Стереотип это в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

почему мы так зависим от стереотипов и что с этим делать?

Кому я нужна? Даже мама всегда говорила: «Кто тебя такую замуж возьмет?» — жалуется на жизнь моя талантливая подруга Нина. Именно из-за таланта ее не возьмут замуж. Потому что так сказала мама. Нина с детства любила животных: когда ей было пять, принесла домой двенадцать новорожденных котят, которых собирались утопить соседи. С тех пор все облезлые Тузики и Мурзики попадали в родительскую квартиру. Запах стоял удручающий, а мама повторяла, что ни один мужчина у Нины не задержится — не потерпит такой конкуренции. Когда Нина перебралась в свое жилье, она уже смирилась с этим раскладом, а мужчины, словно чувствуя ее настрой, надолго не задерживались. Но однажды Нина посетила приют для животных, где работал мужчина, которого совершенно не пугали неустроенный быт и десятки бездомных кошек и собак. Он выглядел абсолютно счастливым оттого, что делает. Нина впала в депрессию и разругалась с мамой — ведь это она насадила ей ложное убеждение о несовместимости личной жизни и любви к животным.

Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя

Очень точно об этом сказал писатель Олег Рой: «Когда родители сказали тебе, что художник — это не профессия, ты изменил мечте и пошел учиться на экономиста. Теперь у тебя есть деньги и чувство, что ты упустил что-то важное. Человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя». Вот еще история. Едва начав ходить, моя двоюродная сестра Аня принялась рисовать. Мы ходили на выставки, она знала наизусть известных мастеров и восторгалась, когда ей удавалась копия «Подсолнухов» Ван Гога или «Пруда с лилиями» Моне. Родители-бизнесмены поощряли дочку: покупали мольберты, устраивали в огромной квартире выставки работ и непрерывно хвалили. Это продолжалось до тех пор, пока Аня не сказала, что собирается поступать в Академию искусств. Тогда родители объявили, что художники — нищие люди, которые не смогли реализоваться в нормальной работе и марают бумагу от безысходности. Так сестра усвоила, что рисовать — это навесить на себя клеймо неудачницы и всю жизнь голодать.

Мои доводы с историями Джеффа Кунса, Энди Уорхола и миллиардера Дэмиена Херста не проходили. Теперь у Ани одна мечта — стать женой миллионера.

Чужие мнения и общественные стереотипы правят и взрослым миром — правда, удачно маскируясь. «Словарь практического психолога» объясняет понятие стереотипа как «шаблон действия или поведения, применяемый без раздумий, даже неосознанно». Лингвисты, изучающие этот термин, отмечают, что представления человека о мире формируются под влиянием окружения, в котором он живет. Наука утверждает: стереотипы — необходимый нашему сознанию инструмент, он помогает экономить энергию, превращая сложную реальность в набор четких и коротких суждений. Благодаря им мы оказываемся в простом и понятном мире, где у каждого явления есть ярлык. Это было удобно в первобытные времена, поскольку позволяло быстро обнаружить опасность и найти еду. Но сегодня все не так однозначно.

«Стереотип не только упрощает наше восприятие других людей, но и максимально отдаляет от личного контакта, — считает Ольга Корниенко, практический психолог, преподаватель, соискатель ученой степени кандидата наук. — Навешивая ярлыки, мы теряем возможность познать другого человека как личность — неповторимую и нешаблонную. Наша любовь к стереотипам — это стремление к стабильности, определенности мира. При стрессе стереотипы успокаивают. Они помогают лучше адаптироваться в обществе, быть принятым «своими» — социальной группой, формирующей эти установки. Но идеи, которые мы поглощаем не переваривая («Злиться — плохо», «Настоящие мужчины не плачут», «Деньги нужно экономить», «Профессия писателя — для неудачников»), приводят к остановке развития и созависимости. Не разбираясь, насколько они применимы лично к нашей жизни, мы слепо следуем этим указаниям».

Стереотипы не только навязывают ложные убеждения, но и действуют разрушающе — заставляют чувствовать себя несчастным, пребывая «вне стандарта». Например, синдром Барби породил комплексы у людей всего мира и создал такие феномены, как Валерия Лукьянова, Дакота Роуз или Венус Палермо. Существует и «живой Кен» — Родриго Алвес. Жертвы «желания быть желанными», доведенного до абсурда, — жертвы тех же стереотипов, заставляющих нас верить в то, что грудь должна быть высокой, попа — объемной, брови — широкими, телефон — айфоном, карьера — только на любимой работе, фитнес — любимым занятием, мужчина — успешным и состоявшимся, свадьба — на Мальдивах.

