Стереотип психология: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

Стереотип — Психологос

Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Западная традиция У. Липпман

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.

к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом.

Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный.

В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Архетипы и стереотипы

Отечественная традиция

В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —

слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.

Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

Источники

  • Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  • Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Социальный стереотип как концентрированное выражение социальной установки Ильюшкин В. В.

Ильюшкин Виталий Владимирович /Il’jushkin Vitalij — кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУВПО Ивановский государственный политехнический университет, г. Иваново

Аннотация: в статье анализируется социальный стереотип, и делается вывод о том, что социальный стереотип является концентрированным выражением социальной установки, в котором реализуется ее эмоциональный заряд, направленность на определенный объект и основная функция, состоящая в стремлении организовывать и на психологическом уровне интегрировать сознание людей, принадлежащих к одной социальной общности или выступать в качестве дезинтегратора субъектов, представляющих различные социальные группы или сообщества.

Ключевые слова: социальный стереотип, сознание, межличностное восприятие, регулятор поведения, установка, предрассудок.

В психологии близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются понятия установка, предрассудок, норма, паттерн. Функционально сходен социальному стереотипу ряд явлений, происходящих в процессе межличностного восприятия: эффект ореола, первичности, новизны, феномен имплицитной теории личности — и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом социального объекта максимально однородным и непротиворечивым [12, 384].

Социально-психологические стереотипы могут проявляться в отношениях людей к определенным общественным событиям, явлениям, социальным группам, отдельным людям, а также в политических, экономических, национальных, религиозных, культурных и других взаимоотношениях людей. Эти стереотипы, будучи однажды сформированными, продолжают сохраняться даже в условиях поступления к человеку противоречащей данному стереотипу информации.

В.А. Ядов [20] и П.Н. Шихирев [19] полагают, что в основе социальных стереотипов лежит психологический феномен генерализации, обобщения и схематизации данных собственного и чужого опыта, играющего двоякую роль. С одной стороны, он «сокращает» процесс познания, с другой, если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а тот был негативным, то последующее восприятие окрашивается неприязнью. Кроме того, П.Н. Шихирев отмечал, что существует социально-психологический аспект стереотипов, когда последний рассматривается как образ человека или некой группы людей. Чаще всего данный аспект подразумевается в этническом контексте, при этом нужно отметить, что «страны, склонные к тоталитарному мышлению гораздо больше погружены в мифы, в том числе мифические стереотипы» [10, 146].

В отличие от индивидуально-психологического, социально-психологический стереотип передает не общечеловеческое содержание психики, а только тот ее смысл, который существенен для данной социальной группы и который представляет обобщение совместного социального опыта членов этой группы, касающееся социально значимых, а значит, затрагивающих их интересы объектов. В стереотипе важен, прежде всего, его социальный аспект, оценочный элемент. Человек, использующий определенный стереотип, тем самым воспринимает свое поведение в соответствии с этой оценкой. Социально — психологический стереотип всегда жестко социально детерминирован и его оценка всегда однозначна. Социально-психологический стереотип выражает укоренившееся в социальной психологии той или иной социальной группы устойчивое отношение к однородным или сходным явлениям [6].

Т. Шибутани отмечал социальный стереотип как «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей, с точки зрения какого-то легкого различимого

признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей» [18, 98]. Р. Таджури определяет социальный стереотип как «склонность воспринимающегося субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории» [24, 95].

Сближение и диффузия исторически четко разделенных культур привели к разрушению границ, утрате жесткой определенности стереотипных мужских и женских ролей, трансформации представлений в сторону эгалитаризации нетрадиционности, равноправного партнерства во всех сферах, двухкарьерности, взаимозаменимости [11, 68].

Г. Тэджфел суммировал главные выводы исследований в области социального стереотипа и выделил его следующие характеристики [25]:

1) люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или «социальные категории» недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками, такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течении очень длительного периода времени;

2) социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно;

3) социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами;

4) они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся;

5) социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Итак, под социальным стереотипом понимается устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании на основе как личного, так и общественного жизненного опыта. Сквозь призму социального стереотипа воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие лица. Социальные стереотипы, являясь неотъемлемыми компонентами индивидуального сознания, инициируются сознанием массовым. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в психике, закрепляется как положительный, так и отрицательный опыт людей, чем объясняется их односторонность и ограниченность, способность сравнительно легко превращаться в предрассудки. По своей гносеологической природе социальные стереотипы могут быть как истинными, так и ложными. Оценка истинности или ложности социальных стереотипов строиться на анализе конкретных ситуаций. По социальной направленности стереотипы бывают как прогрессивными, так и реакционными. Они тесно связаны с эмоциональной стороной восприятия, хотя и не лишены логических обоснований: широко используются в пропаганде, поскольку воздействие на массовое сознание осуществляется благодаря разработке и внедрению определенных социальных стереотипов.

