8. Стили межличностного общения и их характеристики.
Императивное общение— это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипулятивное— это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Основано на равноправии участников общения и позволяет перейти от установки на себя, к установке на партнёра.
Ритуальное общение– имеет целью поддержание связи с социумом.
Коммуникативная сторона общения – использование средств общения, подразделяемое на вербальные и невербальные.
Условия речевой коммуникации:
– наличие у участников взаимодействия общей цели;
— ожидание того, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не захотят его прекратить.
Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два типа информации – побудительную и констатирующую.
Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации.
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.
3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково.
4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами их появления являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих и т.д.).
Особенности стиля межличностных отношений у подростков в классе — NovaInfo 48
- Чубанов М.Ч.
Академия ФСИН России
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 37
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы психологических особенностей межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте. Проблема межличностного взаимодействия традиционно находится в центре внимания психологической науки в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности личности. Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка. Эта амбивалентность в поведении объясняется бурным развитием эмоциональной сферы старшеклассника, которая, однако, еще не имеет стабильных характеристик. Именно поэтому в подростковом возрасте отмечается резкая смена настроений и интересов без видимых причин, именно поэтому подростков достаточно раздражителен, резок, импульсивен, демонстрирует повышенную возбудимость Вопросы, раскрывающие феномен межличностных отношений, рассматривают в своих работах А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Платонов, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, Г.M. Aндpeeвa, Э.Берн и другие. B широком смысле межличностные отношения представляют собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения данных процессов. K тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам межличностного взаимодействия и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации отношений в социуме, поскольку именно взаимодействие индивидов сопровождает все изменения, связанные с развитием общества и государства. Процесс формирования личности в системе межличностных отношений идет непрерывно. Но наиболее остро этот вопрос встает в подростковом возрасте, когда вчерашний ребенок начинает ощущать себя взрослым человеком и выстраивает новую систему отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти новые отношения будет являться основой для выстраивания как картины мира взрослого человека, так и системы его ценностей и убеждений. Подростковый период характеризуется нестабильностью как внутренних, так и внешних процессов жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у подростков нередко возникают трудности, обусловленные различными причинами. Вследствие этого в процессе общения возникают противоречия, непонимание, барьеры, что, в свою очередь, приводит к еще более серьезным проблемам – конфликтам, которые зачастую бывают трудноразрешимыми. Последствия нарушения общения не менее опасны, они влияют на эффективность процессов обучения и воспитания, формированию негативных личностных качеств: неуверенности в себе, тревожности, низкой самооценки, конфликтности, агрессивности, социальной дезадаптации. Усугубляет ситуацию и то, что перед старшеклассником ставятся еще и дополнительные задачи, такие, например, как профессиональное савмоопределение и т.д. Подросток в группе сверстников может иметь как высокий, так и низкий социометрический статус. Подросток, пользующийся уважением и влиянием среди сверстников, во многом успешен, что естественно, повышает его самооценку, что в свою очередь способствует его самораскрытию и самореализации. Подросток, имеющий низкий статус в группе, такой возможности зачастую лишен. У таких ребят, как правило, отмечается заниженная самооценка, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, трудности в общении, что мешает им проявить себя. Со временем эти качества закрепляются в виде черт характера, и, повзрослев, такой человек вряд ли будет успешен в деятельности. Все эти особенности обуславливают и особенности отношения подростков друг с другом, стиль общения и поведения. Так, все учащиеся, относящиеся к категории «трудных», имеют те или иные нарушения во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. Исходя из этого, изучение проблемы особенностей стиля межличностных отношений у подростков с разным социометрическим статусом в классе справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения. Итак, цель исследовательской работы – изучить особенности стиля межличностных отношений у подростков с разным социометрическим статусом в классе.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, СВЕРСТНИКИ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Текст научной работы
Вопросам определения границ подросткового возраста, специфическим особенностям данного периода развития, психологической характеристике личности подростков посвящены труды Д. Б. Эльконина, Л.И Божович, Л.С Выготского, И.С. Кона, Г.С. Абрамовой, А.Е. Личко и других.
Существует множество различных периодизаций возрастного развития. В своей работе мы возьмем за основу периодизацию Г.С. Абрамовой [1], которая по- своему рассматривает понятие «подросток», называя его старшим подростком, старшеклассником, молодым человеком и отмечает, что границы этого возрастного периода определяются возрастом 13 — 17 лет.
Кон И. С. [2] характеризует подростковый возраст как период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют подростку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Следует подчеркнуть, что подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят существенные преобразования.
Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте связаны с выработкой мировоззрения.
