Страстотерпцы это: Страстотерпцы — православная энциклопедия «Азбука веры»

В чем различие между страстотерпцем и мучеником? / Православие.Ru

Вопрос:

В чем различие между страстотерпцем и мучеником?

Согласно сложившемуся словоупотреблению, мучениками в Православной Церкви называют тех святых, которые безбоязненно и стойко исповедали и засвидетельствовали христианскую веру страданиями и смертью. Слово страстотерпцы принято применять к тем, кто явил покорность воле Божие и полное беззлобие в отношении убийц, которые не требовали от них прямого отречения от веры во Христа. Первые наши святые Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) были убиты своим братом Святополком, который пошел на братоубийство, чтобы удержать за собой великокняжеский престол. Св. великий князь Игорь, принявший монашество с именем Гавриил, был убит киевлянами, опасавшимися за власть своего ставленника – князя Изяслава Мстиславича. Благоверный князь Тверской Михаил Ярославович был оклеветан перед ордынским ханом своим племянником московским князем Юрием Данииловичем, женатом на сестре хана Узбека.

Хотя жители Твери предлагали князю Михаилу сопротивление и защиту, он добровольно поехал в Орду. Находясь в заключении, князь благодарил Бога, что Он удостоил его начать страдальческий путь. Он молился, чтобы Господь сподобил его достойно закончить подвиг. Проводил князь Михаил время в молитве и чтении псалмов. У него была возможность бежать, но он сказал: «Если я сам и спасусь, а мои люди останутся в беде, – то какая же мне слава? Нет, лучше будет воля Божия!». В 1318 г. святой страстотерпец был убит по приказу хана.

Как страстотерпец принял смерть великий князь Сергий Александрович, убитый за православно-патриотические убеждения. Он принадлежал к тем искренним и благородным личностям, для которых готовность принести себя в жертву не требовала подвига, а была естественным проявлением жизненного настроения и исполнением долга перед Церковью и отечеством. В Новоспасский монастырь, где покоятся его останки, поступают свидетельства о помощи по его молитвам.

Несколько лет назад я беседовал с женщиной, страдавшей более пятнадцати лет экземой на руках. Чудесное исцеление от мучившей ее болезни она получила, разбирая личные вещи вел. кн. Сергия, находившиеся в специальном металлическом ящике, найденном на месте погребения (в нем находился растерзанный бомбой мундир). Есть и другие свидетельства о чудесах, поступающие в Новоспасский монастырь.

Подвиг страстотерпчества совершили царственные мученики. Царь Николай II с беззлобием и всепрощением терпел клевету, измену и злобные угрозы. Святитель Иоанн (Максимович), высоко ценивший подвиг святого Царя-Мученика, писал о нем: «С терпением и кротостью переносил он все выпавшее на его долю и до дна испил чашу своих страданий… Он явил всем пример исполнения заповедей Христовых и примет от Него вместо венца Царского венец Правды».

8 июня 2005 г.

ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ — Древо

Царственная семья Романовых.
Фото 1910-х гг.
Царственныестрастотерпцы[1] император Всероссийский Николай II Александрович, императрица Всероссийская Александра Феодоровна, цесаревич великий князь Алексий Николаевич, великие княжны Ольга Николаевна, Татиана Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна (+ 1918)

Память 4 июля в день кончины, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, Костромских и Санкт-Петербургских святых

Через три дня после мученической кончины царской семьи в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, святой патриарх Всероссийский Тихон в заупокойной молитве и слове на панихиде об убиенном императоре положил начало церковному почитанию венценосных страстотерпцев. 21 июля, во время богослужения в Казанском соборе в Москве, он сказал:

«На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе

«.

Царственные мученики. Первая («костюмированная») икона, написанная в РПЦЗ к дню канонизации (1981 г.)
Патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать панихиды об убиенном царе. Почитание царской семьи продолжалось и на протяжении десятилетий советского периода истории России. Многие священнослужители и миряне втайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев. Тем временем их почитание крепло и в среде русской эмиграции, где стали известны случаи благодатной помощи по их молитвам. Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными войсками.
По призыву священника отца Илии в единодушии казаки обратились с молитвой к государю Российскому — и невероятным образом вышли из окружения. В Сербии в 1925 году был описан случай, когда одной пожилой женщине, у которой двое сыновей погибли на войне, а третий пропал без вести, было видение во сне императора Николая, который сообщил, что третий сын жив и находится в России — через несколько месяцев сын вернулся домой. Царственные мученики стали почитаться как святые в Сербской Православной Церкви.

