Вербальное и невербальное общение психология: Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства общения в обучении детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности

Программа материала
Оглавление:
    Татьяна Викторовна Лисовская
        г. Минск
        Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
        Министерства образования Республики Беларусь
        
        Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
        
        Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и пре …
    Татьяна Викторовна Лисовская
        г. Минск
        Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
        Министерства образования Республики Беларусь
        
        Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
        
        Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

        
        Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности. Поддерживающая коммуникация является основой жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт.
        Поддерживающая коммуникация предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже если ребенок сам не может говорить. Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с детьми с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности вербальные способы передачи фактической информации мало эффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации рассматриваемой категории детей.
    Развитие детей требует поиска и использования иных средств, которые бы способствовали развитию индивидуального «я», созданию положительной атмосферы в классе.
        
        Ограниченные речевые возможности, особенно в аудитивно-вокальном (слухо-произносительном) отношении, делают необходимым использование альтернативных форм коммуникации, основанных на визуально-моторном восприятии (предметы-заменители слов, жесты, рисунки, символы). От учителя требуется умение владеть перцептивным общением, основанным на восприятии самого ученика, его выразительных движений, внешних проявлений самочувствия и переживаний. На основе восприятия ученика учитель проникает в его внутренний мир, пытаясь почувствовать его состояние, мотивы его действий и поведения. Взаимоотношение является одним из основополагающих элементов общения на уроке. Оно зависит во многом от понимания учителем детей безотносительно от того, владеют они речью или нет.
        
        В отечественной специальной психолого-педагогической литературе нами не обнаружены материалы по использованию невербальной коммуникации в обучении детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Вместе с тем сама по себе проблема внеречевого общения вызвала интерес многих ученых, представителей экспериментальной и прикладной психологии, общей и специальной педагогики.
        
        О невербальной коммуникации имеются отдельные исследования. Богаче и шире представлена эта тема в зарубежной литературе (Клиф Каннингем и др., 1985, Джон Миллер, 1992) Однако признается, что альтернативные средства общения не могут полностью заменить речь в нашей словесной культуре. Выбор невербальной коммуникации в качестве главного средства взаимодействия с ребенком осуществляется на основе тщательной оценки ресурсов последнего, возможностей овладения словесной речью.
        
        Цель обучения коммуникации ребенка с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности заключается в том, чтобы дать ему такой язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение – это способ добиться удовлетворения своих потребностей.
        
        Обратимся к невербальной коммуникации, учитывая возможности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности.
    В качестве наиболее важного компонента в неречевой коммуникации признается жест, т.е. выразительное движение рук. Жест (кинесика) – это один из прагматических навыков. Прагматические навыки позволяют соотносить речь с физическим и социальным контекстами, то есть «сказать то, что нужно, в нужное время, в нужном месте». Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой – «здравствуй», прощальный жест – «пока», пожатие руки, кивок головы – «да», покачивание головы из стороны в сторону – «нет», воздушный поцелуй. Жесты направлены на то, чтобы: вооружать ребенка средствами коммуникации и способствовать ее улучшению; быть функциональными, то есть в процессе повседневной деятельности ими можно было часто пользоваться; быть для ребенка легко выполнимыми. Учатся жестам главным образом путем подражания. В разных культурах свои жесты, и ребенок усваивает ту совокупность жестов, которой пользуются окружающие его люди.

        
        Первые шаги использования на практике жестов, как средства невербальной коммуникации позволили нам сформулировать несколько этапов. Первый этап – этап так называемой предкоммуникации, на котором создаются ситуации общения. Эти ситуации вынуждают ребенка пойти на контакт со взрослым, с целью удовлетворения желаний первого. Привлечение внимания взрослого к себе может быть произведено с помощью нажатия звуковой кнопки, хлопками, ударами по звучащим предметам (бубен), совершением действия (подойти к интересующему объекту). На этом этапе самое важное – это получение ребенком радости от общение, которое становится неотъемлемой частью его существования, как еда, сон. Второй этап – это этап коммуникации, направленной на себя. На этом этапе происходит обучение ребенка указательному жесту, направленному на себя, в смысле «я». Это необходимо, в первую очередь, для ознакомления ребенка с частями своего собственного тела (где глаза, где рот, где живот и т.д.), чтобы в последующем он смог выполнить жест, например, «хочу пить, хочу есть» или «болит живот» и поднести руку к соответствующим частям тела.
    Третий этап – это этап коммуникации, направленной на ближайшее окружение. На этом этапе основным вновь остается указательный жест, но он направлен не на себя, а в сторону ближайшего окружения, например, туда, где находится интересующий ребенка объект (в сторону двери, в смысле «хочу выйти или хочу открыть» в зависимости от конкретной ситуации). Жест не исключает, даже предполагает синхронное использование слов. Педагог при обучении ребенка жесту оказывает ему помощь: он кладет свою руку на руку ребенка и помогает ему в выполнении движения. Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребенка. При общении с помощью жестов, ребенок побуждается к произношению звуков, слов.
        
