Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
14.02.2022 Просмотров: 21745
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
Стиль семейного воспитания — это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.
Характеристика стилей семейного воспитания
В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека. Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.
Авторитарный стиль семейного воспитания
При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки.
Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят на ребенка в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как: плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснений учителя или при подготовке уроков.
При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым.
Влияние авторитарного стиля воспитания на поведение подростков
По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу. Именно при авторитарном стиле семейного воспитания подростки будут порождать конфликты, относясь к окружающим с враждебностью. Родители всегда принимают решения за ребёнка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности научиться брать ответственность за свои поступки на себя.
Активные и сильные подростки начнут бунтовать, сопротивляться, становясь более агрессивными, могут сбегать из дома. Робкие и неуверенные в себе подростки с заниженной самооценкой, наоборот, привыкнут во всем слушаться родителей, не делая попыток решать собственные проблемы самостоятельно, всегда и во всем будут полагаться на родителей.
Либерально — попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения с ребёнком характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка.
Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребёнку проявить себя, показать свои способности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их различать, что правильно», что «неправильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка.
Каким вырастит ребёнок при попустительском стиле семейного воспитания
Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоциональные прочные связи с людьми.
Ребёнок, выращенный в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Такой ребенок не научен контролировать себя и своё поведение у него будет немного шансов развить самоуважение. В будущем ребёнок, воспитанный либеральными родителями, будет неспособен противостоять жизненным проблемам, у него возникнут трудности с социальным взаимодействием. Что в свою очередь приведет к не сформированности адекватной самооценки и чувства собственного достоинства. Он будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания
При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребёнок становится взрослым, родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие.
Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. При гиперопекающем стиле воспитания родители неосознанно тормозят формирование у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Каким вырастит ребенок при гиперопекающем стиле семейного воспитания
Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным, плаксивым. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, своих силах и возможностях, всегда будет бояться сделать что-то не так, ошибиться.
Некоторые дети в подростковом возрасте будут стремиться вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляя агрессию, становясь непослушными и своевольными.
Гиперопека, контроль, ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них.
Последствия гиперопекающего стиля семейного воспитания — формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния от других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастают «маменькиными сынками».
Отчужденный стиль семейного воспитания
При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе.
Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.
Каким вырастит ребенок при отчужденном стиле семейного воспитания
Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Подростки часто имеют проблемы с законом.
Хаотический стиль семейного воспитания
Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка: отсутствуют конкретные, определенные, четкие требования к ребёнку.
Возникает хаотичный стиль на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка.
Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.
Каким вырастит ребенок при хаотичном стиле воспитания
Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей. Ребенок будет отличаться незрелостью суждений.
Демократический стиль семейного воспитания
При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины.
Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками.
Также демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы.
В соответствии с возрастом родители поощряют самостоятельность и личную ответственность детей. Родители устанавливают правила и стандарты, границы приемлемого поведения и требуют их выполнения от ребёнка.
Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают возможность ребёнку взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия.
Каким вырастит ребёнок при демократическом стиле семейного воспитания
Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за за себя и близких ему людей. Дети хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми.
Ребёнок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни. Дети знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь.
Правильное, ответственное социальное поведение формируется у ребенка при проявлении родителями справедливости, заботы, твердости и соблюдении дисциплины.
Демократический стиль воспитания, как утверждают многие психологи, является наиболее эффективным стилем семейного воспитания. Какой бы из вышеперечисленных стилей вы не избрали, воспитывая, учитывайте тип темперамента ребенка.
Стили семейного воспитания и их характеристика по типу «материнского» отношения к ребенку:
Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу
Мать требует от подростка постоянного внимания к себе, заботы. Мать постоянно вмешивается в личную жизнь сына, ограничивает контакты со сверстниками и сверстницами, стремиться быть в курсе его личной и интимной жизни. От матери часто можно услышать недовольство по поводу того, что сын стремится отдалиться от неё, избегает общения. В менее грубой форме подростку присваивается роль «главы семьи».
