Страница 4 из 4
Реализация стереотипов происходит в процессе стереотипизации – восприятии и классификации социальных явлений на основе выработанных стереотипов. Процесс порождения стереотипов является частным случаем процесса категоризации. Таким образом, стереотипизация – одна из форм подведения явлений под категории. Но при этом она отличается от других форм: при стереотипизации негативные или позитивные характеристики явлений подчеркиваются, предвзятые представления эмоционально окрашиваются. Это и классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явления, то есть отвечающим социальным стереотипам [4]. Явление стереотипизации тесно связано со стремлением человека «рассортировать» полученную информацию, «разложить ее по полочкам» (В.Г. Крысько, Т. Роберт О’Хара считал, что человек, привыкая к стереотипизированным реакциям, реагирует рефлекторно. Исходя из этого утверждения, он считает, что можно специально создавать стереотипы и манипулировать сознанием людей посредством их. Он отмечает: «Если что-то повторяется достаточно часто, оно приобретает силу правды в умах людей. Они настолько привыкают слышать это или видеть, что автоматически воспринимают информацию как истину» [12, 293]. Следует отметить, что стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому субъекту, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, предопределяя человека в ряде типичных ситуаций его поведение. Стереотипы помогают принимать решения в повторяющейся ситуации и сохраняют психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. Таким образом, стереотипизация в процессе познания людьми друг друга способна приводить к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, в этом случае стереотип не всегда несет в себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или неприятия. Остается упрощенный подход, который не способствует точности формирования образа другого человека и заставляет заменить его неким клише, но, тем не менее, в каком-то смысле необходим, поскольку помогает сократить процесс познания. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие окрашивается неприязнью. Не следует давать стереотипу лишь негативную оценку. Литература
Теги: людьми друг друга познании восприятии «ПерваяПредыдущая1234СледующаяПоследняя» |
Как стереотипы в поп-культуре и медиа заставляют нас думать, что нормально, а что нет
Популярные фильмы и сериалы нередко критикуют за отсутствие инклюзивности или стереотипное изображение героев разных гендеров или национальности. Разбираемся в том, как работают стереотипы в поп-культуре и можно ли от них избавиться.
Откуда взялись стереотипы
Впервые концепцию общественного мнения сформулировал американский писатель и журналист Уолтер Липпман в книге «Общественное мнение» (1922). Он же стал первым использовать термин «стереотип» в его современном значении — устоявшиеся убеждения, касающиеся общественно важных явлений и вопросов, которые основываются на человеческом опыте. Кроме того, они часто заключают в себе не только факты, но и определенное отношение к ним.
Липпман связывает существование стереотипов с «экономией усилий». В стремительно меняющемся индустриальном обществе событий и информации становилось настолько много, что ее невозможно было усвоить. Стереотипы же позволяют не тратить силы и предлагают готовое суждение и отношение к любым явлениям: «Мы получаем представление о большинстве вещей до того, как непосредственно сталкиваемся с ними. И если наше образование не помогает четко осознать существование этих предубеждений, то именно они управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты либо как знакомые, либо как странные и необычные, усугубляя различие по этому параметру: слегка знакомое подается как очень близкое, а чуть-чуть странное — как абсолютно чужое».
Такие предрассудки могут формировать мировоззрение, потому что получают структуру, логическое обоснование и название. Например, так в свое время Аристотель в «Политике» нашел обоснование рабству. Заметив, что свободные граждане интеллектуально превосходят своих рабов, он сделал вывод, что некоторые люди — рабы по своей природе. И рождены только для того, чтобы подчиняться.
Стереотипы крайне устойчивы, поскольку предлагают человеку упорядоченную картину мира и создают ощущение безопасности — прямо как дома. Проще поверить, что «мужчина — голова, женщина — шея» — естественный порядок вещей, продиктованный природой, а не результат какой‑то там гендерной социализации. Поэтому неудивительно, что критика стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания.
«Когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое‑то различие между нашим личным миром и миром вообще», — пишет Липпман.
Некоторые исследователи убеждены, что стереотипизацию нельзя назвать ни «плохим», ни «хорошим» явлением. По их мнению, она упрощает социальное устройство и делает его более схематичным и понятным. Стереотипы, которые воспринимаются как «правила жизни», облегчают коммуникацию между людьми. Немецкий философ и социолог Теодор Адорно в книге «Исследование авторитарной личности» тоже разделял это мнение: он считал, что без стереотипов массовая культура превратилась бы в хаос.
Как медиа эксплуатируют стереотипы
Если стереотипы упрощают действительность, то медиа усугубляют этот процесс. СМИ становятся основным инструментом для манипуляции массовым сознанием, передают шаблонную информацию и препятствуют развитию критического мышления.
С появлением массовых кино, радио, телевидения и интернет-СМИ медиа стали полноценным институтом социализации. Человек XX и XXI веков узнает о мире не с помощью школы или личного опыта, а с помощью продуктов поп-культуры. Медиа одновременно и улавливают, и распространяют стереотипы, тем самым конструируя собственную реальность. Причем такой процесс социализации начинается в детстве — с мультфильмов. Дети познают окружающий мир через уподобление ролевым моделям: если без медиа они подражали родителям, то теперь — героям на экране.
Персонажи детских мультфильмов транслируют те установки, которые на данный момент актуальны в обществе. Так, например, социологи разбирают мультсериал «Винкс», запущенный в 2004 году и вдохновленный «Сейлор Мун» и «Гарри Поттером». После третьей волны феминизма от традиционного образа женщины начали отказываться, и на экране стало появляться все больше решительных героинь. Героини «Винкс», по мнению исследователей, скорее обладают «мужественными» чертами: они смелые, инициативные, уверенные в своих силах, быстро ориентируются в кризисных ситуациях. Однако их внешность остается традиционной, даже сексуализированной: конвенциональная красота все еще считается важной характеристикой для женщин.