В этом возрасте именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым подросток всячески стремится. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах оказывается в ситуации выбора, что, как известно, составляет важнейший компонент волевого поведения. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще подростки ещё не достигают.
По словам Божович Л. И. [3] на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения молодых людей. При этом у подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше.
Наиболее ярко в подростковом возрасте проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе. При этом, если в раннем подростничестве общение сохраняет гомосоциальный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола, то в старших классах, вместе с процессом полового созревания, связи все более приобретают гетеросоциальный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов.
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренного стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения среди сверстников, признания своей личной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет особенности взаимодействия подростков друг с другом. Стремясь с одной стороны отличаться от других, выделяться на общем фоне, с другой стороны подросток должен соответствовать той компании, в которой стремится быть.
Причинами конфликтов могут выступать стремление взрослых ограничить общение своего ребенка с теми или иными его сверстниками, которых родители считаю неподходящей компанией для своего сына или дочери. Это вызывает реакцию протеста со стороны подростка, считающего. Что он сам в праве решать с кем ему общаться. Также причиной ссор с родителями может выступать то, что подросток, входя в референтную для него компанию подростков, стремится подражать им, зачастую шокирую своих близких манерой поведения или внешним видом, принятым в этой группе подростков.
Таким образом, важным аспектом психологической помощи подросткам является работа над разрешением уже имеющихся барьеров общения среди сверстников, а также профилактика возникновения новых нарушений в процессе межличностного взаимодействия старшеклассников.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать определенные выводы. Согласно методике «Диагностика особенностей межличностных отношений» Т. Лири, Социометрический статус подростков в классе отношений имеют различия.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно.
Больше всего в классе так называемых «принятых» подростков. С этими подростками достаточно хорошо общаются все одноклассники. «Принятые» подростки имеют одного – двух близких друзей в классе, образуя, таким образом, малую группу. Как правило, выборы у этих одноклассников взаимны.
В классе есть «предпочитаемые» подростки, к общению с которыми стремится большинство одноклассников. Эти подростки выбираются большинством одноклассников, они же, в свою очередь, также склонны выбирать товарищей, однако большинство выборов не взаимно.
Лидерами в классе являются «звезды». Это самые популярные ребята в классе, с ними хотят общаться почти все одноклассники.
В классе есть также «непринятые» подростки, с которыми мало кто стремится общаться, их выборы не взаимны. Также есть 1 ученик, который является «пренебрегаемым» — с ним никто не хочет общаться.
Далее рассмотрим особенности межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом.
Подростки, имеющие статус принятых, также демонстрируют склонность к доминированию, однако в меньшей степени, чем звезды (средний балл 17,4) и склонность к агрессии, которая также немного ниже, чем у звезд (- 3,5 баллов).
Подростки, имеющие статус принятых, демонстрируют средний уровень доминирования (11,1 балл), но в то же время дружелюбие (5,9 баллов).
Непринятые подростки демонстрируют склонность к подчинению (- 14,8 баллов) и склонность к агрессивности (- 6,9 баллов), подросток, имеющий статус пренебрегаемого, — подчинение (- 17,7 баллов) и агрессивность (- 8,7 баллов).
Таким образом, родросток начинает ощущать себя взрослым, стремится к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Причем эти проявления приобретают порой не совсем приемлемую и адекватную форму поведения подростка по отношению к окружающим.
Подростковый максимализм, нежелание слушать советы и наставления взрослых приводит к тому, что атмосфера вокруг старшеклассника накаляется. Это проявляется в конфликтах дома и в школе. Подросток становится с точки зрения взрослых неуправляемым [4].
Читайте также
К вопросу о влиянии эмоционального выгорания сотрудников исправительного учреждения на социально-психологический климат в коллективе
- Русинова Д.А.
- Дежурова Е.В.
Анализ проблемы нарушения детско-родительских отношений, как причины девиантного поведения подростков
- Жакина М.Х.
- Эльрих И.В.
К вопросу о психологическом сопровождении условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях по формированию трудовой мотивации
- Зацарина А. П.
- Дежурова Е.В.
Социально-психологическое консультирование сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Сазанова Л.В.
Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы
- Ермакова В.Г.
- Аксенова П.Ю.
Список литературы
- Г.С. Абрамова- Особенности подросткового возраста // Вопросы психологии личности школьника. – 2002. — №1.
- Кон И. С. Психология ранней юности – М., 1999. – 287 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М., Воронеж. – 1997. – 310 с
- Ковальчук И. А. Индивидуально-психологические особенности сотрудников УИС, оказывающие влияние на формирование организационного поведения. -2015г. — №31
Цитировать
Чубанов, М.Ч. Особенности стиля межличностных отношений у подростков в классе / М.Ч. Чубанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 327-331. — URL: https://novainfo.ru/article/7195 (дата обращения: 14.04.2023).
