, форм и уровней участия в политической жизни — источник конфликтогенности.

Аспекты политического статуса:

1) место в иерархии политической власти;

2) совокупность и объём политических прав и свобод;

3) совокупность и объём статусных обязанностей и пространство и характер статусного поля ответственности;

4) реальная возможность участвовать в политической жизни и влиять на неё.

Измерения статусно-ролевого конфликта:

1. По вертикали — статусы «верхов» и «низов». Реализуется в 2 ситуациях:

1) «верхи» усиливают своё давление на «низы», расширяют свои полномочия, урезая «низы», а «низы» оказывают сопротивление;

2) конфликт возникает только тогда, когда «низы» актуализируют свои притязания на власть.

2. По горизонтали — между различными однопорядковыми социальными и политическими группами и т.д.

Участниками статусно-ролевых конфликтов могут стать и государственные институты, борющиеся за превосходство в системе властных полномочий.

Конфликтогенна также структура, в которой субъекты имеют статусы, разные по источникам формирования и природе легитимности (правовые, общественно-политические, социально-психологические и т.д.)

Несоотвествие статуса и роли само может быть причиной конфликта.

Несоотвествие статусных рангов также может быть конфликтогеном. Например: расхождение в материально-экономическом и политическом статусе; социаокультурном и политическом; предписанном и достигнутом.

Расхождения между статусными ожиданиями и реальностью также может обуславливать статусно-ролевой конфликт.

Интерес является одним из основных факторов, мотивирующих любой вид политической деятельности. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным целенаправленным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т. д.

Политические отношения не возникают сами по себе и не являются самостоятельной сущностью. Они появляются в связи с каким-либо объектом (интересом, целью, ценностями и т. д.). Например, основные объекты международных отношений — национальные, региональные и глобальные интересы.

Особая значимость политических интересов в системе общественных отношений (7):

1) именно политические интересы в обобщенной форме выражают актуальные политические потребности субъектов и обусловливают их действия;

2) политические интересы отражают диалектику всеобщего, особенного и частного интересов;

3) они представляют собой всеобщую форму социального интересов, определяющего характер и направленность политической деятельности;

4) содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе;

5) политические интересы, будучи производными от социальных и экономических потребностей, реализуясь в политической деятельности, стимулируют развитие социально-экономической сферы;

6) в политических интересах непосредственно отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом;

7) политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций.

По мнению известного американского политолога Р. Даля, политика есть не что иное, как сложное взаимодействие частных и групповых интересов.

Интересы объединяют и разъединяют социальные группы и институты, народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать.

Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества, нации, класса, политической партии. Другие, более частные интересы выражают специфику политических отношений между социальными группами и политическими институтами в процессе их взаимодействия. Следующая группа интересов имеет циклический, временной характер, например выборная кампания, которая происходит в отведенные законодательством сроки.

Интересы могут быть личными (индивидуальными), групповыми и общественными. Но для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и другие.

Группы интересов — это преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или СМИ.

Понятие «национальный интерес» выражает политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством (правящим классом), то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты.

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Ж. И. ТРАФИМЧИК

СОЦИОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТИ
Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов 1 курса

медико-диагностического факультета,

2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке

специалистов для зарубежных стран

медицинских вузов

Гомель

ГомГМУ

2013

УДК 316(072)

ББК 60.5я73

Т 65
Рецензент:

кандидат философских наук,

доцент кафедры общественно-гуманитарных наук

Гомельского государственного медицинского университета

С. Н. Бордак

Трафимчик, Ж. И.

Т 65 Социология личности: учеб.-метод. пособие для самостоятельной

работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов / Ж. И. Трафимчик. — Гомель: ГомГМУ, 2013. — 60 с.

ISBN 978-985-506-537-2

Учебно-методическое пособие включает основные структурно-содержательные компоненты лекционного курса и ориентировано на освоение актуальных проблем социологии личности как предметной области социологии.

Соответствует образовательному стандарту высшей школы, современным знаниям и тенденциям преподавания специализированного модуля «Социология личности» в вузах.

Предназначено для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного факультета и факультета по подготовке специалистов для зарубежных стран медицинских вузов
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебным научно-методическим советом учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет» 1 февраля 2013 г., протокол № 1.
УДК 316(072)

ББК 60.5я73

Каталог: file -> biblio -> uchlit -> ogn
uchlit -> Учебно-методическое пособие «Медицинская психология и психотерапия»
uchlit -> Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по медицинской реабилитации для субординаторов-терапевтов 6 курса лечебного факультета

uchlit -> Методическая разработка для студентов V курса


Скачать 494,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

11 примеров ролевого конфликта (2023)

Изображение: Многие работающие матери сталкиваются с ролевым конфликтом.