Иначе счастье будет неполным. Действительно, в культуре потребления образы не только отражают, но и формируют общество, которое находится под постоянным давлением, требующим «дотягивать» до заданного идеала. Точно как на знаменитой карикатуре в The New Yorker, где олень старается воспроизвести позу оленя на дорожном знаке.

Почему мы так стремимся следовать стереотипам? «Это признак личности, посвятившей жизнь тому, чтобы добиться одобрения, — считает Ольга Корниенко. — Эти люди не «сепарировались» от значимых взрослых и продолжают следовать их установкам. Такой человек не научился отделять себя и свою личность от других, он проживает будто не свою жизнь».

Исследователи Джек Нахбар и Кевин Лаузе отмечают, что стереотипы — составная часть массовой культуры. Они формируются на основе возраста («Молодежь слушает только рок-н-ролл»), пола («Все мужчины хотят от женщин только одного»), расы («Японцы неотличимы друг от друга»), религии («Ислам — религия террора»), профессии («Все адвокаты — жулики») и национальности («Все евреи — жадные»).

Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм и исламофобия.

Одновременно с этим Бенджамин Барбер, автор книги «Джихад против МакМира», считает, что волна международного терроризма во многом вызвана стереотипами. Исламский мир воспринимает Запад как средоточие материализма, потребительства, нарциссизма и безнравственности. Подобные взгляды служат питательной средой для появления террористов. Стереотип, жертвой которого я стала однажды, не соответствует какой-либо классификации.

Я подверглась осуждению со стороны человека, уверенного в том, что я не обладаю нужными качествами для выполнения определенной роли. Человеком этим была мама моего мужа, нужными качествами — умение готовить котлеты, борщи и делать тонны закрутки, ухаживать за мужем и обожать вести хозяйство. Стереотип

«правильной жены» не давал его маме спать и дышать. Действительно, я вегетарианка, почти не умею готовить и заниматься хозяйством (не говоря уже о домашних пельменях и тортах), инфантильна и неспособна заботиться о самой себе. Муж — полная моя противоположность, поэтому он взял на себя заботы о нас обоих. Но свекровь интересовало только то, сочетаю ли я в себе нужные характеристики для девайса «Жена». Любовь, уважение, поддержка, восхищение и многое из того, что есть между мной и моим мужчиной, в расчет не бралось и весомым не считалось.

Недавно Сэра Хан, профессор Университета Сан-Франциско, опубликовала статью в Journal of CrossCultural Psychology, где утверждает, что доверять стереотипам крайне опасно: они дают информацию в легкой и удобоваримой форме, но весьма далекой от реальности. Наиболее емко ложность стереотипов сформулировал знаменитый баскетболист Чарльз Баркли: «Вы поймете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий (Тайгер Вудс), самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Мин, рост 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Хочу дополнить его слова еще одной историей. Однажды я решилась осуществить свою смелую мечту и написала в ELLE, где мне заказали несколько пробных статей. Никогда до этого я не работала для глянца, тем более известного. Из трех моих статей редактор сайта выбрала только одну, сообщив, что тема хорошая, но текст и стиль никуда не годятся, — и предложила переделать. У меня случилась паника, я лежала на диване и причитала. В итоге первую статью мне помогал писать и редактировать муж — и она подошла! А ведь редактор ELLE могла бы обладать «шаблонным» мышлением и отшить меня после первой же попытки. Да и я могла бы послушать тех, кто говорил: «Ты сначала попробуй куда-нибудь попроще статьи написать, а то сразу в ELLE суешься!»

Но все это я выслушивала уже после того, как моя первая статья была опубликована. А затем наблюдала, как разочарованно и недоверчиво вытягивались лица. Еще бы — ведь для большинства опытных пассивных умников, живущих стереотипами, сам факт твоего успеха там, где «все куплено», «невозможно попасть», «нужен огромный опыт», стал ударом ниже пояса. Будьте смелее, отбросьте стереотипы, плюйте на чужие мнения — если они мешают вам жить жизнью вашей мечты.

