Стереотипы это в психологии: Стереотип. Что такое «Стереотип»? Понятие и определение термина «Стереотип» – Глоссарий

16.Стереотипы восприятия.

Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки мыслей, чувств и поступков. Стереотипы — это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации,это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир.

Стереотипы восприятия свидетельствуют о представлениях людей о своей и чужой народности и проявляются в наборе характеристик и черт линости..

Примеры стереотипов восприятия:

Эффект ссылки на себя

Эффект ссылки на себя иллюстрирует основополагающий факт жизни: в центре нашего мира находится восприятие нашего собственного Я. Поскольку нам свойственно видеть себя главным действующим лицом, мы переоцениваем степень нацеленности на нас поведения окружающих. 

Нередко мы считаем себя ответственными за события, в которых играли лишь второстепенные роли Оценивая действия или поведение других людей, мы нередко непроизвольно сравниваем их с собственными действиями и поведением А если во время какого-либо разговора мы услышим, что кто-то, не участвующий в нем, произнес наше имя, наш «слуховой радар» мгновенно переключает наше внимание с собеседника на этого человека.

Эффект ложного согласия

Людям свойственно считать, что любой человек ведет себя так же, как и они сами. Мы склонны рассматривать свое собственное поведение в качестве типичного. Тенденция преувеличивать степень того, насколько наше поведение и мнение общепринято, называется эффектом ложного согласия.

Симпатия

Как правило, мы охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех,

кого мы знаем и кто нам нравится.

Принцип контраста

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем легкий предмет, а затем — тяжелый, мы будем оценивать второй предмет как более тяжелый, чем если бы мы подняли его, не пытаясь сначала поднять легкий.

Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если мы на вечеринке беседуем с красивой женщиной, а затем к нам присоединяется непривлекательная, то эта вторая женщина будет казаться нам еще менее привлекательной, чем она есть на самом деле.

Эффект Барнума

человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они получены в результате изучения каких-то непонятных ему факторов.

Первое впечатление

Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером

.Самоутверждение за счет унижения других

Психология восприятия цвета — способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологическихпсихологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения.

Цветоведение — наука об анализе процесса восприятия и различения цвета на основе сведений из физики, физиологии и психологии. 

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим относятся

белый, черный и серый. К хроматическим относятся все остальные цвета (красный, синий, зеленый и т.д.).

Солнечный свет, как и свет любого искусственного источника, состоит из волн различной длины. В то же время любой предмет или физическое тело будет восприниматься в строго определенном цвете (сочетании цветов). Цвет конкретного предмета зависит от того, какие волны и в какой пропорции отражаются этим предметом. Если предмет равномерно отражает все волны, т. е. он характеризуется отсутствием избирательности отражения, его цвет будет ахроматическим. Если же он характеризуется избирательностью отражения волн, т. е. отражает преимущественно волны определенной длины, а остальные поглощает, то предмет будет окрашен в определенный хроматический цвет.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только светлотой. Светлота зависит от коэффициента отражения предмета, т. е. от того, какую часть падающего света он отражает. Чем больше коэффициент отражения, тем светлее цвет. Так, например, белая писчая бумага в зависимости от ее сорта отражает от 65 до 85 % падающего на нее света. Черная бумага, в которую заворачивают фотобумагу, имеет коэффициент отражения 0,04, т. е. отражает всего лишь 4 % падающего света, а хороший черный бархат отражает всего 0,3 % падающего на него света – его коэффициент отражения составляет 0,003.

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отражаемом данным предметом. Насыщенностью называется степень выраженности данного цветового тона, т. е. степень отличия цвета от серого, одинакового с ним по светлоте. Насыщенность цвета зависит от того, насколько преобладают в световом потоке те длины волн, которые определяют его цветовой тон.

Современной англоязычной художественной литературе


Скачать 0,6 Mb.

