Стереотипизация
Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.
Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.
Таким образом, селекция, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, — когнитивная основа стереотипизации. Оценочная поляризация в пользу своей группы, дающая человеку чувство принадлежности и защищенности, — мотивационная основа этого механизма.
Значение стереотипа на индивидуальном уровне:
— селекция социальной информации; — создание и поддержание положительного «Я-образа».
На групповом уровне:
— формирование и поддержание групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; — создание и поддержание положительного «Мы-образа».
Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.
При своем рождении групповые стереотипы часто проходят стадию, связанную с закономерностью формирования «социальных местоимений»: «они — мы — я». Конкретно, вначале именно другая группа (та, по отношению к которой формируется стереотип) имеет качественную определенность. Своя же группа дословно определяется как «та, которая не…», то есть через отрицание. Лишь позднее возникают собственные качества, не обязательно построенные по принципу «наоборот».
В бытовом сознании существует два устойчивых мифа, связанных со стереотипами.
Первый миф. Стереотип рассматривается как система представлений о другой группе, содержащая в основном негативные, враждебные характеристики и отношения. Это не соответствует действительности. Стереотипы возникают как ответ на реальные взаимоотношения групп. Они насыщаются (иногда в преувеличенном виде) теми эмоциями, которые характерны для этих отношений. В одном случае тенденция субъективно увеличивать различия между группами может быть сведена практически к нулю, — тогда возникают симпатичные, привлекательные образы других групп, возможно, с оттенком безобидной иронии. В другом случае история взаимоотношений отражается в стереотипе в виде злого сарказма, унизительных характеристик другой группы.
Второй миф связан с восприятием стереотипа как искаженного, догматичного приема социального познания. «Ты мыслишь стереотипно» — этой фразой подчеркивают скудость, бесперспективность умственных построений собеседника. Оценочное отношение к стереотипу как таковому противоречит его природе. Стереотипизация — это механизм, он всегда есть там, где происходит социальное взаимодействие. Он не может быть хорошим или плохим. Другое дело, что его возможности локальны, ограничены зоной действия ситуации межгруппового, ролевого восприятия. Перенос стереотипов в ситуации межличностного понимания, подмена им более тонких механизмов настройки на другого человека искажают восприятие, разрушают общение и взаимодействие. У стереотипа есть своя «экологическая ниша», своя разрешающая способность. Целые области человеческих отношений — вне его компетенции, например воспитательные.
Мы обратимся к анализу педагогических стереотипов чуть ниже. Сейчас обсудим еще два механизма межгруппового восприятия, которые по своей сути являются частным случаем стереотипизации.
Этнические стереотипы и механизм стереотипизации
До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как об исключительно негативном явлении.
Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств, например в США афроамериканцев, выходцев из Мексики и Пуэрто-Рико. Отсюда и отождествление стереотипов с когнитивным компонентом предубеждений, а процесса стереотипизации – с «безнравственной формой познания».
Но совершенно прав В.С. Агеев, подчеркивающий, что необходимо «четкое различение между социальными стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом». В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: «Действительно, стереотипы – почти неизбежное последствие категоризации.
Однако стереотипизация не тождественна категоризации. Во-первых, стереотипизация все-таки не абсолютно неизбежное последствие категоризации: мы можем идентифицировать индивида – на основе объективных свойств – как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества. Человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, «нестереотипным» русским.
Во-вторых, следует учитывать, что стереотипизация есть последствие категоризации социальных объектов, которая, по мнению А. Тэшфела, отличается от категоризации объектов физического мира воздействием на нее отношений между группами.Настаивая на этом, британский исследователь выделяет социальные функции стереотипизации, не отрицая и «индивидуальных» функций, предложенных еще Липпманом.
Нам представляется логичным – в развитие идей, выдвинутых Тэшфелом, – разделить функции стереотипизации на психологические, социально-психологические и социальные.
