Страница 4 из 4
Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации – восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация – одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т. А. Бондаренко, Е.И. Башкирова, Т.Б. Рябова, Д.П. Пискарев). Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293]. Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Литература
Теги: людьми друг друга познании восприятии «ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя» |
Как стереотипы в поп-культуре и медиа заставляют нас думать, что нормально, а что нет
Популярные фильмы и сериалы нередко критикуют за отсутствие инклюзивности или стереотипное изображение героев разных гендеров или национальности. Разбираемся в том, как работают стереотипы в поп-культуре и можно ли от них избавиться.
Откуда взялись стереотипы
Впервые концепцию общественного мнения сформулировал американский писатель и журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922). Он же стал первым использовать термин «стереотип» в его современном значении — устоявшиеся убеждения, касающиеся общественно важных явлений и вопросов, которые основываются на человеческом опыте. Кроме того, они часто заключают в себе не только факты, но и определенное отношение к ним.
Липпман связывает существование стереотипов с «экономией усилий». В стремительно меняющемся индустриальном обществе событий и информации становилось настолько много, что ее невозможно было усвоить. Стереотипы же позволяют не тратить силы и предлагают готовое суждение и отношение к любым явлениям: «Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если наше образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое».
Такие предрассудки могут формировать мировоззрение, потому что получают структуру, логическое обоснование и название. Например, так в свое время Аристотель в «Политике» нашел обоснование рабству. Заметив, что свободные граждане интеллектуально превосходят своих рабов, он сделал вывод, что некоторые люди — рабы по своей природе. И рождены только для того, чтобы подчиняться.
Стереотипы крайне устойчивы, поскольку предлагают человеку упорядоченную картину мира и создают ощущение безопасности — прямо как дома. Проще поверить, что «мужчина — голова, женщина — шея» — естественный порядок вещей, продиктованный природой, а не результат какой‑то там гендерной социализации. Поэтому неудивительно, что критика стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания.
«Когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое‑то различие между нашим личным миром и миром вообще», — пишет Липпман.
Некоторые исследователи убеждены, что стереотипизацию нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим» явлением. По их мнению, она упрощает социальное устройство и делает его более схематичным и понятным. Стереотипы, которые воспринимаются как «правила жизни», облегчают коммуникацию между людьми. Немецкий философ и социолог Теодор Адорно в книге «Исследование авторитарной личности» тоже разделял это мнение: он считал, что без стереотипов массовая культура превратилась бы в хаос.
Как медиа эксплуатируют стереотипы
Если стереотипы упрощают действительность, то медиа усугубляют этот процесс. СМИ становятся основным инструментом для манипуляции массовым сознанием, передают шаблонную информацию и препятствуют развитию критического мышления.
С появлением массовых кино, радио, телевидения и интернет-СМИ медиа стали полноценным институтом социализации. Человек XX и XXI веков узнает о мире не с помощью школы или личного опыта, а с помощью продуктов поп-культуры. Медиа одновременно и улавливают, и распространяют стереотипы, тем самым конструируя собственную реальность. Причем такой процесс социализации начинается в детстве — с мультфильмов. Дети познают окружающий мир через уподобление ролевым моделям: если без медиа они подражали родителям, то теперь — героям на экране.
Персонажи детских мультфильмов транслируют те установки, которые на данный момент актуальны в обществе. Так, например, социологи разбирают мультсериал «Винкс», запущенный в 2004 году и вдохновленный «Сейлор Мун» и «Гарри Поттером». После третьей волны феминизма от традиционного образа женщины начали отказываться, и на экране стало появляться все больше решительных героинь. Героини «Винкс», по мнению исследователей, скорее обладают «мужественными» чертами: они смелые, инициативные, уверенные в своих силах, быстро ориентируются в кризисных ситуациях. Однако их внешность остается традиционной, даже сексуализированной: конвенциональная красота все еще считается важной характеристикой для женщин.
Современные же мультфильмы — например, «Райя и последний дракон» и «Энканто» — постепенно отходят от этого стереотипа и представляют героинь разных телосложений, национальностей и характеров. Так, «Энканто» стал первым анимационным проектом Disney, в котором главная героиня носит очки.
Как стереотипы становятся сценарными приемами
Исследовательница Алла Черных в книге «Мир современных медиа» пишет, что с появлением телевидения социализация детей стала начинаться намного раньше. «Взрослый» контент перестал быть для них тайной: все мы видели «Дом-2», «Голых и смешных» или жестокие криминальные сериалы. На детей они производят особенно сильное впечатление, поскольку не воспринимаются как что‑то нереалистичное — у них нет ни критического мышления, ни опыта. В итоге вымышленные образы и установки из медиа превращаются в «третьего родителя». Массовая культура рассказывает нам, как разбогатеть, прийти к власти, заполучить любовь и стать счастливыми. Например, если будешь загадочно закусывать губу, как Белла из «Сумерек» или Анастейша из «Пятидесяти оттенков серого», то все парни будут твои. Но часто эти правила вымышлены и поэтому не всегда применимы к реальной жизни.
