Стоит ли всегда говорить правду: Всегда ли стоит говорить правду?

Всегда ли нужно говорить партнеру правду?

19 740

Мужчина и женщинаКризис отношений

Бывают ситуации, когда кажется, что невозможно сказать правду и не поссориться, не ранить и не загнать себя в угол. Партнеры иногда обманывают друг друга: что-то преуменьшают или преувеличивают, льстят и недоговаривают. Но всегда ли ложь вредна?

Ложь во имя хороших манер

Иногда, чтобы соблюсти правила общения, приходится говорить полуправду. Если супруг спрашивает «Как прошел день?», вполне вероятно, что выслушивать жалобы на коллег и начальника он на самом деле не готов. Его вопрос — проявление вежливости, к которой привыкли оба партнера. Когда вы отвечаете: «Нормально», это такая же безобидная ложь. Вы тоже следуете неписаным правилам общения.

Куда хуже было бы постоянно высказывать друг другу все, что приходит на ум. Муж мог бы описать жене, как хороша молодая секретарша, но разумнее подобные рассуждения оставить при себе. Некоторые наши мысли могут быть неуместными, ненужными или неприятными. Иногда хочется сказать правду, но мы взвешиваем за и против, прежде чем это сделать.

Честность или доброта?

Обычно мы действуем по ситуации и говорим то, что кажется уместным в определенный момент. Можно, например, обратить внимание прохожего или коллеги: «У вас расстегнулась пуговица» — а можно промолчать.

Но не стоит бросаться откровенными заявлениями вроде «Я терпеть не могу фотографию с твоими родителями, которую ты поставила в рамку и подарила мне на день рождения».

Бывают ситуации, когда правду говорить неудобно, но необходимо, и приходится подбирать слова, интонацию и время. На один и тот же вопрос можно ответить одинаково честно, но по-разному.

Вопрос: «Почему ты против моих встреч с друзьями?»

Некорректный ответ: «Потому что все они идиоты, а ты совершенно себя не контролируешь, можешь выпить и что-нибудь натворить».

Подходящий ответ: «Я переживаю, что ты можешь выпить. Вокруг столько одиноких мужчин, а ты такая привлекательная».

Вопрос: «Ты выйдешь за меня замуж?»

Некорректный ответ: «Замужество не для меня».

Подходящий ответ: «Мне нравится, как развиваются наши отношения, но пока я не готова к такой ответственности».

Вопрос: «Я выгляжу жирной в этих ярко-зеленых трикотажных шортах?»

Некорректный ответ: «Ты выглядишь жирной только из-за своего жира, а не из-за одежды».

Подходящий ответ: «Мне кажется, джинсы сидят на тебе лучше».

За словами скрывается мотив

Есть много способов быть честным и добрым одновременно. Когда вы не знаете, что ответить, или боитесь сказать правду, лучше попросить время на обдумывание.

Например, вас застали врасплох вопросом «Ты меня любишь?». Не стоит обманывать человека или пытаться перевести разговор на другую тему. Когда речь идет о чем-то важном, лучше быть откровенным.

Честность в отношениях необходима, но не обязательно, например, сообщать партнеру, что от него странно пахнет, когда вы занимаетесь любовью.

С другой стороны, задумайтесь — что происходит, когда вы намеренно пытаетесь что-то утаить? Боитесь, что, если скажете правду, случится что-то плохое? Хотите кого-то наказать? Не умеете быть деликатным? Пытаетесь защитить себя или партнера?

Если разберетесь с мотивами своей нечестности, ваши отношения от этого выиграют.

Об авторе: Джейсон Уайтинг — семейный психотерапевт, профессор психологии.

Текст:Александра ГалимоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Хватит это терпеть!»: как побороть агрессию партнера

Спите спокойно: найден новый способ борьбы с ночными кошмарами

Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?

«Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»

В браке с любимым человеком или с собачкой? Как перестать дрессировать партнера

«Ученицы» и систематические домогательства: как журналистка Настя Красильникова раскрыла «кружок» педагогов-насильников

FOMO — страх пропустить важное: откуда возникает, чем опасен, как преодолеть

Повышенная чувствительность: в чем плюсы?

Беседы с батюшкой.

Всегда ли надо говорить правду , смотреть онлайн

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. 

– Тема сегодняшнего обсуждения: «Правду говорить легко и приятно. Так ли это?» Об этом мы сегодня и поразмышляем. Начнем с того, что такое правда. 

– Правда – это субъективное понятие, и, в принципе, ее еще нужно доказывать. По сравнению с истиной, которая объективна, непоколебимый абсолют. Для каждого верующего человека истина – это Бог. 

Есть русская поговорка: у всякого Павла своя правда. И в нашей беседе мы должны подойти к тому, откуда растет правда и правда ли это. 

Есть старый удивительный сказ, притча о том, как встретились правда и ложь. Они побеседовали, и ложь заманила правду своими сказками в колодец, чтобы поплавать, отдохнуть. Пока правда плавала, ложь переоблачилась в ее одежду и ушла. Правда осталась голой, и никто не стал принимать голую правду в этом мире, а принимали красиво одетую ложь. 

Здесь можно вспомнить русскую поговорку: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Мы должны все-таки научиться различать правду. Все знают выражение: режь правду-матку. Но стоит ли это делать? Готов ли ты услышать или сказать правду? Здесь тоже важно умение. Умение иногда промолчать, иногда пожалеть, проявить милость. Правда – это свет. Если резко включить яркий свет, то можно просто ослепнуть. Даже Господь нас бережет и не все нам открывает о нас самих. Поверьте, если бы мы узнали о себе всё сразу… 

– …то сошли бы с ума. 

