Психология. Темперамент и характер. Тест для самопроверки – пройти тест онлайн бесплатно
Авторам
8-800-333-85-44
Оформить заявку
Вход
- Справочник
- Онлайн-калькуляторы
- Тесты с ответами
Выполним любые типы работ
- Дипломные работы
- Курсовые работы
- Рефераты
- Контрольные работы
- Отчет по практике
- Эссе
Психология
Психология
Психология
Психология
Психология
Психология
Психология
Психология
Контрольная работа
от 1 дня /
от 100 руб
Курсовая работа
от 1800 руб
Дипломная работа
от 7 дней /
от 7950 руб
Реферат
от 1 дня /
от 700 руб
Онлайн-помощьот 1 дня /
от 300 руб
Оставляй заявку — и мы пройдем все тесты за тебя!
Жарикбаев.
$$$ 1 C
Кто был основоположником первой в мире научной психологической лаборатории:
С) Вундт.
$$$ 2 C
Какой метод является основным и наиболее значимым в современных психологических исследованиях:
С) эксперимент.
$$$ 3 D
Настрой человека на определенное восприятие окружающей действительности
это:
D) установка.
$$$ 4 C
Темперамент был впервые описан:
С) Гиппократом.
$$$ 5 E
Кто из казахстанских ученых написал первый учебник по психологии:
$$$ 6 B
Что такое сновидения:
В) пассивный вид воображения.
$$$ 7 B
Непреодолимое подсознательное стремление к достижению чего-либо это:
В) страсть.
$$$ 8 B
Какое свойство внимания обеспечивает возможность удерживать в поле зрения одновременно несколько объектов:
В) объем.
$$$ 9 C
Проявление характера в большинстве случаев обусловлено:
С) влиянием окружающей среды.
$$$ 10 A
Психика-это:
А) отражение окружающей действительности посредством
деятельности мозга.
$$$ 11 E
С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
Е) избирательность.
$$$ 12 D
Природная предрасположенность к выполнению какой-либо деятельности:
D) задатки.
$$$ 13 B
Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на беспрекословном подчинении руководителю (лидеру):
В) авторитарный.
$$$ 14 B
Советский психолог, автор концепции о трех уровнях эволюционного развития психики:
В) Леонтьев.
$$$ 15 A
Что относится к врожденным индивидуальным особенностям личности:
А) темперамент.
$$$ 16 B
Как называется явление, при котором человек не может своевременно вспомнить то, что он знает:
В) конфабуляция.
$$$ 17 C
Как называется процесс, при котором окружающая действительность представляется в неправдоподобных образах, и человек понимает это:
С) иллюзии.
$$$ 18 A
Переход внешних действий во внутренние называется:
А) интериоризация.
$$$ 19 B
Тип темперамента, характеризующийся вспыльчивостью и поспешностью в действиях:
В) холерик.
$$$ 20 D
Удовлетворенность результатами своей деятельности это проявление:
D) праксических чувств.
$$$ 21 C
Какое из нижеприведенных качеств характеризует человека как проявление личности:
С) аккуратность.
$$$ 22 B
Процесс развития индивида от рождения до смерти называется:
В) онтогенез.
$$ 23 D
Прием воображения посредством которого создаются качественно новые образы на основе «склеивания» отдельных несовместимых качеств или элементов:
D) агглютинация.
$$$ 24 D
Как называется мыслительная операция, связанная с мысленным объединением предметов и явлений по их общим и существенным признакам:
D) обобщение.
$$$ 25 B
Кто основоположник учения о бессознательном, подсознательном и
сознательном уровнях психики:
В) Фрейд.
$$$ 26 C
Сценарист написал пьесу для театра. О каком виде речи можно говорить в данном случае:
С) письменная.
$$$ 27 E
Кто впервые научно обосновал физиологическую основу темперамента:
Е) Павлов.
$$$ 28 B
Характер-это:
В) этика поведения в обществе.
$$$ 29 E
Когда сформировалась психология как самостоятельная наука:
Е) 20 в.
$$$ 30 E
Кто написал первый трактат о душе:
Е) Аристотель.
$$$ 31 D
Кто из мыслителей средневековья впервые подробно рассмотрел
проблемы сути и воспитания души, получив имя «Второго учителя»:
D) аль-Фараби.
$$$ 32 D
Какой самый древний метод психологического познания:
D) наблюдение.
$$$ 33 D
Кто является основоположником социометрической методики исследования:.