В повседневной жизни мы все играем разные социальные роли. Мы наемный работник на работе, отец, мать, сын или дочь дома, друг среди сверстников и так далее.

Вполне естественно, что часто эти роли могут потребовать от нас выполнения действий, которые могут противоречить действиям, требуемым другими ролями. Это теория ролевого конфликта.

Ролевой конфликт подразделяется на два типа:

  • Внутриролевой конфликт — Этот вид конфликта возникает из-за различных ожиданий при выполнении одной и той же роли. Например, руководитель, возглавляющий группу рабочих, должен уравновешивать ожидания подчиненных ему людей, а также удовлетворять требования совета директоров компании, находящегося над ним. Если сотрудники хотят большей зарплаты и сокращения рабочего времени, директора компании могут не благосклонно отнестись к такому требованию, в результате чего руководитель окажется посередине, испытывая внутриролевой конфликт.
  • Межролевой конфликт — Этот вид конфликта возникает из-за противоположных требований к одному и тому же человеку при выполнении разных ролей. Например, повышенное давление на работе может привести к тому, что кто-то будет проводить больше времени в офисе, в то время как его или ее семья может захотеть, чтобы они проводили больше времени с ними. Таким образом, противоречивые требования, вытекающие из их двойных ролей руководителя и отца/мужа/матери/жены, приводят к межролевому конфликту.

Примеры конфликта ролей

1. Задача о тележке

Задача о тележке — известный мысленный эксперимент, в котором человек должен сделать выбор между двумя исходами, вызывая ролевой конфликт.

Простейшая постановка задачи состоит в том, что железнодорожник наблюдает за неуправляемой тележкой на пути, направляющемся на столкновение с несколькими людьми, которые не могут уйти с ее пути.

Железнодорожник может использовать рычаг и направить вагонетку на соседний путь, и в этом случае тележка наедет на одного человека.

В этом случае индивидуум разрывается между двумя вариантами – ничего не делать и пассивно наблюдать, как трамвай наезжает на нескольких человек, или активно вмешиваться и нести прямую ответственность за возможную смерть одного-единственного человека (при этом спасая жизни из ряда других). Это пример внутриролевого конфликта.

2. Диаспора

Люди диаспоры (эмигранты) разрываются между двумя мирами – родиной и родиной.

Наиболее ярко это отражается в их политических и социальных взглядах, которые часто бывают парадоксальными. Так, например, члены той или иной диаспоры могут быть одновременно вынуждены поддерживать либерально-прогрессивную политику в стране своего проживания, а также поддерживать консервативные традиции страны своего рождения.

Лоуренс (2013) отметил, что тунисская и турецкая диаспоры в США поддерживали прогрессивные движения, такие как движения за права ЛГБТК, секуляризм и мультикультурализм в США, но голосовали за консервативные партии в Турции и Тунисе соответственно. Идентичное поведение наблюдается среди индийской диаспоры в США (Khandekar, 2021).

Такое поведение проистекает из ролевого конфликта между членами диаспоры. Как жители новой страны, они выполняют другую роль, представляя определенную версию себя.

С другой стороны, роль, которую они играют в обществе своего рождения, может сильно отличаться от этой новой роли, требующей соблюдения вековых обычаев и традиций. Это пример межролевого конфликта.

3. Материнство и работа

Женщины на рабочем месте часто сталкиваются с противоречивыми потребностями ведения семьи и домашнего хозяйства и выполнением требований на рабочем месте.

Это создает ролевой конфликт, в котором женщины должны уравновешивать различные роли, которые они играют в каждой области.

Популярный портал MBA, Poets & Quants отмечает, что требования материнства и воспитания детей приводят к тому, что женщины зарабатывают значительно меньше, чем мужчины, при этом разница в средней заработной плате достигает 60% через 9 лет после выпуска (Byrne, 2013). Это пример межролевого конфликта.

4. Сержанты Вооруженных Сил

Унтер-офицеры или унтер-офицеры в вооруженных силах — это офицеры, поднявшиеся по служебной лестнице, но не эквивалентные офицерам, которые обычно являются продуктами академий подготовки офицеров и элитных военных школ.

В армиях США, Великобритании, Канады и Австралии ранг сержанта, а иногда и капрала считается унтер-офицером. Они являются непосредственными начальниками рядовых и несут ответственность за их обучение, физическую форму и дисциплину, действуя как сержанты-инструкторы по строевой подготовке, инструкторы по огнестрельному оружию, инструкторы по физической подготовке и т. д. 