страница1/33
Дата27.02.2021
Размер0,6 Mb.
#100015
ТипДиссертация

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   33

    Навигация по данной странице:
  • Глава I Теоретические предпосылки исследования гендерных стереотипов в лингвистике
  • Глава II Практическое исследование языковых и гендерных характеристик высказываний, содержащих гендерные стереотипы
  • Актуальность
  • Объектом

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет филологии

Кафедра английской филологии и перевода

ЖИЕНТАЕВА Сабина Сабиржановна


ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В

СОВРЕМЕННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Магистерская диссертация

Научный руководитель:

к. ф.н./ ст.преп. А.С. Вахрамеева

Санкт-Петербург

2016

Содержание



Введение

4

Глава I Теоретические предпосылки исследования гендерных стереотипов в лингвистике

7

1.1 Основные положения гендерной лингвистики

7

1.1.1 Определение понятия гендер

7

1.1.2 История развития гендерных исследований и предпосылки исследования гендерных стереотипов

9

1.2 Понятие стереотипа

16

1. 2.1 Определение стереотипа

16

1.2.2 Классификация стереотипов

18

1.2.3 Понятие социального стереотипа

21

1.2.4 Определение гендерного стереотипа

24

1.3 Лексические и грамматические особенности мужской и женской речи

28

Выводы по Главе I

35

Глава II Практическое исследование языковых и гендерных характеристик высказываний, содержащих гендерные стереотипы

37

2.1 Высказывания женских персонажей

37

2. 1.1 Высказывания женских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представительницах своей гендерной идентичности

37

2.1.2 Высказывания женских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представителях противоположной гендерной идентичности

48

2.1.3 Высказывания женских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представителях своей и противоположной гендерной идентичности

55

2.2 Высказывания мужских персонажей

61

2.2.1 Высказывания мужских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представителях противоположной гендерной идентичности

61

2.2.2 Высказывания мужских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представителях своей гендерной идентичности

67

2. 2.3 Высказывания мужских персонажей, содержащие гендерные стереотипы о представителях противоположной и своей гендерной идентичности

70

Выводы по Главе II

73

Заключение

78

Список использованной литературы

Список источников примеров с сокращениями



81

89

Введение

Современные лингвистические исследования, ориентированные на изучение человека в языке и языка в человеке, основаны на антропоцентрическом подходе. Гендерные отношения присутствуют в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывающих отпечаток на процесс вербализации в зависимости от гендерной принадлежности личности и на процесс ее языковой социализации. В связи с этим исследование женственности и мужественности должно включать описание стереотипов, связанных с ними, и средств формального выражения этих стереотипов в языке.

Актуальность настоящей работы обусловлена возрастающим интересом к изучению гендерных аспектов процесса коммуникации. Исследование влияния гендерных стереотипов, т.е. стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское», на речевое общение приобретает большую значимость. Более того, значительные изменения в социокультурном обществе, интерференция гендерных ролей, демократизация общества и отношений в значительной степени влияют на динамику гендерных стереотипов, что отражается при выборе языковых средств реализации мужественности и женственности. Однако недостаточно изученным является выбор языковых средств реализации маскулинности и фемининности в процессе коммуникации.

Объектом исследования являются фрагменты дискурсов из англоязычных художественных произведений, в которых манифестируются гендерные стереотипы.

Предметом исследования являются языковые средства реализации гендерных стереотипов в англоязычной художественной литературе.

Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Модели манипуляторов для автоматизации сборочных операций кулаков Феликс Михайлович д т. н., профессор
11701 -> Problems of professional motivation of employees in the sphere of education on the example of a pedagogical collective Выпускная квалификационная работа по направлению
11701 -> Личностные особенности влияющие на успешность спортсменов при экстремальных нагрузках
11701 -> Результаты эмпирического исследования связи учебной мотивации и профессиональной идентичности студентов
11701 -> Основная образовательная программа «общая психология и психология личности»
11701 -> Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология
11701 -> Основная образовательная программа «Общая психология и психология личности»
11701 -> Кафедра эргономики и инженерной психологии
11701 -> Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием


Скачать 0,6 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   33


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Стереотипы — IResearchNet

Стереотипы Определение

Стереотипы — это обобщенные представления о характеристиках, присущих членам социальной группы. В 1922 году журналист Уолтер Липпманн впервые популяризировал термин «стереотип», который он описал как представление людей о том, на что похожа социальная группа. Ранние исследователи изучали содержание социальных стереотипов, прося людей указать, какие психологические черты они связывают с различными этническими и национальными группами (например, с немцами, неграми, евреями). Это исследование показало, что общественное представление об этих социальных группах в значительной степени единодушно, при этом в целом существует сильное согласие относительно того, какие характеристики типичны для каждой группы. Также была тенденция к тому, чтобы эти «картинки в наших головах» содержали больше отрицательных, чем положительных характеристик.