Объективно необходимыми и полезными психологическими функциями стереотипизации являются:
- упрощение и систематизация обширной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды;
- сохранение и защита ценностей индивида. Основные социально-психологические функции стереотипизации – межгрупповая дифференциация – как правило, оценочная в пользу своей группы – и осуществляемое с ее Помощью поддержание позитивной групповой идентичности.
Тэшфел выделил две социальные функции стереотипизации:
- объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
- оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим этническим группам.
Нам кажется правомерным добавить еще одну социальную функцию – сохранения существующих отношений, ведь объяснение и тем более оправдание отношений между группами с помощью стереотипов необходимо прежде всего для сохранения этих отношений. Не случайно, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных.
Иными словами, детерминанту содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении.
С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать – в соответствии со стереотипами, выявленными в нашем исследовании, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд.
С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека. Эти примеры показывают, что при использовании стереотипизации – грубого механизма межгруппового восприятия – при восприятии межличностном проявляются все недостатки стереотипов как образов схематичных, оценочных и устойчивых.
Передовая статья: Психологический процесс формирования стереотипов: содержание, формирование, интернализация, механизмы, эффекты и вмешательства
- Список журналов
- Фронт Психол
- PMC9850150
В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения. Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Передний психол. 2022 г.; 13: 1117901.
Опубликовано в сети 5 января 2023 г. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1117901
, 1 , * , 1 , 2 , 3 , 4 и 5Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
Стереотип — это широко распространенная и устойчивая человеческая склонность, которая проистекает из основной когнитивной потребности классифицировать, упрощать и обрабатывать сложный мир. Эта тенденция является предпосылкой для социальных предубеждений, предубеждений и дискриминации. На фоне COVID-19вспышки, дискриминация, изоляция и даже враждебность, вызванные стереотипами, все чаще становятся важной социальной проблемой, затрагивающей политическую и социальную стабильность. Таким образом, настоящий выпуск посвящен широкому спектру исследований, посвященных четырем основным темам: (1) психологические процессы, участвующие в формировании и усвоении социальных стереотипов, (2) негативные последствия стереотипов, (3) нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе стереотипов, и (4) вмешательства, направленные на устранение последствий негативных стереотипов в эту эпоху с изменениями и вызовами. В частности, тема исследования состоит из 13 статей 54 ученых, направленных на изучение стереотипов среди различных социальных групп, включая мужчин и женщин, пожилых людей и молодое поколение, меньшинства, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), людей с проблемами психического здоровья, несовершеннолетние правонарушители, беженцы и американцы азиатского происхождения во время COVID-19вспышка. Эти исследования проводятся в культурно разнообразных странах, включая Бразилию, Китай, Германию, Венгрию и США, что способствует более целостной картине современных стереотипов.
На негативные стереотипы со стороны общественности могут влиять наши знания о целевой группе и психологическая дистанция по отношению к ней, убеждения в гибкости группы, убеждения в неявном изменении черт и моральных ценностей. Например, Калдас и др. проверили, повлияют ли осведомленность людей и близость к обстоятельствам, связанным с правонарушением несовершеннолетних, на их мнение о предложении о снижении возраста совершеннолетия в Бразилии. Они исследовали прохожих на площади и работников судов по делам несовершеннолетних и обнаружили, что люди более склонны придерживаться негативных стереотипов о несовершеннолетних правонарушителях, если находятся вдали от них. Паскуй и Орош сосредоточились на беженцах как на наиболее уязвимой группе в неспокойные международные времена, и они обнаружили, что групповые представления о податливости отрицательно связаны с тенденциями дегуманизации и угрозами, воспринимаемыми мигрантами в Венгрии. Процко и Скулер исследовали более общий негативный стереотип о молодежи, также известный как «эффект современных детей» (эффект КТД). В двух исследованиях со взрослыми американцами вера в то, что черты меняются в течение жизни, была связана с такими предубеждениями. Кроме того, Лай и соавт. сосредоточились на трех сигналах, связанных с воспринимаемой женщинами высокой долгосрочной ценностью для спаривания, и сообщили, что китайские женщины, демонстрирующие «сексуально привлекательные» сигналы, воспринимаются как имеющие более низкие моральные ценности. Более того, стереотипно считалось, что они имеют более низкий уровень человечности, чем женщины, демонстрирующие «красивые» черты лица или «добродетельные» поведенческие признаки, что, в свою очередь, приводило к меньшим возможностям для спаривания.