        Поддерживающая коммуникация, выполняющая роль развития речи, дополняется обучением «чтению» и «письму». Термины «чтение», «письмо» употребляются в более широком значении, чем традиционные чтение и письмо. «Чтение» включает умение распознавать (понимать) ситуации, узнавать предметы, их изображения, умение читать символы, пиктограммы и отдельные слова (глобальное чтение), привязанные к определенной ситуации.

        
        Письмо является также специфическим. Для данной категории детей письмо понимается не как написание слов и текстов как таковых, а как освоение дополнительных способов самовыражения и установление контакта с окружающими. При помощи «письма» ребенок, например, может выразить свои переживания, сообщить о них окружающим. Ситуативное «письмо» выражает сообщение с помощью предметов (ложка может служить сообщением «хочу есть», стакан – «хочу пить»). Ученик «пишет» картинками (подбирает картинки, что он хотел бы съесть, что хочет купить в магазине, что хочет надеть. Наконец, ученик может «писать» символами, печатными буквами, целыми словами, подбирая их для сообщения. Чтение и письмо служат целям общения.
        
        Желанию общаться и радости от общения на первых порах отводится первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Важно, чтобы ребенок почувствовал успех. Приближенность к жизни и жизненная значимость учебно-тренировочной ситуации имеют особое значение. Усвоение способов вербального и невербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Основное внимание во время занятия направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).
        
        Резюме
        
        Коммуникативную роль играют все проявления поведения человека, включая зрительный контакт и жесты. Мы всегда должны интерпретировать поведение ребенка как коммуникативное. Обучение осуществляется на таком уровне, на котором успеха может достичь каждый ребенок. Ключ к успешному овладению языком – это большая практика в социальном взаимодействии в реальных жизненных условиях.
         
    Рассказать друзьям:

Вербальное и невербальное общение ~ Проза (Психология)

[Алексей Гадаев]

Версия для печати

­В конце XIX века вышедший на пенсию учитель математики Вильгельм фон Остин загорелся модной по тем временам идеей развить у животных интеллект. Сначала он попробовал научить арифметическому счету кошек, но безуспешно. Затем взялся за медведя, но тоже тщетно. Тогда Остин решил попробовать обучить лошадь. В.Остин, владелец чудо-коня. История чудо-коня — наглядный пример невербальной коммуникации. Чудо-конь реагировал на почти незаметные бессознательные движения окружающих его людей.
Между людьми невербальное поведение как средство общения основано на незаметных бессознательных или сознательных сигналах о наших установках, чувствах и социальном статусе.
Что есть вербальное и невербальное общение?
Вербализация (лат. Verbalis – словесный) – словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения.
Общение – включает в себя 3 раздельных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Обычно рассматриваются такие виды общения, как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и незаинтересованное, деловое, личное и межличностное раппортное (Это общение с односторонним доверием (в психологической практике чаще доверяет клиент).
При интеллектуальном общении используются слова, при эмоциональном общении – эмоции, чувства при ориентировочном – ощущения и восприятия, при кинестетическом например, обмен памятными подарками (кинестетическое общение – это жесты, осанка, движения глаз и тела. Вы также можете включить тон голоса и физический контакт), при волевом общении – суггестия (внушение, сугге́стия (лат. suggestio) — психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок), контрсугестия ((недоверием к сообщению (слова, действия и т.д.)).
Наряду с вербальным общением выделяют невербальное, которое выполняет функцию дополнения и замещение речевого высказывания, а также функции регуляции межличностных состояний