D) Морено.
$$$ 34 E
Сколько отраслей психологический науки сушествует сегодня:
Е) более 15.
$$$ 35 B
Мыслительная операция посредством которой человек способен из
отдельных деталей получать представление о сущности вещей и явлении в целом:
В) синтез.
$$$ 36 C
Что является первоосновой познавательной деятельности:
С) ощущения.
$$$ 37 B
Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
В) галлюцинации.
$$$ 38 A
Как называется явление при котором, не может вспомнить, то что ранее знал:
А) амнезия.
$$$ 39 B
Кто один из основоположников научной психологии:
В) Вундт.
$$$ 40 A
Яркий свет на сцене вызывает ощущение тепла, а темнота ощущение прохлады. Как называется данное явление:
А) синестезия.
$$$ 41 B
Какое из нижеприведенных качеств, характеризует человека как личность:
В) воля.
$$$ 42 B
Восхищение красотой природы это проявление:.
В) эстетических чувств.
$$$ 43 A
Благодаря какому психическому процессу создается качественно новые продукты, способствующие прогрессу общества в целом:
А) воображению.
$$$ 44 A
Важнейший принцип согласно которому мы ищем исходные причины, определяющие те или иные психические проявления:
А) детерминизм.
$$$ 45 A
Один из основоположников учения о коллективе:
А) Макаренко.
$$$ 46 A
Прием воображения на основе которого происходит преувеличение качеств реального объекта:
A) гиперболизация.
$$$ 47 A
Какой принцип обеспечивает объективный поиск причин психических явлений:
А) детерминизм.
.
$$$ 48E
Кто автор первого учебника по психологии в Казахстане:
Е) Жарикбаев.
$$$ 49 A
Кто из мыслителей античности впервые наиболее подробно
рассмотрел проблемы души, опираясь на материалистическую основу:
А) Аристотель.
$$$ 50 A
Кто основоположник первой научной психологической лаборатории в России:
А) Бехтерев.
$$$ 51 A
Как называется умение выполнять деятельность качественно и непринужденно:
А) талант. .
$$$ 52 E
Возможность выполнения какой-либо деятельности обеспечивается:
Е) способностями.
$$$ 53 C
Стиль межличностных взаимоотношений, основанный на дискуссионном подходе в решении возникающих проблем:
С) демократический.
$$$ 54 B
Как называется явление при котором человек не может достоверно
вспомнить то, что он знает, дополняя пробелы памяти своей фантазией:
В) конфабуляция.
$$$ 55 C
Направление психологии, которое нацеливает на наиболее полное проявление человека как личности через самоактуализацию:
С) гуманистическая психология.
$$$ 56 C
Кто из ученых является основоположником метода психоанализа:
С) Фрейд.
$$$ 57 B
Бессознательный уровень психики проявляется через:
В) инстинкты.
$$$ 58 B
Как называется человек легко вступающий в контакт с окружающими людьми:
В) экстраверт.
$$$ 59 A
Как называется человек, которому трудно вступать в процесс общения с окружающими людьми:
А) интроверт.
$$$ 60 B
Психический процесс, обеспечивающий целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира:
В) восприятия.
$$$ 61 E
Психический процесс, обеспечивающий сохранение воспринятой информации о предметах и явлениях окружающего мира:
E) память.
$$$ 62 D
Психический процесс, обеспечивающий создание новых образов, на основе ранее воспринятых:
D) воображение.