Поделиться
Стили межличностного общения — IResearchNet
Психология > Производственно-организационная психология > Групповая динамика > Стили межличностного общения
Стиль межличностного общения – это манера общения. Он включает в себя то, как человек взаимодействует, чтобы создать ожидания относительно будущего поведения со стороны обоих участников. Коммуникация – это передача информации и смысла от одного человека к другому. В процессе коммуникации, вербальной или невербальной, участвуют отправитель и получатель. Осознаем мы это или нет, но люди постоянно формируют наше поведение в соответствии с тем стилем, который они используют, когда разговаривают с нами.
Исследование стилей межличностного общения
Ученые активно изучают стили общения в межличностных отношениях. Исследования в этой области в первую очередь были сосредоточены на влиянии пола на стиль общения, отношениях между коммуникаторами и их эффекте (т. е. типе отношений и продолжительности, начальнике и подчиненном), культуре, ситуации и ожиданиях коммуникаторов. Кроме того, в последнее время представляет интерес исследование влияния опосредованного общения на стили общения в том, что касается межличностного общения.
Описание стилей межличностного общения
Роберт Нортон разработал девять конкретных стилей общения, обычно используемых в процессе общения, которые информируют о характере отношений между коммуникаторами. Эти стили были тщательно изучены в нескольких организациях для оценки удовлетворенности и приверженности общению.
- Доминирующий стиль общения . Доминирующий стиль общения характеризуется частой, решительной, доминирующей и властной речью. Коммуникаторы, использующие доминирующий стиль, часто воспринимаются окружающими как люди, обладающие высоким уровнем уверенности в себе. Это восприятие подкрепляется их готовностью часто говорить в разговоре сильным и устойчивым голосом, а также их способностью контролировать среду, в которой происходит общение. Коммуникаторы, которые предпочитают этот стиль, также полагаются на использование языка тела, включая повторяющийся зрительный контакт и обсуждение личного пространства других, чтобы подчеркнуть коммуникативное доминирование.
- Драматический стиль общения . Этот стиль общения требует от коммуникатора объединения как физических, так и вербальных приемов для создания представления сообщения.
- Спорный стиль общения
- Анимированный стиль общения . Анимированные коммуникаторы обычно больше раскрывают свои мысли и эмоции через язык тела, чем через вербальное общение. При взаимодействии с партнерами по общению люди, использующие этот стиль, в значительной степени полагаются на выражение лица для передачи смысла. Некоторые из этих выражений включают зрительный контакт, чтобы показать интерес к партнеру по общению или показать эмоции, улыбку, чтобы показать удовольствие, и кивание, чтобы показать поддержку или согласие. Коммуникаторы, использующие анимированный стиль общения, также часто жестикулируют, используя руки в дополнение к позе и положению тела для обозначения мыслей.
- Впечатляющий стиль общения . Этот стиль общения несколько трудно отличить от других, потому что он в значительной степени зависит от впечатления, которое получатель формирует об отправителе. Люди, использующие этот стиль, доставляют сообщения уникальным способом, который позволяет получателям легко отличить их от других партнеров по общению. Благодаря этому качеству люди, использующие производящий впечатление стиль, легко запоминаются. Вполне возможно, что люди, использующие производящий впечатление стиль, могли бы использовать и другой стиль, но общаться таким образом, чтобы отличать их от других людей, использующих этот стиль.
- Расслабленный стиль общения . Коммуникаторы, которые подходят к общению в непринужденной манере, кажутся спокойными при общении со своими партнерами по общению даже в стрессовых ситуациях. Такое поведение часто успокаивает их партнеров, потому что они не выглядят встревоженными и могут заставить других чувствовать себя комфортно. Расслабленные коммуникаторы говорят естественно, но уверенно и, кажется, не нервничают, когда их наблюдают партнеры по общению.
- Внимательный стиль общения . Этот стиль общения характеризуется действиями отправителя, а не словесным общением этого человека. Человек с внимательным стилем общения умеет слушать и дает партнерам по общению понять, что их слышат. Язык тела, такой как зрительный контакт и кивание, позволяет партнерам по общению понять, что внимательный собеседник слушает. Люди, которые используют этот стиль общения, часто считаются чуткими и способны усвоить сообщение своего партнера, что является одной из причин, по которой партнеры по общению склонны открываться им.