Гиперопека и симбиоз
У матери наблюдается стойкое желание удержать, привязать ребёнка к себе, ограничить его самостоятельность из-за страха возможного несчастья с ребёнком в будущем. В психологии подобное отношение называется комплексом «умной Эльзы». Мать преуменьшает реальные возможности и способности ребенка, что приводит к ограничению и максимальному контролю, желанию сделать всё за ребенка, чтобы оградить его от мнимых несчастий в будущем.
Воспитательный контроль посредством лишения любви
Характеризуется подобный стиль воспитания в демонстрации ребёнку или подростку отношения «Что он не нужен такой, мама его не любит таким» при любом нежелательном поведении, непослушании, недостаточную, по мнению родителей, школьную успеваемость, навыки и достижения.
Свое недовольство родители как правило прямо не выражают, не проговаривают, не пытаются объяснить ребенку, почему он сделал что-то не так. Родители просто перестают разговаривать с ребёнком, игнорируют, говорят о нем в третьем лице.
У гипертимных подростков подобное отношение к нему родителей порождает бессильное чувство гнева и ярости, вспышки агрессии. Подросток подобным поведением хочет доказать свое существование, внедриться напролом в семейное «Мы». Родитель из-за чувства страха перед агрессией идет на мировую, либо путем ответной агрессии (оплевух, побоев) пытается преодолеть созданную им стену отчуждения.
Гипертимность — это стойкое приподнятое настроение, жизнерадостность, сопровождающееся личной и профессиональной активностью, повышенной социализацией.
У сензитивных детей или подростков подобное отношение родителей формирует глубокое чувство одиночества, собственной ненужности. Чтобы вернуть любовь родителей ребёнок вынужден ограничивать собственную индивидуальность, поступаться чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Таким образом родители добиваются послушания путем обесценивания личности ребенка.
Воспитательный контроль, путем вызывания чувства вины
На ребёнка, нарушившего запрет навешивается родителями ярлык «неблагодарный», «доставляющий любимой маме столько огорчений», «предавший родительскую любовь» и т.п. В будущем подросток под постоянным страхом оказаться виноватым перед неблагополучием родителей вынужден сковывать собственную самостоятельность и инициативу.
Стили семейного воспитания — книги:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.
2. Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2007
5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
📖 3. Стиль взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей, Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 56. Читать онлайн
…
Каждая семья обладает целым комплексом психологических особенностей. Но общей для всех семей является, как правило, ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений. Именно высокая степень эмоциональной близости это особое качество настоящей, крепкой семьи.
Современная многоступенчатая семья может успешно выполнять свои функции, если в ней будут гармонично сочетаться психологические особенности членов семьи всех поколений, благодаря чему они смогут заниматься формированием личности детей.
Семейные отношения это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.
Существуют разные подходы к классификации стилей взаимоотношений родителей и детей. Например, А. Болдуин выделяет два стиля:
1) демократический, который характеризуется высокой степенью вербального общения родителей с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, постоянной готовностью родителей прийти на помощь, стремлением к объективности в воспитании детей;
2) контролирующий, предполагающий существенные ограничения в поведении ребенка с пониманием смысла этих ограничений, четкость и последовательность требований родителей и признание ребенком их как справедливых и обоснованных.
Приведем другую классификацию стилей взаимоотношений в семье – авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей. При этом существует убеждение, что подобным воспитанием можно выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Однако в семьях такого типа нет душевного единения, дружбы. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Хотя дети растут послушными, дисциплинированными, эти качества складываются у них без эмоционально-позитивного и осознанного отношения к требованиям взрослого. Чаще это слепое послушание основано на опасении быть наказанным. В результате у детей слабо развиваются самостоятельность, инициатива, творчество. Именно в таких семьях подростки чаще всего вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи.
При демократическом стиле взаимоотношения характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с взаимоотношениями демократического стиля дети являются полноценными участниками жизни семьи, ее труда и отдыха. Родители стараются глубже познать своих детей, выяснить причины их дурных и хороших поступков. Взрослые постоянно обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют его инициативу, уважают его мнение. Вместе с тем дети достаточно хорошо знают значения слов «нельзя», «нужно». Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. Постепенно у детей формируются инициатива, находчивость, творческий подход к порученному делу. Наказания в таких семьях обычно не применяются достаточно порицания или огорчения родителей.