– Это минимум. Поэтому в правде мы должны возрастать. А корень правды, источник – это истина, абсолют, из которого правда может дать свои плоды. 

– Очень интересно Вы сказали о том, что не всегда нужно говорить правду и иногда пожалеть человека. В принципе, какой-то компромисс получается. А если мы не говорим правду? Это одно и то же с ложью? 

– Нет, конечно же. Мы должны понять, что есть две информационные точки, два абсолютно разных источника. В Евангелии написано, что не может из одного источника течь горькое и сладкое. То есть ложь и правда не могут умещаться в одном сердце. Источник лжи мы знаем; в Писании сказано, что отец лжи – это дьявол, он первый, кто усомнился в Божественной правде. Первое слово о правде ведь звучит именно от него. Кстати, Википедия говорит, что слово «правда» в Библии встречается шестьдесят восемь раз, а слово «истина» – в два раза меньше. 

Первое слово о правде сказал сатана: «А правда ли Бог?..» И далее по тексту. То есть сатана ставит под сомнение слова Божии; значит, он – источник лжи, он стал лгуном. И Сам Иисус о нем сказал, что он не устоял в истине и говорит свое. То есть он отключен от истинного источника питания. И все моменты жизни, когда мы сомневаемся, – это его подложка, его матрица, которую он внедряет в человека. Как он это сделал и с первыми людьми. Ведь Адам и Ева уже с измененным умом ушли из рая, они пали, стали смертными, их ум помрачился. То есть источником их информации стал дьявол. Конечно, у них были воспоминания о рае. Мы помним, Адам плакал девятьсот лет. Есть очень хорошее описание о плаче Адама. 

Но как теперь различить ложь и правду в самом себе? Это и есть духовное наследие Православной Церкви. Потому что именно Христос, Новый Адам, сказал: Я есть Истина. То есть Он явил людям ту правду, которую они потеряли в раю. 

– То есть можно утверждать, что ложь и молчание о правде – это разные вещи. В бытовой, семейной жизни, в общении с близкими людьми нам часто не удается говорить о правде, об очень важных вещах, которые мы считаем спасительными, по причине того, что человек не слышит это или не хочет слышать. Если я не говорю, например, с неверующим человеком, не пытаюсь его обратить в веру, то, наверное, я поступаю неправильно. Так ли это? 

– Есть еще умолчание или так называемая ложь во спасение. Вспомним нашего русского героя Сусанина, который спас нашего царя: он повел врага совсем другим путем и дал возможность подготовиться войску, которое защищало царя Михаила. И Сусанин погиб при этом. Поэтому есть ложь во спасение. Но это не ложь. Мы сейчас говорим все-таки о духовных источниках. А на войне другие ситуации; на войне как на войне. Если тебя взяли в плен, а ты – разведчик и знаешь, где твой штаб, разве ты врагам должен сказать, где он находится? Вроде правду скажешь, но одновременно будешь предателем. 

Мы должны разделять правду мирскую, правду людей, и этой правдой занимается суд. Есть справедливость судебная, которая была в Ветхом Завете, и, в принципе, она давала возможность человеку оправдаться на суде (и сейчас это есть). Суд мог осудить человека. Был закон, который давал возможность правде существовать в рамках закона. Глаз за глаз, зуб за зуб… 

Но вот приходит время, когда является правда Божия на земле. Потому что просто живя законом, человек не получает спасения. В чем спасение? Для чего пришел Христос? Христос принес нам правду о Боге, мы забыли, Кто такой Бог. Те люди, которые ждали Бога, ведь ожидали совсем другого Христа. Они ждали справедливого воина, царя, который освободит их от гнета, который воскрешает мертвых, кормит армию… 

– Воду претворяет в вино… 

– Такого царя все хотели бы иметь. Но идти за этим царем крестным путем – уже никто не захотел, даже апостолы разбежались. Этот путь, оказывается, и есть путь спасения. Христос сказал: Я есмь путь и истина и жизнь. Это наше кредо, смысл нашей жизни. Тогда эта правда, которая обретается во Христе, становится и для нас правдой. Это горчичное зерно, которое бросается в наше сердце при крещении, когда человек приходит креститься с верой, желая освободиться от дьявольской лжи. Ведь у некрещеного человека ум непросвещенный, он соработник не духовному миру, даже если его дела кажутся добрыми, прекрасными. Одно дело – Суд Божий, и другое – человеческий. Поэтому иногда правда даже доброго человека является в глазах Божиих отвращением.  

– Вернусь к своему вопросу. Если я не говорю с неверующими людьми о вере, не совершаю ли я преступление по отношению к закону, данному нам Господом: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа? 

– Дальше по тексту там идут слова: уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. То есть мы должны в первую очередь обучить человека. Что говорили апостолы? Какая первая проповедь была у апостолов? Они говорили о воскресении Христовом. Они не говорили: ты плохо себя ведешь, ты грешный, ты поклоняешься каким-то тельцам. Или: посмотри, надо вот так креститься, а не вот так; кланяться надо вот так, а не в другую сторону. Они об этом не говорили. Они в первую очередь говорили о воскресшем Христе. Это и есть 

Благая Весть, которую они несли по всему миру. Это зерно, которое они пронесли по всему миру, возросло и дало плоды – Православные Церкви, церкви верующих во Христа. Здесь опора именно на эту правду. 

