1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем предпочтения индивидом каждой их них.
Для более целостного понимания ценностных ориентаций ученые выделяют типы систем ценностей, основные виды по уровню их организации. Так В.В. Гаврилюк и Н.А. Трикоз, в одной из своих публикаций выделяют четыре основных типа систем ценностей: «– смысложизненную систему, объединяющую ценности человеческой жизни, определяющую цели бытия, человеческой сущности, ценности свободы, правды, красоты, т.е. общечеловеческие ценности; – витальную систему – это ценности сохранения и поддержания повседневной жизни, здоровья, безопасности, комфорта; – интеракционистскую систему – это ценности и суждения важные в межличностном и групповом общении: хорошие отношения, спокойная совесть, власть, взаимопомощь…; – социализационную систему – ценности, которые определяют процесс формирования личности: социально одобряемые и наоборот» [7,c.
Барабанщиков В.А. в своей статье «Системная организация и развитие психики» в результате анализа основных видов ценностей специалистами выделяет три уровня их организации:
«Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные; духовные ценности в свою очередь дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и др., социальные – на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и т.д.» [4, c. 30].
«Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.п.» [4, c. 34].
«Наиболее характерные способы поведения личности, выраженные в реализации и закреплении ценностей свойств» [4, c. 37].
В этой же статье автор отмечает, что «получены эмпирические данные, доказывающие, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер.
Иностранным психологом Ш. Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в которой типы ценностей практически интерпретированы как способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные – критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности – не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру.
Ценности включают пять необходимых черт:
а) они всегда есть представления или верования;
б) знания о состояниях, которых желательно достичь;
в) следы специфических ситуаций;
г) содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;
д) имеют некоторую степень важности.
Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания.
Мы опираемся на положения концепции М. Рокича, то есть, рассматриваем иерархию ценностей как структуру предпочтений индивидом каждой ценности. Согласно классификации ценностей Рокича, мы рассматривали два класса ценностей – терминальные, ценности – цели, и инструментальные, ценности – средства, (Рокич, 1973). В рамках данной теории общее число ценностей сравнительно невелико, и в связи с этим люди обладают одними и теми же ценностями, но различия можно наблюдать не в самих ценностях, а в системе их организации. То есть, изучать необходимо именно ценностные ориентации.
Этой же задаче служит и разработанная Шварцем типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей индивида с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).
Впоследствии проблема ценностей была и более определенно включена в контекст социального познания. А. Тэшфелу принадлежит идея рассмотрения ценностей как одного из детерминант этого процесса.
Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные – добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни – хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями [10,c.51].
Вплетение ценностей в процесс познания социального мира существует на всем протяжении социализации человека, однако, при некоторых условиях роль ценностей в этом процессе становится особенно значимой. Это проявляется тогда, когда сами ценности претерпевают изменения. Пока они неизменны, новая информация отбирается и интерпретируется так, чтобы «подтвердить» и «поддержать» структуру ценностно-нагруженных категорий: новая информация здесь не используется для того, чтобы что-то «исправить» в старых представлениях. Мы попросту от нее отказываемся, чтобы не допускать противоречии в наших суждениях.
При этом возникают два типа ошибок: «сверхвключение» и «сверхисключение». Их свойство заключается в том, что при «сверхвключении» в категорию включаются объекты, которые на самом деле к ней не относятся. Логика здесь в том, чтобы в негативно-нагруженную категорию обязательно включить всех, кто, на наш взгляд, обладает отрицательными в терминах ценностей качествами. Если для кого-то весьма сомнительна «ценность» легкомысленного поведения девушек, то подозрительность заставляет включить экстравагантно одетую представительницу прекрасного пола в категорию чуть ли не «уличной девки».
Важнейший компонент социального контекста социального познания – социальные ценности. Их влияние на процесс категоризации особенно значимо потому, что по сравнению с теми искажениями информации, которые связаны с недостатком ее или с индивидуальными психологическими особенностями познающего субъекта, «субъективность» оценок под воздействием социальных ценностей значительно больше.
Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.
Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.
Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли М. Рокич и Ш. Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира.
Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
СТРУКТУРА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2023 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Поколенческие и гендерные факторы структуры ценностных ориентаций
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция E3S. Том 210, 2020 Инновационные технологии в науке и образовании (ИТСЕ-2020) | |
---|---|---|
Номер статьи | 17015 | |
Количество страниц) | 8 | |
Секция | Социальные детерминанты и поведение в отношении здоровья | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021017015 | |
Опубликовано онлайн | 04 декабря 2020 г. |
Сиврикова Надежда * , Пташко Татьяна, Черникова Елена, Моисеева Елена и Рослякова Светлана
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск проспект Ленина, 69, Россия
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
Большой интерес к изучению ценностных ориентаций человека объясняется их решающей ролью в объяснении поведения человека. Предыдущие исследования показали, что демографические факторы влияют на систему ценностей людей. За последние 20 лет было проведено несколько массовых опросов с широкой географией. Их результаты показали, что в мире происходят процессы трансформации в структуре культурных ценностей разных сообществ людей. Целью данного исследования было изучение влияния факторов поколения и пола на ценностные ориентации. Исследование было основано на теоретической модели культурных ценностей Шварца. В опросе приняли участие 384 жителя г. Челябинска и Челябинской области (Россия). Для сбора эмпирических данных использовали опросник Шварца на русском языке. В ходе исследования установлено, что представители советского поколения в большей степени ориентированы на консервативные ценности, а представители постсоветского поколения в большей степени придерживаются ценностей, отражающих их открытость опыту. В этом исследовании мужчины отличались от женщин большей приверженностью ценностям автономии и власти. При рассмотрении ценностей поколений в разрезе пола респондентов установлено, что гедонистические ценности и стремление к стимуляции и власти представлены U-образной кривой у мужчин и перевернутой U-образной кривой у женщин. Это позволяет сделать вывод, что в России условия экономической стабилизации приводят к повышению открытости опыту и доминированию среди мужчин. Для женщин эти условия делают менее значимым стремление к доминированию и высокому социальному статусу.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.
Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.
Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.
Ценностные ориентации и партийный выбор | Европейский избиратель: сравнительное исследование современных демократий
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский союзПолитическое поведениеОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский союзПолитическое поведениеОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Кнутсен, Оддбьерн и Стаффан Кумлин, «Ориентация ценностей и выбор партии», Европейский избиратель: сравнительное исследование современных демократий , Сравнительная политика ( Oxford , 2005; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 октября 2005 г. ), https://doi.org/10.1093/0199273219.003.0006, по состоянию на 14 июня 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks).
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский союзПолитическое поведениеОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЕвропейский избиратель: сравнительное исследование современных демократийСравнительная политикаСравнительная политикаЕвропейский союзПолитическое поведениеОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Общая гипотеза книги состоит в том, что сила долгосрочных факторов, объясняющих выбор сторон, постепенно ослабевает. Поскольку ценностные ориентации можно рассматривать как долгосрочные факторы, следует ожидать, что объяснительная сила ценностных ориентаций со временем будет снижаться. Однако эмпирические данные, приведенные в этой главе, свидетельствуют о том, что влияние ценностей регулируется политическим контекстом. Этот контекстуальный фактор включает в себя степень, в которой граждане учатся использовать идеологические ярлыки и концепции, степень, в которой они получают идеологические сигналы для выбора на основе ценностей, а также аффективную силу, с которой ценности поддерживаются. Явное снижение воспринимаемой партийной поляризации в 1990-е годы привели к снижению степени, в которой крайне экономические лево-правые ценности имеют значение для партийного выбора.
Ключевые слова: ценностные ориентации, новая политика, секуляризация
Предмет
Сравнительная политикаПолитическое поведениеЕвропейский союзСерия
Сравнительная политикаКоллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.