Материал Википедии
Невербальное общение
(язык тела) — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов(передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата
Понятие невербального общения Существуют две проблемы понимания невербального общения:
во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Происхождение невербальных способов общения С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:
биологическая эволюция;
культура.
Функции невербального кода Невербальные средства общения нужны для того, чтобы:
1.регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами;
2.обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста;
3.выражать эмоции и отражать истолкование ситуации;
4.помогать в учебной деятельности;
5.сообщать о своем согласии или несогласии;
6.общаться с глухими и слабослышащими.
Невербальный компонент и его структура Уровни анализа невербального общения
Типы и виды коммуникацийОбласти научного знания и группыПриемы и средства 1. Фонационные средства а) экстралингвистика(внеречевая система)
б) паралингвистика(околоречевая система)
в) просодия (др.-греч. προσῳδία «ударение»), также просо́дика — учение об ударении (в первую очередь музыкальном), занимающееся слогами с точки зрения их ударности и протяжённости. пауза; темп речи; вздох; плач; кашель;
гелоскопия (ГЕЛОСКОПИЯ (от греч. gelo — «смеюсь») — гадание по смеху, определение характера человека и получение какого-л. предзнаменования по тому, как он смеется: кто много смеется — добродушный, открытый человек)
вокальные качества голоса; диапазон; тембр
фразовое ударение, синтагматическое ударение, логическое ударение; тон; интонация. 2. Оптико-кинетические
средства а) выразительные движения
б) физиогномика
в) окулесика или окуломантия (Окулесика (англ. oculesics от лат. oculus — глаз) — исследование зрительного контакта, поведения глаз. Будучи неотъемлемой частью мимики, передаёт информацию синхронно с другими частями лица. Окулесика изучает поведенческие аспекты глаз и использование взгляда в качестве способа невербальной коммуникации. Глаза могут передавать доминирование, подчинение, вовлечённость, отстранённость, позитивное или негативное впечатление), ОКУЛОМАНТИЯ (от лат. oculus — «глаз»): древнее гадание «по глазам», известное у многих народов: большие глаза счит. признаком доброты, честности, склонности к лидерству, маленькие указ. на замкнутость и стремление оставаться в тени. мимика; жесты; позы; осанка; походка
внешние признаки лица: нос, уши, глаза; френология (Френологияэто наука о строении черепа и его взаимосвязи с психологическими особенностями человека).
направление взгляда, длительность и частота 3. Знако-символические средства а) системология
б) графология
в) актоника (Актоника (действия, ритуалы, поступки, что-либо означающие)

наука о знаковых и коммуникативных функция пищи, напитков, приемах пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений. Гастика – семиотика еды, пищи. Исторически еда тесно связана с такими культурными явлениями как триада: смерть, плодородие, жизнь, а также жертвоприношение. Это имеет отражение в языках: жертва, жрец, жрать, жратва – однокоренные.
г) гастика — наука о знаковых и коммуникативных функция пищи, напитков, приемах пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений. Гастика – семиотика еды, пищи. Исторически еда тесно связана с такими культурными явлениями как триада: смерть, плодородие, жизнь, а также жертвоприношение. Это имеет отражение в языках: жертва, жрец, жрать, жратва – однокоренные.
д) хирософия и подомантия
е) стерномантия (способ раскрытия характера женщины по форме и объему груди).
ж) онихомантия — это гадание по внешнему виду и состоянию ногтей. з) нумерология
и) молеософия предметы, окружающие человека в жизни
особенности почерка
поступки человека
пища, напитки
особенности формы рук, флексорных линий и
холмов на ладони; дерматоглифика; линии на
ступнях ноги
особенности формы и объёма грудиженщины
особенности формы и цвета ногтей
дата рождения, фамилия и имя человека
родинки 4. Тактильные средства
(обоняние, осязание, слух
и вкус) а) гаптика или такесика
б) сенсорика
в) аускультация
г) одорика (ольфакция) прикосновения
чувственное восприятие человека другой культуры
слуховое восприятие звуков и аудиальное
поведение
запахи парфюма, табака, еды… 5. Пространственно–временные средства а) проксемика (Проксемика (от англ. proximity — близость) —пространственная и временная знаковая системы общения.
б) хронемика расположение собеседников и дистанция
между ними
способ использования времени: монохронный тип
(возможен только один вид деятельности в одно и то
же время) и полихронный (несколько дел) Факторы, влияющие на невербальные знаки
национально-культурные особенности;
состояние здоровья;
профессиональный этикет;
социальный статус;
принадлежность к определённой возрастной группе.