- Открытый стиль общения . Люди, использующие открытый стиль общения, не боятся выражать свои мысли и эмоции и, как правило, сообщают другим о своих чувствах. Открытые коммуникаторы довольно быстро раскрывают личную информацию при взаимодействии с партнерами по общению, мало заботясь о потенциальном результате. Прилагательные, используемые для описания этого типа коммуникатора, являются разговорчивыми, доступными и разговорчивыми. Открытый стиль общения можно рассматривать как положительный или отрицательный признак, и он будет во многом зависеть от восприятия партнера по общению.
- Дружелюбный стиль общения . Коммуникаторы, использующие дружеский стиль общения, положительно влияют на своих партнеров по общению. Этот эффект приводит к тому, что люди ищут взаимодействия с ними. Дружелюбные коммуникаторы используют как язык тела, так и словесное общение, чтобы укрепить самооценку других, показывая им, что они привлекают дружелюбных людей. Для этого стиля общения также характерно признание заслуг и ценности партнеров по общению.
Резюме
Стили общения являются важным фактором при изучении межличностного общения. Коммуникаторы могут использовать разные стили общения в разных ситуациях, но обычно полагаются на определенный стиль, потому что им удобно его использовать. Факторы, влияющие на стиль общения, включают отношения партнеров по общению, социальные нормы и конкретную организационную ситуацию.
Ссылки:
- Коелинг, Х.В., и Кукр, П.Л. (2000). Стили общения, которые способствуют восприятию сотрудничества, качества и удовлетворенности медсестер. Журнал качества сестринского ухода, 14 (2), 63-74.
- Нортон, Р. (1983). Стиль коммуникатора: теория, приложения и меры. Беверли-Хиллз, Калифорния: Sage.
- Релинг, Л. (2004). Улучшение командной работы за счет понимания стилей разговора. Business Communication Quarterly, 67 (4), 475-482.
См. также:
← Межличностное общение Справедливость в командах →
определение, важность и навыки, которые нужно знать – блог Pumble
Можете ли вы сказать, что у них общего?
- Помахать коллеге,
- Глубокий разговор с лучшим другом,
- Сообщить официантке ваш заказ в ресторане и
- Отправить мем в групповой чат.
Если вы не догадались, вот ответ — все они являются формами межличностного общения.
В этой статье мы узнаем, что такое межличностное общение, почему оно так важно и какие навыки нужно развивать, чтобы стать отличным коммуникатором.
Содержание
Что такое межличностное общение?
Согласно словарю Merriam-Webster, межличностный означает « являющийся, относящийся к или вовлекающий отношения между людьми ». Следовательно, межличностное общение – это общение между людьми (двумя и более).
Это процесс, в котором люди обмениваются мыслями, мнениями, чувствами, идеями и информацией.
Межличностное общение часто включает слова, но не обязательно — оно может быть как вербальным, так и невербальным.
Каковы элементы межличностного общения?
Каждая ситуация общения между двумя или более людьми состоит из следующих элементов:
- коммуникаторы,
- сообщение,
- шум,
- канал коммуникации,
- контекст и
- обратная связь.
Давайте выясним, что влечет за собой каждый из них.
Коммуникаторы 🗣
Чтобы общение произошло, должно быть как минимум два человека, которые знают о присутствии друг друга. Их зовут коммуникаторы .
Иногда их называют отправителем и получателем (сообщения), но эти термины упускают из виду взаимный характер связи. Межличностное общение интерактивно. Оба коммуникатора одновременно участвуют во взаимодействии, либо разговаривая, либо отправляя невербальные сигналы — улыбаясь, кивая, изменяя язык тела и т. д. . Это не только слова, но и тон голоса, язык тела, жесты и выражение лица.
Одно предложение может иметь совершенно разные значения в зависимости от невербальной части сообщения. Представьте себе эти два сценария:
- Ваш босс говорит вам: « Хорошая работа !» взволнованно, улыбаясь и похлопывая вас по спине.
- Ваш босс говорит вам: « Хорошая работа, ». саркастически, закатывая глаза.
Слова, вылетевшие из их уст, абсолютно одинаковы, но в одной ситуации вы бы чувствовали себя счастливым и гордым, а в другой понимали бы, что облажались.
Шум 🔊
Под шумом понимается все, что мешает смыслу сообщения, поэтому полученное отличается от того, что задумал отправитель. The noise can be:
- lesser known jargon,
- cultural and language barriers,
- inappropriate body language,
- complicated or ambiguous words,
- environmental noise,
- inattention,
- disinterest, etc.
Все эти вещи могут создать разрыв между тем, что сказано, и тем, что понято.
Обратная связь 💬
Обратная связь служит подтверждением того, правильно ли интерпретировано сообщение. Это может быть как незначительное различие в выражении лица, так и прямолинейное, например: « Извините, я не совсем понимаю, что вы имели в виду под этим ». Как и сообщение, обратная связь может быть как вербальной, так и невербальной.