Бывает, человек с пути Христова съезжает в сторону: увлекается политикой, например. .. Иногда слышишь речи: мол, давайте поддержим такого-то все вместе, он такой хороший, добрый человек… Я не могу дать оценку тому или иному человеку, потому что у меня нет власти кого-то судить. Если человек мне кается и говорит: «Я согрешил, отче», тогда, может быть, я смогу своим скудным умом поискать ответ на вопрос, как встать ему на правильный путь. 

Как говорил Антоний Сурожский, если человек в тебе не увидит искорку Божества, радости о воскресшем Христе, он не поверит тебе, даже если ты будешь ему доказывать что-то на пальцах. Человек не поверит, потому что ты сам в это мало веришь, тебе просто интересно об этом побеседовать. 

– Получается, чтобы говорить правду (когда мы говорим о вере), нужно обладать не только книжными знаниями, но и особым духом. 

– В первую очередь, конечно, Дух Святой должен быть в человеке, хотя бы задатки этого Духа. Если наша праведность не превысит праведности книжников и фарисеев, то грош нам цена. Они знали все Писание и даже с Христом спорили! Сам сатана Писание знает, у него пятерка с плюсом. .. 

– Вспоминается эпизод, как апостол Павел сказал в Афинах: «У вас очень много святынь и на одном из жертвенников написано: “Неведомому Богу”; вот о Нем я и буду вам говорить». То есть надо стремиться к знанию и умению говорить. Апостол Павел в этом случае и не соврал, и удивительно использовал их заблуждения против них самих. 

– Да, это умение человека найти хотя бы что-то хорошее в другом человеке. Если мы начнем искать друг в друге то, что нас разделяет, то, поверьте, мы просто раскромсаем друг друга. Крестные походы друг на друга были, есть и будут. Но если человек приходит с проповедью о Христе, он ищет возможность не обличить человека, сказав ему правду, а рассказать о Том, Кто эту правду несет в мир. Ибо правда пришла в мир в виде Христа, другой правды нет, все остальное – ложь. 

– Еще один важный, на мой взгляд, аспект – неправда по отношению к собственной истории. Причем как к истории народа, так и к своей истории. Я понимаю, что Господь попускает нам забыть свои какие-то очень страшные грехи, ведь если помнить о них постоянно, можно сойти с ума. В данном случае я говорю не об исповеданных грехах, а о забытых. Хочу провести параллель. Ведь мы свою историю любим только в том случае, если она хорошая. Плохие страницы своей истории мы очень не любим или превращаем их в хорошие страницы. 

Например, недавно мы вспоминали наших новомучеников. Понятно, что мы не можем вспоминать об этом как-то благостно. Но и здесь мы способны сказать: вот какие они плохие, столько людей погибло, но мы всё претерпели, мы молодцы, и Церковь все-таки выжила. В принципе, мы опять отрываем себя от собственной истории, не думаем, что в какой-то степени и мы – дети тех людей, которые в том числе были повинны в смерти новомучеников. Как Вы считаете, переписывание истории в этом случае – это неправда, ложь или это умолчание? 

– Если заглянуть в Ветхий Завет, то для меня история избранного народа более понятна. Мы видим в истории этого народа и дни процветания во время правления Соломона, красоту храма. Потом был отстроен второй храм. Кто его построил? Человек, хуже которого в истории только Гитлер… 

– Ирода имеете в виду? 

– Да. Ирода Великого. Он строил храм для чего? Сейчас можно сказать, что для помпезности, крутости. Но все-таки он его построил. Какая здесь правда, в чем она таится? Господь ему внушил построить храм? Думаю, вряд ли. Но главное не в том, кто что сделал, а почему это произошло. Ведь правда кроется не в последствиях совершенного греха, а в причинах грехопадения. Мы же не судим постоянно Адама и Еву, что они согрешили. Почему я должен нести грех Адама? Почему я должен умирать? Они согрешили, а я, может быть, и не согрешил бы, если бы у меня была возможность быть в раю. Но я там не был. Можно обвинить во всем их, что у нас были такие плохие предки… 

История нашей Церкви не должна быть переписана. Надо увидеть в сравнении с историей Ветхого Завета, как наш русский богоносный народ так же отвернулся от Бога. И последствием этого падения народа являются и революции, и убийство царя, и расстрелы священников, и все остальное. Я бы сказал, что это было искупление падения нашей Родины, и, видимо, другой жертвы Бог не мог предусмотреть, потому что слишком велико было падение в душе человека. 

Правда именно в том, что человек отходит от Бога, и потом уже действует сатана. Господь попускает сатане совершать какие-то действия, но это делается для прославления Бога. Вспомним многострадального Иова: Господь разрешил сатане сделать с ним все, только душу его не трогать. Так и здесь: Господь попустил для нас такую скорбь. Для человека любая болезнь – скорбь. Но ведь это правда Божия. Человек должен задуматься: почему со мной это происходит? Почему это происходит в моей семье? Почему это происходит в моей стране? Тогда, может быть, он коснется темы покаяния. 

Начни с себя. Оказывается, я причина этого зла, которое происходит сейчас в том или другом месте. Я говорю о личностном покаянии. Не надо общего покаяния, не надо театральных моментов, что должна вся страна покаяться и так далее. Начни с себя. И это покаяние будет первой правдой, первым шагом к Богу. А Бог даст тебе Духа Святого, потому что именно в Духе Святом есть правда. Об этом писал еще Соломон: Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда (Притч. 8, 6). Он говорил о премудрости как о силе, славе и правде Божией. Это говорит и о Духе Святом, Который свидетельствует об истине. 