Происхождение стереотипов

Недавние исследования показывают, что стереотипы, как правило, группируются вокруг двух широких тем. Одна тема касается компетентности: являются ли члены группы умными и успешными? Вторая тема касается теплоты: являются ли члены группы симпатичными, дружелюбными и безопасными? Возможно, неудивительно, что члены доминирующей (большинства) социальной группы склонны рассматривать свою собственную группу как компетентную и теплую. Многие другие группы рассматриваются со смесью амбивалентных стереотипов. Некоторые группы, такие как женщины и пожилые люди, обычно считаются довольно теплыми, но лишенными компетентности, в то время как другие группы, такие как азиаты и евреи, как правило, рассматриваются большинством как вполне компетентные, но лишенные теплоты. Лишь относительно немногие группы (например, бездомные, наркоманы) считаются неудовлетворительными по обоим параметрам. Однако в целом данное исследование подтверждает, что стереотипы многих социальных групп отмечены как минимум одной негативной темой.

Многие исследования последних десятилетий посвящены изучению когнитивных процессов, лежащих в основе формирования стереотипов. С этой точки зрения стереотипы выполняют познавательную функцию, организуя и структурируя представления человека о социальной среде. Перспектива социального познания подчеркивает, что стереотипы возникают в результате нормальной повседневной работы основных психических процессов, таких как внимание, память и умозаключение. В повседневной жизни человек потенциально по-разному подвергается воздействию информации о членах различных социальных групп. Их можно увидеть по телевизору, услышать, как о них говорят друзья, или встретиться с ними лично. Перспектива социального познания утверждает, что стереотипы, которые формирует человек, будут определяться тем, на какие аспекты этого парада информации он или она обращает внимание и запоминает. По сути, существует базовый процесс обучения, связанный с формированием стереотипов, но этот процесс не обязательно может быть объективным и беспристрастным. Действительно, важный вопрос, который еще не был полностью решен, заключается в том, в какой степени повседневные процессы обучения приводят к достаточно точным стереотипам.

Конечно, интуитивно кажется маловероятным, что кто-то сформирует крайне неточные стереотипы, и даже если бы он это сделал, все еще неясно, как он или она сможет поддерживать их перед лицом постоянного опровержения. Тем не менее, исследования социального познания показывают, что люди действительно могут систематически предвзято относиться к тому, что они «знают» о социальных группах. Люди часто обладают обширной ментальной базой данных, содержащей доказательства, подтверждающие очевидную точность их стереотипов, но эти, казалось бы, убедительные доказательства могут быть в значительной степени иллюзорными. Во-первых, чтобы у людей сформировалось точное представление о социальной группе, им необходимо было бы ознакомиться с репрезентативными выборками членов группы; однако репрезентативные выборки может быть трудно получить (особенно для групп, с которыми лично сталкиваются реже), если средства массовой информации, сплетни и другие формы публичного дискурса выборочно сосредотачиваются на более негативных аспектах поведения социальной группы. Даже если доступна репрезентативная выборка поведения, люди все равно должны быть одинаково чувствительны ко всем типам представленной информации, чтобы их мысленный образ группы был объективно точным. Исследования показывают, что опять-таки существует тенденция обращать больше внимания на негативную информацию, особенно когда она связана с определенной социальной группой (например, группой меньшинств). И когда люди начинают с четких ожиданий относительно того, на что похожа группа, они могут быть предвзятыми в отношении того, что они воспринимают и запоминают в полученной впоследствии информации о группе. Хотя остается открытым вопрос, насколько точны большинство социальных стереотипов, имеющиеся исследования показывают, что преувеличенные и неточные стереотипы могут формироваться и поддерживаться, по крайней мере, при некоторых обстоятельствах.

Последствия стереотипов

Когда человек сталкивается с членом стереотипной группы, стереотипы, связанные с этой группой, могут автоматически активироваться; то есть конкретные характеристики, которые считаются типичными для группы, могут стать более доступными для сознания человека. Этот процесс активации стереотипа может происходить даже в тех случаях, когда человек лично не поддерживает или не принимает стереотип как верный. Пока существует ассоциация между группой и стереотипной характеристикой, хранящейся в памяти (например, в результате частого воздействия общекультурных образов группы), стереотип может активироваться при встрече с членом стереотипной социальной группы. Если это произойдет, стереотип может оказать множество эффектов на то, как этот человек воспринимается и обращается с ним. Большинство из этих эффектов возникают быстро, непроизвольно и часто без какого-либо осознания того, что они происходят.