Наличие социального стереотипа, хотя он и не всегда отвечает требованию точности и дифференцированности восприятия субъектом социальной действительности, играет важную роль в оценке внешней среды, так как дает возможность сократить время реагирования на динамично меняющуюся реальность, ускорить процесс непосредственного познания. Одновременно с этим, появляясь при ограничении поступающей информации о воспринимаемом объекте, социальные стереотипы могут стать ложными и выполнить консервативную или реакционную роль, формируя неверное знание субъектов и деформируя процессы межличностного взаимодействия.

Стереотип является формой проявления и выражения установки. По этой причине в интересах его правильного исследования необходимо хорошо представлять особенности проявления самой установки. Социальная установка — понятие, применяемое в социологии и

социальной психологии для обозначения устойчивой предрасположенности, готовности индивида или группы к действию ориентированному на социально-значимый объект. Этот термин был использован В. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» для анализа связей между индивидом и социальной организацией. Под установкой социальной они понимали психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторых ценностей [27]. Решающий вклад в изучение природы социальной установки внес Г. Олпорт [22], анализировавший ее с позиций взаимодействия личности и социальной среды, тогда как в рамках грузинской психологической школы установка (set) изучалась как психофизиологический феномен [15].

Д.Н. Узнадзе [15; 16] полагал, что установка, как внутреннее состояние готовности, направлена к психической и поведенческой активности, является особенностью деятельности «целостной личности». Установка формируется в процессе жизнедеятельности субъекта, то есть является приобретенным образованием. Из работ Д.Н. Узнадзе следует, что установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее существование. В то же время, автор отмечает, что установка становится «фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания» [16]. Установки, в отличие от отношений личности, возникнув, первоначально не осознаются и имеют характер автоматизмов. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы, и становится осознанной. На наличие осознаваемых компонентов в структуре установки указывал Ф.В. Бассин, проведший тщательный анализ концепции установки [1].

Су Ван [13], анализируя связь установки и отношения человека через связь бессознательного и сознательного в психике и поведении человека, показал, что установка, как бессознательное явление, находится в системе отношений человека под регулирующим воздействием сознательного.

В.А Ядов [21], изучавший социальные установки личности в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности, рассматривает их как диспозиции, имеющие системное значение и в которые включены все жизненные устремления личности, обеспечивающие целенаправленное формирование состояния готовности человека к деятельности. То есть человек имеет сложную систему диспозиционных образований, которые выступают в качестве регуляторов поведения и деятельности. Диспозиции, как взаимосвязь конкретных социальных условий деятельности индивида и его субъективного отношения к ним, зависят, по мнению В.А. Ядова, от предшествующего опыта и обобщенных психологических особенностей субъекта, обеспечивая регуляцию, саморегуляцию и прогнозирование социального поведения личности.

Данные диспозиции иерархически организованы. В соответствие с этим, существует четыре уровня диспозиций:

а) элементарные фиксированные установки;

б) социальные фиксированные установки или аттитюды;

в) базовые социальные установки;

г) ценностные ориентации личности [21; 89].

Д.А. Чарквиани [17], сравнивая социальные установки и фиксированные установки, показывает, что они в целом имеют общие признаки: валентность, значимость объекта, социализацию, осознанность. Когда речь идет о социальной установке как о переменной, свойственной человеку лишь на уровне личности, вышеуказанные признаки становятся специфическими. То есть, можно сказать, что социальная установка является специфической формой фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки: является оценочной, направлена на личностно и объективно значимые объекты (ценности), сформирована в процессе социализации и является осознанной.

Г. Олпорт определяет социальную установку как «состояние психофизиологической готовности, которое организовано на основе опыта, оказывающее динамическое и направляющее

внимание на поведение индивида, осуществляемого по отношению предметов и явлений, связанных с объектом социальной установки».