Что касается истории, мы никогда не узнаем правды, мне так кажется. Как можно узнать правду истории? Мы либо должны будем кого-то осудить, либо прославить. Мы и так в своих мыслях осуждаем тех, кто убивал, а тех, кто умер, прославляем. Я думаю, достаточно того, чтобы была память о том моменте, когда человек уходит от Бога, чтобы это стало причиной возврата человека к Богу. Вся история Ветхого Завета об этом: как только народ уходил от Бога, он получал в виде наказания или рабство, или какие-то страдания, или разрушение храма. То есть все время идет наказание Божие за уход от Него. Кого люблю, того наказываю, говорит Господь. Вот так и у нашего русского народа. Любит нас Бог.  

– Великим постом мы все время произносим покаянную молитву. Мы просим, чтобы Господь вернул нас на путь покаяния. Все-таки весь пост направлен на то, чтобы примирить себя с Богом. И если мы идем по этому пути, то учимся быть честными хотя бы по отношению к себе. Или все же мы обречены никогда не узнать о себе никакой правды? 

То есть мы все время находимся в некой лжи по отношению к себе, потому что нас и Господь жалеет, и мы сами себя жалеем; и вот это жаление воспитывает в нас ложь. Или мы все же способны преодолеть это в себе? 

– Да, вопрос очень трудный. Я смотрю на себя, на свою попытку встать на путь правды хотя бы ради того, чтобы быть честным перед собой и перед людьми, и, конечно, я вижу огромнейший путь, который еще нужно пройти. Наверное, я еще и не встал на путь истины и правды, хотя этот путь рядом – пожалуйста, шагай, ступай. 

Но, видимо, падения будут преследовать каждого человека до его смертного одра. Как говорят святые отцы, жизнь у нас от литургии до литургии и от падения до падения. То есть мы падаем и встаем, иногда ползем, но идем именно к прощению, к литургии, к исповеди, а не от победы к победе. 

– Как Александр Македонский. 

– Да, победить все и вся. Разделяй и властвуй. И здесь пост, конечно же, обнажает нас, он начинает обличать нашу совесть. Человек постепенно начинает освобождаться от мирского. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его. То есть если мы начинаем проходить этот путь в поисках Царства Божия, мы не можем найти его таким зримым образом, как написано. Мы не увидим его зримым образом. 

Это Царство открывается в каждом человеке, его нужно искать в самом себе. Эту правду нужно найти в себе, а правда – это Христос, Истина. Хорошо начать жить по этой правде, жить, как жил бы во мне Христос, что бы Он сейчас сказал, что бы Он сделал… 

Сатана задал вопрос Еве: «А правда ли, что Бог сказал, что нельзя вообще вкушать с древа?» То есть вопрос такой, что скажешь «да» – будет неправильно, скажешь «нет» – снова неправильно… Когда нас о чем-то спрашивают, мы не должны бросаться на амбразуру и говорить: «Сейчас я расскажу о тебе всю правду, я все про тебя расскажу». И не нужно даже про себя говорить все. 

Иногда даже исповедь становится такой: я согрешил в том, в том, да еще в этом… Человек как бы гордится своими грехами, он не в покаяние уходит, а даже тщеславится. То есть у дьявола столько цепких коготочков, столько ниточек с этой ложью, чтобы не отпустить человека от мира сего… И вот здесь у человека должна быть решимость найти в себе силы сказать эту правду сначала самому себе: что он великий лжец, он обманывал Бога всю свою жизнь. 

Даже сейчас, стоя на исповеди, он хочет скрыть те моменты, которые будут неприятны батюшке: «Что он обо мне подумает, если узнает такое? Каким же я теперь буду в его глазах?» И вот эта боязнь сказать правду себе опять же является той ложью, которую сатана нашептывает на ушко, потому что мы не знаем, что такое прощение. 

Мы забыли, Кто есть Бог. А Бог есть любовь. И если бы мы шли к Богу как к источнику любви и говорили: «Господи, у меня нет любви», – Он бы сказал: «Так ныряй в источник, вот он, он здесь. Нырни и напейся этой любви и сам стань любовью в мире сем». 

Но мы боимся сделать этот шаг. Лучше будем считать себя грешными, недостойными, некими аккуратными грешниками, приходящими на службу с кивающими головами, в черных платочках и так далее. Но, увы, все это только прелюдия, это еще даже не конфликт; и до антракта еще далеко. 

– Даже в церкви мы можем быть неискренними, даже в обращении к Господу, когда молимся и думаем о каких-то других вещах. Или, исповедовавшись и ожидая причастия, мы совершенно спокойно можем сказать: «Куда Вы идете? Тут я стою». 

Я понимаю, что ложь начинается с каких-то очень маленьких вещей, действительно с мелочей. Но мы привыкаем к этим мелочам, постепенно обвыкаемся в этой лжи и постепенно в ней возрастаем. Как же ее в себе побороть? 

– Мне очень нравится, как перед крещением человек отрекается от сатаны. Это просто изумительно: и дунь, и плюнь, и чуть ли не растопчи его, дай ему пощечину.То есть это прекрасный образ. Для первых христиан, видимо, он был явственным. Потому что за церковной оградой их могли убить сразу после того, как они приняли крещение; вели их на съедение зверям, и они понимали, что смерть близка. 