Социальные психологи разработали несколько способов обнаружения того, что стереотипы быстро и автоматически активируются в сознании людей. Например, исследования показывают, что гендерные стереотипы влияют на многих людей таким образом. Участникам показывают серию фотографий мужчин и женщин, и после каждой фотографии они должны как можно быстрее ответить на целевое слово. Увидев изображение мужчины, люди, как правило, достоверно быстрее реагируют на стереотипно мужские понятия (например, «сильный»), но достоверно медленнее реагируют на стереотипно женские понятия (например, «мягкий»). Обратная картина происходит после воздействия изображения женщины. Таким образом, простое знакомство с изображением человека — это все, что нужно для того, чтобы связанные с полом стереотипные концепции стали более доступными в сознании воспринимающих. Автоматическая активация стереотипов распространена, но ни в коем случае не универсальна. Существуют существенные индивидуальные различия, и непосредственный контекст также важен. Например, в ситуационном контексте, в котором этническая принадлежность важнее пола, один и тот же набор целевых фотографий может вызвать автоматические расовые стереотипы, но не гендерные стереотипы. Однако в большинстве случаев у человека все же формируется какое-то быстрое впечатление о другом человеке, и часто это впечатление частично основано на применении активированных стереотипов в отношении некоторых (но, вероятно, не всех) социальных групп целевого человека.

После активации стереотипы могут оказывать множество важных эффектов на то, как человек видит мир. Например, когда стереотип активируется, он может повлиять на то, как человек интерпретирует двусмысленное поведение. Если придерживаться стереотипа о том, что арабы опасны, то даже довольно приземленное поведение араба (или кого-то, кто отдаленно похож на араба) может приобрести в сознании зловещий подтекст. В такой ситуации неоднозначное поведение уподобляется стереотипным представлениям, активизирующимся в сознании воспринимающего. Стереотипы также могут влиять на то, как человек объясняет социальные события. Например, лидерские качества стереотипно больше ассоциируются с мужчинами, чем с женщинами. Успешному руководителю-мужчине часто приписывают деловую смекалку и лидерские качества, тогда как успешную работу руководителя-женщины можно объяснить благоприятными экономическими условиями или даже слепым везением. Поскольку причины большинства событий часто, по крайней мере, в некоторой степени неоднозначны, стереотипы могут влиять на то, какие элементы ситуации выделяются как причинно важные. Стереотипные результаты легко предполагают стереотипные личные причины (например, лидерские качества мужчины), тогда как контрстереотипные результаты предполагают ситуативные или временные причины (например, благоприятные рыночные условия). Обратите внимание, что эти искажающие эффекты стереотипов, как правило, усиливают кажущуюся точность стереотипа, добавляя в мысленную базу подтверждающих случаев (одновременно пропуская или не принимая во внимание опровергающие примеры).

Стереотипы также могут быть самовоспроизводящимися в том смысле, что люди, придерживающиеся устойчивых стереотипов, могут действовать таким образом, что это приводит к подтверждению их убеждений. Например, если человек считает, что афроамериканцы настроены враждебно, то он или она может взаимодействовать с афроамериканцами относительно недружелюбно; такое обращение часто имеет тенденцию вызывать реакцию, которая также является недружественной, таким образом, как будто подтверждая ожидаемую враждебность. Такого рода самосбывающееся пророчество усиливает видимость точности стереотипа.

Люди формируют стереотипы о всех видах социальных групп, но основное внимание социально-психологических исследований уделяется стереотипам о группах, определяемых основными демографическими характеристиками (такими как этническая принадлежность, пол или возраст). Из-за исторической несправедливости, связанной с расизмом, сексизмом и эйджизмом, исследователи стремились понять связи между стереотипами и дискриминацией в этих конкретных областях. В большинстве случаев кажется, что люди не подвергаются всеобщей дискриминации по отношению к группам меньшинств; то есть они не склонны негативно или несправедливо реагировать на членов группы в целом, независимо от контекста или обстоятельств. Вместо этого формы дискриминации часто совпадают с содержанием стереотипов. Ярким примером является дискриминация по половому признаку. Женщины сталкиваются с дискриминацией при приеме на работу в первую очередь в ситуациях, когда они стремятся взять на себя традиционно мужские роли (например, руководителя бизнеса), но не в тех случаях, когда они стремятся к традиционно женским ролям (например, школьная учительница). Стереотипы создают ожидание того, что женщины, несмотря на их многочисленные положительные качества, «не обладают тем, что нужно», чтобы быть сильными и эффективными лидерами в бизнесе. Исследования расовых стереотипов также показывают, что дискриминация этнических меньшинств по расовому признаку гораздо более вероятна в стереотипных случаях. В некоторых исследованиях, например, афроамериканцы и латиноамериканцы были признаны более вероятными виновными в должностных преступлениях (таких как кража или нападение), чем белые подсудимые, но в отношении должностных преступлений (таких как растрата или растрата) картина обратная. компьютерный взлом). Таким образом, люди не дискриминируют какую-либо конкретную группу по всем направлениям; скорее, содержание социальных стереотипов определяет направленность и форму дискриминации, с которой сталкиваются члены стереотипных групп.