Обстоятельства убийства и последующего уничтожения останков царской семьи стали известны благодаря расследованию Соколова. Отдельные останки, найденные Соколовым, были переданы в храм праведного Иова Многострадального Русской Православной Церкви Заграницей, заложенный в Брюсселе 2 февраля 1936 года и освященный 1 октября 1950 года в память Николая II, его семьи и всех новомучеников Российских. В этом храме хранятся найденные иконы, кольца царской семьи и Библия, подаренная Александрой Феодоровной цесаревичу Алексию.

В 1977 году дом Ипатьева был разрушен советскими властями в связи с притоком паломников.

14 ноября 1981 года царская семья была канонизирована в лике мучеников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в составе Собора новомучеников Российских. В заглавии составленной на 4 июля службы, а также в самих её текстах упоминались и прославлялись не только члены собственно царской семьи, но и другие лица царского рода, впоследствии получившие отдельные дни памяти, а также царские слуги, в том числе лица, скончавшиеся вне общения с Православной Церковью [2].

С приближением распада СССР и в 1990-е годы стало фиксироваться всё больше чудес и исцелений по молитвам к царственным мученикам. В церковном народе распространялись портреты и иконы царской семьи, которые можно было видеть не только в домах, но и в храмах. Все это свидетельствовало о широком народном почитании царственных страстотерпцев. Ряд епархий Русской Православной Церкви стали прославлять царственных мучеников как местночтимых святых — среди таких были Екатеринбургская, Луганская, Брянская, Одесская и Тульчинская епархии.

Составлялись обращенные к ним молитвословия, литературные, кинематографические и музыкальные произведения, отражающие страдание и мученический подвиг царской семьи. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку их канонизации. К 2000 году накопилось огромное количество свидетельств о их благодатной помощи.

Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.)
Одновременно, поднялся вопрос обретения честных останков царской семьи. В 1991 году под Екатеринбургом Свердловской областной прокуратурой было официально вскрыто захоронение, обнаруженное Г. Т. Рябовым в 1979 году по описанию в «Записке Я. М. Юровского» и принятое им за могилу царской семьи [3]. 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой России было возбуждено следственное дело за № 18-123666-93 по расследованию убийства царской семьи и образована правительственная комиссия по идентификации и перезахоронению обнаруженных останков.
Член правительственной комиссии митрополит Крутицкий Ювеналий сделал официальное заявление об итогах исследования «екатеринбургских останков»: «Полагаю, их нельзя принять с абсолютной достоверностью» [4]. 26 февраля 1998 года состоялось заседание Священного СинодаМосковского Патриархата, в определении которого говорится, что

«Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно «екатеринбургских останков» и исчезнут основания для смущения и противостояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения

» [5].

По решению светский властей России перезахоронение останков было произведено 17 июля 1998 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, отпевание возглавил настоятель собора.

Синодальная Комиссия по канонизации святых Московского Патриархата под председательством митрополита Крутицкого Ювеналия нашла «возможным поставить вопрос о причислении [царской семьи] к лику святых страстотерпцев» в 1996 году [6]. Постановлением Священного Синода от 10 октября того года и определением Архиерейского Собора 18-22 февраля 1997 года данная позиция была одобрена.

Царственные страстотерпцы. Икона (Россия, 2000-е гг.)
Вопрос этот получил большой резонанс в русском обществе за пределами церковной ограды. Канонизации предшествовала длительная дискуссия в Церкви и обществе. В частности, в числе противников канонизации царской семьи был профессор МДА А.И. Осипов, известный публицист и апологет.