$$$ 63 B
Процесс при котором, звуки музыки вызывают у некоторых людей впечатление об определенных цветовой гамме:
В) синестезия.
$$$ 64 B
Способность музыканта отличать на слух звуки (например «до» и «до-диез») обеспечивается:
В) сенсибилизацией.
$$$ 65 B
Разочарование в идеалах и надеждах называется:
Б) фрустрация.
$$$ 66 A
Способность личности приспосабливаться к окружающей среде при необходимости:
А) конформизм.
$$$ 67 A
Кратковременные эмоции называются:
А) реакциями.
$$$ 68 B
Неспособность сосредоточиться на изучаемом объекте обусловлено:
В) рассеянностью.
$$$ 69 A
Тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и обидчивостью:
А) меланхолик.
$$$ 70 C
Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других:
С) гениальность.
$$$ 71 C
Тип темперамента, характеризующийся замедленной ответной реакцией меланхолик:
С) флегматик.
$$$ 72 A
Личность формируется в процессе:
А) деятельности.
$$$ 73 C
Тип темперамента, характеризующийся хорошей приспосабливаемостью к изменившимся условиям окружающей среды:
С) сангвиник.
$$$ 74 D
Вид деятельности, в процессе которой, появляется качественно новый продукт:
D) продуктивная.
$$$ 75 C
Вид деятельности, в процессе которой, происходит освоение окружающей действительности в детском возрасте:
С) игровая.
$$$ 76 A
Автоматизированное действие, сформированное в процессе упражнений:
А) навык.
$$$ 77 B
Способность к выполнению определенных действий без предварительного обдумывания их:
В) умение.
$$$ 78 A
Подсознательные действия, направленные на выполнение каких-то действий, которые стали потребностью:
А) привычка.
$$$ 79 B
Процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств:
В) ощущения.
$$$ 80 B
Зависимость восприятии от прошлого опыта:
В) апперцепция.
$$$ 81 E
Критерии качества пригодности теста и других методик психологических исследований:
Е) валидность.
$$$ 82 D
Книга, написанная для широкого круга читателей:
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВАШ ТЕМПЕРАМЕНТ, ЧТОБЫ ПРИСТУПИТЬ К ЖИЗНИ И РАБОТЕ В НОВЫХ НОРМАХ.
Перейти к основному содержанию
Фото Элизабет Лжи на Unsplash Оби Остин-Уванду, бакалавр права, BL, SPHRi, CPHR, CSM, CSPOОби Остин-Уванду, бакалавр права, BL, SPHRi, CPHR, CSM, CSPO
Менеджер по персоналу / Бизнес-партнер по персоналу / Специалист по подбору персонала / Менеджер по работе с персоналом / Скрам-мастер / Владелец продукта
Опубликовано 20 мая 2020 г.
+ Подписаться
Наш индивидуальный темперамент играет важную роль в нашей реакции на внутренние и внешние раздражители.
Тогда вы спросите, что такое темперамент? В психологии T emperament в широком смысле относится к постоянным индивидуальным различиям в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно не зависят от обучения, системы ценностей и установок (Википедия). Индивидуальные свойства и особенности темперамента могут способствовать или препятствовать развитию личности. черты.
Существует 4 темперамента (модель Галена) — Решительный Холерик, Чувствительный Меланхолик, Спокойный Флегматик и Энергичный Сангвиник, и каждый из этих темпераментов по-разному адаптируется и реагирует на ситуации.
Наш темперамент также может быть связан с нашим индивидуальным стилем воспитания, работы, отношений, делегирования полномочий, лидерства и подчинения. Это также может указывать на то, как мы реагируем на эту новую норму, созданную пандемией COVID-19. Таким образом, понимание этого поможет нам приложить сознательные усилия для преодоления проблем, связанных с новой нормой.