Контекст ⌚
Общение не существует в вакууме — на него влияет множество факторов, таких как:
- ситуация, в которой происходит общение,
- среда,
- культура,
- роли и относительный статус коммуникаторов,
- время,
- место и так далее.
То, как получатель интерпретирует сообщение, во многом зависит от этих факторов.
Канал 📱
Канал связи — это средство передачи сообщения. В деловом общении в основном используются такие каналы, как электронная почта, аудио- и видеозвонки и приложения для обмена сообщениями в команде, а также личные встречи.
Какие существуют виды межличностного общения?
Межличностное общение можно разделить на четыре основные категории:
- вербальное (включает устное и письменное общение),
- невербальное,
- визуальное и
- активное слушание.
Что означает каждый из них?
Устное общение
Устное общение включает устное и письменное общение.
Устное сообщение использует разговорный язык, чтобы поделиться сообщением.
Письменное общение — это тип общения, при котором вы передаете информацию, мнения и мысли с помощью символов — в большинстве случаев букв.
Невербальная коммуникация
Невербальная коммуникация передает информацию без использования слов. Оно может сопровождать вербальное общение или иметь место само по себе. Невербальными сигналами могут быть:
- выражение лица,
- язык тела,
- тон голоса,
- жесты,
- зрительный контакт,
- прикосновение и
- межличностное пространство.
Визуальная коммуникация
Визуальная коммуникация передает информацию с помощью визуальных элементов, таких как:
- Изображения,
- Видео,
- Слайки для презентации,
- . ,
- бумажные раздаточные материалы и т. д.
Активное слушание
Активное слушание это не просто слушать, что кто-то говорит, но также:
- быть внимательным и терпеливым,
- задавать вопросы,
- размышлять над тем, что сказано,
- просить разъяснений, если это необходимо,
- подводит итоги и
- заставляет говорящих чувствовать, что их ценят и понимают.
Общение может происходить в самых разных условиях, и каждое имеет свою типологию, поэтому давайте углубимся в специфику делового общения.
Стили межличностного общения в деловой среде
В своей книге Бейтман и Цейтхамл определили шесть стилей межличностного общения, которые используются в деловой среде:
- контроль,
- эгалитарный,
- структурирование, 9007 0 90720,900 отказ и
- отзыв.
Каждый из них имеет свое место при определенных обстоятельствах.
🔸 Контроль стиля общения предполагает одностороннюю связь и обычно используется власть имущими. Цель состоит в том, чтобы направлять других и/или отдавать приказы. Этот стиль общения наиболее полезен во время кризиса.
Пример контроля стиля общения в Pumble, приложении для обмена деловыми сообщениями🔸 Эгалитарный стиль общения — полная противоположность — он двусторонний, интерактивный и кооперативный. Это поощряет обратную связь и обмен мыслями и мнениями. Благодаря своей совместной природе этот стиль часто более эффективен, чем контролирующий, особенно в среде, требующей командной работы.
Пример эгалитарного стиля общения в Pumble, приложении для обмена деловыми сообщениями🔸 Структурирование стиля общения Целью является установление расписания, организация и информирование всех о целях и процедурах в компании. Лучше всего он работает в сочетании с эгалитарным стилем — вместе они создают сбалансированную и продуктивную корпоративную культуру.
Пример построения стиля общения в приложении для обмена бизнес-сообщениями Pumble🔸 Динамический стиль общения очень энергичен, его цель — мотивировать и вдохновлять других что-то делать. Используйте его с умом — он может быть неэффективным, если у вашей аудитории недостаточно знаний или опыта, чтобы успешно действовать.
Пример динамического стиля общения в Pumble, приложении для обмена деловыми сообщениями🔸 Отказ от стиля общения очень восприимчив к идеям других. Иногда до такой степени, что другие проявляют инициативу, а руководитель слушает и комментирует то тут, то там. Этот стиль эффективен, когда члены команды надежны, ответственны и хорошо осведомлены.
Пример отказа от стиля общения в Pumble, приложении для обмена сообщениями🔸 Стиль общения при отказе лучше всего описать как — отсутствие общения. Это может быть результатом незаинтересованности, пассивности или нежелания участвовать в дискуссиях.
Пример стиля общения при отстранении в Pumble, приложении для обмена сообщениямиПочему межличностное общение важно на рабочем месте?
Представьте себе рабочее место, где не существует межличностного общения. Члены команды не разговаривают друг с другом и понятия не имеют, чем каждый из них занимается, менеджеры не удосуживаются сообщить об ожиданиях и обязанностях, поставщики не отвечают на звонки… Все очень быстро превратится в беспорядок, верно?