Канонизация царственных страстотерпцев в Соборе новомучеников Российских состоялась на Архиерейском Соборе 2000 года, согласно решению от 14 августа. Одним из главных оснований для их общецерковного прославления в лике святых было заявлено широкое народное почитание. В прениях перед этим выступило около 60 архиереев-соборян, которые говорили о необходимости прославить царя-мученика и его семью. Сомнение в выразил только Брюссельский архиеп. Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении имп. Николая II не объединяет, но разделяет его паству [7]. Голосовали вставанием, решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, не подписавшим акт о канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов):

«Но видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Если царь-батюшка включен в общий список, то я не могу голосовать против Кирилла Казанского, Агафангела (Преображенского) и других. Но, когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. … он государственный изменник. … он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Что он должен был делать? Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено» [8].

Деяние Собора выразило понятие о подвиге царственных страстотерпцев в следующих словах:

«В последнем православном Российском монархе и членах его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге в ночь на 4 (17) июля 1918 года, был явлен побеждающий зло свет Христовой веры«.

Убиение святаго царя Николая, святыя царицы Александры, царевича, царевен и слуг их. 8-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.
По единодушному мнению обозревателей, прославление Царственных страстотерпцев стало ключевым событием Собора — именно этой теме в последующие несколько дней были посвящены главные сюжеты теленовостей и первые полосы газет и журналов России.

На месте бывшего дома Ипатьева построен храм-памятник «на крови» во имя Всех святых, в земле Российской просиявших — 23 сентября 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил молебен на месте строящегося храма и поместил в его основание закладную грамоту. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной по случаю прославления, Царственные страстотерпцы были изображены в центре переднего плана средника, а также в восьмом клейме (в нижней части правого поля) соотносящемся по горизонтали с изображением святого патриарха Тихона, а по вертикали — с изображениями преподобномученицы Елисаветы и города Тобольска. Клеймо изображает убиение Царственной семьи и отличается симметрией композиции — Царственные мученики изображены в центре, на лестнице-пьедестале, обрамленные подвальным сводом-триумфальной аркой; их неуклюже стоящие убийцы в грязно-зеленых формах также симметрично обрамляют сплочённую семью жертв-победителей в облачениях ярких и чистых цветов.

В последующие годы во имя Царственных страстотерпцев были освящены многочисленные храмы и часовни, им было написано множество икон и молитвословий. Многие христиане стали обращаться к царственным страстотерпцам с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания.

С 1990-х годов получили некоторое распространение искажённые формы почитания святого венценосного семейства и в особенности царя Николая, получившие общее название «ереси царебожия».

Иконография

Первая икона семьи царственных мучеников была написана в РПЦЗ к прославлению их в 1981 году. Вскоре она получила широкое распространение также в отечестве, став образцом для написания множества схожих икон. Однако специалисты отмечали, что этот образ не во всём соответствует иконописному канону. В частности, отмечался тот факт, что Романовы изображены в старинных одеяниях, которых они в жизни никогда не носили [9]. Существуют также образцы вполне каноничных икон, на которых царственные страстотерпцы изображены в одеяниях, которые они носили при жизни — либо скромных повседневных, либо парадно-торжественных.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Дне́сь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м/ седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец,/ Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь:/ Никола́я и Алекса́ндру,/ Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся,/ от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша/ и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша./ Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м:/ о святи́и страстоте́рпцы,/ гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те,/ зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те,/ от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те,/ мир ми́рови у Бо́га испроси́те// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих/ от ро́да царе́й Росси́йских, благове́рнии му́ченицы,/ му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии/ и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися,/ к ва́м, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым,/ с любо́вию благода́рне вопие́м:/ ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы,// за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Величание

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,// я́же за Христа́ претерпе́ли есте́.

Использованные материалы

  • Максимова Л. Б. «Александра Феодоровна» // Православная энциклопедия, т. 1, с. 553-558:
    • http://www.pravenc.ru/text/64450.html
  • Житие по изданию «Московские епархиальные ведомости», 2000, № 10-11, 20-33:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4872.htm
  • Минея. Июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 596-597, 602:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1596.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1597.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1602.html


[1]  В 1981 году были прославлены Русской Православной Церковью Заграницей как мученики; в 2000 году Московским Патриархатом — как страстотерпцы.