Современные же мультфильмы — например, «Райя и последний дракон» и «Энканто» — постепенно отходят от этого стереотипа и представляют героинь разных телосложений, национальностей и характеров. Так, «Энканто» стал первым анимационным проектом Disney, в котором главная героиня носит очки.
Как стереотипы становятся сценарными приемами
Исследовательница Алла Черных в книге «Мир современных медиа» пишет, что с появлением телевидения социализация детей стала начинаться намного раньше. «Взрослый» контент перестал быть для них тайной: все мы видели «Дом-2», «Голых и смешных» или жестокие криминальные сериалы. На детей они производят особенно сильное впечатление, поскольку не воспринимаются как что‑то нереалистичное — у них нет ни критического мышления, ни опыта. В итоге вымышленные образы и установки из медиа превращаются в «третьего родителя». Массовая культура рассказывает нам, как разбогатеть, прийти к власти, заполучить любовь и стать счастливыми. Например, если будешь загадочно закусывать губу, как Белла из «Сумерек» или Анастейша из «Пятидесяти оттенков серого», то все парни будут твои. Но часто эти правила вымышлены и поэтому не всегда применимы к реальной жизни.
Стереотипы в массовой культуре переупаковываются и превращаются в «тропы» — заготовки персонажей или сюжетных ходов. Их очень любят создатели подростковых фильмов и сериалов: в каждом из них есть королева школы, тихоня, качок, плохая девчонка или плохой парень, ботаны-девственники и т. д. По законам жанра королева школы в конце остается ни с чем, а тихоня заполучает красавчика-качка. Зритель делает вывод: будь хорошей девочкой — и получишь своего принца.
Эти тропы есть даже в «Sex Education», который, казалось бы, далек от клише подростковых сериалов. В первых сериях создатели знакомят нас с героями, используя стереотипы. Заслуга сериала в том, что по ходу сюжета он деконструирует тропы: делает ботана сексологом, изображает качка с тревожностью, плохую девчонку — с травмой, а королева школы оказывается девушкой из бедной семьи.
Действительно ли стереотипы — зло
Если одни тропы не несут никакой опасности, то другие — прямо влияют на жизнь людей. Из‑за строгих голливудских правил в американском кино 30-х появился квиркодинг — кодирование персонажей как представителей ЛГБТ без прямого указания на это. Такие герои становились либо комик-релифами, либо злодеями — стоит только вспомнить героя Хавьера Бардема в «007: Координаты „Скайфолл“». Прием закреплял в массовом сознании логическую цепочку: квир — значит, порочный, аморальный и опасный человек.
Похожее встречается и в медиа. В 2003 году Центр цивилизованных и региональных исследований провел мониторинг популярной прессы на предмет использования этнических стереотипов. Гипотеза состояла в том, что массовые издания способствуют распространению ксенофобии и ухудшают положение этнических меньшинств в Москве. Оказалось, что упоминание нерусских этносов чаще встречается в криминальных сводках или в статьях, анализирующих терроризм и миграцию. При этом, если преступление совершил русский человек, его национальность не указывается.
Исследование связывает это не с отчетливо ксенофобской позицией редакции, а с общей некомпетентностью журналистов: «Журналисты, следуя бытующим в массовом сознании москвичей страхам и фобиям, осознанно или невольно этнизируют криминальную ситуацию, мотивируя этноконфессиональными факторами проблемы, лежащие в социально-экономической и политической сферах». Авторы статьи уверены, что ксенофобия в медиа может напрямую влиять на национальную политику страны.
Надо ли бороться со стереотипами — и как
В медиаисследованиях и социологии есть много теорий о том, нужно ли бороться со стереотипами: одни утверждают, что они меняются сами собой, а другие — что эти изменения можно ускорить. Кандидат социологических наук Марина Маркина считает, что основной способ борьбы с негативными стереотипами о дискриминируемых группах — это их репрезентация и создание новых, положительных стереотипов. При этом интеграция в медиа должна происходить при участии самих этих групп. Иначе получается, что люди смотрят не на свою жизнь — а на жизнь, которую, по мнению авторов, они должны вести.
Летом 2021 года в тиктоке появился тренд, в рамках которого пользователи иронизировали над тем, как выглядит жизнь женщин по мнению режиссеров-мужчин. Видео снимали под трек «Portishead» Glory Box. Тиктокерка @tabeabussmann опубликовала два наглядных ролика: в обоих героиня покидает квартиру мужчины, с которым провела ночь. В версии «глазами мужчины» девушка просыпается с идеальным макияжем, загадочно поправляет волосы и оставляет кокетливую записку, а также выходит из квартиры, не надевая туфли. А в версии «глазами женщины» — просыпается с явным похмельем, смазанным макияжем и головной болью, а вместо кокетливой записки отправляет селфи подружке со словами «Я просто хочу есть…».
По сценарию создания новых, положительных стереотипов уже идут современные медиагиганты — Netflix и Disney. После выхода «Пробуждения Силы», 7-го эпизода «Звездных войн», журналистка Николь Сперлинг в Entertainment Weekly рассказала, как ее дочери 10 и 12 лет отреагировали на появление Рей — главной героини последней трилогии. Рей, в отличие от Леи, не была сексуализирована, ее одежда и прическа были удобными и простыми, а характер — твердым и решительным.
«Когда мы вышли с сеанса, мои девочки чувствовали себя такими же крутыми, как и мой сын, когда выходит с блокбастеров. Они не обсуждали красоту Рей… Они просто почувствовали себя сильными», — говорится в статье.
Стереотип | печать | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Уильям Гед | Шотландский ювелир
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.