Сержанты считаются важным связующим звеном между офицерским корпусом и рядовыми, поскольку офицерский корпус в большинстве вооруженных сил отделен от рядовых широкой пропастью, состоящей из социально-экономического класса, образования и достатка.

Эта решающая роль моста между офицерами и солдатами ставит сержантов в положение частых ролевых конфликтов.

С одной стороны, они должны действовать как глаза и уши офицеров, которым они подчиняются в цепочке командования вооруженных сил, выполняя приказы и обеспечивая дисциплину среди мужчин.

С другой стороны, выйдя из числа рядовых и принадлежащих к тем же социально-экономическим слоям, что и они, они имеют гораздо больше общего с рядовыми, чем с офицерами (Devilbiss & Perrucci, 1982). ).

5. Третий мир

Термин «третий мир» был придуман во время холодной войны для обозначения стран, которые не входили ни в возглавляемый США блок НАТО (называемый Первым миром), ни в возглавляемый СССР Советский блок стран Варшавского договора (так называемый Второй мир).

К ним относятся большинство стран Африки, Азии и Латинской Америки, недавно вышедших из-под колониального господства.

Эти страны в принципе осудили разделение мира на военизированные блоки бывшими имперскими и колониальными державами как продолжение колониальной эксплуатации. На практике, однако, почти все страны были вынуждены полагаться на тот или иной блок для удовлетворения своих потребностей в экономическом развитии.

Например, Индия, один из основателей Движения неприсоединения (ДНП), громко выступавшего против присоединения бывших колоний к какому-либо военному блоку, как известно, в значительной степени полагалась на СССР, который поставлял большую часть технологий, обучения, тяжелого промышленного оборудования. , а военную технику в Индию до начала 90 с.

Таким образом, страны третьего мира оказались в ролевом конфликте между поддерживаемыми ими принципами неприсоединения и их практической необходимостью полагаться на один из двух блоков для удовлетворения своих основных потребностей. Это привело к тому, что почти все такие страны следовали политике, которую Джордж Герберт Мид назвал «прагматизмом».

6. Эвтаназия

Эвтаназия – это практика умышленного прекращения жизни, обычно по медицинским показаниям. Это может быть добровольным, когда лицо, проходящее его, дает свое согласие, или недобровольным, как в случаях, когда пациент находится в коме или аппарате жизнеобеспечения и не может дать свое согласие.

Эвтаназия вызывает ролевой конфликт между всеми участниками.

Например, в случае, когда человек долгое время находился в коме или в аппарате жизнеобеспечения практически без шансов на выздоровление, члены семьи испытывают ролевой конфликт между действиями в качестве защитников и опекунов своих родственников и уравновешиванием свои финансовые и семейные обязательства перед другими членами семьи. Финансовые и временные затраты на продолжение ухода за неизлечимо больным членом семьи могут стать больше, чем они могут вынести.

Точно так же врачи или медицинские работники, выполняющие акт эвтаназии, подвергаются ролевому конфликту, поклявшись защищать жизнь, но вместо этого их просят принять ее. Это пример внутриролевого конфликта.

На еще более высоком уровне акт эвтаназии представляет собой ролевой конфликт с государством, которое санкционирует этот акт.

Основной обязанностью государства является защита жизни своих граждан. Санкционируя эвтаназию, государство одобряет лишение жизни в случае, если субъект не нарушил никаких законов штата.

По этим причинам эвтаназия продолжает оставаться спорным вопросом в области этики.

7. Конфликт гендерных ролей

Конфликт гендерных ролей возникает в ситуации, когда человек чувствует себя неспособным оправдать ожидания, связанные с соблюдением закрепленных за ним гендерных стереотипов.

Распространенным примером являются трансгендеры, которые не идентифицируют себя с полом, связанным с их биологическим полом.

Кто-то, обозначенный при рождении как женщина, может чувствовать себя некомфортно с гендерными ассоциациями этого пола, что приводит к конфликту гендерных ролей.

Гендерный конфликт также возникает у людей, которые идентифицируют себя со своим биологическим полом, но иногда им трудно справиться с социальными ожиданиями своей гендерной роли.

Другим распространенным примером является демонстрация мужественности и давление, которое она оказывает на нескольких мужчин (O’Neill, 2015). Так, например, безработные мужчины могут столкнуться с гендерным ролевым конфликтом, поскольку общество ожидает, что они будут кормильцами для своей семьи как мужчины, но их неспособность обеспечить даже себя ставит их реальность в противоречие с их ролевыми ожиданиями.

8. Государственные защитники

Юристы и юристы очень часто сталкиваются с ролевыми конфликтами. Государственные защитники нередко пытаются помочь преступникам избежать наказания за совершение преступления.