Культура также играет важную роль в формировании стереотипов. Ли М. и др. нацелены на стереотипы в отношении высокопоставленных лиц и показали, что люди, находящиеся под влиянием конфуцианства, придерживаются положительных стереотипов компетентности и теплоты по отношению к высокопоставленным высокопоставленным лицам. Этот вывод не согласуется с традиционным утверждением о том, что влиятельные люди, как правило, стереотипно воспринимаются как обладающие высокой компетентностью и низкой теплотой. Это может быть связано с тем, что в конфуцианской культуре ожидается, что влиятельные люди будут нести большую социальную ответственность и заботиться о благополучии других. Кроме того, в связи с COVID-19 появились новые стереотипы.в глобальном контексте. COVID-19 представляет угрозу для физического и психического здоровья, и в различных отчетах указывается, что COVID-19 тесно связан со стигматизацией и дискриминацией. В двух исследованиях изучались стереотипы, связанные с COVID-19. Чжао и др. обнаружили, что распространенность негативных стереотипов, связанных с COVID-19, в Китае была низкой. Кроме того, чем больше люди знают о COVID-19, тем меньше негативных стереотипов, связанных с COVID-19, они сообщают. Дейли и др. с другой стороны, сообщалось, что американцы азиатского происхождения сталкивались с растущими проблемами со стороны разных этнических групп по социальным вопросам, связанным с COVID-19.в Соединенных Штатах, а растущая тенденция обвинять Китай в пандемии была связана со стереотипным представлением азиатов как более иностранцев.
Негативные стереотипы людей будут влиять на их поведенческие установки по отношению к целевым группам и даже на правотворчество в целом. Например, Вен и др. протестированы связанные с космосом стереотипы, связанные с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС). Они обнаружили, что люди, которые придерживались негативных стереотипов в отношении пространств, занятых ЛЖВС, более сопротивлялись посещению таких мест, а восприятие людьми угрозы и оценка сообщества опосредовали влияние таких стереотипов, связанных с пространством, на готовность приближаться к сообществу. Кроме того, Калдас и соавт. обнаружили, что чем дальше люди были от несовершеннолетних правонарушителей, тем больше у них были негативные стереотипы по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, и они согласились с законодательным предложением о снижении возраста судимости в Бразилии.
Уязвимые группы могут усвоить негативные стереотипы и попасть под их влияние. Гертнер и др. проверили самостереотипы людей с психическими заболеваниями и обнаружили, что негативные стереотипы об их теплоте и компетентности заставляют их развивать отрицательные эмоции и, таким образом, проявлять более высокий уровень активного или пассивного самоповреждения, чем психически здоровые люди. Кроме того, Li J. et al. интересовались гендерным самостереотипированием студентов колледжей и отметили, что гендерное самостереотипирование положительно коррелирует с реляционной и личной самооценкой и в дальнейшем коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью только в мужской выборке. То есть гендерное самостереотипирование было связано с более высоким уровнем самооценки и удовлетворенности жизнью у студентов мужского пола, в то время как у женщин этот эффект не сохранялся.
Нейрокогнитивные механизмы стереотипов исследовали Ву и Чжао. Они использовали центральность степени RS-fMRI (RSDC), сетевой анализ, основанный на теории графов, чтобы определить, как негативные стереотипы работают в мозгу. При тестировании стереотипов, связанных с математикой, среди студенток университетов они обнаружили, что были затронуты RSDC различных областей мозга, что свидетельствует о том, что стереотипы являются результатом действия сети мозга в целом. Например, снижение RSDC в левом гиппокампе является реакцией на связанный со стереотипами стресс, а увеличение RSDC в задней теменной области (PPC) является отражением самозначимых процессов, индуцированных стереотипами.