Давайте рассмотрим все, чего не хватает в этом сценарии, и узнаем, почему межличностное общение так важно в деловой среде.
Межличностное общение помогает вам эффективно обмениваться информацией и повышать производительность
Поскольку определение общения заключается в обмене информацией, неудивительно, что хорошее общение приводит к улучшению потока информации. Межличностное общение, если оно организовано правильно, играет большую роль в быстром и эффективном обмене данными и знаниями.
Когда у вас есть вся необходимая информация, вы можете сосредоточиться на своей работе. Эффективный обмен информацией повышает производительность, что подтверждается даже исследованиями — согласно отчету McKinsey, в командах с хорошими связями производительность увеличивается на 20–25%.
Межличностное общение облегчает решение проблем и принятие решений
Когда дело доходит до решения проблем и принятия решений, хорошие навыки межличностного общения являются бесценным преимуществом. Обладание такими навыками позволяет людям адекватно выражаться, обсуждать и развивать идеи друг друга. Кроме того, открытая коммуникация гарантирует, что решение принесет пользу всем участникам (или, по крайней мере, попытается).
Каждый должен чувствовать, что его ценят и ему комфортно делиться своим мнением. Если это не так, сеансы мозгового штурма не увенчаются успехом.
Пожалуй, лучшая техника решения проблем — это , предотвращающая проблем, а хорошая коммуникация предотвращает потенциальное недопонимание, непонимание и путаницу в будущем.
Межличностное общение помогает укрепить доверие
Регулярное межличностное общение укрепляет доверие между коллегами. Как сказано в статье в International Journal of Business and Management, « Доверие и приверженность не возникают сами по себе; они подделываются и поддерживаются благодаря эффективному общению ».
Доверие к людям, с которыми вы работаете, дает множество преимуществ, в том числе:
- снижение уровня стресса и враждебности,
- повышение производительности и эффективности,
- предоставление и получение поддержки,
- повышение морального духа и мотивации,
- снижение (или полное изгнаны) микроуправление, и
- более высокое удержание сотрудников.
Межличностное общение формирует контакты и поддерживает отношения
Ни один человек не остров — особенно в бизнесе. Нетворкинг может открыть двери, о существовании которых вы даже не подозревали, способствуя вашей карьере лучше, чем любое резюме. Согласно исследованию LinkedIn, 80% профессионалов считают нетворкинг важным фактором карьерного успеха.
Установление (и поддержание) новых контактов открывает вам доступ к новым ресурсам и свежим идеям — вам даже могут предложить отличные возможности для бизнеса раньше других. Ваши связи также могут предоставить вам рекомендации, наставничество, обучение и другие возможности для профессионального роста.
Кроме того, у вас могут появиться новые интересные знакомства.
Какие навыки межличностного общения важны на рабочем месте?
Если вы только начинаете работать или работаете уже несколько десятков лет, хорошие коммуникативные навыки всегда будут вашим преимуществом.
Вы чувствуете, что межличностное общение не является вашей сильной стороной?
Не волнуйтесь — хорошими коммуникаторами становятся, а не рождаются. Коммуникация на рабочем месте — это не один навык, а несколько навыков, наложенных друг на друга в плаще.
Мы перечислили самые важные из них, чтобы вы могли видеть, над чем вам нужно поработать.
Активное слушание 👂
Активное слушание (о котором мы уже говорили) — ключ к эффективному общению. Довольно часто вместо того, чтобы внимательно слушать, мы думаем о том, что собираемся сказать дальше, куда пойти пообедать или не забыли ли мы выключить плиту этим утром.
Активное слушание требует полного погружения в разговор и размышления о том, что говорит человек, а не просто ожидания своей очереди говорить. Если вы хотите быть лучшим слушателем, обратите внимание на следующие вещи:
- Установите зрительный контакт — это покажет, что вы присутствуете и внимательны. Тем не менее, не забывайте время от времени отводить взгляд, так как постоянный зрительный контакт может пугать.
- Посмотрите на их язык тела — иногда невербальные сигналы говорят вам больше, чем слова.
- Не перебивайте — возможно, вы вспомнили что-то очень важное или, может быть, вы просто склонны делать поспешные выводы лучше, чем спортсмены-олимпийцы. Но подождите, пока другой человек закончит. Прерывание является грубым и может расстроить говорящего.
- Уточните, что говорит другой человек — вы можете задавать вопросы, перефразировать или обобщать сказанное, чтобы убедиться, что вы находитесь на одной волне.
- Сосредоточьтесь — самое простое, но самое сложное.
Быть восприимчивым к обратной связи 🤔
Если бы Микеланджело мог сказать « Я все еще учусь » в возрасте 87 лет — мы также можем сделать все возможное, чтобы никогда не прекращать учиться и совершенствоваться.