У. Мак-Гайр, анализируя социальную установку по Г. Олпорту, раскрывает пять основных признаков социальной установки. В первую очередь, он останавливается на свойстве социальной установки, которое в приведенном определении представлено как «психофизиологическое состояние». В данном случае подразумевается, что социальная установка не является непосредственно наблюдаемой переменной.

Второй признак социальной установки, на котором останавливается У. Мак-Гайр в определении Г. Олпорта, — это «состояние …готовности» к поведению. В данном случае вопрос касается альтернативы: является ли социальная установка реакцией или предварительной диспозицией к ответу на раздражение. Согласно У. Мак-Гайру, социальную установку как реакцию на раздражитель может рассматривать лишь представитель ортодоксального бихевиоризма. Но большинство исследователей рассматривают социальную установку в качестве промежуточной переменной, предшествующей поведению. Таким образом, социальная установка понимается как промежуточная переменная, опосредствующая связь между раздражителем и реакцией.

Третьим признаком социальной установки, на которое обращает внимание У. Мак-Гайр, является то, что социальная установка как состояние готовности определенным образом «организовано». Здесь речь идет о свойстве структурности социальной установки. При описании данного признака мы имеем дело с двумя обстоятельствами. С одной стороны, вопрос касается одной, отдельной социальной установки, ее составных компонентов, имеющих свои собственные признаки. Здесь имеется в виду отношение человека к объектам одного класса. С другой стороны, можно описать структуры различных социальных установок и взаимосвязь, то есть в данном случае можно говорить об отношении одной конкретной установки к другим социальным установкам, образующим определенную совокупность.

Четвертым признаком социальной установки в определении Г. Олпорта [22], согласно У. Мак-Гайру, является то, что она сформирована «на основе опыта», так как социальная установка не является врожденным свойством личности; она формируется в процессе активного взаимодействия человека с окружающей социальной средой.

Пятый признак социальной установки, заключается в том, что она оказывает «динамическое и направляющее» влияние на поведение. У. Мак-Гайр полагает, что социальная установка понимается Г. Олпортом не только как состояние, «направляющее» поведение, но и как его энергетическая основа [14]. Энергетическую сторону социальной установки также особо подчеркнул Л. Дууб [23], который считает, что социальные установки не только направляют поведение, но и являются его энергетической основой: отрицательная враждебная социальная установка, скажем, по отношению определенной социальной группе характеризуется не только враждебным отношением к ней, но и стимулирует, подстрекает человека на враждебное поведение. Здесь социальной установке приписывается свойство мотивации [23].

В отличие от Г. Олпорта [22], многие исследователи выделяют лишь какой-то определенный признак социальной установки, подчеркивая, в основном, ее аффективную сторону. Л. Терстоун [26] определяет социальную установку как положительный или отрицательный аффект по отношению к психологическому объекту.

Л. Терстоун, который одним из первых начал разработку методов измерения социальных установок: он, в основном, опирался на вербальные данные испытуемых, в которых решающее значение имеют аффективные реакции, посредством которых возможно определить позицию человека на континууме шкалы социальных установок [26]. Схожим образом определяет социальную установку и Ф. Хайдер, на его взгляд, социальная установка есть положительное или отрицательное отношение одного индивида к другому или к определенному явлению [9].

В. Ядов [21] отмечает, что чем выше установка на иерархической ступени развития, тем выше роль познавательного компонента, следовательно, социальная установка является вполне осознаваемым феноменом.

Приведенные выше точки зрения и суждения позволяют выделить следующие признаки социальной установки:

— психофизиологическое единство, то есть единство психического и физиологического. В смысле психического, социальная установка рассматривается как осознанное состояние;

— состояние готовности к поведению; это означает, что социальная установка — это не реакция, а готовность к реакции. С точки зрения характеристики переменных, она — промежуточная, опосредствующая влияние внешнего воздействия на поведение;

— организованную структуру, указывающую на специфику взаимодействия между ее элементами;

— образование на основе социального опыта, решающую роль в котором играет процесс социализации;

— динамическом и направляющем влиянии на активность, то есть имеет свойство валентности, а объектом социальной установки является ценность, значимая для субъекта.

Стереотип можно рассматривать наиболее концентрированным выражением социальной установки. Изучение стереотипа показало, что наибольшую устойчивость и действенность он обнаруживает тогда, когда его контуры (при всей их четкости) оставляют индивиду определенный простор для индивидуальной «достройки» общепринятого образа, для проявления активности ищущего выхода психологического напряжения, возникающего в результате расхождения образа, фиксированного в социальной установке и актуально складывающегося.