Наконец, два исследования проверяли вмешательства против негативных стереотипов посредством межпоколенческих контактов и когнитивного обучения. Лонг и др. обнаружили, что просто межпоколенческий контакт или даже просто его воображение уменьшали негативные стереотипы о пожилых людях и повышали отношение молодых людей к пожилым людям. Чен и др. использовали традиционную IAT для сравнения влияния множественных и однократных когнитивных тренировок на стереотипы старения у 12–13-летних. Они обнаружили, что рекомендуются несколько учебных заданий и дополнительные учебные занятия, поскольку они могут значительно продлить положительный эффект вмешательства.
В целом, в этих 13 документах обсуждались различные аспекты формирования стереотипов, последствия, механизмы и вмешательства. Мы надеемся, что эти статьи вдохновят будущих исследователей на разработку теорий и проведение новых вмешательств против негативных последствий стереотипов. Поскольку нынешняя эпоха «инцидентов с черными лебедями» и связанных с ними социальных проблем создает идеальные условия для процветания и усиления стереотипов, исследователи должны продолжить изучение психологических механизмов, стоящих за возникающей социальной стигмой и негативными стереотипами. В частности, развитие нейронауки предоставит дополнительные возможности для изучения мозговых механизмов стереотипов с более микроскопической точки зрения. Это в сочетании с макроскопическими психосоциальными механизмами обеспечит новые способы устранения серьезных опасностей негативных стереотипов в разных контекстах, странах и временах и принесет пользу целенаправленным вмешательствам и разработке политики.
Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.
Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.
Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.
Здесь представлены статьи Frontiers in Psychology, любезно предоставленные Frontiers Media SA
Психология стереотипов — 1-е издание — Дэвид Дж. Шнайдер
Содержание Описание книги отзывов критиков
704 страницы
к Гилфорд Пресс Покупка электронных книг Guilford Press Открывает веб-сайт Guilford Press в новой вкладке или окне704 страниц
к Гилфорд Пресс Покупка электронных книг Guilford Press Открывает веб-сайт Guilford Press в новой вкладке или окнеПродолжить покупки
Это первое всестороннее исследование стереотипов и стереотипов. Этот текст синтезирует обширный массив социальных и когнитивных исследований, появившихся за последнюю четверть века. . Дается необычайно широкий анализ стереотипов как продуктов как индивидуальной познавательной деятельности, так и социальных и культурных сил. Уделяя пристальное внимание вредным аспектам стереотипов, их связи с предрассудками и дискриминацией, а также эффективным стратегиям противодействия им, в книге также рассматриваются положительные функции обобщений, помогающие людям ориентироваться в сложном мире. Уникальные особенности включают четыре главы, посвященные содержанию стереотипов, в которых рассматриваются такие темы, как то, почему определенные черты находятся в центре внимания стереотипов и как они приписываются определенным группам. Выдающийся текст для продвинутых курсов бакалавриата и магистратуры, этот том легко читается и содержит множество полезных примеров.
1. Введение
2. Методы
3. Категории и категоризация
4. Теории схем
5. Структура стереотипов и имплицитные теории личности
6. Стереотипы как гипотезы
7. Ингруппы и аутгруппы
8. Предварительные правосудие и дискриминация
9 Развитие стереотипов
10. Изменение стереотипов и предубеждений
11. Содержание стереотипов: пол, раса и возраст
12. Содержание стереотипов: стигмы
13. Содержание стереотипов: другие категории
14. Содержание и характеристики стереотипов
15. Резюме
Биография
Дэвид Дж. Шнайдер, доктор философии, профессор психологии и когнитивных наук в Университете Райса, где он возглавлял факультет психологии с 1990 по 1996 год. Вабаш в 1962 г. по специальности психология и философия, а в 1966 г. получил степень доктора психологии в Стэнфордском университете. Техасский университет в Сан-Антонио и Университет Индианы. В дополнение к курсам социальной психологии и стереотипизации он преподает вводную психологию, историю психологии, психологию верований, психологию и право. Доктор Шнайдер был редактором-основателем Social Cognition: The Official Journal of the International SocialCognition Network и опубликовал несколько текстов по социальной психологии.