Когда тебя критикуют, редко бывает приятно, но важно научиться управлять своими эмоциями и смотреть на свою работу как можно более объективно. Получив отзыв, постарайтесь:
- Сделайте шаг назад и обработайте — не действуйте импульсивно.
- Подумайте о том, откуда она исходит — вы не должны автоматически отвергать обратную связь, так же как и принимать ее автоматически. Есть ли у этого человека доверие и знания, чтобы дать обоснованную критику? Другие тоже так думают?
- Скажите «Спасибо» — также вы можете объяснить свою точку зрения, но не спорьте и не занимайте оборонительную позицию.
Управление конфликтами 🗯️
Управление конфликтами — это практика разумного и эффективного разрешения конфликтов. Конфликты часто неизбежны, поэтому способность управлять ими и разрешать их — невероятно ценный навык. Для начала выполните несколько шагов:
- Поймите, что является источником конфликта.
- Не подливайте масла в огонь — постарайтесь разрядить обстановку.
- Внимательно слушайте и убедитесь, что у каждого есть слово и возможность поделиться своей точкой зрения.
- Проанализируйте конфликт: В чем на самом деле конфликт? Что могло побудить обе стороны к урегулированию конфликта? Какие стратегии управления конфликтами применялись в прошлом и насколько они были успешны?
- Попробуйте найти решение, которое устроит всех участников.
Надежность 🕞
Быть надежным означает, что вам можно доверять, и люди могут на вас рассчитывать. Согласно статье Indeed, многие работодатели считают это одним из лучших качеств для сотрудника.
Как считаться надежным человеком? Вот несколько вещей, которые вы можете сделать:
- Всегда приходить вовремя.
- Никогда не пропускайте сроки — и если что-то неожиданное случится, и вы не сможете это сделать, сообщите об этом своей команде, как только сможете.
- Следуйте правилам компании — они существуют не просто так.
- Убедитесь, что ваша работа всегда качественная.
- Предлагайте помощь товарищам по команде, когда они в ней нуждаются.
- Будьте последовательны — то, что вы говорите, и то, что вы делаете, всегда должно быть согласовано.
Эмпатия 🫂
Проще говоря, эмпатия — это способность общаться и понимать других, а также распознавать, что другой человек чувствует или переживает. Но какая связь между умением поставить себя на место других и успехом в бизнесе?
Согласно статье Forbes, эмпатия — это сила, которая двигает бизнес вперед: чуткие лидеры способны адаптироваться, относиться к своему окружению и развивать сильные стороны окружающих их людей.
Как говорится в статье, « Успешные люди действуют не в одиночку; каждый из нас нуждается в поддержке других для достижения положительных результатов, которые подталкивают нас к нашим целям. ”
Лидерство 🥇
Лидерство является одним из самых востребованных навыков сегодня, по мнению 34% профессионалов, опрошенных в рамках глобального опроса Emeritus 2021 Career Impact Survey.
Это потому, что эффективные лидеры являются важной частью любой успешной организации — они создают продуктивную рабочую среду, повышают вовлеченность сотрудников и мотивируют всех делать все возможное.
Если вы стремитесь стать великим лидером, вот некоторые качества, которыми вы должны обладать:
- эффективное решение проблем,
- отличные коммуникативные навыки,
- способность мотивировать других,
- честность,
- надежность ,
- устойчивость,
- хорошие навыки принятия решений,
- способность учить и наставлять и
- эмоциональный интеллект.
Непростая работа — но именно поэтому хорошие лидеры так ценны.
Переговоры ⚖️
Вам не обязательно работать в ФБР, чтобы вести переговоры. Если вы хотите получить повышение или купить что-то по более выгодной цене, навыки ведения переговоров — это то, чем может воспользоваться каждый из нас.
Согласно Harvard Business School Online, вот ключевые принципы успешных переговоров:
- эффективное общение,
- эмоциональный интеллект и способность контролировать свои эмоции,
- планирование наперед и четкое представление о том, чего вы хотите. добиться,
- создание ценности — в идеале придумать решение, выгодное обеим сторонам,
- сильная стратегия — определить свою роль, понять свою ценность и понять точку зрения другого человека,
- отражение — подумать о прошлых переговорах и определить области которые нуждаются в улучшении.
Работа в команде 🤝
Для многих профессий одним из важнейших навыков межличностного общения является умение работать в команде. Чтобы хорошо работать в команде, требуется:
- проявлять сочувствие,
- общаться ясно и прозрачно,
- быть подотчетным и ответственным,
- поощрять других делиться своим мнением и хорошо слушать,
- быть честным, но уважительным,
- желать помогать другим,
- иметь сотрудничество вместо отношения «я, я, я».