Однако бывает, что в семье внешне сложился демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, так как родители нарушают важнейшие педагогические принципы, например им не удается определить в той или иной ситуации меру требовательности, организовать правильный режим дня детей или создать условия для посильного трудового вклада детей в жизнь семьи; они бывают непоследовательными в требованиях или у них нет единого подхода к каким-то семейным делам.
Отношения родителей и детей с годами складываются в определенные типичные варианты.
ВАРИАНТ А. Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении.
Такие отношения характеризуются, прежде всего, общей нравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях, умением родителей чутко понять мир ребенка и его возрастные запросы, их глубокой родительской привязанностью, постоянной готовностью к взаимопомощи, сопереживанием, умением быть рядом во время жизненных невзгод.
ВАРИАНТ Б. Родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними своими чувствами и переживаниями, но это не является взаимной потребностью.
Для этого варианта характерна менее полная степень контактов. Внешне отношения благополучны, но некоторые глубинные, сокровенные связи нарушены, наметилась еле ощутимая трещинка во взаимоотношениях родителей и детей. Наиболее типичными причинами такого явления могут быть следующие:
– некоторые расхождения между характером требований родителей и их личным поведением;
– недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в некоторых конкретных ситуациях, недостаточная степень их объективности по отношению к своим детям;
– возможность того, что родители психологически не «поспевают» за динамизмом, быстротой развития детей.
Подобные, пока еще едва заметные признаки ухудшения во взаимоотношениях с детьми дают родителям повод для серьезных размышлений.
ВАРИАНТ В. Скорее родители стараются вникать в интересы и жизнь детей, чем дети сами делятся с родителями.
Это наиболее странные, на первый взгляд, отношения между родителями и детьми. Родители стремятся вникать в жизнь детей из самых добрых и искренних чувств любви и внимания. Родители мечтают и надеются оградить детей от неприятностей, предостеречь от опасностей, осчастливить их. Дети это понимают, но не принимают. Суть в том, что высокие помыслы родителей разбиваются в этом случае о низкую педагогическую культуру их осуществления. Желания родителей помочь своим детям, их искренний интерес к ним не всегда сопровождаются умением войти в мир детей без нажима и навязывания своих взглядов, без нервозности и предубеждений.
ВАРИАНТ Г. Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей.
Такой вариант отношений возникает при чрезмерной занятости родителей собой, работой, увлечениями, своими взаимоотношениями. Нередко это выражается в недостаточном выполнении родительского долга, пассивности родителей в общении с детьми, что порождает у последних чувства обиды, одиночества. И все же естественная привязанность, любовь к родителям остаются, и дети испытывают желание делиться успехами и огорчениями, зная, что родители все же остаются их искренними доброжелателями.
ВАРИАНТ Д. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом родители, скорее, правы.
Такого рода ситуации обычно связаны с возрастными особенностями детей, когда те еще не могут в полной мере оценить опыт родителей, их усилия, направленные на благо семьи. Справедливые огорчения родителей вызывают односторонние, идущие во вред учебе, здоровью, временные увлечения детей, а в некоторых случаях аморальные поступки. Вполне естественно, что родители бывают крайне обеспокоены всем, что может нанести детям моральный и физический вред. Исходя из своего жизненного опыта, взглядов они стараются объяснить возможные последствия такого поведения, но наталкиваются нередко на непонимание, неверие, сопротивление. Важно, чтобы родители всегда стремились глубоко разобраться в стремлениях детей, проявляли терпение, уважение к их доводам и аргументам, так как дети, даже будучи неправыми, обычно бывают искренне убеждены, что правы именно они, а родители не могут или не хотят их понять.
ВАРИАНТ Е. Поведение, стремления детей воспринимаются родителями отрицательно, и при этом, скорее, правы дети.