В таком случае адвокат оказывается в ролевом конфликте. С одной стороны, это их профессиональная обязанность как юриста защищать своего клиента до тех пор, пока его вина не будет доказана прокуратурой.

С другой стороны, их совесть и этика могут противоречить их решению защищать упомянутого клиента.

9. Сотрудники исправительных учреждений

Сотрудники исправительных учреждений в тюрьмах занимаются реабилитацией заключенных, предоставляя им консультации и лечение.

Для этого им нужно завоевать доверие заключенных, сначала пообщавшись с ними.

Однако в рамках своих обязанностей от них также требуется социально дистанцироваться от заключенных и не строить с ними интимных отношений. Это создает ситуацию внутриролевого конфликта между сотрудниками исправительного учреждения (Хепберн и Альбонетти, 19 лет).80).

10. Задача о плачущем ребенке

Задача о плачущем ребенке — это гипотетическая задача, которая обеспечивает общий шаблон для нескольких ситуаций межролевого конфликта.

Проще говоря, проблему можно описать так: группу людей преследуют преступники, намеревающиеся убить их. Они ищут убежища в поле.

Внезапно младенец, которого держит мать из группы, начинает плакать. У матери теперь есть два варианта — либо задушить ребенка и спасти себя и остальную группу, либо позволить ребенку плакать и рискнуть верной смертью для всех.

В этом случае роль женщины как матери и ее обязанности перед остальными членами группы вступают в противоречие друг с другом.

11. Глокализация

Глокализация происходит, когда глобальная культура пересекается с местной культурой, заставляя людей чувствовать, что им нужно выбирать между глобальной или локальной культурой.

Это часто ставит молодых людей перед конфликтом между принятием традиционных или местных культурных ценностей и обычаев, которые могут снизить их шансы на получение работы в глобализованном мире; или охват глобальной культуры (например, переход на английский язык на работе), который может помочь им интегрироваться с остальным миром.

Глокализация — это золотая середина, которая пытается разрешить этот ролевой конфликт: люди используют хорошие части глобальной культуры, а также хорошие части местной культуры, чтобы создать культурный гибрид.

Истоки ролевого конфликта: теория ролей

Понятие «роли» в социологии гораздо глубже, чем его повседневное значение. В социологии сама идея человеческого «я» рассматривается как социально сконструированная путем поглощения внешних влияний.

Это означает, что мы учимся быть собой, наблюдая за другими, и, в свою очередь, играем «роль», даже когда никто не смотрит.

Есть три компонента теории ролей: 

  1. Актер – Индивидуальный субъект
  2. Роль – Множество ожиданий от отдельного субъекта, вытекающих из его положения в обществе
  3. Личность — Результат реакции актера на различные роли, доступные ему в обществе.

Теория ролей утверждает, что поведение актера можно предсказать, анализируя роль и личность (Getzels & Guba, 1954).

Ролевая теория в социологии построена на фундаменте нескольких социологов-первопроходцев. Ключевые среди них: 

  • Джордж Герберт Мид (1863–1931) – Джордж Герберт Мид наиболее известен благодаря двум взаимосвязанным концепциям, сформировавшим ролевую теорию, – прагматизму и символическому интеракционизму. Прагматизм — это представление о том, что конечной реальности не существует, и что люди создают свою собственную реальность, принимая то, что они находят полезным, из внешней среды, и отбрасывая то, что им не нужно. Символический интеракционизм — это идея о том, что значения объектов и понятий выводятся из социального взаимодействия. .
  • Эрвинг Гоффман (1922–1982) – Эрвинг Гоффман был канадским социологом, наиболее известным своей работой «Представление себя в повседневной жизни», одной из самых влиятельных книг по социологии. Гоффман сравнил повседневное взаимодействие людей с театральным представлением, в котором каждый человек пытается представить другим определенную сторону себя, скрывая при этом другие стороны. Чем больше мы взаимодействуем с другими, тем больше мы учимся тонко настраивать это «представление», которое мы надеваем, и которое, по сути, неотличимо от нашего истинного «я».
  • Ричард Шехнер (р. 1934) — Ричард Шехнер — культурный антрополог, которого считают основоположником исследований производительности в социальных науках. Исследования перформанса — это область, в которой перформансы — театральные, музыкальные, танцевальные и т. д. — используются для изучения мира. Шехнер осветил тесную связь между театром и антропологией, показав, как театральное представление является метафорой представлений нашей повседневной жизни. Тесно связаны с Шехнером антропологи Виктор Тернер и Клиффорд Гирц, которые изучали культуры Африки и Азии и демонстрировали параллели между повседневными обрядами и ритуалами этих культур и «ролевыми играми», проявляемыми в театральных представлениях.