Рейтинг работы: 7
Количество отзывов: 1
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 276
© 13.01.2020г. Алексей Гадаев
Свидетельство о публикации: izba-2020-2710809

Метки: вербальное и невербальное общение,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Галина Титова       20. 01.2023   20:16:30
Отзыв:   положительный
Невербальное средство общения имеет виды:
К невербальным знакам относится:
язык тела,
жесты,
мимика,
положение тела в пространстве,
проксимика,
тактильная коммуникация одежда и внешний вид.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникаторов.


Добавить отзыв


0 / 500


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*) 



Прогнозирование поведения на основе невербального поведения

В нескольких сообщениях в блогах, которые я написал, важной темой является общение. Позвольте мне выделить несколько предложений из этих сообщений, чтобы проиллюстрировать это:

  • Лицо, вероятно, первое, на что мы смотрим, когда встречаемся. Одной из социальных функций лица является невербальное общение .
  • Очень естественно смотреть кому-то в лицо, когда мы разговариваем . Часто мы делаем это не думая, бессознательно.
  • Люди — существа общительные, и мы разработали множество способов передачи  наших сообщений, мыслей и чувств другим людям.

Общение — это естественное поведение, и все демонстрируют такое поведение. Нельзя не общаться, мы обмениваемся информацией друг с другом почти непрерывно.

Вербальная и невербальная коммуникация

Мы различаем вербальную коммуникацию, которая включает в себя общение с помощью слов, и невербальную коммуникацию, которая включает в себя общение с помощью языка тела. Последнее включает выражение лица, голоса и позы, а также прикосновение, близость и взгляд. Мы используем невербальную коммуникацию, чтобы сообщить другим людям, что мы чувствуем и, вероятно, будем себя вести.

Прогнозирование поведения на основе невербального поведения

Очень полезно заранее знать, как кто-то будет себя вести. Важным сигналом для этого является невербальное поведение. Это может быть очень удобно, например, когда вы играете в игры. Тогда вы сможете увидеть, каким будет следующий ход противника. Если, конечно, кто-то не покажет хороший покерфейс.

Предположим, игрок в дартс готов бросить дротик, демонстрируя улыбку на лице. Сможет ли он набрать необходимое количество очков, а не промахнется, если будет выглядеть сварливо? Было проведено исследование, чтобы выяснить это.

Наблюдение за различиями в невербальном поведении

Команда Филипа Ферли хотела выяснить, можно ли определить различия в невербальном поведении как функцию хорошей и плохой успеваемости. Для этого они использовали рейтинг тонких ломтиков.

Тонкие срезы описывают способность находить закономерности в событиях, основываясь только на «тонких срезах» или узких окнах опыта. Всего за долю секунды наблюдатели делают выводы о состоянии, характеристиках или деталях человека или ситуации с минимальным количеством информации [источник]. Вместо длинных видеороликов исследователи использовали короткие ролики, средняя продолжительность которых составляла всего 4 секунды. Таким образом, они запечатлели самое первое впечатление.

Использование анализа выражений лица для прогнозирования результатов игрока в дартс

В ходе исследования наблюдатели просматривали телевизионные видеозаписи первых двух раундов Чемпионата мира по дартсу PDC 2017 года. Были проверены две категории производительности для каждого игрока в дартс:

  • Категория высокой производительности с возможным диапазоном очков 103-180: две большие тройки (17-20 очков) и как минимум одна одиночная (1-20 и 25) или лучше.
  • Низкоэффективная категория с диапазоном оценок от 0 до 75: только единичные оценки или отсутствие оценок.

Все видеоролики были проанализированы с помощью FaceReader. Измерялись интенсивности Единиц Действия, эмоциональная мимика, валентность и возбуждение.

Кроме того, было рассчитано время подготовки трех отдельных дротиков, составляющих бросок. Начальная точка каждого видео определялась как первый кадр, в котором игрок совершал четкое движение вверх с дротиком, который должен быть брошен в метательной руке. Конечная точка последовательности метаний определялась как последний кадр перед тем, как дротик покинул руку. Все три сцены броска перед выступлением были объединены в один видеоклип.


БЕСПЛАТНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ: Методология FaceReader

Загрузите бесплатную методологическую заметку FaceReader, чтобы узнать больше о теории анализа выражения лица.