5 Советы по улучшению межличностного общения на рабочем месте
Нет сомнений в том, что межличностное общение является важным фактором достижения успеха как на индивидуальном уровне, так и в масштабах всей организации.
Если это не самая сильная ваша сторона, вот что вы можете сделать.
Выясните, что вам нужно улучшить
Немного самоанализа еще никого не убило.
Прежде чем делать что-либо еще, вам нужно — как можно более объективно — выяснить, над чем вам нужно поработать. Никто не рождается идеальным коммуникатором, у всех нас есть возможности для совершенствования.
У вас есть проблемы с началом разговора? Вы слишком вспыльчивы и склонны говорить то, что на самом деле не имеете в виду? Вам трудно слушать внимательно? Вы пассивно-агрессивны? Как часто вы перебиваете других?
Обратите внимание на то, как вы взаимодействуете с другими, и посмотрите, что вы можете изменить. Вы также можете открыто спросить кого-то, кому вы доверяете, над чем, по их мнению, вам следует поработать.
Работайте над своими коммуникативными навыками, наблюдая за другими
Как интроверт, который много работал над развитием своих коммуникативных навыков, я могу сказать, что эти две вещи меняют правила игры:
- наблюдение за тем, что делают хорошие коммуникаторы и как они взаимодействуют , и
- практика .
Вопреки распространенному мнению, обучение не заканчивается в школе, и оно не должно включать в себя книги и академические работы.
Подумайте о людях в вашем окружении, которые обладают отличными коммуникативными навыками. Что они делают? Как они взаимодействуют с другими? Как они ведут себя в определенных социальных ситуациях? Как выглядит их язык тела?
Когда у вас будет возможность, попробуйте применить некоторые из их приемов. Будьте терпеливы — это требует много практики.
Также не пытайтесь делать 10 дел одновременно. Начните только с одного, например, попытайтесь раскрыть свой язык тела. Когда вы освоитесь с этим, переходите к следующему.
Понимать (и знать) разные стили общения
Так же, как у людей разные характеры, у них также разные способы общения.
Ваши коллеги-экстраверты могут предпочесть общение лицом к лицу или видеозвонки, в то время как электронная почта и программное обеспечение для обмена сообщениями могут больше подойти для интровертной части команды.
Некоторые люди, с которыми вы сталкиваетесь, напористы, в то время как другие могут быть пассивно-агрессивными. Одни разговорчивые, другие молчаливые.
Если вы хотите поднять свои коммуникативные навыки на новый уровень, вы должны приложить усилия, чтобы понять, как люди вокруг вас общаются. (Возможно, вы обнаружите, что этот коллега не испытывает к вам неприязни, он просто не любит разговаривать.)
Познакомьтесь со своей командой и их стилями общения — это поможет вам лучше взаимодействовать и сотрудничать.
💡 Наконечник Pumble Pro
Если вам интересно узнать больше о различных стилях общения, наш гид может помочь:
- Стили общения
Запланируйте регулярные встречи команды и мероприятия по созданию команды
Говоря о знакомстве со своей командой — чтобы иметь возможность это сделать, запланируйте регулярные встречи команды и мероприятия по укреплению команды.
Это особенно важно, если вы работаете удаленно. Тяжело разговаривать с человеком, которого видишь раз в два месяца (да и то, только с плеч).
Чем больше вы видите друг друга, тем комфортнее вы общаетесь друг с другом, что приводит к лучшему и более открытому общению.
Научитесь контролировать свои эмоции
Если вы эмоциональны, напряжены или расстроены, маловероятно, что вы сможете вести продуктивный и продуктивный разговор. И общение на рабочем месте должно быть именно таким — конструктивным и профессиональным. Эмоциональные всплески недопустимы.
Научиться регулировать свои эмоции — долгий и трудный процесс, но вот что вы можете сделать для быстрого решения:
- Определите свои эмоции : Что вы сейчас чувствуете?
Что заставило вас так себя чувствовать?
Что вы хотите сделать с этими чувствами? (например, кричать, плакать, выражаться кому-то и т. д.)
Есть ли лучший способ справиться с ними? - Прими свои эмоции . Подавление их не только вредно для здоровья, но и вообще непродуктивно.
- Дайте себе немного пространства , чтобы обработать то, что вы чувствуете.
- Изучите технику глубокого дыхания , которая поможет вам успокоиться.
Вывод: Навыки межличностного общения всегда будут вашим преимуществом
Любая работа в той или иной степени связана с общением с людьми, поэтому каждый должен стремиться работать над своими коммуникативными навыками.