И наконец, перестаньте бояться: вопреки всем скептическим рациональным убеждениям и опыту «бывалых», мечты таки сбываются!

КАК УЗНАТЬ СТЕРЕОТИП

Впервые термин «стереотип» использовал Уолтер Липпман в 1922 году в книге «Общественное мнение». Он хотел описать метод, с помощью которого общество пытается поделить людей на категории. Липпман выделил четыре разновидности стереотипов.

1. Стереотипы всегда проще, чем реальность, — сложнейшие характеристики они укладывают в два-три предложения. Например, «Мужская полигамность выработалась в процессе эволюции для максимально широкого распространения генов» сокращается до «Все парни изменяют».

2. Люди приобретают стереотипы от родных, знакомых, СМИ, но никогда не формулируют их сами на основе личного опыта. Например, представление об идеальной женщине: блондинке с голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами. Этой картинке в точности соответствует только кукла Барби.

3. Стереотипы мы принимаем как неоспоримые истины, не подвергая критике и осмыслению. Все стереотипы ложны. Они приписывают человеку черты, которыми он якобы обязан обладать в силу своей принадлежности к определенной группе: «Говоря о любви, индусы переходят на язык музыки и танца», «Американцы едят только гамбургеры», «Итальянцы — самые любвеобильные мужчины».

4. Стереотипы очень живучи. По своему воздействию они гораздо сильнее реальности. Если люди убедятся в том, что стереотип не соответствует действительности, они не откажутся от него, а заявят, что исключение только подтверждает правило. Например, встретив делового индуса, мы решим, что это был единственный в мире индус — не танцующий и не поющий.


Теги: интересная психология, личное. психология

Стереотип | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

СТЕРЕОТИП

Стереотип — см. динамический стереотип, Социальный стереотип.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Стереотип — нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр. , применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость.

Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН.

Стереотип (Stereotype) — мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Стереотип (стерео + греч. typos – отпечаток)

  1. в нейрофизиологии – фиксированный порядок осуществления условно-рефлекторных действий;
  2. в социальной психологии — устойчивое, привычное и обычно упрощенное Обобщение относительно какой-то группы или некоего класса людей. В таком понимании термин чаще применяется в негативном контексте. Например, эйджизм – неоправданная переценка молодости и дискриминация стариков. Между тем специальные исследования как будто не подтверждают теорию о том, что люди, в основной своей массе, считают жестокими и «неточными» всех других людей, которые принадлежат иным группам и классам;
  3. в культурологии – набор широко распространенных обощений относительно психологических характеристик группы или класса людей; 
  4. привычное отношение человека к какому-то явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего личного опыта.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Стереотип — термин происходит из полиграфии, где он означал твердую матрицу или «пластину», которую, если она уже набрана, трудно менять.

  1. Сохраняя эту этимологию, термин обычно использовался в социальных науках для обозначения набора довольно устойчивого, упрощенного обобщения относительно группы или класса людей. Здесь подчеркиваются отрицательные, неблагоприятные характеристики, хотя некоторые авторы рассматривают положительные, но предвзятые и неточные убеждения как компоненты стереотипа. При данной неоднозначности этого значения представляет интерес то, что эмпирические исследования установок людей по отношению к социальным группам и классам, отличным от их собственных, не подтвердили теорию, предполагаемую этим определением, особенно относительно представлений о жесткости и неточности.
  2. В культуре – набор широко распространенных обобщений относительно психологических характеристик группы или класса людей. Это значительно более нейтральное определение предпочтительнее, так как оно (а) предполагает, что стереотипы могут изменяться; мы знаем, что это так; (б) предполагает включение положительных и точных характеристик и (в) подчеркивает, что стереотипы должны быть широко распространенными наборами убеждений. Так или иначе, когда их придерживается только несколько человек, употребление этого термина едва ли кажется оправданным.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Стереотип

Психология стереотипов | Предубеждение: исследование неидеальной эпистемологии

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPrejudice: исследование неидеальной эпистемологии, метафизики, стипендия Oxford OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPrejudice: исследование неидеальной эпистемологии, метафизики, стипендия Oxford OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Укажите

Бегби, Эндре, «Психология стереотипов», Prejudice: A Study in Non-Ideal Epistemology (