[2]  «Служба святому благовѣрному страстотерпцу Царю Мученику Николаю II, святѣй благовѣрнѣй Царицѣ Мученицѣ Александрѣ, святому благовѣрному царевичу мученику Алексію, святымъ благовѣрнымъ царевнамъ мученицамъ Ольгѣ, Татіанѣ, Маріи и Анастасіи, святѣй благовѣрнѣй книгинѣ преподобномученицѣ Елисаветѣ, святымъ благовѣрнымъ мученикомъ царскаго рода, св. преп.-муч. инокинѣ Варварѣ и вѣрнымъ царскимъ слугамъ съ ними убіеннымъ» (Монреаль, 1982). Сегодня в официальном календаре РПЦЗ эта память именуется так: «Свв. Царственныхъ мучениковъ — Царя-муч. Николая II-го, царицы-мучц. Александры, царевича-муч. Алексія, царевен-мучцц: Ольги, Татіаны, Маріи, Анастасіи и иже с ними убіенныхъ: мучч. Евгенія («белокриницкий» старообрядец, лейб-медик. — Прим. «Древа».), Анны, Іоанна, Климента, Іоанна, Анастасии, Екатерины (немка, лютеранка гофлектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер. — Прим. «Древа».), Александра, Ілии и Алексія (чех, католик лакей Алоизий Трупп. — Прим. «Древа».)» (Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018. — С. 81, https://snrocmqc.orthodoxws.com/july. См. также: Плякин Максим, диакон. Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ // Церковь, образование, наука: православная культура – основа духовно-нравственного здоровья общества: Сб. / Под ред. прот. Димитрия Полохова. Саратов, 2009. С. 172–183, https://www.academia.edu/17969620/Агиологические_и_каноничес…ПЦЗ, с. 10.)

[3]  Тайны Коптяковской дороги, 3.

[4]  ЖМП, 1998, № 4, 31.

[5]  ЖМП, 1998, № 4, 10.

[6]  «Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия… по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.»

[7]  «Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви 13 — 16 августа 2000 г.» // Православная энциклопедия, т. 3, с. 563-566 — http://www.pravenc.ru/text/76522.html

[8]  Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) — http://www.pro-zarya.narod.ru/kutepov_protiv_kanonisazii.html

[9]  Подробнее см.: Стародубцев Олег. Иконография образа «Царственных страстотерпцев» // Портал Православие.Ru (28.10.2003), http://www.pravoslavie.ru/1518.html.

За что Церковь прославила Бориса и Глеба как страстотерпцев?

15 мая в наших храмах поминаем преподобных князей Бориса и Глеба, убиенных в 1015 году. Они были первыми из русских святых. Древний летописец так описывает характер их подвига: «Они дали себя убить старшему брату Святополку, претендующему на княжеский престол. Потерпели, но руки на брата не возложили, снискав себе венец вечной славы». Они погибли, но акта братоубийства на себя не взяли. Они поступали с замечательным смирением и послушанием своему отцу, великому князю Владимиру, от которого престол унаследовал их старший брат Святополк.

Косвенно они подчинились заповеди нашего Господа: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исход 20, 12). Незадолго до своей мученической кончины Борис сказал: «На старшего брата руки не подниму: отец мой умер, так буду чтить его, как отца». Он продолжает: «Если он, брат мой Святополк, прольет кровь мою и дерзнет убить меня, то я буду мучеником пред Господом моим. Не устою, ибо Господь говорит: «Бог гордым противится, а смиренным благоволит». (1 Петра 5:5). Борис и брат его Глеб пролили кровь старшего брата не ради мирской славы, власти или иных конечных благ. Они оба уподобили себя Христу, подражая Его кротости и смирению, и заслужили славу на небесах. Они избрали не держаться за свою жизнь на земле любой ценой, но жить в вечности и стать примером для христиан всех поколений.

Страстотерпцы — праведные христиане, которые встретили свою смерть по-христиански. Святитель Андрей Боголюбский, князь Михаил Тверской и царевич Дмитрий Угличский — еще несколько ярких примеров русских страстотерпцев. Последний русский царь Николай II также был прославлен Русской Церковью как страстотерпец. Их добродетель заключалась не в том, что они умерли без вины, а в том, что они достойно, безмятежно и спокойно встретились со своими убийцами и безоговорочно покорились святой и праведной воле Божией. Они умерли, как и Христос на Кресте. У Него были все средства, чтобы остановить казнь, но Он принял смерть от Своих убийц.