  • Как работает FaceReader
  • Подробнее о калибровке
  • Оценка качества анализа и вывода вместе как это как это оценивается на соревнованиях) на основе невербального поведения игрока в дартс перед выступлением. Поэтому был доступен цифровой ползунок со шкалой в 180 баллов, где левый полюс представлял 0 баллов (самая низкая возможная производительность), а правый полюс представлял 180 баллов (максимально возможная производительность).

    Использование выражений лица для создания положительного впечатления

    Исследовательская группа обнаружила, что наблюдатели могли правильно различать высокие и низкие результаты отдельных игроков в дартс на основе коротких проблесков подготовительного невербального поведения. Кроме того, время подготовки к выступлению, нейтральные и грустные выражения, а также возбуждение коррелировали с последующим выступлением. Из всех этих признаков можно вывести производительность профессионального игрока в дартс.

    Однако исследователи отмечают, что все эти корреляции малы и объясняют лишь небольшую часть дисперсии. Кроме того, они были ограничены использованием видеоматериалов, транслируемых по телевидению, которые могли не показывать все время предварительной подготовки, которое на самом деле потребовалось игроку в дартс.

    Для прикладных исследований может быть интересно изучить возможность того, могут ли спортсмены преднамеренно использовать определенное выражение лица для создания благоприятного впечатления у наблюдателей, таких как противники или зрители.

    Ссылки

    • Ферли, П. (2021). Природа и культура невербального поведения в спорте: теория, методика, обзор литературы. Международный обзор психологии спорта и физических упражнений , https://doi.org/10.1080/1750984X.2021.1894594
    • Ферли, П., Клингнер, Ф. и Меммерт, Д. (2021). Невербальные выражения перед выступлением профессиональных игроков в дартс различают хорошее и плохое выступление. Scientific Report s , 11 , 20147. 0 Развенчание мифа о том, что 93% общения осуществляется невербально

      Существует миф о том, что «93 % общения осуществляется невербально». Смотрите здесь, здесь и здесь. Это лишь некоторые из множества статей, подтверждающих это утверждение, которые мне удалось найти.

      Независимо от того, знаете ли вы об этой идее об общении или нет, задумывались ли вы об этом или уделяли ей внимание, или нет, она была настойчивой. Довольно часто люди говорят или думают о том, как работает общение. Есть твиты и интернет-комментарии, повторяющие то же самое. Бесчисленные статьи по бизнесу и психологии изобилуют той или иной версией этого вывода от предполагаемых «экспертов» в области коммуникации. Я даже слышал, как это утверждение повторялось на, безусловно, дорогостоящем корпоративном тренинге по трудоустройству.

      Люди говорят и думают так. Я не знаю почему, потому что это неправильно. Не верьте этому.

      На самом деле, вы можете использовать фразу «X% общения невербальное», как условное обозначение. Если кто-то говорит это, вы знаете, что они не знают, о чем говорят.

      Существует множество вредных идей о коммуникации. Это только один из них.

      Это вредный взгляд на коммуникацию, потому что он рассматривает коммуникацию как переменную, а не как процесс. Также странным образом предполагается, что получатели могут вывести некоторый точный процент предполагаемого значения отправителя, что на самом деле неизвестно.
       


      История этого коварного маленького самородка восходит к 1967 году. Известный психолог Альберт Меграбян опубликовал два исследования о «несоответствии сообщений». Несоответствие сообщения для Мехрабяна было ситуацией, когда вербальное и невербальное поведение говорящего не совпадало. Меграбян заметил, как часто люди принимают решения, когда слова говорящего «говорят» одно, а невербальное поведение «говорит» другое. В этом заключалась суть его расследования.

      Мехрабиан провел два эксперимента со 137 студентами колледжей — даже близко не к репрезентативной выборке — и определил, что 7 % решений были основаны на устном сообщении, 38 % на тоне голоса и 55 % на невербальном языке тела. 38+55=93.

      Со временем это и подобные утверждения повторялись и стали тем, что мы коллективно «знаем» об общении.

      Мехрабян, наш психолог, о котором идет речь, позже дистанцировался от своего собственного утверждения, заявив, что он никогда не имел в виду, что его открытие применимо ко всем коммуникациям. Это правильно, это не так. Почему-то люди не поняли этого сообщения.

      Само исследование было элементарным исследованием поведения. Это проистекает из психологического подхода, который совершенно ошибочен с точки зрения коммуникации. Для психологов и многих других коммуникация — всего лишь переменный, а не динамический процесс. Эта точка зрения была распространена во время исследований Мехрабяна и в основном сохраняется в психологии сегодня. Доказательств этому предостаточно. Психологический взгляд на общение ограничен определенным образом, что ограничивает возможности понимать общение и делать его лучше.
       