Oxford

, 2021; онлайн-издание, Oxford Academic, 18 марта 2021 г. ), https://doi.org/10.1093 /oso/9780198852834.003.0003, по состоянию на 25 апреля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPrejudice: исследование неидеальной эпистемологии, метафизики, стипендия Oxford OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicPrejudice: исследование неидеальной эпистемологии, метафизики, стипендия Oxford OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

В этой книге предубеждение определяется как связанное с определенным классом негативных стереотипов. В главе 2 это определение получает дальнейшее развитие в свете развития социальной и когнитивной психологии. Человеческий разум — это механизм обработки информации, работающий в режиме реального времени. Его определяющая проблема заключается в разработке эффективных алгоритмов, позволяющих справиться с угрозой информационной перегрузки. Эти алгоритмы явно включают сжатие информации, что приводит к предсказуемой потере точности. Но даже стратегии когнитивной обработки, включающие значительную фильтрацию и сжатие, могут быть когнитивно оптимальными по сравнению с нашими случайными, «неидеальными» когнитивными отправными точками. Основным когнитивным выражением этого факта является то, что психологи называют «категоризацией». Стереотипы — это, по сути, просто категоризация, применяемая к области социального познания. Как таковые, никакие эпистемологические обвинения не могут быть основаны на предрассудках просто потому, что они основаны на стереотипах. Глава заканчивается объяснением того, как это исследование связано с популярной в настоящее время концепцией «неявной предвзятости»9. 0003

Ключевые слова: предрассудки, социальная психология, обработка информации, категоризация, стереотипирование, имплицитная предвзятость

Предмет

Метафизика

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Понятия стереотипов в психологии

Стереотип — это распространенное мнение об определенных социальных группах или типах людей. Понятия «стереотип» и «предубеждение» часто смешивают со многими другими значениями. Стереотипы — это стандартизированные и упрощенные концепции групп, основанные на некоторых предварительных предположениях.

 

Этимология

Термин «стереотип» происходит от греческих слов στερεός (стереос), «устойчивый, твердый» и τύπος (опечатки), «впечатление», отсюда «твердое впечатление».

Он был изобретен Фирмином Дидо в мире печати; Первоначально это был дубликат оригинального типографского элемента, который использовался для печати вместо оригинала. Американский журналист Уолтер Липпманн придумал эту метафору, назвав стереотип «картинкой в ​​наших головах», говоря: «Правильное или неправильное (…) воображение формируется увиденными картинками (…) первоначально словами печатников и в их буквальных значениях печатников. были синонимами. В частности, клише было французским словом, обозначающим печатную поверхность стереотипа. Первое упоминание о «стереотипе» в его современном английском использовании было в 1850 году в существительном, означающем «образ, увековеченный без изменений».

Термин в его современном психологическом смысле впервые был использован Уолтером Липпманном в его работе 1922 года «Общественное мнение», хотя в печатном смысле он впервые был введен в употребление в 1798 году. процесса, существуют понятия ингруппы и аутгруппы. Внутренние группы рассматриваются как нормальные и превосходящие, и обычно представляют собой группу, с которой человек ассоциируется или стремится присоединиться к ней. Аутгруппа — это просто все остальные группы. Их считают меньшими или ниже своих групп. Примером этого может быть: азиаты умнее американцев. В этом примере азиаты считаются умнее, потому что их системы образования более строгие, чем у американцев.

Вторая точка зрения — автоматическая и явная или подсознательная и сознательная. Автоматическое или подсознательное стереотипирование — это то, что все делают, не замечая. Автоматическому формированию стереотипов быстро предшествует явная или сознательная проверка, которая дает время для любых необходимых исправлений. На автоматические стереотипы влияет явное стереотипирование, потому что частые сознательные мысли быстро перерастают в подсознательные стереотипы.

Третий метод категоризации стереотипов — общие типы и подтипы. Стереотипы состоят из иерархических систем, состоящих из широких и специфических групп, являющихся общими типами и подтипами соответственно. Общий тип можно определить как широкий стереотип, обычно известный многим людям и обычно широко принятый, тогда как подгруппа может быть одной из нескольких групп, составляющих общую группу. Они будут более конкретными, и мнения этих групп будут различаться в зависимости от различных точек зрения.