И вот это ожидание смерти («помни о смерти и никогда не согрешишь») является желанием войти в область Христову, в Его мистическое Тело, членами которого все мы являемся. Ведь когда мы собираемся вместе, мы является Телом Христовым. Но чтобы войти в Тело Христово как член Церкви, чтобы стать единым с Телом Христовым, его человеческой природой, мы сначала исповедуемся, очищаемся. Мы причащаемся, пропускаем через себя Его Кровь. 

В человеческом теле миллиард клеток, и каждая из них получает кровь. Если, например, перетянуть палец, то он посинеет и начнет гнить. Так и с членами Церкви, которые находятся вне ее. Это наш крест, ношение язв на нашем теле, и от этого болит все тело, а не какой-то один член. 

Маленькая заноза в ноге – и уже не можешь ходить, пока ее не вытащат. А сколько таких заноз у нас в теле! Откроешь Интернет и ужасаешься. Страшно смотреть на все эти оскорбления, на всю эту грязь и волну негодования о каких-то церковных моментах нашей жизни. И понимаешь, что очень много зависит от каждого человека. 

Раскроем свое сердце, даже темное, помраченное страстями, подойдем ко Христу и скажем: «Господи, прииди и вселися в ны»… И если бы мы верили, что сейчас скажем это – и в нас вселится Дух Святой… 

Представьте, Дух Святой, а я Ему говорю: «Вселяйся в меня», – и Он в меня входит, потому что я Его об этом прошу. Он же не может сказать: «Я не войду в тебя, потому что не хочу в тебя входить». Я же прошу Его, и Он входит. И мы должны верить в то, что в нас есть Дух Святой. А если Он в нас есть, каким я сейчас уже буду, кого буду обзывать, кого буду насиловать? Я в кабак пойду с Ним? А если причащусь? 

Я иногда строго говорю людям, которые не могут бросить курить: «Как же ты будешь причащаться? В тебе сейчас будет Христос. Как ты думаешь, как Христос относится к курению? Поразмысли, что произойдет с тобой после причастия. Ты должен понять, что в тебе будет жить Христос. У тебя на руках сейчас будет Младенец». И люди немножко задумываются. 

Я говорю: «Если Вы не можете бросить грех, давайте подождем. Может быть, надо принять какое-то лекарство против греха, епитимью, нужны какие-то врачебные духовные силы, может быть, поработать скальпелем, чтобы Причастие не стало просто чашечкой кофе. Вот пришел ты в церковь, поставил пару свечек и заодно причастился. Нет, к Причастию нужно относиться очень серьезно». 

И если мы впускаем в себя Христа, ложь уходит. Мы отрекаемся от сатаны. И если перед причастием мы сказали: «Отрекаемся от тебя, сатана, и идем ко Христу, сочетаемся с Ним, во мне правда, во мне Христос, истина», – происходит метанойя, и дальнейшие мои действия уже будут следствием того, что во мне это творит Христос, а не я. У меня нет тщеславия в этом, потому что во мне это делает Христос. 

– У меня есть знакомый, который каждый раз перед выходом из дома произносит молитву: «Отрекаюсь от тебе, сатана, и служения тебе, и гордыни твоей. И сочетаюсь Тебе, Христе Боже, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». 

– Прекрасно. 

– Мне кажется, если это происходит искренне, то все слава Богу. Но недаром в своем утреннем правиле мы произносим молитву Макария Великого: Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою. Неужели, если быть к себе честным, мы видим только свою абсолютную ничтожность? И может ли в этом случае это помочь мне возрастать, что называется, не во лжи, а в правде? 

– Преподобный Силуан Афонский учил своих учеников держать ум во аде. Для чего он это делал? Для чего нужно думать об аде? Мы о смерти думаем, и нам страшно, а держать свой ум в аду, там, где находятся грешники, где страдания и вечная смерть, где зловоние – для чего это нужно? 

Это не какой-то психологический прием, чтобы как бы уйти от ответа. Здесь происходит пленение ума. Во-первых, непросто держать ум во аде – ты при этом еще должен произносить определенную молитву – Иисусову, которая позволяет испросить прощения у Господа. Это не только покаянная молитва, она еще и свидетельство о Божественной природе Иисуса Христа. Мы обращаемся к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий. То есть исповедуем Христа Богом, Сыном Божиим. И потом уже произносим: помилуй мя, грешнаго. Эта молитва обрезает наши лишние умственные блуждания. 

И вот для того, чтобы еще более принизить наш ум, потому что он падший по своему рождению, ум, который прилепился к земле, мы и говорим: Николиже сотворих благое. Мы даже не можем умом помыслить, что на земле способны сделать что-то доброе. То есть мы принимаем себя великими грешниками, и это опыт святых отцов. Для того, чтобы ум наш не рассеивался. И если мы приходим к Судье и просим помиловать нас, то происходит не наказание, а прощение в виде благодати. То есть нам дается благодать взамен исповеди и покаяния. А благодать – это Дух Святой, это энергия Святого Духа. И для стяжания благодати происходит это взаимодействие молитвы, ума и покаяния. 

Мы спасены благодатью. Благодать дает нам возможность жить с улыбкой, радостью и действием проповеди. Потому что невозможно проповедовать с поникшей головой. Все-таки должна быть радость. 

– Я уже рассказывал о том, как в одной церкви увидел молящуюся, которая обращалась к Богу: «Господи, помилуй меня Твоей любовью и благодатью». Это очень мне понравилось. А вопрос вот какой: память у нас весьма избирательна – мы очень любим какие-то страницы своей истории и так далее. Насколько оправданно наше желание забыть что-то из своей жизни? 