Темперамент Сангвиника : Сангвиник очень общительный человек, которому нравится быть с людьми и среди них. Из всех темпераментов сангвинику легче всего общаться. Они привносят жизнь и энергию в комнату своим присутствием. Их заразительная жизнерадостность и отличный юмор скрашивают жизнь каждого. Их редко можно встретить в одиночестве, они чрезвычайно оптимистичны, верят, что жизнь — это захватывающий и веселый опыт, который нужно прожить на полную катушку. Бездействие вызывает у них стресс, потому что их темп жизни быстрый и яростный. Сангвиник в Инклюзивности — самый спонтанный из всех темпераментов.
Сангвиник в новой нормальности : Поскольку сангвиник любит общение и людей, его темперамент больше всего пострадает от социального дистанцирования и изоляции. Чтобы справиться с новой нормой, сангвинику важно найти эффективные способы продолжать общение и быть с людьми, если не физически, то находиться рядом с ними виртуально.
Они могут в полной мере использовать доступные нам виртуальные возможности, т. е. больше обмениваться текстовыми сообщениями, виртуальными встречами и другим взаимодействием. Может быть важно, чтобы они занимались упражнениями на свежем воздухе, такими как бег трусцой и ходьба, чтобы они могли встречаться и общаться с людьми, сохраняя при этом безопасное расстояние. Сангвиник не должен находиться на карантине в одиночестве, и если он живет один, он должен найти способы продолжать взаимодействовать / разговаривать с соседями, возможно, со своего балкона, крыльца и т. д. Они также могут участвовать в виртуальных спортивных состязаниях и других соревнованиях, которые могут дать ощущение физического взаимодействия с люди.
Меланхолический темперамент – Меланхолик отличается повышенной чувствительностью. Они способны принимать одобрение/неодобрение и предъявляют высокие требования к себе и другим людям. Этот темперамент сдержан и тактичен, их эмоции и чувства сильны и продолжительны. Люди этого темперамента чувствуют себя комфортно и продуктивно работают в привычной и спокойной обстановке. Меланхолики скрывают свои эмоции, так как не делятся своими мыслями и чувствами с окружающими. Они избирательны в выборе друзей, часто имеют очень мало близких друзей, отстранены и нелюдимы. Меланхолик — единственный тип темперамента, характеризующийся ранимостью и обидчивостью. Они не горят желанием общаться с новыми людьми и им нужно время, чтобы адаптироваться в новом коллективе. Их легко назвать снобами, ботаниками или интровертами.
Меланхолик в новой нормальности: Поскольку этот тип темперамента любит работать в одиночку, может быть важно поддерживать связь с его немногочисленными близкими друзьями, семьей и браться за новые задачи, которые дадут им чувство цели. . Это может быть ремонт, изучение нового навыка/ремесла, садоводство, кулинария/выпечка и т. д. Они также могут смотреть телешоу. На этот темперамент не будет так сильно влиять новое нормальное социальное дистанцирование, если у них есть семья и несколько близких друзей, которые окажут эту поддержку, когда они в ней нуждаются. Однако они будут очень сильно затронуты потерей близкого друга или родственника из-за вируса. Таким образом, обучение чему-то новому и частое общение с друзьями/родными поможет отвлечься от происходящего.
Флегматичный темперамент: Этот темперамент спокойный, осторожный, терпеливый и прилежный. Они показывают последовательность в работе и выполняют все поставленные задачи. Их речь обычно тихая, с паузами, без выразительных эмоций, жестов и мимики. Они могут выполнять монотонную тяжелую работу и неразговорчивы. Они не растрачивают свои силы понапрасну и систематичны в работе. Хаотичной и бурной жизни флегматик предпочитает рутину. Они способны контролировать свои эмоции, чувства, мысли и стабильны в отношениях и интересах. Они также ладят с людьми другого темперамента [хотя они расстраивают холериков, которые чувствуют, что они недостаточно быстры и недостаточно мотивированы]. Флегматик не обращает внимания на одобрение или неодобрение и не может быстро реагировать на новые ситуации. Они хорошо скрывают свои эмоции/чувства, а их движения медленны и невыразительны. Они с большим трудом приспосабливаются к новой среде и не хотят знакомиться с новыми людьми, если могут помочь.