Определенные обстоятельства могут повлиять на стереотипы человека. Некоторые теоретики выступают за концептуальную связь и за то, что собственных субъективных мыслей о ком-то достаточно для того, чтобы делать предположения об этом человеке. Другие теоретики утверждают, что должна быть как минимум случайная связь между психическими состояниями и поведением, чтобы делать предположения или стереотипы. Таким образом, результаты и мнения могут различаться в зависимости от обстоятельств и теории. Примером распространенного неверного предположения является предположение об определенных внутренних характеристиках на основе внешнего вида. Объяснением действий человека является его или ее внутреннее состояние (цели, чувства, личность, черты, мотивы, ценности и импульсы), а не его или ее внешний вид.

Социолог Чарльз Э. Херст: «Одной из причин стереотипов является отсутствие личного, конкретного знакомства людей с представителями других расовых или этнических групп. Недостаток фамильярности побуждает смешивать незнакомых людей».

Стереотипы акцентируют внимание на различиях между группами и тем самым преувеличивают их. Конкуренция между группами сводит к минимуму сходства и увеличивает различия. Это создает впечатление, что группы очень разные, хотя на самом деле они могут быть скорее похожими, чем разными. Например, среди афроамериканцев идентичность американского гражданина более заметна, чем расовая принадлежность; то есть афроамериканцы больше американцы, чем африканцы.

 

Теории стереотипов

Различные дисциплины по-разному объясняют, как развиваются стереотипы: Психологи могут сосредоточиться на индивидуальном опыте взаимодействия с группами, моделях общения об этих группах и межгрупповых конфликтах. Психолог-первопроходец Уильям Джеймс предупредил самих психологов, чтобы они были осторожны с собственными стереотипами, в том, что он назвал ошибкой психолога. Социологи сосредотачиваются на отношениях между различными группами в социальной структуре. Психоаналитически ориентированные гуманисты (например, Сандер Гилман) утверждали, что стереотипы по определению являются неточными представлениями, а проекциями одного на другое.

На основе социологических исследований стереотипов и предвзятого мышления был разработан ряд теорий. В ранних исследованиях считалось, что стереотипы используются только жесткими, подавленными и авторитарными людьми. Социологи пришли к выводу, что это было результатом конфликтов, плохого воспитания и неадекватного умственного и эмоционального развития. Эта идея была опровергнута; более поздние исследования пришли к выводу, что стереотипы являются обычным явлением.

Одна из теорий, объясняющая, почему люди придерживаются стереотипов, заключается в том, что слишком сложно принять все сложности других людей как личностей. Несмотря на то, что стереотипирование неточно, это эффективный способ мысленно упорядочить большие блоки информации. Категоризация — важная человеческая способность, потому что она позволяет нам упрощать, предсказывать и организовывать наш мир. После того, как кто-то отсортировал и организовал всех в аккуратные категории, человек склонен избегать обработки новой или неожиданной информации о каждом человеке. Присвоение общих групповых характеристик членам этой группы экономит время и удовлетворяет потребность предсказывать социальный мир в общем смысле.

Другая теория состоит в том, что люди создают стереотипы из-за потребности чувствовать себя хорошо. Стереотипы защищают от беспокойства и повышают самооценку. Обозначая свою собственную группу как стандартную или нормальную группу и относя других к группам, которые считаются низшими или ненормальными, это дает человеку чувство собственного достоинства.

Некоторые психологи считают, что влияние детства является одним из самых сложных и влиятельных факторов в развитии стереотипов. Хотя они могут быть усвоены в любом возрасте, стереотипы обычно усваиваются в раннем детстве под влиянием родителей, учителей, сверстников и средств массовой информации. Как только стереотип усвоен, он часто становится самовоспроизводящимся.

Другие теории предполагают, что восхваление интеллекта и способностей, а не усилий и трудолюбия, неизбежно меняет перспективу от податливого чувства собственного достоинства к определенному пониманию собственного достоинства, как оно воспринимается человеком и окружающими.