Божья истина и Его вечная справедливость не исключают применения силы на земле. Когда Ярослав, впоследствии названный мудрым и прославленный Церковью, пошел войной на кровожадного Святополка, чтобы принести ему справедливое возмездие, он тоже повиновался воле Божией. За это он получил славу на небесах. Бог желает, чтобы некоторые стали страстотерпцами, но Его воля не в том, чтобы зло воцарилось в нашем мире. Злодеи должны знать, что они могут начать расплачиваться за свои дела в этой жизни еще до того, как будут осуждены на вечные муки в аду.

Иеромонах Силуан (Межинский) Оптиной пустыни

Источник: Оптина.ру

15 мая 2023 г.

  • Вверх
  • Новый
Ответить

Преподобный Серафим (Шахмут), архимандрит Жировичский

Сообщение дня белорусских святых

В годы Великой Отечественной войны православные храмы, ранее превращенные безбожной властью в склады, клубы и хозяйственные постройки, вновь открывались ред в восточной Белоруссии. Необходимо было восстановить приходскую жизнь, полностью разрушенную в…

Отеческая любовь преподобного Серафима

Сообщение дня Святые

Любящий Бог дал нам старших братьев и сестер во Христе – святых. Монахиня Любовь (Николаева) делится своей историей личных взаимоотношений христианина и святого.

Житие святой Ксении

Сообщение дня Святые

6 февраля Белорусская Православная Церковь отмечает день памяти святой Ксении Петербургской. Эта статья расскажет вам о жизни святой Ксении и объяснит термин «юродивая».

Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские

Сообщение дня Святые

Святые Антоний и Феодосий Киево-Печерские жили в 11 веке. Их принято считать основателями монашества в Древней Руси, колыбели сегодняшней России, Белоруссии и Украины.

Вспоминая Пасху со старцем Паисием

Праздники святые

В день Пасхи 1982 года в келью старца Иоанна пришли два монаха и духовные чада старца Паисия, чтобы вместе спеть пасхальный тропарь. Отец Иоанн рассказал им такую ​​историю о праздновании Пасхи в келье старца Паисия.

День памяти святой Елизаветы и Царственных мучениц Российских

Святой Елизаветы

В этом месяце мы празднуем два дня Покровительницы: Святых Царственных мучениц 17 июля и Небесной заступницы монастыря — Святой Елисаветы Новомученицы 18 июля. 900 03

Священномученику Павлину Могилевскому. От крестьянства к кресту

Сообщение дня белорусских святых

Святитель Павел был прост и сострадателен. Он вышел из крестьянства и стал архиепископом. Его манжета хранится как великая святыня в Новоспасском монастыре, где он когда-то был пострижен в монахи.

Святая Ольга Киевская и святитель Владимир, креститель Киевской Руси

Сообщение дня Святые

В самом конце июля, с разницей всего в четыре дня, Белорусская Православная Церковь чтит память двух самых первых русских святых, состоящих в родстве друг с другом, — святых Ольги и Владимира.

БОРИС И СТРАСТИ – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On By David

Если вы давно читаете этот сайт, то, конечно же, знаете, что общепринятым русским титулом святого является Святый для мужчины и Святая для женщины. Многие святые также имеют второстепенные титулы, и один из самых интересных из них — Страстотерпец (страстотерпец), что означает «Страстотерпец».

Когда слышишь этот титул, первыми на ум приходят святые Борис и его брат Глеб. Вот их поздняя иконка:

(Courtesy of Jacksonsauction.com)

Конечно, православные скажут вам, что в самом общем смысле все мученики — это «страстотерпцы», те, кто страдает за свою веру. Но не так этот термин обычно употребляется в агиографии русских икон. Вместо этого «Страстотерпец» употребляется в иконах в более конкретном смысле. Это означает восточно-православного верующего, невинного по характеру, который страдает из-за других «православных», которые замышляют против него и преследуют его (или ее, конечно). Так что слово «страсть» в данном случае используется в его старом значении «страдание» (а не в более современном значении пламенной романтической привязанности, хотя и это может привести к страданию!).