Флегматик в новой нормальности: Для этого темперамента новая нормальность представляет собой хаотичную ситуацию, к которой им нужно время, чтобы приспособиться. Поскольку они наиболее упрямы из всех темпераментов, когда дело доходит до внесения изменений, с их нежеланием участвовать в каких-либо действиях, требующих их энергии или эмоций, и их тенденцией быть наблюдателями, а не участниками, они должны предпринять необходимые шаги. а сознательное усилие развивать такие качества, как подвижность и активность, как их естественную пассивность и томление, следует подавлять.
Они могут создать распорядок дня, включающий физическую активность, например. занятия йогой, бег трусцой и упражнения на стуле во время работы. Они также должны убедиться, что они звонят семье и друзьям, поскольку в большинстве случаев их спокойное, самодовольное отношение к ситуациям может навредить людям, которые их любят. Вместо того, чтобы вдохновлять людей на создание справедливости и быть наблюдателями, они могут участвовать в благотворительной деятельности, например, добровольно работать в продовольственных банках, продуктовых кладовых или консультационных группах. Им также потребуются постоянные проверки любых вновь назначенных задач и/или проектов, которые отклоняются от их обычной рабочей рутины.
Холерический темперамент: Этот холерик отличается решительностью, инициативностью и прямолинейностью. Они мобильны, гибки и быстры. Они работают с большим энтузиазмом, преодолевая препятствия по мере их поступления. Их речь живая и эмоциональная. Холерик способен быстро принимать решения и открыт для новых идей, стиля работы и информации. Они засыпают с активным умом и быстро просыпаются. Они процветают в сложных, быстро меняющихся и хаотических ситуациях или окружающей среде. Их чувства появляются быстро и хорошо выражены. Для холерического темперамента характерны резкие, судорожные движения, неусидчивость, неустойчивость и раздражительность. Они нетерпеливы и могут быть резкими и прямолинейными в повседневном общении. Они также могут провоцировать конфликты, упрямы, капризны, властны и чувствительны. Перепады настроения и срывы являются обычным явлением, когда они не оптимальны.
Холерический темперамент в новой нормальности : Новая нормальная малоподвижность не отпугнет холерика, но будет ограничивать его и вызывать у него перепады настроения или депрессию, если у него нет активности или цели. Холерик в этот момент хаоса может процветать там, где он находит проекты, в которые можно вовлечь себя. Чем требовательнее проект, тем лучше для этого типа темперамента. В этот момент холерик должен стремиться к целенаправленным занятиям. Они могут начать инициативу по движению еды, мероприятие по уходу за соседями, группу упражнений или учебную группу. На работе они должны искать больше проектов, чтобы заполнить дни и заниматься сложными задачами, которые потребуют тщательного планирования, нестандартного мышления, стратегии и активности, чтобы преуспеть в новых условиях. Они могут взять это на себя или на них может быть возложена обязанность следить за старшими членами семьи, которые в настоящее время не могут передвигаться.
Каким бы ни был ваш темперамент, ключом к ежедневному процветанию в этой Новой Нормальности является глубокое осознание и понимание себя.
Я мечтаю, ты тоже должен……..
3 мая 2020 г.
Новый нормальный
20 апр. 2020 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Модели детского темперамента и реакции родителей
Специалисты по детскому психическому здоровью признают уникальные сильные стороны и потребности каждой семьи. Понимание различий детского темперамента может помочь клиницистам предоставить информацию о развитии, специфичную для каждого ребенка. Его также можно использовать, чтобы помочь родителям распознать и развить индивидуальный потенциал своих детей. Исследования подтверждают, что люди различаются по степени чувствительности к влиянию окружающей среды, в том числе в большей или меньшей степени подвержены влиянию родительского поведения. Повышенная чувствительность может быть недостатком в неблагоприятной среде, но она также позволяет ребенку в полной мере воспользоваться положительной и поддерживающей средой (Belsky & Pluess, 2009).). Было показано, что то, что обычно называют «трудным» темпераментом, связано с этим типом повышенной чувствительности к воспитанию детей (Belsky, Bakermans-Kranenburg, & Van Ijzendoorn, 2007).