– Вы знаете, наверное, для человечества это нормально. Человек всегда ищет счастья. А счастье ведь возможно только от того источника, который это счастье дает. И вот эта мысль о том, что счастье только от внешнего, является как раз ложью. Человек ищет временного счастья, временного утешения, даже если это какая-то страсть, которая вроде бы утешает. 

Винопитие – как хорошо оно утешает… «Выпил рюмку, выпил две – закружилось в голове» – вот и все, вот и счастье. Либо прелюбодеяние – страшный грех, а какой счастливый… Посмотришь какие-нибудь сериалы – там только на этом все и основывается.  

– И на ненависти. 

– Да. Ненависть, злорадство тоже дают людям какое-то счастье. То есть люди забыли источник счастья. И вот каждая проповедь о Христе – это напоминание о том, где этот источник. Если вы хотите к Нему, пожалуйста, приходите. Как говорится, стол накрыт, телец упитанный заколот. Идите с покаянием. Господь и перстень вам даст, и новую одежду. Как написано в Писании, так все и будет. Других вариантов у нас нет. 

– Я хотел бы, чтобы в конце передачи Вы сказали о том, насколько для всех нас Священное Писание является мерилом правды и истины. 

– В американской и английской традиции есть такие судебные мероприятия, когда человек клянется на Библии: «Клянусь говорить правду, только правду…» Библия является источником истины. Это слово Божие. Если взять в руки Евангелие, можно почувствовать какую-то удивительную тишину, радость. Все свойства благодати, которые присущи человеческому естеству, находятся здесь. Каждая буква – это энергия, каждое слово – семена.  

Вот откроешь: «Что есть истина?» Я есмь путь и истина и жизнь. И все, можно закрывать и целовать. Настолько все просто… Как говорится, «где просто, там ангелов со сто». Поэтому, начиная читать Евангелие, ты начинаешь касаться этого источника и будешь постепенно пить из него… Сколько ненужной информации в нас заложено! И вот эту информацию надо вытащить, а это может сделать только другая информация, правильная, более правдивая. И когда ты будешь мыслить через Евангелие, тогда поверишь, что будешь говорить только истину и ничего, кроме истины. 

– Получается, можно переиначить тему нашей передачи – «Правду говорить легко и приятно». Правду читать нелегко, но приятно. И ту радость, которую дарит нам Господь, не сравнить ни с чем. Вспоминаются последние слова из Нагорной проповеди: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Радостно знать, что у нас есть такое зеркало, в которое мы можем посмотреть. Это зеркало, конечно же, Евангелие. 

Ведущий Глеб Ильинский 

Записали Нина Кирсанова и Людмила Белицкая

Вот времена, когда эксперт говорит, что лучше солгать

Вас, вероятно, учили никогда не лгать: ваши родители, вероятно, проповедовали силу правды. Ваш партнер сказал вам, что честность важнее всего.

Но исследователи говорят, что мы часто ошибаемся в обмане, правде и доверии, и что, если научиться правильно лгать , это может действительно помочь построить связи, доверие и бизнес. «Я считаю, что мы должны учить наших детей, студентов и сотрудников, когда и как лгать», — говорит Морис Швейцер, профессор Уортонской школы Пенсильванского университета, изучающий обман и доверие.

Вероятность того, что вам солгут (и заставят солгать), выше, чем вы даже осознаете. Подумайте о таких сценариях, как ваша мама, напоминающая вам сказать бабушке, что вам понравилась ее еда, или вы даете отзыв коллеге. это не отражает всей правды.

Тем не менее, искусство обмана гораздо сложнее, чем вы думаете. Вот пять сценариев, в которых, по мнению экспертов, лгать может быть лучшим способом действий.

Если вы заботитесь о чьих-либо интересах

Существуют классические примеры того, как ложь наносит ущерб, и наиболее разрушительными видами лжи, как правило, являются те, которые продвигают ваши собственные интересы за счет других.

Но согласно исследованию, «просоциальная» ложь — вымыслы, направленные на благо других, — действительно может способствовать укреплению доверия между людьми.

«Главным интересом людей, по крайней мере, когда они получают информацию и укрепляют доверие, является доброжелательность», — говорит Эмма Э. Левин, доцент кафедры поведенческих наук в Школе бизнеса им. Бута при Чикагском университете, изучающая честность и доверие. «Людей заботит то, есть ли у вас благие намерения, гораздо больше, чем то, честен ли человек сам по себе».

Просто помните: ложь наиболее полезна, когда она не эгоистична. Если вы говорите своему партнеру, что он или она отлично выглядит перед свиданием, чтобы повысить его или ее самооценку, это одно, говорит Швейцер. Но говоря это только для того, чтобы вывести любимого человека за дверь, потому что вы уже опаздываете, говорит он, ваш мотив может свернуть на эгоистичную территорию.

Если нет времени переодеться

Скажем, ваш партнер спрашивает вас, как он или она выглядит, прямо перед тем, как выйти на сцену для выступления, или спрашивает, что вы думаете о выступлении непосредственно перед выходом на подиум. Даже если вы заметили пятно на его или ее одежде или думаете, что речь могла бы поработать, подумайте, есть ли у человека время, чтобы отреагировать на информацию и контролировать ситуацию, — говорит Левин.

Если ваш партнер ничего не может сделать, чтобы улучшить или изменить что-то в этот момент, вы можете приветствовать обман, говорит она. Ложь в этом смысле, вероятно, рассматривается как приносящая пользу другому человеку, потому что он или она действительно ничего не могут сделать в данный момент.