Стереотип, не дающий индивиду такой возможности, теряет свой ореол и превращается в простой штамп. Видимо, пространство, оставляемое для заполнения, играет особую функциональную роль и есть не что иное, как поле реализации индивидом незаметно накапливающихся изменений в социальной системе. «Достройка» стереотипа происходит неосознанно, но если она воссоздает отраженную в ней действительность адекватно, то немедленно начинает распространяться в данной социальной общности и исподволь заполняет старую форму новым содержанием [8].

Для актуализации социального стереотипа требуется инициировать установку. Социально-психологическая установка есть сложившаяся у индивида, на основе имеющегося опыта, готовность и предрасположенность к восприятию социальной информации с учетом определенной социальной позиции, что выражается в системе ценностных ориентации субъекта. Это есть первое ответное действие субъекта, вносящего определенность в получаемые им сведения о значимых для данной личности вопросах.

Формирование социального стереотипа — процесс достаточно длительный. В ходе его множество индивидуальных впечатлений, мнений, образов, существующих в сознании различных людей, сливаются в единую модель. Необходимо время, чтобы получить достаточное количество разнообразной информации о предмете, отражением которого является стереотип. Чтобы каждая из образовавшихся установок пустила корни, зафиксировалась, чтобы эти фиксированные установки сплелись в образ, в высшей степени обобщенный и стандартизированный для множества людей, и закрепили бы его в системе предрасположенности.

Социальный стереотип, таким образом, выступает концентрированным выражением социальной установки, в котором реализуется ее эмоциональный заряд, направленность на определенный объект и основная функция, состоящая в стремлении организовывать и на психологическом уровне интегрировать сознание людей, принадлежащих к одной социальной общности или выступать в качестве дезинтегратора субъектов, представляющих различные социальные группы или сообщества (классовые, конфессиональные, этнические, национальные и другие).

Литература

1. Бассин Ф.В. Проблема «бессознательного». — М., 1968. -468 с.

2. Болдин С.Ю. Самоидентификация как опыт // Проблемы современной науки и образования.

2014. №23. С. 42-44.

3. Ильюшкин В. В. A stereotyped as an important factor in the perception and cognition of people to each other / Стереотипизация как важный фактор в восприятии и познании людьми друг друга // EUROPEAN SCIENCE. 2014. №1. С. 31-36.

4. Ильюшкин В. В. The ethnic stereotypes of perception / Стереотипы межнационального восприятия // INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW. 2014. №1. С. 34-40.

5. Ильюшкин В. В. The oretical views about national and ethnic stereotypes in the social Sciences and psychology / Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии // EUROPEAN RESEARCH. 2014. №1. С. 83-88.

6. Левкович В.П., Панкова Н.Т. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. 1983. -Т.4, -№ 4. -С.64-74.

7. Мастикова Н. С. Опыт сопоставления доминирующих рангов ценностей «свобода» и «равенство» россиян и народов западных стран. // Проблемы современной науки и образования. 2013. №17. С. 227-232.

8. Мурадян С.А. Гносеологический анализ проблемы стереотипа: Дисс. канд. филос. наук. -Ереван, 1977. -168 с.

9. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. — Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1987. -361 с.

10. Наумов А.Г. Российская психология и пути выхода из кризиса: общество, закон, наука // Проблемы современной науки и образования. 2014. — № 9 (27). — С. 144-153.

11. Осовская И.Н. Российская психология и пути выхода из кризиса: общество, закон, наука // Проблемы современной науки и образования. 2014. — № 3 (21). — С. 67-73

12. Психология. — М.: Политиздат, 1990. — С.384.

13. Су Ван. Проблема связи установки и отношения человека // Психология. — Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1959. -C.32

14. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности / ЛГУ им. А.А.Жданова. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. -166 с.

15. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961. — 210 с.

16. УзнадзеД.Г. Психологические исследования. — М.: Наука, 1966. — 451 с.

17. Чарквиани ДА. Мотивационные и структурные характеристики социальных установок. Автореф. дисс. .. .д-ра психол. Наук // АН ГССР, Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. — Тбилиси, 1989. — 49 с.

18. Шибутани Т. Социальная психология. Сокр. пер. с англ. -М.: Прогресс, 1969. — 535 с.

19. Шихирев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии // Вопросы философии, 1971. — № 5. — С.168 -175.

20. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. — СПб., 1991. — 476 с.

21. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. — М., 1975. — С.89-105.

22. Alport G. W. Pattern and Growth in Personality. — N.Y., 1964. — 593P

23. Doob L. The behavior of attitudes.-Psychol. Rev. 1947. vol. 54. -P. 135-156.

24. Tagiuri R. Person perception.- In: Lindzey G. Aronson E.(end). The Handbook of social psychology.V.3.-N-Y., 1968.

25. Tajfel H. Social Stereotypes and Social groups — In: Turner J.C., Giles H. (eds.) // Intergroup behaviour. — Oxford: Basil Blackwell, 1981. — P. 144-167.

26. Therstono L. The measurement of social attitudes // J.Abnorm. Soc.Psychology, 1931.

27. Thomas W. andZnanieckiF. The Polich Peasants in Europe and America. Vol. 1.-Boston, 1918.

Глава 11. Стереотипы, предубеждения и дискриминация – Принципы социальной психологии – 1-е международное издание H5P

  1. Социальная категоризация и стереотипизация
    • Опишите фундаментальный процесс социальной категоризации и его влияние на мысли, чувства и поведение.
    • Дайте определение стереотипам и опишите способы измерения стереотипов.
    • Узнайте, как стереотипы влияют на наше поведение.
  2. Внутригрупповой фаворитизм и предубеждение
    • Проанализируйте причины и результаты внутригруппового фаворитизма.
    • Обобщите результаты исследований Анри Тайфеля о минимальных группах.
    • Опишите личностные и культурные переменные, влияющие на внутригрупповой фаворитизм.
  3. Снижение дискриминации
    • Ознакомьтесь с причинами дискриминации и способами ее уменьшения.
    • Обобщите условия, при которых межгрупповые контакты уменьшают или не уменьшают предрассудки и дискриминацию.

Санкционированная государством гомофобия

Рисунок 11.1 Нападение на ЛГБТ-активистов во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве.

В последние годы российское правительство приняло ряд законов, направленных против представителей ЛГБТ-сообщества (лесбиянки-геи-бисексуалы-трансгендеры). К ним относятся принуждение ЛГБТ-организаций к регистрации в качестве «иностранных агентов», запрет изображений гомосексуализма (включая ношение радужных флагов) перед молодежью и отказ в разрешении ЛГБТ-группам, желающим организовать гей-парады.

К сожалению, гомофобные настроения и даже насилие не редкость в российском обществе. Например, известно, что такие группы, как Occupy Gerontilyaj, заманивают, а затем избивают и пытают подростков-геев. В 2012 году в Интернете появилось видео, на котором шесть членов другой ультраправой организации пытали молодого человека, который позже скончался.

Тон некоторых российских СМИ отражает это отношение. Например, ЛГБТ-сообщество изображается как «агрессивное меньшинство», чьи дети болеют венерическими заболеваниями, а в 2012 году известный ведущий новостей рекомендовал в эфире, чтобы сердца жертв автомобильных аварий, оказавшихся гомосексуалистами, «должны быть закапывают или сжигают как непригодных для продления чьей-либо жизни».

В последние годы несколько комментаторов проводили параллели между преследованием ЛГБТ-сообщества в России и обращением еврейской общины со стороны нацистского режима в годы, предшествовавшие Холокосту.

В 2014 году общественные деятели всего мира призывали к бойкоту (безуспешно) зимних Олимпийских игр в Сочи, утверждая, что язык Олимпийской хартии прямо осуждает все формы дискриминации. В конечном итоге Зимние Олимпийские игры прошли, как и планировалось, хотя спортсменов и олимпийских туристов предостерегали от пропаганды «нетрадиционных сексуальных отношений».

Источники: Гомофобия распространяется в российских СМИ

Гомофобия в России принимает кафкианский оборот

Россия: следующий Третий Рейх?

Современный рост глобализации и иммиграции приводит к увеличению культурного разнообразия населения во многих странах. Эти изменения создадут много преимуществ для общества и для отдельных лиц в нем. Пол, культура, сексуальная ориентация и этническое разнообразие могут улучшить креативность и эффективность группы, способствовать новым взглядам на проблемы и позволить принимать решения с разных точек зрения (Cunningham, 2011; Mannix & Neale, 2005; van Knippenberg & Schippers, 2007). С другой стороны, как мы видели во многих местах этой книги, воспринимаемое сходство является чрезвычайно важным фактором, определяющим симпатию. Члены культурно разнообразных групп могут испытывать меньше влечения друг к другу, чем члены более однородных групп, могут испытывать большие трудности в общении друг с другом, а в некоторых случаях могут активно не любить друг друга и даже вести себя агрессивно по отношению друг к другу.