Социальные психологи — не единственные, кто замечает эту связь между стереотипами и дискриминацией. В течение 20-го века широкая общественность также стала ассоциировать стереотипы об этих группах с социальной несправедливостью, что привело к общему мнению о том, что стереотипы неуместны и неприемлемы. В результате люди часто отказываются от стереотипных представлений, однако, как отмечалось ранее, это личное неприятие стереотипов не дает гарантии того, что удастся избежать их активизации и влияния. Одна из стратегий предотвращения нежелательных стереотипных реакций состоит в том, чтобы попытаться подавить стереотипы или предотвратить их появление в уме. Многочисленные исследования изучали влияние попыток не приходить в голову стереотипным мыслям. В этом исследовании подчеркивается, что, хотя процесс активизации и использования стереотипов часто является весьма эффективным и в значительной степени автоматическим, процесс попытки подавить эти стереотипы обычно требует гораздо больше усилий. Чтобы добиться успеха, требуется умственная энергия и целенаправленные усилия. Если у воспринимающих есть постоянная мотивация и достаточно свободного внимания, они могут преуспеть в подавлении стереотипных реакций, но если их мотивация ослабевает или они отвлекаются, попытка подавить стереотипы может фактически привести к эффекту отскока, при котором стереотипы становятся даже более доступными, чем они были бы таковыми, если бы никогда не предпринимались попытки подавления. К счастью, появляется все больше свидетельств того, что воспринимающие могут отучиться от нежелательных культурных стереотипов и стать достаточно эффективными в подавлении этих стереотипов. Исследования, изучающие самые быстрые реакции, возникающие в первые секунды встречи с членом стереотипной группы, подтверждают, что люди могут преуспеть в преодолении стереотипных предубеждений и что этот процесс подавления стереотипных реакций не должен оставаться трудным и утомительным (хотя он может начаться в ту сторону).

Стереотипы Последствия

Стереотипы играют важную роль в том, как люди воспринимают и формируют впечатление о других. Как только человек классифицируется как член определенной группы, о нем или о ней можно судить с точки зрения групповых ожиданий. При отсутствии явного опровержения человека можно легко рассматривать как «типичного» члена этой группы, взаимозаменяемого с другими членами группы. В отличие от таких впечатлений, основанных на категориях, воспринимающие могут вместо этого судить о людях на основе личных качеств, некоторые из которых могут быть типичными для их группы, но многие из которых нет. Этот процесс индивидуации, хотя и позволяет избежать рисков неточных или преувеличенных стереотипов, требует гораздо больших затрат времени и энергии. Чтобы узнать личные качества человека, а не просто предположить, что он или она обладает типичными для группы качествами, требуется довольно обширный контакт и непредвзятая оценка человека, с которым он сталкивается. Учитывая эти требования, стереотипирование часто может быть процессом по умолчанию, направляющим социальное восприятие, когда потребность или желание точного впечатления не особенно насущны.

Ссылки:

  1. Йост, Дж. Т., и Гамильтон, Д. Л. (2005). Стереотипы в нашей культуре. В Дж. Ф. Довидио, П. Глик и Л. А. Рудман (ред.), О природе предубеждений: пятьдесят лет после Олпорта (стр. 208–224). Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  2. Липпманн, В. (1961). Общественное мнение. Нью-Йорк: Макмиллан.
  3. Операрио, Д., и Фиске, С.Т. (2004). Стереотипы: содержание, структуры, процессы и контекст. В MB Brewer & M. Hewstone (Eds.), Социальное познание (стр. 120–141). Молден, Массачусетс: Блэквелл.
  4. Куинн, К.А., Макрэ, К.Н., и Боденхаузен, Г.В. (2003). Стереотипы и формирование впечатления: как категориальное мышление формирует восприятие человека. В MA Hogg & J. Cooper (Eds.), Справочник Sage по социальной психологии (стр. 87-109). Лондон: Сейдж.
  5. Шнайдер, DJ (2003). Психология стереотипов. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Стереотипы в психологии и повседневной жизни