В этом случае родители занимают конфликтную позицию из лучших побуждений, из искреннего желания добра детям. Но эти ситуации вызываются личными недостатками родителей, которые не имеют возможности или не считают нужным подавлять их в себе, в своих отношениях друг с другом и с детьми. Это часто проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению. Особенно болезненно реагируют дети на тягу родителей к пьянству. Это вызывает резкий протест со стороны детей. Острые ситуации вызываются также педагогической бестактностью родителей, которая усугубляется часто отсутствием общей культуры. Острые конфликты могут возникать из-за эмоциональной глухоты родителей, так как дети всех возрастов особенно ранимы в минуты тонких эмоциональных переживаний, душевного подъема, возвышенных устремлений, не понятых взрослыми. Конфликты, в которых правы дети, чреваты особыми последствиями многолетней детской обидой, способной вызвать разобщенность детей и родителей.
ВАРИАНТ Ж. Обоюдная неправота родителей и детей.
Накопившиеся обиды раннего детства и младшего подросткового возраста переходят из стадии «хранения в себе» сначала в эпизодические столкновения, а затем, если родители не понимают суть происходящего, не изменяют тактики своего отношения к детям, – в постоянные, все более расширяющиеся конфликты. Обе стороны устают от бесполезных дебатов и взаимных упреков, постепенно утрачивают способность слушать и понимать друг друга.
ВАРИАНТ 3. Различные взаимоотношения с отцом и матерью, или «кого ты больше любишь?»
В большинстве семей у родителей нет необходимости в полном единстве действий в воспитании детей. Это касается и содержания общения, и содержания требований, и тона ихвыражения, и характера поощрений и наказаний, и выражения своих чувств, и т. д. Когда отношения у отца и матери к детям складываются совсем по-разному, то суть и характер их взаимоотношений с детьми могут быть самыми различными: от потребности ребенка в общении с одним из родителей до полной отчужденности с другим. Это тот случай, когда необходимо вспомнить, что единство установок и отношений это азбучная истина педагогической культуры родителей.
ВАРИАНТ И. Полное взаимное отчуждение и враждебность.
Можно выделить несколько наиболее типичных причин этой семейной трагедии.
1. Педагогическая несостоятельность родителей. Значительное число родителей приступает к воспитанию, не имея об этом сложнейшем и ответственном деле ни малейшего педагогического представления. И поскольку они сами воспитывались в семье, в школе и других учебных заведениях, то у них создается иллюзия осведомленности касательно процесса воспитания. Об этом парадоксе К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким».
Психология bookap
2. Жесткие, почти варварские методы «псевдовоспитания», в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, презирать родителей и любыми способами стараются спастись от них.
3. Сотворение из ребенка кумира семьи, задобренного, заласканного, капризного, плаксивого эгоиста и в результате эгоцентричного и бессовестно-равнодушного человека.
В каждых отношениях есть 3 основных стиля привязанности — вот «самый здоровый» тип, говорит терапевт
Кейтлин Дюбоз | Getty
Наш стиль привязанности формируется и развивается в раннем детстве благодаря нашим отношениям с родителями.
Согласно теории привязанности, впервые разработанной психологом Мэри Эйнсворт и психиатром Джоном Боулби в 1950-х годах, мы отражаем динамику, которая была у нас с нашими родителями — или основными опекунами — в младенчестве и детстве.
Как терапевт, специализирующийся на отношениях, я обнаружил, что обсуждение стилей привязанности не является типичным до гораздо более позднего возраста, когда мы должны начать исследовать наши модели отношений и соединить точки.
3 основных стиля привязанности: Какой из них вы?
Теория привязанности имеет нюансы, как и люди. Несмотря на то, что это спектр из четырех стилей, в обыденном языке упоминаются только три: тревожный, избегающий и безопасный.
Исследования показывают, что у людей с надежной привязанностью самые здоровые отношения, и каждый должен стремиться к этому типу.
Понимание того, к какому стилю вы относитесь, и конкретных деталей, окружающих его, может помочь вам контролировать свое отношение к другим людям, особенно в стрессовых ситуациях.
1. Тревожная привязанностьТревожная привязанность характеризуется опасением, что другой человек, будь то близкий человек, друг или член семьи, не ответит взаимностью на ваш уровень доступности.