И наоборот, если ваша вторая половинка способна отреагировать на информацию, честность — лучший выбор, говорит Левин.

Если вы даете конструктивную критику

При обмене отзывами важна честность. И хотя легко использовать фразу «Я просто честен» в качестве оправдания «просто грубости», говорит Швейцер, жестокая честность не всегда самый эффективный способ донести свое сообщение.

Вместо того, чтобы говорить низкоэффективному сотруднику, что он работает ужасно, попробуйте сказать что-то вроде: «У вас было тяжелое начало, но поначалу все борются», а затем перейти к конструктивной критике, говорит Швейцер. Ваш отзыв, скорее всего, будет воспринят лучше, что, в свою очередь, принесет пользу вашему бизнесу в долгосрочной перспективе.

Получите последние советы по карьере, отношениям и здоровому образу жизни, чтобы обогатить свою жизнь: подпишитесь на информационный бюллетень TIME’s Living.

Прямо перед особым событием

Споры о лжи ведутся не только о том, может ли честная информация помочь в ситуации, но и о том, доставлена ​​ли эта информация в нужное время. «Людей волнует только одно: не отвлечет ли честная информация их от чего-то важного», — говорит Левин.

Пример. Вы узнали, что компания вашей подруги ожидает увольнения прямо перед ее отъездом на свадьбу. Сказать ей?

«В таких ситуациях людям нравится скрывать правду на потом», — говорит Левин.

Это возвращает нас к идее контроля: если ваша подруга собирается уехать на свадьбу или в медовый месяц, она не сможет заблаговременно изучить другие возможности трудоустройства. И хотя каждая ситуация уникальна, подумайте над тем, чтобы спросить себя, действительно ли честность в подобной ситуации принесет пользу другому человеку или просто отвлечет внимание, как считает Левин.

Если вы не близки с человеком

Мягкий и благонамеренный обман может быть еще более полезным в отдаленных отношениях, говорит Левин. «В более конкурентных отношениях или первых взаимодействиях честность гораздо более ненадежна, она может повредить отношениям и подорвать доверие», — говорит она. Это потому, что обе стороны менее осведомлены об истинных намерениях другого человека, и каждая из них может задаться вопросом, этот человек пытается подорвать меня?

Тем не менее, если вы склонны давать честный отзыв более дальнему знакомому или другу друга, Левин предлагает говорить правду в сочетании с доброжелательностью — что-то вроде Я действительно хочу, чтобы вы преуспели, поэтому я даю вам эту критику.

Близкие отношения, с другой стороны, могут уступить место большей оценке честности, говорит она, и признаваться друзьям, вероятно, не так плохо, как вы думаете. «Мы систематически переоцениваем, насколько неудобно говорить правду, — говорит Левин.

Больше обязательных к прочтению историй из TIME


  • Год назад, Facebook переместился в метавселенную . Стоило ли?
  • Как далеко ускользнули наши климатические цели Недостижимо, на одной диаграмме
  • Колонка: Первоначальное молчание Adidas в отношении Канье Уэста Поучительная история для других брендов
  • Все Майкл Майерс Хэллоуин 90 Рейтинг От худшего к лучшему
  • Лос-Анджелес был 9-м0013 Только в большом округе в этом году улучшится успеваемость учащихся . Вот как они это сделали.

    Преимущества говорить правду на работе | Работа

    По мнению некоторых людей, польза от лжи на работе перевешивает пользу от честности. CNBC объясняет, что ложь процветает в беспощадной среде с высокими ставками, когда сотрудники будут говорить или делать все, что угодно, чтобы продвинуться вперед. Однако важность говорить правду невозможно переоценить. Хотя ложь может сработать в краткосрочной перспективе, рано или поздно лжец становится изгоем.

    Почему важна честность

    Одним из самых больших преимуществ говорить правду на работе является создание безопасного места, где другие могут открыться и поделиться своими идеями. Те, кто находится на переднем крае, например, часто лучше всего могут указать на неэффективность и предложить решения. Организации выигрывают, когда работники чувствуют себя ценными и жизненно важными для успеха операции. Синергия возникает, когда таланты всех сотрудников поощряются, что приводит к повышению морального духа и снижению текучести кадров.

    Честность на рабочем месте обеспечивает прочную основу для создания сплоченных и продуктивных команд. Честный лидер задает тон и моделирует ожидаемое правдивое поведение. Сотрудникам выгодно знать, что они могут доверять тому, что им говорит начальник.

    И наоборот, когда честность не практикуется повсеместно, между руководством и персоналом возникают стены. Взаимная неприязнь часто возникает из-за случаев вводящего в заблуждение или намеренно тупого общения. Сокрытие информации — еще одна форма тонкой нечестности. Никто не хочет быть ошеломленным и застигнутым врасплох из-за того, что ему не сообщили важную информацию.

    Преимущества честности

    Преимущества честности на рабочем месте очевидны в личном и профессиональном плане. Честный человек имеет преимущество в поддержании самооценки и получении удовольствия от карьеры. Преимущества честности на рабочем месте включают:

    • Чувство честности. Честные люди могут чувствовать себя хорошо, когда смотрят в зеркало, зная, что они из тех людей, которым другие доверяют и которыми восхищаются. Честность — это основная ценность, которую другие не могут у вас отнять.
    • Положительная репутация. Правдивость укрепляет профессиональную репутацию, что помогает формировать лояльную клиентуру и рекомендации из уст в уста. Напротив, репутация нечестного человека оттолкнет клиентов.
    • Лояльность клиентов. Честность имеет большое значение в ведении бизнеса. Ошибки неизбежны, но то, как работодатель реагирует на жалобы, может определить, останется ли клиент в компании.
    • Карьера Мобильность. Работодатели поощряют работников, заслуживающих доверия и выполняющих обещания. Люди, которые лгут и оправдываются, могут оттолкнуть членов команды и поставить под угрозу их работу.