Это, без сомнения, авторитетный источник стереотипов. Вопросы формирования стереотипов, репрезентации, содержания, изменения и многое другое освещены превосходно подробно и с завидной ясностью. Я очень рекомендую эту книгу для студентов и аспирантов, изучающих стереотипы и межгрупповые отношения. — Майлз Хьюстон, доктор философии, профессор социальной психологии, факультет экспериментальной психологии, Оксфордский университет, ВеликобританияНастоящий проявление силы . Этот текст обеспечивает удивительно всесторонний охват литературы, объем которой за последние десятилетия вырос в геометрической прогрессии. Впечатляющее разнообразие тем рассматривается тщательно и информативно: теории стереотипов, как структура влияет на обработку, развитие и изменение стереотипов, связь с предрассудками и дискриминацией, содержание и происхождение известных стереотипов и многое другое. В каждом случае современные исследовательские разработки находятся в своем историческом контексте и интегрируются в «общую картину» области. Письмо Шнайдера очень увлекательно, с широким использованием примеров и личных анекдотов, которые эффективно иллюстрируют его точку зрения. Ценный вклад, настоятельно рекомендуется. — Дэвид Л. Гамильтон, доктор философии, факультет психологии, Калифорнийский университет, Санта-Барбара
Schneider выпустил тщательно проработанную и в то же время легко читаемую книгу о стереотипах, стереотипах, предрассудках и дискриминации. Это превосходное сочетание формальной учености и неформальных анекдотов и иллюстраций. Представлено много новых и интересных идей, а также множество зацепок для проведения исследований. Я считаю себя экспертом по межгрупповым отношениям, но я многому научился, прочитав эту книгу. «Обязательно к прочтению» всем, кто интересуется этой сложной и важной областью. — Чарльз Стангор, доктор философии, факультет психологии, Мэрилендский университет, Колледж-Парк, 9.0011
Научным, авторитетным голосом, смягченным личными контактами и повседневными примерами, Шнайдер внимательно и взвешенно рассматривает наши представления о стереотипах. Он помещает передовые современные исследования в контекст исторической классики. Этот полный и беспристрастный текст опирается на твердую почву, а именно на само исследование. Из нее извлекут уроки как студенты, так и преподаватели. — Сьюзан Т. Фиске, доктор философии, кафедра психологии, Принстонский университет
За 50 лет, прошедших с тех пор, как Оллпорт опубликовал свою классическую книгу о предрассудках, количество количественных исследований по этой теме увеличилось с от 100 до более 5000. Шнайдер столкнулся с этой огромной литературой и выпустил книгу, в которой разумно и тщательно исследуются темы стереотипов, предубеждений и дискриминации, и вплетает в нее свой постоянный интерес к восприятию личности и атрибуции. Шнайдер рассматривает огромный спектр исследований и теорий и делает это с редким сочетанием теоретического нейтралитета и критической проницательности. Его чудесная книга необходима для прочтения как новым студентам, так и более продвинутым студентам, которые хотят оценить всю сложность и богатство своей области (Майрон Ротбарт, доктор философии, факультет психологии, Орегонский университет 9).0090
—В конце есть краткое, ясное и прямое изложение того, что это шедевр…. Это работа, которая какое-то время будет стандартом в этой области…. Она также поможет подготовить читателей на будущее, так как повсюду им напоминают, что там, где речь идет об установках, постоянно вступают в игру новые факторы, ситуации и категории.
— The Journal of Nervous and Mental Disease, 09.