Стереотипы как социальное явление хорошо изучены в современной психологии и социальной нейробиологии. Стереотип обычно определяют как набор обобщенных убеждений и связанных с ними ожиданий в отношении конкретной социальной, национальной или любой другой группы и ее составляющих. Они являются продуктом общих представлений всего общества (или, чаще, более мелких групп в обществе), которые увековечивают определенные образы групп или членов этих групп. Стереотипы обычно применяются к «другим» людям, но они могут относиться и к нам самим. Что я хотел бы продемонстрировать в этом своем блоге, так это то, что стереотипы — довольно сложное явление, которое во многих случаях требует нашего постоянного внимания и переоценки. Мы просто не можем жить и существовать без стереотипов, но пользуемся мы ими или нет?

«Правильные» и «неправильные» стереотипы

Психологические исследования признают пагубное влияние стереотипов, поскольку они могут привести к предрассудкам и даже к некоторым формам дискриминации. Конечно, предрассудки и дискриминация — это убеждения (и практики), которые следует разоблачать и полностью отвергать, поскольку они наносят ущерб целым группам общества или даже целым народам. Поэтому предрассудки и дискриминацию следует рассматривать как ошибочные стереотипы. Предубеждение – это преимущественно негативная оценка группы и ее членов, но она может быть и положительной. Наверное, пришло время привести несколько примеров, иллюстрирующих практическое значение предубеждений. Такими примерами могут быть «Я ненавижу спортсменов» (негативное предубеждение) и «Я люблю спортсменов и восхищаюсь ими» (позитивное предубеждение). Существует очевидное совпадение стереотипов, предрассудков и дискриминации, поскольку дискриминация часто описывается как твердые убеждения и повторяющееся поведение по отношению к конкретным лицам на основании их принадлежности к определенной группе. Тонкое различие между предубеждениями и дискриминацией можно провести, сведя предубеждения к отношению к группе и ее членам и описав дискриминацию как фактическое поведение, направленное на группу и ее составляющие.

Включите JavaScript для просмотра контента

Преимущества и недостатки стереотипов

Стереотипы развиваются из нашего желания лучше узнать окружающий мир. Они позволяют нам систематизировать огромное количество данных и информации, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной деятельности. Они являются формами обобщений и, следовательно, являются продуктом нашего мыслительного процесса (или чаще мышления других людей, которое мы принимаем за свое собственное). Однако проблема со стереотипами заключается в том, что слишком часто они соблазняют нас чрезмерно упрощать мир вокруг нас или мир, который мы на самом деле не знаем, но притворяемся, что знаем его посредством стереотипов.

На мой взгляд, стереотипы имеют свои преимущества, если они верны. Например, утверждение «Спортсмены развлекают людей» является примером стереотипа, который может принести пользу обществу. Соответственно, неверные или ложные стереотипы следует рассматривать как вредные для убеждений и обычаев общества. Таким стереотипом было бы «Спортсмены не очень умны». Проблема с «правдивостью» стереотипов заключается в том, что иногда бывает очень сложно или даже невозможно проверить их достоверность. Последний пример с низким IQ спортсменов весьма показателен – нельзя утверждать, что все спортсмены обладают высоким интеллектом, потому что мы имеем дело с очень большой группой профессионалов, а эти профессионалы неизбежно являются людьми с разной степенью интеллекта.

Еще одна обратная сторона стереотипов — так называемое «самосбывающееся пророчество». Самоисполняющееся пророчество определяется как ожидание проявления будущего поведения, которое увеличивает вероятность возникновения этого конкретного поведения. Например, самосбывающимся пророчеством является следующая ситуация: «Я склонен чувствовать себя несчастным, если пропускаю утреннюю зарядку».

Включите JavaScript для просмотра контента

Определяют ли нас как-то стереотипы?

К сожалению, наши стереотипы многое говорят о нас как о личностях и людях. Более того, стереотипы могут и влияют на нас, когда мы принимаем те или иные решения. Я считаю, что нет необходимости распространяться о негативных последствиях решений, которые принимаются на основе неправильных стереотипов. Однако нам также очень повезло, что мы можем изменять и корректировать наши стереотипы и тем самым улучшать себя.

Стереотипы не определяют нас полностью, но они в некоторой степени влияют на нашу повседневную жизнь, и мы не можем позволить себе игнорировать их. Вместо этого мы должны признать, какие убеждения и отношения к себе являются стереотипами, и, соответственно, мы должны усердно пересмотреть их, если это необходимо.

Добавить комментарий