См. далее: Ролевое напряжение и ролевой конфликт

Другие родственные теории:

  • Теория конфликта

Заключение

Конфликт ролей универсален, и все мы сталкивались с ним в той или иной форме в тот или иной момент нашей жизни. Фактически, для большинства из нас повседневная жизнь — это постоянные переговоры и балансирование между различными ролями, которые мы должны выполнять в обществе каждый день.

Понятие «роль» в социологии более сложное и многогранное, чем его буквальное значение, подразумевающее само конструирование нашего «я» посредством различных действий, которым мы учимся, взаимодействуя с другими людьми.

Поскольку мы ставим разные спектакли для разных ситуаций, неизбежен конфликт ролей.

Ссылки

Бирн, Дж.А. (Сентябрь 2013 г.) MBA Mommy track: Истинная стоимость рождения ребенка Poets & Quants https://poetsandquants.com/2013/09/18/the-mba-mommy-track-how-life-choices- влияние-доход-карьера/ 

Девилбисс, М. С., и Перруччи, С.С. (1982). Влияние множественности ролей на персонал армии США. Журнал политической и военной социологии , 10 (1), 1–13. http://www.jstor.org/stable/45293298 

Гетцельс, Дж. В., и Губа, Э. Г. (1954). Роль, ролевой конфликт и эффективность: эмпирическое исследование. American Sociological Review , 19 (2), 164–175. https://doi.org/10.2307/2088398

Хепберн, Дж. Р., и Альбонетти, К. (1980). Ролевой конфликт в исправительных учреждениях: эмпирическое исследование дилеммы лечения и содержания под стражей среди сотрудников исправительных учреждений Криминология . 17 (4), 445–460. дои: 10.1111/j.1745-9125.1980.tb01308.х.

Хандекар, О. (февраль 2021 г.) Американцы индийского происхождения: либералы в США, консерваторы в Индии. Монетный двор https://lifestyle.livemint.com/news/talking-point/indian-americans-liberal-in-the-us-conservative-at-home-111613026139289.html

Лоуренс, Дж. (2013). Ислам и социал-демократы: интеграция мусульманских меньшинств Европы. Журнал несогласных.  

O’Neill, J.M. (2015) Конфликт гендерных ролей у мужчин: психологические издержки, последствия и программа изменений Книги АПА.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

Разница между ролевым напряжением и ролевым конфликтом — Винсент Триола

СОЦИОЛОГИЯ


Винсент Триола

Различия ролей и статусов могут создавать такие проблемы, как двусмысленность ролей, напряженность ролей и конфликт ролей. Эти вопросы тесно связаны, поскольку они описывают мысли о своей роли в обществе и могут вызвать путаницу в отношении точки зрения человека на свою роль. Эта путаница известна как ролевая двусмысленность, которая часто является результатом ролевого напряжения или ролевого конфликта и описывает путаницу из-за непонимания своей роли, например, учителя, который ведет себя как друг для студентов, пересекая профессиональные границы. Однако ролевая нагрузка и ролевой конфликт — это отдельные проблемы, поскольку двусмысленность может быть вызвана другими проблемами, такими как проблемы со статусом.

Статус относится к должности человека, которая содержит роль или роли (Macionis, 2011). У людей много ролей в разных статусах. Например, статус инженера может иметь роль работника или руководителя в зависимости от занимаемой должности. Люди часто сталкиваются с неопределенностью ролей, когда их статус создает конфликтные роли или напряжение.

Ролевое напряжение возникает, когда обязательства по выполнению обязанностей роли становятся сложными. Например, учитель, который борется с необходимостью дисциплинировать учеников, но при этом проявляет сочувствие. Это может быть ролевое напряжение, потому что оно оказывает большое давление на эту конкретную роль в жизни.

Конфликт ролей возникает, когда роли человека смешиваются, например, учитель, который сталкивается с конфликтом между учителем и родителем, когда имеет дело с детьми, связанными с насилием в семье. Это может привести к конфликту ролей, потому что обе эти роли могут пытаться решить проблему, но могут противоречить профессиональной и личной этике.

Существует простой способ дифференцировать элементы ролей. Имея в виду, что напряжение роли легко определить как стресс, возникающий в рамках роли 9.0006, в то время как ролевой конфликт включает более одной роли, взаимодействующей с другой (Масионис, 2011). Ролевая неопределенность формируется из-за непонимания своей роли или из-за ролевого напряжения или ролевого конфликта.

Добавить комментарий