Как правило, это происходит, когда ребенок узнает, что его опекун или родитель ненадежны и не обеспечивают постоянно чуткого ухода в соответствии с его потребностями.
Я очень привязан. Мои родители приехали в Америку с очень небольшими деньгами. Они много работали и больше беспокоились об оплате счетов, чем о создании безопасного эмоционального пространства, в котором росли надежные привязанности.
Тревожные типы привязанности имеют чувство недостойности, но в целом положительно оценивают других. В результате они стремятся к самопринятию, связывая свою ценность с одобрением и одобрением своих отношений.
Знание этого о себе изменило правила игры в моих нынешних отношениях. Вместо того, чтобы требовать, желать большего, чувствовать себя отвергнутым и ненужным, я могу взять на себя ответственность и напомнить себе, что то, что я чувствую, может не соответствовать действительности.
2. Избегающий стиль привязанности
Моя партнерша Ванесса склоняется к избегающему стилю привязанности. Дети, подпадающие под эту категорию, как правило, избегают общения со своими родителями и практически не проявляют беспокойства во время разлуки. Ребенок может полагать, что он не может зависеть от отношений.
Избегающий стиль привязанности проявляется у взрослых, у которых позитивное представление о себе и негативное представление о других. Они предпочитают избегать близких отношений и близости, чтобы сохранить чувство независимости и неуязвимости. Это способ спрятаться и не показать себя по-настоящему.
Избегающий борется с близостью и выражением чувств, мыслей и эмоций. Их часто обвиняют в отстраненности и замкнутости. Чем ближе кто-то становится и чем более нуждающимся он кажется, тем больше избегающий отстраняется.
Зная, что у Ванессы скорее избегающий стиль привязанности, я понимаю и слушаю ее больше, вместо того, чтобы сразу обвинять.
3. Стиль надежной привязанности
Люди с надежной привязанностью ценят свою самооценку и способность быть собой в отношениях. Они открыто ищут поддержки и утешения у своего партнера и также счастливы, когда их партнер полагается на них в плане эмоциональной поддержки.
В детстве их опекуны заботились о том, чтобы они чувствовали себя ценными, поддерживали, слышали и успокаивали. Вот несколько признаков того, что дети с надежной привязанностью проявляют себя во взрослом возрасте:
- Они способны регулировать эмоции и чувства в отношениях.
- У них сильное целеустремленное поведение, когда они одни.
- Им не сложно открываться и доверять другим.
- Им комфортно в одиночестве, и они используют это время, чтобы исследовать свои эмоции.
- У них есть сильная способность размышлять о том, как они маневрируют в отношениях.
Надежная привязанность — это то, к чему стремятся все, включая Ванессу и меня. Но это требует осознания и практики.
Хорошие новости о стилях привязанности
Мы можем становиться все более и более надежно привязанными по мере того, как приобретаем здоровые привычки привязанности во взрослых отношениях.
Поскольку Ванесса знает о своей склонности к избеганию, например, она может размышлять о своих эмоциональных реакциях и видеть, что они в основном являются рефлекторной реакцией, которую она приняла для защиты. Затем она может поставить перед собой задачу сделать другой выбор в зависимости от того, какую связь она действительно хочет.
Мы оба даем друг другу пространство и любящие границы, которых мы ожидаем друг от друга.
Перепрограммировать себя, чтобы быть более надежно привязанным, должно стать стилем жизни, повседневным делом. Потому что, как люди, мы огрызаемся, если не преднамеренно и просто живем по умолчанию.
У всех нас есть свои истории; ни у кого нет идеального детства. И дело не в том, чтобы обвинять или жить прошлым. Речь идет о том, чтобы посмотреть на то, кто мы есть сейчас, и исцелиться и развиваться, чтобы стать более безопасными.
Джон Ким, LMFT, , терапевт и лайф-коуч из Лос-Анджелеса. Он также является автором «Это не я, это ты» и «Один по назначению». Подпишитесь на него в Twitter и Instagram .
Не пропустите:
- Есть 3 типа сотрудников. Вот самый редкий — и почему психологи говорят, что они превосходят всех остальных
- Наиболее эмоционально интеллектуальные люди обладают этими 12 чертами. Какой у вас есть?