В то же время дети с трудным темпераментом могут представлять наибольшие трудности при получении оптимального уровня ухода. Сложный темперамент характеризуется повышенной реактивностью и эмоциональностью. Дети могут реагировать легко и бурно, и их часто описывают как легко расстраивающихся. Исследования показали неоднозначные результаты с точки зрения влияния темперамента ребенка на воспитание. Это особенно важно, когда речь идет о так называемых «трудных» или вызывающих темпераментах. Некоторые исследования показывают, что дети с более реактивным темпераментом более требовательны к родителям и с большей вероятностью получат более суровый или менее отзывчивый уход (Clark, Kochanska, & Ready, 2000; Jaffee et al., 2004). Тем не менее, другие исследования показывают, что тот же темперамент вызывает большую отзывчивость и материнское участие (Kochanska, Friesenborg, Lange, & Martel, 2004; Pettit & Bates, 19).84; Сроуф, 1985). В этом исследовании изучается, как темпераментные предрасположенности детей вызывают определенные реакции у родителей и каким образом родительские качества влияют на их реакции на темперамент детей.
Вопросы исследования
Во-первых, нас интересовало выявление естественных паттернов детского темперамента и реакции родителей на этот темперамент. Мы ожидали увидеть, что одни родители испытывают выраженный дистресс в связи с повышенной отрицательной эмоциональностью ребенка, а другие нет. Во-вторых, мы исследовали взаимосвязь между паттернами и качеством воспитания с течением времени. Мы предположили, что высокоэмоциональные дети могут с большей вероятностью испытывать негативное родительское поведение со стороны сильно расстроенных родителей, чем их менее реактивные сверстники или родители, которые были более удовлетворены отношениями между родителями и детьми. В качестве следующего шага мы изучили, выделяются ли дополнительные характеристики или поведение родителей и детей среди паттернов, включающих детей с высокой негативной эмоциональностью. Цель состояла в том, чтобы определить факторы, которые отличают родителей детей с высоким уровнем негативной эмоциональности, испытывающих более высокий уровень дистресса и неудовлетворенности родительской ролью, от тех, кто этого не делает, чтобы информировать будущих вмешательств для так называемых «трудных» детей.
Обзор методов исследования
Выборка включала 2329 детей, имеющих право на участие в программе Early Head Start (1184 мальчика), и их основных опекунов из Национального проекта исследований и оценки Early Head Start (EHSRE) (Love et al., 2005).
Средний возраст опекунов на момент включения составлял 22,6 (SD = 5,77) года, а средний возраст детей — 15,02 (SD = 1,48) месяца. Опекуны были 37% белых, 34% афроамериканцев и 23% латиноамериканцев / латиноамериканцев, большинство из которых имели не выше среднего образования (74,4%). Годовой валовой доход в среднем составлял 9 долларов.277 долларов США (SD = 8 421 доллар США).
Мы измерили темперамент по отчету родителей, используя показатель эмоциональной активности, общительности и импульсивности (EASI) (Buss & Plomin, 1984) в возрасте 14 месяцев. Родительский дистресс и дисфункциональное взаимодействие родитель-ребенок (неудовлетворенность отношениями родитель-ребенок) оценивались с помощью родительского отчета с использованием индекса родительского стресса (Abidin, 1995). Родительский дистресс относится к дистрессу, связанному с родительской ролью, а дисфункциональное взаимодействие родитель-ребенок касается неудовлетворенности родителя отношениями родитель-ребенок. Некоторые вопросы касаются того, соответствует ли поведение ребенка тому, что ожидал родитель.