Принципы социальной психологии, включая азбуки — аффект, поведение и познание — применимы к изучению стереотипов, предубеждений и дискриминации, и социальные психологи приложили значительные усилия для изучения этих концепций (рис. 11.2). Когнитивный компонент в нашем восприятии членов группы — это положительные или отрицательные убеждения, которых мы придерживаемся относительно характеристик социальной группы. Мы можем решить, что «французы романтичны», что «старики некомпетентны» или что «профессора колледжей рассеяны». И мы можем использовать эти убеждения, чтобы направлять наши действия по отношению к людям из этих групп. В дополнение к нашим стереотипам, мы также можем развить — неоправданное негативное отношение к чужой группе или членам этой чужой группы . Предубеждение может принимать форму неприязни, гнева, страха, отвращения, дискомфорта и даже ненависти — тех аффективных состояний, которые могут привести к такому поведению, как избиение геев, о котором вы только что прочитали. Наши стереотипы и наши предубеждения проблематичны, потому что они могут создавать — неоправданное негативное поведение по отношению к членам чужих групп на основании их принадлежности к группе .

Хотя насилие в отношении членов чужих групп, к счастью, встречается редко, тем не менее стереотипы, предрассудки и дискриминация по-разному влияют на жизнь людей. Стереотипы влияют на нашу успеваемость (Шапиро и Нойберг, 2007 г.), на выбор карьеры (Чжан, Шмадер и Форбс, 2009 г.).), наш опыт работы (Fiske & Lee, 2008) и сумма, которую нам платят за работу, которую мы делаем (Jackson, 2011; Wood & Eagly, 2010).

Рисунок 11.2. Отношения между социальными группами находятся под влиянием азбуки социальной психологии.

Стереотипы и предубеждения оказывают всепроникающее и часто пагубное влияние на нашу реакцию на других, а также в некоторых случаях на наше собственное поведение. Возьмем, к примеру, социально-психологические исследования, которые показали, что наши стереотипы в некоторых случаях могут привести к — снижение производительности, вызванное знанием культурных стереотипов . Спенсер, Стил и Куинн (1999) обнаружили, что когда женщинам напоминали о (ложном) стереотипе о том, что «женщины плохо разбираются в математике», они хуже справлялись с математическими тестами, чем когда им не напоминали об этом стереотипе, и другие исследования обнаружил угрозу стереотипов и во многих других областях. Позже в этой главе мы более подробно рассмотрим роль угрозы стереотипам.

В одном особенно тревожном направлении исследования влияния предубеждений на поведение Джошуа Коррелл и его коллеги предложили белым участникам принять участие в эксперименте, в котором они просматривали фотографии белых и черных людей на экране компьютера. Во время эксперимента на фотографиях были изображены люди, держащие либо пистолет, либо что-то безобидное, например, мобильный телефон. Участников просили решить как можно быстрее нажать кнопку, чтобы «выстрелить», если цель держала оружие, и «не стрелять», если человек не держал оружия. В целом белые участники стреляли чаще, когда человек, держащий предмет, был черным, чем когда человек, держащий предмет, был белым, и это происходило даже при отсутствии оружия (Correll, Park, Judd, & Wittenbrink, 2007; Коррелл и др. , 2007).

Дискриминация является серьезной социальной проблемой, потому что она широко распространена, принимает множество форм и оказывает негативное воздействие на множество людей. Даже люди, которым платят за беспристрастность, могут проявлять дискриминацию. Прайс и Вулферс (2007) обнаружили, что белые игроки в играх Национальной баскетбольной ассоциации получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, и черные игроки получали меньше фолов, когда в игре присутствовало больше судей, чем черные. Подразумевается, знают они это или нет, что судьи дискриминировали по расовому признаку.