- Гарвардский психолог говорит, что у людей есть 8 типов интеллекта. В каких из них вы набираете самые высокие баллы?
Привязанность ребенка к родителю: определение, типы, предпосылки, измерение и результат
1. Дозиер М., Стовалл К.С., Альбус К.А. Привязанность и психопатология во взрослом возрасте. В: Кэссиди Дж., Shaver PR, редакторы. Справочник приложений. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. стр. 497–519. [Google Scholar]
2. Грин Дж., Голдвин Р. Аннотация: дезорганизация привязанности и психопатология: новые результаты исследований привязанности и их потенциальное значение для развития психопатологии в детстве. J Детская психологическая психиатрия. 2002;43:835–46. [PubMed] [Google Scholar]
3. Greenberg MT. Привязанность и психопатология в детстве. В: Кэссиди Дж., Shaver PR, редакторы. Справочник приложений. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. С. 469–98. [Академия Google]
4. Боулби Дж. Привязанность и потеря. Том 1: Приложение. 2-е изд. Нью-Йорк: Основные книги; 1982. [Google Scholar]
5. Уотерс Э., Каммингс Э.М. Надежная база для изучения близких отношений. Детский Дев. 2000; 71: 164–72. [PubMed] [Google Scholar]
6. Клаус М.Х., Кеннелл Дж.Х. Связь между матерью и младенцем: влияние раннего разлучения или потери на развитие семьи. Сент-Луис: Мосби; 1976. [Google Scholar]
7. Ainsworth MDS, Blehar MD, Waters E, Wall S. Patterns of Attachment. Хиллсдейл: Эрлбаум; 1978. [Google Scholar]
8. Сроуф Л.А. Роль привязанности ребенка к опекуну в развитии. В: Бельский Дж., Незворский Т., редакторы. Клинические последствия привязанности. Хиллсдейл: Эрлбаум; 1988. С. 18–38. [Google Scholar]
9. Ван Эйзендорн М.Х., Шуенгель С., Бейкерманс-Краненбург М.Дж. Дезорганизованная привязанность в раннем детстве: метаанализ предшественников, сопутствующих факторов и последствий. Дев психопат. 1999; 11: 225–49. [PubMed] [Google Scholar]
10. Лайонс-Рут К., Бронфман Э., Этвуд Г. Реляционная модель диатеза враждебно-беспомощных состояний ума: выражения в отношениях матери и ребенка. В: Соломон Дж., Джордж К., редакторы. Дезорганизация привязанности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. С. 33–70. [Google Scholar]
11. Schuengel C, Bakermans-Kranenburg MJ, van IJzendoorn MH, Blom M. Неразрешенная потеря и детская дезорганизация: ссылки на пугающее материнское поведение. В: Соломон Дж., Джордж К., редакторы. Дезорганизация привязанности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. С. 71–94. [Google Scholar]
12. Зеана Ч., Дэнис Б., Хиршберг Л., Бенуа Д., Миллер Д., Хеллер С.С. Неорганизованная привязанность, связанная с насилием со стороны партнера: исследовательская записка. Психическое здоровье младенцев J. 1999;20:77–86. [Google Scholar]
13. Мэйн М., Соломон Дж. Открытие модели небезопасно-дезорганизованной/дезориентированной привязанности. В: Brazelton TB, Yogman MW, редакторы. Аффективное развитие в младенчестве. Норвуд: Аблекс; 1986. С. 95–124. [Google Scholar]
14. Мэйн М., Соломон Дж. Процедуры выявления младенцев как дезорганизованных/дезориентированных во время странной ситуации Эйнсворт. В: Гринберг М.Т., Каммингс Э.М., редакторы. Привязанность в дошкольном возрасте. Чикаго: Университетское издательство; 1990. стр. 121–60. [Google Scholar]
15. Main M, Hesse E. Неразрешенные травматические переживания родителей связаны со статусом дезорганизованной привязанности младенца: является ли испуганное и/или пугающее поведение связующим механизмом? В: Гринберг М.Т., Чиккетти Д., Каммингс Э.М., редакторы. Привязанность в дошкольном возрасте. Чикаго: Издательство Чикагского университета; 1990. С. 161–82. [Google Scholar]