Чтобы ответить на второй исследовательский вопрос о том, как паттерны родитель/ребенок связаны с поведением родителей, мы рассмотрели негативное отношение родителей к ребенку во время игры, используя меру, называемую «задача с тремя пакетами». Оценка с тремя пакетами представляет собой записанное на видео полуструктурированное игровое задание «родитель-ребенок», которое затем кодируется наблюдателем. Родительское негативное отношение включало такие вещи, как выражение гнева по отношению к ребенку, неодобрение или неприятие ребенка. Мы использовали рейтинги родителей, собранные в возрасте 24 и 36 месяцев, а также в пятилетнем возрасте.
Результаты
Модели детского темперамента и реакции родителей. В соответствии с нашими гипотезами анализы (рис. 1) выявили различия в характере детского темперамента и родительском дистрессе и/или неудовлетворенности.
Рисунок 1. Модели детской эмоциональности и родительского дистресса/неудовлетворенности
Первая группа представляет собой так называемых «легких» детей. У них был низкий уровень негативной эмоциональности, а их родители испытывали очень мало родительского стресса и неудовлетворенности своей родительской ролью. Это самая большая группа, содержащая 83% диад «родитель-ребенок». И вторая, и третья группы отличались высокой отрицательной эмоциональностью («трудные» дети), но что отличает третью группу, так это степень дистресса и неудовлетворенности родителя, которые сопровождают ее.
Негативное отношение родителей. Для всей выборки в целом негативное отношение родителей к ребенку в эпизодах свободной игры снижается с течением времени от 24 месяцев до 5 лет. В первом наборе сравнений оценивались возможные групповые различия в изменении негативного отношения родителей между первой группой, состоящей из «легких» по темпераменту детей и их родителей, и двумя оставшимися группами, состоящими из высокоэмоциональных детей и их родителей, вместе взятых. Как видно из рис. 2, у детей в группах, характеризующихся повышенной эмоциональностью, отмечается достоверно более высокий уровень негативного отношения к 24 месяцам (1,43), чем у детей с менее реактивным настроем (1,52), а также значительно более медленная скорость снижения Δχ 2 (3, N = 2022) = 28,71, p < 0,001, с течением времени.
Рис. 2. Группа 1 по сравнению с группами 2 и 3 вместе взятыми
Те, кто находится в «трудных» группах, с самого начала испытывают большее негативное отношение со стороны родителей, и это негативное отношение уменьшается меньше к тому времени, когда детям исполняется 5 лет. То есть родители более негативно относились к своим эмоционально реактивным детям при первой оценке и продолжали оставаться более негативными с течением времени по сравнению с родителями, чьи дети имели менее сложный темперамент.
Второй набор сравнений оценивал возможные различия между двумя группами, в которые входили дети с повышенной эмоциональностью. Это было сделано для того, чтобы сравнить высокоэмоциональных детей с расстроенными родителями и тех, чьи родители не испытывали такого дистресса. Как видно на рис. 3, родители с сильным дистрессом демонстрируют значительно более высокий уровень негативного отношения (1,70) к своим высокоэмоциональным детям, чем родители таких же детей, которые менее расстроены и более удовлетворены своей родительской ролью (1,49).). Результаты также показывают значительную разницу между группами, Δχ 2 (3, N = 331) = 13,91, p = 0,003, в скорости снижения негативного отношения родителей за период исследования.
Рисунок 3. Сравнение группы 2 и группы 3
Что касается родителей высокоэмоциональных детей, то те, кто испытывает сильный стресс, проявляют гораздо больше негатива по отношению к своим детям при первой оценке, чем менее расстроенные родители столь же эмоциональных детей. Эти крайне огорченные родители демонстрируют очень незначительное уменьшение этого негатива с течением времени.