Возможно, у вас были случаи, когда вы обнаруживали, что отвечаете другому человеку на основе стереотипа или предубеждения, и, возможно, тот факт, что вы это сделали, удивил вас. Возможно, вы тогда пытались преодолеть эти убеждения и больше реагировать на человека на основе его или ее индивидуальных особенностей. Нам нравятся одни люди и не нравятся другие — это естественно, — но мы не должны позволять цвету кожи, полу, возрасту, религии, сексуальной ориентации или этническому происхождению человека определять за нас. И все же, несмотря на наши самые лучшие намерения, мы можем в конечном итоге завести друзей только с людьми, которые похожи на нас, и, возможно, даже избегать людей, которых мы считаем другими.

В этой главе мы изучим процессы, посредством которых мы развиваем, поддерживаем и используем наши стереотипы и наши предубеждения. Мы рассмотрим негативные последствия этих убеждений для целей нашего восприятия и рассмотрим способы, с помощью которых мы могли бы изменить эти убеждения или, по крайней мере, помочь нам перестать действовать в соответствии с ними. Давайте начнем с рассмотрения когнитивной стороны наших групповых убеждений, сосредоточив внимание в первую очередь на стереотипах, прежде чем перейти к важной роли чувств в предрассудках.

Рис. 11.3 Есть ли у вас стереотипы о ком-либо из этих людей?

Ссылки

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., и Виттенбринк, Б. (2007). Влияние стереотипов на решения снимать. Европейский журнал социальной психологии, 37 (6), 1102–1117.

Коррелл, Дж., Парк, Б., Джадд, К.М., Виттенбринк, Б., Сэдлер, М.С., и Кизи, Т. (2007). Через тонкую синюю линию: полицейские и расовая предвзятость в решении стрелять. Журнал личности и социальной психологии, 92 (6), 1006–1023.

Каннингем, Великобритания (2011). Преимущество ЛГБТ: изучение взаимосвязи между разнообразием сексуальной ориентации, стратегией разнообразия и производительностью. Sport Management Review, 14 (4), 453-461.

Фиске, С.Т., и Ли, Т.Л. (2008). Стереотипы и предубеждения создают дискриминацию на рабочем месте. В AP Brief (Ed.), Разнообразие на работе (стр. 13–52). Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: от отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

Джексон, Л. М. (2011). Психология предрассудков: От отношения к социальному действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация

Манникс, Э. , и Нил, Массачусетс (2005). Какие различия имеют значение? Обещание и реальность различных команд в организациях. Психологическая наука в интересах общества, 6 (2), 31–55.

Прайс, Дж., и Вулферс, Дж. (2007). Расовая дискриминация среди судей НБА . Рабочий документ NBER № 13206. Кембридж, Массачусетс: Национальное бюро экономических исследований.

Шапиро, Дж. Р., и Нойберг, С. Л. (2007). От угрозы стереотипа к угрозе стереотипа: последствия системы множественных угроз для причин, модераторов, посредников, последствий и вмешательств. Обзор личности и социальной психологии, 11 (2), 107–130. дои: 10.1177/1088868306294790.

Спенсер, С.Дж., Стил, К.М., и Куинн, Д.М. (1999). Угроза стереотипов и женская успеваемость по математике. Журнал экспериментальной социальной психологии, 35 , 4–28.

ван Книппенберг, Д., и Шипперс, М.К. (2007). Разнообразие рабочей группы. Ежегодный обзор психологии, 58 (1), 515–541.

Вуд, В. , и Игли, А. Х. (2010). Пол. В С. Т. Фиске, Д. Т. Гилберте и Г. Линдзи (ред.), Справочник по социальной психологии (5-е изд., том 1, стр. 629–667). Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.

Чжан, С., Шмадер, Т., и Форбс, К. (2009). Влияние гендерных стереотипов на выбор карьеры женщинами: открывая стеклянную дверь. В М. Баррето, М. К. Райан и М. Т. Шмитт (ред.), Стеклянный потолок в 21 веке: понимание барьеров на пути к гендерному равенству  (стр. 125–150).

Атрибуты СМИ

  • «ЛГБТ-активисты подверглись нападению во время акции «День поцелуев» против гомофобного законопроекта в Москве» Ромы Яндолина под лицензией CC BY-SA 2.0.
  • «Женщины с ребенком — Sanaa_H8O9429-33» Франческо Веронези лицензирован в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA 2.0.
  •  «Боди-арт» от kk+ находится под лицензией CC BY 2.0.
  • «Пепел-учеба-студентов» от Mosborne01 распространяется под лицензией CC BY-SA 3.0.
  • «Кресло на колесиках» авторства christine. gleason находится под лицензией CC BY-NC-ND 2.0.