16. Эгеланд Б., Хистер М. Долгосрочные последствия ухода за младенцами в дневное время и привязанности матери к ребенку. Детский Дев. 1995;66:474–85. [PubMed] [Google Scholar]
17. Ван Эйзендорн М.Х., Саги А., Ламбермон М.В.Е. Парадокс нескольких опекунов: данные из Голландии и Израиля. В: Pianta RC, редактор. Новые направления развития ребенка № 57 Помимо родителей: роль других взрослых в жизни детей. Сан-Франциско: Джосси-Басс; 1992. С. 5–24. [Google Scholar]
18. Борис Н.В., Фуэйо М., Зеана Ч. Клиническая оценка привязанности у детей до пяти лет. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997;36:291–3. [PubMed] [Google Scholar]
19. Карлсон Э.А. Проспективное лонгитюдное исследование дезорганизованной/дезориентированной привязанности. Детский Дев. 1998;69:1107–28. [PubMed] [Google Scholar]
20. Лайонс-Рут К., Блок Д. Нарушенная система заботы: отношения между детской травмой, материнской заботой и младенческим аффектом и привязанностью. Infant Ment Health J. 1996; 17: 257–75. [Google Scholar]
21. Lyons-Ruth K, Alpern L, Repacholi B. Классификация дезорганизованной привязанности младенцев и психосоциальные проблемы матери как предикторы враждебно-агрессивного поведения в дошкольном классе. Детский Дев. 1993;64:572–85. [PubMed] [Google Scholar]
22. Мейн М., Кэссиди Дж. Категории реакции на воссоединение с опекуном в возрасте шести лет: Предсказуемая по классификации привязанности младенцев и стабильная в течение одного месяца. Дев психопат. 1988; 24: 415–26. [Google Scholar]
23. Мейн М., Морган Х. Дезорганизация и дезориентация в поведении младенцев в странных ситуациях: фенотипическое сходство с диссоциативными состояниями? В: Майкельсон Л.К., Рэй В.Дж., редакторы. Справочник по диссоциации: теоретические, эмпирические и клинические перспективы. Нью-Йорк: Пленум Пресс; 1996. стр. 107–38. [Google Scholar]
24. Зеана Ч., Борис Н. В., Ларье Дж. А. Развитие младенцев и риск развития: обзор последних 10 лет. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997; 36: 165–78. Опечатки в: 1998; 37:240. [PubMed] [Google Scholar]
25. Hertsgaard L, Gunnar M, Erickson MF, Nachmias M. Реакция коры надпочечников на странную ситуацию у младенцев с дезорганизованными/дезориентированными отношениями привязанности. Детский Дев. 1995;66:1100–6. [PubMed] [Академия Google]
26. Сплангер Г., Гроссманн К.Е. Биоповеденческая организация надежно и ненадежно привязанных младенцев. Детский Дев. 1993; 64: 1439–50. [PubMed] [Google Scholar]
27. Гринберг М.Т., Спелц М.Л., ДеКляйн М. Роль привязанности в раннем развитии проблем с разрушительным поведением. Дев психопат. 1993; 3: 413–30. [Google Scholar]
28. Лайонс-Рут К. Отношения привязанности у детей с проблемами агрессивного поведения: роль неорганизованных моделей ранней привязанности. J Consult Clin Psychol. 1996;64:64–73. [PubMed] [Google Scholar]
29. Lyons-Ruth K, Easterbrooks MA, Cibelli CD. Стратегии привязанности младенцев, умственное отставание младенцев и симптомы депрессии у матери: предикторы интернализации и экстернализации проблем в возрасте 7 лет. Dev Psychol. 1997; 33: 681–92. [PubMed] [Google Scholar]
30. Соломон Дж., Джордж С., Де Йонг А. Дети, классифицированные как контролирующие в возрасте шести лет: свидетельство неорганизованных репрезентативных стратегий и агрессии дома и в школе. Дев психопат. 1995;7:447–63. [Google Scholar]
31. Спелц М.Л., Гринберг М.Т., Деклин М. Привязанность дошкольников с деструктивным поведением: сравнение обращенных в клинику и не проблемных детей. Дев психопат. 1990; 2:31–46. [Google Scholar]