      Помимо того, что это устаревшее научное открытие, заявление просто не выдерживает критики. Различие между «вербальной» и «невербальной» коммуникацией, по крайней мере, таким традиционным способом, не имеет особого смысла.

      Вербальные и невербальные элементы взаимодействуют в общении. Коммуникация — это процесс, а не переменная. Я признаю, что различие между «вербальным» и «невербальным» кажется интуитивным и разумным выбором. Это простой способ справиться с чем-то, что может быть ошеломляющим. Это все еще не делает его правильным способом нарезать пирог. Подобные мысли избегают отношения к общению как к постоянно продолжающемуся процессу, что, безусловно, так и есть.

      X% общения осуществляется невербально, и другие заявления, подобные этому, являются ярким примером неправильного подхода к общению. Невозможно указать таким образом на какой-либо аспект общения и сказать, что 93 % значения исходит оттуда. Нет смысла думать об общении таким образом. Это бесполезно.

      Слова, поведение и тон голоса все  символические. Жесты имеют значение и оказывают влияние так же, как и слова. Они взаимодействуют друг с другом. Другой канал — если хотите — аналогичный результат. Лучше делать выводы как из того, что кто-то говорит, так и из того, что он делает, контекста, в котором вы находитесь, целей разговора и других важных факторов, вместо того, чтобы приписывать какой-то магический процент общения к тону голоса или языку тела.
       


      Я подвергаю сомнению строгие, традиционные вербальные и невербальные различия в научном и концептуальном смысле. Однако уроки игроков в покер, полицейских следователей и специалистов по распознаванию лиц и человеческого поведения указывают на потенциал более внимательного отношения к невербальному общению.

      Когда люди разговаривают во время разговора, говорящие и слушающие часто демонстрируют различные комбинированные вербальные и невербальные реакции, показывающие, что они понимают, что они имеют в виду или подчеркивают, или маскируют свои намерения. Вербальное и невербальное поведение сочетаются друг с другом. «Хорошо» сопровождается кивком головы — простым, малоиспользуемым средством общения. Если ты киваешь, ты классный. Такие сигналы, как сигнал кивания, «продолжают» к говорящему. Зрительный контакт — тоже простой и довольно недооцененный. И наоборот, слушатели могут показывать озадаченное выражение лица или говорить «подожди секунду», пытаясь сигнализировать о непонимании. Эти сигналы могут позволить вашему собеседнику сделать паузу, переоценить и помочь вам обоим сосредоточиться на трудных моментах.

      Невербальное общение дает много информации. Жесты и выражения лица оказывают реальное, мощное воздействие. Например:

      Комплементарность  — машете рукой во время приветствия или трясете кулаком, сердито приближаясь
      Синхронность  — согласовываете свое поведение с поведением другого человека использовать для во-вторых», чтобы кокетничать или означать «остановись» или «брось это»

      Доминирование часто выражается невербально. Мужчины все время доминируют над женщинами невербально всеми возможными способами через их позы и «мэнспрэдинг».

      Существует множество важных невербальных действий. Цифровые каналы и технологии усложняют все это, и в зависимости от того, о каком канале или платформе идет речь, выражения невербальных форм общения могут различаться. Физические пространства — еще один «невербальный» элемент, формирующий коммуникацию. Изучение этого называется проксемикой.

      Если вы хотите немного глубже погрузиться в невербальное общение, книга Джо Наварро «Что говорят все: руководство бывшего агента ФБР для людей, умеющих быстро читать» — достойная книга, которую можно взять в местной библиотеке. Если вам нравится играть в карты, а может быть, даже если нет, вам также стоит ознакомиться с книгой Закари Элвуда «Чтение покерных подсказок», чтобы получить представление о конкретных контекстах невербального общения. В качестве альтернативы вы можете просто начать уделять больше внимания невербальному общению вокруг вас.

      ——

      Как видите, невербальное общение становится довольно сложным. Но более того, попытка разделить общение на вербальное и невербальное или приписать определенный процент общения тому или другому не просто невозможно, это не помогает нам лучше общаться или улучшать наши отношения. Стоит подумать о том, как все способы, которыми мы используем символы — слова, жесты, тон, пространство или любой из множества других символических элементов — придают смысл другим.

Добавить комментарий