Исторически так сложилось, что подобные страдания происходят из-за тех или иных политических интриг. Вот почему Борис и Глеб являются ярчайшими образцами и образцами «святых страстотерпцев».

(Courtesy of Jacksonsauction.com)

Именные надписи на иконе выше:

Святой Князь Борис — «Святой Князь Борис»
Святой Князь Глеб — «Святой Князь Глеб»

Их история восходит к зарождению государственного православия в Киевской Руси; Великий князь Владимир своим указом обратил свой народ в восточное православие, по сути, «обращай, а то…». Именно поэтому он является святым в восточном православии.

Согласно старой легенде, когда умер Владимир, советники сказали Борису, что он должен устранить своего сводного брата Святополка, старшего сына Владимира, и взять под свой контроль. Борис отказался поднять руку на брата.

Святополк, однако, был не столь этичен. Он подослал убийц, чтобы убить Бориса. Предположительно, они нашли его молящимся перед иконой Иисуса. Увидев происходящее, Борис покорно взмолился о силе и дал убить себя. Святополк хотел всего богатства и власти, без возможных соперников.

Тогда Святополк послал сказать другому брату, Глебу, что он должен приехать, потому что их отец болен. По пути туда на лодке до него дошла весть, что отец их умер и что брат его Борис убит Святополком. Он плакал о них. Его лодку захватили убийцы, Глеб тоже был убит.

Из-за своей невинной и безропотной смерти (по крайней мере, согласно переданному сообщению) Борис и Глеб были объявлены первыми «родными» святыми Киевской Руси. Это официальное провозглашение и признание церковью святости человека называется в русском православии «прославлением». Итак, Борис и Глеб были «прославлены» в 1071 г. и известны как первые «русские» святые (хотя Киевская Русь и более поздняя Россия вовсе не эквивалентны).

Следует отметить, что традиционное повествование о смерти Бориса и Глеба не совсем согласуется со всеми историческими свидетельствами того времени, но опять же, здесь мы имеем дело с агиографией, историями, рассказываемыми по религиозным или религиозно-политическим мотивам, поэтому не следует ожидать, что они во всех отношениях соответствуют действительности.

Есть и другие «святые страстотерпцы» в русском православии. Вероятно, самый противоречивый также является одним из самых последних. — Царь Николай II, который, несмотря на свою катастрофическую царскую некомпетентность и сомнительную личную жизнь, был «прославлен» Русской Православной Церковью 20 августа 2000 года как «страстотерпец» за то, что он и его семья (которые также были объявлены «страстотерпцами») были убиты коммунистами.

Но давайте посмотрим на более сложную иконку одного Бориса. Этот прекрасно расписанный образец конца 19 века выполнен в «неовизантийской» манере. Вы помните, что существует три стиля русской иконописи, грубо говоря: старая стилизованная манера, более поздняя «западная» или реалистическая манера, принятая под западноевропейским влиянием, и их смесь. Неовизантийский стиль — это подкатегория «реалистической» манеры, которая смешивает более реалистическую живопись с формальным, «иератическим» видом более раннего византийского искусства, отсюда и название «неовизантийский»:

(любезно предоставлено Jacksonsauction. com)

Борис одет в очень изысканные королевские одежды, с копьем в одной руке (чтобы показать свою власть) и украшенным драгоценными камнями крестом мученичества в другой. №

Внешний вид этой иконы с искусной ложноэмалевой каймой и сильно прорезанным и узорчатым золотым фоном очень типичен для второй половины XIX – начала XX века, но детализация в этом образце весьма поразительна. Посмотрите, с какой тщательностью живописец изобразил богато украшенные, расшитые жемчугом и инкрустированные драгоценными камнями халаты, и искусные «булатные» узоры на халатах и ​​даже на туфлях:

(Courtesy of Jacksonsauction.com)

Как и на многих иконах, Иисус изображен в облаках над святым. Но здесь надпись на Евангелии, которое он держит открытым, заметно отличается. Вместо обычных надписей в этой книге текст Иоанна 16:21:

(Courtesy of Jacksonsauction.com)

Жена егда раждает, скорбь имат, иако прииде бог егда же родит отроча, ктомоу не помнит скорби за радость, иако родися человек в мир.

Добавить комментарий