32. Чиккетти Д., Барнетт Д. Организация привязанности у дошкольников, подвергшихся жестокому обращению. Дев психопат. 1991; 3: 397–411. [Google Scholar]
33. Лайонс-Рут К., Коннелл Д., Золл Д., Шталь Дж. Младенцы в группе социального риска: отношения между жестоким обращением с младенцами, материнским поведением и поведением привязанности младенцев. Дев Психология. 1987;23:223–32. [Google Scholar]
34. Lyons-Ruth K, Repacholi B, McLeod S, Silva E. Дезорганизованное поведение привязанности в младенчестве: кратковременная стабильность, корреляции между матерью и младенцем и подтипы, связанные с риском. Дев психопат. 1991; 3: 377–96. [Google Scholar]
35. Шоу Д.С., Вондра Дж.И. Безопасность детской привязанности и материнские предикторы ранних проблем с поведением: лонгитюдное исследование семей с низким доходом. J Abnorm Child Psychol. 1995; 23: 335–357. [PubMed] [Академия Google]
36. Лайонс-Рут К., Якобвиц Д. Дезорганизация привязанности: неразрешенная потеря, насилие в отношениях и упущения в стратегиях поведения и внимания. В: Кэссиди Дж., Shaver PR, редакторы. Справочник приложений. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. С. 520–54. [Google Scholar]
37. Якобвиц Д., Хазан Н. Пути развития от детской дезорганизации до отношений со сверстниками в детстве. В: Соломон Дж., Джордж К., редакторы. Дезорганизация привязанности. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1999. [Google Академия]
38. Гринберг М.Т., Спелц М.Л., Деклиен М., Эндрига М.С. Безопасность привязанности у дошкольников с проблемами экстернализации и без них: репликация. Дев психопат. 1991; 3: 413–30. [Google Scholar]
39. Мосс Э., Руссо Д., Пэрент С., Сен-Лоран Д., Сентонж Дж. Корреляты привязанности в школьном возрасте: материнский стресс, взаимодействие матери и ребенка и проблемы с поведением. Детский Дев. 1998;69:1390–405. [PubMed] [Google Scholar]
40. Goldwyn R, Stanley C, Smith V, Green JM. Манчестерская история привязанности к ребенку Задача: отношения с родительским AAI, SAT и поведением ребенка. Прикрепите Hum Dev. 2000;2:71–84. [PubMed] [Академия Google]
41. Кэссиди Дж. Привязанность ребенка к матери и самость у шестилетних детей. Детский Дев. 1988; 59: 121–34. [PubMed] [Google Scholar]
42. Verschueren K, Marcoen A. Репрезентация себя и социально-эмоциональной компетентности у дошкольников: дифференциальные и комбинированные эффекты привязанности к матери и отцу. Детский Дев. 1999; 70: 183–201. [PubMed] [Google Scholar]
43. Вершурен К. Нарративы в исследованиях привязанности. Собрание раз в два года Европейского общества психологии развития; Уппсала. 2001. [Google Академия]
44. Якобсен Т., Эдельштейн В., Хофманн В. Продольное исследование связи между представлениями о привязанности в детстве и когнитивным функционированием в детстве и подростковом возрасте. Дев Психология. 1994; 30:112–24. [Google Scholar]
45. Hesse E, van IJzendoorn MH. Родительская потеря близких членов семьи и склонность к поглощению потомством. Dev Sci. 1998; 1: 299–305. [Google Scholar]
46. Всемирная организация здравоохранения. Международная классификация болезней: клиническое описание и рекомендации по диагностике. 10-е изд. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 1992. [Google Scholar]
47. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации, 4-е изд. (DSM-IV). Вашингтон: Американская психиатрическая ассоциация; 1994 [Google Scholar]
48. Zeanah CH, Mammen OK, Lieberman AF. Расстройства привязанности. Справочник по психическому здоровью младенцев. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1993. С. 332–49.