Угроза стереотипов — PubMed

Обзор

. 2016;67:415-37.

doi: 10.1146/annurev-psych-073115-103235. Epub 2015 10 сентября.

Стивен Дж. Спенсер 1 , Кристин Логель 2 , Пол Дж. Дэвис 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии, Университет Ватерлоо, Ватерлоо, Онтарио, Канада, N2L 3G1; электронная почта: [email protected].
  • 2 Университетский колледж Ренисона, Университет Ватерлоо, Ватерлоо, Онтарио, Канада, N2L 3G1; Электронная почта: clogel@uwaterloo. ca.
  • 3 Факультет психологии, Университет Британской Колумбии, Келоуна, Британская Колумбия, Канада, V1V 1V7; электронная почта: [email protected].
  • PMID: 26361054
  • DOI: 10.1146/annurev-psych-073115-103235

Обзор

Стивен Дж. Спенсер и др. Анну Рев Психол. 2016.

. 2016;67:415-37.

doi: 10.1146/annurev-psych-073115-103235. Epub 2015 10 сентября.

Авторы

Стивен Дж. Спенсер 1 , Кристин Логель 2 , Пол Дж. Дэвис 3

Принадлежности

  • 1 Факультет психологии, Университет Ватерлоо, Ватерлоо, Онтарио, Канада, N2L 3G1; электронная почта: [email protected].
  • 2 Университетский колледж Ренисона, Университет Ватерлоо, Ватерлоо, Онтарио, Канада, N2L 3G1; Электронная почта: [email protected].
  • 3 Факультет психологии, Университет Британской Колумбии, Келоуна, Британская Колумбия, Канада, V1V 1V7; электронная почта: [email protected].
  • PMID: 26361054
  • DOI: 10. 1146/annurev-psych-073115-103235

Абстрактный

Когда члены стигматизированной группы оказываются в ситуации, когда негативные стереотипы обеспечивают возможную основу для интерпретации их поведения, риск осуждения в свете этих стереотипов может вызвать деструктивное состояние, которое подрывает производительность и устремления в этой области. Это ситуационное затруднительное положение, называемое угрозой стереотипа, продолжает активно обсуждаться и исследоваться в педагогической, социальной и организационной психологии. В этом обзоре мы исследуем различные источники угрозы стереотипов, механизмы, лежащие в основе эффектов угроз стереотипов (как посредников, так и модераторов), и последствия этого ситуационного затруднительного положения, а также средства, с помощью которых общество и стигматизированные люди могут преодолеть коварную последствия угрозы стереотипа. В конечном счете, мы надеемся, что этот обзор устранит некоторую путаницу, связанную с угрозой стереотипов, а также послужит толчком к дальнейшим исследованиям и дискуссиям.

Ключевые слова: дискриминация; безопасность личности; предрассудки; социальная идентичность; стереотипная угроза; стереотипы.

Цитируется

  • Социально-когнитивные и аффективные предпосылки переключения кода и последствия языкового расизма для чернокожих и цветных людей.

    Джонсон Д.Г., Маттан Б.Д., Флорес Н., Лаухаратанахирун Н., Фальк Э.Б. Джонсон Д.Г. и соавт. Воздействовать на науку. 2021 14 сентября; 3(1):5-13. doi: 10.1007/s42761-021-00072-8. Электронная коллекция 2022 март. Воздействовать на науку. 2021. PMID: 36046097

  • Прикладные последствия возрастной стереотипной угрозы для пожилых людей.

    Парикмахер С.Дж. Барбер СДж. J Appl Res Mem Cogn. 2020 сен;9(3):274-285. doi: 10.1016/j.jarmac.2020.05.002. Epub 2020 29 июля. J Appl Res Mem Cogn. 2020. PMID: 36032188 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние угрозы стереотипов на мозговую активность при выполнении заданий на память у пожилых людей.

    Чен Ю.Т., Макдонаф И.М., Фаиг К.Е., Норман Г.Дж., Галло Д.А. Чен Ю.Т. и соавт. Нейроизображение. 2022 15 октября; 260:119413. doi: 10.1016/j.neuroimage.2022.119413. Epub 2022 16 июля. Нейроизображение. 2022. PMID: 35853542 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование влияния родителей и средств массовой информации на гендерные стереотипы и выбор карьеры учащимися в Пакистане.

    Хасан М., Луо Ю., Гу Дж., Муштак И., Ризван М. Хассан М.

Добавить комментарий