 

Эффекты, точность, терминология

Стереотипы могут оказывать негативное и положительное влияние на людей. Джошуа Аронсон и Клод М. Стил провели исследование психологических последствий стереотипов, особенно их влияния на афроамериканцев и женщин. Они утверждают, что психологические исследования показали, что компетентность очень чувствительна к ситуации и взаимодействию с другими. Они ссылаются, например, на исследование, в котором было обнаружено, что поддельные отзывы студентов колледжа резко влияли на их результаты теста IQ, и другое, в котором студентов либо хвалили как очень умных, либо хвалили за их тяжелую работу, либо говорили, что они набрали высокие баллы. Группа, которую оценили как умную, показала значительно худшие результаты, чем остальные. Они считают, что существует «предвзятость врожденных способностей». Эти эффекты не ограничиваются только группами меньшинств. Математически грамотных белых мужчин, в основном студентов-математиков и инженеров, попросили пройти сложный тест по математике. Одной группе сказали, что это делается для того, чтобы определить, почему азиаты набирают больше баллов. Эта группа работала значительно хуже, чем контрольная группа.:443

Возможные вредные последствия стереотипов:

  • Оправдание необоснованных предубеждений или невежества
  • Нежелание переосмыслить свое отношение и поведение по отношению к стереотипной группе

    Стереотипы позволяют людям делать более информированные оценки людей, о которых у них мало или совсем нет индивидуализирующей информации, и во многих, но не во всех случаях стереотипы помогают людям прийти к более точным выводам. Со временем некоторые жертвы негативных стереотипов демонстрируют поведение самосбывающихся пророчеств, в котором они предполагают, что стереотип представляет собой нормы для подражания. Негативные последствия могут включать формирование ошибочного мнения о людях, поиск козла отпущения, ошибочное суждение, предотвращение эмоциональной идентификации, дистресс и снижение производительности.

    Тем не менее, стереотип о том, что стереотипы неточны, устойчивы к изменениям, чрезмерно обобщены, преувеличены и разрушительны, не основан на эмпирических исследованиях в области социальных наук, которые вместо этого показывают, что стереотипы часто точны и что люди не полагаются на стереотипы, когда речь идет о важной личной информации. доступен. Действительно, Юссим и др. отметить, что этнические и гендерные стереотипы удивительно точны, в то время как стереотипы относительно политической принадлежности и национальности гораздо менее точны; Стереотипы, оцененные на предмет точности, касались интеллекта, поведения, личности и экономического положения. Точность стереотипов является растущей областью исследований, и Юэ-Тинг Ли и его коллеги создали модель EPA (оценка, эффективность, точность) для описания постоянно меняющихся переменных стереотипов.

     

    Роль в искусстве и культуре

    Стереотипы распространены в различных культурных СМИ, где они принимают форму драматических персонажей. Эти персонажи встречаются в произведениях драматургов Бертольта Брехта, Дарио Фо и Жака Лекока, которые характеризуют своих актеров как стереотипы театрального эффекта. В комедии дель арте это тоже обычное дело. Мгновенно узнаваемый характер стереотипов означает, что они эффективны в рекламе и комедии положений. Эти стереотипы меняются, и в наше время лишь несколько стереотипных персонажей, показанных в «Путешествии пилигрима» Джона Баньяна, будут узнаваемы.

    В литературе и искусстве стереотипы — это клишированные или предсказуемые персонажи или ситуации. На протяжении всей истории рассказчики черпали из стереотипных персонажей и ситуаций, чтобы сразу же познакомить аудиторию с новыми историями. Иногда такие стереотипы могут быть изощренными, как, например, шекспировский Шейлок в «Венецианском купце». Возможно, стереотип, который становится сложным и изощренным, перестает быть стереотипом как таковым благодаря своей уникальной характеристике. Таким образом, в то время как Шейлок остается политически нестабильным, будучи стереотипным евреем, предметом предвзятых насмешек в эпоху Шекспира, его многие другие детализированные черты возвышают его над простым стереотипом и превращают в уникального персонажа, достойного современного исполнения. Тот факт, что одна черта персонажа может быть отнесена к категории типичных, не делает весь характер стереотипным.

    Несмотря на близость этимологических корней, клише и стереотип не употребляются как синонимы в культурных сферах. Например, клише — это высокая критика в нарратологии, где жанр и категоризация автоматически связывают историю с ее узнаваемой группой. Обозначение ситуации или персонажа в рассказе как типичного предполагает, что они подходят для своего жанра или категории. А заявлять, что рассказчик опирался на клише, значит уничижительно констатировать простоту и отсутствие оригинальности в сказке.

Добавить комментарий