Групповые различия по дополнительным признакам . Родители в группе с сильным дистрессом, как правило, замечали больше проблем с поведением, F(2,1348) = 68,20, p < 0,001, у своих детей, несмотря на отсутствие существенных различий между группами 2 и 3 по шкале поведения, оцениваемой наблюдателем. Родители, способные лучше воспринимать темперамент своего ребенка и взаимодействовать с ним, характеризуются большими знаниями о развитии младенцев, F(2,1348) = 24,86, p < 0,001.
Выводы
Результаты подчеркивают важность родительского восприятия в формировании формирующихся отношений между родителями и детьми. На родительское поведение влиял не сложный темперамент ребенка, а скорее принятие и реакция родителей на этот темперамент. Родители, которые испытывали серьезные страдания и считали свои отношения с ребенком менее удовлетворительными, демонстрировали большее и более продолжительное негативное отношение к своим детям. Однако высокоэмоциональные дети, чьи родители не испытывали такого стресса и имели более позитивное восприятие отношений, демонстрировали уровень негативного отношения, аналогичный родителям «легких» детей. Заметное отличие этих более принимающих родителей высокоэмоциональных детей состоит в том, что они лучше осведомлены о развитии ребенка.
Основные практические выводы
- Предоставление рекомендаций по развитию с точки зрения различий в темпераменте и реактивности может помочь родителям сформировать точные ожидания и лучше понять уникальное поведение своего ребенка. Это может быть особенно полезно для родителей детей с трудным темпераментом.
- Специалисты IMH могут предложить рекомендации по взаимодействию в отношении эффективных стратегий, которые родители могут использовать для моделирования и облегчения саморегуляции у своих очень эмоциональных детей. Это могло бы повысить родительскую самоэффективность. В то же время это может помочь этим детям успешно справиться со своей тенденцией к повышенной реактивности и эмоциональной реакции. Укрепление отношений между родителями и детьми может быть особенно полезным для детей, которые более чувствительны к влиянию окружающей среды.
Каталожные номера
Абидин, Р. Р. (1995). Индекс родительского стресса, третье издание: Профессиональное руководство. Одесса, Флорида: Ресурсы по психологической оценке.
Бельский, Дж., Бейкерманс-Краненбург, М.Дж., и ван Эйзендорн, М.Х. (2007). К лучшему и к худшему: различная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Текущие направления в Психологическая наука , 16 (6), 300–304. http://doi.org/http://dx.doi.org.proxy2.cl.msu.edu.proxy1.cl.msu.edu/10.1111/j.1467-8721.2007.00525.x
Бельский, Дж., и Плюсс, М. (2009). Помимо стресса, вызванного диатезом: дифференциальная восприимчивость к воздействию окружающей среды. Психологический бюллетень , 135 (6), 885–908.
http://doi.org/http://dx.doi.org.proxy2.cl.msu.edu.proxy1.cl.msu.edu/10.1037/a0017376
Басс, А.Х., и Пломин, Р. (1984). Темперамент: рано развивающиеся черты личности . Хиллсдейл, Нью-Джерси: L. Erlbaum Associates.
Кларк, А.Л., Кочанска, Г., и Готов, Р. (2000). Личность матери и ее взаимодействие с темпераментом ребенка как предикторы родительского поведения. Journal of Personality and Social Психология , 79 (2), 274–285.
Джаффи, С.Р., Каспи, А., Моффит, Т.Е., Поло-Томас, М., Прайс, Т.С., и Тейлор, А. (2004). Пределы влияния на ребенка: доказательства генетически опосредованного воздействия на ребенка телесных наказаний, но не физического насилия. Психология развития , 40 (6), 1047–1058 9018
Кочанска, Г., Фризенборг, А.Е., Ланге, Л.А., и Мартель, М.М. (2004). Личность родителей и темперамент младенцев как факторы, влияющие на их формирующиеся отношения. Journal of Личность и социальная психология , 86 (5), 744–759.
http://doi.org/http://dx.doi.org.proxy1.cl.msu.edu/10.1037/0022-3514.86.5.744
Лав, Дж. М., Росс, К., Райкес, Х., Константин, Дж., Боллер, К.