Стереотипы в массовой культуре переупаковываются и превращаются в «тропы» — заготовки персонажей или сюжетных ходов. Их очень любят создатели подростковых фильмов и сериалов: в каждом из них есть королева школы, тихоня, качок, плохая девчонка или плохой парень, ботаны-девственники и т. д. По законам жанра королева школы в конце остается ни с чем, а тихоня заполучает красавчика-качка. Зритель делает вывод: будь хорошей девочкой — и получишь своего принца.
Эти тропы есть даже в «Sex Education», который, казалось бы, далек от клише подростковых сериалов. В первых сериях создатели знакомят нас с героями, используя стереотипы. Заслуга сериала в том, что по ходу сюжета он деконструирует тропы: делает ботана сексологом, изображает качка с тревожностью, плохую девчонку — с травмой, а королева школы оказывается девушкой из бедной семьи.
Действительно ли стереотипы — зло
Если одни тропы не несут никакой опасности, то другие — прямо влияют на жизнь людей. Из‑за строгих голливудских правил в американском кино 30-х появился квиркодинг — кодирование персонажей как представителей ЛГБТ без прямого указания на это. Такие герои становились либо комик-релифами, либо злодеями — стоит только вспомнить героя Хавьера Бардема в «007: Координаты „Скайфолл“». Прием закреплял в массовом сознании логическую цепочку: квир — значит, порочный, аморальный и опасный человек.
Похожее встречается и в медиа. В 2003 году Центр цивилизованных и региональных исследований провел мониторинг популярной прессы на предмет использования этнических стереотипов. Гипотеза состояла в том, что массовые издания способствуют распространению ксенофобии и ухудшают положение этнических меньшинств в Москве. Оказалось, что упоминание нерусских этносов чаще встречается в криминальных сводках или в статьях, анализирующих терроризм и миграцию. При этом, если преступление совершил русский человек, его национальность не указывается.
Исследование связывает это не с отчетливо ксенофобской позицией редакции, а с общей некомпетентностью журналистов: «Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании москвичей страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах». Авторы статьи уверены, что ксенофобия в медиа может напрямую влиять на национальную политику страны.
Надо ли бороться со стереотипами — и как
В медиаисследованиях и социологии есть много теорий о том, нужно ли бороться со стереотипами: одни утверждают, что они меняются сами собой, а другие — что эти изменения можно ускорить. Кандидат социологических наук Марина Маркина считает, что основной способ борьбы с негативными стереотипами о дискриминируемых группах — это их репрезентация и создание новых, положительных стереотипов. При этом интеграция в медиа должна происходить при участии самих этих групп. Иначе получается, что люди смотрят не на свою жизнь — а на жизнь, которую, по мнению авторов, они должны вести.
Летом 2021 года в тиктоке появился тренд, в рамках которого пользователи иронизировали над тем, как выглядит жизнь женщин по мнению режиссеров-мужчин. Видео снимали под трек «Portishead» Glory Box. Тиктокерка @tabeabussmann опубликовала два наглядных ролика: в обоих героиня покидает квартиру мужчины, с которым провела ночь. В версии «глазами мужчины» девушка просыпается с идеальным макияжем, загадочно поправляет волосы и оставляет кокетливую записку, а также выходит из квартиры, не надевая туфли. А в версии «глазами женщины» — просыпается с явным похмельем, смазанным макияжем и головной болью, а вместо кокетливой записки отправляет селфи подружке со словами «Я просто хочу есть…».
По сценарию создания новых, положительных стереотипов уже идут современные медиагиганты — Netflix и Disney. После выхода «Пробуждения Силы», 7-го эпизода «Звездных войн», журналистка Николь Сперлинг в Entertainment Weekly рассказала, как ее дочери 10 и 12 лет отреагировали на появление Рей — главной героини последней трилогии. Рей, в отличие от Леи, не была сексуализирована, ее одежда и прическа были удобными и простыми, а характер — твердым и решительным.
«Когда мы вышли с сеанса, мои девочки чувствовали себя такими же крутыми, как и мой сын, когда выходит с блокбастеров. Они не обсуждали красоту Рей… Они просто почувствовали себя сильными», — говорится в статье.
Стереотип | печать | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Уильям Гед | Шотландский ювелир
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.