    Преимущества говорить правду

    Институт Келлера указывает на связь между доверием и правдивостью. Оба качества необходимы для здорового и функционального рабочего места. Боссу нужны честные и заслуживающие доверия сотрудники. В свою очередь, сотрудники выигрывают от того, что их начальник открыт и откровенен при обмене информацией.

    Оценка производительности, например, дает возможность откровенно обсудить достижения сотрудников и области, требующие улучшения. Честная оценка приносит пользу сотрудникам, позволяя им понять, каких целей им нужно достичь, чтобы добиться успеха. Боссу выгодно иметь продуктивную команду.

    Доверие рушится, когда есть разрыв между словами и поведением. Если сотрудники получают сообщение о том, что они должны вести себя счастливыми и оптимистичными независимо от того, что происходит вокруг них, важные проблемы, требующие внимания, остаются забытыми. Когда все ведут себя так, как будто все в порядке, несмотря на очевидные проблемы, сотрудники остаются в замешательстве и не уверены ни в чем.

    Искусство говорить правду

    Честность должна сопровождаться добротой, иначе результаты могут быть катастрофическими. Другими словами, правдивость не является добродетелью, когда используется для унижения другого человека. Например, указывать на то, как снижается рекорд продаж коллеги, в то время как хвастаться своим рекордным месяцем — подло, даже если это утверждение абсолютно верно.

    Корыстным раскрытиям обычно не хватает такта и дипломатии. По данным Inc.com, прямое высказывание правды в том виде, в каком вы ее видите, может иметь неприятные последствия. Например, если вы расскажете кому-то о своих чувствах, это может показать, что вы на самом деле чувствуете, но ваши нефильтрованные слова и обвинения могут непоправимо разрушить отношения. Точно так же говорить правду не означает подвергать коллег неограниченному монологу, который закрывает диалог.

    Стремитесь проявлять чуткость и сочувствие, когда представляете информацию, которую другому человеку может быть трудно услышать, например, при описании проблем с производительностью, которые необходимо исправить. Говорить свою правду также требует открытости, чтобы услышать, как другие говорят свою правду. Слушайте, не перебивая, если ваше восприятие подвергается сомнению.

    Правдивость выражает уважение

    Будут времена, когда вам нужно будет поделиться информацией, которая, как вы знаете, расстроит или разочарует. Правдивость показывает другим, что вы уважаете их чувства и говорите им правду даже в трудных обстоятельствах. Честность говорит о том, что вы доверяете другим, чтобы узнать правду, даже если это означает серьезные изменения, такие как понижение в должности, перевод без запроса, увольнение или возможное увольнение, если улучшения не видны.

    Неприязнь возникает, когда кто-то слышит по слухам информацию, которая должна была исходить непосредственно от вас. Когда избегают трудных тем, могут распространяться слухи. Часто страх перед неизвестным вызывает больше беспокойства, чем знание правды. Слышание правды помогает сотрудникам, позволяя им планировать и готовиться к тому, что их ждет впереди.

    Правдивость поддерживает психическое здоровье

    Люди с совестью не считают правильным лгать. Обман вызывает выброс гормонов стресса, которые вызывают реакцию борьбы, бегства или замирания, согласно статье генерального директора Лос Сильвы в Influencive. Кроме того, стрессовые реакции снижают функции высшего порядка, такие как логическое мышление и здравый смысл. Хронический стресс влияет на настроение и общее состояние здоровья.

    Правдивый человек, с другой стороны, не испытывает стресса, связанного с ложью и попыткой говорить правду. Честные начальники и работники чувствуют себя хорошо, зная, что они искренни и аутентичны. Им легче поддерживать позитивные рабочие отношения с членами команды, подчиненными и начальством.

    Преимущества честности при решении проблем

    Культура открытости и честности позволяет организациям конструктивно разрешать конфликты, которые неизбежно возникают на рабочем месте, говорит Accidental IT Leader. Вместо того, чтобы позволять разногласиям накапливаться, сотрудники и руководители могут свободно обсуждать разногласия и находить точки соприкосновения. Честность — это мощный инструмент для прояснения ситуации и поиска беспроигрышных решений.

    Честность поощряет личную ответственность и ответственность за действия и результаты. Ошибки признаются и ставятся цели для улучшения будущих результатов. Креативное решение проблем облегчается, когда каждый садится за стол переговоров с желанием найти решение, а не обвинять и обвинять.

    Возможный риск говорить правду

    Многие сотрудники попадают в ловушку, когда начальник требует открытого и честного отзыва. У босса может быть миссия отделить льстивых подхалимов от упрямых нарушителей спокойствия. Если у вас нет доверительных отношений и вы уверены, что говорить об этом безопасно, подумайте, насколько правдивым вы хотите быть. Возмездие является законным поводом для беспокойства на рабочем месте, и его может быть трудно доказать.

    Бывают случаи, когда откровенность может привести вас к неприятностям с вашим боссом. Например, если подлый и конкурентный коллега требует от вас честного мнения о новом начальнике, который вас неправильно задевает, подумайте, что ваш коллега может сделать с любой информацией, которой вы делитесь, например, побежать с ней к начальнику.

Добавить комментарий